Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в условиях села
статья (9 класс) на тему

Коколова Наталья Михайловна

 

Образовательная система должна быть направлена на развитие духовных основ личности.

В противовес всем негативным фактам взаимного озлобления, недоверия надо пробуждать в детских душах любовь к человеку, к жизни, к своей земле, к труду, воспитывать у них жизнестойкость, трудолюбие, мужество, волю, чувство собственного достоинства. Надо научить детей стойко переносить жизненные неприятности и невзгоды, разочарования и потери, не предаваться унынию, не допускать насилия, жестокости, агрессии. Только тогда воздействия педагогической культуры претворяться в жизнь, станут действенным средством социального воспитания, духовно-нравственного оздоровления села и всего общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_starsheklassnikov.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в условиях села

Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из главных, стоящих пред каждой семьёй, обществом и государством в целом. В обществе сложилась сложная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Причинами данного явления можно назвать отсутствие положительных нравственных ориентиров для подрастающего поколения, расшатывание морально-этических норм в обществе, спад культурно-просветительной работы с учащимися, слабое патриотическое воспитание, непродуманные изменения в системе образования и многое другое.

Современные подходы к нравственному воспитанию в школе строятся на размытых педагогических принципах и довольно неопределённых категориях общечеловеческих ценностей, тогда как для воспитания полноценной личности требуется система  духовных, нравственных, этических  качеств.

Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания в России должна решаться с позиций истинных духовно-нравственных ценностей, а сама образовательная система должна быть направлена на развитие духовных основ личности.

В настоящее время вопрос о роли отечественной культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном становлении личности ребёнка в общеобразовательной школе является недостаточно изученным современной педагогической наукой.

Сегодня сельский социум и сельский житель переживают нелегкие времена. Сельский труд продолжает оставаться малооплачиваемым, тяжелым и трудоемким. На селе ограничены возможности в получении культурных, медицинских, образовательных, бытовых услуг. Заметно стареет население села. Молодежь вовсе пытается покинуть родные места. Поколеблены основы стабильной жизни, разорваны глубинные социальные связи. Процессы обособления стали преобладать над интегративными процессами. Переход к рыночной экономике привел к большой дифференциации вступающего в жизнь поколения. Появились группы обездоленных граждан, маргиналов, выброшенных на обочину жизни, возросла безработица, преступность, наркомания.

В противовес всем негативным фактам взаимного озлобления, недоверия надо пробуждать в детских душах любовь к человеку, к жизни, к своей земле, к труду, воспитывать у них жизнестойкость, трудолюбие, мужество, волю, чувство собственного достоинства. Надо научить детей стойко переносить жизненные неприятности и невзгоды, разочарования и потери, не предаваться унынию, не допускать насилия, жестокости, агрессии. Только тогда воздействия педагогической культуры претворяться в жизнь, станут действенным средством социального воспитания, духовно-нравственного оздоровления села и всего общества.

Российское общество переживает системный кризис. Разрушительные последствия социальных экспериментов XX века и последовавших за ними либерально-демократических реформ в России с особой силой проявились в духовно-нравственной сфере. Свобода, с одной стороны, способствовала открытости общества, раскрепощению духовной жизни, с другой стороны, поставили государство и общество перед необходимостью поиска
общенациональной идеи, системы взглядов и ценностей, объединяющих
граждан для решения общих задач, интегрирующих общество, способных эффективно стимулировать социально-экономическое и культурное развитие страны. Такие общенациональные гражданские идеалы и ценности, составляя
основу семейного и общественного духовно-нравственного воспитания и
ли образования детей и молодежи, присутствуют в любом динамично
развивающемся социуме, придают ему мобильность, обеспечивают расширенное воспроизводство демографического, экономического, культурного потенциалов

Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит школе, поскольку, во-первых, ее деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами.

В то же время учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности, поэтому особую роль здесь призвана сыграть система дополнительного образования детей, одна из основных задач которой - раскрыть внутренний, творческий потенциал ребенка, «усилить» его природные способности (П.П.Блонский, А.К.Бруднов, И.А.Зимняя, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и др.).

