Литературная гостиная. Герою посвящается.
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Тимофеева Наталья Ивановна

Литературная гостиная. Герою посвящается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «Герою посвящается»

Участники:

учащиеся 10-ых классов

Цель:  

 Воспитание духовно развитой личности, национального самосознания, чувства патриотизма.

Задачи:

образовательные:

- познакомить с художественными произведениями бурятской  литературы, посвященной Родине и её сыновьям;

- рассказать учащимся о жизни и подвиге Алдара Цыденжапова;

развивающие:

- содействовать  развитию интеллектуальных  и творческих способностей через приобщение к поэзии;

- развивать сценические способности учащихся;

- развивать выразительность речи;

воспитательные:

- воспитывать чувства патриотизма;

- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества.    

План подготовки  Литературной гостиной:

1 - Диагностический этап. (Анкетирование, беседа – выход на проблему, тему)

2 - Подготовительный. (Посещение спектакля «Алдар. 9 секунд». Впечатления об увиденном)

3 Разработка сценария:
1) Подбор научной, художественной литературы, иллюстративного материала.
2) Составление презентации по теме.
3) Подбор материала для изобразительной деятельности детей, атрибуты для проведения гостиной.

4 -Момент творчества.  Проведение Литературной гостиной.

5 -  Отзывы учащихся.

6 - Домашнее задание.

Планируемые  результаты:

- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, истории и культуре, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении.

Перечень оборудования кабинета к занятию:

1.Портрет Алдара Цыденжапова, портреты поэтов.

2.Иллюстрации, выполненные учащимися после просмотра спектакля «Алдар. 9 секунд».

3. Книга «Антология литературы Бурятии 20 – начала 21 века. Том1. Поэзия».

4. Презентация.

Cценарий Литературной гостиной: «Герою посвящается»

(Презентация «Герою посвящается»)

Слово учителя:

(Слайд1)

Всё дальше  уходит тот трагический день, когда обычный деревенский парень, молодой  матрос Цыденжапов Алдар спас боевой корабль, сохранил экипажу жизнь и предотвратил катастрофу.   Наша задача – сохранить его имя  в памяти и в сердцах своих, в истории своей страны, своего народа. А поможет нам в этом – поэзия бурятских поэтов. Сегодня мы обратимся к биографии этого героя; прочитаем стихи, написанные бурятскими поэтами о Родине, о её мужественных сыновьях, послушаем песню А. Ровина и поэму Б.К. Макарова «Алдар». В завершении поделимся  своими впечатлениями об  увиденном.

Ведущий 1

(Слайд 2)

Поэт Бато Базарон посвятил стихотворение герою Бурятии, которое называется «У памятника Герою Советского Союза Жамбалу Тулаеву». Но строчки этого стихотворения можно отнести и к другим мужественным сыновьям нашего края, в том числе и к Алдару Цыденжапову.

Опережающее задание для учащихся

Читает  учащийся 1:

Я думаю об этом, твердо зная,

Что вечно жив, кто гибнет за народ,

Что подвиг тот, забвенье побеждая,

В легендах или в песнях оживёт…

Ведущий 2

(Слайд 3)

Детство. Школа. Алдар Цыденжапов и его сестра Арюна родились 4.08.1991 г. в Бурятском автономном округе, в поселке Агинское. Кроме них, в семье было еще двое детей – Булат и Ирина. Алдар с сестрой родились близнецами. Отец детей, Батор Жаргалович, работал в МВД, а мать, Билигма Зыдыгаевна, трудилась медсестрой в детском саду. Родители с детства прививали детям любовь к родному краю, уважение к старшим, милосердие к окружающим людям. Алдар очень любил своих родителей, гордился ими и почитал их. Именно родители воспитали в нём твёрдость характера.  

Заслуженный деятель искусств Бурятии, член Союза писателей России Барас Халзанов в стихотворении «Вот так и жизнь» по - философски рассуждал о влиянии родителей на судьбу детей. Испокон веков мать и отец – главная опора в судьбе своего ребёнка.

