Исследовательская работа по этнографии
материал (10 класс) по теме

Научно- исследовательская работа сделагна по направлению " Этнография". Данная работа выполнена с учетом требований написания исследовательских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx52.31 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Поспелихинского района

Алтайского края

МКОУ « 12 лет Октября СОШ»

Краевой  открытый конкурс для одарённых школьников и молодёжи «Будущее Алтая»

Секция: история, краеведение, этнография

Направление: Этнография

Особенности этнического влияния на печное строительство на территории села « 12 лет Октября»

                                   Научно – исследовательская работа

                            Автор: Книс Дарья Романовна,  ученица 10 класса

 МКОУ « 12 лет Октября СОШ»

                                       Научный  руководитель: Зикратая Елена Николаевна,

                                учитель истории МКОУ « 12 лет Октября СОШ»

Поспелихинский район

2012 год

Содержание

           Введение………………………………………………………………3

Глава 1.  Особенности этнического печного строительства

 ( планировка, эстетика)…………………………………. …………..6

           Глава 2. Этническое влияние на печное строительство…………. 11

Глава 3. Печных дел мастера села « 12 лет Октября»……………. 14

 Заключение…………………………………………………………..17

 Литература и источники……………………………………………19

 Приложение              ……………………………………………….    20                                                        

Введение.

11. Актуальность.

В современное время быстрыми темпами развивается технический прогресс, главная цель которого сделать жизнь человека более комфортной  и экономически менее затратной. НТП затронул не только жизнь горожан, но и жителей сельской местности. Результатом НТП является  стирание этнических границ в плане бытовой жизни.

 В прошлое уходят многие ремесла, которые в свое время были распространены   на территории нашей страны и пользовались уважением  населения  как,  например, ремесло печника. Остается лишь небольшое количество людей, которые сохраняют секреты этого ремесла для будущих поколений.

Данная работа предполагает исследование особенностей печного строительства на территории села   « 12 лет Октября» с учетом этнического влияния. Работа несет пропагандистскую  функцию, побуждая людей интересоваться прошлым своей  малой Родины, историей печного строительства  с учетом этнического влияния  характерного для своей местности.

Объект исследования: печь

Предмет исследования: особенности этнического влияния на печное строительство на территории села « 12 лет Октября

Хронологические рамки: период 20 – начало 21 века

Территориальные рамки охватывают историю печного строительства на территории села « 12 лет Октября»

Цель работы:  исследовать  особенности этнического влияния на печное строительство на территории села « 12 лет Октября»

Задачи:

Определить особенности печного строительства , характерного для украинцев, русских и немцев.

Определить приоритетное  этническое влияние на печное строительство.

Определить особенности этнического печного мастерства, характерного для села « 12 лет Октября» .

Методы работы:

Метод сбора информации с использование интернет- ресурсов и специализированной  литературы.

Фотосъемка – была проведена на территории села « 12 лет Октября», с учетом различной конструкции печей.

Опрос населения -  играл наибольшую роль при систематизации информации о печниках, работающих на территории села в разное время.

Метод системного анализа – в первую очередь был важен для выявления этнических особенностей печного строительства на территории села.

Практическая значимость:

В работе использована типологизация печей, характерная для села с применением метода фотосъемки. Выявлены особенности этнического влияния на печное строительство, характерное для села. Впервые проанализировано мастерство печников, разной национальности, и их особенности печного ремесла на территории села. Материалы работы могут найти применение на уроках истории по теме « Культура и быт населения», а также в работе краеведческого  музея по особенностям  печного мастерства.

Степень изученности темы:

Особенности этнического влияния на печное строительство на территории села « 12 лет Октября» не изучены. Впервые материал по данной тематике представлен в  исследовательской работе.

В энциклопедиях, интернет данных, в  специализированной литературе  представлен материал, в котором отражено печное строительство, характерное только для определенного этноса.

