авторская программа "Основы культурологических знаний в школьной дисциплине МХК Восточного Забайкалья"
рабочая программа по мхк (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Отличительныи признаком программы является то, что кроме общеизвестных культур мира, в ней изучается культура народов Африканского континента, Мезоамерики; достаточное количество часов отводится на знакомство с культурой Восточной Азии и изучается этнокультура Забайкальского края, что является особо ценным для общеобразовательных школ этого региона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
авторская программа по МХК для Восточного Забайкалья | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»
Агинский район
Забайкальский край
Решение педсовета МОУ НОСОШ № 36 от 21.08.2014 г; | Утверждаю: Заместитель директора по УВР Лескова В.С. /_________/ 2014-2015 гг | Утверждаю: Директор МОУ НОСОШ Зодбоев А.А. /______/ 2014-2015 |
Авторская программа
для 8-11 классов
«Основы культурологических знаний
в школьной дисциплине МХК
Восточного Забайкалья»
136 часов
Программа разработана
Учителем ИЗО МХК
Культурологом
Спиричевой С.Н
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
21 век является веком взаимовлияния и взаимообогащения различных культур, созданных человечеством, веком широкого распространения культурных ценностей, веком аккультурации, где пространство национальной культуры подвергается сильному воздействию техногенной культуры.
В новом веке для того, чтобы обеспечить стабильное существование человека и общества, с одной стороны необходимо создать иммунитет национальной культуры, с другой стороны возникает необходимость обновления и обогащения национальной культуры новыми ценностями.
Такой ценностью стала формирующаяся как наука дисциплина «Культурология» как область знания, призванная сформировать системные представления о становлении, функционировании и взаимодействии личности и общества в культуре; раскрыть сущность культуры как основного содержания социальной истории, а духовность личности – как основание ее социальных потенций; акцентировать внимание на национальных чертах самобытности культуры.
Общие вопросы реализации культурологического подхода в образовательном процессе, его системообразующая роль обсуждаются в работах В.И. Андреева, Ю.А. Бельчикова, Е.В. Бондаревской, А.А. Кирсанова, А.Н. Ростовцева, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др. Культурологический подход определяется ими как практико-ориентированный инструмент комплексного осмысления «функционирования социокультурного опыта».
Цель программы: Культурологическая подготовка школьников к ориентации в современном научно-техническом мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений общества, способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур.
Культурологический подход имеет существенное значение для определения путей и тенденций развития межкультурной компетенции будущего специалиста.
Задачи:
- дать школьникам первоначальные сведения о культурологии, как научной дисциплине современного общества (социально-культурный и региональный аспекты; динамика культуры от первобытности до наших дней; морально-этический аспект и мировоззренческий);
- наполнить содержание программы методологическими подходами в культурологии, истории культуры, МХК (философско-исторический, этнический, искусствоведческий).
- дать сведения об истории культуры народов Западной Европы, Ближнего и дальнего Востова, а также Восточного Забайкалья (НРК);
- научить детей устанавливать взаимосвязь между культурами, видеть главное, находить общее, выделять особенное, глобально мыслить, делать собственные выводы и заключения.
В «Пояснительной записке к базисному учебному плану общеобразовательных учебных заведений России» говорится о том, что в его структуру входит инвариантная часть, обеспечивающая формирование личностных качеств школьников в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями, создающая единство общеобразовательного пространства на территории страны, и вариативную часть, отвечающую целям учета национальных, региональных и местных социокультурных особенностей и традиций, обеспечивающих индивидуальный характер развития школьников².
Предметом, отвечающим этим требованиям, служит школьная дисциплина «Мировая Художественная Культура».
Существующие современные программы по МХК не в полной мере устраивают школьных преподавателей в силу исторической интерпретации, неполноты охвата культур других народов мира и региональных особенностей.
Данная программа является долгосрочной, т.к. рассчитана на 136 часов. Содержательной ценностью программы является то, что она разработана на основе научных поисков и трудов следующих авторов: Пономарева Г.М. «Основы культурологии» - учебник для 10-11 классов; Горелов А.Н. «Культурология – краткий курс для вузов»; Иманакова Е.Г. «История культуры Восточного Забайкалья» - методическое указание; Рапацкая Л.А. «МХК» - программа курса в школе; Киященко Н.И. – программа курса в школе; Гомбоевой Д.Н. – программа для сельских школ Агинского округа и является комбинаторной.
По степени новизны программу можно назвать педагогической инновацией. Данная программа разработана педагогом по собственному замыслу с учетом личного педагогического опыта, и по потребностям учащихся Новоорловской школы Восточного Забайкалья.
Ценностные ориентиры программы
Отличительныи признаком программы является то, что кроме общеизвестных культур мира, в ней изучается культура народов Африканского континента, Мезоамерики; достаточное количество часов отводится на знакомство с культурой Восточной Азии и изучается этнокультура Забайкальского края, что является особо ценным для общеобразовательных школ этого региона.
Значение культурологических умений в повышении коммуникативной компетентности обсуждается в трудах И.А. Зимней, А.С. Карпова Т.А. Китайгородской, А.В. Мудрика и др.
Содержание РК (региональный компонент) опирается на следующие принципы:
- принцип связи регионального и федерального компонентов;
- принцип содержательной целостности;
- принцип модульности – выделение обязательных единиц содержания и структурирования связей между ними;
- принцип толерантности культур;
- принцип разноуровневой интеграции.
В составлении программы использован межкультурный модульный подход «Зарубежная культура-отечественная-региональная» с систематизацией материала по эпохам развития культуры.
Практическая значимость: Программа может быть полезна учителям МХК общеобразовательных школ восточно-забайкальского региона для преподавания в 8-11 классах (136 часов).
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы
В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования, следует обратить внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Главный акцент следует сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты изучения искусства подразумевают:
- формирование мировоззрения, целостного представления о мире и искусстве;
- развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
- накопление опыта эстетического переживания;
- развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
- гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
- подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты изучения искусства отражают:
- формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
- формирование межкультурной компетенции будущего специалиста на основе культурологического подхода;
- поиск аналогов в искусстве;
- развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
- формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
- использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
- определение целей и задач учебной деятельности;
- выбор средств реализации целей и задач учебной деятельности;
- самостоятельную оценку достигнутых результатов.
