Путешествие в Далеву страну.
план-конспект урока (5 класс) на тему
Урок построен в форме путешествия по станциям, на которых выполняются задания, направленные на развитие культуры речи учащихся.Ребята работают с пословицами , скороговорками, вошедшими в словарь В.И.Даля, сочиняют рассказ по пословице. Благодаря инсценировке, ребята получают возможность проявить свои актёрские таланты. Урок проводится самими ребятами, одетыми в русские народные костюмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие в Далеву страну.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
- -
Тема: Путешествие в Далеву страну.
(Сценарий урока в рамках недели русского языка в 6 классах).
Цели: - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений
и навыков;
- развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся.
Задачи: - формирование умения правильно толковать пословицы; точно и уместно их
цитировать;
- воспитание навыков работы в группе.
Вид урока: урок-спектакль, соревнование.
Оборудование: русские народные костюмы, маршрутная карта с названиями станций,
словарь В.И. Даля;
сладкие призы: печенье - крендельки, конфеты, леденцы, шоколадные
фигурки.
Подготовка к проведению вечера: необходимо выбрать 2 ведущих и 3 зазывал, заранее им выдаются слова, которые они должны выучить. Из параллели шестых классов формиру-
ются команды по 5-7 человек, остальные приглашаются в качестве зрителей. В жюри садятся приглашённые гости.
Сценарий.
1 ведущий: Во славном городе Кольчугино,
Во палате этой белокаменной,
Собирались гости званые,
Гости званые и желанные.
2 ведущий: Дорогие гости, здравствуйте!
Не всех назовём по имени,
А всем низко кланяемся!
1 ведущий: Встреча наша состоялась,
Так отправимся же в путешествие
По следам деяний народных.
2 ведущий: Спешить не спешите,
Зазывал послушайте,
Чтобы путь себе верный,
Прямоезжий избрать.
1 зазывала: Солнце яркое встаёт,
Идёт на игрище народ!
Подходи посмелей! Играть с нами не робей!
На станции « Фольклорной» не зевайте,
Скороговорки разбирайте.
Задание 1 (выдаются карточки со скороговорками)
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха.
- Мамаша давала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
- На семеры сани, по семеро в сани.
- Летят три пичужки через три пусты избушки.
- Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком,
- Вывернулось лычко из-под кочедычка.
- Нашего пономаря не перепономарить.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа тупа.
- Сенька - везенька, вези бабу на санках: санки скок, Сеньке в лоб.
- Ай, тари-тари-тари, куплю Маше янтари. Останутся деньги, куплю Маше
серьги.
11) На острую косу много покосу. Был бы покос, да ударил мороз.
12) Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
13) Маланья-болтунья молоко болтала. Болтала, болтала да всё выболтала.
14) Сшит колпак не по-колпаковски. Надо его переколпокавать, перевыкол-
паковать.
15) Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.
1 зазывала: Ну что ж, недаром говорится,
Что дело мастера боится.
Речь искусного оратора льётся ручьём,
А мы порадуем вас калачом.
( всем, кто говорил скороговорки, зазывала вручает печенье – крендельки)
2 зазывала: Без пословицы слово не молвится.
Пословицу не обойти и не объехать.
Старая пословица век не сломится.
И на всякого Егорку есть поговорка.
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
Послушать пословицы сможешь у нас.
1 ведущий: Вот вам задание 2: « Соберите пословицы и поговорки из двух частей»
( командам раздаются разрезанные карточки с заданием).
Что посеешь… | то и пожнёшь. |
Под гору вскачь… | а на гору хоть плачь. |
Днём раньше посеешь… | неделей раньше пожнёшь. |
День да ночь… | и сутки прочь. |
Обожжёшься на молоке… | дуешь на воду. |
Взялся за гуж… | не говори, что не дюж. |
У кого желчь во рту… | тому всё горько. |
Чем бы дитя не тешилось… | лишь бы не плакало. |
Ешь, пока рот свеж… | завянешь - ни на что не взглянешь. |
Матушка-рожь… | кормит всех сплошь. |
Повинную голову… | и меч не сечёт. |
Хлеб-соль ешь…, | а правду режь. |
Не умеешь шить золотом, | бей молотком. |
Где любовь и совет, | там и горя нет. |
Едешь на день, | хлеба бери на неделю. |
Добрая слава лежит, | а худая сама бежит. |
Господь не выдаст | свинья не съест. |
Где тонко | там и рвётся. |
2 зазывала: Будем итоги мы подводить,
Победителей чествовать,
Подарки дарить.
( Подсчитывается количество правильных ответов. Та команда, у которой больше верных ответов получает конфеты).
1 зазывала: Никуда не убегайте,
Перевёртыш разгадайте.
А то без этого в пути,
Не проехать, не пройти.
2 ведущий: (зачитывает 3 задание)
Сумеете ли вы узнать пословицу по её «перевёртышу»?
Попробуйте заменить каждое слово антонимом,
Тогда у вас получится правильный ответ.
( командам раздаются карточки с заданиями, даётся время на обдумыва-
ние).
