Семья
методическая разработка (9 класс) по теме

Методическая  разработка  для  родительского  собрания с  элементами практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seme.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Нравственное  воспитание  в  семье.

 Вступительное  слово  классного  руководителя.

  1. «Воспитание  детей – есть  труд  и долг», - писал  

                                                              М.Ф.Достоевский.

Добавим:  труд  самых  квалифицированных  учителей, долг  всех  граждан  страны.

Воспитание- это  процесс  становления, обогащения  и  совершенствования  субъектно – личностного  и  духовного  мира  человека.  Оно  осуществляет,  исходя  из  дарований  индивида,  через  творческое  наследование  всей  доступной  ему  культуры  в  конкретном  социально – историческом  контексте.  Этот  процесс  по  сути  своей  не  может  иметь  конечного  предела.

        Понятие «воспитания» - одно  из  ведущих  в  педагогике.  Оно  употребляется  в  широком  и  узком  смысле.  Воспитание  в  широком  смысле  практически  отождествляется  с  социализацией,  в  узком  смысле  рассматривается  как  специально  организованная  деятельность  педагогов  и  воспитанников  по  реализации  образования  в  условиях  педагогического  процесса.

        Каждый  учитель,  должен  стремиться  решать  этот  вопрос, всегда  помня  слова  следующей  заповеди.   «Воспитывай  в  себе  и  в  своих  детях  чувство  собственного  достоинства. Никогда,  ни  при  каких  обстоятельствах  его  не  роняй  и  никогда  не  унижай  другого.  Будь  скромен  и  твёрд!»  Наша ( школы  и  семьи)  общая  задача проглядывается в создании  идеала  человека,  к  которому  должен  стремиться  каждый. Он  требует  уважения  к  старшему, к  ребёнку,  к  женщине,  к  родителям, внимательного  отношения  к  гостю, сдержанности  в  речи  и  манерах, умеренности  в  отношении  пищи, питья.

Существует  много  правил,  определяющих  поведение  человека  в  общественных  местах. Появление  на  людях  в  грязной,  запачканной  одежде  расценивалось  как  неуважение  к  присутствующим:  «Когда  идёшь  на пир,  иди  сытым, сбросив  старую  шубу».

         Испокон  веков  самым  главным  своим  долгом  человечество  считало  и  считает  правильное  воспитание  подрастающего  поколения:   «Если  сам  своего  ребёнка  не  научишь,  то  его  научить  жизнь».

        Плохим, невоспитанным  ребёнок не  рождается. Это – истина, давно  всем  известна.  С  первых  дней  рождения  человека до  последних  его  учат  жизнь, общество, которое  его  окружает, а  главное  - семья, в  которой  проходит  его  детство.

       По  мнению  В.А.Сухомлинского: «Семья-  это  та  первичная  среда, где  человек  учиться  

                                                                 творить  добро».

Именно  в  семье  начинают формироваться  моральные  ценности,  принципы  и  нормы  поведения  человека. Народный  афоризм  констатирует: «Что птенец  увидит  в  гнезде, то  и  будет  делать

                                                                                 в  полёте».

        Семья  как  первичная  ячейка  общества,  влияние  которой  ребёнок  испытывает  раньше  всего,  когда  он  наиболее  восприимчив,  была и остаётся  самым  важным  и  влиятельным  фактором  воспитания. Семейные  условия, включая  социальное  положение, род  занятий, материальный  уровень  образования  родителей,  в  значительной  мере  предопределяют  жизненный  путь  ребёнка. А  если  это  так,  значит, главная  задача  родителей, семьи – чтобы  это  воздействие  было  благоприятным,  чтобы  родители, семья  осознали,  какая  сложнейшая  задача  ложится  на  их  плечи.

 Эта  задача – воспитание  достойного  молодого  человека  того  общества, в котором  мы  живём.

      К..Д, Ушинский  писал:  «Само  воспитание,  если  оно  желает  счастья  человеку,  должно  воспитывать  его  не  для  счастья,  а  приготовлять к  труду  жизни». И  с  этим  мнением  нельзя  не  согласиться. Эта  мысль  нашла  своё  выражение  в  пословицах :

Родители  пишут  пословицы калмыцкие, которые  раскрывают  значение  труда  в  жизни  человека

                                                                                     «Без  труда  человек  не  познает   радости»;                                              

                                                                                     «Труд – мать  счастья»;

                                                                                     «Труд – радость  жизни». 

