Тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по теме
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ориентирует современного учителя на то, чтобы дети становились участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Следовательно, цель учителя – создать условия для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся. Однако, только урочных часов для развития у обучающихся творческих способностей, креативного мышления, навыков исследовательской деятельности недостаточно. Замечательную возможность расширения и углубления знаний по предметам, развития любознательности, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний, несомненно, даёт внеклассная работа. Она позволяет работать с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_tematich.planiro.docx | 111.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа»
Конкурс образовательных программ
Номинация: «Лучшая программа исследовательской деятельности учащихся по предмету или направлению (методические разработки по организации научно-исследовательской деятельности учащихся в учебных заведениях)».
Работу выполнила:
Костина Елена Борисовна
учитель русского языка и
литературы.
Локня, 2011.
Содержание:
Социальный паспорт образовательной программы.
Пояснительная записка.
Основные направления работы литературного объединения «Мой Пушкин».
Содержание программы.
Социальный паспорт образовательной программы:
Литературный клуб «Мой Пушкин».
Разработчик программы: Костина Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Локнянская средняя школа».
Актуальность и социальная значимость: Культурное наследие А.С.Пушкина – благодатный источник патриотического, духовно-нравственного воспитания юных граждан Псковщины. Причастность детей и подростков к личности поэта, к образам его героев, к идее служения Отчизне, к идее дружества и верности - это одна из возможностей увидеть образец жизни и деятельности.
Возраст и контингент детей: учащиеся 5-8 классов.
Цель: способствовать духовно-нравственному и эстетическому обогащению личности школьника посредством изучения творчества А.С.Пушкина; формировать культуроведческую компетенцию учащихся средствами литературы, живописи, музыки;
Задачи:
Развитие познавательных потребностей; расширение кругозора учащихся; развитие потребности в самостоятельной и исследовательской деятельности;
Воспитание интереса к творчеству А.С.Пушкина;
Воспитание литературно-творческой активности; художественного и литературного вкуса;
Сроки реализации: 1 учебный год (34 часа).
Предполагаемые результаты и социальный эффект:
Предполагается, что в результате реализации программы учащийся будет обладать следующими качествами личности: 1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике; 2) критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи; 3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, формулировать аргументированные выводы, находить решения; 4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; 5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
Основные разделы учебно-тематического плана:
Программа состоит из нескольких блоков:
Семья Пушкина (4 часа).
Лицей и лицейские друзья в жизни Пушкина (8 часов).
Мир сказок Пушкина (5часов).
Пушкин и Михайловское (7 часов).
Уроки творчества (10 часов). (Уроки письма; уроки составления сценариев; творческие лаборатории и мастерские; выпуск газет; интегрированные занятия с педагогами дополнительного образования). Итого: 34 часа.
Система контроля за исполнением: диагностические анкетирования, устные и письменные опросы, творческие задания, выставки творческих работ, участие в различных конкурсах, выступления на районном празднике детского творчества «Мой Пушкин».
Заказчик программы: администрация МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа»
Дата принятия решения об утверждении программы:
Пояснительная записка.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ориентирует современного учителя на то, чтобы дети становились участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Следовательно, цель учителя – создать условия для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся. Однако, только урочных часов для развития у обучающихся творческих способностей, креативного мышления, навыков исследовательской деятельности недостаточно. Замечательную возможность расширения и углубления знаний по предметам, развития любознательности, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний, несомненно, даёт внеклассная работа. Она позволяет работать с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы.
Так в нашей школе в 2000 году был создан Пушкинский зал, на базе которого вот уже восьмой год работает литературное объединение «Мой Пушкин». Почему снова Пушкин? Ответ прост. Пушкин – особая вершина в русской литературе, в нашей духовной жизни. История внеклассной работы по его творчеству насчитывает более полутора веков. И хотя многим кажется, что мы уже всё знаем о Пушкине, хорошо изучили его творчество, - всё это лишь иллюзия «изученности» писателя. Таким образом, внеклассная работа - один из путей, ведущих ребят в мир Пушкина – благодатный источник патриотического, духовно-нравственного воспитания юных граждан. Литературное объединение «Мой Пушкин» работает в соответствии с программой курса «Псковское пушкиноведение», целью которого является развитие личности гражданина Псковщины, способного к культурному самоопределению, к духовно-нравственной самореализации через ценности пушкинского творческого наследия.
Основные направления работы литературного объединения «Мой Пушкин»:
1. Работа школьного научного общества. Изучение жизни и творчества Пушкина; (Выступления лекторских групп с докладами; читательские конференции по произведениям Пушкина; работа над рефератами по пушкинской тематике; исследовательская работа по творчеству Пушкина).
2. Проведение традиционных мероприятий: участие в месяце русского языка и литературы; проведение дней памяти Пушкина.
3. Творческая деятельность участников объединения: встречи с интересными людьми; инсценировка произведений А.С.Пушкина; конкурсы рисунков; литературные вечера; конкурсы чтецов; заочные и очные экскурсии по местам, связанным с жизнью и творчеством Пушкина; выпуск газет к дням памяти Пушкина;
Таким образом, система внеклассной работы предполагает взаимодействие следующих видов художественной деятельности учащихся:
Приобретение знаний по теме:
обогащение представлений о судьбе, личности писателя, его эпохи, освоение пушкинского краеведения (чтение художественной литературы, научно-популярной, мемуарной и т.д.)
