Научно – исследовательская работа по теме этнография "Прикоснёмся к истокам"
проект по географии (9 класс)
Исследование истории и культуры прошлого нашего села, особенностей быта, обычаев, образа жизни саянов, живших на территории села Смородинное, Фатежского уезда Курской губернии, которая ныне относится к Поныровскому району Курской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционный конкурс научно – исследовательских работ
обучающихся общеобразовательных организаций
«География без границ»
Научно – исследовательская работа по теме этнография
"Прикоснёмся к истокам"
Подготовили: Андросова Диана Геннадьевна,
Паньков Станислав Андреевич,
Обучающиеся 9 класса
Руководитель работы: Золотухина Елена Николаевна,
Учитель географии, биологии
МКОУ «Нижнесмородинская основная общеобразовательная школа»
Поныровского района Курской области
Курск, 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1. Введение
1.1. Взгляд в глубь веков.
1.2. Происхождение саянов.
1.3. Особенности саянов.
2. СЕЛО СМОРОДИНОЕ ФАТЕЖСКОГО УЕЗДА, КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ.
2.1. Происхождение села.
2.2. Материальная культура саянов села Нижнесмородино.
2.3. Поселения и жилища.
2.4. Одежда и украшения.
2.5. Саянская кухня.
2.6. Духовная культура. Образование.
2.7. Религия.
2.8. Обычаи и обряды.
2.9. Семейные отношения. Свадебные обряды.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
5. ПРИЛОЖЕНИЕ.
Введение
1. Актуальность исследования
Последние годы люди проявляют небывалый интерес к своей истории, историческим корням, происхождению, формированию наций, борьбе далёких предков за свою независимость, свободу, землю, волю, лучшую долю. Многие исторические судьбы отдельных народов, этнографические группы русских до сих пор остаются невыясненными. Возьмём, к примеру, этнографическую группу саянов. В её становлении, формировании ещё много нераскрытого. Остаётся неясным происхождение названия группы саянов. В словаре Даля есть слово "саян", обозначающее женскую одежду. В разных областях так называли либо юбку, либо разновидность сарафана, а корни этого слова этимология находит в итальянском SAIONE - "грубая широкая фуфайка". До сих пор объяснить это название не удаётся и учёным. Одни утверждают: "Саяны происходят от наряда "саян" - это старинный общерусский наряд - женский сарафан". Другие же считают: "Саяны - это особая народность славяно-русского корня". Есть и другие версии. Бытует и такая версия: "Жил феодал - владелец крупных земельных латифундий по имени Саян. Умирая (он был бездетным), завещал свои владения монастырю в Коренной Пустыни. Поэтому монастырские крестьяне стали называться "саянами". Саяны на всю Курскую губернию славились своими нарядами.
Гипотеза: если на территории нашего села имелись земли монастыря Коренной пустыни, следовательно, и проживавшие на них «саяны» являются нашими предками.
Цель работы: исследование истории и культуры прошлого нашего села, особенностей быта, обычаев, образа жизни саянов, живших на территории села Смородинное, Фатежского уезда Курской губернии, которая ныне относится к Поныровскому району Курской области.
Задачи работы:
- познакомиться с происхождением названия этнографической группы «саяны» и их особенностями, проживавших на территории села Смородинное, Фатежского уезда Курской губернии;
- провести встречи со старожилами села, владельцами частных коллекций саянской одежды, утвари и орудий труда;
- изучить материалы школьного краеведческого музея по данной теме;
- узнать о происхождении села, особенностях поселений и жилищ;
- познакомиться с материальной культурой , с особенностями кухни, одежды, украшений саянов;
- узнать о духовной культуре, образовании, религии, обычаях и обрядах наших предков. Об особенностях семейно – брачных отношений;
1. ВЗГЛЯД В ГЛУБЬ ВЕКОВ.
1.1. Происхождение саянов.
Саяны - этнографическая группа русских в Курской губернии, в Посемье (Курский, Щигровский, Фатежский, Льговский уезды) до начала ХХ века.
Саяны - обособленное южно-русское население Курской губернии (современные Курская и Белгородская области) - относились как к этнотерриториальным, та и к этносословным группам. [1]
В 1880-е годы численность саянов оценивалась в 25-30 тысяч человек, утверждалось, что частью саянов являются горюны. Считается, что саяны - аборигенное восточнославянское население региона, сохранившее свои этнокультурные особенности. Их длительное обособление от остального русского населения региона связано с принадлежностью к крестьянам шести расположенных здесь монастырей (Курского Знаменского, Коренского Рождество-Богородицкого и других). Это стало одной из причин усиления обособления саянов от остального русского населения региона. После секуляризации церковных земель при Екатерине II саяны были переведены в категорию экономических крестьян.
