Литературная гостиная «Поэтам-фронтовикам посвящается»
классный час (9 класс) на тему
Материал содержит подробный конспект воспитательного мероприятия, презентацию, видеоролик и музыкальные файлы. Знакомит с биографией и поэзией поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны. Звучат стихи и песни военных лет и о войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пультус Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 102» г. Барнаула Алтайского края
Сценарий воспитательного мероприятия
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«Поэтам-фронтовикам посвящается»
Цель мероприятия:
- Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством поэтов в предвоенное и военное время (1941-1945гг.);
- Развивать коммуникативную и речевую компетенции;
- Формировать мировоззренческую компетенцию.
Задачи:
- познакомить с биографией и поэзией поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны;
- совершенствовать умение публичного выступления, выразительное чтение, память, поисковую компетенцию;
- пробудить чувства сопереживания, гордости за жизнь и подвиг молодых поэтов, благодарности защитникам Родины.
Методы: перцептивные, информационно-коммуникативные
Оборудование: презентация, песни военных лет и о войне, портреты поэтов-сибиряков, погибших в Великую Отечественную войну, выставка книг о Великой Отечественной войне, портреты писателей и поэтов, рисунки учеников о войне, фотографии и награды участников Великой Отечественной войны, видеоматериалы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Слайд 1 ЗВУЧИТ ПЕСНЯ Булата Окуджавы в исполнении Нина Ургант «Нам нужна одна победа»
Учитель: Ребята, сегодня мы прикоснемся к тому далекому от нас времени, когда от каждого человека зависело будущее не только нашего государства, но и всего мира. Мы познакомимся с короткими, трагическими биографиями молодых поэтов и их стихами, «оборванными пулей…». Совсем не случайно русская литература бережно хранит их, так как в этих строках запечатлено само время и мужество тех, кто так и не стал выдающимся поэтом, но был мужественным солдатом Великой Отечественной. Произведения о войне по прошествии лет обладают силой исторического документа. Читая их сейчас, мы приобщаемся к подвигу нашего народа. Мир, за который было отдано столько миллионов человеческих жизней, должен помнить и чтить своих защитников.
1 ВЕДУЩИЙ
Молодым поэтам 40-х, павшим на фронтах Великой Отечественной, посвящаем…
Слайд 2
2 ВЕДУЩИЙ:
Они ушли из жизни, когда им было чуть больше двадцати:
ВЕДУЩИЕ ПО ОЧЕРЕДИ НАЗЫВАЮТ ФАМИЛИИ: Евгений Петров, Георгий Суворов, Михаил Кульчицкий, Всеволод Багрицкий, Павел Коган, Иосиф Уткин, Леонид Вилкомир, Алексей Лебедев...
4 Ведущий Прожили 20 лет, но за год войны
Мы видели кровь
и видели смерть –
Просто, как видят сны.
3 ВЕДУЩИЙ
Непохожие внешне, имеющие разные довоенные судьбы, они были близки в главном – любви к родной земле:
Я шел в атаку, шел туда,
Где непрерывно выстрелы звучали,
Чтоб на земле фашисты никогда
С игрушками детей не разлучали.
Слайд 3
4 ВЕДУЩИЙ читает наизусть «Творчество» М. Кульчицкого
Я видел, как рисуется пейзаж:
Сначала легкими, как дым, штрихами
Набрасывал и черкал карандаш
Траву лесов, горы огромный камень.
Потом в сквозные контуры-штрихов
Мозаикой ложились пятна краски,
Так на клочках мальчишеских стихов
Бесилась завязь - не было завязки.
И вдруг картина вспыхнула до черта -
Она теперь гудела как набат.
А я страдал - о, как бы не испортил,
А я хотел - еще, еще набавь!
Я закурил и ждал конца. И вот
Всё сделалось и скучно и привычно.
Картины не было - простой восход
Мой будний мир вдруг сделал необычным.
Картина подсыхала за окном.
Слайд 4 ЗВУЧИТ песня А. Богословского в исполнении Жанны Бичевской «Рисуют мальчики войну»
5 ВЕДУЩИЙ
Они жили в непростое время – накануне страшной и долгой войны. Наверное, этим можно объяснить их особое отношение к жизни, любви, тишине и поэзии
Поймай это слово, сожми, сгусти,
Пусти по ветру, как дым.