Предметные результаты изучения искусства включают:
- восприятие объектов и явлений искусства;
- восприятие смысла художественного образа, произведения искусства;
- представление места и роли искусства в развитии мировой культуры;
- представление системы общечеловеческих ценностей, ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
- усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности;
- различение изученных видов и жанров искусства;
- классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации. Полученных из разных источникоа;
- осознание ценности и места отечественного и регионального искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
- уважение и осознание ценности другого народа, освоения ее духовного потенциала;
- развитие индивидуального художественного вкуса, расширение эстетического кругозора;
Структура курса
8 класс «Рождение и детство искусства». На данном этапе дается представление о том, что такое культура. Рассматриваются в модульном плане (зарубежная, отечественная, региональная культуры) наиболее известные сюжеты и образы первобытной и древней культуры человечества, не утратившие актуальность и нравственную значимость и в наше время.
9 класс «Вечные образы юного искусства». В 9 классе детям даются основы культурологии, т.е.: науки о культуре, структурные элементы и функции культуры. В центре внимания – возникновение религий и отражение этого явления в искусстве. Главная задача – показать духовное богатство и красоту запечатленных и озвученных в произведениях различных видов искусства религиозных сюжетов и образов не только средневековья, но и эпохи возрождения (поиски идеала Человека).
10 класс «Новая поступь искусства». Основное внимание акцентировано на определении роли и места искусства в жизни человека и общества 17-18 веков, обращение к проблемам личности, ее связям с обществом и природой. Главное внимание сосредоточено на богатстве проявления разных видов искусств в разных странах мира. Доминантой курса является изучение художественной культуры родного региона – Забайкалья.
11 класс «Искусство России и Европы». На этом этапе школьникам дается представление о становлении культурологии как науки о человеке и культуре. Важным моментом курса является знание о важности воспитания, обучения и образования человека. Изучается искусство 18-21 вв.
Календарно-тематический план
класс | Название раздела | Количество часов |
8 | «Рождение и детство искусства» | 34 |
Что такое культура? | 2 | |
Первобытная культура | 3 | |
Культура Древнего мира | 29 | |
9 | «Вечные образы юного искусства» | 34 |
Науки о культуре | 3 | |
Структурные элементы и функции культуры | 3 | |
Культура Средневековья | 14 | |
Культура Возрождения | 14 | |
10 | «Новая поступь искусства» | 34 |
Человек в системе культуры | 3 | |
Мораль как явление культуры | 3 | |
Искусство в системе культуры | 3 | |
Культура Просвещения 17-18 вв. | 25 | |
11 | «Искусство Новейшего Времени» | 34 |
Культура и наука | 3 | |
Культура и образование | 4 | |
Культура 18-21 вв. | 27 |
Содержание программы 8 класса – 34 часа
«Рождение и детство искусства»
- Что такое культура? – 2 ч.
- начало материальной и духовной культуры;
- охотничье-собирательное хозяйство;
- земледельческо-скотоводческое хозяйство;
- искусство - как первобытная отрасль духовной культуры;
- происхождение искусства.
2. Первобытная культура – 3 ч.
- зарубежная: знаменитые очаги первобытной культуры во Франции (пещера Ласко), кромлех в Англии (Стонхенджи), фресковая живопись в Испании (пещера Альтамира), Африке (пещера Тассили); Аллея менгиров в Бретани (Франция); «Венера из Виллендорфа» в Англии.
- отечественная:
Появление человека на территории России – 1 млн - 500 лет назад (Кавказ, Черноморье, Сибирь);
ранний и средний палеолит (80-35 тыс. лет назад – мустьерская культура) – пещера Деринг-Юрях в Якутии, стоянка Филимошки на Дальнем Востоке, Моховский карьер в Кузбассе;
Поздний палеолит (40-10 тыс.лет назад) – стоянка Костенки в Воронеже, Сунгирь под Владимиром, Капова пещера, стоянка на Афонтовой горе под Красноярском; Мезолит (15-6 тыс. лет назад) – стоянка Гремячье, могильник на Оленьем острове (Онежское озеро);
Неолит (7-2 тыс. назад) – трипольская культура, обработка камня, глины, ткачество;
Бронзовый век (33-12 вв. до н.э.) – сплавы, ремесла, конница, колесо (Кавказ, Урал);
Железный век (9-1 вв. до н.э.) – металлы (Сибирь, Алтай, Дальний Восток). Племена скифов, сарматов.
- региональная: очаги первобытной культуры Восточного Забайкалья:
Неандертальцы (35—11 тыс. лет назад) на Алтае, Чикое, в долине Ингоды, у Сухотинских скал на Титовской сопке в Чите;
Палеолитические стоянки (Толбага, Тангинская, Дарасунская, Атамановская, Сухотинская, Доронинская, Студеное, Косая Шивира, Санный мыс), Варварина гора, Мастерова гора;
Пещеры неолитических племен (Шилкинская пещера), могильники железного века (ст. Оловянная), петроглифы (Титовская сопка) - Исследователь Титов В.И.
Плиточные могилы бронзового века, оленные камни (в Агинском округе - недалеко от Аршана, в районе ст. Могойтуй).
Первым народом, обитавшем в Забайкалье был кочевой народ хунну (209 год до н.э. — 93 год н. э).
3. Культура Древнего мира - 29 ч.
- зарубежная - сравнительный анализ очагов культур древности:
Египет – 2 часа
- крупнейшие культурные и религиозные центры: Гелиополь, Фивы, Мемфис, Карнак, Луксор;
- Мифы – «Книга мертвых» об Осирисе;
- Пантеон богов: гелиопольская триада (десятка) богов;
- Зодчество: Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре; Мастерская скульптора
- Тутмеса в Амарне; Тема семьи в рельефах Амарны; Бюсты царицы Нефертити;
-Пирамиды Древнего Царства: Джосера, Хеопса, Менкаура, Большой Сфинкс;
Скальный комплекс Абу-Симбел;
- Сокровища Тутанхамона; Гробница Хатшепсут, статуи Рахотепа и Нофрет. Магический реализм «портретного сходства»;
- фресковая живопись в усыпальницах Бени-Гасана.
