Путешествие в Носарию
классный час по теме

Овчинникова Валентина Владимировна

Мероприятие цель которого в рамках интегративного подхода расширить, используя элементы разных знаний (окружающего мира, русского языка, валеологии) кругозор учащихся на тему «Нос».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektputeshestvie_v_nosariyuyuyu.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственная общеобразовательная школа интернат №22 ОАО «РЖД»

Путешествие в Носарию.

[Час общения в 4 классе]

Воспитатель: ОвчинниковаВ.В.

2011 год


Тема: «Путешествие в Носарию»

Цель:

  1. в рамках интегративного подхода расширить, используя элементы разных знаний (окружающего мира, русского языка, валеологии)  кругозор учащихся на тему «Нос».

Задачи :

  1. сформировать у детей анатомо-физиологические представления о строении носа; познакомить с функциями носа; дать представление о важности обоняния;
  1. развивать речь детей с помощью крылатых выражений; обогатить словарный запас;
  2. Познакомить с правилами поведения и гигиеной  дыхательных путей.

Ход мероприятия

Воспитатель:

-Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. Мы отправимся в страну Носарию. Как вы думаете, что это за страна? Но  прежде чем ответить, послушайте загадку, которая поможет вам ответить на мой вопрос.

Вот гора, а у горы –

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит

То заходит, то выходит.

-Верно, это нос. Тогда вам , наверное, всё стало понятно – Носария – это волшебная страна, которой правит Нос. Ну что? Заинтересовала я вас? Тогда в путь!!!  В волшебную страну Носарию мы отправимся на волшебном корабле. Я  попрошу всех занять свои места, сядьте поудобнее , расслабьтесь.

(Звучит приятная, спокойная музыка с шумом волн и криками чаек).  

Воспитатель: Закройте глаза, представьте: перед вами  бескрайнее синее море, корабль несет нас , медленно качая, по волнам, кричат чайки, пахнет морским воздухом. Давайте вдохнем его – вдох через нос, выдох через рот. (Повторяем несколько раз). Почувствовали запах морского воздуха? Ощутили свежесть? Замечательно. Открываем глаза и вот наш корабль достиг цели – перед нами Носария. Ну что, сойдем на берег и познакомимся поближе с этой страной.

(слайд № 4)

Воспитатель:

-Что это, ребята? По-моему, это волшебный лес, в котором живут разные  животные, а так как это лес Носарии, то ,наверняка, у этих животных  необычные носы. Я знаю, что некоторые ребята из нашего класса уже побывали в этом лесу и познакомились с его обитателями и их носами.  И сейчас мы предоставим им слово, и они расскажут нам, чем же интересны эти животные и чем необычны их носы.

Выступление детей с презентациями о обитателях волшебного леса Носарии :

Лера  К. –  В волшебном лесу Носарии меня заинтересовал Слон, а точнее его нос – хобот… (презентация Леры «Нос слона - хобот»)

Кирилл П. – А я познакомился с другим животным сказочного леса… (презентация «Угадай, кто я?» о кабане)

Ира Ц. -А я обратила внимание на птиц, ведь у них тоже есть нос. Больше всего меня удивил нос-клюв дятла… (презентация «Нос дятла»).

Саша О. – В волшебном лесу есть замечательной красоты озеро, там обитают удивительные птицы – пеликаны, и я поближе познакомился с ними и их необычными носами… (презентация «Пеликан»)

Наташа -  А я обратила своё внимание на рыб…( «А есть ли нос у рыб?»)

Воспитатель:

-Спасибо, ребята. Очень интересная информация. Я думаю, что благодаря вам мы сегодня узнали много новых, интересных фактов. А мы продолжаем наше путешествие.

(слайд № 5 )

- Ой, смотрите, ребята,  кто это?

Дети: -Буратино.

