Литературная гостиная "Поэты - фронтовики"
классный час
Классный час к 9 Мая для учащихся школы с презентацией и фильмом. Урок – память, посвящен поэтам – фронтовикам. Урок направлен на развитие патриотических чувств у обучающихся и формирование гордости за свою Родину и народ, выстоявший и победивший в Великой Отечественной войне. Ведется беседа поэтах - фронтовиках, содержит хронологические события жизни героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya_poety_-_frontoviki.docx | 44.3 КБ |
literaturnaya_gostinaya_poety_-_frontoviki.docx | 44.3 КБ |
Предварительный просмотр:
1. | Информация об участнике | Култышева Светлана Юрьевна, педагог – библиотекарь МБОУ «Тейская средняя школа №3», поселка Тея, Северо – Енисейского района Красноярского края. |
2. | Название | ФРОНТОВЫЕ ПОЭТЫ… |
3. | Цель | Воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; закрепление и углубление исторических знаний, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма поэтов - фронтовиков, храбрости и мужества народа. |
4. | Задачи | - Воспитание волевых качеств на примере жизни воинов - фронтовиков - Формирование у учащихся осознания исторического прошлого, национального самосознания - Сохранение материальных и духовных ценностей общества, развитие достоинства личности. |
5. | Длительность | 45 минут |
6. | Участники | Учащиеся 5 — 9 классов, педагогический коллектив. |
7. | Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация PowerPoint |
8. | Аннотация | Классный час к 9 Мая для учащихся школы с презентацией и фильмом. Урок – память, посвящен поэтам – фронтовикам. Урок направлен на развитие патриотических чувств у обучающихся и формирование гордости за свою Родину и народ, выстоявший и победивший в Великой Отечественной войне. Ведется беседа поэтах - фронтовиках, содержит хронологические события жизни героев. |
ФРОНТОВЫЕ ПОЭТЫ…
ВАШИ ЖИЗНИ ВОЙНА РИФМОВАЛА
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством поэтов в годы Великой Отечественной войны
Задачи:
- Познакомить с биографией и творчеством поэтов – фронтовиков;
- Совершенствовать умение публичного выступления, выразительного чтения, развитие памяти;
- Пробуждать чувство сопереживания, гордости и благодарности за жизнь и подвиг защитников Родины;
- Развивать коммуникативную и речевую компетенции;
- Формировать мировоззренческую компетенцию.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Звучит песня «Давным – давно была война»
В.1. Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но в памяти наших людей навечно останутся события той военной поры.
В.2. Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость нашей Родины. Русские люди совершали подвиги на Курской дуге, под Москвой и в Ленинграде, на Волге, на священной земле Сталинграда. О защитниках написаны романы, повести, очерки, мемуары, огромное количество стихов и песен. Литература, поэзия – это «голос героической души русского народа».
В.3. Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались.
В.4. Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».
В.1. Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.
В.2. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Ивановича Лебедева – Кумача «Священная война».
В.3. Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:
В.4. – Василий Иванович, газете нужны стихи.
В.1. – Когда?
В.4. Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.
В.1. – Будут…
В.2. На следующий день Лебедев – Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой.
В.3. Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.
Звучит песня на слова В. Лебедева – Кумача «Священная война»
В.4. В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.
В.1. Вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней была сказана суровая правда о войне. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.
В.2. Эта песня заставляет вспомнить, что война – страшное испытание для всего народа, это испытание и для литературы. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг.
В.3. Давно пролила свои капли слез и крови военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится пшеница и рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны.
Звучит песня «Журавли»
В.4. Образы летящих журавлей стали символом солдат, отдавших жизнь за свободу нашей Родины на полях сражений. Среди них было немало поэтов. Около двух тысяч писателей и поэтов ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись.
В.1. Это Аркадий Гайдар, Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Самуил Росин, Всеволод Багрицкий, Леонид Розенберг, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Георгий Суворов и другие.
В.2. Восемнадцатилетний Борис Смоленский, как бы предвидя собственную судьбу и судьбу многих своих сверстников писал:
Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучаться мыслями о каких – то людях,
Умерших очень молодыми,
Которые на заре или ночью
Неожиданно и неумело
Умирали, не дописав неровных строчек,
Не долюбив,
Не досказав,
Не доделав...
В.3. За год до войны, характеризуя свое поколение, об этом же писал Николай Майоров.
Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
В.4. Фронтовые поэты жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и … писали. Они в полной мере разделяли со своим народом и боль отступлений, и радость побед. В газетах военного времени трудно было найти номер, в котором не было бы проникновенных и одновременно пламенных лирических стихов, написанных по свежим впечатлениям, по следам недавних событий.
В.1. Когда – то гремели взрывы, грохотали пушки, рвались снаряды, выли над головой страшные юнкерсы и мессершмиты, горела земля – и плакали над убитыми матери и вдовы, дети и старики, а воины с криком «За Родину!» бросались под танки, насмерть стояли на своих рубежах и пядь за пядью отвоевывали у врага поруганную, истерзанную, но родную любимую землю. Обо всем этом мы знаем благодаря фронтовым корреспондентам.
В.2. Их задача была не из легких: они воевали наряду с другими бойцами, и в то же время должны были писать очерки, заметки, брать интервью, фотографировать, снимать кинохронику, чтобы Родина знала о своих героях и обо всем, что происходит на передовой. Орудием военкоров были помимо автомата, фотоаппарат «Лейка» или кинокамера, блокнот и авторучка.
Звучит песня «Военные корреспонденты»
В.3. В годы войны характер нашей литературы значительно меняется. Она начинает избавляться от въевшегося в довоенную пору искусственного оптимизма, самодовольства. Война сделала вновь возможным трагедийное начало в отечественной литературе.
В.4. «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…» Так начинается стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Уже само название вносит ноту трагизма: сколько несостоявшихся судеб, несыгранных свадеб, не- рожденных детей… О своем поколении, поколении, которому на момент начала войны было не больше двадцати, писали Семен Гудзенко, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Булат Окуджава.
Звучит песня на стихи Б.Окуджавы «До свидания, мальчики»
В.1. О том, как совпали «война, беда, мечта и юность» писал поэт – фронтовик Давид Самойлов в стихотворении «Сороковые»
Звучит стихотворение Д. Самойлова «Сороковые»
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
В.2. Был фронтовым корреспондентом и поэт Константин Симонов. Об этом он рассказывает в автобиографии.
В.3. «…в 1939 году летом был зачислен в армию и послан в Монголию работать в армейской газете, выходившей там во время боев с японцами на реке Халхин – Гол. После возвращения оттуда я около года занимался на курсах военных корреспондентов. Мы окончили эти курсы всего за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. А 22 июня 1941 года мне и моим товарищам так же, как и миллионам других людей, пришлось снова надеть военную форму и не снимать ее до конца войны.
В.4. Работая корреспондентом, он смог побывать на разных фронтах и своими глазами видел самые разные бои и битвы. Он был в Крыму и на севере, среди защитников Одессы и в Сталинграде, видел Курскую битву, Белорусскую операцию, освобождение Чехословакии, Польши и взятие Берлина. При этом он был не просто описателем войны, но и вдохновителем солдат.
В.1. Константин Симонов показывал войну через любовь к Родине, дружбу, любовь и верность. Его стихи переписывались от руки, они помогали бороться, жить и не терять надежду. Многие его стихотворения похожи на песни, они отличаются удивительной певучестью.
Звучит стихотворение К. Симонова «Жди меня»
ЖДИ МЕНЯ, И Я ВЕРНУСЬ...
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
В.2. Стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» было написано К. Симоновым в 1941 году. Оно посвящено любимой женщине поэта — актрисе Валентине Серовой. Интересно, что сам автор не собирался печатать это стихотворение: оно казалось ему слишком камерным, интимным, лишенным гражданского содержания. «Я считал, что эти стихи — мое личное дело, — рассказывал затем К. Симонов. — Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке или в занесенном снегом бревенчатом домике, в эти часы, чтобы скоротать время, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека. Именно этот факт, что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, — и заставил меня через полгода напечатать его в газете».
В.3. Однако история стихотворения на этом не заканчивается. Оно было не принято в «Красной звезде», и Симонов воспринял это как должное. Редактора «Правды» П.Н. Поспелова поэт счел нужным заранее предупредить о том, что «это стихи не для газеты». Однако в 1942 году оно было опубликовано в газете «Правда». Позже стихотворение вошло в лирический цикл «С тобой и без тебя». Стихотворение было очень популярно в годы Великой Отечественной войны. Как только оно появилось в «Правде», его сразу же переписали в свои блокноты тысячи бойцов. Тысячи солдат в своих письмах домой говорили о самом главном, чем они жили, о чем думали.
Звучит стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: -Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!»- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
В.4. Это стихотворение написано осенью 1941 года, когда советские войска были вынуждены беспорядочно отступать перед непреодолимой силой фашистской армии, о чувстве боли и горечи, которое связано с отступлением, с тем, что бойцы вынуждены были оставлять родную землю на поругание врагу, страшно даже представить, что ожидало беззащитных людей в тылу врага …
Оно обращено к военному товарищу Симонова – Алексею Суркову, автору знаменитой «Землянки», вместе с которым он прошёл по военным дорогам Смоленщины.
В.1. Война застала поэта на фронте. В должности фронтового корреспондента Сурков Алексей Александрович побывал в большинстве сражений Великой Отечественной. Он писал не только заметки в газетах, но и стихи, которые помогали советским бойцам переживать тяжелые дни.
В.2. Сам поэт, пройдя еще гражданскую войну, не боялся смерти, смело глядя ей в лицо. Сохранились воспоминания его друзей, которые свидетельствуют о необыкновенном мужестве Суркова. В годы войны поэт издал много прекрасных стихов. И это были его самые знаменитые произведения: «Песня защитников Москвы», «Ни шагу назад», «Песня смелых», «Стихи о ненависти». Однако Сурков Алексей Александрович, стихи которого дышат ненавистью к врагам и верой в победу советского народа, остался в памяти большинства людей как автор только одного прекрасного стихотворения, ставшего впоследствии народной песней.
Звучит песня на стихи А. Суркова «В землянке»
В.3. Стихотворение было написано А. Сурковым в ноябре 1941 года на Западном фронте. Оно посвящено любимой женщине, жене поэта — Софье Кревс. В феврале 1942 года Сурков передал эти стихи композитору Листову, и тот переложил их на музыку. Получилась песня, ставшая очень популярной в годы войны. По своему жанру это — послание любимой, мы можем отнести его к интимной лирике, однако будем учитывать наличие в стихотворении военной и патриотической темы. По своей форме стихотворение представляет собой монолог лирического героя, обращенный к любимой женщине. Произведение построено по принципу антитезы. Холодная землянка, вьюга, белоснежные снега, смерть — все эти образы противопоставлены бьющемуся в печурке огню, живой песне гармони, улыбке любимой женщины. Все это спасает лирического героя в страшные минуты, дает ему веру и надежду.
На экране памятник выпускникам 1941 года.
В.4. Этот памятник находится на тихой улочке в центре Москвы. Мальчики очень юные, что передано в их тоненьких, стройных фигурах: кажется, они встали на носки, подтянулись, чтобы выглядеть выше и взрослее. И хотя ребята еще неокрепшие, их лица по – взрослому серьезны, строги, исполнены чувства долга и сознания ответственности за судьбу Родины, защиту которой они добровольно и не раздумывая взяли на себя.
В.1. Поэт Евгений Винокуров на год младше этих ребят: он родился в 1925 –м, но разделил судьбу старших своих сверстников. Он рассказывает:
В.2. «Окончание моего детства совпадает с началом войны. Осенью 1943 года я уже принял артиллерийский взвод. Мне не исполнилось еще и 18 лет – передо мной стояли пушки и 25 взрослых человек. Я стал отцом – командиром. Весной 1944 года полк отбыл на 4-й украинский фронт, в Карпаты. Войну закончил в Силезии, в городишке Обер – Глогау. Я рад, что на мою долю выпали настоящие трудности. О моем поколении нельзя сказать, что оно опоздало родиться».
Звучит стихотворение Е. Винокурова «Со мной в одной роте служил земляк…»
Со мной в одной роте служил земляк —
Москвич, славный парень — Лёшка.
Из одного котелка мы с ним ели так:
Он — ложку, я — ложку.
Вдали от Москвы, по чужой стороне,
В строю мы с ним рядом шагали.
Мы спали бок о бок и часто во сне
Друг друга локтями толкали.
А в затишье, бывало, после атак,
На привале ко мне он подляжет,
И мы про Москву говорили с ним так:
Я — расскажу, он — расскажет.
В костре на ветру угольки догорят,
Шумит по-немецки кустарник,
А мы вспоминаем соседских ребят
И кинотеатр «Ударник».
Он был под Берлином в бою штыковом
Убит. Мы расстались. Навеки…
Он жил на Арбате, в большом, угловом,
В сером доме, что против аптеки.
В.3. Это стихотворение о фронтовой дружбе, которая рождается в боях и испытаниях, пахнет дымом и кровью, которая делает людей больше чем просто друзьями – и потому потерять друга страшно и больно. На фронте, где каждый день ходишь рядом со смертью, очень важно, чтобы рядом было плечо друга, который не бросит в беде, прикроет от пуль, вынесет раненого с поля боя и вообще поддержит в любых испытаниях.
Звучит песня на стихотворение Е. Винокурова «Москвичи»
В4. К началу великой Отечественной войны выросшему в учительской семье Борису Богаткову, уроженцу города Ачинска, Красноярского края не было еще и 19 лет. С самого начала войны он находился в действующей армии, был тяжело контужен и демобилизован. Юный патриот добивается возвращения в армию, и его зачисляют в Сибирскую добровольческую дивизию. Командир взвода автоматчиков, он пишет стихи, создает гимн дивизии. Подняв в атаку солдат, он пал смертью храбрых 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленск – Ельня). Посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.
Звучит стихотворение Б. Богаткова «Наконец-то!»
Новый чемодан длиной в полметра,
Кружка, ложка, ножик, котелок…
Я заранее припас всё это,
Чтоб явиться по повестке в срок.
Как я ждал её! И наконец-то
Вот она, желанная, в руках!..
…Пролетело, отшумело детство
В школах, в пионерских лагерях.
Молодость девичьими руками
Обнимала и ласкала нас,
Молодость холодными штыками
Засверкала на фронтах сейчас.
Молодость за всё родное биться
Повела ребят в огонь и дым,
И спешу я присоединиться
К возмужавшим сверстникам моим.
В.1. Георгий Суворов родился 19 апреля 1919 года в селе Абаканском Енисейской губернии. Детство прошло на берегу Енисея, на лоне сибирской природы. В Великую Отечественную войну он сражался на фронте, был ранен, снова вернулся в строй. И все это время не прекращал литературного творчества. “Война – это почва, по которой я хожу, стихи – это мои вздохи”, – писал Георгий Суворов. Гвардии лейтенант Суворов начал войну солдатом, потом командовал взводом противотанковых орудий. Его вдохновенные, зовущие на подвиг стихи печатались в газетах Ленинградского фронта. Гвардии лейтенант Георгий Суворов участвовал в боях по прорыву
блокады Ленинграда. Он погиб в дни наступления
при переправе через Нарву,13 февраля 1944 года.
Звучит стихотворение Г. Суворова.
Мы тоскуем и скорбим,
Слезы льем от боли...
Черный ворон, черный дым,
Выжженное поле...
А за гарью, словно снег,
Ландыши без края...
Рухнул наземь человек -
Приняла родная.
Беспокойная мечта,
Не сдержать живую...
Землю милую уста
Мертвые целуют.
И уходит тишина...
Ветер бьет крылатый.
Белых ландышей волна
Плещет над солдатом.
В.2. Творчество Георгия Суворова – одна из интереснейших страниц поэзии военных лет, ставшая летописью героических подвигов народа в борьбе против фашизма. В стихах живет его прекрасная мужественная душа – душа патриота. После гибели поэта боевые товарищи нашли в его сумке несколько блокнотов, исписанных стихами. Лучшие из них объединены в сборник, который называется “Слово солдата”. Так хотел назвать сборник сам Георгий Суворов. Вера в победу, мир, счастье, согревающая изнутри каждое стихотворение, своеобразно заключена у Суворова в образах природы, которую он тонко чувствует. Книга стихов с простым названием “Слово солдата” донесла до нас облик поэта, его строгие звучные стихи.
Звучит стихотворение Г. Суворова «Бушует поле боевой тревогой…»
Бушует поле боевой тревогой,
И вновь летит сегодня, как вчера,
Крылатое солдатское “ура!”
Нелегкой нашей шумною дорогой
И вновь солдат окопы покидает
И через грязь весеннюю – вперед,
В постылом свисте стали, в шуме вод
Ни сна, ни часа отдыха не знает.
Глаза опалены огнем и дымом
И некогда поднять усталых глаз,
Чтобы за две весны боев, хоть раз,
Всласть насладиться всем, до слез любимым.
Увидеть, как среди пустых воронок,
На уцелевшем островке земли
Две стройные березки расцвели,
Весной, огнем снаряда опаленным.
Да, наша жизнь, она к смертям привыкла.
И все ж той жизни явно торжество
Она шумит зеленою листвою,
Как вечное вино, как сердца выкрик!
Она шумит и слушает с тревогой,
Как режет мрак солдатское “ура!”.
И целый день сегодня, как вчера,
Мы падаем. Но нас все также много.
В.3. Не счесть на нашей земле памятников и обелисков тем, кто отдал жизнь за мир и свою Родину… создала свои памятники погибшим и поэзия.
Звучит стихотворение Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной»
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
В.4. Это стихотворение нередко называют стихотворением – памятником простому солдату, спасшему мир от гибели.
Звучит стихотворение Е. Семичева «Небесная крепь»
Майским салютом расцвёл небосклон,
Славя весну и Победу.
Литерный в небе идёт эшелон –
Павшие воины едут.
Через разливы цветущей весны,
Через небесные кущи
Павшие воины едут с войны
К нашим потомкам грядущим.
Мимо крылечка родного села,
Мимо заводов и пашен…
Всех их в один эшелон собрала
Память священная наша.
Сполохи мирной рассветной зари
К горним возносятся высям.
В небе весеннем парят сизари,
Как треугольники писем.
Гулом объята небесная даль
Отчей родимой округи.
Солнце надраено, словно медаль
«За боевые заслуги».
Головы воинов снежно белы.
Лица светлы и бесстрашны.
Вот они – русской Победы орлы,
Соколы Родины нашей.
Им колокольный звучит перезвон,
Славя весну и победу.
Литерный в небе идёт эшелон –
Павшие воины едут.
Мимо крылечка родного села,
Мимо заводов и пашен…
Всех их в один эшелон собрала
Память священная наша.
К однополчанам своим боевым
Через сраженья и беды
Павшие воины в гости к живым
Едут на праздник Победы.
В.1. Пусть наступит минута молчания. Вечная слава погибшим героям!
Минута молчания.
Вспомним всех, кого нет больше с нами,
Но чей подвиг хранится в веках,
Кто вернулся домой со щитами,
Кто вернулся домой на щитах.
Наступает минута молчанья…
Всех погибших в войне перечтём,
Под кремлёвских курантов звучанье
Мы долг памяти свой отдаём.
Вспомним павших, мы, молча и стоя,
Всех защитников нашей страны!
Слава, вечная Слава героям!
Память вечная жертвам войны!
В.2. Погибшие, они остались жить; незримые, они остались в строю. Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей… За них стихи продолжают сегодня жить, любить, бороться.
В.3. Пусть не гаснет вечный огонь памяти!
Константин Симонов писал: «У нас, у живых, есть много человеческих прав. Но одного права у нас нет и никогда не будет. У нас нет права забывать, что сделали наши солдаты во имя Победы».
Предварительный просмотр:
1. | Информация об участнике | Култышева Светлана Юрьевна, педагог – библиотекарь МБОУ «Тейская средняя школа №3», поселка Тея, Северо – Енисейского района Красноярского края. |
2. | Название | ФРОНТОВЫЕ ПОЭТЫ… |
3. | Цель | Воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; закрепление и углубление исторических знаний, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма поэтов - фронтовиков, храбрости и мужества народа. |
4. | Задачи | - Воспитание волевых качеств на примере жизни воинов - фронтовиков - Формирование у учащихся осознания исторического прошлого, национального самосознания - Сохранение материальных и духовных ценностей общества, развитие достоинства личности. |
5. | Длительность | 45 минут |
6. | Участники | Учащиеся 5 — 9 классов, педагогический коллектив. |
7. | Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация PowerPoint |
8. | Аннотация | Классный час к 9 Мая для учащихся школы с презентацией и фильмом. Урок – память, посвящен поэтам – фронтовикам. Урок направлен на развитие патриотических чувств у обучающихся и формирование гордости за свою Родину и народ, выстоявший и победивший в Великой Отечественной войне. Ведется беседа поэтах - фронтовиках, содержит хронологические события жизни героев. |
ФРОНТОВЫЕ ПОЭТЫ…
ВАШИ ЖИЗНИ ВОЙНА РИФМОВАЛА
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством поэтов в годы Великой Отечественной войны
Задачи:
- Познакомить с биографией и творчеством поэтов – фронтовиков;
- Совершенствовать умение публичного выступления, выразительного чтения, развитие памяти;
- Пробуждать чувство сопереживания, гордости и благодарности за жизнь и подвиг защитников Родины;
- Развивать коммуникативную и речевую компетенции;
- Формировать мировоззренческую компетенцию.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Звучит песня «Давным – давно была война»
В.1. Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но в памяти наших людей навечно останутся события той военной поры.
В.2. Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость нашей Родины. Русские люди совершали подвиги на Курской дуге, под Москвой и в Ленинграде, на Волге, на священной земле Сталинграда. О защитниках написаны романы, повести, очерки, мемуары, огромное количество стихов и песен. Литература, поэзия – это «голос героической души русского народа».
В.3. Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались.
В.4. Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».
В.1. Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.
В.2. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Ивановича Лебедева – Кумача «Священная война».
В.3. Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:
В.4. – Василий Иванович, газете нужны стихи.
В.1. – Когда?
В.4. Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.
В.1. – Будут…
В.2. На следующий день Лебедев – Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой.
В.3. Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.
Звучит песня на слова В. Лебедева – Кумача «Священная война»
В.4. В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.
В.1. Вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней была сказана суровая правда о войне. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.
В.2. Эта песня заставляет вспомнить, что война – страшное испытание для всего народа, это испытание и для литературы. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг.
В.3. Давно пролила свои капли слез и крови военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится пшеница и рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны.
Звучит песня «Журавли»
В.4. Образы летящих журавлей стали символом солдат, отдавших жизнь за свободу нашей Родины на полях сражений. Среди них было немало поэтов. Около двух тысяч писателей и поэтов ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись.
В.1. Это Аркадий Гайдар, Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Самуил Росин, Всеволод Багрицкий, Леонид Розенберг, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Георгий Суворов и другие.
В.2. Восемнадцатилетний Борис Смоленский, как бы предвидя собственную судьбу и судьбу многих своих сверстников писал:
Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучаться мыслями о каких – то людях,
Умерших очень молодыми,
Которые на заре или ночью
Неожиданно и неумело
Умирали, не дописав неровных строчек,
Не долюбив,
Не досказав,
Не доделав...
В.3. За год до войны, характеризуя свое поколение, об этом же писал Николай Майоров.
Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
В.4. Фронтовые поэты жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и … писали. Они в полной мере разделяли со своим народом и боль отступлений, и радость побед. В газетах военного времени трудно было найти номер, в котором не было бы проникновенных и одновременно пламенных лирических стихов, написанных по свежим впечатлениям, по следам недавних событий.
В.1. Когда – то гремели взрывы, грохотали пушки, рвались снаряды, выли над головой страшные юнкерсы и мессершмиты, горела земля – и плакали над убитыми матери и вдовы, дети и старики, а воины с криком «За Родину!» бросались под танки, насмерть стояли на своих рубежах и пядь за пядью отвоевывали у врага поруганную, истерзанную, но родную любимую землю. Обо всем этом мы знаем благодаря фронтовым корреспондентам.
В.2. Их задача была не из легких: они воевали наряду с другими бойцами, и в то же время должны были писать очерки, заметки, брать интервью, фотографировать, снимать кинохронику, чтобы Родина знала о своих героях и обо всем, что происходит на передовой. Орудием военкоров были помимо автомата, фотоаппарат «Лейка» или кинокамера, блокнот и авторучка.
Звучит песня «Военные корреспонденты»
В.3. В годы войны характер нашей литературы значительно меняется. Она начинает избавляться от въевшегося в довоенную пору искусственного оптимизма, самодовольства. Война сделала вновь возможным трагедийное начало в отечественной литературе.
В.4. «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…» Так начинается стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Уже само название вносит ноту трагизма: сколько несостоявшихся судеб, несыгранных свадеб, не- рожденных детей… О своем поколении, поколении, которому на момент начала войны было не больше двадцати, писали Семен Гудзенко, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Булат Окуджава.
Звучит песня на стихи Б.Окуджавы «До свидания, мальчики»
В.1. О том, как совпали «война, беда, мечта и юность» писал поэт – фронтовик Давид Самойлов в стихотворении «Сороковые»
Звучит стихотворение Д. Самойлова «Сороковые»
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
В.2. Был фронтовым корреспондентом и поэт Константин Симонов. Об этом он рассказывает в автобиографии.
В.3. «…в 1939 году летом был зачислен в армию и послан в Монголию работать в армейской газете, выходившей там во время боев с японцами на реке Халхин – Гол. После возвращения оттуда я около года занимался на курсах военных корреспондентов. Мы окончили эти курсы всего за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. А 22 июня 1941 года мне и моим товарищам так же, как и миллионам других людей, пришлось снова надеть военную форму и не снимать ее до конца войны.
В.4. Работая корреспондентом, он смог побывать на разных фронтах и своими глазами видел самые разные бои и битвы. Он был в Крыму и на севере, среди защитников Одессы и в Сталинграде, видел Курскую битву, Белорусскую операцию, освобождение Чехословакии, Польши и взятие Берлина. При этом он был не просто описателем войны, но и вдохновителем солдат.
В.1. Константин Симонов показывал войну через любовь к Родине, дружбу, любовь и верность. Его стихи переписывались от руки, они помогали бороться, жить и не терять надежду. Многие его стихотворения похожи на песни, они отличаются удивительной певучестью.
Звучит стихотворение К. Симонова «Жди меня»
ЖДИ МЕНЯ, И Я ВЕРНУСЬ...
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
В.2. Стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» было написано К. Симоновым в 1941 году. Оно посвящено любимой женщине поэта — актрисе Валентине Серовой. Интересно, что сам автор не собирался печатать это стихотворение: оно казалось ему слишком камерным, интимным, лишенным гражданского содержания. «Я считал, что эти стихи — мое личное дело, — рассказывал затем К. Симонов. — Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке или в занесенном снегом бревенчатом домике, в эти часы, чтобы скоротать время, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека. Именно этот факт, что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, — и заставил меня через полгода напечатать его в газете».
В.3. Однако история стихотворения на этом не заканчивается. Оно было не принято в «Красной звезде», и Симонов воспринял это как должное. Редактора «Правды» П.Н. Поспелова поэт счел нужным заранее предупредить о том, что «это стихи не для газеты». Однако в 1942 году оно было опубликовано в газете «Правда». Позже стихотворение вошло в лирический цикл «С тобой и без тебя». Стихотворение было очень популярно в годы Великой Отечественной войны. Как только оно появилось в «Правде», его сразу же переписали в свои блокноты тысячи бойцов. Тысячи солдат в своих письмах домой говорили о самом главном, чем они жили, о чем думали.
Звучит стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: -Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!»- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
В.4. Это стихотворение написано осенью 1941 года, когда советские войска были вынуждены беспорядочно отступать перед непреодолимой силой фашистской армии, о чувстве боли и горечи, которое связано с отступлением, с тем, что бойцы вынуждены были оставлять родную землю на поругание врагу, страшно даже представить, что ожидало беззащитных людей в тылу врага …
Оно обращено к военному товарищу Симонова – Алексею Суркову, автору знаменитой «Землянки», вместе с которым он прошёл по военным дорогам Смоленщины.
В.1. Война застала поэта на фронте. В должности фронтового корреспондента Сурков Алексей Александрович побывал в большинстве сражений Великой Отечественной. Он писал не только заметки в газетах, но и стихи, которые помогали советским бойцам переживать тяжелые дни.
В.2. Сам поэт, пройдя еще гражданскую войну, не боялся смерти, смело глядя ей в лицо. Сохранились воспоминания его друзей, которые свидетельствуют о необыкновенном мужестве Суркова. В годы войны поэт издал много прекрасных стихов. И это были его самые знаменитые произведения: «Песня защитников Москвы», «Ни шагу назад», «Песня смелых», «Стихи о ненависти». Однако Сурков Алексей Александрович, стихи которого дышат ненавистью к врагам и верой в победу советского народа, остался в памяти большинства людей как автор только одного прекрасного стихотворения, ставшего впоследствии народной песней.
Звучит песня на стихи А. Суркова «В землянке»
В.3. Стихотворение было написано А. Сурковым в ноябре 1941 года на Западном фронте. Оно посвящено любимой женщине, жене поэта — Софье Кревс. В феврале 1942 года Сурков передал эти стихи композитору Листову, и тот переложил их на музыку. Получилась песня, ставшая очень популярной в годы войны. По своему жанру это — послание любимой, мы можем отнести его к интимной лирике, однако будем учитывать наличие в стихотворении военной и патриотической темы. По своей форме стихотворение представляет собой монолог лирического героя, обращенный к любимой женщине. Произведение построено по принципу антитезы. Холодная землянка, вьюга, белоснежные снега, смерть — все эти образы противопоставлены бьющемуся в печурке огню, живой песне гармони, улыбке любимой женщины. Все это спасает лирического героя в страшные минуты, дает ему веру и надежду.
На экране памятник выпускникам 1941 года.
В.4. Этот памятник находится на тихой улочке в центре Москвы. Мальчики очень юные, что передано в их тоненьких, стройных фигурах: кажется, они встали на носки, подтянулись, чтобы выглядеть выше и взрослее. И хотя ребята еще неокрепшие, их лица по – взрослому серьезны, строги, исполнены чувства долга и сознания ответственности за судьбу Родины, защиту которой они добровольно и не раздумывая взяли на себя.
В.1. Поэт Евгений Винокуров на год младше этих ребят: он родился в 1925 –м, но разделил судьбу старших своих сверстников. Он рассказывает:
В.2. «Окончание моего детства совпадает с началом войны. Осенью 1943 года я уже принял артиллерийский взвод. Мне не исполнилось еще и 18 лет – передо мной стояли пушки и 25 взрослых человек. Я стал отцом – командиром. Весной 1944 года полк отбыл на 4-й украинский фронт, в Карпаты. Войну закончил в Силезии, в городишке Обер – Глогау. Я рад, что на мою долю выпали настоящие трудности. О моем поколении нельзя сказать, что оно опоздало родиться».
Звучит стихотворение Е. Винокурова «Со мной в одной роте служил земляк…»
Со мной в одной роте служил земляк —
Москвич, славный парень — Лёшка.
Из одного котелка мы с ним ели так:
Он — ложку, я — ложку.
Вдали от Москвы, по чужой стороне,
В строю мы с ним рядом шагали.
Мы спали бок о бок и часто во сне
Друг друга локтями толкали.
А в затишье, бывало, после атак,
На привале ко мне он подляжет,
И мы про Москву говорили с ним так:
Я — расскажу, он — расскажет.
В костре на ветру угольки догорят,
Шумит по-немецки кустарник,
А мы вспоминаем соседских ребят
И кинотеатр «Ударник».
Он был под Берлином в бою штыковом
Убит. Мы расстались. Навеки…
Он жил на Арбате, в большом, угловом,
В сером доме, что против аптеки.
В.3. Это стихотворение о фронтовой дружбе, которая рождается в боях и испытаниях, пахнет дымом и кровью, которая делает людей больше чем просто друзьями – и потому потерять друга страшно и больно. На фронте, где каждый день ходишь рядом со смертью, очень важно, чтобы рядом было плечо друга, который не бросит в беде, прикроет от пуль, вынесет раненого с поля боя и вообще поддержит в любых испытаниях.
Звучит песня на стихотворение Е. Винокурова «Москвичи»
В4. К началу великой Отечественной войны выросшему в учительской семье Борису Богаткову, уроженцу города Ачинска, Красноярского края не было еще и 19 лет. С самого начала войны он находился в действующей армии, был тяжело контужен и демобилизован. Юный патриот добивается возвращения в армию, и его зачисляют в Сибирскую добровольческую дивизию. Командир взвода автоматчиков, он пишет стихи, создает гимн дивизии. Подняв в атаку солдат, он пал смертью храбрых 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленск – Ельня). Посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.
Звучит стихотворение Б. Богаткова «Наконец-то!»
Новый чемодан длиной в полметра,
Кружка, ложка, ножик, котелок…
Я заранее припас всё это,
Чтоб явиться по повестке в срок.
Как я ждал её! И наконец-то
Вот она, желанная, в руках!..
…Пролетело, отшумело детство
В школах, в пионерских лагерях.
Молодость девичьими руками
Обнимала и ласкала нас,
Молодость холодными штыками
Засверкала на фронтах сейчас.
Молодость за всё родное биться
Повела ребят в огонь и дым,
И спешу я присоединиться
К возмужавшим сверстникам моим.
В.1. Георгий Суворов родился 19 апреля 1919 года в селе Абаканском Енисейской губернии. Детство прошло на берегу Енисея, на лоне сибирской природы. В Великую Отечественную войну он сражался на фронте, был ранен, снова вернулся в строй. И все это время не прекращал литературного творчества. “Война – это почва, по которой я хожу, стихи – это мои вздохи”, – писал Георгий Суворов. Гвардии лейтенант Суворов начал войну солдатом, потом командовал взводом противотанковых орудий. Его вдохновенные, зовущие на подвиг стихи печатались в газетах Ленинградского фронта. Гвардии лейтенант Георгий Суворов участвовал в боях по прорыву
блокады Ленинграда. Он погиб в дни наступления
при переправе через Нарву,13 февраля 1944 года.
Звучит стихотворение Г. Суворова.
Мы тоскуем и скорбим,
Слезы льем от боли...
Черный ворон, черный дым,
Выжженное поле...
А за гарью, словно снег,
Ландыши без края...
Рухнул наземь человек -
Приняла родная.
Беспокойная мечта,
Не сдержать живую...
Землю милую уста
Мертвые целуют.
И уходит тишина...
Ветер бьет крылатый.
Белых ландышей волна
Плещет над солдатом.
В.2. Творчество Георгия Суворова – одна из интереснейших страниц поэзии военных лет, ставшая летописью героических подвигов народа в борьбе против фашизма. В стихах живет его прекрасная мужественная душа – душа патриота. После гибели поэта боевые товарищи нашли в его сумке несколько блокнотов, исписанных стихами. Лучшие из них объединены в сборник, который называется “Слово солдата”. Так хотел назвать сборник сам Георгий Суворов. Вера в победу, мир, счастье, согревающая изнутри каждое стихотворение, своеобразно заключена у Суворова в образах природы, которую он тонко чувствует. Книга стихов с простым названием “Слово солдата” донесла до нас облик поэта, его строгие звучные стихи.
Звучит стихотворение Г. Суворова «Бушует поле боевой тревогой…»
Бушует поле боевой тревогой,
И вновь летит сегодня, как вчера,
Крылатое солдатское “ура!”
Нелегкой нашей шумною дорогой
И вновь солдат окопы покидает
И через грязь весеннюю – вперед,
В постылом свисте стали, в шуме вод
Ни сна, ни часа отдыха не знает.
Глаза опалены огнем и дымом
И некогда поднять усталых глаз,
Чтобы за две весны боев, хоть раз,
Всласть насладиться всем, до слез любимым.
Увидеть, как среди пустых воронок,
На уцелевшем островке земли
Две стройные березки расцвели,
Весной, огнем снаряда опаленным.
Да, наша жизнь, она к смертям привыкла.
И все ж той жизни явно торжество
Она шумит зеленою листвою,
Как вечное вино, как сердца выкрик!
Она шумит и слушает с тревогой,
Как режет мрак солдатское “ура!”.
И целый день сегодня, как вчера,
Мы падаем. Но нас все также много.
В.3. Не счесть на нашей земле памятников и обелисков тем, кто отдал жизнь за мир и свою Родину… создала свои памятники погибшим и поэзия.
Звучит стихотворение Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной»
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
В.4. Это стихотворение нередко называют стихотворением – памятником простому солдату, спасшему мир от гибели.
Звучит стихотворение Е. Семичева «Небесная крепь»
Майским салютом расцвёл небосклон,
Славя весну и Победу.
Литерный в небе идёт эшелон –
Павшие воины едут.
Через разливы цветущей весны,
Через небесные кущи
Павшие воины едут с войны
К нашим потомкам грядущим.
Мимо крылечка родного села,
Мимо заводов и пашен…
Всех их в один эшелон собрала
Память священная наша.
Сполохи мирной рассветной зари
К горним возносятся высям.
В небе весеннем парят сизари,
Как треугольники писем.
Гулом объята небесная даль
Отчей родимой округи.
Солнце надраено, словно медаль
«За боевые заслуги».
Головы воинов снежно белы.
Лица светлы и бесстрашны.
Вот они – русской Победы орлы,
Соколы Родины нашей.
Им колокольный звучит перезвон,
Славя весну и победу.
Литерный в небе идёт эшелон –
Павшие воины едут.
Мимо крылечка родного села,
Мимо заводов и пашен…
Всех их в один эшелон собрала
Память священная наша.
К однополчанам своим боевым
Через сраженья и беды
Павшие воины в гости к живым
Едут на праздник Победы.
В.1. Пусть наступит минута молчания. Вечная слава погибшим героям!
Минута молчания.
Вспомним всех, кого нет больше с нами,
Но чей подвиг хранится в веках,
Кто вернулся домой со щитами,
Кто вернулся домой на щитах.
Наступает минута молчанья…
Всех погибших в войне перечтём,
Под кремлёвских курантов звучанье
Мы долг памяти свой отдаём.
Вспомним павших, мы, молча и стоя,
Всех защитников нашей страны!
Слава, вечная Слава героям!
Память вечная жертвам войны!
В.2. Погибшие, они остались жить; незримые, они остались в строю. Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей… За них стихи продолжают сегодня жить, любить, бороться.
В.3. Пусть не гаснет вечный огонь памяти!
Константин Симонов писал: «У нас, у живых, есть много человеческих прав. Но одного права у нас нет и никогда не будет. У нас нет права забывать, что сделали наши солдаты во имя Победы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества "У нас в гостях писатель-фронтовик"
Писатель-фронтовик на уроке литературы рассказывает о себе, «о боях-пожарищах, о друзьях-товарищах»…Такие встречи становятся знаковым событием в жизни школьников. Урок стимулирует тв...
Поклонись фронтовику. Классный час.
Разработка классного часа «Поклонись фронтовику». Цель: осмыслить события Великой Отечественной войны с позиции своей семьи, с позиции ее участников. ...
Поклонись фронтовику. Классный час.
Разработка классного часа «Поклонись фронтовику». Цель: осмыслить события Великой Отечественной войны с позиции своей семьи, с позиции ее участников. ...
Поклонись фронтовику. Классный час.
Разработка классного часа «Поклонись фронтовику». Цель: осмыслить события Великой Отечественной войны с позиции своей семьи, с позиции ее участников. ...
Литературная гостиная «Поэтам-фронтовикам посвящается»
Материал содержит подробный конспект воспитательного мероприятия, презентацию, видеоролик и музыкальные файлы. Знакомит с биографией и поэзией поэтов, погибших во время Великой Отечественной вой...
Литературный вечер «Не в силах годы в нас разминировать сердца… », посвященный поэтам-фронтовикам Белгородчины и 70-летию Победы
Данный материал явился результатом исследовательской работы студентов по теме: "Великая Отечественная война в лирике и мемуарах поэтов-фронтовиков Белгородчины". В литературном вчере прозвучали стихи ...
Cценарий литературного вечера, посвященного писателям – фронтовикам Донецкого края " Мы за ценой не постоим!"
Материал сожержит конспект воспитательного мероприятия...