Перевёртыш | Правильный ответ |
1. Зайцев храбриться - из поля войти. | 1. Волков бояться – в лес не ходить. |
2. Трусость сёла отпускает. | 2. Смелость города берёт. |
3. Щи водой улучшишь. | 3. Кашу маслом не испортишь. |
4. Умная нога у голов беспокойство отнимает. | 4. Глупая голова ногам покоя не даёт. |
1. С зайцами умирать – не по-заячьи хихикать. | 1. С волками жить - по-волчьи выть. |
2. Под милиционером косынка тушится. | 2. На воре шапка горит. |
3. Начал безделье – сиди дома робко. | 3. Кончил дело – гуляй смело. |
4. Ворону сказками пичкают. | 4. Соловья баснями не кормят. |
1. Враги не познаются в счастье. | 1. Друзья познаются в беде. |
2. Быстрее стоишь – ближе будешь. | 2. Тише едешь – дальше будешь. |
3. Две ноги плохо, а одна хуже. | 3. Одна голова хорошо, а две лучше. |
4. Большая кошечка – до молодости котёнок. | 4. Маленькая собачка – до старости щенок. |
1 зазывала: И правда, где ум там и толк.
Вот за это вам конфеты.
Подходите, разбирайте,
Щёки сладостями набивайте.
(За каждый правильный ответ даётся по конфете).
1 ведущий: На станции « Запутанной» мы с вами собрались
На традиционные на Руси бои.
2 ведущий: Но не силу молодецкую вашу проверим мы,
А находчивость и сообразительность.
Попробуйте расшифровать пословицы,
У которых перепутаны буквы.
( командам раздаются карточки с заданием).
Задание для 1 команды | Ответы 1 команды |
1. Иредж кязы аз мабизу. | 1. Держи язык за зубами. |
2. Вырейп нлиб момок. | 2. Первый блин комом. |
3. Мьнеуе дезве дейтан меирпньене. | 3. Уменье везде найдёт примененье. |
Задание для 2 команды | Ответы 2 команды |
1. Тысый ломогодун ен вартоищ. | 1. Сытый голодному не товарищ. |
2. Ходнастьвочи тисонрип дубепо. | 2. Находчивость приносит победу. |
3. Азалг тябося – кури ладеют. | 3. Глаза боятся – руки делают. |
Задание для 3 команды | Ответы 3 команды |
1. Зыяк од векиа дедотев. | 1.Язык до Киева доведёт. |
2. Сестольм огорад бреете. | 2. Смелость города берёт. |
3. У сахарт залга икилев. | 3. У страха глаза велики. |
2 зазывала: Ай да браво, молодцы!
Получайте леденцы.
(за каждый правильный ответ- леденец)
3 зазывала: К вам недаром я пришёл,
Моё дело – распотешить.
Ну, ребята, кто за мной?
Пословиц мир такой большой,
Давайте им окажем честь,
На станции «Народной»
Надо памятник возвесть.
1 ведущий : Ребята, вам выдаются карточки с названием пословицы.
Придумайте и замрите в позе, которая отражала бы смысл этой поговорки.
Команда соперников должна догадаться о какой пословице идёт речь.
Задание: 1) Книга – лучший подарок.
2) Любишь кататься, люби и саночки возить.
3) Баба с возу – кобыле легче.
3 зазывала: Ой, и понравились нам ваши скульптуры,
За это дадим шоколадные фигуры.
(награждение)
2 зазывала: Вот у самых мы ворот,
Далева страна зовёт.
Хочешь ты туда войти,
Тогда сказку сочини.
1 ведущий: Придумайте небольшую сказку,
которая отражала бы мораль одной из предложенных пословиц,
а также заканчивалась этой пословицей.
(даётся 10 минут, затем сказки зачитываются).
Для этого задания предлагаются следующие пословицы:
1) Дружных шкура ягнёнка укрывает, а недружных и бычья шкура не прикроет.
2) На чужой стороне и летом холодно.
3) От хорошего слова и камень добреет.
2 зазывала: Что ж, ворота распахните,
Подарки все свои возьмите,
Да скорее проходите.
Вы сегодня молодцы.
Поздравляем от души!
2 ведущий: Где тесно, там и место. Где потеснее, там и дружнее.
Уставшие, но довольные вы добрались до Далевой страны,
названной в честь собирателя пословиц В. И. Даля.
Главным делом его жизни стало создание « Толкового словаря
живого великорусского языка».
1 ведущий: Вы услышали и сами поведали скороговорки, пословицы и поговорки
Из Золотого фонда нашего языка, которые явились материалом для словаря
Даля.
Далее все ведущие вечера выстраиваются в ряд.
1 зазывала: В гостях хорошо, а дома лучше.
2 зазывала: На сегодня прощаемся, да не на всю жизнь.
3 зазывала: Доброй вам дороги! Где дорога, там и путь. Где торно, там и просторно.
Все: Счастливого вам пути, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по трем странам "Математика", "Физика", "Химия"
Интегрированное мероприятие для учащихся 8 - 9 классов...
открытый урок "Путешествие в литературную страну"
Закрепление изученного материала, прививать любовь к родной природе, чтению....
Обобщение темы «Фонетика» в 5 классе. Путешествие в древнюю страну Майя.
1. План урока.2. Презентация.3. Карточка заданий к уроку....
Обобщение темя «Фонетика» в 5 классе.Путешествие в древнюю страну Майя.
Методическое сопровождение урока с использованием презентации. Этапы урока, задания учащимся....
Викторина-"Путешествие в чудесную страну экономики."
Добрый вечер,я работаю в колледже с 1995 года наши студенту были выпусники 11 класса,но несколько лет назад мы перешли на базу и 9 класса.......появились наши малышечки,как мы их называем.....Преподав...
«Родная страна и страны изучаемого языка . Путешествия по своей стране и зарубежом»
Урок по теме "Путешествия" по УМК М.З. Биболетовой Enjoy English 9 класс...