Палестина – 1 час
Географическое положение между Египтом и Сирией, по реке Иордан; культ Яхве; иудаизм: иудеи - богоизбранный народ; Тора – закон иудеев; Пятикнижие Моисея; возведение Иерусалима при царе Давиде (995 г. до н.э.); мудрость царя Соломона (Библия); гнет Римской империи; предпосылки появления христианства;
Месопотамия (Иран) – 2 часа
Географические особенности Западной Азии; Значение рек Тигра и Евфрата в возникновении и развитии древнейших цивилизаций; Месопотамия.
История шумеров: Двуречье (Ур, Урук, Лагаш, Вавилон); Возвышение Вавилона (ворота Иштар, Вавилонская башня, сады Семирамиды); пантеон шумерских богов.
Древнейшая литература – источник знаний о Двуречье: клинопись, зиккураты, библиотека царя Ашшурбанипала; поэма «О все видавшем» - идея неотвратимости смерти человека;
Империя Ахеменидов при персидском царе Кире; архитектурные комплексы как признак могущества империи – Пасаргады, Персеполь, Сузы; древнейшие тексты «Авесты», нравственная миссия Заратустры; быки Шеду царя Ксеркса в Пасаргадах; персидские воины в рельефах Персеполя; сцены охоты и раненых животных во дворце Ашшурбанипала.
Греция – 4 часа
Море – как специфический фактор в формировании античной цивилизации; относительная «Молодость» античной цивилизации по сравнению с Египтом, Ираном;
Архаика: Крито-микенская культура: Кносский дворец, фрески, миф о Лабаринте; вазопись – как источник информации о древних греках; Гибель Крита и расцвет Микен.
Первые скульптурные изображения: куросы и коры; рождение нескольких поколений богов: Геи и Урана; Реи и Крона; Мифы; Осколки ушедших чудес: Александрийский маяк, Храм Зевса в Олимпии, Храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский; античная литература: «Одиссея» и «Илиада» Гомера;
Классика: формирование олимпийского пантеона богов; изображения богов: скульпторы Пракситель, Агесандр, Лисипп, Фидий; возникновение театра от культа Диониса; отцы древнегреческого театра – великие драматурги Аристофан, Эсхил, Софокл и момедиограф Эврипид; возникновение архитектурных ордеров: дорического, ионического и коринфского; их сходство и различие; архитектурный ансамбль - Акрополь в Афинах – заслуга Перикла; творение Фидия – статуя Афины Промахос;
Рим – 2 часа
Археологические свидетельства этрусков: захоронения вождей, капитолийская волчица (Легенда о Ромуле и Реме), канопы;
Римская республика и Римская империя; «Рим – столица Мира»; Римский форум; Римская архитектура: Колизей (виды зрелищ); Пантеон римских богов; становление Римского портрета (влияние этрусков и греков); развитие римской философии – Сократ, Цицерон и др.; ораторское искусство; фресковая и мозаичная живопись Помпей.
Африка – 1 час
Западная и Центральная Африка - колыбель человечества: австралопитеки, петроглифы (8-6 тыс.до н.э.); уникальная архитектура - Большой Крааль (Зимбабве) 5-8 вв. н.э.; Скульптура НОК 5 в. до н.э.), скульптура ИФЕ (12-14 вв. н.э.); латунное литье Бенина (13 в. н.э.); фрески Тассили (Белая дама, Фараон); Африканская маска и орнамент.
Мезоамерика – 1 час
Географические и климатические контрасты Центральной Америки;
Древнеиндейские племена: ольмеки, ацтеки, майя, инки; образование особой культурной области – Мезоамерики; гигантомания в скульптуре ольмеков (гигантские головы); история странствий (кодексы), образ жизни и смерти (храм Смерти и его назначение) у ацтеков; высокогорный народ Инки, их культура; аристократизм искусства майя; «Молодость» древнейших цивилизаций Центральной Америки.
Индия – 2 часа
Чудо Мохенджо-Даро; религиозные книги – Веды: Ригведа, Рамаяна;
возникновение буддизма; легенда о Просветленном Будде; пещерное зодчество; фрески Аджанты; Религии Индии: индуизм, брахманизм и др.; изображение богов; Жемчужины индийской архитектуры: Тадж-Махал, Хава-Махал, ступа в Санчи и др; национальный индийский костюм;
Китай – 3 часа
Открытия китайцев для мира: бумага, тушь, шелк и др.; философские школы Китая: конфуцианство, даосизм; философия Фэн-шуй; мифы Китая; живопись Китая, стили живописи; императорский дворец Гугун; история китайского фарфора.
Япония – 3 часа
Особенность географического расположения Японии; Мифы; Пантеон синтоистских богов; кофуны, ханива; Икебана – искусство составление букетов; Самурайская культура: сухие сады, ритуал чаепития (влияние Китая); Японские стихи хокку и танка; Стили японской живописи, шедевры; Искусство анимэ; Национальный японский костюм: кимоно, сабо, зонтики, веера; Искусство грима.
- отечественная:
Русь - 2 часа
История и происхождение славян. Новгород и Киев – два центра культуры Руси. Синкретизм и анимизм славянской культуры. Культ Перуна – Рода. Письменность славян: буквица, руница, черты и резы, берестяные грамоты Новгорода. Фестский диск. Велесова книга. Гнездовский курган под Смоленском.
Обычаи славян. Календарь. Турьи рога из Чёрной Могилы в Чернигове. Деревянная скульптура Языческих идолов. Скоморохи. Устное творчество: былины об Иване Годиновиче, о Вольге Святославиче и Микуле Селяниновиче и др.
- региональная:
Бурятия – 3 часа
Процесс формирования бурятского этноса из отдельных племенных групп, крупнейшими из которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры.
Скифы, Хунну (II в. до н.э. Нижнеиволгинское городище).
5 век до н.э. – Шевейская культура.
14 век до н.э. – Дворцовская культура (названа по скалам «Дворцы» в Чите).
Содержание программы 9 класса – 34 часа
«Вечные образы юного искусства»
- Науки о культуре – 1 час
– исторические науки о культуре;
- философские науки о культуре;
- специальное знание о культуре.
2. Структурные элементы и функции культуры – 1 час
- духовная и материальная культуры;
- ценности, нормы, обряды, ритуалы, культурные образцы;
- функции культуры.
