Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.
материал (5 класс)

Черемных Светлана Аркадьевна

               Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?

          Музыкальное обучение сейчас перестало выполнять лишь узкоспециальную роль: обучение игре на инструменте и получение музыкальных знаний. Основным становится полноценное развитие ребенка, путь к одухотворенной и счастливой жизни и самореализация его как личности.

         Занятия на фортепиано намного труднее, чем занятия рисованием или танцами, где легче проявить свое творческое начало, а результаты трудов виднее. Поэтому перед родителями встает вопрос: что они могут сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения, как его мотивировать к этому?

        Мотивации нельзя научиться, её можно лишь стимулировать, повышать, развивать. Мотивировать – это значит побуждать ребенка к действию, создать такие условия, такую обстановку, в которой ему самому захочется учиться. Вот и получается, что процесс мотивации – это ежедневная работа родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий встречи с родителями.37.53 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:

Черемных Светлана Аркадьевна

                                                         преподаватель  отделения специального и общего фортепиано

 МБУ ДО "Детская школа искусств"

Сценарий встречи с родителями на тему:

«Содружество родителей и классного руководителя в вопросе

мотивации обучающихся к игре на фортепиано»

«Вопрос о мотивации учения есть

вопрос о процессе самого учения»

П. Я. Гальперин

Пояснительная записка

Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?

Музыкальное обучение сейчас перестало выполнять лишь узкоспециальную роль: обучение игре на инструменте и получение музыкальных знаний. Основным становится полноценное развитие ребенка, путь к одухотворенной и счастливой жизни и самореализация его как личности.

        Занятия на фортепиано намного труднее, чем занятия рисованием или танцами, где легче проявить свое творческое начало, а результаты трудов виднее. Поэтому перед родителями встает вопрос: что они могут сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения, как его мотивировать к этому?

        Мотивации нельзя научиться, её можно лишь стимулировать, повышать, развивать. Мотивировать – это значит побуждать ребенка к действию, создать такие условия, такую обстановку, в которой ему самому захочется учиться. Вот и получается, что процесс мотивации – это ежедневная работа родителей.

Цель: Организация и совершенствование работы с родителями; поиск путей и средств повышения учебной мотивации обучающихся.

Задачи:

•   Создать условия для активного и сознательного участия родителей в обсуждении проблемы мотивации обучающихся.

•  Познакомить родителей с теоретическим анализом понятия о мотивах;
 изучить мотивационную сферу обучающихся.
•   Найти пути и средства повышения учебной мотивации совместно с родителями, обобщив теоретические знания и собственный педагогический опыт.

Форма проведения: встреча с родителями, концерт учащихся класса «По ступенькам мастерства».

Подготовительная работа к беседе:

  1. Провести предварительное анкетирование учащихся класса.
  2. Провести предварительное анкетирование родителей.

Оборудование: раздаточный материал (памятки), мультимедийное оборудование.

Ход встречи.   Вступительное слово классного руководителя:

Уважаемые родители, вы пришли на эту встречу, отложив все дела. Спасибо вам! Проблема, которая станет предметом обсуждения весьма актуальна: «Как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?». В нынешней педагогике накопился ряд противоречий, препятствующих формированию мотивации обучения школьников в классе фортепиано. Дети XXI века значительно отличаются от предыдущих поколений. Они больше информированы, круг их интересов шире.

Содружество родителей, учащихся и классного руководителя  является основой успешности обучения в классе фортепиано. Работу классного руководителя с родителями провожу в трех направлениях. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, тренинги). Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса, шефская помощь). Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса). 

А теперь перейдем к теоретическому анализу понятия о мотивах, изучению видов мотивов и созданию модели учебной мотивации.

Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей. Следует различать понятия мотив и цель.

Слайд №1

Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив — побуждение к достижению цели. Мотив — это то, что побуждает человека к действию. Одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность учащегося, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников.

Познавательная мотивация – это выраженный интерес к новому знанию, новой информации, получение удовольствие от самого процесса открытия нового. Такая мотивация носит бескорыстный характер. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальный мотив – это стремление хорошо учиться для собственного успешного будущего, стремление быть полезным обществу. Также к социальным мотивам относятся мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, в желании занять место лидера, доминировать в коллективе и т.д.  

Престижная мотивация присуща детям с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ребенка учиться лучше одноклассников, быть первым. Престижная мотивация является мощным двигателем для развития ребенка с высокими способностями, единственный существующий риск для него – искажение нравственной направленности личности, пренебрежительное отношение к остальным детям.

Мотив социального одобрения. Ученик в этом случае работает прежде всего ради похвалы, поощрения со стороны родителей, педагогов, других детей.

Мотивация избегания неудачи – дети стараются избежать «двойки» и последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, наказания родителей. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи.

