Элективный курс " Выбор профессии"
элективный курс (9 класс) по теме
Материал может быть полезен выпускникам школы, классным руководителям и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2018_eliktivnyy_kurs.docx | 201.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Липецкой области
Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение
Центр образования, реабилитации и оздоровления
Программа элективного курса
по подготовке детей к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности
« Профессиональное образование в городе Липецке и Липецкой области»
Авторская программа Голосова Л.А.
Липецк
2018
ББК 74.58 + 65
С 60
Рекомендовано к изданию
Методическим советом
Программа по подготовке детей к активной профессиональной деятельности: Сборник материалов /
сост. Л. А. Голосова. – Липецк, 2018.
Брошюра содержит обобщение опыта работы учителя географии и краеведения Центра дистанционного образования (структурного подразделения ГОАОУ «ЦОРиО») Людмилы Анатольевны Голосовой по теме: «Профессиональное образование в городе Липецке и в Липецкой области».
Данные материалы могут быть полезны учителям географии, краеведения, студентам педагогических вузов, воспитателям, родителям.
Программа направлена на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом изучения данной программы является выбор будущей профессиональной деятельности.
Элективный курс «Профессиональное образование в Липецке и Липецкой области»
Для того, чтобы никто не ошибался в выборе профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование.
Хуан Уарте, испанский ученый (1575)
Пояснительная записка
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Профессиональное образование в Липецке и Липецкой области» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
- подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
- расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
- обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
- сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
- обучить планированию профессиональной карьеры.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности;
- самоопределение;
- профессиональные интересы и склонности, способности;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- профессиональная пригодность;
- проектирование профессионального жизненного пути;
- карьера, виды карьеры;
- личный профессиональный план;
- общение;
- самооценка;
- рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план;
- проектировать свою профессиональную карьеру.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы .
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
Методы и приемы обучения
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
- обучение через опыт и сотрудничество.
Формы контроля
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы.
Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
ПРИНЯТЬ ВО ВНИМАНИЕ при обучении детей с ОВЗ!
- Наличие индивидуальных программ для учащихся.
- Использование маркеров для выделения важной информации.
- Использование учетных карточек для записи главных тем.
- Предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до изучения темы.
- Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий.
Обучение и задания
- Использование указаний, как в устной, так и письменной форме.
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения.
Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Обеспечение помощи при передвижении.
Письменные задания
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Обеспечение школьника с ограниченными возможностями здоровья копией конспекта других учащихся или записями учителя.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
- Разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися.
Организация учебного процесса
- Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.
- Использование поощрений для учащихся
- Составление индивидуальных планов, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения школьника.
- Знания об изменениях в поведении, которые указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендации по выбору профессии
- Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
- Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
- Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
- Произнося «Я-хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
- Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите ее с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуго-выми).
- Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
- Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
- Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
- Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
- Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
- Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
- Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
- Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
- Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного, рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.
Ошибки при выборе профессии
К ошибкам, возникающим при выборе профессии относятся:
- увлечение внешней или частной стороной профессии;
- выбор «за компанию» с друзьями;
- неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.;
- незнание пути получения профессии;
- неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;
- перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;
- отождествление школьного учебного предмета с профессией;
- устарелое представление о характере труда в сфере материального производства;
- неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.);
Моя модель предпрофильной подготовки включает в себя следующие элементы:
Тематическое планирование.
(1 час в неделю, всего 34 часа)
Название темы | Кол-во уроков |
| 1 |
| 11 |
| 6 |
| 11 |
| 5 |
Содержание курса «Профессиональное образование
в г. Липецке и Липецкой области».
Тема I. Введение. (1ч). Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека.
Тема II .Старшеклассник и профориентация.(11ч)
Липецк – город науки и высшего образования. Образовательный потенциал Липецка и Липецкой области.
География средних и высших заведений Липецка. Училища. Техникумы. ВУЗы.
Профессиональное обучение. Образование и его роль в подготовке квалифицированных кадров для хозяйства.
Возможности для профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных учреждений на современном этапе.
Принципы выбора профессии. Пути получения профессионального образования. Рейтинг специальностей.
Мир профессий: Что нужно знать о рынке труда современному подростку. Рынок труда Липецкой области и занятость населения.