3. Культура Средневековья (1-12 вв) – 14 часов
- зарубежная: изучение и сравнительный анализ культур Западной Европы:
Христианство – духовный стержень государств Европы; Расцвет византийской империи: храм Святой Софии в Константинополе, фресковая и мозаичная живопись; Романское искусство; Готическое искусство: храмы, храмовая скульптура (собор Парижской Богоматери, Реймский и Кельнский соборы); Витраж и книжная миниатюра; Возникновение средневекового театра – мистерий; народные актеры: трубадуры, ваганты; Рыцарская культура, Культ Прекрасной Дамы;
Арабо-мусульманские страны: возникновение ислама: легенда о Магомете; положения веры мусульманина; 5 обязанностей мусульманина; святыни ислама (Коран, Коаба, Мекка).
- отечественная:
- изучение и анализ культуры Средневековой Руси: принятие христианства; легенда об Иисусе Христе; заповеди И.Х.; Золотое Правило И.Х.; учение о Царствие Божием; Великие Таинства И.Х.; христианское искусство: храмовое зодчество, религиозная литература; создание азбуки Кириллом и Мефодием; древнерусская литература – Повесть о Боярыне Морозовой, Послание Владимира Мономаха, Повесть о Законе и Благодати Иллариона, Повесть о полку Игореве; Театр: скоморохи, медведи, балаганы,
- региональная: изучение и анализ состояния культуры Забайкальского региона
- Монгольский мир - Забайкалье входило в Монгольскую империю Чингисхана; Первым их государством был Хамаг Монгол Улс (1161 г.). Его основателем был дед Чингисхана – Хабул-хан); В VI—IX веках в Забайкалье жили тюрки-уйгуры. В X—XII веках южная часть региона оказалась в составе государства монгольских племён киданей.
– могильник в Чинданте (Красночикойский район), Будалане (Агинский район), Заиграевский в Бурятии (7-6 вв.), Санный мыс в Бурятии (10-12 вв.),
Хирхиринское городище и Кондуйский дворец в Борзинском районе;
- история появления бурятского народа в Забайкалье;
4. Культура эпохи Возрождения (14-16 вв) – 14 часов
- зарубежная:
- предвозрождение (фрески Джотто; скульптура Донателло; архитектура Брунеллески; живопись Мозаччо);
- Итальянское Возрождение: Загадка человеческой души Леонардо да Винчи; Мощь творчества Микеланджело; Материнская любовь Рафаэля; наследие Тициана, Джорджоне; Венок Сонетов Петрарки; «Божественная комедия» Данте Алигьери; Театр Шекспира;
Северное Возрождение: Нидерландов (крестьянский жанр Брейгеля; мистика Дюрера; загадка картин Босха);
- отечественная: архитектура: русское каменное зодчество 15-16 вв.: Соборы Кремля – Аристотель Фьораванти, Алевиз Новый, Антонио Солари, Бон Фрязин, Барма и Постник; деревянное зодчество (Кижи; типы деревянных построек – шатровые, кубовые и т.д.); иконопись (Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий); книгопечатание (Иван Федоров – книга «Апостол»); литература («Домострой», «Великие Минеи-Четии»); скульптура (Андрей Чохов – Царь-Пушка, Царь-Колокол).
- региональная: изучение и анализ очагов культуры народов Забайкалья.
- до 14 века – господство Монголии в Забайкалье.
- 16 век – распространение буддизма в Забайкалье, его трансформирование в ламаизм; легенда о Будде; заповеди Будды; учение о Нирване; 5 обязанностей буддиста; святыни буддизма; буддийская живопись – танка, мандала; буддийско-ламаистский пантеон богов;
- буддийская живопись – танка, мандала; буддистско-ламаистский пантеон богов;
Содержание программы 10 класса – 34 часа
«Новая поступь искусства»
- Человек в системе культуры – 3 часа
- место человека в культуре;
- смысл и значение процесса социализации;
- человек в истории культуры.
2. Мораль как явление культуры – 3 часа
- мораль в контексте культуры;
- нравственная культура личности;
- этика о культуре.
3. Искусство в системе культуры – 3 часа
- особенности искусства как культурного явления;
- структурные элементы и функции искусства;
- значение искусства для человека.
4. Культура Просвещения 17 -18 века – 25 часов
- зарубежная:
Эпоха географических открытий, разума и жажды знаний; ученые: Г.Галилей, Н.Коперник, Д.Бруно, И.Кеплер;
Философия Просвещения: Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо, Н.Буало, Декарт;
Классицизм во Франции: Пуссен, Лоррен, Ватто - живопись; Мольер, Корнель – театр; Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен – музыка;
Барокко в Италии: Рубенс - живопись; Версаль, Лувр – архитектура;
Английская живопись: Гейнсборо, Рейнольдс – портрет; Хогарт – сатира;
Голландская живопись 17 в.: психологизм картин Рембранта (Возвращение блудного сына); становление жанра натюрморт – Снейдерс, Хеда, Клас; бытовой жанр – Терборх, Вермеер;
Испанская живопись: религиозная тематика у Ф.Гойи; Д.Веласкез – портрет;
- отечественная:
Россия на пути к Европе; Бунташный век;
Гений Петра 1: реформы, строительство СПб, пригородов (Петергоф, Царское Село, Павловск, Ораниембаум);
Театр на Руси: «Театральная храмина» П. Волков – драматург; опера, балет (Кшесинская)
Иконоборчество: Раскол на старообрядцев и новообрядцев; русская литература 18 в. (деятельность протопопа Аввакума);
Парсуна: Симон Ушаков, Назарий Савин, Гурий Никитин;
Классицизм: Летний дворец Петра 1, Петропавловский собор, здание 12 Коллегий – Трезини;
Философия: Ломоносов, Карамзин;
Барокко в России: Смольный монастырь, Зимний дворец (Растрелли); Екатерининский дворец в Кусково, дворец Юсуповых – архитектура;
Скульптурный портрет: Козловский (фонтаны Петергофа), Шубин (бюсты), Фальконе (Медный всадник), Клодт (конные статуи); Мартос, Опекушин;
- региональная:
- в 17 веке присоединение Сибири к России – деятельность Ерофея Хабарова, казачьего атамана Тимофея Ермака, землепроходца Петра Бекетова.
