Классный час Все мы птицы
методическая разработка (5, 6, 7 класс)
Данную методическую разработку можно использовать ев внеклассном мероприятии с 5 по 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_vse_my_ptitsy.docx | 629.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Все мы птицы
Цели и задачи занятия
- вспомнить сказки, пословицы, поговорки, стихи о птицах
- рассмотреть картины художников с изображением птиц, описать образы, настроение, создаваемое птицами в этих работах
- вспомнить символику герба России
- вспомнить о том, что образ ласточки - символ веры, любви, надежды блокадного Ленинграда
При входе в класс стоит коробка с жетонами 3 цветов. Перед началом занятия дети случайным образом разбиваются на команды, выбирая любой жетон. Класс можно украсить репродукциями полотен великих художников, на которых изображены птицы, поделками детей на «птичью» тему, глиняными фигурками-свистульками в виде птиц и т. д. В классе заготовлены столы для 3 команд (групп). На каждом столе набор наклеек с изображением птиц. Сопроводительный лист, на котором дети записывают название своей команды, шаблоны для изготовления птиц из бумаги.
Учитель: Здравствуйте, мои дорогие шестиклассники! Сегодня у нас с вами очередная встреча, тема нашего разговора – птицы.
«Отчего люди не летают так, как птицы?» Любому человеку знакомо ощущение полёта, - все летали в детстве во сне. А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам. Мы с готовностью принимаем птиц как загадочных существ, наделенных мистическими способностями, способных предсказать будущее, принести счастье или просто удачу.
Учитель Образ каких сказочных птиц знаком нам с детства?
Отвечают дети Это Жар-птица, Финист Ясный Сокол, Царевна-Лебедь.
Учитель Скажите, пожалуйста, какие птицы изображены на слайде?
Отвечают дети, учитель помогает
- Алконост. Сладкоголосая птица с человеческим лицом, пение которой заставляло позабыть обо всём на свете. Вместе с птицей Сирином обитает в Раю, в ветвях Мирового Дерева, но гнезда не вьёт.
- Грифон. Образы грифонов были широко распространены в древнерусском зодчестве и изобразительном искусстве. В волшебных сказках гриф – огромная птица с клювом и когтями из железа.
- Сирин. По преданию, Сирин, как и Алконост, обладал завораживающим голосом, заставлявшим забыть обо всём на свете. Но если Алконост пел песни радости, то песни Сирина были проникнуты печалью.
- Гамаюн. Посланница славянских богов, их глашатай. Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц.
- Жар-птица. На поиски пера жар-птицы, символа счастья, отправляются сказочные герои. Им предстоит долгий путь, потому что живёт эта птица в тридесятом царстве, в райском саду.
Все эти птицы персонажи народных сказок, пословиц, поговорок, прибауток. Они помогали или мешали героям, заставляли отправляться в путь, открывали древние тайны. Люди часто связывали с птицами свои поверья, пели про них песни, по поведению птиц угадывалась погода.
Мы наделяем людей качествами, которые приписываем птицам.
Учитель Какие поверья о птицах вам знакомы?
Отвечают дети
- Голубь. С ним соединилось представление о счастье и любви. Давно известна миротворческая роль этой птицы, в колыбельных песнях часто упоминается о голубе, который воркует и успокаивает ребёнка.
- Сова. Ночная гуляка величается в сказках разумною головушкой, залесною барышней. С ней всегда соединялось представление о мудрости. Любит жить в глухом лесу, сторожит клады, дружит с мудрецами.
- Ворон. Самая мудрая и вещая птица. В волшебных сказках он добывает живую и мёртвую воду, представляет ветер. Ворон живёт 300 лет и владеет тайнами.
- Сокол. По легендам, именно птица-сокол принесла на землю огонь. Сокол больше духовная птица, он помогает человеку, особенно воину. Не зря русский воин часто на шлеме носил соколиные перья.
- Аист. Он приносит людям младенцев. Считалось, что они вытаскивают грудных детей из моря и, подлетев к дому, бросают внутрь через дымоход. Гнездо аиста на крыше дома – к счастью и многодетности.
- Лебедь. Эти птицы исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе саму природу. Лебедь известен своей верностью, и только лебедь перед смертью взмывает к солнцу, поёт свою последнюю песню и падает на землю.
- Орёл. Божья птица, царь-птица, владыка небес. Все орлы происходят от царей. Они распоряжаются, кому быть в небесах, а кому нет. Орлы связаны с небесными стихиями и управляют ими. Убивать орла запрещено.
А сейчас мы проведем Викторину (подсказки к вопросам вы можете найти на слайдах). Учитель задает вопросы, дети отвечают, за каждый правильный ответ дети наклеивают на свой сопроводительный лист наклейку
- Согласно шутке, "Кто рано ложится и рано встает — жаворонок. Кто поздно ложится и поздно встает — сова. Кто поздно ложится и рано встает — ОНА". ОНА — представитель "вида", получившего известность в 2009 году. Назовите ЕЕ двумя словами.
