Элективный курс "Как сделать правильный выбор"
календарно-тематическое планирование (11 класс) по теме
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор»
Кукморского муниципального района РТ
Согласовано: На заседании РМО педагогов-психологов Протокол № ____ от __________________г. Руководитель МО: ____________________ Р.М.Гатина
| Утверждено на заседании экспертной комиссии протокол № _____от_________ г. Председатель экспертной группы
__________________ А.М.Шаймарданова |
Элективный курс
«Как сделать правильный выбор»
(учебный курс профильной подготовки, 11 класс, 34 часа)
Аблаева Марина
Витальевна
педагог-психолог
I квалификационной категории
Кукмор, 2011
Пояснительная записка
Личность не формируется по частям и отсутствие воспитания в одной области деформирует его результаты в другой области. Введение в курс должно создать вдумчивый, серьезный настрой учащихся, взволновать их жизненной значимостью поставленных проблем.
Курс «Как сделать правильный выбор» предполагает преподавание в объёме 34 часа. На занятиях работа осуществляется с использованием психологических методик, тестов, упражнений, ролевых игр, элементов тренинга, методов групповой работы («мозговой штурм», круглый стол, дискуссия, беседа), арт-терапия, сказкотерапия.
Цели курса:
изучение личностных особенностей школьников,
ознакомление с миром профессий и правилами выбора профессии.
Задачи курса:
Дать представления о личности в целом, раскрыть сущность основных понятий, характеризующих её, пробудить стремление к самопознанию и самовоспитанию.
Развитие навыков распознавания манипуляциями и противостояния им; Оказать психологическую поддержку учащимся через создание ситуаций успеха; повышения самооценки, активизации ресурсов для достижения целей, выработки запасных вариантов; развитие умения прогнозировать события, проживать последствия своего выбора.
Познакомить учащихся с теоретическими основами профориентации, основными понятиями и компонентами целостной системы планирования карьеры.
Требования к знаниям учащихся
К концу изучения курса учащиеся должны заполнить профкарту, должны знать стратегию выбора профессии, пути получения профессий, систематизировать источники и способы получений информации о рынке труда. Итогом занятий может стать конкурс творческих работ на тему «Я-личность». В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии), намечен и обоснован личный профессиональный и жизненный план. Конкурс может проходить в форме устных выступлений (защита проекта) с участием оппонентов и членов жюри из числа родителей, одноклассников, учителей;
предметом изучения является всестороннее и гармоничное развитие личности каждого человека;
функцией данного учебного курса является постепенное формирование, гармоническое развитие у молодежи внутренней готовности к осознанному, самостоятельному, правильному выбору жизненного пути после окончания школы;
актуальность данного курса заключается в содействии подрастающему поколению сделать осознанный, самостоятельный, правильный выбор жизненного пути;
педагогическая целесообразность в том, что формирование готовности к самоопределению возможно при условии хорошего делового взаимодействия, благоприятных личных взаимоотношений межличностного общения. Поэтому учащихся необходимо учить устанавливать хорошие, личные контакты, располагать к себе людей, создавать и поддерживать у них хорошее настроение. Особую педагогическую задачу составляет воспитание у ребенка способности оставаться свободной, независимой личностью, не обезличиваться и не утверждать свое личное «я» за счет свободы и подавления личности в других людях, нарушая их интересы.
Содержание изучаемого курса.
Занятие № 1. Введение в психологию.1 час.
Приступая к работе с детьми, прежде всего, необходимо разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным (органически обусловленным) и что приобретенным (социально обусловленным).
Лекция «Ознакомление учащихся с методами работы с социумом» (психология 1, с.5-28)
Занятие № 2. Психология деятельности и
познавательных процессов. 3 часа.
Внимание. Память. Лекция (психология 1, с.201, 217)
Тест «Психологические тесты №№ 92,95,90,91.
Воображение. Мышление. Лекция (психология 1, с.260, 273)
Тест «Психологические тесты № 96.
Занятие № 3. Психология личности. 3 часа.
Способности. Характер. Темперамент. Лекция (психология 1, с.373, 394, 405)
Тест «Какая вы личность?» (тетрадь с тестами № 14)
Тест «Какой у вас характер?» (тетрадь с тестами №18)
«Личностный опросник Г. Айзенка» (модификация Резапкиной).
Занятие № 4. Психология человеческих взаимоотношений. 4 часа
Общение. Беседа, тренинг (школьный психолог, с.7,психология 1, с.54).