В статье « Печи, камины»1 кратко представлен материал о истории печного строительства на Руси и особенностях расположения ( планировка) печей в доме.  Схожие вопросы рассматриваются на страницах сайтов интернета, посвященных истории печного мастерства  в России, но в основном это краткий справочный материал. В интернет – странице  « Украинские печи»2  говорится об  этнических особенностях печного строительства. История печного строительства немцев отражена в интернет – странице « Немецкая печь»3 , где дан краткий справочный материал  об особенностях печного мастерства данного этноса.  В энциклопедии «    Быт и верования древних славян»4 использован материал, о предпочтении в планировке при строительстве печи нашими предками.

 В основе работы использован местный материал, основанный на опросе местного населения, семейных архивов  ( фотографий), которые также были предоставлены местными жителями.


1 « Печи, камины» [электронный ресурс]. Режим доступа: www/list7i.ru

2  « Украинские печи» [электронный ресурс]. Режим доступа: www.kedem.ru

                                                                                              www. Storyof.ru

 3 « Немецкая печь» [электронный ресурс]. Режим доступа:www.naogonek.su

4 Энциклопедия « Быт и верования древних славян», Санкт- Петербург, Издательство « Азбука классики»,2001год

Основное содержание работы.

Глава1.  Особенности этнического печного строительства  ( планировка, эстетика).

Для каждого народа характерен свой этнический уклад, и он касается не только языковой, обрядовой стороны, но и ярко представлен  в бытовой культуре. Именно в планировке жилища можно проследить особенности  быта, которые характерны для разных этносов. 

«Печь нам как мать родная», - говорили в старину. Без нее представить жизнь в деревне просто невозможно. До сих пор во многих домах стоит уютная теплая печь. А нужна ли она в загородном или дачном доме? Конечно, в наши дни почти у всех есть газовая плита и обогреватель. Однако, несмотря ни на что, даже сегодня во многих случаях печь остается просто незаменимой.

Печное отопление является в настоящее время наиболее распространенным видом отопления сельских домов. Печное отопление отличается простотой, надежностью и дешевизной. Хорошая печь занимает мало места, потребляет мало дров и при правильной эксплуатации может прослужить довольно долго, не требуя ремонта.

У каждой этнической группы есть свои печные особенности, которые  проявляются в расположении печи, эстетической культуре, строительном материале.

                    Особенности печного строительства  у украинцев.

      Наследуя общеукраинскую традицию расположения, печь размещали в углу у входной двери, полки - открытый шкаф ("мисник") в противоположном углу у входа, скамейку под окнами главенствующей стены, а спальное место ("піл") непосредственно у печи вдоль тыльной стены с люлькой над ним.  [ Приложение 1] В избах сохранились такие элементы, как специальный дымоотводящий прибор ("світець"," посвіт"), который крепился под отверстием потолка над лучиной. ").  Традиционным было также размещение кровати с жердью и колыбелью над ней возле печи вдоль тыльной стены хаты, полки для посуды в углу между сенями и главными стенами, а лавки - под окнами.

Печь мастерски украшалась рисованными композициями, что является главной отличительной чертой украинской печи от русской. Лентой цветочного орнамента подчеркивались горизонтальные профильные выступления и верхние части основных элементов печи – «припічка», лежанки, камина, печки. «Під-припічок» и камин украшались цветочными композициями вазонного или букетного типа. В композиции, кроме растительных, вводили и любимые в фольклорной традиции сюжеты птиц - петуха, галки, сороки.  Против печи на месте традиционной широкой скамьи размещали переносную скамью ("канапу») [ Приложение 2]

В начале XX века, к печи, в которой готовили пищу, с целью более целесообразного ее использования достраивали еще одну печь ("грубую"), которой отапливали дом. Конструктивно-архитектурное решение этого комплекса ("печь-грубая") продолжало традиционные приемы, сложившиеся во всех районах Украины. Грубую печь украшали настенной росписью. Декоративно-художественные украшения грубой печи сочетались в цветной и в орнаментальной разработке с декором печи для приготовления пищи. По традиции печь отверстием ("челюстями") всегда была обращена к окнам главной стены дома. Особого внимания уделялось декоративному оформлению печи. Все ее элементы  - дымоход, профильные карнизы, "челюсти" и даже заслонка – расписывались  ("рисовались") цветными глинами.