Профессии в моей семье. Профессии родителей. Образовательный уровень моих родственников. Трудовые династии. (Защита творческих проектов).
Ошибки в выборе профессии. Плюсы и минусы профессий. Знакомство с правилами грамотности выбора профессии. Осознание привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии.
Способности и профессиональная пригодность. Ознакомление с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность». Секреты успеха профессиональной деятельности.
Профессия и здоровье. Способности и профессиональная пригодность. Медицинские противопоказания. Здоровье как фактор успешной профессиональной карьеры. ( Анкетирование» Мое здоровье»).
Как получить хорошую работу в новых экономических условиях в Липецке и Липецкой области. Основные правила и требования при приеме на работу. Трудоустройство. Работодатель и соискатель работы.
Личный профессиональный план. Обучение правилам составление личного профессионального плана. Соотношение требований профессий с личными способностями. Помощь в проектировании своего профессионального маршрута. ( Практикум).
Тема III. Жизненное самоопределение. (6 ч)
Кто я? Какой я? Образ «Я» и самооценка. Успех и уровень притязаний. « Я « в ситуации выбора. ( Практикум).
Характер и самооценка. Виды характера. Типы темперамента. Профессиональное самоопределение молодежи Липецкой области. Жизненные интересы и пути их реализации.
Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения. Учимся строить деловые отношения. Составление резюме. ( Практикум).
Конфликты. Виды конфликтов. Поведение в конфликте. Способы разрешения конфликтов. Трудовые споры. (Решение ситуативных заданий).
Успех и уровень притязаний. Творческая работа» Упех-разный у всех». (Защита презентаций учащихся.)
Познавательные процессы и способности личности.
Профессионально качества. Коммуникативныеспособности. Организаторские способности. Круг чтения. И.Шмелев «Пряник». «Письмо без штемпеля».
Тема IV. Психологическая классификация профессий. (10 ч)
Профессия. Специальность. Квалификация. Этапы профессионального самоопределения. Рейтинг привлекательности профессий в Липецке и Липецкой области. Престижность профессий. Пирамида планов и желаний. (Семинар).
Характеристика труда. Характер, процесс и условия труда. Условия труда различных профессий. Плюсы и минусы профессий.
Типы профессий. Матрица выбора профессий в Липецке и Липецкой области. Выявление профессиональных предпочтений учащихся. ( Защита проектов учащихся).
«Скорая помощь» в выборе профессии. Профильные классы. Знакомство с центром занятости в городе Липецке.
«Человек - техника» (слесарь, техник, инженер). Знакомство учащихся с учреждениями начального, среднего, высшего профессионального образования города Липецка и Липецкой области. (Экскурсия.)
«Человек - знаковая система» (программист, переводчик). Знакомство учащихся с учреждениями начального, среднего, высшего профессионального образования города Липецка и Липецкой области. (Экскурсия.)
«Человек – природа» (агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог). Знакомство учащихся с учреждениями начального, среднего, высшего профессионального образования города Липецка и Липецкой области. (Экскурсия.)
«Человек – художественный образ» (художник, артист, композитор.) Знакомство учащихся с учреждениями начального, среднего, высшего профессионального образования города Липецка и Липецкой области. (Экскурсия.)
Старт в профессиии. Ситуация на рынке труда по Липецку. Навыки в использовании информации о выборе профессий для обучения. Востребовательные специальности по городу. Упражнения на определение типа своей будущей профессии. (Практикум)
Обобщение. Самостоятельное построение личного профессионального плана. Тренинг «Диалоги о профессиях» (по городу и области).
Тема V. Профессиональное самоопределение.(5ч)
Склонности и интересы в профессиональном выборе. Определение «интересы», «склонности». Анкетирование.
Возможности личности в профессиональной деятельности. Специальные способности. Профпригодность. Виды и сущность профпригодности.
Потребности рынка труда в кадрах. Рынок труда. Работник. Работодатель. Навыки самопрезентации. Интервью. Правила поведения на собеседовании. (Работа с источниками).
Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу-могу-надо». Соотношение своих желаний со своими специальными способностями и требованиями рынка труда. Помощь учащимся в оценке сделанного выбора. Анкетирование.
«Из первых рук». Экскурсия на предприятие встреча с профессионалами. (Экскурсия на НЛМК).