Особое место в решении проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения занимает сельская школа, которая обладает большим воспитательным потенциалом, реализовать который возможно на основе использования богатого наследия традиционной культуры народа, его духовных и нравственных ценностей.

Вместе с тем, социокультурная среда современного села характеризуется недостаточностью (отсутствием достаточного количества учреждений культуры и развитой системы дополнительного образования, скудостью материально-технической базы, недостатком квалифицированных кадров и др.). Требуется обогащение этой среды и одновременно эффективное использование ее возможностей.

Отсутствие нравственных ориентиров и принципов в воспитании, насаждение средствами массовой информации чуждого и аморального образа жизни, отсутствие воспитания благочестия, целомудрия, в праведности, любви, уважения к честному труду — вот далеко не полный
перечень, свидетельствующий о духовно-нравственном состоянии детей и молодежи.

Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все это заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.

В обстановке динамичности возникающих социально-педагогических проблем самобытность, исторические, духовные, национальные, культурные ценности, традиции и обычаи воспитания народа в наибольшей степени сохранились на селе. Вместе с тем, переходный период развития российского общества, социально-экономическая нестабильность в стране обусловили возникновение и дальнейшее обострение многих проблем, затрагивающих всю жизнедеятельность сельского населения. Разрушение социальной инфраструктуры, привычного уклада жизни, резкое снижение жизненного уровня большинства семей, алкоголизация молодежи, высокий уровень безработицы, бедность в сельской местности оказывают негативное влияние на воспитание детей.

Воспитательный потенциал традиций якутского сельского социума заключается в воспитании потребности к труду и потребности делать людям добро, культивировании положительного отношения к труду, предоставлении самостоятельности в выполнении порученного дела; воспитании любви к этническому роду занятий; воспитании уважения и соблюдении традиций поведения на природе; формировании привязанности к своему роду, семье и уважения к родному краю; организации социального поведения подрастающего человека в среде своего этноса; регулировании отношений между поколениями, привитии уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту, создающее культ предков, родных, что способствует преодолению разобщенности старших и младших, установлению связи поколений; развитии умения находиться в согласии с природой и обществом; обеспечении усвоения трудовых ролей, подготовки к будущей семейной жизни и приобщения к общественно значимому труду в условиях конкретной среды; формировании привязанности к родным местам, рождающей бережное отношение к природе, животному и растительному миру, к людям своего края, развитии умения анализировать явления природы; формировании мировоззрения и ценностной ориентации школьника.

Педагогический культурный  потенциал сельской среды, который представляет собой совокупность идей, традиций, предметов, явлений, ситуаций, культурных и природных объектов, образов, ценностей, видов и форм деятельности, отношений, всех ресурсов, обладающих воспитательной ценностью и используемых в педагогическом процессе, активизируется с целью создания нравственно здоровой воспитывающей среды обитания. Это среда, где существуют традиции честного труда, хороших взаимных отношений, культурного поведения, культурной речи. Это педагогически культурная среда, где уважают историческое прошлое народа, его духовные ценности, традиции, обычаи, где существует авторитет стариков в семье и общине, забота о них и уважение к ним, где развиты взаимопомощь и благотворительность, опека малоимущих и особо нуждающихся. Это среда где, живо восприятие педагога как сельского интеллигента, где царит куль семьи, матери, авторитет отца, где понимают проблемы детей и особенности возраста молодежи, «всем миром» решают социальные проблемы жителей. Это среда, где дети и взрослые социально активны в стремлении преобразовывать свой быт, создавать красоту окружающей среды, беречь природу, создавать условия для культурного досуга, труда, образования. Это среда, где каждый житель осознает важность своего духовного, физического и психического здоровья, своего участия в созидательной деятельности во имя благополучия каждого человека, семьи, поселения в целом.

Хранителем традиций является семья как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущая в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания.

