«Роль детских общественных организаций в воспитании личности»
статья
Современная школа стоит на пути трансформации и переживает большие перемены, которые коренным образом отражаются на участниках образовательного процесса. Организация системы самоуправления в образовании рассматривается сегодня как среда воспитания и развития личности, как способ ценностно-смыслового самоопределения учащихся в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_detskih_obshchestvennyh_organizatsiy_v_vospitanii_lichnosti_dubovtseva_m.v.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль детских общественных организаций в воспитании личности»
©
Автор: Дубовцева Марина Викторовна, педагог дополнительного образования МУ ДО ЦДТ. |
Современная школа стоит на пути трансформации и переживает большие перемены, которые коренным образом отражаются на участниках образовательного процесса.
Организация системы самоуправления в образовании рассматривается сегодня как среда воспитания и развития личности, как способ ценностно-смыслового самоопределения учащихся в социуме.
Сущность самоуправления раскрывается в его функциях:
- освоение управленческой функции даёт возможность учащимся осуществить самостоятельный выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность своих действий;
- адаптационная функция - обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе;
- прогностическая функция - помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы управленческой деятельности.
Знание функций и принципов деятельности ученического самоуправления способствуют построению системы его деятельности на четкой методологической основе:
- интегративная функция, даёт возможность сочетать групповые (семинары, школы актива, мастер- классы) и индивидуальные (беседы, консультации, творческие дела) виды деятельности, объединить усилия учащихся, педагогов, родителей для достижения тех или иных целей деятельности;
- организационное саморегулирование, предусматривает гибкость в реализации организаторских функций учащихся (проведение акций, смотров - конкурсов, реализаций проектов), устойчивое влияние актива на коллектив (проведение мастер - классов, школы актива), способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения управленческих задач.
- самоактивизация, помогает приобщению как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем, а также вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности;
- коллективный самоконтроль, позволяет осуществлять постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач.
В теории воспитания был сделан важный вывод о том, что самоуправление не может и не должно создаваться «сверху» формированием его органов, а должно «вырастать снизу» в процессе самоорганизации тех или иных видов деятельности. На практике мы видим объективность этой точки зрения. В этом случае самоуправление в своем развитии проходит следующие этапы:
- разделение конкретного дела на законченные части и объемы;
- формирование соответствующих микрогрупп;
- выбор ответственных за каждый участок деятельности;
- объединение ответственных в единый орган самоуправления;
- выбор главного ответственного лица.
Педагогический смысл такого подхода заключается в принципах самоуправления, а именно сплочение коллектива вокруг единой цели; единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов учащихся; динамичность и вариативность структуры органов самоуправления.
Педагоги создают своеобразное «поле лидерства» (М. И. Рожков), компонентами которого являются: стиль отношений в группе,
морально-психологический климат, способствующий формированию у школьников готовности к проявлению лидерских качеств; конструирование ситуаций, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа учащихся.
В исследованиях (В. Т. Кабуш, Б. Г. Закаблуковский, Л. И. Маленкова) выделены функции детских, молодежных организаций и объединений:
- развивающая функция - обеспечивают гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели;
- ориентационная функция – создаёт условия для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей, адаптации к условиям современной жизни;
- компенсаторная функция – активизирует реализацию потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия.
История детского движения свидетельствует о том, что объединения и организации достигают наиболее эффективных результатов, если они предоставляют своим членам возможность самовыражения, самореализации, самоусовершенствования и самоутверждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы»
Сейчас школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции рос...
Методическая разработка Тема: "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы"
Школа не может быть безразличной к переменам в социально экономической структуре нашего общества. Она вносит коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания. Процесс этот никогда не зав...
Выступление на форуме на тему: "Роль детской общественной организации в системе воспитательной работы"
В воспитательной системе школы особое место отводится формированию и развитию ученического самоуправления (соуправлению).Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образов...
Роль детской общественной организации «Милосердие» в формировании общечеловеческих ценностей
Опыт работы...
Роль детских общественных объединений в социализации личности подростка.
ldquo;Образование - это умение действовать в любых житейских ситуациях”....
Роль детской общественной организации в системе воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Мы считаем, что соуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя, родители готовы к сотрудничеству с детьми, так как ученическое самоуправление требует обязательного взаимодейст...
«РОЛЬ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЬЕДИНЕНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Детские объединения - это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, настоящее общество. Это один из путей социализации личности....