Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"
проект по теме
Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально-активной модели поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leto_s_ryukzakom._proekt.docx | 46.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ
ПРОГРАММА
областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей
Автор проекта:
Сидорова И.В. - педагог-организатор
г. КУЛЕБАКИ
2015 год
Пояснительная записка
Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно рядом - плачет, смеётся, задаёт вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы.
Это будущее - наши дети.
На сегодняшний день в Кулебакском районе насчитывается 132 семьи, в которых воспитывается 160 приемных и опекаемых детей. Часто приемным детям трудно адаптироваться в новых для себя условиях жизни в приемных семьях. Чаще всего эти семьи не умеют cамостоятельно организовывать активный совместный отдых детей и родителей, так как родители не имеют опыта по организации досуговых мероприятий. Кроме того, в районе проживают 326 многодетных семей, в которых проживают по 3 и более детей, в том числе и дети с инвалидностью и приемные дети.
Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально-активной модели поведения.
Организация совместного летнего отдыха в лагере-походе способствует оптимизации детско-родительских отношений, социализации, приобретению навыков здорового образа жизни, созданию единого пространства для отдыха и развития детей в кругу семьи, укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребёнка со взрослыми, интеграции семей различных категорий.
Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребёнка на Руси, то увидим, что всё нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
Исходя из всего вышесказанного, программа «Лето с рюкзаком» призвана в максимальной мере способствовать решению обозначенных проблем.
Цель программы:
Оказание помощи многодетным семьям, семьям с приемными детьми и детьми с инвалидностью в поисках и обретении ценностей смысла жизни, ориентация их на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Здоровье, Культура, Мир, Отечество.
Задачи программы:
- развитие индивидуальности каждого ребенка;
- приобретение детьми социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности детей;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание у детей навыков здорового образа жизни.
Участники программы:
Педагогический и детский коллектив МБОУ ДОД Центра детского и юношеского туризма и экскурсий;
Многодетные семьи, семьи с приемными детьми и детьми с инвалидностью.
Описание программы:
Принципы организации проектной деятельности:
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей
Предполагает необходимость постоянного внимания к особенностям формирования личности, своеобразию духовного мира, индивидуальным возможностям с учётом противоречий развития ребёнка.
- Принцип здорового образа жизни
Обусловлен необходимостью воспитания здорового поколения, формирования у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье.
- Принцип сотрудничества
Обусловлен необходимостью структурирования взаимоотношений людей в коллективе. Он означает развитие умения коллективно решать творческие задачи, работать в команде, развитие культуры взаимодействия взрослых и детей, умения высказывать и отстаивать свою точку зрения и уважительно относиться к мнению других.
- Принцип преемственности, непрерывности, цикличности
Обусловлен комплексным характером его осуществления.
- Принцип развития самостоятельности и инициативы
Предполагает создание ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и ответственность за их выполнение. Требует активного участия каждого.
- Принцип единства требований
Создание в коллективе единого воспитывающего влияния на подрастающее поколение на основе единства уважения и требовательности.
Программа предусматривает следующие методы работы:
· педагогические наблюдения, демонстрация, упражнения;
· проблемные ситуации, игровая коррекция;
· мотивирование и приобщение к действию;
· убеждение, организация успеха, самовоспитание;
· игротерапия.
Основные этапы реализации программы:
- «Подготовительный» (проведение мероприятий по подготовке лагеря к работе);
- «Основной» (проведение лагеря);
- «Итоговый» (подведение итогов работы по программе).
Механизм реализации программы:
Программа представляет собой систему мероприятий, сгруппированных в тематические блоки, каждый из которых имеет целевую установку. Исходя из этого, участники программы имеют возможность принять участие во всех мероприятиях, либо выбрать для себя наиболее важное, интересное и целесообразное, и тем самым закрепить мотивацию на активную деятельность.
Кадровый состав:
Сведения о штатной численности лагеря | ||||||
Количество (чел.) | Образовательный уровень | |||||
по штату | в наличии | высшее | средне-специальное | среднее | ||
Штатная численность лагеря, в том числе: | 7 чел. | 7 чел. | 4 чел. | 3 чел. | ||
1. | Педагогические работники | 5 чел. | 5 чел. | 4 чел. | 1 чел. | |
2. | Медицинские работники* | 1 чел. | 1 чел. | 1 чел. | ||
3. | Административно-хозяйственный состав | 1 чел. | 1 чел. | 1чел. |
*договор будет заключен перед началом работы лагеря
План дня:
8.00 - 9.00 – подъем, утренний туалет, утренняя линейка
Всем привет! Пора, пора!
