Методические материалы по использованию музейных технологий в образовательном и воспитательном процессах.
методическая разработка по теме

Локтионова Галина Николаевна

 

В работе содержатся материалы по организации музейной работы, рассмотрены наиболее актуальные вопросы по использованию музейных фондов в практической образовательной деятельности и патриотическому воспитанию обучающихся.

Данная работа представляет интерес для всех педагогов гуманитарного направления, а также руководителей школьных музеев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ с.Берёзово

Пугачёвского района Саратовской области»

Методические материалы

по использованию

музейных технологий

в образовательном и воспитательном процессах

                                             

Составитель:  Локтионова Г.Н.

                         учитель  истории

                         высшей категории

                         МОУ «СОШ с.Березово

                         Пугачевского района

                         Саратовской области»

2012г.

Методические материалы представляют собой обобщение опыта по использованию музейных технологий в образовательном процессе и воспитательной внеклассной работе в МОУ «СОШ с.Березово Пугачевского района Саратовской области». В работе содержатся материалы по организации музейной работы, рассмотрены наиболее актуальные вопросы по использованию музейных фондов в практической образовательной деятельности и патриотическому воспитанию обучающихся.

Данная работа представляет интерес для всех педагогов гуманитарного направления, а также руководителей школьных музеев.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..4

Глава I. Использование фондов музея при организации образовательного   процесса……………………………………………………………………...5

Глава II. Внеклассные формы работы …………………………………......10

Заключение……………………………….………………………………….13

Список использованной литературы………………………………………15

Приложения………………………………………………………………….16

Введение

Сегодня Российское образование поставило перед школой такие задачи как, формирование у учащихся познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации, овладение умениями коммуникативной, практической деятельности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности. Как же выполнить этот социальный заказ нашего общества?  И здесь, на мой взгляд, одним из важных средств решения этих задач, является работа школьного музея.

Школа является одним из источников формирования и развития гражданской личности. В первую очередь это решается на уроках истории. Ведь история – это учитель жизни, зная прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее.

Работа в музее поможет понять и глубже постигнуть прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение нашего народа. Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому.

В своей урочной и внеурочной работе я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться событиями истории  своего народа, знать, понимать и уметь объективно оценивать их – в этом основа деятельности школьного музея.

Задача настоящей работы рассказать об опыте нашей школы в решении поставленных обществом задач, поделиться накопленными практическими положительными результатами.

Глава I

Использование фондов музея

при организации образовательного процесса

В изучении истории нашего государства необходимо больше времени отводить краеведческой работе. Несомненно, изучение своего края, области, региона в контексте истории России решает многие задачи обучения. Невозможно изучать государство, не опираясь на материалы, исторические факты, архивные данные местного значения. Краеведческая работа – это, прежде всего развитие интереса учащихся к Малой родине, проведение параллелей с историей страны, необходимость осознания сущности своей причастности, как личности, к истории и процессам, происходящим в государстве, стать участником преобразований.

Изучая историю своего края, учитель часто сталкивается с рядом трудностей в подготовке и проведении уроков. Наряду с этими проблемами, возникает ряд вопросов: какие методы и формы целесообразно применять в краеведческой работе? Как сделать урок с использованием краеведческого материала интересным и нужным нынешним школьникам? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных методов или применение новых форм, методов, технологий позволит решить все проблемы?

Практика изучения истории родного края (краеведения) показала, что учащиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации, как старыми проверенными методами, так и новыми. Краеведение подразумевает работу в первую очередь практическую, где в паре, на равных условиях должны работать учащийся и учитель. Главным, как ни странно, в этой работе должен быть интерес учащегося, учитель же становится направляющей стороной. Не секрет, что, изучая историю своего края в рамках школьной программы, школьники получают лишь часть знаний, тонкости учащиеся находят самостоятельно, для этого необходимо найти такие источники получения знаний которые будут интересны каждой из сторон учебного процесса. Таким источником может стать ученическое исследование, проектная деятельность, компьютерные технологии. Использование интерактивных методов обучения, в основе которых лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица:

«Скажи мне, я забываю,

Покажи мне, я могу запомнить,

Позволь мне сделать это,

И это станет моим навсегда», развивает интерес к истории, открывает широкий простор для творчества. Остановлюсь подробнее на характеристике некоторых направлений.