Воспитатель: -Да, верно. По-моему, он что-то хочет  нам сказать…

  ( клип на «Песенку про нос»)

Воспитатель:

-Понравилась песенка? Это не просто песенка, это – гимн страны Носари. Ребята, а почему, как вы думаете, именно Буратино исполняет гимн страны, и  почему,  по-вашему, Буратино живет в Носарии.

Дети: - Потому что . у него большой и длинный  нос.

Воспитатель:

-Верно, Буратино, действительно, самый носатый житель страны. Но  в Носарии Буратино оказался ещё и потому, что он «никогда не вешал свой нос», «повсюду совал свой нос в чужие дела», «водил всех за нос» и удивлялся тому, что «весна на носу»!  Ребята, а как называются выражения, которые я сейчас использовала, описывая Буратино?

(Фразеологизмы или крылатые выражения).

Воспитатель:

-Это фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Когда фразеологизмы начинают активно употреблять в повседневной жизни, они становятся крылатыми выражениями. Так вот в  Носарии, ребята, есть целый институт, который как раз занимается изучением фразеологизмов и  крылатых  выражений со словом «нос».  Сейчас мы с вами находимся у стен этого института. И сейчас мы с вами познакомимся с двумя сотрудниками этого института, которые поделятся с нами некоторыми своими исследованиями. Пожалуйста, Артем Алексеевич и Андрей Вячеславович.

(Выступление Артема и Андрея)

Артем В. :

-У каждого из нас есть начальная часть дыхательных путей именуемая в просторечии носом. Это очень важная часть, недаром мы так часто вспоминаем о ней. И даже во фразеологическом словаре русского языка можно найти более 30 выражений со словом нос. Мы вас познакомим с некоторыми из них.

(Рассказ-презентация о значении и истории происхождения выражений «Зарубить на носу», «Остаться с носом», «Повесить нос (на квинту)», «Водить за нос», слайды 8-15). В заключение мальчики знакомят  ребят с Фразеологическими словарями и дарят всем правила, по которым следует жить, чтобы всегда «нос был в табаке», а что значит это выражение ребята смогут самостоятельно узнать из словаря.).

Воспитатель:

-        Спасибо большое,  а  мы идем дальше и  продолжаем наше путешествие.

(слайд №16)

-Мы попали на улицу Анатомическую. А что такое анатомия? – наука, которая изучает  внутреннее строение органов. Интересно, что нас ожидает здесь…

Игорь Б.:

-А здесь вас ожидаю я – профессор анатомии Анатомкин. Я расскажу вам о том, какую роль в жизни человека играют органы обоняния.

(слайды №17-18)

-Давайте проведем эксперимент. Попробуйте зажать пальчиками нос. Хорошо ли вам дышать? Значит, какое самое главное назначение носа?

-         А кто мне скажет, что такое обоняние? (ответы детей)

-У человека довольно хорошо развито обоняние. Обоняние – это способность человека ощущать различные пахучие вещества и запахи.  Нос первым сообщает мозгу о непригодном для дыхания воздухе. Обоняние предупреждает человека о наличии в воздухе ядовитых или вредных веществ, так что обоняние для нас весьма важно и значимо. В этом легко убеждался каждый, у кого закладывало при простуде нос: пища для него теряла вкус.  Кроме того, запах помогает нам определить качество пищи до того, как она попадает к нам в рот, а это бывает очень важно особенно тогда, когда мы встречаемся с испорченными продуктами, которые могут вызвать отравление организма. Приятные запахи доставляют нам удовольствие, а при ощущении неприятного запаха мы стараемся дышать реже. Поэтому, ребята!  Нос наш важен так, же, как и другие органы. И дышать нужно носом, а не ртом.

А сейчас рассмотрим таблицу «Строение носа».

Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Вы можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Волоски выполняют роль охранников, они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт, стенки которого покрыты липкой жидкостью- слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются проникнуть вместе с воздухом в наш организм.

Кроме того, проходя по лабиринту, воздух согревается так, что в легкие

он попадает уже теплым и очищенным от микробов. Когда слизи с налипшими микробами собирается много, мы чихаем, и наш нос очищается.