Поймай, как бабочку. Отпусти
Свет одинокой звезды.
На маленький миг ладони твои
Чужое тепло возьмут.
Счастье всегда достается двоим
И никогда – одному. ( Павел Коган)
6 ВЕДУЩИЙ
Вместе с тем молодые поэты осознавали незаурядность своей судьбы, ее трагическое единение с судьбой Родины.
Я патриот, я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете второй
Такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымкой ветер на песках.
И где еще найдешь такие березы,
Как в моём краю.
Я б сдох, как пес, от ностальгии
В любом кокосовом раю. (Павел Коган)
Слайд 5
2 ВЕДУЩИЙ
Я романтик, мой стих не зеркало,
Но телескоп.
Я романтик -
не рома,
не мантий,-
не так.
Я романтик разнаипоследних атак! (М. Кульчицкий)
3 ВЕДУЩИЙ
Средь этих нив я собирал слова –
То пестрые, как вешняя долина,
То строгие, как горная вершина,
То тихие, как на заре трава….
Средь этих нив я лягу и умру. (Г.Суворов)
одые поэтыдвоим тишине и поэзииы, они были близки в главном - любви онид Вилкомир, Алексей Лебедев
1 ВЕДУЩИЙ
Романтики, да, они были романтиками, потому что молодости свойственно увлеченно жить и чувствовать. Некнижность войны с фашизмом им пришлось постигать в суровых буднях, вытаскивая собственные ноги и пушки из грязи, спешно бинтуя раны товарищей, замерзая в снежном поле, бросая своё непослушное тело из окопа на кинжальный огонь автоматов врага.
Слайд 6
9 ВЕДУЩИЙ
Родился Семен Гудзенко 5 марта в Киеве в семье инженера. По окончании десятилетки в 1939 поступил в Московский литературный институт, который не пришлось закончить - началась война.
В июле 1941 Гудзенко уходит добровольцем на фронт. Рядовым бойцом он участвовал в боях под Москвой. Зимой 1942 под Смоленском был ранен. После выздоровления работал литсотрудником военной газеты.
Первые свои стихи Семен Гудзенко опубликовал в 1941 в армейской печати.
Все, написанное им, - это лирический дневник человека, на которого обрушилась война. Только тот, кто сам поднимался в атаку под пулеметным и минометным огнем, кто ломал последний сухарь, чтобы поделиться с товарищем, мог с такой выразительностью передать чувства и мысли солдата переднего края: «ведь самый страшный час в бою - // час ожидания атаки»; «Мне кажется, что я магнит, // что я притягиваю мины»
Слайд 7 2 ВЕДУЩИЙ
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв – и умирает друг,
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
З а мной одним идет пехота!
Разрыв – и лейтенант хрипит,
И смерть опять проходит мимо.
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Бой был коротким, а потом
Глушили водку ледяную и
Выковыривал ножом из-под ногтей
Я кровь чужую (С. Гудзенко)
4 ВЕДУЩИЙ
Еще война, но мы упрямо верим,
Что будет день – мы выпьем боль до дна,
Широкий мир нам откроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.
Слайд 8
Ах, как всем им хотелось победы, хотелось жить, взять в руки книжки своих стихов, но война безжалостно вырывала из жизни одного за другим.
1215 писателей ушли на фронт, 417 из них погибли.
Смертью храбрых пали поэты-сибиряки: Костя Брянский, Володя Чугунов, Женя Березницкий, Борис Богатков.
У поэтов-сибиряков много общего. Молодость. Страсть к поэзии. Сибирь. Война – вот что объединяет их. Но голос у каждого свой, неповторимый.
Слайд 9
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Офицеры» Музыка: Рафаил Хозак. Слова: Евгений Агранович 1971г. Исполняет: Владимир Златоустовский (2.51 минут)
ВЕДУЩИЙ (УЧИТЕЛЬ)
Отрывок из стихотворения Майорова «МЫ»
Есть в голосе моём звучание металла.
