Роль детской общественной организации в системе воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Мы считаем, что соуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя, родители готовы к сотрудничеству с детьми, так как ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Поэтому главным условием успешности реализации Модели ученического соуправления «Планета Детства» является совместная социально-значимая деятельность педагогов и учеников.
Работа органов самоуправления будет только в том случае актуальной и важной, если вся жизнь воспитательного учреждения так построена, что замирание деятельности того или иного органа сейчас же отражается на работе учреждения и ощущается коллективом как недостаток.
Школа – наш второй дом. Школа для всех одна, и всем должно быть в ней уютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою, хоть самую небольшую роль в установлении порядка, в организации свободного времени – в общем, ощущать свою востребованность. Вообще, быть успешным, занимать активную жизненную позицию, уметь жить, общаться, обладать толерантным сознанием.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль детской общественной организации
в системе воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
В воспитательной системе школы особое место отводится формированию и развитию ученического самоуправления (соуправлению).
Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и дает обучающимся, педагогам и родителям право участвовать в управлении образовательного процесса.
Ученическое самоуправление - составная часть управленческого процесса школы, предоставляющая собой деятельность обучающихся, способствующая успешной жизни школы и саморазвитию личности в ней.
Организация самоуправления с детьми с ОВЗ вызывает определенные сложности, связанные с психофизическими особенностями воспитанников. Роль детского самоуправления в коррекционной школе, весьма значительна. Поэтому, мы организовали в нашем ОУ школьное самоуправление в форме соуправления, которое направлено на сотрудничество и взаимопомощь. Именно через коллективную деятельность на практике воспитанники с ОВЗ овладевают нравственными и другими общепринятыми нормами поведения.
В нашей школе создана модель ученического соуправления «Планета детства», это содружество детей и взрослых, которая функционирует с 2001года. В связи с введением новых стандартов в образовании за этот период многое видоизменялось и в организации соуправления, что и подтолкнуло к различным изменениям модели ученического соуправления, необходимости объединить коллектив взрослых (администрация, учителя, воспитатели, узкие специалисты).
В данный момент развитие соуправления в ОУ рассматривается в качестве одного из приоритетных образовательного процесса.
Цель – создание условий для формирования творческой, социально-активной личности на основе приобщения к общечеловеческим ценностям и содружества педагогов и воспитанников разного возраста.
Задачи ученического сооуправления:
Обеспечить воспитанникам возможность участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебно – воспитательного процесса.
Формировать осознанную гражданскую позицию и ценностное отношение к себе и окружающим.
Создавать условия, способствующие защите прав учащихся, их социализации и адаптации в обществе.
Поддерживать соуправленческую деятельность обучающихся, их участие в коллективной творческой деятельности, с учётом их потребностей и интересов.
Принципы построения ученического сооуправления:
Добровольности;
творческой активности;
равноправия всех обучающихся;
коллегиальности принятия решений;
приоритетности прав, обязанностей и интересов учащихся;
гуманности по отношению к каждой отдельной личности;
педагогического сопровождения;
Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
Экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и города, организация дежурства;
Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья;
Художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;
Шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
Информационная деятельность – письменная информация о жизни классов школы;
Профилактическая деятельность - организация дежурства по школе, контроль за посещаемостью и порядком .
Краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий и др.
Структура школьного соуправления
Высшим органом школьного самоуправления является Совет школы, состоящий из представителей ученического коллектива, администрации школы.
Описание изменений в образовательном процессе:
На сегодняшний день ученическое соуправление в школе-интернате – это участие ребят в управлении собственными делами, возглавляемое Активом старшеклассников на основе самодеятельности в принятии и реализации решений. В состав Совета входят 16 обучающихся из разных групп, основной костяк составляют девочки и мальчики из групп М2 и Д2. К работе данного органа привлекаются активисты групп Д1 и М1. Исполнительный орган Совета представлен следующими Комитетами:
Бюро полезных дел
ШИК – школьный игровой концерн
УЧКОМ
Патруль СОПИЭ
Пресс - центр
Вся работа проводится в соответствии с общешкольным планированием и строится в тесном сотрудничестве с воспитателями и узкими специалистами: библиотекарем, медицинским персоналом, работниками и администрацией ОУ.
