Семья
методическая разработка (9 класс) по теме
Методическая разработка для родительского собрания с элементами практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seme.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание в семье.
Вступительное слово классного руководителя.
- «Воспитание детей – есть труд и долг», - писал
М.Ф.Достоевский.
Добавим: труд самых квалифицированных учителей, долг всех граждан страны.
Воспитание- это процесс становления, обогащения и совершенствования субъектно – личностного и духовного мира человека. Оно осуществляет, исходя из дарований индивида, через творческое наследование всей доступной ему культуры в конкретном социально – историческом контексте. Этот процесс по сути своей не может иметь конечного предела.
Понятие «воспитания» - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле практически отождествляется с социализацией, в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации образования в условиях педагогического процесса.
Каждый учитель, должен стремиться решать этот вопрос, всегда помня слова следующей заповеди. «Воспитывай в себе и в своих детях чувство собственного достоинства. Никогда, ни при каких обстоятельствах его не роняй и никогда не унижай другого. Будь скромен и твёрд!» Наша ( школы и семьи) общая задача проглядывается в создании идеала человека, к которому должен стремиться каждый. Он требует уважения к старшему, к ребёнку, к женщине, к родителям, внимательного отношения к гостю, сдержанности в речи и манерах, умеренности в отношении пищи, питья.
Существует много правил, определяющих поведение человека в общественных местах. Появление на людях в грязной, запачканной одежде расценивалось как неуважение к присутствующим: «Когда идёшь на пир, иди сытым, сбросив старую шубу».
Испокон веков самым главным своим долгом человечество считало и считает правильное воспитание подрастающего поколения: «Если сам своего ребёнка не научишь, то его научить жизнь».
Плохим, невоспитанным ребёнок не рождается. Это – истина, давно всем известна. С первых дней рождения человека до последних его учат жизнь, общество, которое его окружает, а главное - семья, в которой проходит его детство.
По мнению В.А.Сухомлинского: «Семья- это та первичная среда, где человек учиться
творить добро».
Именно в семье начинают формироваться моральные ценности, принципы и нормы поведения человека. Народный афоризм констатирует: «Что птенец увидит в гнезде, то и будет делать
в полёте».
Семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребёнок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив, была и остаётся самым важным и влиятельным фактором воспитания. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребёнка. А если это так, значит, главная задача родителей, семьи – чтобы это воздействие было благоприятным, чтобы родители, семья осознали, какая сложнейшая задача ложится на их плечи.
Эта задача – воспитание достойного молодого человека того общества, в котором мы живём.
К..Д, Ушинский писал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». И с этим мнением нельзя не согласиться. Эта мысль нашла своё выражение в пословицах :
Родители пишут пословицы калмыцкие, которые раскрывают значение труда в жизни человека
«Без труда человек не познает радости»;
«Труд – мать счастья»;
«Труд – радость жизни».
В пословицах и поговорках сформулированы основные требования к культуре поведения, речи, к внешнему виду. О почитании внутренней культуры человека, его душевной красоты говорят такие пословицы:
Работают родители по пословицам национального колорита:
«Цени человека не по лицу, а по поведению»;
«Тело есть, души нет»;
«Снаружи блестит, внутри – дрожит».
«… в культуре речи, в мудрых лаконических и метких изречениях выразительно раскрывается народная мудрость, вся духовная и эстетическая культура». Подтверждением этому служат пословицы:
Работают родители по пословицам национального колорита:
«Вежливость всем приятна»,
«Каков человек, такова его речь».
Важным элементом культуры любого человека является его язык. Слово воспитывает, даёт наставление: «Верёвка хороша длинная, речь – короткая». Оно бережёт честь, возвышает человека, согласовывает людей: «Слово острее оружия», «Слово сильнее стрелы».
Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человека. Жизнь людей немыслима без языка. У каждого слова есть своя цена: «Много слов – зола, мало слов – золото».
«Рана от сабли заживёт, а рана от слова не заживёт».
Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. Об этом свидетельствуют пословицы:
«Хорошее слово – услада для души, плохое слово – что кол для головы»;
«Хорошее слово и сабля не разрубит»;
«Язык строит путь к сердцу»;
«У каждого слова есть своё место».
Таким образом, слово – тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскалённым железом, и комьями грязи.
Каждый наш воспитанник будет строить свою дорогу жизни и мысленно пойдёт по ней. Для растущего человека очень важно осознания, что ему никто ничего не навязывает и свой жизненный выбор он делает сам. Нам же, воспитателям – родителям и учителям, следует позаботиться о том, чтобы было, из чего выбирать.
