«Проектирование и реализация программы патриотического воспитания «Я – человек, гражданин, патриот» в условиях введения ФГОС»
статья на тему
В статье представлены основные направления патриотческого воспитания школьников, изложена система мероприятий по реализации программы «Я – человек, гражданин, патриот»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_i_realizatsiya_programmy_patrioticheskogo_vospitaniya_avtosokhranennyy.docx | 41.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Я – человек, гражданин, патриот»
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОC»
Введение
Воспитание патриотизма подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение и деятельность.
Воспитать в детях лучшие личностные качества гражданина и патриота – приоритетная задача в системе образования. Патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотизм – одна из наиболее ярких черт российского национального характера. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни, особая любовь к родной природе. Как же в современных условиях в нашей стране можно воспитывать достойных граждан и патриотов?
Основной путь – это формирование нужных качеств в школе, где ребенок находится значительную часть времени, через учебный процесс.
Эффективное использование новейших педагогических технологий, воспитательных возможностей форм и методов преподавания гуманитарных дисциплин развивает личность школьника, способствует проявлению им собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению его социокультурного опыта.
В преподавании гуманитарных дисциплин сегодня актуальны методы как традиционного, так и активного обучения. При преподавании обществознания для обретения обучаемыми опыта познавательной и практической деятельности используются следующие методы и приемы: получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников; осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации; наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания; оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической целесообразности; участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике и т.д.
Основные направления в воспитании молодежи представлены следующими понятиями:
Нравственно- патриотическое воспитание -
это составная часть патриотического воспитания, основанная на христианских заповедях, любви к Отечеству, уважении к родителям и старшим, стремлении к созданию семьи, на высокой нравственности и высочайшем понятии чести.
Гражданско-патриотическое воспитание –
это воспитание правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу.
Военно-патриотическое воспитание –
это составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций.
Героико-патриотическое воспитание –
это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям
Национально-патриотическое воспитание –
это воспитание патриота, формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России.
Программа «Я – человек, гражданин, патриот» ориентирована на создание среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанных на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную специфику края .
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Цель Программы: реализация комплекса условий, обеспечивающих готовность к саморазвитию, мотивацию к деятельности, умение строить гуманные межличностные отношения, активную гражданскую позицию, патриотическое отношение к малой Родине и России.
Система мероприятий по реализации программы
Изучение политического устройства российского государства, символики Российской Федерации. Общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России. |
Беседы «Герб и гимн России как произведения искусства» |
Литературная гостиная «Овеян славой флаг Российский» |
Составление альбома «Россия самая, самая, самая…» |
Дебаты «Необъятные пространства России: «зло подрывающее её жизненные силы или основа безопасности и перспективного развития» |
Конкурс социальных проектов «Каждый имеет право» |
Воспитание духовно-нравственной культуры обучающихся на национальных традициях. Знакомство с истоками культурного наследия и национальными традициями. Формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения православных культурных традиций. Воспитание чувства национальной гордости. |
Изучение «Азбуки нравственности» В.А.Сухомлинского |
Литературная мозаика «Я и мир» |
Конкурс сочинений «Светлая радость Рождества Христова» |
Литературная гостиная «Крещенские вечера: истоки традиций» |
Конкурс социальных проектов «Край родной , навек любимый…»[1] |
Выставка прикладного народного творчества «Умелые руки не знаю скуки» (предметы стариной утвари, бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями в народном стиле). |
Экскурсии в школьный музей, музеи выставочные залы г. Воронежа. |
Выступление на родительском собрании «Как воспитать патриота» |
Воспитание на боевых традициях народа. Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины. В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в микрорайоне школы. |
Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ. |
Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. |
Научно-практическая конференция «Высок и свят и подвиг незабвенный…» |
Книжная выставка и обзорная беседа «О тех, кто уже не придет никогда» |
Подготовка коллективного социального проекта «Детство, опаленное войной»[2] |
Проведение уроков Мужества «про великих и знаменитых», «Поклонимся великим тем годам», библиотечных уроков, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн. Проведение викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов. |
Обсуждение фильма о судьбе героя Советского Союза Василия Прокатова «Прости меня, мама!». Конкурс сочинений .[3] |
Историко-краеведческая работа. Важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит: помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему; вовлекая обучающихся в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех. |
Конкурс сочинений «Село мое родное»[4] |
Викторина «Кто лучше знает свой край» |
Поэтический час «Только доблесть живет вечно». |
Дискуссия «Природа нашего края и мы» |
Оформление школьной газеты «Страницы истории родного края», «К родному краю с любовью» |
Конкурс мини-проектов «Моя малая Родина: история и современность»[5], «Листая страницы истории» |
Уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками края. |
Проекты-презентации «Известные люди нашего края», «Память о добрых и красивых делах нашей малой Родины» |
Рабочая программа
объединения внеурочной деятельности
«Социальный исследовательский проект «Детство, опаленное войной»
(18 часов)
Пояснительная записка
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской деятельности.
Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированных исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектно-исследовательская деятельность - образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Поэтому каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.
Цель проектно-исследовательской деятельности: формирование условий для введения проектно - исследовательской деятельности как основы саморазвития, самореализации и самообразования учащихся.
Задачи проектно-исследовательской деятельности::
1.Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
2. Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Модель исследовательской деятельности учащихся
1. Постановка проблемы.
2. Прояснение неясных вопросов.
3. Формулирование гипотезы исследования.
4. Планирование учебных действий.
5. Сбор данных.
6. Анализ и синтез данных.
7. Подготовка сообщений.
8. Выступление с сообщениями.
9. Ответы на вопросы, корректировка.
10. Обобщения, выводы.
11. Самооценка.
Содержательная часть исследовательского проекта «Детство, опаленное войной»
Война - это, наверное, самое тяжелое испытание, которое выпадает на долю нации, народа.
Нормальные люди, пережившие войну, становятся другими. Они оценивают все события своей жизни через призму пережитого, их восприятие действительности постоянно колеблется на тонкой грани жизни и смерти.
Все дальше от нас события Великой Отечественной войны. Все меньше остается ветеранов войны. Тех, кто ковал Великую Победу на полях сражений. Но еще много очевидцев из тех, кто родился до войны и во время войны, тех , кого относят к категории «Дети войны».
Историография Великой Отечественной содержит огромное количество описаний судеб детей, рождённых в конце двадцатых - начале тридцатых годов. Дети, родившиеся в этот период, пришли к осознанию своего места в мире уже во время войны. В их личный опыт не входило мирное время. Такой опыт мог появиться у них только после Победы. Но до неё надо было ещё дожить. И не всем это удалось.
Подрастающему поколению важно знать и понимать, что поколение детей, живших во время войны, само по себе уникально, потому что это маленькие взрослые, философы жизни, которые прошли лишения, невзгоды, смерть близких, а потом …. счастье окончания войны.
Отсюда определяются цели и задачи конкретного исследовательского проекта.
Цель:
Изучение и анализ материалов воспоминаний людей, относящихся к поколению «Дети войны»
Задачи:
- изучить и проанализировать воспоминаний тех, кто был ребенком во время войны ;
- исследовать материалы воспоминаний, дополняющие картину Великой Отечественной войны;
- проследить актуальность вопроса путём опроса учащихся, учителей, родителей и жителей села;
- оформить воспоминания в альманах и подарить её школьному музею;
- оформить тематический выпуск школьной газеты «Лицеист»;
- весь материал разместить на школьном сайте;
- принять участие в конкурсе социальных проектов;
- провести конференцию по теме «Дети войны» с приглашением тех, о ком был собран материал.
- к 70 - летию со дня Победы в Великой Отечественной войне составить экскурсионный блок «Дети войны» для школьного музея.