1.2. Особенности саянов.
Во-первых, саяны отличались от других русских Курской губернии (в том числе от соседних однодворцев) рядом антропологических, диалектных и культурных особенностей. В антропологическом отношении саяны характеризовались светлым цветом волос и глаз, длинной головой и массивным носом. Саянские женщины в противоположность мужчинам были высокого роста. Во-вторых, они отличались особенностями говора: "когоканьем" твёрдым произношением г с особенным ударением на о; произношением с в соответствии аффриката ц; подчёркнутым аканьем и так далее. В - третьих, саяны отличались особенностями быта. Основным занятием было земледелие. Значительное развитие получило овцеводство. Мужчины занимались деревообработкой, плотницким ремеслом, извозом, в городах - торговлей в разнос, а также нанимались в приказчики, лакеи, трактирные половые. Поскольку многие из этих занятий связаны с отходом, значительная часть сельскохозяйственных работ выполнялось женщинами. Поселения саянов представляли собой большие деревни, располагавшиеся несколько в стороне от реки, в низине или овраге. Саяны выделялись своеобразной одеждой собственного изготовления.
В конце 19 века начался постепенный процесс трансформации крестьянской одежды, на которую все больше влияния стала оказывать городская мода и фабричное производство. Во время этнографической экспедиции в саянские села - Верхне и Нижне-смородиновое (1929 год) было зафиксировано, что женская "обнорядка" полностью отсутствовала, а встречалась лишь частями - особенно завеска и рубашка.
Еще и сегодня в отдельных районах есть комплексы народной одежды, которую бережно хранят и надевают на праздничные гуляния. В краеведческом музее нашей школы сохранились фрагменты саянской одежды села Нижнесмородино.
2. СЕЛО СМОРОДИНОЕ ФАТЕЖСКОГО УЕЗДА, КУРСКОЙ
ГУБЕРНИИ.
2.1. Происхождение села.
Смородина, Смородиное ("Смородное") - село делится на два населенных пункта : Верхнее и Нижнее Смородино. Верхнее Смородино возникло во второй половине 17 века на реке с одноименным названием. К концу 18 началу 19 веков появляется еще одно поселение, которое стали называть Нижним, потому что оно было позже основано и находилось ниже по течению реки, на которой расположились оба села. Название населенных пунктов произошло от древнерусского слова "смород" - пахучий, ароматный.
Вероятно, что речка Смородина, на которой образовались села была затхлой, застоявшейся водой. Проживавшие в Смородином "экономические" или казенные крестьяне относились к казне, т.е. платили налоги государству, не являясь личностно закрепощенными. В фатежском крае - это были потомки "служилых людей", несших службу на окраине Российского государства в 15 веках. Самым многолюдным селением в Фатежском уезде было Смородинское (около 7000 жителей) В начале 80-х годов 20 века группой учителей и учащихся были организовано историко-бытовые экспедиции по деревням села Нижнесмородино. Руководил экспедицией Александр Сергеевич Ковалев - основатель краеведческого музея в нашей школе. Участники экспедиции побывали во многих деревнях села: Соколовка, Хохловка, Хохловочка, Битюг, Драчевка, Проулок, Мельняковка, Гусливка, Чертановка, Киселевка, Горневка, Громазовка и другие. Основной задачей экспедиции было собирание фактического, вещевого и иллюстративного материала, отражающего хозяйственный и домашний быт крестьян села Нижнесмородино середины 19 и начала 20 веков. Сбор материалов проводился путем опроса старожилов, наблюдений материалов, а также документальной фиксации.
2.2. Материальная культура саянов села Нижнесмородино.
Культура - понятие чрезвычайно широкое. Существуют сотни одних только определений ее. Важными компонентами материальной культуры, отражающими сложность пройденного саянами пути развития, которые берутся объектами нашего исследования, являются поселения и жилища, одежда и украшения, пища и кухонная утварь. Об этом и пойдет речь в этой главе.
Во время наших экспедиций по саянским деревням села Нижнесмородино были приобретены женские и мужские костюмы, попонки, пояса, вышитые полотенца, настольники; земледельческие орудия труда, серпы, косы с грабарками; гончарные изделия, резец, колодки, свайки для плетения лаптей, онучи, женские сапожки, различные хозяйственная и домашняя утварь, севалка, ткацкий станок, пряха, деревянные круги, чугуны, ямки, рукомойник, утюги, рубелки, пральники, женские украшения: гребешки, пуговицы, ожерелья из стеклянных бус, серьги, нумизматика, картуз, башлык и другие.
2.3. Поселения и жилище.