Обобщающее повторение по курсу: «Профессиональное образование в Липецке и Липецкой области». Тестирование.
Поурочное планирование курса «Профессиональное образование в Липецке и Липецкой области».
Тема I. Введение (1ч)
Тема 1.1. Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека.
Тема II. Человек и профессия. (11 ч)
Тема 2.1. Липецк – город науки и высшего образования. Образовательный потенциал Липецка и Липецкой области.
Тема 2.2. География средних и высших заведений Липецка. Училища. Техникумы. ВУЗы.
Тема 2.3. Профессиональное обучение. Образование и его роль в подготовке квалифицированных кадров для хозяйства.
Тема 2.4. Возможности для профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных учреждений на современном этапе.
Тема 2.5. Мир профессий: Что нужно знать о рынке труда современному подростку. Рынок труда Липецкой области и занятость населения.
Тема 2.6. Профессии в моей семье. Профессии родителей. Образовательный уровень моих родственников. Трудовые династии.
Тема 2.7. Ошибки в выборе профессии. Плюсы и минусы профессий. Знакомство с правилами грамотности выбора профессии.
Тема 2.8. Способности и профессиональная пригодность. Ознакомление с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность». Секреты успеха профессиональной деятельности.
Тема 2.9. Профессия и здоровье. Способности и профессиональная пригодность. Медицинские противопоказания.
Тема 2.10. Как получить хорошую работу в новых экономических условиях. Основные правила и требования при приеме на работу. Трудоустройство. Работодатель и соискатель работы.
Тема 2.11. Личный профессиональный план. Обучение правилам. Составление личного профессионального плана.
Тема III. Психология личности. (6 ч)
Тема 3.1. Кто я? Какой я? Образ «Я» и самооценка. Успех и уровень притязаний.
Тема 3.2. Характер и самооценка. Виды характера. Типы темперамента. Профессиональное самоопределение.
Тема 3.3. Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения.
Тема 3.4. Конфликты. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Тема 3.5. Потребности. Виды потребностей. Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация.
Тема 3.6. Познавательные процессы и способности личности. Память. Внимание. Мышление. Интеллект. Способность.
Тема IV. Мир профессий. (10 ч)
Тема 4.1. Профессия. Специальность. Квалификация. Этапы профессионального самоопределения.
Тема 4.2. Характеристика труда. Характер, процесс и условия труда. Условия труда различных профессий.
Тема 4.3. Типы профессий. Матрица выбора профессий. Выявление профессиональных предпочтений учащихся.
Тема 4.4. «Скорая помощь» в выборе профессии. Профильные классы.
Тема 4.5. Характеристика профессий. Тип профессий. Условия труда и особенности.
Тема 4.6. «Человек - техника» (слесарь, техник, инженер).
Тема 4.7. «Человек - знаковая система» (программист, переводчик).
Тема 4.8. «Человек – природа» (агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог)
Тема 4.9. «Человек – художественный образ» (художник, артист, композитор)
Тема 4.10. Практическая работа. Упражнения на определение типа своей будущей профессии.
Тема 4.11. Обобщение. Самостоятельное построение личного профессионального плана.
Тема V. Профессиональное самоопределение.(5ч.)
Тема 5.1. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Определение «интересы», «склонности».
Тема 5.2. Возможности личности в профессиональной деятельности. Специальные способности. Профпригодность. Виды и сущность профпригодности
Тема 5.3. Потребности рынка труда в кадрах. Рынок труда. Работник, Работодатель.
Тема 5.4. Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу-могу-надо». Соотношение своих желаний со своими специальными способностями и требованиями рынка труда. Помощь учащимся в оценке сделанного выбора.