Патруль СОПИЭ и Бюро полезных дел контролирует процесс организации дежурства по школе. Дети следят за излишним использованием электричества и водных ресурсов в школе.
В школе - интернате в рамках ученического соуправления систематически проводятся рейды-проверки по санитарному состоянию спальных и игровых комнат, акции «Живи, книга!» по состоянию учебников, совместно с библиотекарем совместно с педагогами операции «БУНТ», «У порога дома» по чистоте закрепленных участков на территории школы. Руководящие органы координируют и направляют работу ребят в этом направлении, что позволяет строить эту деятельность на открытости и справедливости. Результаты проведенных рейдов размещаются на информационном стенде совета воспитанников. Под руководством педагога – организатора школьные события отражаются в школьной газете «Эхо Планеты Детства», и на сайте ОУ, широко используются информационные технологии (интернет, составление презентаций), мультимедийные средства (видео-, аудио-фрагменты, рисунки, фотографии). Заседания обучающихся проходят 2 раза в месяц (решения и предложения заносятся в протоколы).
ШИК И УЧКОМ принимают активное участие в организации общешкольных мероприятий:
Традиционные дела ученического соуправления:
День учителя, Осенний бал, Новогодние праздники, Проведение спортивных праздников, «Дня защиты детей», Праздники, посвященные Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Масленица, Празднование Дня Святого Валентина, Торжественные линейки, посвященные началу, окончанию учебного года, итоговые линейки (каждый понедельник)
Организация обучения актива.
Система подготовки актива ученического соуправления:
- Анкетирование
- Тренинги, практикумы
- Деловые и ролевые игры (проводимые совместно с педагогом-психологом и социальным педагогом «Какой я на самом деле?», «Легко ли нам общаться?»)
- Представление презентаций «Новые законодательные акты по самоуправлению», «Школа лидеров» и т.д.
Организация соуправления позволяет воспитанникам почувствовать себя в новых социальных ролях, научится самостоятельно принимать решения и выполнять поручения, нести ответственность за полученное дело, учит налаживать деловые отношения, которые так необходимы во взрослой жизни.
В ходе трудовых дел ребята учатся быть активными, что не маловажно, и трудовая деятельность способствует снижению пассивности. Воспитанники учатся трудиться, приносить пользу себе, своей семье, школе. Участие в акциях по разным направлениям привлекают общественно значимой деятельностью, которая, нередко, выходит за пределы школы и выводит за собой ребят: например уборка улиц города, помощь ветеранам ВОВ. Акции «Неделя добрых дел», «От добрых слов, к поступкам добрым!»(вот например в этом году с целью уважения к старшим, людям преклонного возраста Актив Совета воспитанников, принял участие в праздничной концертной программе ко Дню пожилого человека. А также старшеклассники оказали помощь ветерану ВОВ в уборке территории от снега). В школе-интернате существует давняя традиция приглашать ветеранов на все школьные праздники. Для них организовываются «Встречи поколений» и специальные поздравления со значимыми событиями:9 мая, День учителя, День пожилого человека, Юбилей школы. Участие в общешкольных и городских праздниках всегда приносят много положительных эмоций, но вместе с тем и воспитывают в ребятах ответственность, аккуратность, стремление к прекрасному, чувство победы и соперничества, повышают активность и занятость во внеурочное время. Подготовка к праздникам собирает детей вместе, дает им возможность само реализоваться и проявить все свои лучшие качества и таланты. Может бытьэто и будет толчком для кого-то из них к выбору профессии, цели в жизни.
Но так как все изменяется, то и система организации соуправления необходимо постепенно изменять, применять наиболее новые формы и методы работы.
Мы считаем, что соуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя, родители готовы к сотрудничеству с детьми, так как ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Поэтому главным условием успешности реализации Модели ученического соуправления «Планета Детства» является совместная социально-значимая деятельность педагогов и учеников.