Деревни села Нижнесмородино располагаются по берегам речки Смородинки, притока Сновы и по берегам Сновы. Основным занятием жителей села Нижнесмородино являлось земледелие. В конце 19 начале 20 веков техника сельского хозяйства и система земледелия были отсталыми. Основным пахотным орудием была соха. Были распространены двузубая соха "односторонка", в ней железная полица, служившая отвалом, крепилась неподвижно на левом сошнике. А также двусторонка, с перекладной полицей. В начале 20 века распространяются и заменяют соху деревянные плуги с железным лемихом и отвалом. А перед 1917 годом - железные. Для рыхления пахотной почвы и заделывания семян в 19 веке употреблялись вязаные бороны. По воспоминания старожилов, в деревне Хаповка применялась наиболее древняя борона - "волокуша", состоявшая из связанных веток с обрубленными сучьями. В начале 20 века вязаная борона сменяется рамкой. Сначала с деревянными, потом железными зубьями. Сеяли крестьяне вручную. Из соломенного лукошка (севалка). До конца 19 века основным орудием уборки был серп, который в начале 20 века повсеместно заменяется косой с грабками. Также в селе употреблялась конструкция цепа: ручка и бич, которые соединялись двумя ременными петлями с помощью третьей петли. Конные жнейки, молотилки и сеялки были единичными. Этот инвентарь бытовал вплоть до коллективизации сельского хозяйства.
Общую картину экономического положения села в конце 19-го и 20 веков дополняют рассказы жителей - старожилов. По рассказам стариков, например, в деревне Соколовка, было 10 дворов, а к началу 20 века уже насчитывалось 35 дворов. Количество земли оставалось прежним. В связи с этим с конца 19 века увеличивается число "отходников". Уходили в "отход" на Украину и Донбасс.
Так, например, из деревни Гусливка многие мужчины: Заугольников А.Т, Заугольников Г.З, Везеров В.П. работали в Подмосковье на станции Лобня.
Некоторые из деревни Драчевка: Забелин З.И, Тубольцев В.Ф. занимались извозом. Некоторые уезжали на лесозаготовки.
Хаты строили из дерева. Избы бедняков были из самого дешевого и плохого леса. Для тепла снаружи хаты обмазывались глиной и белелись. Пол был земляной. Его промазывали красной глиной, смешанной с навозом. Изба состояла из одной или двух комнат. К избе пристраивались бревенчатые или плетневые сени. Перед сенями устраивалось невысокое крылечко с навесом. С одной стороны к которому летом привешивался умывальник (рукомойник). С крыльца вход вел в просторные сени, а оттуда одна дверь - на кухню, другая - в горницу. Также были чуланы, где хранились сундуки, съестные припасы. В одном углу кухни стояла русская печь с трубой. Дома отапливались дровами и торфом, который выкапывали в деревне Рваное. В переднем углу находилась "божница", уставленная иконами. От печи через всю комнату пролегала полка.
На ней помещался различный домашний скарб. В полу делалась "западня", которая вела в подвал, где зимой хранились овощи, выращенные в огороде.
Около печи у стены помещался "залавок". У двери, возле печи зимой ставили лохань, над которой вешался рукомойник. На стене висел небольшой шкаф "поставец". Тут же под шкафом помещался самовар. В нем хранилась кухонная посуда. Внутренняя обстановка в хате была неприглядной: скамья, стол, покрытый холщовой скатертью, сундук - вот и вся мебель, украшавшая комнату.
В углу, напротив печи, размещалась деревянная кровать. Если в доме жила молодая хозяйка, то кровать убиралась нарядно. На стене висело зеркало, вокруг него - белые полотенца.
Из воспоминаний "Далёкое и близкое" В.С.Заугольникова (1904г.р.) "В Гусливке в начале 20 века было около 20 крестьянских дворов. Двор моего отца ничем не отличался от других дворов деревни: пятистенная небольшая изба имела маленькие окна, пол в избе был глинобитный. Изнутри и снаружи деревянные избы белились раствором белой глины, которая добывалась в Аксёновом Верху. Они располагались в два ряда окнами, обращёнными друг к другу и образовывали улицу с проезжей дорогой посредине. Приусадебные участки с небольшими садами находились сзади дворов. Для питьевой воды на улице вблизи изб (4-5 дворов) устанавливались коллективно шахтные колодцы, вода в них находилась на глубине 12-14м.
Доставали воду из колодца вручную, при помощи пеньковой верёвки, намотанной на деревянный барабан. Освещением в избах в долгие зимние вечера служили керосиновые лампы, а в период гражданской войны масляные коптилки.
Дома зажиточных крестьян были сложены из дубовых бревен, покрывались железом, настилались деревянные полы.
С годами внешности домов стали придавать нарядный вид. Появились декоративные украшения. Чуканов В.И. (д. Битюг) с помощью простого инструмента - долота, делал резьбу по дереву.