Вас приветствуем, друзья!
Все ребята собрались?
На линейку становись!
9.00-9.30 - зарядка, минутки здоровья
«Если хочешь быть здоров»
9.30 -10.00 - завтрак
Все за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10.00 -11.00 - познавательный час
«С рюкзаком за знаниями»
11.00 -12.30 – занятия по интересам
«Калейдоскоп идей»
12.30-13.00 - свободное время
«Делу время – потехе час»
13.00 -14.00 – обед
Дружно мы кричим «Ура!»
На обед идти пора!
14.00 -16.00 - час отдыха
К нам приходит тишина,
Засыпает детвора.
16.00 -17.00 – мероприятия по плану
«В кругу друзей»
17.00- 17.30 – полдник
Апельсин, банан, грейпфрут
Все на полднике нас ждут!
17.30 - 18.30 – игровой час
«Копилка игр»
19.30 - 20.30.- ужин
Вот уже в который раз
Повара встречают нас.
20.30 - 21.30 - игра – активатор
«Азбука общения»
21.30 - 22.00 - подготовка ко сну, сон
В 10 вечера отбой.
Попрощаемся с тобой.
На бочок, и спать давай…
Рано утром не зевай…
22.00-23.00 – посиделки для родителей
План реализации программы
№ | Мероприятие | Сроки проведения |
I этап «Подготовительный» (январь – июль 2015г.) | ||
1. | Изучение методических и нормативно-правовых материалов по подготовке и проведению летних семейных лагерей (далее по тексту ЛСЛ) | январь |
2. | Изучение методической литературы по теме «Работа с детьми с нарушением состояния здоровья» | февраль |
3. | Разработка программы ЛСЛ «Лето с рюкзаком» | март |
4. | Подбор педагогических кадров и обслуживающего персонала для работы в ЛСЛ | март |
5. | Обучение и подготовка педагогического коллектива для работы в ЛСЛ | апрель - июнь |
6. | Подготовка и проведение «круглого стола» с участниками лагеря ЛСЛ «Лето с рюкзаком» | июль |
7. | Детальная разработка программы лагеря | июнь |
8. | Организация и проведение набора в ЛСЛ «Лето с рюкзаком» | июнь |
9. | Подготовка методической, материально-технической и хозяйственной баз ЛСЛ | май - июнь |
II этап «Основной» (июль 2015г.) | ||
1. | Проведение ЛСЛ «Лето с рюкзаком». | 20-26 июля |
III этап «Итоговый» (июль-сентябрь 2015г.) | ||
1. | Составление итогового отчета о лагере-походе | июль– сентябрь |
2. | Анализ реализации программы | |
3. | Инвентаризация накопленного положительного опыта по реализации программы | |
4. | Постановка перспективных целей и задач на новый период | |
5. | Освещение итогов реализации программы в средствах массовой информации |
4. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты | Показатели эффективности | Источники получения данных |
Формирование и подготовка педагогического коллектива для работы в лагере | Уровень подготовки педагогов к работе в лагере | Внутренняя статистика |
Разработка тематической программы семейного лагеря | Апробация тематической программы семейного лагеря | Профессиональный анализ |
Информационно-методическое и материально-техническое обеспечение лагеря | Объём и степень использования методического и информационного материала. Материально-техническое обеспечение во время движения по маршруту и во время стоянок | Внешняя и внутренняя статистика |
Формирование потребности родителей в активном семейном отдыхе | Проведение «круглого стола» с участниками лагеря «Лето с рюкзаком» Проведение лагеря «Лето с рюкзаком» | Социологический опрос родителей |
Продуктивная совместная деятельность и совместные положительные эмоциональные переживания родителей и детей | Степень позитивного взаимодействия участников лагеря | Обсуждение лагерного дня Включённое педагогическое наблюдение |
Расширение знаний родителей в области детской педагогики и психологии | Проведение игр-активаторов, ролевых игр, диспутов, дискуссий | Отзывы участников |
Физическое развитие, оздоровление и закаливание участников лагеря | Проведение спортивных мероприятий, игр и состязаний Организация режимных «здоровьеразвивающих» моментов | Внешнее и внутреннее наблюдение |
Позитивные впечатления участников о лагере и настрой на дальнейшее сотрудничество | Итоговый день «Новые горизонты» | Анкетирование участников Отзывы участников |
План областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей
1 день – «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
- Организационный сбор
- Разбивка палаточного лагеря
- Формирование отрядов, распределение должностей
- Церемония открытия лагеря
- «Я, ты, он, она - вместе дружная семья» - вечер знакомств
2 день – «Семь-Я»
- «Бодрое утро» - минутка здоровья
- «Моя семья» - интеллектуально-познавательная игра
- «У меня есть своя история» - конкурсно - игровая программа
- Игровой час
- «Разговор о важном» - игра-активатор
3 день – «Здоровье – самый ценный дар»
- «За здоровьем с рюкзаком» - минутка здоровья
- «Робинзонада» - спортивная игра
- «Туризм-отдых, спорт, познание» - туристско-спортивный марафон
- Игровой час
- «Наше здоровье в наших руках» - игра-активатор
- день – «Родник души»
- «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» - минутка здоровья
- «Добру откроются сердца» - час нравственности
- «Человек! Это звучит гордо!» - игра-дискуссия
- Игровой час
- «Вредные привычки» - игра-активатор
5 день – «Помним, храним, дорожим»
- «В здоровом теле – здоровый дух» - минутка здоровья
- «Мы - патриоты» - военно-патриотическая игра
- «Помним, храним, дорожим» - тематический вечер
- Игровой час
- «Умеем ли мы общаться» - игра-активатор
6 день – «Мир, в котором я живу»
- «Ты то, что ты ешь» - минутка здоровья
- «Шаг за шагом» - ценностно-смысловая игра
- «Мир, в котором я живу» - виртуальное путешествие
- Игровой час
- «Умеем ли мы дружить» - игра-активатор
- «Семейный костер» - церемония закрытия лагеря
7 день - «Мир, в котором я живу»
- «Россия православная» - экскурсионная поездка в г. Муром
Ожидаемые результаты реализации программы:
Лагерь-поход «Лето с рюкзаком» поможет семьям получить эмоциональную поддержку, что приведет к ощущению собственной ценности, осознанию вечных абсолютных ценностей: Человек, Семья, Здоровье, Культура, Мир, Отечество.
Групповое общение будет способствовать приобретению навыков искреннего, свободного общения. Совместное пребывание родителей и детей на природе, смена обстановки, походные условия, новые впечатления и помощь педагогов должны помочь семьям сплотиться и улучшить взаимопонимание, узнать друг о друге в другом качестве.
В результате и родители, и дети в будущем могут сделать семейной традицией – проводить летнее время в походных условиях, получат массу положительных, незабываемых впечатлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа областной профильной смены "Команда XXI века"
Смена была проведена на базе БУСОЛ "Лесная поляна" летом 2013 года, силами педагогов и методистов Центра детского творчества г. Тары, Омской области. Участниками стали лидеры ДОО северных районо...
Педагогический проект "Закрытие лагерной смены летнего лагеря с дневным пребыванием"
Подготовка и проведение праздника закрытия лагерной смены. Сценарий праздника....
Педагогический проект "Закрытие лагерной смены летнего лагеря с дневным пребыванием"
Подготовка и проведение праздника закрытия лагерной смены. Сценарий праздника....
Программа Профильной смены дневного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья “Волшебный мост"
ПрограммаПрофильной смены дневного пребываниядля детей с ограниченными возможностями здоровья“Волшебный мост"...
Сертификат участника областной конференции «Партнерство социальных и муниципальных организаций для оказания комплексной помощи семьям с детьми-инвалидами»
Сертификат участника областной конференции «Партнерство социальных и муниципальных организаций для оказания комплексной помощи семьям с детьми-инвалидами»...
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Создание профильной смены для лиц с ограниченными возможностями здоровья детей-инвалидов на базе ПОО
Создание профильной смены для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе ПОО весьма актуальна. Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Ведь недаром гово...
Программа клуба выходного дня для многодетных семей "Семья + школа"
Клуб выходного дня - форма работы с законными представителями и обучающимися...