Научно-исследовательская работа. Наиболее продуктивный метод изучения истории родного края. Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Научно-исследовательская работа - это не только теоретическая, а в большей степени практическая работа. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно-исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников. Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции. Не секрет, что изучение истории родного края переплетается с историей каждого живущего, с историей родного города, семьи, окружающих людей. Необходимо показать исследователю как переплетается история родного края с историей страны. Это задача учителя, который в исследовании должен быть направляющей стороной, соисследователем, соавтором. Научно-исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть выступление на конференциях различного типа, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации и т.д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности. Все это делает исследование продуктивным, заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении работы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе. В приложении к данной работе представлены варианты творческих отчетов в виде публикаций СМИ. (См. приложения №1, 2, 3).

Проектная деятельность. Метод проектов направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся, что немаловажно в изучении истории Родного края. При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа учащиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты готовые к внедрению. В современном мире технологий результат метода проектов может быть таким: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ, организация музейного уголка. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей использовать разнообразные методы обучения, техники и технологии. Главным аспектом проектной деятельности, который чаще всего вызывает трудность, является выбор темы проекта. Краеведение предполагает узконаправленный выбор темы. Это могут быть темы связанные с историей поселка, семьи, развитие и реклама декоративного искусства Малой Родины, в которых учащиеся решают ту или иную проблему. Итогом работы проектной деятельности учащихся должна стать защита проекта. Краеведческие проекты могут быть направлены на решение проблем, связанных с углубленным изучением истории родного края. В нашей школе организованы проведены следующие проекты «Традиции села Березово»; «Церковь с.Березово»; «Национальный костюм» и др. (См. приложения 4, 5, 6).

Компьютерные технологии. Компьютерные технологии - система получения, анализа, обработки информации с помощью современных технических возможностей. Не секрет, что в век глобальной компьютеризации человеку из провинции можно получить информацию, не выходя из дома (Интернет), это значительно сокращает поиск исторических справок, документов, информации, дает возможность доступа в архивы, библиотеки, на интернет - страницы. С внедрением компьютерных технологий поиск и исследование проходит быстрее и качественнее. Краеведы не только могут получать информацию, но и делиться ею, общаться с другими заинтересованными краеведением людьми. Итогом работы могут стать презентации полученного материала, мультимедийные фильмы, краеведческие дистанционные олимпиады, программы тестирования, слайд страницы. Материалы, о работе нашего музея, широко представлены на сайте школы (soshberezovo.ukoz.ru), где размещены и творческие работы ребят, и публикации в СМИ, и фото-репортажи с проводимых в рамках работы музея внеклассных мероприятий.

Наряду с применением современных методов и приемов в краеведческой работе не следует отказываться от консервативного обучения. Получение знаний путем общения ученика и учителя с использованием диалога и монолога, с применением наглядного материала дает возможность ученикам получить минимум краеведческих знаний, которые в будущем будут пополняться и обновляться уже самостоятельно каждым (и учителем, и учеником). Особо хотелось остановиться на экскурсионной работе. Краеведение основывается на получении и применении знаний, умений и навыков не только в урочном процессе. Экскурсии - это один из методов, который направлен на получение ЗУН и приобщение учащихся к истории предков, культуре, воспитание любви и гордости за вклад Малой Родины в историю страны. Экскурсионная работа должна быть тщательно подготовлена и спланирована. Каждая экскурсия должна преследовать определенные цели и задачи, проходить в назначенное время и носить развивающий, обучающий и воспитательный характер. Итогом экскурсии могут стать выпуски газет, выставок, проспектов. Материал, полученный в ходе краеведческой экскурсии, учащиеся могут использовать не только на уроках истории, в краеведческой работе. Это могут быть комбинированные уроки других дисциплин (литература, русский язык, экология и др.).

Использование различных предметов в качестве наглядного материала на уроке имеет широкое распространение и силу методического приёма. Главное отличие музейного предмета от обычного наглядного пособия в его подлинности, функции исторической памяти, хранящей опыт прошлых поколений. Музейный предмет должен являться первоисточником социальной информации, быть подлинным, храниться долгое время. Не менее важна нравственная, эстетическая, мемориальная ценность предмета – всё, что делает предмет культурной ценностью.

