Сотрудничество родителей и классного руководителя
статья (7 класс) по теме

Николаева Лидия Кузьминична

Нельзя допустить, чтобы формирование личности происходило стихийно. Необходимо объединять усилия, привлекать к сотрудничеству  для успешной социализации ребенка семью и близких, учителей, работающих в классе, класс, сверстников и друзей, педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo_roditeley_i_klassnogo_rukovoditel1.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество родителей и классного руководителя

Много лет своей педагогической деятельности я посвятила воспитательной практике.

И с каждым новым классом вновь и вновь ищу оптимальные пути в решении проблем в воспитании детей.

Цель воспитательной системы в моем классе - развитие воспитывающей среды для самоопределения и самореализации каждого ученика, их успешной адаптации в современном мире.

Классным руководителем работаю 40 лет. Сейчас у меня коллектив из 15 удивительных подростков.

В основу деятельности положила принцип гуманного отношения к ребенку:

-«…воспринимай ребенка таким, каков он есть…»;

-«…ребенок не готовится к жизни, а живет сегодня».

Цель деятельности - помочь детям в конструировании их собственного внутреннего мира и успешной адаптации в социуме.

Личность свободная, ответственная формируется на стыке трех составляющих социума:

*семья (приоритет),

*школа,

*окружающая среда.

Нельзя допустить, чтобы формирование личности происходило стихийно. Необходимо объединять усилия. Привлекаю к сотрудничеству  для успешной социализации ребенка семью и близких, учителей, работающих в классе, класс, сверстников и друзей, педагогов дополнительного образования.

Роль семьи в воспитании ребёнка определяется интимностью воздействия, глубоким учётом особенностей ребёнка родителями. Ведь родное и любимое чадо они знают, конечно же, лучше педагогов и воспитателей. Не учитывать этого нельзя. Только тесное сотрудничество с родителями поможет решить многие трудности, предупредит появление так называемых возрастных проблем. Именно педагог оказывается в состоянии усилить влияние семьи на ребёнка или, напротив, нейтрализовать это влияние, если того потребует жизненная ситуация. Народная мудрость учит уважать родителей, говорит о дружбе и любви в семье, воспевает труд, осуждает лень, плутовство и  бесстыдство.     С годами, переступая порог школы, невольно заглядываешь в себя: «А любишь ли ты тех, к кому идёшь, не выдохлась ли, Способна ли распахнуться перед подростками?» Это мои вечные внутренние вопросы. А рядом другие. Кто вы, ребята? Какие книги на ваших полках? О чём вы мечтаете? Из какой вы семьи? О чём говорите с родителями?     Я не могу ответить на эти вопросы, зато уверено скажу: для меня важно, чтобы ребята после уроков не разбегались, чтобы спрятаться, запереться друг от друга. Вот почему мне нужен диалог с детьми и родителями.

У меня сложились доверительные отношения с родителями класса. На протяжении всего времени работы с учащимися этого класса я неоднократно за год посещала семьи с различными целями. Это и ознакомление с социальными условиями проживания учащихся, и индивидуальные беседы с родителями о корректировке межличностных отношений в семье. Зная большинство проблем своих подопечных и их родителей, по возможности стараюсь оказать помощь семье. Привлекаю родителей для участия в педагогическом процессе, что способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми. Помощники мне родители и в проведении совместных походов, вечеров, туристических слетов, конкурсов. Лучшая парадная форма в районном смотре песни и строя- это тоже весомый вклад родительских рук.

Как на деле выглядит всё это? Я расскажу вам о том, как однажды прошёл у нас праздник «Семейные традиции и устои, их влияние на взаимоотношения  в семье и воспитание ребёнка». Задолго до праздника ребятам были даны задания:

1. Изобразить своё генеалогическое древо.

2. Придумать, каким мог бы быть герб семьи (представление эскиза и его защита).

3. Юмористический конкурс. Написать рассказ

 о приключении, пережитом одним из членов семьи.

4. Наша любимая песня.  Исполнение песни всей семьёй.

5. «Умелые руки против скуки». Организуется импровизированная выставка семейного творчества.

6. «Пальчики оближешь». Дочки и мамы готовят своё фирменное блюдо. Оценивают все.

7. «Умелые руки». Мальчики и папы делают что-то своими руками. Оценивают все.

