Проектная деятельность.
методическая разработка (9 класс) по теме

Проектная деятельность в условиях введения новых ФГОС ставится на одну из главных позиций в учебном процессе. Данная работа может помочь во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_proektom.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект

 «Виртуальный музей истории ВОВ на Старорусской земле»

Этот проект был осуществлен в МАОУСОШ № 1 коллективом учителей вместе со старшеклассниками. Они задумали раздвинуть рамки школьного музея и открыть имеющиеся там материалы для свободного использования.

Идея предоставить материалы музея широкому кругу людей, интересующихся вопросами истории ВОВ, и в частности – участием в военных событиях 1941 – 1945 годов своих земляков, была воплощена в виде раздела школьного сайта.

Сущность учебного проекта заключалась в работе учащихся с экспонатами школьного музея, а также использовании его фондов для извлечения необходимой информации, ее структурирования, классификации и размещения в сети Интернет.

Методическое представление.

- введение;

- работа над проектом;

- методический паспорт учебного проекта;

- характеристика учебного проекта по типологическим признакам;

- общие выводы, заключение.

Введение.

Всякая новая историческая эпоха требует привлечения новых подходов к организации образовательного процесса. Информационная стадия развития общества требует постоянного поиска новых форм организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы:

- обеспечить высокий уровень знаний выпускников, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;

- развить каждого учащегося как творческую личность, способную определять цели и задачи своей деятельности, а также способы реализации своих замыслов;

- формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развить критическое мышление;

- повысить мотивацию к совместной работе в группе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений;

- сформировать у учащихся целостную картину мира;

- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;

- научить грамотно работать с информацией, обеспечивая свободный доступ к ней в школе;

Одна из форм организации работы с учащимися, позволяющая достичь указанных целей, - проектная деятельность.

Работа над проектом.

Проект был задуман в качестве помощи группы учащихся 10-го класса МАОУСОШ № 1 школьному музею. Учащиеся, проявлявшие интерес к проблемам истории, относящимся к периоду ВОВ, в частности – к вопросу об участии в военных событиях 1941-1945 годов своих земляков, пожелали внести свой вклад в организацию работы музея.

Идея о донесении информации о школьном музее до всех заинтересованных в ней лиц явилась катализатором при осуществлении данного учебного проекта.

На первом этапе работы над проектом учитель-руководитель представил учащимся 10-го класса проблему необходимости существования информационного пространства, наполненного сведениями о школьном музее, которое могло бы выполнять и рекламную функцию. Было предложено определить форму реализации данного проекта. Группа учащихся остановила свой выбор на решении указанной проблемы посредством создания страницы школьного музея на сайте в сети Интернет. В случае реализации данной идеи информация о музее стала бы доступной для пользователей сети Интернет, что позволило бы установить его связь с рядом образовательных учреждений города и района, заинтересованных в проведении экскурсий по данной тематике.

На следующем этапе группа, состоящая из 6-ти учащихся, распределила роли. Разделившись на микрогруппы по 2 человека, ребята определили виды и этапы своей деятельности. О целях и задачах проекта будет подробно сказано в разделе «Методический паспорт учебного проекта».

Таким образом, третий этап работы по осуществлению проекта необходимо разделить на несколько подэтапов.

1-й – первичный сбор информации;

1-я группа учащихся занимается сбором информации о подвигах земляков, используя возможности школьной библиотеки, а также центральной районной библиотеки и музея Северо-Западного фронта;

2-я группа работает с фондами школьного музея, подбирая информацию для размещения в Интернете;

3-я группа занимается фото – и видеосъемкой экспонатов музея, подготавливая необходимые для помещения в Интернет материалы.

2-й – проведение промежуточных итогов:

учащиеся совместно с руководителем проекта проводят семинарское занятие, на котором участники каждой микрогруппы  представляют отчеты о проделанной работе и вырабатывают план дальнейшей деятельности. Учитель предлагает членам микрогрупп определить объем информации для размещения в сети. Учащимся предлагается выделить главные смысловые моменты в собранной информации.

3-й – определение структуры информации о музее для размещения ее в Интернете:

формируется структура странички музея – определяются ее разделы, объем и качество информации для того или иного раздела.

4-й – работа микрогрупп по привлечению дополнительных сведений, если в них возникла необходимость.

5-й – конкретизация содержания страницы музея на сайте школы; определение формы презентации.

На этом этапе окончательно определяется, какие материалы войдут в состав страницы. В случае необходимости проводится коррекция ее содержания. Для помощи в реализации процесса обработки и размещения информации в сети Интернет к работе над проектом привлекаются в качестве консультантов преподаватели информатики.

6-й – размещение информации в сети Интернет. 

Осуществление указанного процесса невозможно без применения учащимися знаний, полученных на школьных уроках информатики.

7-й – презентация.

Учащиеся публично, наглядно предъявляют результаты своей проектной деятельности. Презентация страницы школьного музея для сайта школы в сети Интернет проводится накануне праздника Победы. Учащиеся, занимавшиеся реализацией проекта, предоставляют также отчет о проделанной работе в форме статьи для издаваемого школой ежегодного «Школьного вестника». Презентацию учебного проекта проводят во время работы школьной конференции.