 Кроме белых печей, были широко распространены на Украине, так же как и в России вплоть до начала 20 века – курные печи или пыльные печи. Архаичной была и форма пыльной печи ("курна піч"), дым от которой исходил сразу в дом, так  что закопченные стены ничем не украшались. Характеру пыльной печи отвечал темный, так называемый "дымная" керамическая посуда ("горшки", "кувшины", " гладущики").

 Зажиточные хозяева выкладывали печи купленным рисованным кафелем. Сюжетно-орнаментальная разработка каждого кафеля представляет собой художественно выраженные фрагменты традиционно-бытовой жизни украинцев: семейные и календарные праздники, художественные вкусы, виды художественных промыслов, культовые сооружения, обереги и символичные изображения и т.д.

Главный строительный материал, из которого изготовляли печь, была глина, и до начала 20 века большинство печей были глинобитными. В дальнейшем на смену глине придет кирпич – сырец, который использовали для топки, а для дымохода обожженный  кирпич.

                             Особенности  печного строительства у немцев.

Центральное место в интерьере кухни занимала печь. У немцев Алтая встречается несколько типов печей. Это - вертикальные четырехгранные печи-голландки, которые служат только для обогрева помещения, печи смешанного типа, которые имеют и отопительный котел, и плиту для приготовления пищи. Встречаются печи с встроенными котлами для нагрева воды и вытапливания жира, духовыми шкафами для выпечки хлеба. Раньше, когда в качестве топлива использовалась солома, в дымоходах устраивали камеры для копчения продуктов. Печи клали из сырцовых глиняных кирпичей. Поверхность печей обмазывали белой глиной, в настоящее время печи белят известью. У лютеран сохранялся архаичный обычай, смысл которого заключался в знакомстве молодой хозяйки с духами домашнего очага. После свадьбы, при вступлении молодоженов в дом мужа, свекровь брала невесту за руку и три раза обводила вокруг печи, что по поверьям гарантировало новой семье процветание и защиту от злых духов. Традиционно было принято располагать печь в центре кухни, и от  печи  планировали кухонное пространство. В наше время в результате этнического смешивания печь традиционно  располагается  в углу помещения.  [ Приложение 3, 4, 5]

                         Особенности печного строительства  у русских.

Обладая внушительными размерами и, соответственно, занимая много места,  печь на удивление рационально организует жилой объем, так что о создаваемой ею, на первый взгляд, тесноте говорить не приходится.    [Приложение 6]

Русская печь не съедает, а напротив, расширяет жизненное пространство избы,  из одномерного превращая его в многомерное. Местоположение самой печи (слева или справа) особого значения не имеет, хотя хозяйки не любили печей, расположенных слева, и избы с такими печами называли непряхами  (в них неудобно было прясть). Так как главным источником света в зимнее время была печь, то сидя на лавке возле устья печи, женщина правой рукой вращала веретено, левой же сучила нить. И если печь стояла слева от входа , свет падал неудобно для работы.

Русская печь была основой традиционного крестьянского быта. Отсюда нежная привязанность к ней крестьянина и его неприятие других видов печей, отразившееся в поговорках «Прихоть для бар, а нам нужон жар да пар», «Тоже мне печь - ни лечь, ни спечь». Все прочие печи носили у нас название голландок да шведок, пусть и делались русскими мастерами: титула печи крестьянская Россия им так и не присвоила.

Один из вариантов   расположения печи - севернорусский, именно он наиболее характерен для нашей местности. Печь занимает один из углов рядом с дверью, а ее устье обращено к противоположной стене. В смежном углу устраивают полати. Красный угол также лежит по диагонали от устья. При входе в такую избу, первое, что выхватывает взгляд, это иконы (теперь – телевизор, холодильник и т.д.).  

 Несмотря на значительную материалоемкость, возведение русской печи требовало минимальных денежных затрат: песок, глина, камни, вода - все это было под рукой.