В  пословицах  и  поговорках  сформулированы  основные  требования  к  культуре  поведения,  речи,  к  внешнему  виду. О  почитании  внутренней  культуры  человека,  его  душевной  красоты  говорят  такие  пословицы:

   Работают  родители по  пословицам  национального  колорита:

                                                                                «Цени  человека  не  по  лицу,  а  по  поведению»;

                                                                                «Тело  есть,  души нет»;

                                                                                «Снаружи  блестит, внутри – дрожит».

    «… в  культуре  речи, в  мудрых  лаконических  и  метких  изречениях выразительно  раскрывается  народная  мудрость,  вся  духовная  и  эстетическая  культура». Подтверждением  этому  служат  пословицы:

   Работают  родители по  пословицам  национального  колорита:

                                                                                                          «Вежливость  всем  приятна»,

                                                                                                          «Каков человек,  такова  его  речь».

Важным  элементом  культуры  любого  человека  является  его  язык. Слово  воспитывает, даёт  наставление:    «Верёвка  хороша  длинная,  речь – короткая».  Оно  бережёт  честь,  возвышает  человека,  согласовывает  людей:    «Слово  острее  оружия», «Слово  сильнее  стрелы».

       Дар  слова – одна  из  величайших  способностей  человека,  возвышающая  его  над  миром  всего  живого  и  делающая  собственно  человека. Жизнь  людей  немыслима  без  языка.  У  каждого  слова  есть  своя  цена:          «Много  слов – зола,  мало  слов – золото».

                                                                 «Рана  от  сабли  заживёт,  а  рана  от  слова  не  заживёт».

Слово – это  средство  общения  между  людьми,  способ  обмена информацией, инструмент  воздействия на  сознание и  поступки  другого  человека.  Владение  словом  очень  высоко.  Эта  способность  является  составной  частью общей  культуры  человека,  его  образованности.  Об  этом  свидетельствуют  пословицы:  

«Хорошее  слово – услада  для  души, плохое  слово – что  кол для  головы»;

         «Хорошее  слово  и  сабля  не  разрубит»;

                             «Язык  строит  путь  к сердцу»;

                                                    «У  каждого  слова  есть  своё  место».

Таким  образом,  слово – тончайшее  прикосновение  к  сердцу:  оно  может  стать  и  живой  водой,  возвращающей  веру  в добро,  и  острым  ножом,  ковырнувшим  нежную  ткань  души, и  раскалённым  железом,  и  комьями  грязи.

Каждый  наш  воспитанник  будет  строить  свою  дорогу  жизни  и  мысленно  пойдёт  по  ней.  Для  растущего  человека  очень  важно  осознания,  что  ему  никто  ничего  не  навязывает  и свой жизненный  выбор  он  делает  сам. Нам же, воспитателям – родителям  и  учителям, следует  позаботиться  о  том, чтобы  было, из  чего  выбирать.

         II.  Как правило, социализация  ребёнка  осуществляется  в  семье, которая  является  основным  проводником  знаний,  ценностей  отношений,  ролей  и  обычаев  от  поколения  к  поколению.  Наиболее  важными  факторами,  влияющими  на  социальное  развитие,  являются  атмосфера  в  семье,  наличие  эмоционального  контакта  ребёнка  с  родителями,  позиция  ребёнка  в  структуре  семьи,  стиль  воспитания.

      Дети  охотно  реагируют  на  доводы  взрослых,  если  они  взаимно  испытывают  привязанность  и  доверяют  друг  другу.

Если  в  семье  разрешено  всё,  ребёнок  агрессивно  добивается  своего.

   Анкетирование  детей:    

  1. Интересуются  родители  вашими  успехами,  вашим  поведением  в  школе.
  2.  Дают  ли  они  вам « оценку « за  ваши  поступки?
  3. Обсуждаются  ли  у  вас в  семье  неправильные  поступки?
  4. Учат  вас проявлять  внимание к  взрослым, пожилым  людям?
  5. Бывает  ли  вам  стыдно  за  свои  поступки?
  6. Как  вы  думаете  в  обществе  уважают не  воспитанного, некультурного человека?

Если  нет  то  почему?

  1. К  какому  типу  вы  себя  относите: воспитанный, вежливый, культурный, внимательный?

Почему?

С  ребятами  обсуждается  различные  проявления:

                     В  отношении  к  людям – это  доброта,  отзывчивость,  забота, чуткость.

                     В  отношении к  обществу – бережное отношение  ко  всем  элементам  общественной  

                                                                     среды,  чувство  ответственности.

                     В  отношении  к  труду – трудолюбие,  дисциплинированность.