Хозяйственные постройки в большинстве случаев - плетеные, крытые соломой. Иногда плетень обмазывали глиной, смешанной с навозом.
Много домов было построено в послевоенные годы, строения 19- начала 20 веков практически не сохранились. Хотя в некоторых домах остались сени. По плану нашей работы мы должны были выявить центры ремесла в селе Нижнесмородино. В мае 2014 года члены краеведческого кружка организовали экспедицию в деревни Гнилое и Хаповка. Встретились с библиотекарем Матвеевской библиотеки Н.М.Шошиной, побывали в краеведческом уголке, который она создала. Вот, что мы от неё услышали:
"Между деревнями Гнилое и Рваное Болото находился лог. До сих пор сохранилось его название "Малашин завод". В конце 19 века был на этом месте сооружён кирпичный завод. Владельцем этого завода был Дудин Никита Петрович, вместе с ним работали трое его сыновей. Они изготовляли кирпич, мастер имел своё клеймо "ДНП". Из кирпича, изготовляемого мастерами в селе Гнилое, в начале 20 века были построены бывшая Матвеевская школа, а также бывшая начальная Кушелёвская школа. В 1910 году при заводе было три печи, в которых обжигали кирпич, в логу же для изготовления кирпича брали глину и песок,для его цвета добавляли землю, также был выкопан колодец. Для обжига использовали дубовые пни, которых в деревне было в изобилии. Здания бывших школ сохранились до сих пор, им уже более 100 лет. Умельцами были наши предки! В середине 30-ых годов завод перестал существовать.
На деревне Проулок в Горбачевском доме в конце 20-х годов был открыт фельдшерско-акушерский пункт и роддом на 5 коек. Заведовал им фельдшер - акушер - Волобуев Г.И.
2.4. Одежда и украшения.
Выразительным бытовым материалом является одежда и другие тканевые предметы (полотенца, скатерти, попонки). Красивые попонки ткали из шерсти с различными рисунками. Попонки и одежда были приобретены экспедициями.
Мужская одежда саянов села Нижнесмородино состояла из холщовой рубахи прямого покроя, с длинными рукавами, скроенными вместе с плечевой частью, со вставкой подмышками. Разрезом на левой стороне груди и подкладкой рубахи от плеч до половины груди и спины. К рубахе надевались домотканые портки. Рубаха подпоясывалась узким шерстяным пояском домашнего изготовления. На ногах носили лапти веревочные или лычные с веревочной подошвой. Женщины в будни носили рубашки из замашки. Праздничные рубахи украшались по вороту, плечам и у края рукава вышивкой. Как женщины, так и девушки носили косоклинные с узкими лямками шерстяные сарафаны и волосени. Волосень - шерстяная домотканка. На спине сарафана закладывались складки, спереди складок не делали, т.к. эта часть находилась под фартуком. Сарафан девушек отделывался позументом по подолу. В праздник к сарафану надевали рубаху. Сарафан подпоясывали или домоткаными шерстяными широкими поясами или покупными, купленными на Коренской ярмарке, которые особенно ценились. Пояса были сотканы из разноцветных полос, обматывались дважды. Одевали яркий домотканый или покупной фартук. Голову повязывали ситцевым или шелковым платком. К сарафанам надевали по нескольку ниток стеклянных бус. Голову замужних женщин украшала кичка. В начале 20 века, по рассказу Тубольцевой М.А. (д.
Соколовка), праздничный костюм состоял из юбки и праздничной кофты. Ткань для этого костюма покупали и шили по городской моде.
Основным занятием женщин было прядение и ткачество. По словам Тубольцевой М.И (д. Соколовка) крестьяне жили большими семьями, состоявшими иногда из 15-20 человек. Поэтому приготовлением пищи занимались все невестки по очереди. Понедельно убиралась хата каждой невесткой. Она должна была в течение недели поддерживать чистоту в помещении и украшать хату своими рушниками, скатертями, попонами.
В ушах носили металлические серьги, волосы незамужней девушки обычно заплетали в две косы, которые спускались на грудь. А замужние женщины стягивали волосы в пучок. В зимние вечера женщины занимались домашним ткачеством. Из холщового материала изготовлялась вся рабочая и праздничная одежда. [11]
2.5. Саянская кухня.
Важным компонентом материальной культуры является кухня, подбор кушаний и кухонной утвари. Пища наших предков не отличалась большим разнообразием. Употребляли в основном ржаной хлеб. Выпекали они его в русской печи на капустных листьях. Для теста использовали деревянную кадку, которая называлась "дежа". В постные дни питание наших предков составляли щи из кислой капусты, пшённая каша, варёный картофель, гороховый кисель, солёные огурцы. Почти вся еда приправлялась постным конопляным маслом, изготовленным саянами. Конопляные участки в то время занимали большую часть земельного участка. Обязательным напитком был квас из ржаной муки.