     

 Вот что рассказывают родители об этом празднике:

 «Когда дети сообщили о том, что готовится семейный праздник, это задело за живое всех - даже наших бабушек и дедушек. Ведь нам предстояло составление родословной, создание герба семьи. Даже сейчас с волнением вспоминаем тот момент, когда мы сели за стол перед чистым листом бумаги, как потом потихоньку стали его заполнять: вначале были записаны дети, затем родители, бабушки. Но когда дело дошло до далёких предков, сердце вдруг охватило такое волнение….  Было ощущение, как будто наши старики и старушки «подсели» за наш стол и стали рассказывать  нам о прошлой жизни.

      Но самое главное - мы все вдруг поняли, что если мы забудем свои корни, глубоко ушедшие в родную почву, то грош нам цена. Мы, как песчинки малые, потеряемся во вселенной, и некому будет о нас вспоминать. Этот праздник сплотил не только семьи, но и весь класс. Благодаря этому празднику мы стали немножечко добрее, чище. Спасибо!»

    Школа и семья должны заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной и творческой жизни своих детей. Только тогда мы сможем сказать, что сделали всё, чтобы подготовить их к взрослой жизни, к труду и созиданию. Как хорошо иногда вспоминать шутливые строки Самуила Маршака:

                      Существовала некогда  пословица,

                       Что дети не живут,

                        А жить готовятся.

                        Но вряд ли в жизни преуспеет тот,

                         Кто, жить,  готовясь, в детстве не живёт.

    Не секрет, что родители хотят побольше узнать о своих детях, дети - соответственно, о родителях. Но ведь не всякий вопрос задашь в лоб и напрямик. Другое дело, если ответы получишь анонимно. Поэтому я провожу анкеты. Сначала приведу вопросы для родителей.

-Как вы считаете: вы счастливая семья? Если нет, то что мешает вашему счастью?

- Кто из взрослых является авторитетом для ваших детей?

-Могли бы вы чем-то помочь друзьям своих детей?

- Выскажите свои пожелания учителю, работающему с вашим ребёнком.

     Вопросы для детей.

- Кто дома для тебя является авторитетом?

- Ты уверен, что тебя родители всегда понимают?

-Что бы ты изменил в своей семье, если тебе дать волю?

      Изучая полученные ответы, я составляю перспективный план воспитательной работы в классе. На родительском собрании рассказываю, как могла бы быть решена та или иная проблема в семьях, но готовых рецептов родителям не даю. Часто зачитываю им такие советы.

           Если ребёнка постоянно критиковать - он учится ненавидеть.

           Если ребёнка высмеивать, он становится замкнутым.

           Если ребёнка  часто упрекать, он сживается с чувством вины.

           Если ребёнка подбадривать, он научится верить в себя.

           Если ребёнка хвалить за его успехи - он научится благодарности.

        Действительно, семейный мир не ограничен четырьмя стенами крышей над головой. Это мир первых радостей и огорчений. Мир, где мы читаем, разговариваем, думаем, отдыхаем и куда возвращаемся опять и опять. Постепенно у нас вошли в обычай походы в лес, совместные праздники с родителями. Наши родители - постоянные помощники на школьном турслёте,  на празднике  Нового года.  Трудная это должность - быть родителем. Трудная, но прекрасная. Быть учителем тоже не просто. И пусть наша любовь к детям поможет нам в благородном деле. Нам предстоит воспитать настоящих граждан, на плечи которых скоро лягут заботы о Родине, о своих семьях и о родителях. Думайте, фантазируйте, изобретайте, укрепляйте сотрудничество школы и семьи, учителей и родителей, создавайте новую большую семью - обязательно вместе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по педагогике "Взаимосвязь родителей и классного руководителя как механизм развития личности"

Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся и могут помочь ребенку, поддержать его. А кто научит этому родителей?...

Ребенок становится подростком... (памятка для родителей и классных руководителей)

Краткая памятка об особенностях общения с подростками......

Задачи работы с родителями (для классного руководителя).

Материал содержит задачи работы с родителями (для классного руководителя)....

План работы с родителями (для классного руководителя).

Материал содержит план работы с родителями (для классного руководителя)....

Отчет классного руководителя"Организация совместной деятельности родителей и классного руководителя для воспитания нравственной личности подростка"

Система воспитательной работы в 9 классе. Может, пригодится кому-то в обобщении опыта воспитательной работы....

Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.

             Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?        ...