Опережающее задание для учащихся

Читает  учащийся 2:

(Слайд 4)

Вот так и жизнь

На двух камнях

не держится котёл,

в нём – пища,

чтоб силу я обрёл…

На трёх камнях

лишь держится котёл.

Вот так и жизнь,

привольна и сильна,

и встарь, и ныне

на трёх основах держится она –

на матери, отце и сыне.

Ведущий 3

Вот и для Алдара семья была частью его самого, надёжной опорой.

Твердость характера Алдара стала проявляться еще в детстве. Если он ставил перед собой какую-то цель, то не отступал, пока ее не достигал. Одноклассники его величали «министром труда», и он был выбран в местное самоуправление в школе. После ее окончания каждый из выпускников задумался о своей будущей профессии. Все разъехались по разным уголкам нашей страны.

Юный  Алдар Цыденжапов хотел поступать в институт, но затем передумал. Он очень любил бескрайние степи, живописные горы, своих односельчан, поэтому решил сначала отдать долг Родине. Стихотворение Дансарана Доржогутабая очень точно выражает мысли Алдара:

Опережающее задание для учащихся

Читает  учащийся 3:

Манили далью горные отроги.

В каком прекрасном ни был я краю,

Знал наперёд я, что ведут дороги

На утреннюю родину мою.

Я верен был законам мудрым жизни

И воспеваю степь и отчий дом.

И матери моей – степной отчизне

Я возвращаю свой сыновний долг.

Ведущий 1

(Слайд 5)

Служба в армии.

Свою мечту о поступлении в институт он решил осуществить после армейской службы. И снова Алдар проявляет твёрдость характера. Он хотел служить обязательно в Военно - морском флоте, как и его дедушка  Зыдыга Гармаевич Ванчиков, который  в молодости был матросом. В военкомате Алдара не хотели вносить в список команды моряков, так как он имел небольшой вес и рост. Однако юноша и  Батор Жаргалович настояли на своем, и мечта молодого человека служить в Военно – морском флоте РФ осуществилась. В ноябре 2009 года Алдар Цыденжапов поступил на срочную службу и был направлен в войсковую часть № 40074 Тихоокеанского флота в городе Фокино (Приморский край). Алдар был прикреплен к миноносцу «Быстрому».

Вот так решительно распорядился своей судьбой Алдар. Теперь для него было главным - доказать себе, своим близким, что он сможет преодолеть все тяготы морской службы и стать настоящим матросом.

Опережающее задание для учащихся

Читает  учащийся 4:

Стихотворение Алексея Бадаева:

Жизнь – восхождение. Каждый шаг в ней дорог.

Любой из нас, хоть мал он, хоть велик,

взойдёт: один – на низенький пригорок,

другой – на утонувший в тучах пик.

Взойти – взойдёшь. Но вот ещё задача:

Не потеряй добытой высоты.

Иначе – жизнь бессмысленна. Иначе

Она – катанье с гор. А кто же ты?

Ведущий 1

Уже в первые месяцы по прибытии Алдар Цыденжапов стал выказывать желание стать в будущем контрактником и связать свою жизнь с морем. При этом он ни на минуту не забывал свои родные места, близких. Часто писал  домой письма.

Опережающее задание для учащихся

Читает  учащийся 5:

Чтение стихотворения Алексея Уланова:

 За всё – спасибо

 Родился я в краю крылатом,

Степном, просторном и красивом.

Я предкам говорю спасибо

За то, что мы живём богато,

За то, что предок место выбрал.

Берёз и сосен, гор лохматых,

Озёр и речек, полных рыбой,

Степей пырейных, коз сохатых –

Всего полно. Мой край родимый,

За песни, за легенды, сказки;

За то, что я в такое время

Живу, люблю, за вдохновенье,

За скакуна, за лук, за стремя,

За солнце, ветра дуновенье –

За всё, за всё сполна спасибо!

За жизнь, за счастье, дум крылатость,

Моя отчизна, от бурята

Сыновнее тебе спасибо!  

Ведущий 2

(Слайд 6)

До конца службы оставался всего лишь месяц. Оставалось только совершить последний поход к Камчатке. Затем домой, а потом, возможно, снова служба на корабле.