Деятельность в рамках проекта сформирует
у учащихся следующие УУД:
| |
Целеполагание | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно |
Планирование | Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий |
Прогнозирование | Предвосхищение результата и уровня актуальности разрабатываемого материала |
Коррекция | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения предполагаемого и реального действия и его продукта |
Оценка | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Волевая саморегуляция | Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий |
|
Общеучебные универсальные действия | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; |
Логические универсальные действия |
|
| |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
Постановка вопросов | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Разрешение конфликтов | Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
Управление поведением партнера | Контроль, коррекция, оценка действий партнера |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
План
работы объединения в рамках проекта
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Постановка проблемы. | 1 |
2. | Формулирование гипотезы исследования. Планирование учебных действий. | 2 |
3. | Сбор данных. Анализ и синтез данных.(Анкетирование) | 1 |
4. | Подготовка презентации о начале работы над проектом на научно-практической конференции «Высок и свят их подвиг незабвенный» | 2 |
5. | Презентация начала работы над проектом с целью привлечения внимания к проблеме | 2 |
6. | Сбор информации в администрации сельского поселения, в Совете ветеранов, в отделе социальной защиты | 3 |
7. | Подготовка сообщений. Оформление эскизов страниц будущего альманаха | 4 |
8 | Корректировка. Обобщения, выводы. | 1 |
9. | Самооценка. Творческие мастерские | 1 |
10. | Творческое задание на летний период ( рисунки , стихотворения) | 1 |
ВСЕГО: | 18 |
Ожидаемые результаты
проектно-исследовательской деятельности
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно- исследовательской деятельности:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
ЛИТЕРАТУРА
- Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы, журнал «Классному руководителю», 2001г -№1, с.21-24.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. - М: Просвещение, 2011.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников М: Просвещение, 2011.
- Закон РФ «Об образовании».
- Иванов И.П. Коллективно-творческие дела: методическое пособие. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983 г.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — с. 307-355— (Стандарты второго поколения).
- Курцева З.И., Данилов Д.Д. Программа воспитания и социализации обучающихся.
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, 2013г.
[1] Отмечен Дипломом победителя II степени Всероссийского конкурса с международным участием «Край родной, навек любимый»
[2] Отмечен Дипломом I степени Всероссийского конкурса соцпроектов , Дипломом I степени международного конкурса «Мы изучаем наш мир»
[3] Материалы сочинений использованы для материалов статьи в районной газете «Донская новь»
[4] Отмечены Дипломами победителей I и II степени Всероссийского конкурса «Золотое перо»
[5] Агаркова Виктория с проектом «Памятные места и даты Верхнего Мамона» приняла участие в IV Всероссийской научно-практической конференции «Моя малая Родина : история и современность»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание оптимальной воспитывающей среды через реализацию программы патриотического воспитания»
Методическая тема классного руководства реализованная в 2005-2009 гг....
Программа патриотического воспитания молодежи "Современная молодежь: Гражданин. Личность. Патриот"
Программа патриотического воспитания на 2012-2015 годы...
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я - Гражданин и Патриот"
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у ...
Комплексно-целевая программа патриотического воспитания обучающихся «Я гражданин России»
Данная программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа направлена на дальнейшее формирование патриотического...
Реализация принципа социализации во внеклассной работе по математике в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.
Предметные недели являются неотъемлемой частью внеклассной работы по математике. Они представляют собой синтез отдельных внеурочных мероприятий, объединённых единой целью развития по...
Современные технологии, формы и методы воспитания в работе классного руководителя в условиях введения ФГОС
В материале раскрываютяс вопросы ,посвященные основным функциям и обязанностям классного руководителя, воспитательным технологиям и этапам их проведения....
РЕАЛИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕНОЙ ШКОЛЫ (В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС)
Особое внимание в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования уделяется реализации в учебном процессе игровых технологий...