Работа на базе музея позволяет собрать на одном пространстве самые разнообразные источники: письменные памятники, вещественные реликвии, изобразительные материалы, фотографии, предметы археологии, нумизматики, бонистики, филателии, этнографии и многие другие материалы. Всё это позволяет не только показать многообразие источников, но и обучать детей языку музейных предметов, давать им основы самостоятельной исследовательской работы с источниками. В современных семьях хранится мало вещей, принадлежавших их предкам, которые бы олицетворяли «связь поколений». Многие дети до посещения музея никогда не имели опыт изучения старинных предметов. Поэтому одна из задач не просто привлечь внимание к музейному предмету, но и раскрыть его характер, особенности, свойства. Это внимание к историческому источнику реализуется через систему занятий, главным героем становится тот или иной предмет.

Глава II

Внеклассные формы работы

Большую роль в изучении учащимися истории своей страны, своего края, села, семьи, играет школьный музей.

Наш музей был основан в декабре 2006 года и хранит более 200 экспонатов. В настоящее время музей имеет разделы: «История школы», «История церкви», «Участники Великой Отечественной войны», «Труженики тыла», «Первые выпускники», «История села», «Репрессированные»,  экспозиция русской избы и другие. Данные экспозиции широко используются во внеклассной работе. (См. приложение №7, 8).

Краеведческие кружки и секции, организация и ведение школьного музея, активное участие в краеведческих конкурсах и олимпиадах – один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с учащимися, основной способ передачи знаний и умений, не предусмотренных школьной программой. Строгие рамки урока не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей, не всегда дают возможность помочь ребёнку усвоить дополнительные приёмы и навыки, необходимые для успеха учебного процесса школьника. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, на которых школьники приобретают необходимые знания. (См. приложение №9).

На сегодняшний день, моя задача как учителя истории и руководителя школьного музея заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся изучением трудовых, национальных, военных подвигов нашего народа. Кроме того, необходимо заинтересовать учащихся изучением истории своей малой Родины: быта народа, среди которого они живут, узнать его историю, национальные, культурные традиции.

Обращение к близкому, к местному материалу способствует:

- развитию патриотизма и гражданственности;

- развитию умения получать информацию и ориентироваться в ней;

- возможность непосредственного наблюдения учащимися объекта изучения.

Непосредственно через анализ источников и игровую деятельность.

Игровые формы используются при организации занятий в основном в начальном и среднем звене, например:

«Бабушкин сундук» – изучение содержимого сундука, предназначение каждой вещи;

«Путешествие в музей» – непосредственно экскурсия по музею по определенной теме;

Кроме того мы с ребятами проводим различные акции, материал которых также можно использовать на уроках истории и внеклассных мероприятиях.

Акция «Традиции моей семьи» – в ходе, которой узнаем, что в каждой семье есть вещи, которые памятны и дороги;

Акция «Обряды с.Березово» – позволила изучить и оформить материал о большинстве национальностей нашего села.

Важно то, что в данной работе принимают участие не только ребята школы, но и жители села. В ходе такой работы происходит обмен опыта между представителями старого поколения и нового. Всегда подводим итоги акций, делаем выставки, проводим экскурсии, действуют переносные стенды. Весь собранный материал оформляем в альбомы, которые хранятся в музее.

В заключении, хочу подробнее остановиться на опыте работы по комбинированию различных форм деятельности. В прошлом году в рамках проекта «Церковь Села Березово» собрали воспоминания о церкви, нашли фотографии. Это пробудило интерес у детей, которые занялись исследовательской деятельностью по вопросам «Смысл и значение Православной иконы»; «Колокольные звоны»; «Древнерусские книги»; «Виды икон с изображением Богородицы» и др. Провели встречу с настоятелем Храма Успения Пресвятой Богородицы Игорем Павловским, пригласили старейших жителей села, организовали показ презентаций и выступление ребят по теме исследований, изучили мнение школьников к восстановлению церкви и её роли в жизни человека. Данное мероприятие вызвало большой интерес.  В рамках работы музея проводятся различные мероприятия это встречи с ветеранами, викторины и конкурсы. Более подробно о работе музея можно посмотреть на сайте школы.