Тема 5.5. «Из первых рук». Экскурсия на предприятие встреча с профессионалами.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема раздела, урока | Дата | Кол-во часов | Вид урока | |
1 | Тема I.Введение Введение. | 1 ч 1ч | лекция | |
2 | ТемаII . Старшеклассник и профориентация. Липецк-город науки и высшего образования. | 11ч 1 ч | лекция | |
3 | География средних и высших заведений Липецка. | 1 ч | лекция | |
4 | Профессиональное обучение. Роль образования. | 1 ч | лекция | |
5 | Возможности для профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных учреждений на современном этапе. Рейтинг специальностей. | 1 ч | комбинированный | |
6 | Мир профессий: Что нужно знать о рынке труда современному подростку. | 1 ч | комбинированный | |
7 | Профессии в моей семье. Трудовые династии. Образовательный уровень. | 1 ч | защита проектов | |
8 | Ошибки в выборе профессии. | 1 ч | свободная беседа по проблеме | |
9 | Способности и профессиональная пригодность. | 1 ч | комбинированный | |
10 | Профессия и здоровье. Анкетирование. | 1 ч | анкетирование | |
11 | Как получить хорошую работу в новых экономических условиях в Липецке. | 1 ч | комбинированный | |
12 | Личный профессиональный план. Помощь в проектировании . | 1 ч | практикум | |
13 | Тема III.Жизненное самоопределение. Кто я! Какой я! Образ «Я» и самооценка. | 6 ч | практикум | |
14 | Характер и самооценка. Профессиональное самоопределение молодежи Липецкой области. | 1 ч | комбинированный | |
15 | Общение. Учимся строить деловые отношения. | 1 ч | практикум | |
16 | Конфликты. Способы их разрешения. Трудовые споры на предприятиях Липецка. | 1 ч | решение ситуативных заданий | |
17 | Успех и уровень притязаний. | 1 ч | защита презентаций | |
18 | Познавательные процессы и способности личности. | 1 ч | комбинированный | |
19 | Тема IV.Психологическая квалификация профессий. Профессия. Специальность. Квалификация. Рейтинг привлекательности. | 10ч 1ч |
семинар | |
20 | Характеристика труда. Группы профессий по предметам труда, целям и орудиям труда. | 1 ч | лекция | |
21 | Типы профессий. Матрица выбора профессий в Липецке и области. | 1 ч | защита проектов | |
22 | «Скорая помощь» в выборе профессии. Профессиональные классы. | 1 ч | лекция | |
23 | «Человек - техника». Образовательные учреждения Липецка и области. | 1 ч | экскурсия | |
24 | «Человек - знаковая система». Образовательные учреждения Липецка и области. | 1 ч | экскурсия | |
25 | «Человек – природа». Образовательные учреждения Липецка и области. | 1 ч | экскурсия | |
26 | «Человек – художественный образ». Образовательные учреждения Липецка и области. | 1 ч | экскурсия | |
27 | Старт в профессиии. Ситуация на рынке труда по городу Липецку. | 1 ч | практикум | |
28 | Обобщение. | 1 ч | тренинг | |
29 | Тема V.Профессиональное самоопределение. Склонности и интересы в профессиональном выборе. | 6 ч | анкетирование | |
30 | Возможности личности в профессиональной деятельности. | 1 ч | лекция | |
31 | Потребности рынка труда в кадрах по Липецкой области. | 1 ч | Работа с источниками | |
32 | Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу-могу-надо». | 1 ч | анкетирование | |
33 | «Из первых рук». Экскурсия на предприятие встреча с профессионалами. (предприятие НЛМК) | 1 ч | экскурсия | |
34 | Обобщающее повторение | 1 ч | тестирование |
Планируемые результаты изучения элективного курса
« Профессиональное образование в городе Липецке и Липецкой области».
Результатом реализации элективного курса должен стать осознанный самостоятельный выбор обучающимися профиля обучения и профессиональное самоопределение, жизненной перспективы, принятия решений.
В качестве критериев оценки уровня самоопределения можно обозначить следующие факторы:
- уверенность (субъективная оценка правильности выбора);
- адекватность (соответствие выбора особенностям и возможностям личности);
- действенность (активность и самостоятельность в достижении поставленных целей, готовность реализовать выбор).
Важны и такие показатели, как наличие позитивных жизненных планов, профессиональных и личностных компетенций, умение взаимодействовать, умение принимать решение, волевые качества, стрессоустойчивость. Итогом системной работы по сопровождению процесса самоопределения должен стать выбор индивидуальной образовательной траектории.
Используемая литература:
- Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1994.
- Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. В кн. «Новые ценности образования». Вып. 6. — М.: ИПИ РАО, 1996.
- Видт И.Е. Культурологический аспект развития образования // Перемены, 2002. -№ 5. -С. 111-121.
- Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. В кн. «Новые ценности образования». Вып. 3. - М.: Инноватор, 1995.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи - Киев: Наукова думка, 1988. - 162 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. - М.: Логос, 2000.
- Зубарева Е. Не просто профильная — мультипрофильная! // Практический журнал для учителя школы и администрации. — 2003, № 11. — С. 32—35.
- Каменский Р. Самоопределение как ключевой процесс проектирования инновационных образовательных систем. В кн. «Новые ценности образования». Вып. 7. - М.: ИПИ РАО, 1997.
- Климов Е.А. Психология профессионализма. — М.: Флинта, 2003.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Комплект программ профессиональных проб школьников 5-9 классы: Методическое пособие. - М.: Филология, 1996.
- Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989.
- Концепция профессионального самоопределения молодежи (Поляков В.А., Чистякова С.Н. и др.) // Педагогика, 1993. - № 5. - С. 33-37.
- Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования / Науч. рук.: Ю.И. Дик, С.Н. Чистякова, И.А. Сасова // Школьные технологии, 2002. - № 4. - 3 п.л.
- Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению / Под. ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Филология, 1998.
- Крылова Н.Б. Культурные модели образования с позиций постмодернистской педагогики. В кн. «Новые ценности образования». Вып. 7. - М.: ИЛИ РАО, 1997.
- Крылова Н.Б. Теория и практика педагогической поддержки и заботы. В кн. «Новые ценности образования». № 6. - М.: ИПИ РАО, 1996.
- Лазарев B.C. Системное развитие школы. —М.: Педагогическое общество России, 2002. — 304 с.
- Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. М., 1993.
- Лазарев B.C., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Пуденко Т.И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы/Под ред. Лазарева В.С. — М.:ЦЭСИ, 1995.
- Лазарев В. С., Афанасьева Т. П., Пуденко Т. И. Как мотивировать продуктивную работу персонала. М.: ИУО,
- Лебедева В.П., Орлов В.А., Левин В.А. Индивидуальные траектории образования учащихся профильной школы // Ученик в обновляющейся школе. - М., 2002. - С. 307-312.
- Левин В.Л., Рутенбург Э.С. Профессиональная ориентация и врачебная профконсультация старшеклассников. - Л.: Медицина, 1977.
- Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы. В сб. «Преемственность профильного обучения и профессионального обучения (проблемы и перспективы)». - М.: ИОСО РАО, 2003. - С. 54-66.
- Лернер П.С. Бифуркации педагогической парадигмы в профильном образовании старших школьников. В сб. «Преемственность профильного обучения и профессионального образования». — М: МИРО, 2003. - С. 22-34.
- Лернер П.С. Труд человека (Учебник-самоучитель для учащихся 5—7 классов общеобразовательной старшей школы, а также их родителей / Под ред. С.Н. Чистяковой (главы «Информация вокруг нас» и «Человек и книга») // Библиотека в школе, 2002. - №№ 7, 8, 16.
- Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения (Ашихмина Л.П., Кропивянская С.О., Кузина О.В., Лер-нер П.С., Палло О.Д., Пряжников Н.С., Родичев Н.Ф. / Под. ред. С.Н. Чистяковой. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. - 83 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: Дело, 1994.
- Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. — М.: АПКиПРО, 2003. - 68 с.
- Немова Н.В. Управление системой профильного обучения в школе. М: Сентябрь, 2005. – 160 с.
- Новикова Т.П. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. — М.: ACADEMIA, АПКиПРО, 2003.— 70с.
- Новые ценности образования: тезаурус для учителя и школьного психолога. Вып. 1. - М., 1994.
- Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. - М.: Министерство образования РФ, Национальный фонд подготовки кадров, 2001.
- Подгорная Е.Я., Стефанова Е.С., Либеров А.Ю. Профильное обучение и социализация личности. В сб. «Профильное обучение в условиях модернизации образования». - М.: ИОСО РАО, 2003.
- Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения. — М.: АПК и ПРО, 2003. — 124 с. Управление школой: теоретические основы и методы / Учебное пособие / Под ред. Лазарева B.C. — М.: ЦЭСИ, 1997.-336с.
- Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. - М.: АПК и ПРО МО РФ, 2004.