Если в округе отсутствовал камень, печь лепилась из глины, и такие глинобитные печи стояли по сто лет. Если в дефиците была глина, печи клали из каменных глыб и плит, скрепляя их специальными каменными клиньями, а глиной только промазывали щели.

Кирпичные печи стали класть относительно недавно, да и то кирпич в основном не покупали, а с помощью нехитрого приспособления делали самостоятельно. Самодельный кирпич не обжигался, а только просушивался; обжиг происходил уже при топке печи. Русская печь традиционно белого цвета  (  используют белый известняк), иногда добавляют подсиньку.  

 

русские

украинцы

немцы

Печь ( на родном языке)

Печь, печка

піч

Ofen

Место расположения

Печь занимает один из углов рядом с дверью, а ее устье обращено к противоположной стене.

печь размещали в углу у входной двери, всегда была обращена к окнам главной стены дома

В центре кухни

Эстетика

традиционно белого цвета (  используют белый известняк), иногда добавляют подсиньку

украшалась рисованными композициями

белая глина, в настоящее время печи белят известью

Строительный материал

глина,  каменные глыбы и плиты. кирпич – сырец , который использовали для топки, а для дымохода обожженный  кирпич

глина, кирпич – сырец , который использовали для топки, а для дымохода обожженный кирпич.

сырцовые глиняные кирпичи

Глава 2.  Этническое влияние на печное строительство.

Наше село « 12 лет Октября»  является многонациональным. Этническая принадлежность представлена следующими  национальностями.

показатели

Ед. измерения

2010 год

Численность постоянного населения на начало года - всего

человек

950

Русские

864

Украинцы

41

Немцы

34

Армяне

6

Осетины

2

Литовцы

1

Грузины

1

Корейцы

1

 В результате анализа данных, большая часть населения – русские,  на втором месте –украинцы, на третьем –немцы.

Так как целью моей работы является выяснить особенности этнического влияния на печное строительство на территории села « 12 лет Октября», то сопоставительный анализ будет исходить из приоритетных  ( в данном случае) национальностей.

 В настоящее время,  в результате этнического смешивания традиционное устройство  печи, характерное для разных этнос не соблюдается. Произошло слияние, синтез  культур, где наибольшее влияние окажет русская культура, это отразится и в печном строительстве.

русские

украинцы

немцы

Печь ( на родном языке)

Печь, печка

Печь, печка

Печь, печка

Место расположения

Печь занимает один из углов рядом с дверью  или угол напротив двери

Печь занимает один из углов рядом с дверью  или угол напротив двери

Печь занимает один из углов рядом с дверью  или угол напротив двери

Эстетика

Белят известью

Обшивают железом, красят

Облицовывают кафелем

Белят известью

Обшивают железом, красят

Облицовывают кафелем

Белят известью

Обшивают железом, красят

Облицовывают кафелем

Строительный материал

обожженный  кирпич

обожженный  кирпич

обожженный  кирпич

Печники

Ефремов Виктор Иванович

Зикратый Александр Павлович

Зейферт Иван Давыдович

На территории нашего села представлены печи трех типов, сделанные в разное время местными печниками. Но так как прогресс на месте не стоит, местное население сейчас предпочитает делать железные печи, считая их более экономичными и самое главное, малозанимающими места. Но всё – таки традиционная кирпичная печь сохранилась во многих домах селян.    [Приложение  7, 8 ]

Я провела опрос среди жителей села по улицам Полевая, Почтовая, Школьная, Западная, Новая (  было проанализировано типологизация печей в  66  квартирах)  на тему: « Какой тип печи вы считаете наиболее лучшим и почему?».  Результаты получила  следующие:  большинство печей кирпичные, т.к. лучше  держат тепло, но если будут делать ремонт, заменят на более современную  и малогабаритную железную печь; на втором месте железные – мало занимают места, по теплоемкости не уступают кирпичным; в прошлое уходит русская печь – занимает слишком много места, выпечкой хлеба сейчас в большинстве семей не занимаются,  предпочитают покупать готовый в  местной хлебопекарне.    Имеется один на территории деревни камин, но он выполняет чисто эстетическую функцию ( будучи в рабочем состоянии)   в качестве обогревательного прибора его хозяева не используют.