                     В  отношении  к  самому  себе – требовательность, самокритичность, простота,

                                                                          скромность,  стремление  вести  здоровый  образ жизни.

                    В  отношении  к  Родине – патриотизм,  бережное  отношение  к  природе,  стремление

                                                                 вести  здоровый  образ  жизни.

Обобщаем  с  ребятами  высказанные  мысли  в  одну  тему «Общество». И делаем  выводы:

   Семья  -  ячейка  общества.

   Уважение  к  родителям. Чуткость  к  пожилым  людям.

   Все  нации  и  их  культура достойны  уважения.

   Равенство  между  девочками  и  мальчиками.

   Отношение  к  дому,  к  школе.

   Инвалид: состояние  его  души  и  тела.

   Преступники: кто  они?  Как  не  стать  жертвой.

   Алкоголизм  и  наркомания – болезни  общества.

     

Работают  родители ( учитель  перед  ними  поставил  задачу):

      Для  этого  сделаем  новый  шаг  в  построении «дороги  жизни».  Вместе  с вами  наполним  смыслом  ценности,  которыми  «вымостим»  дорогу  своих  детей.  Это  ценности,  о  которых  дети  узнают  от  нас  с  вами,  и  те,  которые  «высвечиваются»  в  коллективной  работе.  А также  ценности,  которые  путём  напряжённой  внутренней  работы  каждый  определит  для  себя  сам.

Вот  основные  из  этих  ценностей:  доверие,  надежда,  благодарность. Терпимость, честь,  совесть,  любовь,  человек,  семья, жизнь,  пунктуальность,  гражданственность, патриотизм и др.

         На  этом  пути  сложно  поставить  точку:  ряд  нравственных  ценностей (т.е.  то, что  наиболее  значимо  для  человека) бесконечен.  Поэтому  можно  объединить  ценности,  имеющие  особое  значение  для  человека,  в  группы  по  некоему  единому основанию.

Родители составляют  классификацию  нравственных  ценностей (добродетелей):

Добродетели  повседневной  жизни:  прилежание,  пунктуальность,  бережливость,  любовь  к

                                                                порядку,  трудолюбие.

Добродетели  человеческих  отношений: благодарность,  уважение,  сострадание,  терпимость

                                                                         ( толерантность).

Добродетели  высшей  сферы  духовной  жизни: чуткость,  способность  к  сопереживанию.

Добродетели  религиозных  вер: смирение,  любовь  к  ближнему  и т.п.

          С  выбором  жизненных  ценностей  всегда  связан  выбор  стиля  жизни,  стиля  отношений  с  людьми   и  с  миром. Человек – хозяин,  распорядитель  своей  биографии.  Диалог  с  прошлым,  настоящим  и  будущим  - это та  духовная  канва,  на которой создаются  счастье  и  благополучие.

 Чтобы  сформировать  в  современных  условиях  личность предполагается  воспитателю  пережить  психологическую  ситуацию  и  через  это  понять  воспитанника.  Понять,  чтобы  оправдать,  принять,  помочь,  чтобы  идти  к  воспитаннику  не  с  требованием  правильной  жизни  и  кем – то  установленных  правил, кем – то  принятых  ценностей, а  вместе  с  воспитанником  строить  жизнь, достойную  человека.

                                                                       

                                                               - Дети,  дети,  куда  вы  нас  тащите?

                                                               - К  свету!

                                                               - А  где  он?

                                                              - Мы  вам  дорогу  покажем!

                                                              - Это  далеко?  Может  быть,  не  надо?

                                                              - Следуйте  за  нами,  надо  спешить,  пока  не  наступила

                                                              тьма!

Хорошо,  что  многие,  очень  многие  понимают, что  детей  нужно  воспитывать и  образовывать  совершенно  по – другому.

          Во – первых, нельзя навязывать  им  наши  мысли  и  устремления заклинать  их, чтобы шли  они  по  нашим  стопам.

          Во  - вторых, надо  верить,  что  пришли  они  в  этот  мир  со  своими  мыслями,  которые  более  возвышенные,  чем наши.

          В – третьих, надо  увидеть  в  них  спасателей,  перед  которыми  мы,  как  блудные  отцы, искренне  каемся.

          В – четвёртых, мы  должны  отчитываться  перед  ними,  как  мы  рулили  жизнь  и  почему  сейчас  сидим  на  мели.

          В – пятых,  надо  уметь  самому  обновляться,  чтобы  с  ними  вместе  составить  мощную  волну  прогресса.

 

Сказано:  «Когда  творите  новое, зовите  детей.  В  них  законное  начало  дела».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....