Нравственное воспитание школьников
статья по теме

Выступление на педсовете по проблемам нравственного воспитания современных школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet1.docx140.6 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Классный час по формированию нравственно–ценностных ориентаций учащихся на тему "Дружба – это…" в 6-м классе

Формирование классного коллектива в классе, где обучается достаточное количество детей с задержкой психического развития, является длительным процессом. У учеников недостаточно сформированы нравственные ориентации обучающихся: дружба, коллективизм, сочувствие к окружающим, поддержка, товарищество. Слабо развиты навыки дисциплины и самодисциплины.

Поэтому мною были запланированы и проводились классные часы, направленные на воспитание нравственных и эстетических качеств. Проводились классные часы на тему: «В человеке все должно быть прекрасно», «Эмоции», «Узнайте секреты своего настроения», «Общение в жизни человека. Правила общения», «Кто я, какой я», «Совесть – основа нравственности», «Обидчивость, несдержанность, раздражительность – как управлять собой», «Конфликты и пути их разрешения».

Предложенная тема классного часа опирается на тему предыдущего занятия, посвященной конфликтным ситуациям и способам их разрешения, и соответствующей плану занятий по формированию нравственно-ценностных ориентаций учащихся. Учащимися сделан вывод о том, чтобы не было конфликтов, класс должен быть дружным. Поэтому тема этого классного часа посвящена дружбе. Урок построен по типу изучения новой темы. Цели урока: сформировать у учащихся нравственно-ценностные ориентации на примере дружбы; через упражнения и тренинги развивать способности в коллективной деятельности, воспитывая качества, необходимые для укрепления межличностных отношений в классе, в обществе.

В начале занятия для создания мотивации, предполагающей наличия побуждения, стремление у учащихся к достижению целей была проведена игра-диагностика «Я» (Приложение 1), где ученики самостоятельно пришли к выводу о том, что каждый из них хотел бы иметь друзей.

Применяя наглядные методы, а также дидактические упражнения на развитие аналитико-синтетических качеств во время изучения новой темы, учащиеся смогли понять и вывести законы дружного коллектива.

Для проверки усвоения знаний по новой теме проведена физминутка с элементами тренинга. Этапом закрепления полученной информации было обсуждение стихотворения Агнии Барто «Требуется друг». Для учащихся была создана проблема «Встречались ли вы с такими друзьями». Работа со словарем позволила сделать вывод, что же такое дружба.

В заключительной части классного часа применялся психологический тренинг на создание эффекта общности коллективизма. Можно сделать вывод, что через смену видов деятельности на занятии цели урока были достигнуты.

На занятии использовались основные принципы воспитания:

  1. принцип мотивации через постановку проблемных заданий и упражнений;
  2. принцип продуктивной обработки информации через создание таких педагогических ситуаций, в ходе которых ученики самостоятельно осваивают способы обработки информации, используя схемы решения ранее показанных учителем;
  3. связь воспитания с жизнью;
  4. принцип общественной направленности;
  5. опора на положительное воспитание.

Одновременно применялись словесный, наглядный, практические методы обучения. Применяя принцип всесторонне-гармонического развития личности, в качестве технологии воспитания использовался комплексный подход, где:

  1. на учеников воздействует по 3 направлениям: на сознание, чувства и поведение;
  2. положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности;
  3. единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию, прежде всего педагогов, СМИ, литературы, искусства, семьи, школы.

Данный ход классного часа предполагал направляющий характер взаимодействия учителя к учащимся. Учащиеся имели возможность самим прийти к выводу о том, какие качества необходимы во взаимоотношениях друг с другом в коллективе.

Вместе с технологией – комплексный подход- были применены традиционные технологии обучения с элементами проблемно-поисковой деятельностью, целью которой являлась усвоение учениками системы специальных умений по конкретной теме. Данная технология состояла из модулей, которые представлены как учебный элемент в форме стандартизированного буклета, состоящего из следующих компонентов:

  1. точно сформулирована цель;
  2. список необходимого материала, в виде краткого конкретного текста, сопровождающими подробными иллюстрациями;
  3. практические занятия для обработки необходимых навыков.

Работа базировалась на теории поэтапного формирования умственных действий, по подходу была личностно-ориентированная, т.к. по категории обучающихся технология предполагала работу с трудными учениками.

Цели классного часа: сформировать у учащихся нравственно-ценностные ориентации на примере дружбы; через упражнения и тренинги развивать способности в коллективной деятельности, воспитывать качества, необходимые для укрепления межличностных отношений в классе.

Ход классного часа

I. Организационный момент. Вступление в тему через диагностику.

- Я хотела бы предложить вам небольшую игру (Приложение 1). Условия игры заключаются в следующем: на листочках нарисована буква «Я», возьмите цветные карандаши и раскрасьте столько черточек, сколько, по вашему мнению, правильно. Я хотел бы дружить с (1, 2, ..., со всеми) учащимися класса.