[ приложение 9  ]

Глава 3. Печных дел мастера села « 12 лет Октября»

К сожалению, почти утеряны богатые традиции потомственных умельцев-печников, передававших секреты своего мастерства из поколения в поколение. А таких секретов немало. Забываются и имена печников ,которые в своё время были мастерами своего дела и пользовались огромным уважением и почетом среди односельчан.

 На вопрос, кого из печников вы помните, кто вам делал печку? В основном называют при наличии кирпичных печей  - Зейферта Ивана Давыдовича, Зикратого Александра Павловича ( знают печников люди пожилого поколения, молодежь ни одного печника назвать не смогла), при наличии железных печей местного предпринимателя Кибитева В.А., которому заказывают печи, а работу выполняют  его сварщики.

Зейферт Иван Давыдович, чистокровный немец, родился в 1922 году в Саратове. Семья была большая и зажиточная, из поколения в поколение передавалось родовое ремесло -  пимокатов, печников. С началом войны в 1941 году семья была депортирована в Сибирь, в трудовую армию. После окончания войны Иван переедет в Свердловскую область Иссовский район село Исс, где женится на Фальман Варваре Михайловне, со своей будущей женой Иван познакомился еще во время войны в трудармии. Сама Варвара была из Алтайского края села Михайловка, это и сыграет решающее значение в том, что в будущем вся семья переберется на Алтай, местом жительства был выбран поселок Кизиха, Поспелихинского района. Вся семья Зейферт – 5 братьев и 1 сестра, с родителями будут жить в Кизихе, предпочитая не разлучаться.  В 1949 году у Ивана с Варварой родится дочка Мария, всего в семье будет 8 детей, семь дочерей и один сын Иван. В конце 70-х годов семья переберется в совхоз, где поселятся в квартире местной двухэтажки, именно здесь еще будет сохраняться этническая особенность планировки печи – в центре кухни. Но после того как переберутся « на землю», печь будет располагаться традиционно для деревни, слева или справа от двери.  Всю свою жизнь до выхода на пенсии  и после, вплоть до 1993 года, Иван Давыдович проработает печником.  « Зейфертовские» печки, как их и поныне называют, невозможно перепутать с другими. Иван Давыдович делал печи на две плиты и обязательно с большой духовкой, для выпечки хлеба.

[ Приложение  10,11   ]

Зикратый Александр Павлович.

Родился в июне 1941 года на Украине, Сумской области, село Косаривщина, хутор Ивансил. Предки Зикратых после столыпинской реформы 1906 года перебрались на свободные земли, где осели в  начале на сборном пункте возле села Шипуново, а затем перебрались в село Мельниково. Это были семьи Волошки, Тельнык, Зикратьевых.

В 1956 году старший брат Александра, Владимир вместе с семьей переедет в совхоз « 12 лет Октября». Сам Александр Павлович окончит строительное училище в городе Коньтуп Сумской области, где приобретет профессию монтажника, печника. После окончания училища попадет на Братскую ГЭС, где будет работать бригадиром строительной монтажной бригады СМУ-227. В 1961 году, родители Александра передут в село Мельниково, поближе к родственникам, туда же в 1966 году придет в отпуск Александр Павлович, где и останется. Затем будет армия с 1966- 1969 год. После армия Александр Павлович переедет в совхоз, где жили его братья и сестра.

Основная работа – печник, Александр Павлович был мастером русских печей, больше такие печи никто не умел класть. Как сказал нам печник, самое сложное это было выложить перекат, свод. Многие пытались это сделать, да только печи у них рушились.  Александр Павлович рассказал, что печи на Украине ничем не отличались от русской печи, единственное отличие- печи разрисовывали, на хуторе где жили Зикратые было принято рисовать больших красных петухов.