Информацию о школьном музее размещают на сайте школы в сети Интернет.

Методический паспорт учебного проекта.

Данный учебный проект предназначен для осуществления учащимися старших классов, проявляющими интерес к истории и информатике.

  1. Тема и информационное содержание учебного проекта тесно связаны с изучением ВОВ на уроках истории в 9-11-м классах.
  2. Цели образовательные и воспитательные:

- глубокое ознакомление учащихся с экспозицией и фондами школьного музея;

- изучение страниц истории земли Новгородской в годы ВОВ;

- знакомство школьников с героями-земляками войны;

- формирование у учащихся представления об истории земли Новгородской как неотъемлемой части истории России;

- развитие патриотических чувств;

- формирование и развитие навыков научной и творческой работы;

- интеграция ЗУН,  приобретаемых в результате изучения истории и информатики;

3. Задачи учебно-педагогические: сбор, систематизация и размещение на сайте школы информации о школьном музее.

4. Возраст учащихся: 10 класс.

5. Время работы над проектом:

6. Режим работы: внеурочный, 2 часа в неделю.

7. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер с доступом в Интернет, сканер, учебная и учебно-методическая литература.

8. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): руководитель школьного музея, преподаватели информатики.

9. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся  для самостоятельной работы: навыки работы с историческими источниками, умение анализировать имеющийся материал, умение делать выводы, выделять главное в исследуемом материале, владение знаниями по хронологии рассматриваемых событий, умения и навыки работы с компьютером (в том числе в сети Интернет), умение определять цели и задачи работы, определять ее этапы, демонстрировать публично результаты своей деятельности (организовать и провести презентацию).

10. Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся.

11. Предполагаемые приращения:

- новое содержание по теме «ВОВ»

- новые практические приемы: работа с вещественными историческими источниками (экспонатами музея), размещение информации в сети Интернет.

12. Знания, на получение которых нацелен результат проекта: по истории ВОВ, об истории создания школьного музея и его работе.

13. Развитие навыков:

- самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями;

- самостоятельного принятия решения;

- коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;

- мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;

- самоанализа и рефлексии.

Характеристика учебного проекта

(по типологическим признакам).

  1. Доминирующий вид деятельности: исследовательский.
  2. Предметно-содержательная область: межпредметный (история, информатика).
  3. Характер координации проекта: непосредственный (гибкий).
  4. Характер контактов: внутришкольный.
  5. Количество участников: групповой (6 человек).
  6. Продолжительность: долгосрочный ( с сентября 2011 по май 2012 учебного года).

Общие выводы. Заключение.

Осуществление данного учебного проекта позволит учащимся развить свои навыки работы не только с историческими источниками, но и с компьютером, сформировать навыки работы в сети Интернет, а также нивелирует противопоставление гуманитарных наук, в частности истории – информатике.

Участие в осуществлении проекта позволит углубить знания по истории России периода ВОВ, а также закрепить знания по указанной теме. Следует отметить, что полученные в ходе осуществления проекта знания извлекаются с конкретной целью и являются объектом заинтересованности ученика. Это способствует их глубокому усвоению.

Проектная деятельность учащихся способствует истинному обучению, т.к. она:

- личностно ориентирована;

- характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

- позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

- позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Эти ценные моменты, которые дает участие в проектах, необходимо шире использовать в практике развития интеллектуальных и творческих способностей школьников. Таким образом, использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности XXI века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.

При осуществлении проекта ценны не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, свободными от преподавательского диктата, учителю и учащимся – лучше понять друг друга.

Все это говорит о том, что у метода учебных проектов, несомненно, есть будущее.

Приложение № 1 (этап 3 – выбор лучшей идеи)

Оценка предложенных идей в соответствии с критериями.

Критерии \ Идеи

Идея 1

Идея 2

Идея 3

Критерий 1

Критерий 2

Критерий 3

Всего

Приложение № 2 (этап 4 – проектный этап)

Материалы и оборудование

№ п\п

Наименование

Количество

Свойства

Где можно

достать

Стоимость

Отметка о

наличии

Информация

№ п\п

Характер

информации

Где ее можно

получить

Стоимость

Отметка о

наличии

Приложение № 3 (этап 6 – оценка и защита проекта)

План выступления школьника:

  1. Почему ты начал разрабатывать этот проект? Для кого он предназначен?
  2. Было ли проведено предварительно маркетинговые исследования?
  3. Какова основная идея проекта? Какие еще идеи у тебя были? Почему ты их отверг?
  4. Какими критериями ты руководствовался? Соответствует ли им выбранная идея?
  5. Какие использовались материалы? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?
  6. Каковы этапы выполнения проекта? В чем они заключались?
  7. Какие комментарии ты получил относительно изготовленного изделия?
  8. Как улучшить проект? Каковы направления дальнейшего исследования?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...