Я в жизнь вошёл тяжёлым и прямым.
Не всё умрёт. Не всё войдёт в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
…Пройдут века, и вам солгут портреты,
Где нашей жизни ход изображён.
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.
Но время шло. Меняли реки русла.
И жили мы, не тратя лишних слов,
Чтоб к вам прийти лишь в пересказах устных
Да в серой прозе наших дневников.
Мы брали пламя голыми руками.
Грудь раскрывали ветру. Из ковша
Тянули воду полными глотками
И в женщину влюблялись не спеша.
И шли вперёд, и падали, и, еле
В обмотках грубых ноги волоча,
Мы видели, как женщины глядели
На нашего шального трубача.
…Мир, как окно, для воздуха распахнут
Он нами пройден, пройден до конца,
И хорошо, что руки наши пахнут
Угрюмой песней верного свинца.
И как бы ни давили память годы,
Нас не забудут потому вовек,
Что, всей планете делая погоду,
Мы в плоть одели слово «Человек»!
Слайд 10
7 ВЕДУЩИЙ
Поэт-фронтовик К. Симонов после войны сказал: « В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если б не выстоял наш народ тогда»
А поэт Александр Твардовский считал, что нерасторжимая нить связывает выживших солдат и павших и порвать её никто никогда не сможет.
8 ВЕДУЩИЙ
Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в 41 шли в солдаты
И в гуманисты в 45…
Я обращаюсь вновь к потерям:
Они трудны и невозвратны.
Я вспоминаю Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая. Я сам теперь
от них завишу, того порою не желая…
Слайд 11 Звучит песня «Журавли» (1.58 мин- убавить и убрать звук)
Слайд 12.
11 Ведущий
Михаил Кульчицкий родился в Харькове в 1919 году в семье адвоката. Первое стихотворение было опубликовано в 1935 году в журнале «Пионер».
Окончив десятилетнюю школу, работал плотником, чертежником на заводе. Из харьковского университета перевелся на второй курс Литературного института им. Горького
В 1941 г. Кульчицкий уходит в истребительный батальон. В середине декабря 1942 года окончил пехотно минометное училище, получил звание младшего лейтенанта.
19 января 1943 года Михаил Кульчицкий погиб в Луганской области при отражении прорыва танкового корпуса на Сталинград.
Имя поэта выбито золотом на 10-м знамени в Пантеоне Славы Волгограда.
1 ВЕДУЩИЙ
М. Кульчицкий : «Столица»
Здесь каждый дом стоит как дот,
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле,
Как знак, что в этот час родней
С Кремля моя земля,
И даже кажутся тесней
Дома вокруг Кремля.
На окнах белые кресты
Мелькают второпях,
Такой же крест поставишь ты,
Москва, на всех врагах.
А мимо – площади, мосты,
Патрульный на коне
Оскалясь надолбами, ты
Еще роднее мне.
И каждый взрыв или пожар
В любом твоем дому
Я ощущаю как удар
По сердцу моему…
СЛАЙД 13 Отрывок из «Бригантины» (25 секунд)
2 ведущий
С этой песней вошел в каждый дом в 1936 году её автор Павел Коган
Слайд 14 Биография Когана
4 ВЕДУЩИЙ
Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
К воде. К беседке из надежд,
Где столько вымокло одежд,
Надежд и песен утекло.
Далеко, может быть, в края,
Где девушка живет моя.
Но, сосен мирные ряды
Высокой силой раскачав,
Вдруг задохнулась и в кусты
Упала выводком галчат.
И люди вышли из квартир,
Устало высохла трава.
И снова тишь.
И снова мир.
Как равнодушье, как овал.
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал! (П.Коган «Гроза»)
10 ВЕДУЩИЙ
Павел Коган родился 4 июля в Киеве. Детские годы прошли в Москве.
В 1936 поступил в Московский институт истории, а с 1939 занимался и в Литературном институте им. М.Горького на отделении поэзии.
В 1941, когда началась война, ушел добровольцем на фронт.
В 1942 23 сентября погиб в боях под Новороссийском. Было ему 24 года.
При жизни Коган не успел напечатать свои стихи. Они стали публиковаться в периодической печати во второй половине 1950-х. Позднее из них был составлен сборник "Гроза" (1960).