Ответ: Angry bird.
- Именно эта птица символизировала древнеегипетского бога Гора.
Ответ: Сокол.
- Что делает Иван-дурак в мультфильме 1947 года "Конек-горбунок", чтобы приманить захмелевшую Жар-птицу
Ответ: танцует перед ней
- Именно с этими птицами боролся в свое время Геракл.
Ответ: Стимфалийские птицы.
- В некоторых стаях мигрирующих птиц каждые 10-15 минут одна птица залетает в середину стаи и летит, окруженная другими птицами. Затем ее место занимает другая, и так далее. Зачем птицы это делают?
Ответ: Немного поспать.
- Сказочное чудовище ВАСИЛИСК имеет туловище дракона и голову именно этой птицы
Ответ: петух
- Эти птицы прикрепляют свои гнезда к листьям.
Ответ: Колибри
- Волан для профессиональной игры в бадминтон делают из перьев именно этой птицы
Ответ: гусь
- Иногда нам есть чему поучиться у птиц. Назовите возможную причину конфликта.
Ответ: Сделайте вывод.
- 20 ноября 1994 года в Петербурге был установлен памятник именно этой птице
Ответ: Чижику - пыжику
- Какая птица подсказала Сурикову образ боярыни Морозовой в одноименной картине? (ворона)
Птицы несут информацию о стихии воздуха, его звуках, тональности, ритме, мелодии. Птицы - дети воздуха. Птицы – дети радуги. Их перья переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами, поэтому многие художники в своем творчестве обращались к образу птиц. Вместе с детьми рассматриваем картины и говорим о том, что образ птиц помогает авторам раскрыть замысел, суть работы
Учитель Птицы – это тайна и красота. О них сложены прекрасные легенды и сказки, стихи и песни. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь пустыню и море. Образ птиц встречается у многих поэтов, писателей. Я прошу Вас прочитать стихи, назвав их авторов.
(Дети читают стихи, за каждый стих команда получает наклейку).
Ласточки пропали
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Пушкин – один из самых известных русских поэтов, он часто обращался к образу птицы, сравнивая и придавая ему самые различные значения. Пушкин начал вновь обращаться к славянским значениям образов птиц, не забывая при этом и современных, несущих православную символику.
Читают дети (по желанию)
Узник
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: "Давай улетим!
Учитель Скажите, пожалуйста, что символизирует орел?
Дети Орел с глубокой древности известен как царский символ. Он царь птиц. Он знак верховенства. Он знак царей земных и небесных. Орел — посланник Юпитера. Орел связан с солнцем: орел — царь птиц, Солнце — царь всех планет; орел летает выше всех, то есть ближе всех к солнцу.
Учитель Образ орла наиболее близок нам, т.к. связан с символикой нашей страны. Как?
Дети Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя (царя, т. е. символ верховной власти), другая – символ власти не светской т. е. духовной, власти церкви.
Учитель Мы с вами живем в замечательном городе. Для нашего города особый смысл имеет образ ласточки, как символ веры, любви, надежды. (Звучит стихотворение О.Берггольц в исполнении Млады Аккерман)
Учитель Способность птиц покидать землю и взлетать вверх к источнику света привела к тому, что их стали ассоциировать с устремлениями, чистотой и красотой.
Постепенно образ птицы приобретал дополнительную роль, создавая атмосферу, показывая настроение героев. В современной литературе образ птицы редко встречается напрямую, но незаметно для нас он создаёт ту атмосферу, которую хотел передать автор.
В конце занятии дети делают из бумаги птиц, подводим итоги, команда, набравшая больше всех наклеек занимает 1 место, все дети получают сладкие призы (звучит песня «Лети перышко»)
Вывод делаем вместе с детьми: Наша жизнь многогранна, нет готовых рецептов как ее прожить, для чего. Сегодня мы вели разговор о птицах и каждый из нас приблизился к ним, к их СВОБОДЕ, ПОЛЕТУ, ВЫСОТЕ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ВАЖНА ВЫСОТА МЫСЛЕЙ, ВЫСОТА ОТНОШЕНИЙ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: "День птиц".
Данная разработка преднозначена для проведения классных часов, внеклассных мероприятий для учащихся 5 - 7 классов....
Конспект классного часа "День птиц"
Конспект классного часа "День птиц"...
Классный час в 5 классе "День птиц"
Экологический праздник для учащихся 5 класса Цель: Расширить знания детей о птицах, учить проявлять заботу к ним....
Птицы Приморского края, классный час для начальной школы
Знакомство детей с птицами: японский журавль, утка мандаринка, грач, кукушка....
Птицы Приморского края, классный час для начальной школы
Знакомство детей с птицами: японский журавль, утка мандаринка, грач, кукушка....
Классный час Международный день птиц в 6 классе
Цель: Расширить знания о птицах, их значении в природе, пробудить у детей желание беречь и заботиться о пернатых....
классный час ко Дню птиц
Классный час, подготовлен детьми 7 класса , проведен ко Дню птиц на экологическую тему...