II. Как правило, социализация ребёнка осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями, позиция ребёнка в структуре семьи, стиль воспитания.
Дети охотно реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу.
Если в семье разрешено всё, ребёнок агрессивно добивается своего.
Анкетирование детей:
- Интересуются родители вашими успехами, вашим поведением в школе.
- Дают ли они вам « оценку « за ваши поступки?
- Обсуждаются ли у вас в семье неправильные поступки?
- Учат вас проявлять внимание к взрослым, пожилым людям?
- Бывает ли вам стыдно за свои поступки?
- Как вы думаете в обществе уважают не воспитанного, некультурного человека?
Если нет то почему?
- К какому типу вы себя относите: воспитанный, вежливый, культурный, внимательный?
Почему?
С ребятами обсуждается различные проявления:
В отношении к людям – это доброта, отзывчивость, забота, чуткость.
В отношении к обществу – бережное отношение ко всем элементам общественной
среды, чувство ответственности.
В отношении к труду – трудолюбие, дисциплинированность.
В отношении к самому себе – требовательность, самокритичность, простота,
скромность, стремление вести здоровый образ жизни.
В отношении к Родине – патриотизм, бережное отношение к природе, стремление
вести здоровый образ жизни.
Обобщаем с ребятами высказанные мысли в одну тему «Общество». И делаем выводы:
Семья - ячейка общества.
Уважение к родителям. Чуткость к пожилым людям.
Все нации и их культура достойны уважения.
Равенство между девочками и мальчиками.
Отношение к дому, к школе.
Инвалид: состояние его души и тела.
Преступники: кто они? Как не стать жертвой.
Алкоголизм и наркомания – болезни общества.
Работают родители ( учитель перед ними поставил задачу):
Для этого сделаем новый шаг в построении «дороги жизни». Вместе с вами наполним смыслом ценности, которыми «вымостим» дорогу своих детей. Это ценности, о которых дети узнают от нас с вами, и те, которые «высвечиваются» в коллективной работе. А также ценности, которые путём напряжённой внутренней работы каждый определит для себя сам.
Вот основные из этих ценностей: доверие, надежда, благодарность. Терпимость, честь, совесть, любовь, человек, семья, жизнь, пунктуальность, гражданственность, патриотизм и др.
На этом пути сложно поставить точку: ряд нравственных ценностей (т.е. то, что наиболее значимо для человека) бесконечен. Поэтому можно объединить ценности, имеющие особое значение для человека, в группы по некоему единому основанию.
Родители составляют классификацию нравственных ценностей (добродетелей):
Добродетели повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, бережливость, любовь к
порядку, трудолюбие.
Добродетели человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, терпимость
( толерантность).
Добродетели высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность к сопереживанию.
Добродетели религиозных вер: смирение, любовь к ближнему и т.п.
С выбором жизненных ценностей всегда связан выбор стиля жизни, стиля отношений с людьми и с миром. Человек – хозяин, распорядитель своей биографии. Диалог с прошлым, настоящим и будущим - это та духовная канва, на которой создаются счастье и благополучие.
Чтобы сформировать в современных условиях личность предполагается воспитателю пережить психологическую ситуацию и через это понять воспитанника. Понять, чтобы оправдать, принять, помочь, чтобы идти к воспитаннику не с требованием правильной жизни и кем – то установленных правил, кем – то принятых ценностей, а вместе с воспитанником строить жизнь, достойную человека.
- Дети, дети, куда вы нас тащите?
- К свету!
- А где он?
- Мы вам дорогу покажем!
- Это далеко? Может быть, не надо?
- Следуйте за нами, надо спешить, пока не наступила
тьма!
Хорошо, что многие, очень многие понимают, что детей нужно воспитывать и образовывать совершенно по – другому.
Во – первых, нельзя навязывать им наши мысли и устремления заклинать их, чтобы шли они по нашим стопам.
Во - вторых, надо верить, что пришли они в этот мир со своими мыслями, которые более возвышенные, чем наши.
В – третьих, надо увидеть в них спасателей, перед которыми мы, как блудные отцы, искренне каемся.
В – четвёртых, мы должны отчитываться перед ними, как мы рулили жизнь и почему сейчас сидим на мели.
В – пятых, надо уметь самому обновляться, чтобы с ними вместе составить мощную волну прогресса.
Сказано: «Когда творите новое, зовите детей. В них законное начало дела».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"
В статье рассмотрены проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется оптимальным типом социальной структуры....
Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."
Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...
Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"
Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска
О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...
Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"
краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....