Программа дополнительного образования "Школа успеха"
рабочая программа по теме
Программа социально-педагогической направленности для подростков в возрасте 12-15 лет.
Основная цель - создание приемлемых условий для полноценного развития социальной компетентности и активности учащихся, приобретения ими практического опыта реализации творческого потенциала личности.
Рекомендуется педагогам дополнительного образования, классным руководителям, вожатым и воспитателям пришкольных и оздоровительных лагерей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_uspeha.docx | 45.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я – это Я.
Во всём мире нет никого в точности такого же, как Я.
Мне принадлежат все мои победы и успехи.
Все мои поражения и ошибки.
Я принадлежу себе, потому Я могу строить себя.
Я – это Я, и Я – это замечательно!»
В.Сатир
Какие бы воздействия не оказывала среда на ребёнка, какие бы требования она ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей ребёнка, они не выступят действительными факторами его развития. Собственными же потребностями ребёнка они становятся лишь в том случае, если их выполнение обеспечивает ему сохранение не только объективно занимаемого положения, но и его внутренней позиции.
Л.И. Божович
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы – социально-педагогическая.
Программа рассчитана на обучение подростков в возрасте 12-15 лет.
Рекомендуется педагогам дополнительного образования, классным руководителям, вожатым и воспитателям пришкольных и оздоровительных лагерей.
Обоснование программы
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди, ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации. Сейчас каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное – постоянно ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо.
Подростковый возраст является одним из наиболее сложных периодов в жизни человека. Подростки по-прежнему используют полученные в детстве навыки принятия решений, но в то же время используют совершенно новые стратегии на основании более объективной информации, иных групповых ценностей, целей, установок. На формирование самооценки, самоуважения ребенка значительную роль оказывает восприятие его сверстниками, их мнение. Стремление к независимости нередко сопровождается проблемами во взаимоотношениях с родителями, педагогами. В условиях подросткового периода молодые люди чрезвычайно ранимы, неуверенны. Это состояние порождает чувство собственной неполноценности, смятение, расстройство, нервное возбуждение, страхи и переживания, конфликты с окружающими и в конечном итоге, сильный стресс.
Вместе с тем, подростковый возраст - это тот уникальный сензитивный период, в который наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.
Одним из конкретных практических шагов в этом направлении, является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путем внедрения научно-обоснованных, эффективных программ способствующих адаптации и созданию условий для саморазвития и самопознания детей.
Приобретая знания по программе «Школа успеха», школьники получают возможность полнее развивать свои способности, лучше разбираться в других людях и эффективнее строить отношения с ними. Данная программа способствует профилактике социальной дезадаптации, основанной на главных психологических и социальных факторах, ответственных за адаптивное поведение. Она рассматривает вопросы, относящиеся к самопознанию, самосовершенствованию. Учащиеся получают возможность обучатся широкому ряду личностных и социальных навыков и приложению этих навыков к конкретным ситуациям. Изучая методики и стратегии, учащиеся могут отработать эти умения в практической части курса на различных упражнениях. Занятия, в рамках данной программы, построены таким образом, что полученные учащимися теоретические знания дополняются элементами психологического тренинга, ролевыми играми, анализом ситуаций, получением обратной связи.
Реализация программы воздействует на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу личности, способствует выработке навыков саморегуляции и стрессоустойчивости, раскрытию качеств, важных для эффективного межличностного взаимодействия и успешности детей.
Вид программы – развивающая.
Цели и задачи
Цель программы: Создание приемлемых условий для полноценного развития социальной компетентности и активности учащихся, приобретения ими практического опыта реализации творческого потенциала личности.
Образовательные задачи:
Формирование у детей теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе.
Формирование способности к рефлексии, самооценки.
Приобретение навыков лидерского поведения через коллективную деятельность.
Формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность.
Формирование у учащихся умения строить жизненные планы и корректировать ценностные ориентации.
Воспитательные задачи:
Воспитание умения действовать в интересах совершенствования своей личности.
Воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Развивающие задачи:
Развитие адекватного понимания самого себя и осуществить коррекцию самооценки.