- Сдайте свои листочки.

- Послушайте внимательно песню «Если с другом вышел в путь»

- Скажите, о чем поется в этой песне? (о дружбе).

- Да, именно в этой песни выражено отношение людей к ценности дружбы.

1. Обсуждение по диагностическим карточкам через упражнение, направленное на развитие анализа-синтеза.

- Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чем её особая сила, непреходящая ценность.

- Посмотрите на результаты нашей игры, каждый из вас хотел бы дружить с одним, двумя, а большинство хотело бы иметь двух и более друзей. Мы можем сделать вывод, что мы все стремимся иметь друзей.

II. Сообщение темы.

- Тема сегодняшнего классного часа «Дружба – это...»

2. Работа у доски.

Кто-то стремиться иметь одного друга, кто-то больше. А как вы думаете, какие качества вы больше всего цените в друге? (надежность, доброта, сочувствие, поддержка, доверие, общие занятия, интересы).

- Может ли у человека быть много друзей? (может). Почему? (если человек обладает всеми качествами, то он может иметь много друзей)

- И если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно человеку. Дружба – это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость. Друг – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли он встретить друга?»

- Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.

- Чтобы более глубоко разобраться в этом вопросе, попробуем решить жизненные ситуации и, исходя из них, сделать важные выводы.

За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные глаза.

- Чего это у тебя глаза на мокром месте? Громко закричала Катя.

- Что у тебя случилось? Почему слезы? – закричали все.

Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.

- В чем была их ошибка? (Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко. Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие).

- Давайте мы с вами выведем «Законы дружного коллектива»:

  1. Умей радоваться успехам другого.
  2. Предлагай помощь товарищу, не оставляй его в беде.
  3. Утешь, поддержи товарища, когда у него неудача, только делай правильно

3. Физкультминутная пауза с элементами тренинга.

- Подумайте и выразите одобрение по поводу успеха одноклассника в какой-то области (например, в учебе, спорте).

- Утешьте в связи с какой-то неудачей… Поддержите.

- Предложите помощь в учебе.

4. Создание проблемы через стихотворение А.Барто «Требуется друг».

- Внимательно послушайте стихотворение А. Барто и попробуйте ответить на вопрос: «Встречались ли вы с такими «друзьями» в жизни?»

Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: - Дружи со мной...
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти:
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: - Ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявление:
Срочно требуется друг!

5. Обсуждение по вопросу: Встречались ли вы с такими «друзьями» в жизни?

- Почему у девочки возникли проблемы с друзьями? (проявление зависти – Бант у Кати расписной...; Девочка требует уступки – Ты должна во всем идти к другу на уступки; с Ильиной хочет подружиться, чтобы стать знаменитой; с Надей для того, чтобы списать контрольную).

- И если нет выгоды, то эта девочка не хочет дружить.

- А вы встречались с такими «друзьями» в жизни?

- Мы с вами сегодня на классном часе поговорили о чем? (о дружбе). Так что же такое дружба? Давайте посмотрим это определение в толковом словаре Ожегова. Откройте страницу..., найдите слово дружба и дайте определение.

- Дружба - это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость. Друг - это всегда серьезно.

6. Рефлексия.

- Посмотрите на наши еще раз буквы «Я», хотелось бы вам, чтобы эта буква была полностью закрашена?

- Сейчас я вам раздам листочки, а вы, пожалуйста, напишите, что нам мешает быть дружным коллективом. У каждого из нас есть что-то, что не нравится в нашем классе.

- У каждого из вас есть желание изменить отношения в нашем классе. Давайте то, что мешает нашей дружбе выбросим из класса. (Листочки рвет учитель и выбрасывает в урну).

7. Итог урока.

- Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали на нашем занятии?

- Что нового вы узнали на сегодняшнем классном часу?

- Что больше всего запомнилось на уроке?

- Чтобы наш класс был самый дружный, самый лучший, возьмемся за руки и хором скажем «Мы вместе».

Приложение

«Я хотел бы дружить с (1, 2, ..., со всеми) учащимися класса»

Эффективность системы духовно-нравственного воспитания в рамках классного коллектива. Диагностика и результаты.

"Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом
окажется напрасным, а сами мы станем предателями
и изменниками великого русского дела, если не сделаем
должных выводов из горького опыта, доставшегося
нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать,
и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань,
чистую жизнь и благие дела!"

Митрополит Санкт-Петербургский и
Ладожский Иоанн

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей идеями “безопасного секса” и “планирования семьи”; отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Духовно-нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.

Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество.

Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Во-вторых, для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Любые качества личности, уровень ее интеллектуального развития, физическое совершенство, силы воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности.