Слайд №2

Рассмотрим причины недостаточной мотивации: 

- неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности (усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение слушать и выразительно говорить, чувство ответственности, умения и навыки сотрудничества с окружающими и т.д.). Многие навыки приобретаются до поступления в школу, другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Если по каким-то причинам учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение в средних и старших классах оказывается трудным делом;

- отвлекающие факторы детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Без домашних занятий музыкой школьник не сможет овладеть знаниями и нужными навыками. Но это ему трудно делать потому, что вокруг него различные соблазны: телевизор, компьютер, улица, игры и др.;

- однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, ярких, совместных с учителями, родителями, творческих  дел;

- авторитарная позиция взрослых, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует.  Мы видим, что причины нежелания учиться бывают разными.

    Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

Слайд №3

Для повышения, поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе учителям и родителям нужно воздействовать нате составляющие, от которых в большей степени зависит мотивация к учению:

•   интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

•   уверенность в себе;

•   направленность на достижение успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности;

•   интерес к людям, организующим процесс обучения;

•   потребность и возможность самовыражения;

•   принятие и одобрение значимыми людьми;

•   актуализация творческой позиции;

•   осознание значимости происходящего для себя и для других;

•   потребность в социальном признании;

•   наличие положительного опыта и отсутствие тревожности и страха;

•   осознание ценности образования.

Слайд №4

Советы родителям:

1. Трудности в обучении формируют нежелание учиться у тех, кого родители не научили их преодолевать. Часто можно услышать: «У меня не получается, не буду и пытаться». Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», преодолевать трудности, преодолевать себя: делать не только то, что хочется в данный момент, но и то, что необходимо. Да, трудно, иногда одолевает лень, но если проявить стремление к результату – то все получится.

2. Надо найти правильный баланс одобрения и контроля. Пусть ребенок знает, что вы любите его  всегда, с любыми оценками, но в то же время хотите, чтобы вам с ним было чем гордиться.

3. Не забывайте, что на ребенка большое влияние оказывает окружение. Оно должно стимулировать его к новым успехам.  Если большинство друзей хорошо и активно занимаются музыкой, то и ваше чадо будет стараться быть не хуже – это закон социальной психологии.
4. Не реагируйте слишком бурно на плохие оценки, не сравнивайте успехи ребенка с успехами других учеников класса педагога по специальности. Помните: в любой ситуации вы – его союзники. А за успехи обязательно хвалите, хвалите при всей семье. Укрепляйте уверенность в себе, в своих силах. Это очень способствует усилению мотивации.

5. Исключите очень высокую нагрузку, чтобы избежать срыва. Ищите баланс между отдыхом и занятиями.

6. Поощряйте выступления в различных творческих проектах, фестивалях и конкурсах. Обсуждайте с детьми те концерты и выступления, в которых они принимают участие, анализируйте их, подмечая и хорошее, и недостатки. Слайд №5

Несколько советов для поднятия мотивации к обучению, которые, помогут стимулировать самостоятельные занятия обучающихся:

1. Установите время занятий музыкой и следите за дисциплиной их выполнения. Заниматься в одно и то же время, возможно, скоро войдет в привычку. В каникулы это закрепить гораздо проще.

 2. Не забывайте контролировать домашнюю работу за инструментом. И никогда не произносите при ребенке фразу: «Я ничего не понимаю в музыке». Вы можете не услышать какие-то тонкости, но выучено задание или нет, есть продвижение или оно отсутствует, определяется всеми безошибочно.

3. Ищите любую возможность для музыкальной практики ребенка:

• игра для гостей;

• исполнение новой выученной пьесы в качестве подарка на день рождения одному из членов семьи;

• поручите подобрать по слуху вашу любимую песню;

•попросите организовать детский праздник с разучиванием песен из репертуара детского сада для младшего брата или сестры;

• развивайте любовь к книгам, тренируйте быстроту чтения (особенно у учеников младших классов). Это развивает скорость усвоения информации в любой школе, в том числе и в музыкальной.

Дискуссия

Затем классный руководитель предлагает для обсуждения дискуссионные вопросы и отвечает на вопросы родителей по мотивации обучающихся в классе фортепиано. Вопросы:

1. Обсуждаете с вашим ребенком важность школы и образования.

2. Спрашиваете вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание, которое он должен сделать.

4. Поощряете ли вы позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

7. Поддерживаете вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.

9. Вы находитесь в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением в школе.

11. Чётко ли ставите цели перед ребенком: чего хочет добиться, какими знаниями обладать.

12. Определяете и оглашаете сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

13. Разработали приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

14. Формируете ли  положительный стимул для обретения новых знаний в школе.

15.  Сравниваете ли результаты обучения вашего ребенка  с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

16. Любите ли своего ребенка.