Ведущий 3

(Слайды 7, 8- рисунок Тимофеева Вадима, учащегося 10кл.)

Подвиг

Трагедия случилась 24 сентября 2010 г. Алдар стоял на вахте. На борту было приблизительно 300 человек. Вдруг Алдар Цыденжапов услышал тонкий свист и вслед за ним хлопок из машинного отделения. На глазах матроса полыхнуло горючее. Алдар понимал, что взрыв котлов уничтожит не только судно, но и весь экипаж. Матрос метнулся прямо в огонь и быстро перекрыл вентили. Одежда на Алдаре загорелась мгновенно, воздух в помещении уже отсутствовал, и дышать было нечем. Выбраться из огня смог только тогда, когда он немного стих.

Каждому человеку отпущен свой срок. Как прожить её так, чтобы оставить заметный след на Земле?

Опережающее задание для учащихся

Читает  учащийся 6:

(Слайд 9)

Чтение стихотворения Лопсона Тапхаева:

След

Даже вечные звёзды

В мерцанье своём бесконечном

Рассыпаются, тают, сгорая в космической мгле.

Ну а срок человеческой жизни,

Отпущенный небом, -

Он в мгновение ока проходит на этой земле.

Ведущий 1

Смерть героя

 Алдар Цыденжапов был доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота в тяжелейшем состоянии. Он получил много ожогов. Девятнадцатилетний герой умер в госпитале.

Бурятская поэтесса Цырен-Дулма Дондокова в своём пятистишии  размышляла:

Опережающее задание для учащихся

Читает  учащийся 7:

Пятистишие

Жизнь можно сравнить с дорогой –        

кажется она широкой,

не назовёшь её гладкой и ровной.

Но если в пути обретаешь себя,

То это дорога – твоя.

Вот такую короткую, но вечную  дорогу выбрал для себя Алдар.

Ведущий 2

(Слайды 10-17,  на 16 слайде – Сахияева Аня – автор презентации – у памятника героя)

Увековеченная память

 Алдар Цыденжапов получил  орден Мужества и звание  героя России уже посмертно.

В феврале 2011 г. высокую награду за сына получили родители.

Память о героическом поступке матроса будет теперь жить в наших сердцах. В Улан-Удэ есть памятник Алдару Цыденжапову. В Агинском одна из улиц была названа в честь героя. Бюст Героя водружен на постамент в Агинском. В 2015 г. на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре был заложен противолодочный корвет, названный в честь Алдара. Алдар стал почетным и вечным членом экипажа «Быстрого». Телестудией ГТРК снят документальный фильм под названием «Огненная вахта Алдара». В Государственном Бурятском  академическом театре драмы им. Хоца Намсараева в 2017году состоялась премьера спектакля «Алдар. 9 секунд»

Опережающее задание для учащихся

Читает  учащийся 8:

Чтение стихотворения Бараса Халзанова:

Книга жизни

Славная книга жизни бурят,-

Степь наша мать.

Отвагой страницы в той книге горят,-

века им сиять.

Забвению жизнь не предать.

Гора беседует с валуном,

словно старец с юнцом.

Ветер травой шелестит среди тьмы…

Зелёные мавзолеи – холмы –

пращуров ложе.

Кажется, с этой вечной земли

Мы не уйдём, исчезая вдали.

Вечными кажемся тоже.

Вечно живым будет и Алдар Цыденжапов.

Исполнение песни Антона Ровина о бурятском герое Алдаре Цыденжапове.

Опережающее задание для учащихся

Чтение с элементами инсценировки поэмы  Б. К. Макарова «Алдар».

Чтец 1

…Чтоб остаться живым,                             (на сцене чтец 1)
Надо было разжать 
обожженные пальцы, 
И, отпрянув от едкого дыма
И злого огня,
Люк открыть,
И нырнуть под спасительный панцирь
К голубому началу
Над морем встающего дня…
Но тогда б миноносец
Сломало ударом –
Взрывом топлива, 
бьющего с воем из труб.
И корабль, и друзья
Степняка-морехода
Алдара
Превратились в один бы
Под волнами
Скрывшийся труп.                                           (трагические нотки в голосе)
И заплакали б матери, 
жены, невесты
На Российской земле
От морей до морей.
И взлетели бы в небо,
Как в той нестареющей песне,
Души братьев-матросов
Цепочкой седых журавлей.