Развитие творческих и организаторских способностей учащихся.
Развитие навыков работы в группе, в команде.
Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
Развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях.
Развитие умений и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним.
Развитие уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
Принципы программы
Необходимым условием эффективности занятий станет принцип активной личной вовлеченности обучаемых в учебный процесс. Личная активность возможна, прежде всего, на основе принятия ими целей обучения, т.е. при личной мотивации.
При обучении делается опора на принцип мотивированности и принцип проблемности, т.е. занятия превращаются в решение ряда проблем, постепенно усложняющихся, стимулирование тенденции к личностному росту.
Проблемное содержание занятий опирается на принцип развивающего обучения. Это означает, что каждый раздел программы должен ставить перед обучаемыми все более сложные содержательные, коммуникативные и деятельностные задачи.
Программа предусматривает также соблюдение следующих принципов:
принцип диалогизации (и в обмене информацией, и в ролевом взаимодействии, и в межличностном общении обеспечивается равенство партнёров, эмоциональная открытость и доверие);
принцип персонализации (включение личностного опыта учащихся);
принцип позитивного мышления («Какие бы сложные ситуации не пришлось переживать, какие бы разочарования и потери не случились, я смогу извлечь из них полезный опыт, чтобы в будущем эффективней справляться с трудностями»).
Условия реализации программы
Программа “Школа успеха ” рассчитана на 44 часа. Возрастной диапазон программы – школьники 12-15 лет.
Структура «Школы успеха» - группа от 10 до 15 человек. Оптимальный режим занятий – ежедневно по 3,5-4 часа.
Программа состоит из 9-ти отдельных, логически завершенных разделов:
Знакомство с собой
Философия успеха
Азбука общения
Живи без конфликтов
Разбуди в себе лидера
Я – креативный
Имидж-класс
Жизнь прекрасна
Мой путь к карьере,
каждый из которых содержит информационную и практическую части, причем объем практического материала гораздо больший, теоретический материал представлен в небольшом, но достаточном для формирования у школьников необходимого для восприятия и усвоения понятийного аппарата.
Формы организации учебной деятельности
Для достижения поставленных задач предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учеников с позиций сотрудничества и кооперации, с учетом возрастных особенностей учащихся. Поэтому занятия проводятся по типу творческих лабораторий, практикумов с активным использованием таких форм обучения, как:
тренинг;
анализ конкретных ситуаций и решение психологических задач;
групповые дискуссии и диспуты;
психодиагностические процедуры;
практикумы;
мини-лекции;
психотехнические игры и упражнения;
психологические опыты;
экскурсии;
деловые и ролевые игры;
самонаблюдение;
проектирование;
индивидуальная подготовка информации;
встречи со специалистами.
Формы контроля и методы оценки знаний учащихся
Каждую тему программы завершают практические упражнения, игры, тренинги, включающие изученный теоретический материал, но позволяющие оценить умения применять знания на практических упражнениях и заданиях.
Ожидаемые результаты реализации программы
Повышение уровня психологической культуры учащихся.
Активное стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
Умение получать информацию о психологических особенностях человека, его внутреннем состоянии и на основании этих знаний предсказывать его действия, поступки, поведение.
Приобретение навыков социальной адаптации, овладение навыками эффективного общения.