Работа органов самоуправления будет только в том случае актуальной и важной, если вся жизнь воспитательного учреждения так построена, что замирание деятельности того или иного органа сейчас же отражается на работе учреждения и ощущается коллективом как недостаток.
Школа – наш второй дом. Школа для всех одна, и всем должно быть в ней уютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою, хоть самую небольшую роль в установлении порядка, в организации свободного времени – в общем, ощущать свою востребованность. Вообще, быть успешным, занимать активную жизненную позицию, уметь жить, общаться, обладать толерантным сознанием.
Заключение:
Благодаря использованию современных методов, форм, технологий (компетентностно-ориентированные,информационные,личностно-ориентированные, педагогика сотрудничества и др.) данная модель ученического соуправления предоставляет обучающимся реальную возможность участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании организации, исполнении и анализе учебно – воспитательного процесса. В нашей школе, мы взрослые, видим в ребёнке не только ученика, которого следует обучать, но и своего товарища, союзника, с которым можно и нужно обсуждать всё происходящее в школе.
Выводы:
• Соуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.
• Его цель в современных условиях адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
• Соуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
• Наиболее успешным является разно уровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
• Соуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны.
Итоги работы школы по внедрению и реализации модели ученического соуправления за период 2001-2019 г.
Основные недостатки:
1. Остается не высоким уровень активности членов школьного коллектива, инициативу проявляет лишь небольшой процент учащихся, соуправление в первичных коллективах (классах) недостаточно развито;
2. Нет опережающего развития в педагогическом коллективе, без директивы сверху педагоги инициативы не проявляют, что ослабляет положительно влияние педагогов на учащихся.
Задачи на перспективу:
1. Продолжить совершенствование демократической системы управления школой.
2. Откорректировать самоуправление в классах в соответствии с анализом ситуации и с учетом особенностей общешкольного самоуправления и школьных традиций.
3. Активнее привлекать к совместной работе медицинских работников.
4. Организовать на должном уровне дежурство по столовой и проводить своевременный контроль.
5.Расширить социум взаимодействия со специалистами области в рамках соуправления.
6. Организовать систематическое обучение воспитанников основам школьного самоуправления и развивать активность.
7. Совершенствовать информационное обеспечение деятельности школы через газету, стенды и выставки.
8. Организовать регулярное изучение общественного мнения, популяризировать деятельность органов ученического самоуправления через школьные средства массовой информации и специальные мероприятия.
Информационные источники:
Нормативные документы:
1. Закон РФ об образовании
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
Интернет ресурсы:
1. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
2. http://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области
Дополнительные источники:
3. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. - www.pedlib.ru.
4. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 192 с.
5. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М.: Просвещение, 1983. - 425 с.
6. Жуков В.В. Ученическое самоуправление в школе: сегодня и завтра Киев: Радянська школа, 1989. - 334 с.
7. Опалихин В.М. Развитие ученического самоуправления в школе: (Актуальные проблемы), - М.: Знание, 1984. - 39 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль патриоитческого воспитатния в системе воспитательной работы школы-интерната
Опыт моей работы по патриотическому воспитанию воспитанников – это один из наших примеров, создания эффективной системы...
Методическая разработка "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы»
Сейчас школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции рос...
Методическая разработка Тема: "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы"
Школа не может быть безразличной к переменам в социально экономической структуре нашего общества. Она вносит коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания. Процесс этот никогда не зав...
Краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИРО Тема «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».
30 октября 2013 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока был проведен краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИ...
Выступление на форуме на тему: "Роль детской общественной организации в системе воспитательной работы"
В воспитательной системе школы особое место отводится формированию и развитию ученического самоуправления (соуправлению).Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образов...
Роль детской общественной организации «Милосердие» в формировании общечеловеческих ценностей
Опыт работы...
«Роль детских общественных организаций в воспитании личности»
Современная школа стоит на пути трансформации и переживает большие перемены, которые коренным образом отражаются на участниках образовательного процесса. Организация системы самоуправления в образован...