Мочили в больших кадках яблоки. В скоромные дни особое место занимали молоко и молочные продукты: творог и коровье масло, которое они сбивали в больших бутылях. Готовилась лапша на мясном бульоне. Последнее приготовлялось из круто замешенного теста, которое раскатывалось скалкой, потом лентообразно резалось ножом. В праздники пекли пшеничные блины.
Муку получали из пшена, растёртого в ступе. По вечерам готовили "вечерю" похлёбку, кулеш, заправленный луком и конопляным маслом. Осенью начинался закол скота. В эти дни с изобилием готовилось мясное кушанье.
Рецепт старинных кислых щей от жительницы деревни Соколовка
Тубольцевой Марии Андреевны (1924г):
" Квашеную капусту для приготовления щей используем не перекисшую.
Либо нужно промыть ее в воде. Картофель очищаем от кожуры и нарезаем кубиками среднего размера. Морковь трем на терке. Нужно две большие или же три мелкие. В казанке кипятим воду и кладем варить морковь с картофелем. Важно доварить морковь и картофель до готовности прежде, чем добавлять капусту. Репчатый лук жарят крупными кубиками. Для обжарки капусты используем сковородку с толстым дном, лучше всего чугунную. Нагреваем ее на огне и вливаем растительное масло (я предпочитаю жарить на сале). Кладем лук, обжариваем его в течении 3-5 минут (до мягкости).
Когда лук станет мягким, кладем квашеную капусту и делаем огонь сильным. Капуста обжаривается быстро в течении двух минут, все время перемешивая. Дальше нужно влить воды столько, чтобы она покрыла капусту примерно наполовину. Слегка присолить и перемешать. Огонь делаем средним и накрываем сковородку крышкой. Тушить капусту нужно примерно 15 минут до готовности (она должна немного потемнеть). При этом в процессе приготовления по мере надобности подливаем воду.
Готовую капусту вместе с остатками жидкости, из сковородки перекладываем в кастрюлю к картошке с морковью. Доводим до кипения, после чего кладем приправы - черный перец горошком, укроп, петрушку.
Щи такие хороши как в горячем виде, так и в холодном". [11]
Говоря о пищи; нельзя не сказать, в чем и как она готовилась и подавалась к столу. Какова была кухонная утварь в 19, начале 20 веков.
Основной посудой для приготовления пищи служил вместительный чугун. Варево в нем размешивалось и вычерпывалось деревянной поварешкой. Сваренную пищу выкладывали в большое круглое блюдо. Принимали еду из общей посуды деревянными ложками. В повседневной жизни использовалась посуда разного изготовления - деревянная, глиняная, стеклянная. Деревянными были чашки, ложки, бочки, ведра, кадушки, квашни. Из простой глины мастерили жаровни, чашки, горшки, кувшины. А из белой глины - чайники, чайные чашки, тарелки. Металл служил для изготовления самоваров, ведер, сковородок, ложек, вилок, чугунов. Из стекла делали бутылки, кружки, стаканы.
Чай пили из стеклянных, фаянсовых или фарфоровых чашек.
Воду для чая кипятили в самоварах. Надо отметить, что во второй половине 19 столетия уже использовались чашки, тарелки, чугунные сковородки, кружки, железные ведра, стаканы фабрично-заводского производства.
Многие из кушаний прошлого пользуются популярностью и в наше время.
2.6. Духовная культура. Образование.
Духовная культура - это совокупность образовательного и нравственного потенциала общества, а также способа создания духовных ценностей. Не может быть общество без культуры, как и культура вне общества.
Не будет преувеличением сказать, что существенную, если не решающую, роль в культуре играют образование, школа.
В 1782 году в селе Смородинное (по архивным данным) была открыта церковно-приходская школа. Она была единственной школой до 1898 года.
Располагалась школа около Христорождественнской церкви и находилась в ее ведении.
Из воспоминаний В.С. Заугольникова: " В селе Смородинном было 5 школ. Из них две земских с четырехлетним образованием, одна - церковноприходская с трехлетним образованием и второклассная с семилетним образованием, она была кустовой школой для нескольких сел Фатежского уезда. На втором этаже здания школы было общежитие для её учеников. До революции обучение в этой школе было платное, и плата эта была, вероятно, была дорогой, поэтому учились в ней только дети духовенства, зажиточных крестьян и дети сельской интеллигенции. 1 сентября 1913 году я пошел учиться в церковно-приходскую школу, которая находилась на площади вблизи церкви.