Календарно-тематическое планирование
программы «Школа успеха»
день | тема | формы работы | всего часов |
1 день | Вводное занятие «Давайте познакомимся» | беседа, инструктаж, игра, экскурсия, диагностика практикум | 4 |
2 день | Знакомство с собой | лекция, диагностика, игра практикум | 4 |
3 день | Философия успеха | беседа, доклад, инструктаж, игра, диагностика, практикум тренинг, диспут | 4 |
4 день | Азбука общения | беседа, ролевая игра, диагностика, практикум, тренинг, просмотр в/ф | 4 |
5 день | Живи без конфликтов | лекция, диагностика, беседа со специалистом, игра, тренинг | 4 |
6 день | Разбуди в себе лидера | беседа, инструктаж, ролевая игра, экскурсия, беседа со специалистом, диагностика, тренинг | 4 |
7 день | Я - креативный | лекция, инструктаж, игра, диагностика, практикум, экскурсия, беседа со специалистом | 4 |
8 день | Имидж-класс | инструктаж, ролевая игра, диагностика, практикум беседа со специалистом | 4 |
9 день | Социальная акция «Жизнь прекрасна!» | социологический опрос, агитбригада, диагностика, беседа со специалистом, тренинг | 4 |
10 день | Мой путь к карьере | беседа, доклад, моделирование, профориентационная игра, самопрезентация, деловая игра тренинг, просмотр в/ф | 4 |
11 день | Заключительное занятие «На острове Радости и Успеха» | итоговый праздник | 4 |
Содержание программы «Школа успеха»
Вводное занятие «Давайте познакомимся»
Цели и задачи «Школы успеха». Содержание, специфика занятий. Знакомство участников друг с другом, с местом проведения занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности. Диагностика учащихся (тест уверенности в себе, тест на определение самооценки, тест оценки коммуникативных умений).
«Конверт»-портфолио «Я расту» (достижения учащихся за период пребывания в «Школе»), знакомство, заполнение.
Игра «Конференция репортеров»
Знакомство с собой
Познание моих задатков и способностей. Оценка моих личностных особенностей Темперамент. Мое настроение и темперамент. Самооценка моего Я. Роль самооценки в жизни человека. Тест “Определение уровня своей самооценки”. Мои цели и ресурсы. Моя карта цели. Я в мире других. Мои права и права других людей. Заполнение карты самопознания.
Философия успеха
Понятие “ успех”, правила постановки целей. Знакомство с биографиями успешных людей. Что помогает достижению успеха. Что мешает достижению успеха. Шесть портретов неудачника. Мои собственные барьеры на пути к достижению успехов. Организованность и достижение успеха. Тест “ Организованный ли вы человек?”. Распределение времени.
Понятие мотивации. Внутренняя и внешняя мотивация. Мотивация достижения успеха. Мотив. Интерес. Потребности. «Хочу», «Могу», «Надо» - залог успеха. Изучение карты интересов и потребностей.
Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов. Определение последовательности достижения цели. Психологическая игра «Путник»
Планирование достижений. Самопрограммирование. Личный профессиональный план. Схема личного профессионального плана. Стратегии достижения успеха. Гибкость и устойчивость в достижении успеха.
Формула хорошего настроения. Обучение навыкам саморегуляции. Понятие “стресс”, влияние стресса на организм и психику человека. Фазы стресса. Способы реагирования на стресс, стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Тест “ Куда вы идете: к стрессу или от него?”.
Тренинг «Успешный человек – это я». Диспут "Успех в жизни". Составление «Коллажа успеха и счастья».
Азбука общения
Общение, функции общения, формы общения. Стили общения. Тест “Приятный ли вы собеседник?”. Невербальное общение. Межличностное пространство. Дистанции общения и их особенности. Мимика, жесты, позы. Тест “Понимаете ли вы язык мимики и жестов?”. Упражнение “Установление дистанции”.
Речевые средства общения. "Ораторами не рождаются, ораторами становятся". Психологические особенности публичного выступления. Навыки монологической речи (информирование). Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения.
Неречевые компоненты публичного выступления. Начало выступления. Язык выступающего. Контроль эмоций. Упражнение “Доклад кандидата в президенты класса”.
Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания. Тест: “Умеете ли вы слушать?”
Барьеры в общении. Что мешает полноценному общению. Наиболее распространенные барьеры общения. Стереотипы. Препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям.
Саботажники общения. Контроль эмоций. Способы снижения эмоциональной напряженности. Управление своими эмоциями и чувствами. Конструктивное выражение негативных чувств. Спасательный круг юмора.
Деловое общение. Деловая беседа. Первое впечатление, расположение к себе, создание благоприятной атмосферы. Умение задавать вопросы, вести “малый” разговор. Фазы беседы. Подготовительная и контактная фазы. Начало беседы. Фазы ориентации. Фаза аргументации. Принятие решения и завершение деловой беседы. Фаза анализа. Как воспринимать критику.