В современных условиях якутской сельской местности необходимо развитие воспитательного потенциала семьи по использованию традиций в нравственном воспитании старшеклассников. В едином социальном пространстве села в реализации процесса этнокультурного воспитания школьников необходима согласованная деятельность субъектов семейного, школьного и открытого сельского социума: семьи, учителей, сверстников учащихся, отдельных представителей наслега, специалистов различного профиля; Попечительского Совета, сельского дома культуры, административно-управленческой структуры села и улуса. Ни один из данных субъектов воспитательного процесса в отдельности не может оказать того оптимального педагогического воздействия на школьника, как при согласованной воспитательной деятельности.

Из опыта работы по организации нравственного воспитания старшеклассников в условиях современного села

В классе воспитательная работа велась по  программе, целью которой является воспитание у школьников бережного отношения к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа, его истории, быту, материальной и духовной культуре, воспитанию национального самосознания. В основу построения программы положен линейно-концентрический принцип.   Содержание  направлено на интеграцию историко-краеведческого, этико-философского, этнографического, искусствоведческого материалов с собственными наблюдениями детей, оказывающими влияние на процесс формирования нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения.

Особое место в опытной работе занимает образовательный курс «Нравственность и этноэтикет».

Цели и задачи данного курса:

Формирование у учащихся интереса, уважительного отношения к своей национальной этической культуре, этикету, как своду неписаных законов и обычаев, правил поведения в определенной социокультурной среде;

Раскрывать внутренний нравственный смысл этноэтикета;

Углублять и дополнять нравственные знания, полученные в процессе воспитания, преобразовывать их в систему нравственных установок в развитии и саморазвитии; развивать нравственные чувства;

Формировать у учащихся способность следовать в своем поведении нравственному образцу, анализировать факты и явления окружающей жизни.

Формы - беседы, диспуты, факультативные занятия. Данный курс раскрывает этноэтикет как моральный эталон и нравственный ориентир в современных условиях, когда нет прежней доброжелательности, взаимопонимания, милосердия, терпимости и доброты в человеческих взаимоотношениях. В соответствии с тем, что в жизнедеятельности школьника доминируют такие виды сферы, как сфера познания, сфера практической деятельности, сфера игры, сфера физического развития и сфера общения, в экспериментальном классе был создан школьный клуб интересных встреч.

Девиз клуба: запомнить школьные прекрасные года!

Школьный клуб интересных встреч – это интеллект, здоровье, культура и приятный досуг.

Законы клуба: творчество, инициатива, вежливость, доброта, знания.

Членами клуба являются все учащиеся  9  класса, их родители и учителя.

Работой клуба руководит Совет клуба, вся работа в нем осуществляется на началах широкой инициативы и самодеятельности его членов. Клуб создает благоприятные условия в проведении досуга. Содержание его деятельности охватывает широкий круг вопросов, главными из них являются стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний и умений; создание доступных условий для развития инициативы и творчества; обеспечивание их культурного и интеллектуального роста и помимо этого в клубе каждый находит возможность заботиться о сохранении и укрепления здоровья, повышать уровень экологической культуры. Также ученики занимаются сбором, оформлением краеведческих материалов, расширяют знания о малой родине, изучают этноэтикет своего народа.

Были разработаны отдельные направления. Одна из них: «Мин дьиэ кэргэним» («Моя семья»). Введение этого направления связано с тем, что в сельской местности значительна роль семьи, родителей как первых естественных воспитателей детей. В 68 % семей представлены три поколения: дети – родители – бабушки и дедушки. Это одно их условий, обеспечивающих преемственность в передаче младшим этнических ценностей, национальных традиций, обрядов, правил этноэтикета и др. Основное внимание обращалось на культивирование таких ценностей народа:

- как гуманистические (человек как высшая ценность, ребенок – будущее нации),

- природоохранные (природа – источник жизни и существования человека, любовь к родной земле, природе, бережное отношение к рекам, озерам, деревьям, животным),