На всю жизнь запомнился мне первый школьный день, где нас приветливо встретила молодая, красивая, нарядно одетая учительница Анна Андреевна, которую я всегда вспоминаю с большой благодарностью. Именно она привила во мне любовь к учебе. Проучился я в этой школе только 2 года, а потом по совету родителей, перешел учиться в школу с трехлетним обучением, находившуюся при второклассной школе. Учебный год закончился экзаменом, который я сдал весной 1917 года, а в августе выдержал вступительный экзамен для продолжения учебы в Нижнесмородинской второклассной школе, которую окончил весной 1921 года. До сих пор вспоминаю с большой благодарностью учителей этой школы, которые привили во мне любовь к учебе и чтению книг…. Отец мой грамоте учился мало, как он говорил, что в школу ходил три зимы, но хорошо владел ремеслом плотника, столяра, бондаря. Мать в школе не училась, читала медленно, писать не умела. Была набожной, строго соблюдала все посты и требовала их соблюдения от нас. К хлебу в нашей семье относились бережно, он считался святым. Если хлеб падал на пол, то это считалось большим грехом. Были они трудолюбивыми и с раннего возраста привлекали к посильному труду своих детей". [8]
В 1912-1914 год были открыты две земские школы с четырехлетним образованием: Кушелевская и Хохловская. В 1925 году второклассная школа была реорганизована в школу крестьянской молодежи. Учились в ней дети бедных крестьян по направлениям местных партийно-комсомольских комитетов со всей Курской губернии. Она давала общее среднее образование и агрономическую подготовку.
Большинство выпускников школы стали впоследствии хорошими руководителями, организаторами строительства новой жизни в стране. В начале 30-х годов ШКМ была реорганизована в неполную среднюю школу.
В 1938 году неполная школа была преобразована в среднюю и до 1952 года была единственной средней школой в Поныровском районе. Здесь получала среднее образование молодежь не только Поныровского района, но и Золотухинского и Фатежского районов. В 1940 году в июне состоялся первый выпуск.
В годы гражданской и Великой Отечественной войны (1941-1943гг школа не работала) [12]
2.7. Религия.
Упоминание о приходе в селе Смородинном относятся к концу 17 началу 18 столетия. В тот период в селе стояла деревянная церковь с приходом в честь праздника Рождества Христова в составе Обмяцкого стана Курского уезда. В связи с большим количеством населения она была трехпрестольная и двухприходская(т.е. с двумя священниками).
В 1802 году был построен новый деревянный храм в честь Рождества Христова в составе третьего благочинного округа. Он объединял 2905 прихожан. ( 1828 г). При храме находилось 33 десятины земли, переданные из резервного государственного запаса. Средств, полученных от оборота земли, хватало на содержание причета, которая полагалась священнику, дьякону и псаломщику. В приходе храма располагалась церковно-приходская школа, две земские и второклассная образовательная. В 1872 году была построена каменная церковь в честь праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы, которой были переданы часть полномочий и приход, состоящий из 1693 православных (по данным на 1908 год). Настоятелем Введенского храма был назначен иерей Николай Дмитриевич Арбузов. Строился он силами всех прихожан. Добывали местную глину, делали кирпичи и обжигали их.
В 1929 году в Христорождественской церкви была прекращена служба. Храм приспособили под хранилище колхозного зерна. В 1937 году церковь была разобрана и службы велись в Введенском храме. Таким образом, православная обитель, добротно построенная русскими мастерами, простояла более 130 лет.
Большая часть саян отличалась своей набожностью, честностью, повиновением старшим в семье. Все это глубоко вошло в кровь и плоть каждого человека. Православные люди считали своей обязанностью по праздничным и воскресным дням посещать храм Божий, свято соблюдать посты, поминать родителей, подавать милостыню бедным.
2.8.Обычаи и обряды.
Обычай - это общепринятый порядок, традиционно сложившееся правило поведения, а обряд - это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь бытовые традиции или религиозные представления. В обиходной речи эти понятия употребляются как идентичные.
Обычаи и обряды как своеобразный кладезь вмещали в себя множество самых разных компонентов. Они характеризовали степень развития культуры того или иного народа в эпоху его жизни. Многие обряды наших предков носили сезонный сельскохозяйственный характер. Например, весенние обряды связывали с началом весенне-полевых работ. Осенние - с заботами об урожае.
Зимние праздники открывали святки, которые начинались Рождественским сочельником, включали встречу Нового года и завершались Крещенским сочельником. Причем неделя между Рождеством и Новым годом(7-14 января) носило имя святых вечеров, а оставшееся до Крещения время - страстных вечеров. Святки отмечались всеми, но в основе свой праздник принадлежал молодежи. Гвоздем святок являлись молодежные игры, песни, обходы домов, гадания. Ни один святочный праздник не обходился без колядования.