Ролевая игра “Прием на работу”.
Общение по телефону. Особенности телефонного разговора, его недостатки и преимущества. Правила ведения разговора по телефону. Мобильный этикет.
Большие психологические игры «Праздник в снежном городке», « Новоселье».
Живи без конфликтов
Конфликт - неэффективное общение. Причины конфликтов. Стиль поведения в конфликте. Понятие “конфликт”, виды и типы конфликта. Понятие “межличностный конфликт”, причины их возникновения, последствия конфликта. Типы конфликтных личностей: «демонстративный», «ригидный (косный)», «педант», «бесконфликтный», «танк», «пиявка», «вата», «обвинитель».
“Стиль поведения в конфликте”. Знакомство с различными стилями поведения в конфликтной ситуации, их особенностями. Диагностика собственного стиля поведения в конфликте. «Сигналы» конфликта (кризис, напряжение, недоразумение, инциденты, дискомфорт). Стратегии поведения в конфликте: приспособления (уступчивости), соперничества (конкуренции), компромисса, сотрудничества. Шаги решения конфликта.
Конструктивное разрешение конфликтов. “Я – высказывание”. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Способы конструктивного разрешения конфликтов, преимущества сообщений в форме “я – высказывания”, правила построения “Я – высказываний”. Тест “Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?” Проигрывание стратегий поведения в конфликтной ситуации. Тренинг "Практика решения конфликтов".
Разбуди в себе лидера
Понятие “лидерство”. Тест на определение качеств лидера: “Хозяин своей судьбы”. Типы лидеров. Стили управления коллективом. Конкурентоспособность.
Лидер и порядок. Лидер – человек действия. Лидер и его команда. Ролевая игра “Предвыборная кампания”. Экскурсия в общественную приемную депутата городской думы.
Я - креативный
Понятие креативности. Креативность как саморазвитие. Креативность как созидание. Креативная среда. Основные параметры, характеризующие креативность. Признаки и черты креативной личности. Критерии выявления креативности. Условия проявления креативности. Общие принципы обучения творчеству. Конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) мышление. Тест Гилфорда. Упражнения для развития креативности. Экскурсия в МИИ.
Имидж-класс
Не родись красивым – учись создавать красивый имидж. Почему нужно заботиться о своем имидже. Кто такой «имиджмейкер».
Узнай свою внешность по-настоящему. Наедине с зеркалом. Козыри, которые всегда с нами (о выигрышной подаче себя). Выразительный облик? Это просто! Роль первого впечатления для дальнейшего развития взаимоотношений.
Твоя неповторимая цветовая гамма. Американская система «четырех типажей». К какому типу я принадлежу? (основные характеристики четырех разных типажей, рекомендации по стилю, цвету, моделям). Ошибки, которые не следует допускать. Правильные цвета и возраст.
Подчеркни свой характер и темперамент. Стиль – это человек (не только внешние данные определяют и программируют ваш имидж). Поговорим о некоторых видах имиджа: консервативный, классический, экстравагантный стили.
Социальная акция «Жизнь прекрасна!»
Социологический опрос «Мое здоровье зависит от …». Выступление агитбригады «Новое поколение выбирает …». Беседа со специалистом «Твое здоровье» (физиологические проблемы подросткового возраста). Тест «Здоровый образ жизни». Тренинг «Умей сказать «нет».
Мой путь к карьере
Понятие карьеры. Каждый – сам кузнец своей судьбы. От самоопределения к самореализации. Портрет успешного профессионала. Информ-дайджест «Биографии знаменитых людей». Продумывание жизненного плана. Моделирование будущего. Упражнение «Мой день через 10 лет». Выбор жизненных целей. Дальние и ближние перспективы. Техника «Выбор жизненных целей»: тест ценностных ориентаций (М. Рокич).
Мир профессий и их особенности. Методика «Карта интересов». Условия выбора профессии. Формула успеха У. Джеймса. Возможные затруднения при выборе профессии. Тест профессиональных предпочтений Д. Голланда. Ошибки при выборе профессии. Профориентационная игра «Перспектива».