- трудовые (труд как основа жизни и существования человека, коллективный труд),

- социальные (сплоченность, единство, солидарность со своим народом),

- нравственные (любовь к детям; бережное отношение к ребенку, забота о нем; отношение к детям как к равным; семья – родной очаг; родители – естественные первые воспитатели, чистая дружба между девушками и юношами; основа семьи – взаимная любовь; культ матери; материнство как высшее женское счастье; культ предков; культ отца и другие),

- этнопедагогические (приучение к труду с раннего детства, почтительное отношение к старшим, родителям, совместный труд взрослых и детей, обеспечение самостоятельности ребенка в решении жизненных проблем, участие детей во всех событиях жизни вместе со взрослыми, воспитание реальной жизнью, воспитание всем миром и другие).

Следующее направление, по которой работал клуб «Айыы киьитэ аьыныгас буол» («Милосердие»). Если первое направление было познавательной, то это направление является практикоориентированной. В «туолбэ» все друг друга знают. Все дети свидетели последствий всех социальных катаклизмов в обществе. Известно, что социальная незащищенность, расслоение общества на богатых и бедных, безработица и др. оказывают влияние на рост количества не только неблагополучных семей, но и распространение в селе многих негативных явлений. И в этих условиях воспитательная работа клуба по программе «Милосердие» направлена на практическое участие детей в оказании посильной помощи попавшим в трудную ситуацию, проявляя по отношению к ним такое гуманное качество личности, как сострадание

Создавая клуб, мы хотели создать для школьников среду, где каждый учащийся нашел себе дело, занятие, интерес, друзей, мотивацию к обучению. Работа клуба оказала положительное влияние на самооценку учащихся, т.к. каждый учащийся смог предложить что-то новое, интересное, научились составлять планы, выслушивать мнение друг друга, осознали, что одному можно сделать хорошее, но если нас много, то это уже большое, необходимое, весомое дело. Родители в беседах подтвердили тот факт, что, проводя с учащимися и учителями определенное время, стали ближе к своим детям, начали понимать желания, стремления, надежды учителей, учащихся.

Учащиеся вместе с родителями, учителями провели часто-поисковую, исследовательскую деятельность, составляя свою родословную, ознакомились с историей своего родного села, микрорайона, улуса, республики и т.д. Все это повлияло на повышение самооценки учащихся младших классов.

Традиции якутского сельского социума складывались веками и способствовали сохранению и передаче культурного наследия подрастающему поколению. Основными положительными традициями, которые целесообразно использовать в системе воспитании школьников, являются: трудовые, охотничье-промысловые, культурно-досуговые, природоохранные, словесно-напутственные и традиции нравственных отношений между поколениями. Они несут в себе свой воспитательный потенциал:

- трудовые - воспитание потребности к труду и потребности делать людям добро, культивирование положительного отношения к труду, обеспечение усвоения трудовых ролей, подготовка к будущей семейной жизни, приобщение к общественно значимому труду в условиях конкретной среды;

- природоохранные и охотничье-промысловые традиции - развитие умения анализировать явления природы, развитие умения находиться в согласии с природой и обществом, формирование привязанности к родным местам, рождающей бережное отношение к природе, животному и растительному миру;

- традиции нравственных отношений между поколениями и словесно-напутственные традиции - формирование привязанности к своему роду, семье и уважения к родному краю; организация социального поведения подрастающего человека в среде своего этноса; регулирование отношений между поколениями, привитие уважительного отношения к родителям и старшим по возрасту.

В ходе опытно-экспериментальной работы наиболее эффективными формами воспитательной работы явились:

- спортивные мероприятия по национальным видам спорта по поколениям.

- благотворительные акции помощи ветеранам войны, инвалидам, престарелым и одиноким людям.

- составление кодекса ученика школы на основе духовно-нравственного учения народа саха.

- организация сбора устных правил - наставлений народа.