- в 1653 г. основан Петром Бекетовым Нерчинск; с 1689 г. – Нерчинск – столица Забайкалья;
- ссылка протопопа Аввакума, его Житие (1654);
- 1664 г. – строительство первого в Забайкалье Нерчинского Успенского мужского монастыря;
- рудознатное дело: организация приисков серебряных и золотых;
1690 г. – основана Чита;
- старообрядцы в Забайкалье (1809);
- строительство Агинского буддийского дацана;
- распространение эпоса «Абай Гэсэр» – «Илиада Центральной Азии»;
Содержание программы 11 класса - 34 часа
«Искусство Новейшего Времени»
- Культура и наука – 3 часа
- особенности науки как культурного знания;
- историческое развитие науки;
- деятели науки.
2. Культура и образование – 4 часа
- роль образования в культурном мире человека;
- обучение и воспитание в древних цивилизациях;
- обучение и воспитание в античности и средневековье;
- Образование в культуре 16, 17, 18 вв., в наше время.
3. Культура 19-21 веков – 27 часов
- кризис современной культуры; философия о кризисе
- техника – как фактор кризиса культуры
- концепция новой интегральной культуры
- зарубежная – 8 ч.
19 век – век романтизма: фантастические миры Гофмана; рыцарские романы В. Скотта, сказки В. Гауфа, X. К. Андерсена, картины Т.Жерико, Э.Делакруа и др.
Музыка романтизма: произведения Шуберта, Шумана, Листа, Вагнера, Верди.
20 век – век реализма в Европе. Социальный роман (Стендаль, Ги де Мопассан, Г. Флобер и др.; Английский социальный роман (Ч. Диккенс, Д. Голсуорси); Барбизонская школа художников (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Ш. Ф. Добиньи) - пейзажная живопись; Черты реализма в музыке Дж. Верди, Ш. Ф. Гуно, Ж. Бизе и др.
Разнообразие стилей: импрессионизм (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и др.); постимпрессионизм П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена и др.; натурализм (братья Гонкур, А. Доде, Э. Золя).
Модернизм. Первое направление модернизма в литературе - символизм; дадаизм, имажинизм, экспрессионизм, которые дали миру крупнейших поэтов – Г. Аполлинера, Л, Арагона, Ф. Гарсия Лорку и др.; Фовизм: А. Матисс, А. Дерен, А. Марке; кубизм (сумма геометрических фигур) П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне; футуризм (1909 г.); самое значительное явление в искусстве ХХ столетия - сюрреализм: А. Бретон, С. Дали, Г. Мур; Абстракционизм - "беспредметное искусство" (В. Кандинский, К. Малевич); Постмодернизм – отказ от всякого рода традиций и норм.
- отечественная – 10 ч.
XIX век - "золотой век" русской культуры, время мощного культурного подъема, всех сфер духовной жизни российского общества. Литература: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, В.А. Соллогуб, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.А. Фет, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов.
Музыкальное искусство: М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, П.И. Чайковский, представители "Могучей кучки": А.П. Бородин, М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков.
Реализм в живописи — И.К. Айвазовский, В.Г. Перов, Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, К.Е. Маковский, А.И. Куинджи, К.А. Савицкий, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, И.И. Левитан и др.
"Серебряный век" (с 90-х гг. XIX в. до 1922 г) - отказ от "социального человека", эпоха индивидуализма. Новые имена: Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков, Л. Карсавин, П. Флоренский, Г. Федотов, Л. Шестов, А. Лосев; эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений: Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм - благодатная почва для А. Блока, А. Белого, К. Бальмонта и Ф. Сологуба, Д. Мережковского и 3. Гиппиус, Вяч. Иванова и Г. Иванова, И. Мозжухина и В. Холодной, В. Маяковского и В. Хлебникова, М. Цветаевой и А. Ахматовой, И. Стравинского, А. Скрябина и С. Рахманинова, М. Шагала и А. Бенуа, К. Станиславского и В. Мейерхольда. Культурная сокровищница "серебряного века" есть бесценный потенциал на сегодняшнем и завтрашнем пути развития России.
Советский период в развитии России: культура в период Великой отечественной войны. Радио и кино; деятельность киностудий "Лен"Серебряный век" фильм" и "Мосфильм" ("Два бойца" Л. Д. Лукова, "Секретарь райкома" И. А. Пырьева и др.). Фронтовые бригады артистов, писателей, художников и фронтовые театры; О. Бергольц "Ленинградская поэма" и В. Инбер "Пулковский меридиан". Война, героизм в полотнах художников А. Дейнеки "Оборона Севастополя", С. Герасимова "Мать партизана", А. Пластова "Фашист пролетел"; советский военный плакат (Т.Моор, Тоидзе).
Постсоветский период: молодые поэты и писатели А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава, А. Галич.
История русского кинематографа. Русский балет 20 века; крупнейшие музеи в России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Госуд.музей им. Пушкина и др; Оперное искусство – Большой и Малый театры в Москве, Мариинский в СПб;
Церковь и социокультурная жизнь общ-ва; Уроки-экскурсии в православные храмы, дацаны; Элитарная и массовая культуры 21 в.; Гламур как стиль жизни современного человека; Современные молодежные субкультуры; Народные художественные промыслы России: Истоки и современное развитие; Стили в музыке 21 века.
- Региональная культура – 8 ч.
18-19 вв.- высылка старообрядцев (семейских), в конце 19 - начале 20 века – прибытие крестьян-переселенцев.
- народное образование и просвещение в Забайкалье: горно-заводская школа в Нерчинском заводе; «навигацкая» школа и горное училище в Нерчинске; создание сети образовательных учреждений: начальные школы, церковно-приходские, приюты, училища, гимназии, ПТУ, миссионерские школы; Вузы Края;
1827 год – ссылка в Читу декабристов; их культурная деятельность в Сибири;
1829 г. - добыча золота и серебра.