Восприятие художественных произведений:
внепрограммное (внеклассное) чтение сочинений писателя; знакомство с интерпретациями произведений А.С.Пушкина другими видами искусств.
Исполнительская и творческая деятельность учащихся:
детская интерпретация произведений А.С.Пушкина
Содержание программы.
В Программе курса «Псковское пушкиноведение» говорится, что курс 5-8 классов предусматривает вариативность деятельности как учителя, так и ученика и предоставляет возможность индивидуального выбора пушкинского материала и форм его интерпретации в каждом классе. Поэтому тематическое планирование на учебный год составлено с учётом возраста и контингента учащихся. А так как группа учащихся, входящих в литературное объединение, разновозрастная, то темы определены следующим образом:
Семья Пушкина (4 часа).
Лицей и лицейские друзья в жизни Пушкина (8 часов).
Мир сказок Пушкина (5часов).
Пушкин и Михайловское (7 часов).
Уроки творчества (10 часов). (Уроки письма; уроки составления сценариев; творческие лаборатории и мастерские; выпуск газет; интегрированные занятия с педагогами дополнительного образования).
Таким образом, отбор изучаемых тем проводится с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся 5-8 классов.
Тематический план.
Методические рекомендации.
Все занятия построены так, что учащиеся постоянно вовлечены в творческие и исследовательские (поначалу «маленькие») проекты. Постепенно члены литературного объединения готовятся к написанию научной работы: учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, писать статьи, доклады, тезисы, аннотации, выступать с докладами и оппонировать.
Так, на первом занятии «Встреча с Пушкиным», учащиеся только что вступившие в объединение «Мой Пушкин», узнают о работе нашего объединения. На этом занятии выступают те учащиеся, которые в предыдущие годы уже участвовали в работе литературного объединения. «Новички» же в свою очередь получают задания творческого, исследовательского характера для следующих занятий. Например, подготовить доклады на темы: «Семья А.С.Пушкина», «Детство Пушкина в Москве», «Дарования маленького Пушкина». Учащиеся 6-8 классов готовят презентации с видами Москвы, рисуют родословную таблицу. Те, кто любят рисовать, получают индивидуальное задание: сделать иллюстрации к строчкам из стихотворений А.С.Пушкина («Подруга дней моих суровых…», «Дай, Никита, мне одеться…», «Дяде, назвавшему сочинителя братом…» и т.д.) Таким образом, реализуется личностно-ориентированный подход к учащимся с учётом их индивидуальных способностей.
Формы последующих занятий разнообразны – это уроки-исследования, уроки-представления, уроки-путешествия, уроки-погружения, творческие мастерские, уроки-творчества. Все они требуют критического и творческого мышления, навыков работы с научно-популярной литературой, навыков обработки информации – всё это навыки проектно-исследовательской деятельности, которые делают ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
В тематическом блоке «Семья Пушкина», члены литературного объединения не только получают информацию о детстве поэта, о его родителях и близких людях, но и самостоятельно готовят доклады, презентации, делают иллюстрации, составляют кроссворды, викторины по теме «Детство А.С.Пушкина». Учащиеся 7-8 классов выступают в роли наставников, помощников. Заключительным этапом данного тематического блока является выход на творческий проект «Страна Пушкинского детства».
Разнообразен по формам организации уроков и тематический блок «Лицей и лицейские друзья в жизни Пушкина». На уроках-исследованиях учащиеся выступают с докладами, рефератами, презентациями об истории Царскосельского Лицея, о лицейских друзьях Пушкина и их судьбах; на уроках – погружениях читают и анализируют произведения разных писателей о Лицее, о Пушкине-лицеисте; а на уроках-концертах, уроках – творчества читают наизусть и выразительно стихотворения, посвящённые лицейским годам, друзьям, годовщинам. В итоге, выходят на творческий проект «Лицей, который не кончается».
Тематический блок «Мир сказок Пушкина», казалось бы, больше подходит для пятиклассников. Однако и учащиеся 6-7 классов делают для себя открытия в этой теме. Так, одна из участниц литературного объединения отметила, что не всё в сказках Пушкина понятно современному школьнику («увидела проблему»), провела анкетирование среди школьников и окончательно в этом убедилась; сформулировала тему, поставила перед собой цель: создать иллюстрированный словарь устаревших слов из сказок Пушкина. С данной исследовательской работой ученица вышла на районный творческий праздник детского творчества «Мой Пушкин», где заняла 1 место.
Не менее интересно реализуется изучение четвёртого блока «Пушкин и Михайловское». Основные формы работы - заочные и (по возможности) очные экскурсии. Как правило, заочные виртуальные экскурсии готовят учащиеся 7-8 классов, для учащихся 5-6 классов можно предложить сделать построчные иллюстрации к стихотворениям, написанным Пушкиным в Михайловском.
Так как в литературное объединение «Мой Пушкин» вступают ребята разного возраста, то и задания можно давать дифференцировано. Например, к занятию «Любимы герои сказок Пушкина» готовятся учащиеся 5 классов, к занятию «Сказки Пушкина в изобразительном искусстве» - учащиеся 6 классов, а к уроку «Устное народное творчество и сказки Пушкина (традиции, особенности, сходство и различие)» готовятся учащиеся 7 классов, так как здесь требуются уже навыки исследования.
Выводы.
Таким образом, организация работы литературного объединения «Мой Пушкин» как направление внеклассной работы является важным способом развития учащихся. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике. Предполагается, что в результате реализации программы учащиеся будут обладать следующими качествами личности:
1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...