Приемы расположения к себе. Самопрезентация. Роль визитной карточки при личной встрече и при заочном представлении. Резюме. Как правильно написать резюме. Личностное портфолио. Назначение портфолио. Деловая игра "Портфолио, или дневник личных достижений.
Тренинг развития деловых качеств.
Заключительное занятие "На острове Радости и Успеха"
Подведение итогов работы «Школы успеха». Демонстрация личных достижений учащихся. Перспективы дальнейшей работы. Награждение активных участников.
Оборудование и методическое обеспечение программы
Кабинет для занятий или любое другое просторное помещение
Мебель: индивидуальная парта с мягким стулом
Мультимедийные средства (компьютер, проектор, экран)
Диски с записями фильмов, фрагментов для психологического анализа ситуаций учащимися.
Старые газеты, журналы
Фломастеры, краски, карандаши
Диагностические материалы
«Конверт»-портфолио
Памятки и инструкции для обучающихся
Методические рекомендации по ведению портфолио
Примерные варианты занятий с воспитанниками
Мультимедийные презентации:
«Мое настроение и темперамент»
«Роль визитной карточки при личной встрече и при заочном представлении»
«Влияние цвета на аудиторию»
«Конфликт и пути его преодоления»
«Конфликтная ситуация и пути её решения»
«Креативность»
«Навыки самопрезентации»
Психологическое обеспечение программы
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
• создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
• проведение психологического тестирования с целью выявления направленности личности;
• побуждение учащихся к практической и творческой деятельности;
• применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения;
• разработка и подбор диагностических материалов для определения личностных особенностей учащихся.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование «конверта»-портфолио. Вся информация, сконцентрированная в «конверте», является глубинным источником знания о самости подростка и позволяет определить цели, направления и средства самоизменения, которые он сам определяет при поддержке и необходимой помощи (причем необходимость помощи определяет сам учащийся).
Кроме того, по всем темам программы проводятся практические и творческие работы, направленные не столько на обобщение теоретического материала и понятийного аппарата, сколько на активизацию рефлексии и самоанализа учащихся.
Литература для педагога
Адаир Д. Психология лидерства. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 352 с.
Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004. – 208 с.( Школа классных руководителей).
Багаутдинова А. Портфолио ученика// Практический журнал для учителя и администрации школы.-2005, №6. - с.58-60 .
Баева, О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие \ О.А. Баева. – 4-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2003. – 368 с.
Барретт Дж. Карьера: способности и выбор. - М.: ООО «Изд-во АСТ.», 2003
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. - СПб.: Питер, 2003.
Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое руководство по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. – М.: международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.
Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. -М. , 1981.
Булгакова Н.А. Портфолио учащегося// Классный руководитель.-2005, №5. - с.124-128 .
Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА, 2001
Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2000.
Деловая игра "Портфолио, или дневник личных достижений."//Практика административной работы.-2005.-№5. - с.25-57.
Джемс У. Психология, М., 1997.
Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для учителя / Под ред. С. Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2000
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб: Питер, 2001.
Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой. – СПб.: Питер, 2007.
Ковальчук, А.С. Основы имиджелогии и делового общения: учебное пособие для студентов вузов \ А.С. Ковальчук. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н\Д: Феникс, 2003. – 224 с
Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям: Практическая психология на каждый день. — М.: Новая школа, 1993.
Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: Академия, 2001.
Личностное портфолио старшеклассника: учебно-методическое пособие / З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова; Под ред. Т.В. Черниковой. - М.: Глобус, 2006. - 128 с.
Махаева О. А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: Перспектива, 2006.
Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практич. Пособие. - Мн.: Харвест, 2003.
Попова М.В. Психология растущего человека. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
Прасолова Е.Л. Уроки практической этики и психологии общения- М.: Новая школа, 1998.
Прихожан А.М. Психология неудачника. М., 2000
Программа «Полезные навыки» – Материалы для учителя – Москва, 2001.