Алдар:
II
Но огонь не пройдет                                                    (на сцене только Алдар)
Ни по кубрикам
И ни по трюмам.
Он умрет побежденным,
Покорно остыв.
…И тебе никогда
Не придется, Арюна,                                                          (произносить нежно)
За любимого брата
Испытывать стыд.
…Будут мною гордиться
И мама, и папа.
…Земляки-забайкальцы,                                     (громко обратиться  к землякам)
Я вас не подвел.
…Поднимайтесь, друзья,                                   (произносить хриплым голосом, как бы задыхаясь                                                                                                                                                                                              
Поскорее                                                                      от дыма)
По трапу!
Я горю.                                                                  

                                                                             (все исполнители встают в строй позади
Дым крылат и когтист, как орел.                                            Алдара)
Он впивается в горло, 
Мешая дыханью.
Из горбатого клюва –
И клекот,
И злость…
…Ах, мои одноклассники,                                  (почти шёпотом)
Как же мне с вами
Мало тропок степных
Исходить довелось…

III
…Степь моя – моя родина,                                (с нежностью в голосе)
Как ты близка мне!
Разной видел тебя я –
В траве и в снегу.
Ты встречала меня,
На рассвете росою блистая.
И ко мне приплывала
Цветами в отцовском стогу.
…Я читал о тебе
Книги наших
Агинских поэтов.
Сколько слов там 
высоких и мудрых живет!
Но мне кажется все ж –
До конца не воспеты
Красота твоя,
Степь,
И величье твое.
…С детских лет
Я гордился
Отвагой и силой батыров,
Что вставали всегда 
На защиту родимой земли.
Я гордился
Страной,
Чьи просторы лежат на полмира.
Никакие враги
Наш народ покорить
Не могли.
С детских лет я мечтал
Охранять рубежи государства,
Быть достойным
Немеркнущей
Славы отцов,
Чтоб тебя, моя степь,
Никогда и никто
Не ударил
Ни копьем,
Ни мечом
И ни плетью
Из низких словцов.
…Я мечтал о морях,
Потому что
Морское безбрежье
Очень схоже
С простором Агинских степей.
Только где бы я ни был,
Всегда
Меня
Грела надежда
Возвратиться к тебе,
Тоонто
Колыбели моей.
Степь моя,
Ты со мной.
…Миллионы саранок
Расцвели – наступили весенние дни…
…Но одно мне сейчас
Только кажется странным –
Почему обжигают
Мне руки они?..                                                          (с горечью в голосе)

IV
…Вот и всё –
Вентиль крепко
Затянут,
И клапаны
Все перекрыты.
Миноносец спасен.
И команда его
Спасена.
Можно выйти на палубу
В люк, прямо в небо открытый.
Я живой.
И я выполнил долг свой
Сполна.
…Вы,                                                                     (с нежностью в голосе)
Арюна,
Ирина,
Булат –                                                                    (с надрывом в голосе)
Мои сестры и брат мой,
Папа,
Мама,
Я выдержу.
Встану!
Смогу!..
Я со смертью
За жизнь
До конца буду драться.
Я вернусь на корабль
И в родную Агу…

Чтец 2                                                                 (исполнители становятся впереди Алдара)

V
Он вернется.                                                           (трагические нотки в голосе)
На «Быстром»
Приспущен
Андреевский флаг.
Чтят минутой молчания
Память Алдара
Матросы.
Адмирал,
Флотоводец,
Собрав свою волю в кулак,
У семьи
Цыденжаповых
С болью прощения просит.
..........................