- ознакомление родителей с явлениями религиозных представлений, верований и традиций предков якутов, отражающих педагогические основы:

- лекции старшеклассникам о духовно-нравственном учении народа и духов-хозяев предметов и явлений природы и обрядов, связанные с их почитанием, преклонением перед животным миром, культом их почитания, бережного отношения к природе;

- обряды и современные праздники (традиционные ритуалы и обряды почитания духов местностей, природы «Встречаем лето», «Приезд в летник», уход за домашними животными, очистка сенокосных угодий, подготовка дров для топлива и льда для питьевой воды, трудовая традиция «ловля рыбы неводом», национальный праздник встречи лета, 8 марта, День защитников Отечества, День примирения и согласия).

Таким образом, одним из важных компонентов системы воспитания школьников выступает использование традиций сельского социума в нравственном воспитании. Реализация традиций происходит с учетом возраста детей, сложившегося опыта и времени года. Она носит естественный характер и опирается на поддержку самих детей и взрослых.

Социально-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность нравственного воспитания старшеклассников на традициях якутского сельского социума, являются:

- согласованность воспитательной деятельности семьи, школы и других социальных институтов села;

- широкое использование многообразия традиционных национальных форм воспитательной работы;

- подготовленность педагогов к использованию традиций в воспитательной работе;

- совместное участие взрослых и детей в исполнении традиций с учетом времени года и возраста школьников;

- участие в воспитательной деятельности народных умельцев и мастеров в работе кружков по национальным видам ремесел и спортивных секций;

- обеспечение педагогической поддержки родителей по использованию традиций народа в нравственном воспитании школьников в семье.

При этом отличительными особенностями организационного этапа стали:

- создание социально-педагогических условий эффективного использования традиций сельского социума в нравственном этнокультурном воспитании школьников;

- выбор адекватных форм и методов воспитательной работы.

Анализ анкетирования родителей указывают на то, что учителя, родители и учащиеся осознали значимость народной педагогики, поняли эффективность использования традиций этноэтикета в процессе формирования социально - этических норм поведения в старшем школьном возрасте. Данные контрольных анкет, опросников, бесед показывают, что учащиеся стали выделять следующие социально-значимые ценности: верность поставленной цели; способность к состраданию; участливость; чувство надежности, безопасность; убежденность; стремление сотрудничать с другими; мужество; упорство в достижении цели; энтузиазм, активное отношение к жизни; справедливость; вера; верность; чувство товарищества; способность прощать; дружелюбие; вежливость; великодушие; готовность прийти на помощь; святость; честность; смирение; инициативность и находчивость; оптимизм; доброта; любовь; преданность в дружбе; послушание; терпение; миролюбие; настойчивость; радостное восприятие жизни.

Ценностные качества личности, выступающие в роли целевых ориентиров, мотивов личностного развития: честность; трудолюбие; ответственность; вежливость; порядочность; дружелюбие; самостоятельность; аккуратность; гуманность; личное достоинство; терпимость; образованность; интеллигентность; чуткость; смелость; великодушие.

В ходе опытно-экспериментальной работы, согласно разработанной программе, раскрыто содержание нравственного воспитания школьников в совместной деятельности семейного, школьного и сельского социума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Современные формы приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям в новых экономических условиях

Учебное заведение ГМУК-2 стремится быть инновационным, мобильным, выстраивает свою стратегию развития в соответствии с общеевропейскими процессами, чтобы оно являлось эффективной и востребованной част...

Личностно ориентированное воспитание старшеклассников в условиях профильного обучения

Данная работа содержит анализ воспитательной работы в старших классах в условиях обучения по индивидуальным учебным планам. Статья содержит рекомендации для классного руководителя  по созданию бл...

Организация духовно-нравственного развития студентов СПО в условиях современных вызовов.

Духовно - нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела.  Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".

Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...

Духовно-нравственное здоровье дошкольников в современных условиях качества образования.

Нравственное здоровье ребёнкаЗадачи по формированию нравственного здоровья состоят в том, чтобы:обучать детей общению со взрослыми в духе добра и взаимопонимания;развивать у дошкольников саморег...