Именно использование материалов школьного музея на уроках истории и во внеклассной работе помогает воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Такая работа способствует возрождению русского национального характера российской духовности, помогает воспитывать у детей бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю.

Заключение

Использование материалов школьного музея можно разделить на три направления: исследовательская работа, внеклассные занятия, уроки

В «Исследовательской деятельности» за три года работы нам с ребятами удалось написать 10 творческих работ, которые стали призерами районных, региональных и всероссийских конкурсов.

Все работы сопровождаются электронной версией, сделанные в разных программах (MICROSOFT EXCEI, , Adobe Photoshop, MICROSOFT POWER POINT).

Некоторые работы размещены на сайте виртуального краеведческого музея (сайт краеведческого музея www.comk.ru «Живая память»)

 Все работы используются на уроках при изучении истории своей страны, т.е. Истории России, обществознания.

Работа «Биографическая летопись жителей села Березово» помогает ребятам на примерах знакомым им людям (жителей села) проследить судьбу простых солдат на фронтах Великой Отечественной войны и оценить вклад односельчан в дело Победы. (См. приложение №10).

Знакомясь с народами страны и их культурой, используется исследовательский материал «История села Березово» и «Березовские обряды», где раскрываются традиции, обычаи, говор разных народов, проживающих в селе.

Проследить этапы  репрессий через судьбы людей проживающих в нашем селе на основе материалов «Репрессированные жители села Березово».

Ребятам важно понять ту нить, которая связывает все поколения. Прочувствовать, что история страны непосредственно связана с историей села, историей своей семьи. Ребята на уроках отвечают на вопрос, как история страны связана с историей их семьи.

На уроках и внеклассных занятиях использование материалов музея состоит и в работе с вещественными источниками и письменными, с использованием, как современных интерактивных методов обучения, так и традиционных.

Работа музея находит положительный отзыв односельчан, которые охотно сотрудничают в проведении внеклассных мероприятий и исследовательской работе, в средствах массовой информации и у родителей. (См. приложение №11).

Список использованной литературы

Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Методические рекомендации. – М., 1988.

Гутникова А.Б., Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Книга для преподавателя: Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд. – во С.- Петерб. ин-та права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2000.

Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательных технологий. М.: Народное образование. 2001. (Серия «Системные основания образовательной технологии)

Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией С. Шехтера и Н. Воскресенского. При участии А. Иоффе и Ч. Уайта. М.: ЗАО «Учительская газета». – 1998. – стр. – 190. Второе издание.

Ивашина Н.Н. Методика подготовки выездной экскурсии.//Белгородский краеведческий вестник. – Белгород, 2001

Коротаева Е.В. Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия. М.: Сентябрь, 2000.

Лебедева П.Г. Специфика работы с музейным предметом в Детском историческом музее // Музей ХХI века: мечта и реальность.- С-П.: 1999.

Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр. ред. Т.Г.Шумная – М., 1986.

Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России: Методическое пособие – М., 1990. Внеклассное занятие по истории, 9 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный и воспитательный процесс школы»

Общешкольное родительское собрание «Здоровье ребенка – здоровье общества» 16.02.2012.  Выступление заместителя директора по ВР Мартьяновой О.В....

Использование здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса

Важнейшим показателем благополучия общества и государства является состояние здоровья подрастающего поколения. Следовательно, необходимо формировать особую, щадящую среду, где учитываются все трудност...

Применение шоу-технологий в образовательном и воспитательном процессах

Данная статья рассказывает о личном опыте применения шоу-технологий в воспитательной работе. Современные школьные шоу-технологии – это совокупнос...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ"

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ...

Арт-технологии в образовательном и воспитательном процессах

Арт-технологии – это совокупность средств искусства и методов художественно-творческой деятельности для достижения педагогической цели – это прекрасный инструмент разрешения и профилактики...

Методическая разработка «Необходимость использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном и воспитательном процессе»

Методическая разработка«Необходимость использования информационно-коммуникативных технологийв образовательном и воспитательном процессе»...

Методическая разработка «Необходимость использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном и воспитательном процессе»

Методическая разработка«Необходимость использования информационно-коммуникативныхтехнологий в образовательном и воспитательном процессе»...