Очень нужен всякий нос,

Раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки,

На полянке землянику,

В грядке спелую клубнику,

В огороде чует нос,

Где чеснок и лук подрос.

Берегите свои носы и всего доброго!!!

Воспитатель :

-Спасибо вам профессор, Было очень интересно и познавательно услышать ваш рассказ.

 -А мы идем дальше. Ой, кто это едет нам навстречу?

Женя Г.:

-Здравствуйте! Я доктор Неболейкин и расскажу вам о том, как следует ухаживать за своим носом.

(слайд №20-23)

-Вы уже поняли, что нос имеет очень важное значение,  он является как бы сторожем нашего здоровья ( не допускает проникновения пыли и микробов  из воздуха в организм). Поэтому за носом нужно ухаживать.

Уход за носом:

Гигиенический уход за полостью носа включает очистку носовых ходов от выделений и должен осуществляться 1-2 раза в сутки, при необходимости чаще. Скопление выделений в виде слизи и корок может привести к затруднению дыхания через нос, воспалению слизистой оболочки носа и носовых пазух и образованию язвочек.

Во время эпидемий простудных заболеваний нос можно полоскать раствором столовой соли или разбавленным лимонным соком. Это поможет бороться и с простудами. Но делать это необходимо  под наблюдением взрослых. Для профилактики простудных заболеваний нос необходимо обрабатывать оксолиновой мазью.

Скоро зима и чтобы уберечь нос от обморожения, нужно перед выходом на улицу в мороз смазать его гусиным жиром или кремом, пусть он лучше немного поблестит, чем отмерзнет. Если на улице сильный мороз, нос нужно частенько массировать, легко пощипывая пальцами в течение одной-двух минут вверх-вниз. Такой массаж: усиливает кровообращение, и пропитанный кровью кончик носа не так быстро мерзнет. Процедура длится всего несколько секунд.

        Летом следите за тем, чтобы ваш носик не обгорел!

И в заключении мои пожелания:

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровый всем нам нужен,

Чтобы, сон, когда придет

Тихо спать, закрывши рот.

Еще можно пожелать

Пальцем в нос не залезать.

День на солнце не сидеть –

Носик может обгореть!

А зимой в большой мороз

Не высовывать свой нос.

Будьте здоровы!

Воспитатель:

Спасибо, доктор. Мы непременно воспользуемся вашими советами!

-Ну а наше  путешествие подошло к концу. Мы побывали с вами в сказочном лесу, в институте Фразеологии и крылатых выражений, встретились с Буратино, познакомились с доктором Неболейкиным и профессором анатомии . Вам понравилось?  Пора возвращаться. Но просто так из Носарии никто не уходит. Потому что все, кто побывал в этой стране уходит от туда с носом. Признаюсь вам, что я знала об этом условии и поэтому попросила вас заранее  изготовить носы. Сейчас настал момент,  и я прошу вас одеть свои носы. Так как наши гости тоже вместе с нами побывали в Носарии, и им тоже надо возвращаться обратно, мы для них своими руками, способом оригами изготовили носы.

(Вручаем носы, все их примеряют, фото на память).

         Воспитатель:

-Из Носарии мы все с вами уходим с носами, но, я надеюсь, что с сегодняшнего занятия никто с носом не уйдет. Каждый возьмет с собой новые знания и желание продолжать путешествовать по другим странам и континентам. Может быть это будут другие сказочные страны, а может быть и реально существующие. Познавайте мир и стремитесь каждый день узнавать что-то новое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Путешествие в Носарию

Мероприятие цель которого в рамках интегративного подхода расширить, используя элементы разных знаний (окружающего мира, русского языка, валеологии) кругозор учащихся на тему «Нос»....

Путешествие в Носарию

Мероприятие, цель которого в рамках интегративного подхода расширить, используя элементы разных знаний (окружающего мира, русского языка, валеологии) кругозор учащихся на тему «Нос»....

Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные ...