Проектная деятельность.
методическая разработка (9 класс) по теме
Проектная деятельность в условиях введения новых ФГОС ставится на одну из главных позиций в учебном процессе. Данная работа может помочь во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_proektom.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный проект
«Виртуальный музей истории ВОВ на Старорусской земле»
Этот проект был осуществлен в МАОУСОШ № 1 коллективом учителей вместе со старшеклассниками. Они задумали раздвинуть рамки школьного музея и открыть имеющиеся там материалы для свободного использования.
Идея предоставить материалы музея широкому кругу людей, интересующихся вопросами истории ВОВ, и в частности – участием в военных событиях 1941 – 1945 годов своих земляков, была воплощена в виде раздела школьного сайта.
Сущность учебного проекта заключалась в работе учащихся с экспонатами школьного музея, а также использовании его фондов для извлечения необходимой информации, ее структурирования, классификации и размещения в сети Интернет.
Методическое представление.
- введение;
- работа над проектом;
- методический паспорт учебного проекта;
- характеристика учебного проекта по типологическим признакам;
- общие выводы, заключение.
Введение.
Всякая новая историческая эпоха требует привлечения новых подходов к организации образовательного процесса. Информационная стадия развития общества требует постоянного поиска новых форм организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы:
- обеспечить высокий уровень знаний выпускников, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;
- развить каждого учащегося как творческую личность, способную определять цели и задачи своей деятельности, а также способы реализации своих замыслов;
- формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развить критическое мышление;
- повысить мотивацию к совместной работе в группе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений;
- сформировать у учащихся целостную картину мира;
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
- научить грамотно работать с информацией, обеспечивая свободный доступ к ней в школе;
Одна из форм организации работы с учащимися, позволяющая достичь указанных целей, - проектная деятельность.
Работа над проектом.
Проект был задуман в качестве помощи группы учащихся 10-го класса МАОУСОШ № 1 школьному музею. Учащиеся, проявлявшие интерес к проблемам истории, относящимся к периоду ВОВ, в частности – к вопросу об участии в военных событиях 1941-1945 годов своих земляков, пожелали внести свой вклад в организацию работы музея.
Идея о донесении информации о школьном музее до всех заинтересованных в ней лиц явилась катализатором при осуществлении данного учебного проекта.
На первом этапе работы над проектом учитель-руководитель представил учащимся 10-го класса проблему необходимости существования информационного пространства, наполненного сведениями о школьном музее, которое могло бы выполнять и рекламную функцию. Было предложено определить форму реализации данного проекта. Группа учащихся остановила свой выбор на решении указанной проблемы посредством создания страницы школьного музея на сайте в сети Интернет. В случае реализации данной идеи информация о музее стала бы доступной для пользователей сети Интернет, что позволило бы установить его связь с рядом образовательных учреждений города и района, заинтересованных в проведении экскурсий по данной тематике.
На следующем этапе группа, состоящая из 6-ти учащихся, распределила роли. Разделившись на микрогруппы по 2 человека, ребята определили виды и этапы своей деятельности. О целях и задачах проекта будет подробно сказано в разделе «Методический паспорт учебного проекта».
Таким образом, третий этап работы по осуществлению проекта необходимо разделить на несколько подэтапов.
1-й – первичный сбор информации;
1-я группа учащихся занимается сбором информации о подвигах земляков, используя возможности школьной библиотеки, а также центральной районной библиотеки и музея Северо-Западного фронта;
2-я группа работает с фондами школьного музея, подбирая информацию для размещения в Интернете;
3-я группа занимается фото – и видеосъемкой экспонатов музея, подготавливая необходимые для помещения в Интернет материалы.
2-й – проведение промежуточных итогов:
учащиеся совместно с руководителем проекта проводят семинарское занятие, на котором участники каждой микрогруппы представляют отчеты о проделанной работе и вырабатывают план дальнейшей деятельности. Учитель предлагает членам микрогрупп определить объем информации для размещения в сети. Учащимся предлагается выделить главные смысловые моменты в собранной информации.
3-й – определение структуры информации о музее для размещения ее в Интернете:
формируется структура странички музея – определяются ее разделы, объем и качество информации для того или иного раздела.
4-й – работа микрогрупп по привлечению дополнительных сведений, если в них возникла необходимость.
5-й – конкретизация содержания страницы музея на сайте школы; определение формы презентации.
На этом этапе окончательно определяется, какие материалы войдут в состав страницы. В случае необходимости проводится коррекция ее содержания. Для помощи в реализации процесса обработки и размещения информации в сети Интернет к работе над проектом привлекаются в качестве консультантов преподаватели информатики.
6-й – размещение информации в сети Интернет.
Осуществление указанного процесса невозможно без применения учащимися знаний, полученных на школьных уроках информатики.
7-й – презентация.
Учащиеся публично, наглядно предъявляют результаты своей проектной деятельности. Презентация страницы школьного музея для сайта школы в сети Интернет проводится накануне праздника Победы. Учащиеся, занимавшиеся реализацией проекта, предоставляют также отчет о проделанной работе в форме статьи для издаваемого школой ежегодного «Школьного вестника». Презентацию учебного проекта проводят во время работы школьной конференции.
Информацию о школьном музее размещают на сайте школы в сети Интернет.
Методический паспорт учебного проекта.
Данный учебный проект предназначен для осуществления учащимися старших классов, проявляющими интерес к истории и информатике.
- Тема и информационное содержание учебного проекта тесно связаны с изучением ВОВ на уроках истории в 9-11-м классах.
- Цели образовательные и воспитательные:
- глубокое ознакомление учащихся с экспозицией и фондами школьного музея;
- изучение страниц истории земли Новгородской в годы ВОВ;
- знакомство школьников с героями-земляками войны;
- формирование у учащихся представления об истории земли Новгородской как неотъемлемой части истории России;
- развитие патриотических чувств;
- формирование и развитие навыков научной и творческой работы;
- интеграция ЗУН, приобретаемых в результате изучения истории и информатики;
3. Задачи учебно-педагогические: сбор, систематизация и размещение на сайте школы информации о школьном музее.
4. Возраст учащихся: 10 класс.
5. Время работы над проектом:
6. Режим работы: внеурочный, 2 часа в неделю.
7. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер с доступом в Интернет, сканер, учебная и учебно-методическая литература.
8. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): руководитель школьного музея, преподаватели информатики.
9. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы: навыки работы с историческими источниками, умение анализировать имеющийся материал, умение делать выводы, выделять главное в исследуемом материале, владение знаниями по хронологии рассматриваемых событий, умения и навыки работы с компьютером (в том числе в сети Интернет), умение определять цели и задачи работы, определять ее этапы, демонстрировать публично результаты своей деятельности (организовать и провести презентацию).
10. Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся.
11. Предполагаемые приращения:
- новое содержание по теме «ВОВ»
- новые практические приемы: работа с вещественными историческими источниками (экспонатами музея), размещение информации в сети Интернет.
12. Знания, на получение которых нацелен результат проекта: по истории ВОВ, об истории создания школьного музея и его работе.
13. Развитие навыков:
- самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями;
- самостоятельного принятия решения;
- коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
- мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
- самоанализа и рефлексии.
Характеристика учебного проекта
(по типологическим признакам).
- Доминирующий вид деятельности: исследовательский.
- Предметно-содержательная область: межпредметный (история, информатика).
- Характер координации проекта: непосредственный (гибкий).
- Характер контактов: внутришкольный.
- Количество участников: групповой (6 человек).
- Продолжительность: долгосрочный ( с сентября 2011 по май 2012 учебного года).
Общие выводы. Заключение.
Осуществление данного учебного проекта позволит учащимся развить свои навыки работы не только с историческими источниками, но и с компьютером, сформировать навыки работы в сети Интернет, а также нивелирует противопоставление гуманитарных наук, в частности истории – информатике.
Участие в осуществлении проекта позволит углубить знания по истории России периода ВОВ, а также закрепить знания по указанной теме. Следует отметить, что полученные в ходе осуществления проекта знания извлекаются с конкретной целью и являются объектом заинтересованности ученика. Это способствует их глубокому усвоению.
Проектная деятельность учащихся способствует истинному обучению, т.к. она:
- личностно ориентирована;
- характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Эти ценные моменты, которые дает участие в проектах, необходимо шире использовать в практике развития интеллектуальных и творческих способностей школьников. Таким образом, использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности XXI века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.
При осуществлении проекта ценны не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, свободными от преподавательского диктата, учителю и учащимся – лучше понять друг друга.
Все это говорит о том, что у метода учебных проектов, несомненно, есть будущее.
Приложение № 1 (этап 3 – выбор лучшей идеи)
Оценка предложенных идей в соответствии с критериями.
Критерии \ Идеи | Идея 1 | Идея 2 | Идея 3 |
Критерий 1 | |||
Критерий 2 | |||
Критерий 3 | |||
Всего |
Приложение № 2 (этап 4 – проектный этап)
Материалы и оборудование
№ п\п | Наименование | Количество | Свойства | Где можно достать | Стоимость | Отметка о наличии |
Информация
№ п\п | Характер информации | Где ее можно получить | Стоимость | Отметка о наличии |
Приложение № 3 (этап 6 – оценка и защита проекта)
План выступления школьника:
- Почему ты начал разрабатывать этот проект? Для кого он предназначен?
- Было ли проведено предварительно маркетинговые исследования?
- Какова основная идея проекта? Какие еще идеи у тебя были? Почему ты их отверг?
- Какими критериями ты руководствовался? Соответствует ли им выбранная идея?
- Какие использовались материалы? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?
- Каковы этапы выполнения проекта? В чем они заключались?
- Какие комментарии ты получил относительно изготовленного изделия?
- Как улучшить проект? Каковы направления дальнейшего исследования?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Требования к содержанию обучения в условиях организации проектной формы учебной деятельности и самой проектной деятельности
Статья по теме...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...