Педагогу важно разобраться в том, как нравственное воспитание влияет на развитие воспитанника, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного совершенства. Это можно понять, если расчленить целостный процесс нравственного воспитания на отдельные звенья и рассмотреть каждое из них.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.

Проблемой данного исследования является создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Цель исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания  школьников в процессе учебной деятельности.

Предмет исследования – духовно – нравственное воспитание школьников в процессе учебной деятельности.

Объект исследования - развитие духовно – нравственных качеств личности школьника.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания и образования школьников в научной литературе.

2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания школьников в учебной деятельности.

3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты в ходе реализации программы развития духовно – нравственных качеств  школьников в процессе учебной деятельности.

Методы исследования:

-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

-наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование;

-опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание школьников.

Итак, рассмотрим процессы нравственного развития у учащихся на всех этапах обучения.

В младшем школьном возрасте, в период собственного нравственного развития детей, нравственная сфера претерпевает дальнейшие изменения. В начальной школе дети сталкиваются с тем, что они постоянно должны следовать моральным правилам и нормам, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшие школьники должны постоянно учиться применять данные правила и нормы во взаимоотношениях с учителями, другими взрослыми, сверстниками. Дети младшего школьного возраста психологически готовы к пониманию смысла всех нравственных норм и правил. В этом возрасте происходит становление таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, коллективизма, способности к сопереживанию, эмпатии.

Но нравственному развитию младшего школьника присуще возрастные изменения. На этом возрастном этапе дети еще не способны к выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая моральные требования, младший школьник продолжает полагаться на авторитет родителей, учителя, более старших учащихся. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к отрицательному влиянию.

Начиная с подросткового возраста, основными движущими силами нравственного развития, выступают биологическое взросление и социальное научение. Биологическое развитие является необходимой основой нравственного развития подростка.

Наибольшее значение для нравственного развития в подростковом возрасте приобретают идеалы. Их формирование тесно связано с интересом к нравственным качествам людей, их поступкам, взаимоотношениям друг с другом. И если первоначально идеалы возникают у ребенка непроизвольно, без сознательного поиска, то уже в старшем подростковом и юношеском возрасте ведется активный поиск людей, образы которых соответствуют нравственным стремлениям и служат опорой нравственного поведения.

В старшем школьном возрасте нравственное развитие характеризуется появлением следующего нового функционального образования - нравственных убеждений, представляющих сплав соответствующих знаний и чувств. В убеждениях находит свое выражение проанализированный жизненный опыт школьника. Это делает их убеждения специфическими мотивами поведения и деятельности школьников, придает поведению большую устойчивость, последовательность и гибкость. С возникновением убеждений сначала перестраиваются, а затем полностью исчезают идеалы, воплощенные в образе конкретного человека. Вместо единичного конкретного образа возникает некий собирательный идеал.

У старшеклассников появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Стремление старшеклассников к моральным знаниям обусловлено интересом к собственной личности.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознания себя в качестве элемента социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Решая проблему смысла жизни, старшеклассники задумываются не сколько над вопросом "кем быть?", сколько над вопросом "каким быть?".

Основные процессы формирования нравственного развития:

Формирование нравственного сознания

Уровень нравственного сознания личности определяет ее поведение и деятельность. Процесс формирования сознания длительный и сложный, он начинается задолго до поступления ребенка в школу с формирования первоначальных представлений об обществе, взаимоотношениях близких людей.

Формирование навыков и привычек поведения

Действенность педагога во многом зависит от того, насколько школа заботится о формировании полезных навыков и привычек поведения.

Навыки и привычки могут быть сформированы в результате механических тренировок. Но этот путь является менее эффективным. Ребенок не хочет рассматривать себя только как явление педагогическое, хотя он и знает, что его воспитывают взрослые. Более того, он сопротивляется воспитанию, если оно состоит только из поучений и приучений.

Значительно более эффективным путем формирования привычек является педагогически продуманная жизнь ребенка. В школьной жизни, целесообразно организованной педагогом, многие полезные привычки поведения формируются незаметно для самих школьников.

Формирование устойчивых убеждений - важнейшая задача современной школы. Нашим детям нужны глубокие идейные убеждения, которые рождали бы сильные чувства, проявлялись в поступках, делах. Такие убеждения могут возникнуть в том случае, если они не только продуманы, прочувствованы человеком, но и пережиты им, подтверждены его личным опытом. Поэтому правилом деятельности школы по нравственному воспитанию должно быть не только разъяснение определенных норм, но и создание условий, в которых бы дети могли проверить свои взгляды, отточить их, убедиться на опыте в их правильности.