Малая группа в коллективе. Беседа (психология 1, с.528), арттерапия (школьный психолог№18 с.15, школьный психолог .№2 перечень правил с.54).
Личность в коллективе. Беседа (психология 1 с.572), игра-метафора (школьный психолог №9 с.46, №2 с.8).
Интимные межличностные отношения. Беседа (психология 1 с.601), самопрезентация (школьный психолог №2 с.54), тест №№ 27,41,42, школьный психолог №18 с.15)
Занятие № 5. Профессиональное самоопределение. 3 часа.
Лекция, беседа (профессиональное самоопределение с. 5-32).
Тест ДДО. определение склонности человека к профессиям типа
«человек – природа» (П),
«человек – техника» (Т),
«человек – человек» (Ч),
«человек – знак» (З),
«человек – художественный образ» (Х).
Анализ результатов теста.
Классификация профессии
по предмету труда (типы).
по целям труда (классы).
по орудиям труда (отделы).
по условиям труда (группы).
Ролевая игра (школьный психолог № 2 с.10, школьный психолог №7 2004г. с.30).
Занятие № 6. Этика и психология семейной жизни. 3 часа.
Дискуссия (книга с.175, тесты №35,20,ЭПТ Дом. Дерево. Человек с.250).
Ролевая игра «Трудовая атмосфера и хозяйство семьи» (книга с.187).
Ролевая игра «Бюджет семьи» (книга с.194).
Занятие № 7. Зачет по творческим работам на тему «Я – личность». 1 час.
Занятие № 8. Межличностные отношения. 3 часа.
Тренинг «Манипуляция» )школьный психолог № 6 2005г.с.33, № 7 2005г. с.7)
Техника рисунков.
Занятие № 9. Дезадаптивное адаптивное поведение. 2 часа.
Метод «Диалогичный рассказ историй» (школьный психолог № 10 2005г. с.19)
Занятие № 10. Личностное развитие. 2 часа.
Тренинг «Уверенность» (школьный психолог № 2 2005г. с. 50, № 3 2005 г. с. 36)
Занятие № 11. Девиантное поведение. 3 часа.
Игра-метафора «Свобода от курения» (школьный психолог № 6 2005г. с.38)
Тренинг «Профилактика наркотической зависимости) (программа, выпуск2)
Занятие № 12. Личность и зависимость. 4 часа.
Игра – метафора «Свобода от курения» (школьный психолог № 6 2005г. с.38).
Тренинг «Профилактика наркотической зависимости» (программа, выпуск 2).
Занятие № 13. В чем смысл жизни? 2 часа.
Игра – метафора (школьный психолог № 5 2005г. с.10).
Сказкотерапия (школьный психолог №7 2004 г. С.12)
Занятие № 14. Зачет по творческим работам на тему «Я – личность». 1 час.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол. ча сов | Дата проведения
| Формы занятий | Форма подведения итогов
| |||
фактич. | пла нир. | |||||||
1 | Введение в психологию | 1 |
|
| Занятие в форме лекции | Тест | ||
2 | Психология деятельности и познавательных процессов | 3 |
|
| Лекция. Занятие с диагностикой внимания, памяти, воображения, мышления
| самоанализ | ||
3 | Психология личности | 3 |
|
| Лекция. Занятие с диагностикой способностей, темперамента, характера
| тест самоанализ | ||
4 | Психология человеческих взаимоотношений | 4 |
|
| Дискуссия. Тренинг. Арт-терапия. Ролевая игра.
| упражнение «за» и «против» | ||
5 | Профессиональное самоопределение | 3 |
|
| Беседа. ДДО Е.А.Климова. Ролевая игра
| тест самоанализ | ||
6 | Этика и психология семейной жизни | 3 |
|
| Дискуссия. Ролевая игра. Занятие с диагностикой типов семейных отношений.
| самоанализ | ||
7 | Зачет | 1 |
|
| Конкурс творческих работ «Я – личность» | зачет | ||
8 | Межличностные отношения | 3 |
|
| Дискуссия. Тренинг. | самоанализ
| ||
9 | Дезадаптивное адаптивное поведение | 2 |
|
| Диалогический рассказ историй. | самоанализ
| ||
10 | Личностное развитие | 2 |
|
| Тренинг. | самоанализ
| ||
11 | Девиантное поведение | 3 |
|
| Тренинг. | самоанализ
| ||
12 | Личность и зависимость | 4 |
|
| Игра – метафора. Тренинг. | самоанализ, рефлекися | ||
13 | В чем смысл жизни. | 2 |
|
| Игра-метафора | самоанализ рефлексия
| ||
14 | Зачет | 1 |
|
| Конкурс творческих работ «Я – личность» | зачет | ||
Итого: 34 часа.