 

После дискуссии родителя получают рекомендации в виде памятки ««Как формировать положительное  отношение к занятиям на фортепиано». (Приложение 1)

Слайд№6

Для создания внутренней мотивации у ребенка нужно поддерживать в нем состояние успеха:

• Обязательно проговаривайте с ребенком все ситуации, когда он прилагал много усилий для преодоления трудностей в учёбе и у него это получилось.  

• Ставьте ребенку реальные цели, не требуйте обещаний вроде «завтра я буду лучше всех». Не факт, что оно выполнимо, а вот вызвать в случае неисполнения вину, раздражение, огорчение может.

• Не бросайтесь помогать ребенку, выполнять все задания, предлагайте свою помощь, только если задание действительно сложно для него.

 • Объясните ребенку, что неуспех часто является следствием недостаточно затраченных учеником усилий, а не трудностью задания или отсутствием способностей.

Слайд №7

Анализ анкетирования.

Предлагаю вашему вниманию результаты проведенного анкетирования в нашем классе. (Анкета проводится предварительно и представляется в процентном соотношении на слайде презентации).

Результаты тестов 17 учащихся класса и их родителей:

  1. Опросник   Г. Девиса – творческие способности учащихся (как считают сами учащиеся): высокий уровень  11,8% - 2 чел.;чуть ниже высокого 29,5%  - 5 чел.; средний  уровень 35, 3%  - 6 чел.; ниже среднего 23,6%  - 4 чел.    (Приложение 2)
  2. Тест: Обладает ли Ваш ребенок артистическими способностями: высокий уровень 9%; чуть ниже высокого 91%.    (Приложение 3)
  3. Тест для родителей по определению способностей и склонностей детей: Ребенок очень сообразителен, способен иметь свою точку зрения: 25%; Ребенок не всегда обнаруживает свои способности, но он находчив и сообразителен, лишь, когда чем-то заинтересован:41,7%; Большая сообразительность достаточная для многих областей знаний. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает: 33,4%.(Приложение 4)

Уважаемые родители! Проведя дискуссию, прослушав теоретическую часть вопроса о мотивации к занятиям на фортепиано, предоставляю вашему вниманию концерт учащихся класса «По ступенькам мастерства». (Приложение 5)

Итог встречи с родителями.

Дорогие родителя! Рассматривая данную тему, сегодня мы попыталась объединить, ваши знания, теоретические основы, с моим 30 летним практическим опытом работы преподавателя фортепиано. Основной вывод заключается в том, что формирование мотивации к занятиям на фортепиано - задача комплексная: педагогическое и методическое оснащение преподаваемого предмета; тесная работа с администрацией школы, преподавателями других предметов и, конечно же, родителями. И самое главное — творческая активность преподавателя, огромное желание учащихся и их родителей.

Приложение 1.

Памятка для родителей.

«Как формировать положительное  отношение к занятиям на фортепиано»

1. Поговорите с ребёнком о его отношении к занятиям на фортепиано: почему он учится, чего  боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку и т.д.)

2. Развивайте его познавательные интересы.

3. Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как  важно то, о чём он узнает. Об оценках забудут, а знание останется.

4. Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на  знания и умения. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет  решающую роль, а то, за что он получил её.

5. Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно  будет с каждым годом приобретать всё новые и новые знания.

6. Учите ребёнка планировать свою деятельность.

7. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет  соответствовать вашим ожиданиям.  

                                                                                             Приложение 2.
Опросник Г. Дэвиса

  1. Я думаю, что я аккуратен(тна).
  2.  Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
  3.  Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
  4. Я люблю быть лучшим(ей) во всем.
  5. Если я имел(а) сладости, то стремился(лась) их сохранить все у себя.
  6. Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом.
  7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину.
  8. В детстве я не был(а) особо популярен(а) среди детей.
  9. Я иногда поступаю по–детски.
  10. Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
  11. Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один.
  12. Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее.
  13. Если я даже уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
  14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
  15. Я часто скучаю.
  16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.
  17. Я люблю смотреть на красивые вещи.
  18. Я предпочитаю знакомые игры, а не новые.
  19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

Приложение 3.

        Обладает ли ваш ребенок артистическими способностями?

  1. По мнению вашего ребенка, отличаются ли слова “тон” и “нюанс”?
  2. Может ли ваш ребенок жить в неуютной, скучной квартире и не придавать этому значения?
  3. Он любит рисовать?
  4. Он обращает внимание на то, кто как одет, предпочитая модную одежду той, которая ему нравиться?
  5. Знакомы ли ему имена: Кандинский, Пикассо, Мане?
  6. У него некрасивый почерк?
  7. Он предпочитает одежду одной цветовой гаммы?
  8. Ему нравиться ходить на экскурсии в музей?
  9. Если вы возвращаетесь вечером домой, он может остановиться, чтобы полюбоваться закатом солнца?
  10.  Он чертит геометрические фигуры?
  11. Вашего ребенка привлекают художественные салоны?
  12.  Он любит продолжительные прогулки?
  13.  Ему нравиться одиночество?
  14.  Он находит, что абсурдно, идя по улице, декламировать стихи?
  15.  Музыку он слушает лишь ради развлечения?
  16.  В его памяти остаются красивые пейзажи?
  17.  Он находит, что морские камешки красивы?
  18.  Любит ли он новые встречи и знакомства с новыми людьми?
  19.  Он читает вслух стихи, когда они соответствуют его душевному состоянию?