Старинным русским праздником - проводы зимы, связанным с культом природы и почитанием предков считалась масленица, справлявшаяся за 7 недель до Пасхи. Масленица - один из любимых праздников на Руси. По обычаю гуляли весело - с самоваром, ярмарками, гуляниями прямо на улице.
Так в масленицу в селе Смородинном на площади вблизи Христорождественкой церкви открывалась кустовая ярмарка, где торговали предметами сельского хозяйства: телеги, колеса, бороны, сохи, лопаты, горшки, деревянные ложки и т.д.
В последний день торжественно сжигали чучело Масленицы. В Прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах родных блины. В тот же день заговлялись на Великий пост. Просили прощения у тех, кто вольно или невольно кого обидел.
С наступлением темных осенних вечеров начинались посиделки. Во время посиделок просторная крестьянская изба превращалась в разноцветный колорит ярких мужских рубах, женских сарафанов, бус. Играла гармошка, были задорные пляски, озорные частушки.
Наряду с обрядами, носившими праздничный, раздольный характер были так же скорбные ритуалы - обряды захоронения умерших. Особенность похорон у наших предков заключалась в том, что близкие и родные все время плакали. Недаром говорят: похороны без плача, не похороны. Степень соболезнования об усопшем выражалась громким протяжным плачем с причитаниями. И чем сильнее плач, тем сильнее выражалось сочувствие к покойному. По окончанию похорон, все присутствующие приглашались родными к обеду, для чего накрывалось несколько столов. Первое блюдо состояло из блинов, подавали и кутью. Все приглашенные вставали и молились об упокоении души усопшего. Таковы вкратце лишь некоторые наиболее распространенные обычаи и обряды саянов.
2.9. Семейные отношения. Свадебные обряды.
Есть немало народных русских народных сказок, в которых содержится выражение "сыграли свадьбу". И действительно старинная русская свадьба представляла собой сложное театрализованное действо, называемое свадебной игрой. Сценарий, по которому разыгрывалось свадебное действо, в основных чертах своих был един для всех народов России. Он делился на две основные части: первую (до венца) - наиболее продолжительную по времени и разнообразную по обрядовым действиям, и вторую (после венца) - свадебный пир. Свадьбы проводились с учетом времени года. Их гуляли, как правило осенью, после завершения сельскохозяйственных работ (октябрь-ноябрь), зимой (в мясоед январь-февраль), а также весной (вскоре после Пасхи). В дореволюционной России существовал порядок: для венчания жениху и невесте должно быть соответственно не менее 18 и 16 лет.
По воспоминаниям старожилов крестьянская свадьба саянов включала в себя следующие обряды: 1) сватовство, 2) сговор, 3) венчание, 4) свадебный пир. Обычно парень засылал сватов к родителям девушки. При утвердительном ответе родителей со стороны невесты по обоюдному согласию назначались "глядки". На "сговор" жених привозил водку и закуску. Родные невесты ставили угощение со своей стороны. В день "сговора" договаривались о дне свадьбы и о размере приданого. Все приданое грузилось на воз, покрытой попоной. Каждая вещь завязывалась поясом. К дугам прикреплялись бубенцы.
Хомут обертывался поясами, и воз сверху накрывался попоной. Приданое увозилось в дом жениха, а невеста оставалась у себя дома. В день венчания невеста надевала саян, фартук, кофту, малиновый пояс, ботинки, белые суконные чулки, на голове - белый шелковый платок. В церкви правые руки жениха и невесты завязывались рушником. После венца молодые ехали в дом жениха, хата убиралась рушниками, постель застилали вещами молодайки.
Свадебный стол покрывался узким длинным полотенцем. Пироги подавали на круглых деревянных тарелках. Сваха со стороны невесты расплетала ей косу, заплетала две косы, укладывая их вокруг головы, и повязывала голову платком.
После свадьбы замужняя женщина, по обычаю, голову всегда покрывала платком.
При входе в дом новобрачных встречали родители жениха. Кроме того, жениху приходилось платить выкуп вином или водкой, парням, которые протягивали веревку. С женихом ездил дружка - женатый молодой мужчина, который являлся организатором свадьбы.
Существовал и такой старинный обычай: молодые брали ведро и коромысло, набирали воду, вешали ведро с водой на середину коромысла и, держа коромысло за оба конца, дважды выливали эту воду возле своей хаты, третий раз ведро с водой вносили в хату, где их встречала свекровь, приговаривая: "Дай вам Бог до старости дожить".
Во время свадебного пира саяны становились на лавки или на стол, в руках держали полотенца, притопывая, пели свадебные песни.