Прутченков А.С. "Портфолио, или Папка личных достижений ученика" (ролевая игра) / А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова // Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения / под ред. И.Д. Чечель. - М.: АПК и ПРО, 2003. - с.63-101.
Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. — М.: Новая школа, 1993
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. — М.: Новая школа, 199
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Издательство «Первое сентября», 2004
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. - М.: Генезис, 2002.
Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов. Ярославль: Академия развития, 2001.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. - М.: ВАКО, 2006. - 240 с.
Селевко Г.К. Реализуй себя. Изд. 2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2008. 112 с
Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2002
Фоппель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста.М., 2005
Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? - М., 2006.
Хазиева Р.К. Я всего добьюсь. Как воспитать успешного человека. - СПб.: Литера, 2006. - 96 с.
Чернявская А.П. психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
Шевченко М.Ф. Тренинг “Профориентация для старшеклассников”. – СПб.: Речь, 2007.
Литература для учащихся
Азовкина А.Н., Пособие для учащихся “Общение” Иркутск. 2002
Алиева М.А., Гришанович Т.В. и др. Я сам строю свою жизнь. /Под ред. Е.Г. Трошихиной._СПб., 2001.
Андреев В.И. Деловая риторика. – М.: Народное образование, 1995. – 208 с.
Грецев А.Г. Тренинг общения для подростков. –СПб.:Питер,2005 – 160с.:ил.
Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: “Сова”, 1993.
Жариков Е.И., Крушельницкий Е.Н. « Для тебя и о тебе», издательство «Просвещение», Москва, 1991 г.
Инструкция для учащихся по составлению документов и сбору материалов для портфолио// Практика административной работы.-2005, №5. - с.16-20 .
Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: Профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2007.
Микляева А.В. «Я-подросток». Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2006.
Панфилова, А.П. Теория и практика общения: учебное пособие для студентов средних учебных заведений \ А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
Программа «Полезные навыки» – Рабочая тетрадь для 6 класса – Москва, 2001.
Прутченков А.С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников. - М., 1996.
Психология, учебное пособие-10 класс //Под ред. И.В. Дубровиной- Москва-Воронеж, 2004.
Самоукин А.И., Самоукина Н.В. «Выбор профессии: путь к успеху», издательство ООО «Феникс», Дубна, 2000 г.
Тесты по профориентации для учащихся / сост. А.А.Аркадьев. – Минск: Соврем. шк., 2008
Трохишина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. – СПб.: Речь, 2006.
Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.
Энкельман Н.Б. Начни с себя. Советы 13-16-летним: Пер. с нем.– М.: Культура и спорт, ЮНИТИ;1996.-213с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Путь к успеху"
Программа «Путь к успеху» социально-педагогической направленности, предназначена для работы с обучающимися 12-14 лет. Срок реализации программы в течение одного года. Общее количество часов – 68...
Диагностический материал к образовательной программе дополнительного образования детей "Путь к успеху"
Диагностический материал Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. ПрихожанМетодика Дж. Голланда «Определение типа личности»Методика диагностики предрасположенн...
Программно-методический комплекс образовательной программы дополнительного образования детей "Путь к успеху" занятия 1-5
Занятие «Мой успех»Методическая разработка занятий:Занятие 1. «Будем знакомы!»Занятие 2. «Я и МЫ»Занятие 3. «Мы вместе».Занятие 4. Диагностический блок. Шкала ситуативной и личностной тревожност...
Программно-методический комплекс образовательной программы дополнительного образования детей Путь к успеху занятия 6-11
Занятие «Стресс и саморегуляция. Снятие нервно-психического напряжения»Телесно ориентированное упражнение «Погода»Дыхательные упражненияРаздаточный материал «Алгоритм выполнения релаксационных упражне...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «Проектная деятельность: от замысла к успеху»
Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к научному исследованию, элементарным правилам разработки и воплощения исследовательского проекта....
Программа дополнительного образования объединения учащихся «Школа успеха»
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...
Программа дополнительного образования "Думай глобально, действуй локально" в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка"национального проекта «Образование» в 2020-2021 гг. на территории Республики Бурятия
Здесь представлена рабочая программа по дополнительному образованию...