Приложение 4.

Тест для родителей по определению способностей и склонностей детей 

  1. Случается ли ребенку находить необычное применение, какому – либо предмету?
  2. Меняет ли он свои наклонности?
  3. Любит ли  рисовать абстрактные картинки?
  4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
  5. Любит ли фантастические истории?
  6. Сочиняет рассказы или стихи?
  7. Любит вырезать затейливые фигуры из бумаги?
  8. Бывает у ребенка желание что-то переделать на свой вкус.
  9. Сделал когда-нибудь то, чего не знал, или то чего не существует.
  10.  Боится ли темноты?
  11.  Изобрел когда-нибудь новое слово.
  12.   Считал ли это слово понятным без разъяснений.
  13. Пробовал переставлять мебель по своему разумению.
  14. Был ли удачен этот замысел?
  15. Использовал когда-либо вещь не по ее назначению.
  16.  Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов.
  17. Есть ли у него внутренний мир, недоступный окружающим?
  18. Ищет, объяснения тому чего еще не понимает.
  19.  Часто просит объяснить окружающие его явления?

Приложение 5.

Программа концерта для родителей «По ступенькам мастерства»

  1. Крылова У. 1кл.        С. Майкапар «Вальс»
  2. Токарчук А. 1кл.       Ю. Щуровский «Вариации»
  3. Кашкарова Е. 2кл.     И. Парфенов «Белочка»
  4. Рекунова О. 3кл.        А. Жилинский «Старинный танец»
  5. Чачило Д. 3кл.           Д. Шостакович «Полька – шарманка»
  6. Андренко А. 4кл.       Р. Глиэр «В полях»
  7. Василюк У. 4кл.         С. Майкапар «Колыбельная – сказочка»
  8. Ермолаев Г. 4 кл.       И. Парфенов «Полонез Жуков – Усачей»
  9. Паталахов А. 4кл.      С. Прокофьев «Марш»
  10. Турова Е. 4 кл.            Н. Коровицын «Вальс Золушки»
  11.  Шипунова В. 4 кл.     Р. Сидрер «Полька»
  12.  Бецко А. 6кл.              Б. Дварионас «C горки на саночках»
  13.  Грязова Е. 6кл.           П. Чайковский «Ноябрь. На тройке»
  14.  Дзяпко Д. 6кл.            Б. Дварионас «Вальс»
  15.  Бильтяева М. 7кл.      В. Ходош «Вечерняя сказка»
  16.  Ермолаев М. 7кл.       Р. Глиэр «Прелюдия» Es-dur
  17.  Фаюршина А. Пр. г.  Ф. Шопен «Ноктюрн»  №4  F-dur

Список источников:        

1.Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

2. Кременштейн Б.Л. – Воспитание самостоятельности ученика в классе специального фортепиано, Классика XXI, M. 2003;

3. Макаров В.Л. – Полноценное развитие ребенка через музыкальное образование;

4. Маслоу А., Мотивация и личность.- Москва, 2004.

5. Маркова А.К. - Формирование интереса к учению у учащихся, 2000, 175 стр.;

6. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М. 1983.

7. Милич Б. – Воспитание ученика-пианиста. М. 2003;

8. Смирнова Т. – Учебное пособие «Allegro» - Методические рекомендации. М. 2001.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат.– М.: 2000.

       

                                    

     

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ»

Выступление на педагогическом совете «Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ»...

Повышение психолого-педагогической компетенции в процессе совместной деятельности классного руководителя и родителей обучающихся через деятельность семейного клуба

Социальное развитие  ребенка осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет с...

Выступление на 8 межрегиональных Булдаковских (педагогических) чтениях "Педагогические технологии в образовательной практике" по теме "Система работы классного руководителя с родителями обучающихся"

В данном материале можно ознакомиться с различными формами работы классного руководителя, которые актуальны в наше время. А также познакомиться с индивидуальными, групповыми и коллективными формами ра...

Обобщение опыта по теме: Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования нравственности, культуры и личности и культуры здорового образа жизни"

Опыт направлен на одной из проблем современого образования и образования-проблемы личностного роста, становление его личности в школьные года....

Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их рабо...

Работа классного руководителя с родителями обучающихся

Для всякого классного руководителя общение с родителями - неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависят и объем нагрузки классного руководителя, и эффектив...

Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к экзаменам

Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к экзаменам...