- Пряжников Н.С. Карточные профконсультационные методики. Учебное пособие. — М.: Ассоциация «Профцентр», 1993.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОД ЭК», 1997.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МО-ДЭК», 1997.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / Под. ред. Л.М. Митиной. - М.: Флинта, 1998.
- Родичев Н.Ф. Предпосылки к становлению профильной ориентации школьников как смыслообразующего элемента предпрофильной подготовки // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. Сб. науч. трудов. - М • ИОСО РАО 2003 - С. 67-72.
- Рыбалкина Н.В. Педагогика самоопределения. Основания проектирования. В сб. науч. трудов, по материалам 2-й межрегиональной тьюторской конференции «Индивидуально-ориентированная педагогика». - Томск, 1997.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. — М.: Министерство образования РФ, Национальный фонд подготовки кадров: ООО «Мир книги», 2001.
- Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавимой. - М., Просвещение, 2003.
- Технология профессионального успеха. Учебник для учащихся 10-11 классов естественнонаучного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 2001.
- Управление современной школой: Пособие для директоров школ. — М.: АПП ЦИТП, 1992. — 168 с. Ученик в обновляющейся школе / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2002. — 488 с.
- Шахматова Т.С. Роль института повышения квалификации в становлении профильного обучения. — В сб. «Концепция модернизации российского образования: подходы к реализации»/Отв. ред. В.И. Подобед, Т.С. Шахматова, С.В.Кривых. — С-Пб. — Новокузнецк, ИПК, 2003. — С. 30-34.
- Фукуяма Сигэкадзу. Теоретические основы профессиональной ориентации. - М.: МГУ, 1992.
- Хуторской А.В. Методы эвристического обучения // Школьные технологии, № 1, 1999.
- Хуторской А.В. Личностно-ориентированная направленность модернизации образования в российской школе. В сб. «Ученик в обновляющейся школе». - М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 12-30.
- Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации. В сб. «Продуктивное образование» // Школьные технологии, № 4, 1999; Новые ценности образования, № 9, 1999, совместный выпуск.
- Чистякова С.Н. О принципах профильного обучения и проблемах их реализации // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. Сб. науч. трудов. - М.: ИОСО РАО 2003. - С. 10-14
- Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Кузина О.В., Кропивянская С.О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии, 2002. - № 1.
- Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Межшкольный учебный комбинат как общеобразовательное учреждение, реализующее психолого-педагогическую поддержку подростков с девиантным поведением // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2002. - №2.
- Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Профильная ориентация учащихся в условиях широкомасштабного эксперимента // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. Сб. науч. трудов. - М.: ИОСО РАО, 2003. - С. 316-319.
- Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования - образование в мире, 2001. - № 4. - С. 8-19.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. -М.: ПЦ «Эксперимент», 1993.
- Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников (Чистякова С.Н., Лернер П.С., Гапоненко А.В., Палло О.Д., Черкашин Е.О.). Учебно-методическое пособие / Под. ред. С.Н. Чистяковой. -М.: АПК и ПРО, 2003. - 102 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. — М., 2000. -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия элективного курса « Выбор темы исследования» с использованием проектной технологии обучения
Цели занятия: способствовать формированию творческого подхода к выбору темы исследовательской работы. Привить внимание к вопросам отечественного производства качественных товаров. Стимулировать позн...
Календарно-тематическое планирование по курсу «Выбор профессии» в 10-ом классе
КТП расчитано на изучение курса на одно полугодие 1 раз в неделю - 17 уроков...
Элективный курс "Выбор профессии"
Реализация идеи профильности ставит учащихся старших классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении дальнейшего образования.Практической ц...
Программа предпрофильного курса "выбор профессии"
Предпрофильный курс «Выбор профессии» призван помочь ученику правильно решить проблему профессионального пути....
Тематическое планирование по курсу "Выбор профессии" (профориентация)
Данный курс составлен в результате тщательной переработки материалов по личностному, психологическому и профессиональному определению для общей школы (элективный курс или предмет по профессиональной о...
Элективный курс "Выбор профессии"
Элективный курс "Выбор профессии", 9 класс...
Планирование предпрофильного курса "Выбор профессии"
Курс предпрофильной подготовки «Выбор профессии» предназначен для выпускников школ, для тех, кто планирует свой профессиональный путь,...