Печка была главным украшением дома, её называли теплушка, кормяшка. Топили в основном кизяками, которые долго держали тепло. Печи были большими, на печи свободно помещалось до 12 ребятишек. А как хороши были томленые борщи, которые готовили в борщевиках. Также печь использовали для сушки зерна, хмеля.

На территории  нашей деревни первоначально делали два типа печей, русская печь с трубой напрямую, которая и сейчас используется в домах, и печь от которой труба отводилась отдельно, обычно такую трубу делали деревянной, внутри укрепляли лозой и обмазывали глиной.   При том не всякая глина была годна при кладки печи,  в этом и был секрет мастера. Александр Павлович объяснил, что хорошая печная глина есть в Курьинском районе, возле бывшего села ЦК, при этом нужно взять глину т тереть пальцами, она становится сырее, сырее, как пластилин, вот такая глина и использовалась для хорошей русской печи.

За свой добросовестный труд Александр Павлович награжден правительственными медалями « За трудовое отличие», « 20 лет Победы над фашисткой Германией», является ветераном труда.  [Приложение  12,13]

Ефремов Виктор Иванович.

Родился в 1957 году в городе Самаре. В начале 80-х годов приехал в совхоз с бригадой строителей на заработки, или как говорили « на шабашку». В совхозе женится, родится дочь. Основная специальность Виктора – каменщик, позднее будет специализироваться на кладке печей. Виктор Иванович был печник - самоучка.  Клал галанки, или говорили печники – плиточные печи, небольшого размера. В конце 90-х вернется на родину, после распада совхоза.   [ Приложение 14]

                    Заключение

Основной целью моей научно – исследовательской работы было изучить этническое влияние на печное строительство на территории села « 12 лет Октября».

В первую очередь,  в  результате анализа различных источников, я выяснила характерные этнические особенности печного строительства у украинцев, русских и немцев.  Также выяснила,   какие национальности проживают на территории села и какая из них является приоритетной.

Наибольший интерес для меня представлял этнический синтез в бытовой культуре, удалось ли представителям не приоритетной национальности сохранить свои этнические особенности печного строительства. Для исследования наибольшую роль сыграет метод опроса и анализа полученных данных.  Которые доказали, что этнический синтез неизбежен с течением времени, и характерные грани  стираются не только в бытовом плане, но и национальном.

Также  я исследовала, типы печей, которые характерны для нашего села . Немаловажным было  узнать информацию о печниках, которые делали эти печи и об их биографических данных. Так как  современное поколение  не высоко ценит профессию печника, было важно показать в результате исследования, что эта специальность имеет будущее и может пользоваться уважением  и в век НТП, а не только в старину.

В результате  исследования пришла к выводу, что в современное время происходит синтез культур в бытовом плане, где наибольшую роль играет наиболее приоритетная, в плане численности национальность.

              Перспективы работы.

В дальнейшем планируем продолжить работу по данной теме по следующим направлениям:

1.Изучить печную утварь, используемую в разное время и семантику связанную с ней, с учетом этнических особенностей.

2. Изучить обряды, связанные с печью и характерные для представителей разных национальностей, живущих на территории села.

                           Литература и источники.

1.Денисова Мария Ивановна, 1949 г.р., Поспелихинский район,  с.  « 12 лет Октября», улица Советская//Архив музея  МКОУ « 12 лет Октября». Фонд устных источников.

2. Зикратый Александр Павлович. 1941 г.р. , Поспелихинский район,  с.  « 12 лет Октября», улица Западная // Архив музея  МКОУ « 12 лет Октября». Фонд устных источников.

3. Энциклопедия « Быт и верования древних славян», Санкт- Петербург, Издательство « Азбука классики»,2001год

4.Интернет –энциклопедия» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

5. « Немецкая печь» [электронный ресурс]. Режим доступа:www.naogonek.su

6. « Печи, камины» [электронный ресурс]. Режим доступа: www/list7i.ru

7.  « Украинские печи» [электронный ресурс]. Режим доступа: www.kedem.ru

                                                                                              www. Storyof.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...