Чтец 3
Гроб плывет по Аге,                                             (сначала тихо, потом чуть громче)
чуть качаясь, как будто
Вновь выходит корабль
На морские просторы
Из бухты.
И Алдар,                                                               (с гордостью в голосе)
После вахты 
как следует выспавшись,
Снова 
Встанет
К новым походам
И вахтам нелегким готовым.
Он вернется.
А небо порошей дорогу ему устилает… 

Чтец 4

…Это значит,
Что душу Алдара
С почетом к себе принимает. 
Он вернется.
…Грохочут
Прощальные
Гулкие
Залпы.
Он вернется                                                          (с уверенностью в голосе)
Не раз к нам 
сегодня и завтра…

Чтец 5
…Залп! –
И эхо над степью,
Как чайка,
Несется.
Он вернется к нам –                                           (громкое чтение)
Совестью нашей
Вернется.
Залп! –
Да будем же, люди,
Стремиться пройти 
свои жизни недаром,
Чтоб по праву
Себя называть 
земляками 
Алдара.
Залп! –
И эхо
Над всей
Над Россией                                                 (Алдар становится в строй с исполнителями)
Несется.
Все чтецы
Он  вернется… (Слайд 18)
Ведущий 2

Учитель:

В семейном архиве Цыденжаповых сохранилось школьное сочинение, написанное Алдаром еще в пятом классе на тему: «Что значит слово ЧЕСТЬ?» Вот что он писал тогда: «Когда человек уходит на войну, он воюет. А если он сбежит с войны, то получается, что он опозорил свою честь. И еще, если он сдался врагу, то тоже опозорил свою честь. Честь – это когда ты выиграешь войну».

Алдар выиграл войну, к сожалению, ценой своей жизни. Но для всех нас он живой. Мне хочется снова вернуться к словам поэта Бато Базарона:

Я думаю об этом, твердо зная,

Что вечно жив, кто гибнет за народ,

Что подвиг тот, забвенье побеждая,

В легендах или в песнях оживёт…

В этих поэтических словах выражено не только авторское, но и наше отношение к герою.

Мне кажется, стихи, которые сегодня прозвучали, помогли нам осознать, откуда  была такая сила духа у обычного паренька. Просто он всегда любил свою семью, родной край,  свою Родину.

Отзывы учащихся:

(Слайд 19)

Выступление нескольких учащихся со своими сочинениями об Алдаре Цыденжапове, о просмотренном спектакле «Алдар. 9 секунд», о прочитанных стихотворениях бурятских поэтов.

Домашнее задание: дать письменно развёрнутый ответ на вопрос: в чём сила поэтического слова в стихотворении..?  (Указать стихотворение, которое звучало на Литературной гостиной.)

Литература:

«Антология литературы Бурятии 20 – начала 21 века. Том1. Поэзия» Улан-Удэ Издательство БНЦ СО РАН, 2010

Б.К. Макаров поэма  «Алдар»

Интернет – ресурсы:

 www syl. ru  Александр Индра Алдар Цыденжапов: биография и фото май 25 2017г

 text/79/043/24579.php.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юбилею Н.А. Некрасова посвящается. Литературная гостиная

Сценарий общешкольного мероприятия. Литературная гостиная "Моя встреча с Некрасовым". В ходе мероприятия используется музыка Моцарта, Глинки, аудиозаписи стихотворений и песен на слова Некрасова, иллю...

Литературная гостиная «Поэтам-фронтовикам посвящается»

Материал содержит подробный  конспект воспитательного мероприятия, презентацию, видеоролик и музыкальные файлы. Знакомит с биографией и поэзией поэтов, погибших во время Великой Отечественной вой...

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «А.С.Пушкину посвящается…»

Литературная гостиная о жизни и творчестве А.С. Пушкина включает материал, который позволяет расширить представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил....

Сценарий литературной гостиной «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»

Сценарий литературной гостиной "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой".Посвящается 70-летию Победы.Участники:обучающиеся 10 класса, родители...

Литературная гостиная "Памяти М.Ю.Лермонтова - великого русского поэта -посвящается…"

Внеклассное мероприятие,включающее  в  себя  и  конкурс чтецов и поузнавательную информацию о поэте...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Сценарий литературной гостиной: "И это всё о нём..." (Н. А. Некрасову посвящается)

Разработка сценария литературной гостиной посвящена творчеству Н.А. Некрасова....