К концу изучения курса учащиеся:
должны заполнить профкарту,
должны знать стратегию выбора профессии, пути получения профессий,
систематизировать источники и способы получений информации о рынке труда.
Итогом занятий может стать конкурс творческих работ на тему «Я-личность». В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии), намечен и обоснован личный профессиональный и жизненный план. Конкурс может проходить в форме устных выступлений (защита проекта) с участием оппонентов и членов жюри из числа родителей, одноклассников, учителей.
Контрольный материал:
Тест (приложение 2,3,5,11)
Ролевая игра (приложение 5,6)
Тренинг (приложение 4,7,9,10)
Игра-метафора (приложение 10,12)
Сказкотерапия (приложение12)
Методика (приложение 8)
Темы творческих работ.
1. «В чем смысл жизни».
Отзыв
о курсе по выбору «Как сделать правильный выбор»
Автор курса: Аблаева Марина Витальевна
Курс «Как сделать правильный выбор» предполагает преподавание в объёме 34 часов. На занятиях работа осуществляется с использованием психологических методик, тестов, упражнений, ролевых игр, элементов тренинга, методов групповой работы («мозговой штурм», круглый стол, дискуссия, беседа), арт-терапия, сказкотерапия.
К концу изучения курса учащиеся должны заполнить профкарту, должны знать стратегию выбора профессии, пути получения профессий, систематизировать источники и способы получений информации о рынке труда. Итогом занятий может стать конкурс творческих работ на тему «Я-личность». В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии), намечен и обоснован личный профессиональный и жизненный план. Конкурс может проходить в форме устных выступлений (защита проекта) с участием оппонентов и членов жюри из числа родителей, одноклассников, учителей.
Рекомендации по корректированию: ____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эксперт элективных курсов: _____________________А. М. Шаймарданова
Подпись
Дата
Литература для учителя.
1. Вахрушева И.Г., Шакирова Д.М. Профилизация образования: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодёжи: Учебно-методическое пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004.
2. Газета «Школьный психолог», 2002, №№2,7; 2003, №№4, 27,28; 2005, №№ 2,3,4,5,9,10,18
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на Дону: Феникс, 1996 .
4. Психолог в профессиональном образовательном учреждении. Школа. – Казань,2001.
5. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. М.:Вако,2005.
6. Немов Р.С. «Психология». Владос.М.:2001.
7. Сатир В. «Как строить себя и свою семью». Педагогика-пресс. М.:1992.
8. Афанасьева Т.М. «Семья». Просвещение. М.:1998.
9. «Этика и психология семейной жизни». Просвещение. М.:1997.
Литература для учащихся.
1. Газета «Школьный психолог», 2002, №№2,7; 2003, №№4, 27,28; 2005, №№ 2,3,4,5,9,10,18
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на Дону: Феникс, 1996 .
3. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. М.:Вако,2005.
4. Немов Р.С. «Психология». Владос.М.:2001.
5. Сатир В. «Как строить себя и свою семью». Педагогика-пресс. М.:1992.
6. Афанасьева Т.М. «Семья». Просвещение. М.:1998.
7. «Этика и психология семейной жизни». Просвещение. М.:1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Сделай правильный выбор"
Для учащихся старших классов...
Сделай правильный выбор!
И алкоголизм, и курение – сложные заболевания, лечить их трудно. Вот почему предупреждение алкогольной болезни, профилактика курения становится все более актуальной задачей – медицинской и социальной,...
Сделай правильный выбор
Внеклассное мероприятие для среднего и старшего звена...
Презентация к мероприятию Сделай правильный выбор
Эту презентацию можно показать на заднем плане во время проведения мероприятия Сделай правильный выбор...
Занятие по профилактике табакокурения "Сделай правильный выбор"
Занятие для подростков 6-11 классов. Проведение занятия рекомендуется в форме беседы с сопровождением презентации и параллельного заполнения бланка опроса. Обобщенные данные опроса можно использовать ...
Сделай правильный выбор
презентация...
Агитбригада, пропагандирующая здоровый образ жизни «СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Внеклассное мероприятие по биологии...