- литературное движение: история, развитие, персоналии видных деятелей: Н.Кузаков, О.Димов, А.Казанцев, Е.Е.Куренной; Г.Р.Граубин, М.Е.Вишняков, В.И.Балябин, Г.А.Головатый, А.Жамбалон, Б.Гармажапов, Ж.Балданжабон, Ц.Жамбалов;
- ИЗО Забайкалья: Рязанцев П.Н., Верхотуров Н.И., И.Н.Жуков, А.Г.Тяпкина;
- пейзажная живопись: Л.С.Рыжов, В.И.Форов, Кандалов В.В., С.М.Павлуцкий; Цыренжап Сампилов, Зорикто Доржиев, Дашинима Дугаров;
- деревянное зодчество: Дом Лукина (Бабушкина 82), деревянная церковь Михаила Архангела «Церковь декабристов» 1776;
- каменное зодчество: Дом Бергута (гостиница Даурия), Торговый Пассаж купца Второва, дворец братьев Шумовых (сходство с Зимним дворцом в СПб); Бутинский дворец (1860-е); Доходный дом Старновского;
- Меценаты Забайкалья: деятельность купцов Бутиных (дворец Бутиных),
творчество художника Кандинского;
- Театры Забайкалья: «Забайкальские узоры» - театр национальных культур, Краевой драматический театр, Забайк-й государственный театр кукол; Удан-Удэнский театр оперы и балета; Агинский театр современной драмы и синтеза «ДалиТэ»;
- музыкальная культура: композиторы края Н.Будашкин, В.Волков, Л.Аверьянов; музыкальные коллективы: «Забайкальские узоры», «Забайкальские казаки», ансамбль русских народных инструментов им.Будашкина, ансамбли «Самоцвет» и Песни и Пляски штаба СибВО, деят-ть Областной филармонии;
- Храмы и церкви Забайкалья: кафедральный собор в честь иконы Казанской Божьей Матери в Чите, церковь Пресвятой Богородицы в Калиновке Нерчинского района – старейшая от Байкала до Амура, Свято-Никольский в п.Агинском; дацаны: Цугольский Иволгинский, Гусино-озерский, Читинский, Агинский (Амитхаша);
- Мемориалы: памятник-мемориал Пограничников Забайкалья, мемориал боевой и трудовой славы Забайкалья, мемориал в Агинском, посвященный 60-летию Победы в ВОВ, площадь Революции и памятник Борцам за Советскую власть Забайкалья в Чите;
- Скульптура Забайкалья: Бронзовый олень, памятник Петру Бекетову, памятник «Любовь и верность» декабристам в Чите, Н.И.Жуков – забайкальский Роден «Замок души моей»; Даши Намдаков – «Вселенная кочевника»;
- Известные музеи: Читинский краеведческий им.Кузнецова, областной художественный музей, музей - церковь Декабристов, музей археологии, палеонтологии при ЗабГПУ, Агинский краеведческий им.Цыбикова, Нерчинский краеведческий музей (Бутинский дворец), музей декабристов в Петровск-Забайкальске;
Методическая разработка уроков
8 класс «Рождение и детство искусства»
1 четверть
Первобытная культура - 8 час
1 урок Тема: «Что такое МХК? Понятие «культура»
2 урок Тема: «Начало материальной и духовной культуры человечества»
3 урок Тема: «Ареалы стоянок первобытных людей в мировом масштабе»
4 урок Тема: «Возникновение архитектуры в первобытном обществе»
5 урок Тема: «Пешерная живопись мира»
6 урок Тема: Обобщающий урок по региональному первобытному искусству
7 урок Тема: «Художественная культура Древнего Египта. Мифы»
8 урок Тема: «Дома, в которых обитает вечность»
2 четверть
Культура Древнего мира – 10 час
1 урок Тема: «Сокровища фараона Тутанхамона»
2 урок Тема: «Египетские каноны в живописи и скульптуре»
3 урок Тема: Обощающий урок по Древнему Египту
4 урок Тема: «Культура Древней Палестины»
5 урок Тема: «Культура Передней Азии»
6 урок Тема: «Художественная культура Древней Греции. Крито-Микенская культура»
7 урок Тема: «Греческая архаика»
8 урок Тема: «Греческая классика»
9 урок Тема: «Пантеон греческих богов. Мифы»
10 урок: Тема: Обобщающий урок по зарубежному искусству
3 четверть
Культура Древнего мира - 11 час
1 урок Тема: «Художественная культура Древнего Рима. Этруски»
2 урок Тема: «Римский портрет. Колизей»
3 урок Тема: «Художественная культура Древней Африки»
4 урок Тема: «Культура Мезоамерики: ольмеки, ацтеки, инки, майя»
5 урок Тема: «Культура Древней Индии. Чудо Мохенджо-Даро»
6 урок Тема: «Каменное и пещерное зодчество Древней Индии»
7 урок Тема: «Художественная культура Древнего Китая. Открытия. Мифы»
8 урок Тема: «Живопись Древнего Китая»
9 урок Тема: «Императорский дворец Гугун. Китайский форфор»
10 урок Тема: Обобщающий урок по зарубежной культуре
11 урок Тема: «Художественная культура Древней Японии. Синтоизм»
4 четверть
Культура Древнего мира
1 урок Тема: «Японская поэзия: хокку, танка»
2 урок Тема: «Стили японской живописи. Икебана»
3 урок: Тема: «Самурайская культура. Ритуал чаепития, сухие сады»
4 урок Тема: «Художественная культура Древней Руси. Славянская культура»
5 урок Тема: «Искусство Киевской Руси»
6 урок Тема: «Слово о Полку Игореве»
7 урок Тема: «Древнее Забайкалье: становление местных народов»
8 урок Тема: «Древние культуры: шевейская, дворцовская»
9 урок Тема: Обобщающий урок по отечественной и региональной культуре
9 класс «Вечные образы юного искусства»
1 четверть
Европейское Средневековье
1 урок Тема: «Понятие «Культура», его смыслы и определения»
2 урок Тема: «Основные элементы культуры»
3 урок Тема: «От античности – к средневековью. Могущество Византии»
4 урок Тема: «Романский стиль в европейском зодчестве»
5 урок Тема: «Готическая мистика»
6 урок Тема: «Рыцарская культура. Культ Прекрасной Дамы»
7 урок Тема: «Средневековый театр Европы»
8 урок Тема: Обобщающий урок по зарубежной культуре»