На третьей неделе Великого Поста молодая жена уезжала гостить к родителям. На посиделки к ней собирались женщины, состоявшие в родстве с ее родителями. В течение первого года супружеской жизни жених и невеста использовали любой подходящий момент, чтобы навестить родителей. Они посещали все ярмарки и престольные праздники в округе.
После окончания свадебного торжества жизнь постепенно входила в семейное русло.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Трудность работы заключалась в том, что недостаточно сведений о происхождении саянов, об их быте и так далее. Последняя экспедиция в саянское село Смородинное была осуществлена в 1929. Однако мы не смогли воспользоваться первоисточниками, которые помогли бы нам дать богатые сведения о населении нашего села, их культуры. В работе использовалась этнографическая литература ХХ века, многочисленные фотографии, помещённые в приложении, которые оживляют, дополняют и расширяют представления об истории и культуре саянов.
В своей работе использовали, материал экспедиции группы учителей и учащихся нашей школы, проведённой в начале 80-ых годов ХХ века, в 2011 году ХХI века и в настоящее время в село Нижнесмородино, где сбор материалов проводился путём опроса старожилов, наблюдений материального быта, документальной фиксацией.
Наша исследовательская работа может быть использована на уроках краеведения, истории родного края, географии, на внеклассных мероприятиях школы.
Сегодня, как никогда прежде, актуально звучат слова Л.Н. Гумилева:
"Кто владеет прошлым и настоящим, тот владеет и будущим". Впереди нас ждет новая исследовательская работа. Мы решили собрать фольклор нашего края, т.к. он является неотъемлемой составной частью народной культуры, народного искусства.
Используемая литература:
1. Булгаков Г.И. К вопросу об изучении Саянских сёл курского края ( Из материалов обследований) // Известия Курского губернского общества краеведения.-Курск, 1928 - №3
2. Ракитин А. С. Севрюки - коренное население Северской земли // Сборник статей и материалов посвящённый деревне Кузнецовка и местам её окружающим. - Москва, 2009 г.
3.Добротворский Н. Саяны. Историко – этнографический очерк // Вестник Европы. – Спб., 1888. – Т. 5. - №9
4. Абрамов И. О. О курских Саянах / И. Абрамов // Живая старина. - 1906. –Вып.3.
5. Нижник Л. Д. По следам этнографической экспедиции // Краеведческие записки. - Воронеж,, 1968. – Вып. 3
6.Чижикова Л. Н. Этнические аспекты материальной культуры населения юго-западных районов Курской области //СЭ.1978 №4. С. от76 до 78, ил.
7. Лемешев Г. Р. Краеведческий поиск продолжаетсся // Из прошлого и настоящего Курского края: - Воронеж, 1970 г.
8. Заугольников В. С. Воспоминания //Далекое и близкое. - Йошкар-Ола, 1985 г.
9.Е.А. Киселева. Народная одежда селян Курской области //Курский край. Краеведческие чтения. Вып. III. Курск, 1990.
10. Материалы экспедиции школьного кружка "Прикоснемся к истокам".
11. Воспоминания старожилов села Нижнесмородино.
12. Материалы краеведческого музея Нижнесмородинской средней школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-79952-1361111089.jpg)
Научно-исследовательская работа на тему « Башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года»
В переломные времена твердо можно опереться только на отечественную историю и подвиги предков. Почти двести лет назад шла нелегкая война с Наполеоном. В ней участвовали многие народы Российской ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-83576-1350499940.jpg)
Научно-исследовательская работа по теме "Иностранные языки в жизни человека"
Работа анализирует важные вопросы:1. Иностранные языки мира2. Для чего мы изучаем иностранные языки3. Методы изучения иностранных языков4. Языки европейского сообщества. Языковая политика5. Великие лю...
Научно- исследовательская работа по теме: «Трудовая армия» как военизированное использование принудительного труда российских немцев с. Солнцевки в годы ВОВ»
Тема исследования: «Трудовая армия» как военизированное использование принудительного труда Российских немцев с. Солнцевки в годы ВОВ. Объект исследования:...
Научно- исследовательская работа по теме: «Календарные праздники и традиционная обрядность российских немцев Омского Прииртышья в сохранении календарной обрядности российскими немцами села Солнцевки Исилькульского района Омской области ».
Календарные обрядности и связанные с ними обряды являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры. Календарь как организующая сила хозяйственной, культурной, обрядовой жизн...
Научно-исследовательская работа по теме "Речь компьютерщиков".
Данная работа представляет собой исследование по русскому языку, касающееся достаточно обширной темы «Лексика». Тема очень интересная и благодатная для изучения сверх программных требований. Работа от...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/18/picture-806643-1471502403.jpg)
Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного
Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: ...