Павел Коган - автор популярной песни "Бригантина", которая и сейчас звучит на слетах любителей авторской песни.
.
Слайд 15
Николай Майоров родился в Симбирской губернии в крестьянской семье. В 1937 году поступил на философский факультет Московского государственного университета. С 1939 года одновременно учился в Литературном институте им. М. Горького
В октябре 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Был политруком пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии. Погиб на фронте у деревни Баранцево Смоленской области в 1942 году.
Сохранившиеся стихотворные произведения были опубликованы посмертно.
Слайд 16
ВЕДУЩИЙ (УЧИТЕЛЬ)
Я полюбил весомые слова,
просторный август, бабочку на раме
и сон в саду, где падает трава
к моим ногам неровными рядами.
Лежать в траве, желтеющей у вишен,
у низких яблонь, где-то у воды,
смотреть в листву прозрачную
и слышать,
как рядом глухо падают плоды.
Не потому ль, что тени не хватало,
казалось мне, вселенная мала?
Движения замедленны и вялы,
во рту иссохло. Губы как зола.
Куда девать сгорающее тело?
Ближайший омут светел и глубок.
Пока трава на солнце не сгорела,
войти в него всем телом до предела
и ощутить подошвами песок!..
Полдневный зной под яблонями тает
на сизых листьях тёплой лебеды.
И слышу я, как мир произрастает
из первозданной матери — воды. («Август» Н.Майоров) Слайд 17 ЗВУЧИТ ПЕСНЯ Б.Окуджавы в исполнении А. Варум «ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ»
8 ВЕДУЩИЙ
С. Гудзенко «Мое поколение»
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -
только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,
все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
что отцами-солдатами будут гордиться сыны.
Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?
Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?
Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-
у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.
Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-
это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.
...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.
Слайд 18
ЗВУЧИТ песня Трофимова « Кем мы были для Отчизны» (3.10 минут)
Литературная гостиная закрывается
Слайд 19 Список использованных источников:
- http://www.otvoyna.ru/pesni.htm
- кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000
- www.pobediteli.ru/
- http://nnm.ru/blogs/silvergold/ognennye-tekstury/
- http://www.edinros.ural.ru/
- http://www.nfcity.ru/
- http://www.pressa.tm.md/
- А. Широков. За Родину.
- http://sovietart.narod.ru/
- http://www.nrk.cross-ipk.ru/
- http://rcio.pnzgu.ru/personal/
- Сквозь время. Стихи поэтов и воспоминания о них. Советский писатель, Москва 1964.
- Бессмертие. Стихи советских поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, 1941-1945. Москва, "Прогресс" 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-55326-1548495661.png)
Юбилею Н.А. Некрасова посвящается. Литературная гостиная
Сценарий общешкольного мероприятия. Литературная гостиная "Моя встреча с Некрасовым". В ходе мероприятия используется музыка Моцарта, Глинки, аудиозаписи стихотворений и песен на слова Некрасова, иллю...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/21/picture-423440-1395423101.jpg)
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «А.С.Пушкину посвящается…»
Литературная гостиная о жизни и творчестве А.С. Пушкина включает материал, который позволяет расширить представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/10/picture-641678-1433915332.jpg)
Литературный вечер «Не в силах годы в нас разминировать сердца… », посвященный поэтам-фронтовикам Белгородчины и 70-летию Победы
Данный материал явился результатом исследовательской работы студентов по теме: "Великая Отечественная война в лирике и мемуарах поэтов-фронтовиков Белгородчины". В литературном вчере прозвучали стихи ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-450891-1484081970.jpg)
Литературная гостиная "Памяти М.Ю.Лермонтова - великого русского поэта -посвящается…"
Внеклассное мероприятие,включающее в себя и конкурс чтецов и поузнавательную информацию о поэте...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/20/picture-1095224-1545271288.jpg)
Литературная гостиная "Поэты - фронтовики"
Классный час к 9 Мая для учащихся школы с презентацией и фильмом. Урок – память, посвящен поэтам – фронтовикам. Урок направлен на развитие патриотических чувств у обучающихся и...