2 четверть
Русь христианская
1 урок Тема: «Культура средневековой Руси. Условия принятия христианства»
2 урок Тема: «Легенда об Иисусе Христе. Заповеди Христа»
3 урок Тема: «Храмовое искусство»
4 урок Тема: «Горстка букв Кирилла и Мефодия»
5 урок Тема: «Памятники средневековой литературы»
6 урок Тема: «Храмовое зодчество»
7 урок Тема: «Петр и Феврония»
8 урок Тема: «Становление средневекового Забайкалья»
9 урок Тема: Обобщающий урок по отечественной культуре
3 четверть
Европейское Возрождение
1 урок Тема: «Искусство Европейского Предвозрождения»
2 урок Тема: «Культура Итальянского Возрождения»
3 урок Тема: «Гений Леонардо да Винчи»
4 урок Тема: «Рафаэль Санти»
5 урок Тема: «Гений Микеланджело»
6 урок Тема: «Божественная комедия» Данте Алигьери
7 урок Тема: «Венок сонетов» Петрарки
8 урок Тема: «Театр Шекспира»
9 урок Тема: «Северное Возрождение. Альбрехт Дюрер»
10 урок Тема: «Загадка картин И.Босха, народность – Брейгеля»
11 урок Тема: Обобщающий урок по искусству европейского Возрождения
4 четверть
Начало великого пути Руси
1 урок Тема: «Каменное зодчество Руси: строительство Кремля»
2 урок Тема: «Деревянное зодчество: Кижи»
3 урок Тема: «Книгопечатание на Руси. Памятники литературы»
4 урок Тема: «Православная иконопись. Андрей Рублев»
5 урок Тема: «Принятие буддизма-ламаизма в Забайкалье»
6 урок Тема: «Легенда о Просветленном Будде»
7 урок Тема: «Буддистское искусство: живопись, скульптура, архитектура»
8 урок Тема: Обобщающий урок по отечественной и региональной культуре
10 класс «Новая поступь искусства»
1 п/г
Основные культурологические сведения
Эпоха Просвещения в Европе
1 урок Тема: «Понятие «культура», его смыслы и определения»
2 урок Тема: «Периодизация развития культуры»
3 урок Тема: «Человек в системе культуры»
4 урок Тема: «Нравственная культура общества»
5 урок Тема: «Что такое мораль»
6 урок Тема: «Искусство как культурное явление»
7 урок Тема: «Структурные элементы и функции искусства»
8 урок Тема: Семинар по культурологии
9 урок Тема: «От античности – к средневековью»
10 урок Тема: «От средневековья – к Возрождению»
11 урок Тема: «Эпоха Европейского Просвещения. Развитие философии»
12 урок Тема: «Французский классицизм»
13 урок Тема: «Итальянское барокко»
14 урок Тема: «Английская живопись 17 века»
15 урок Тема: «Голландское искусство 17 века»
16 урок Тема: «Испанская живопись»
17 урок Тема: Семинар по европейскому Просвещению
18 урок Тема: «Россия на пути к Европе» старообрядцы и новообрядцы
2 п/г
От средневековья – сразу к Просвещению России!
Присоединение Сибири к России
1 урок Тема: «Петровская эпоха. Пригороды Петербурга»
2 урок Тема: «Развитие театра на Руси»
3 урок Тема: «Процесс иконоборчества на Руси»
4 урок Тема: «Развитие живописи: парсуна»
5 урок Тема: «Русская литература 18 века: Житие Протопопа Аввакума»
6 урок Тема: «Классицизм в России»
7 урок Тема: «Барокко в России»
8 урок Тема: «Скульптурный портрет. «Медный всадник»
9 урок Тема: Семинар по отечественной культуре
10 урок Тема: «Присоединение Сибири к России: исторические предпосылки»
11 урок Тема: «Нерчинск – первая столица Забайкалья»
12 урок Тема: «Строительство первого Успенского мужского монастыря»
13 урок Тема: «Чита – вторая столица Забайкалья»
14 урок Тема: «Агинский буддийский дацан – первая сангха в Забайкалье»
15 урок Тема: «Героический эпос Гесер»
16 урок Тема: Семинар по региональной культуре
11 класс «Искусство Новейшего Времени»
1 полугодие
Культура Европы 19-20 вв
1 урок Тема: «Возникновение науки»
2 урок Тема: «Специфика науки культурология»
3 урок Тема: «Школьное образование в цивилизациях древнего мира»
4 урок Тема: «Школьное образование в эпоху античности и средневековья»
5 урок Тема: «Образование в культуре 16, 17, 18 вв., в наше время»
6 урок Тема: «Кризис современной культуры»
7 урок Тема: «Техника – как фактор кризиса культуры»
8 урок Тема: Семинар по культурологии
9 урок Тема: «Россия на пути к Европе»
Преемственность Россией европейской культуры – 17 век, деятельность петровских реформ; стремление России к новому; реформы церкви – старообрядцы и новообрядцы.
10 урок Тема: «От иконы – к парсуне»
11 урок Тема: «Романтизм в европейской живописи»
Культура: буржуазные революции, нестабильность общества, поиск справедливости народа; мечта о лучшей жизни; возникновение нового течения в искусстве 17-18 вв – романтизм; творчество французских художников Э.Делакруа (Свобода, ведущая народ), Т.Жерико (Плот «Медузы»).
12 урок Тема: «Реализм в музыке Верди»
Противоречия эпохи 18-19 вв. отражены в направлении реализма в Европе: искусство показывает жизнь такой, какая она есть, протест против социальной несправедливости, внимание к человеку «третьего сословия»; творчество итальянского композитора Д.Верди (прослушивание фрагментов знаменитых опер)
13 урок Тема: «Сюрреализм в Европе»
Разное восприятие мира людьми: реализм и сюрреализм. Понятие «сюрреализм». Творчество испанского художника Сальвадора Дали. Специфика картин этого гениального мастера. Просмотр и анализ знаменитых работ Дали. Монолог «Пылающего жирафа» С.Дали.
14 урок Тема: «Импрессионизм – новое искусство»
15 урок Тема: «Стиль Модерн в архитектуре». Антонио Гауди. Ле Корбюзье.
16 урок Тема: «Кубизм Пикассо»
17 урок Тема: Семинар по европейской культуре 19-20 вв
2 полугодие
Культура России и Забайкалья 19-20 вв
1 урок Тема: «Золотой век русской культуры. Развитие литературы, живописи, скульптуры в 18 веке»
2 урок Тема: «Могучая кучка» в музыке России
3 урок Тема: «Реализм в картинах художников-передвижников»
4 урок Тема: «Серебряный век литературы России»
5 урок Тема: «Культура в период Великой отечественной войны 20 век»
6 урок Тема: «История русского кинематографа»
7 урок Тема: «Церковь и социокультурная жизнь общ-ва»
8 урок Тема: «Декабристы в Сибири: их культурная деятельность. Памятник любви и верности»
9 урок Тема: «Литературное движение Забайкалья 20 века»
10 урок Тема: «Изобразительное искусство Забайкалья»
11 урок Тема: «Каменное зодчество Забайкалья»
12 урок Тема: «Меценаты Забайкалья: Бутины»
13 урок Тема: «Театры Забайкалья»
14 урок Тема: «Музыкальная культура Забайкалья»
15 урок Тема: «Мемориалы и скульптура Забайкалья»
16 урок Тема: Семинар по региональной культуре
Хрестоматийные ресурсы
- Горелов А.А. Культурология Учебное пособие М. Эксмо 2005 г.
- Искусство 5-11 классы. Рабочие программы ФГОС М. Дрофа 2013 г.
- Пономарева Г.М., Тюляева Т.И., Основы культурологии: Учебное пособие для 11 класса Изд. 2-е, доп., перераб.
Авторы региональных источников
- Е.Г.Иманакова «История культуры Восточного Забайкалья» Учебно-методическое пособие Чита ЧГУ 2006 г.
- И.В.Голубева «Художественная культура Забайкалья» Учебно-методический комплект Чита ЗабКИПКРО 2012 г.
- Савицкая Т.И. «Акша литературная» Монография Чита ЗабКИПКРО 2012 г.
- Е.Г.Иманакова «Музееведение» Методические указания Чита ЧГУ 2005 г.
- Е.Г.Иманакова «История изобразительного иск-ва Забайкалья» Методические рекомендации Чита Поиск 2001 г.
- Авдеев С.М. «Чита православная» Материалы экскурсии Чита 2005
- Камедина Л.В. Русский храм Азбука православной культуры Чита «Палитра» 2013
- Камедина Л.В. Родом из Библии Азбука православной культуры Чита «Палитра» 2013
- Камедина Л.В. Основы православной этики Азбука православной культуры Чита «Палитра» 2013;
- Константинов М.И. «Археология Забайкальского края: верхний палеолит» ЗабГУ Гуманитарный вектор. 2013. № 3 (35);
- Константинов А.В., Константинова Н.Н. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года). – Иркутск, 2011. – 272 с.;
- Семья Шумовых /авт.-сост. Гончаренко Р.В. – Чита: Центр.гор.б-ка им. А.П.Чехова, 2008. – 54 с.;
- Шойдокова Н.Ц.; Голубева И.В. «Художественная культура Забайкалья» Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ ЗабКИПКРО 2016 Г;
- Цындыма Бабуева «Сокровища Дакини» Агинское «Агын Унен» 2015-07-24
- Город Нерчинск К 300-летию присвоения Нерчинску статуса города Брошюра Нерчинский Краеведческий музей 1989 г.
- По старинным улочкам Нерчинска К 360-летию города. Альбом Нерчинск «Нерчинская звезда» 2015 г.
- Гриневич Г.С. монография «Праславянская письменность. Результаты дешифровки» 1993 II, M., 1999)
- Ярослав Кесслер. “Азбука: послание к славянам”
- Окладников, 1958. ... Асеев И. В. Прибайкалье в средние века.
- Составители: к. истории, н.. доцент О.А. Яремчук; к. истории, н.. доцент Ю.Н. Ланцова; доцент М.В. Пряженникова «Культура Забайкалья в первой половине XX века» УМК (ФГБОУ ВПО ≪ЗабГУ≫) Чита 2013 г;
Электронные ресурсы
- http://www.prosv.ru/ebooks/Solodovnikov_MXK_6-11kl/1.html
- http://studme.org/1594102426594/istoriya/drevnyaya_istoriya_vostochnoy_evropy
- http://bookucheba.com/istoriya-rossii/pervobyitnoe-obschestvo-5783.html
- http://tv-altes.ru/index.php?dn=article&id=630&to=art
- http://shkola78.ucoz.ru/publ/uchenikam_kraevedenie/zabajkale_v_drevnosti/8-1-0-187
- http://www.chita.ru/wikismi/p51529/
- http://oldchita.megalink.ru/history/
- baikal-discovery.ru›
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Мировая художественная культура в контексте культурологического знания"
Актуальность данной темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит его бережному отношению ко всему созданному ч...
Культурологический подход в школьном географическом образовании
Урок автором рассматривается как источник формирования и развития национального менталитета, механизм связи менталитета с природным фактором. Содержание материала о...
урок МХК "Нравственная культура" по авторской программе "Основы культурологических знаний в дисциплине МХК у школьников Восточного Забайкалья"
Раскрытие школьниками понятий "Нравственность" и "Мораль" на примере литературных произведений....
Методическое сопровождение к базовой программе по химии с элементами культурологических знаний
В данной статье представлен материал по включению элементов культурологических на уроках химии...
«Праздники" расширение культурологических знаний на основе поисковой деятельности».
Тип урока: Открытие новых знаний и уменийЦель урока: Расширить социокультурную осведомленность обучающихся по теме Праздники Британии.Задачи урока: активизировать изученную ранее тематическую лексику...
Технологическая карта урока английского языка по теме «Праздники: расширение культурологических знаний на основе поисковой деятельности».
Тип урока: Открытие новых знаний и уменийЦель урока: Расширить социокультурную осведомленность обучащихся по теме Британские праздники.Задачи урока: активизировать изученную ранее тематическую лексику...
Технологическая карта урока английского языка по теме «Праздники: расширение культурологических знаний на основе поисковой деятельности».
Тип урока: Открытие новых знаний и уменийЦель урока: Расширить социокультурную осведомленность обучащихся по теме Британские праздники.Задачи урока: активизировать изученную ранее темат...