Важно, чтобы школьник осознал, принял эти убеждения. Только в этом случае они могут стать мотивом его поведения. Мотив - это осознанное побуждение, это сила, которая двигает, направляет поведение человека. Без соответствующих мотивов не закрепляются нужные формы поведения, не формируется то или иное нравственное качество учащегося как активиста, общественного деятеля.

Формирование внутреннего идеала

С формирование идеала тесно связано возникновение таких особых нравственных чувств, как самоуважение, чувство собственного достоинства, которые становятся важными мотивами поведения и средствами самоконтроля. Таким образом, суть данного этапа нравственного развития заключается в том, что нравственный образец, который раньше был дан ребенку извне, теперь представленный в форме идеала, становиться внутренним.

Формирование нравственных чувств

Огромное влияние на поведение учеников оказывают чувства. Опора на чувства в воспитании повышает его эффективность. Воздействие на чувства детей неизмеримо и представляет собой наиболее сложную область в нравственном воспитании.

При определении способов воздействия на чувства ученика необходимо иметь в виду, что воспитание чувств протекает главным образом по пути изменения и дальнейшего совершенствования имеющихся у ребенка чувств. Нельзя, например, прямо поставить перед учеником цель - испытать чувство восхищения поступком своего товарища или литературного героя. Для возникновения необходимого чувства важно создать соответствующую обстановку, при которой у ученика могут возникнуть те или иные переживания. Можно, например, много говорить о родной природе в стенах школы и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсий в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, оформить монтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. В данном случае учитель не только вызывает благородные чувства, но и способствует их закреплению.

Яркая, богатая жизнь коллектива, хорошо организованная педагогом, является основой для формирования высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства долга перед коллективом.

Для выявления уровня развития духовно – нравственных качеств у школьников надо было выяснить категориальную структуру нравственности.

Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос:  какие категории в нравственном сознании являются базовы ми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позд нюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 10 категорий.

Затем выяснили, как учащиеся пони мают предъявленные им слова. Из опрошенных было 24 пятиклассника (11 девочка и 13 мальчика). Опрос прово дился индивидуально.

Статистика ответов пятиклассников представлена в табл. 1. Объяснили все понятия 8 человек (4 девочки и 4 мальчика), отказались это делать 3 че ловека (1 девочка и 2 мальчика).

Итак, пятиклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», , «долг», и труднее, «милосер дие», «мудрость».

Раскрывая смысл категории «друж ба», дети говорили, что это «люди дру жат между собой». Очень редко в отве тах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссо рятся, уважают друг друга», «понима ют друг друга», «помогают друг дру гу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хоро шо», «это весело».

В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием -«это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь пло хое», «когда все дерутся». Вторая груп па ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда пло хой»). Третья группа вновь представ ляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих -«когда делают добрые дела», «всем по могаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существу ют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые пятиклассни ки включили «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.

Несмотря на то, что категории «сво бода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их пони мание далеко от действительного.

Статистика ответов пятиклассников представлена в табл. 1.

 Понятия

Объяснили

Не объяснили

девочки

мальчики

девочки

мальчики

кол.

%

кол.

%

кол.

%

кол.

%

1. Счастье

9

67,7

10

72

1

32,3

3

27,9

2. Свобода

4

77,4

7

86

7

22,6

4

13,95

3. Мудрость

9

35,5

9

58,1

2

64,5

4

41,9

4.Мужество

11

54,8

10

53,5

1

45,2

3

46,5

5.Умеренность

10

32,3

5

11,6

5

67,7

4

88,4 

6.Справедливость

10

61,3

8

65,1

2

38,7

2

34,9

7. Дружба

10

96,8

11

95,3

1

3,2

2

4,7

8. Добро

11

93,5

13

79,1

0

6,5

0

20,9

9. Зло

11

90,3

10

88,4

1

9,7

3

11,6

10. Милосердие

5

22,6

4

37,2

8

77,4

8

62,8

11. Долг

1

67,7

3

76,7

10

32,3

10

23,3

12. Вина

5

48,4

13

69,8

6

51,6

0

30,2

В связи с полученными результатами возникла необходимость создания системы работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.  

Деятельность школы по нравственному воспитанию учащихся

Привлечение духовной литературы к нравственному воспитанию детей.

Религиозно-культурное просвещением учащихся на основе курса родной словесности направлена на создание у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о складывании через верования народа содержания его нравственного идеала и развитие ценностного отношения к нему как к духовному наследию.

1. Значение ознакомления  школьников с предысторией православия состоит в раскрытии для них в древних верованиях  истоков народного нравственного духа, проявляющегося:

  1. в "нежном сочувствии к природе", в "дружестве к животным и предметам". (Ф.И.Буслаев);
  2. в почитании рода ("дедины", "отчины") и лада ("дабы его помощью брак добрый и любовный был" — Ипатьевская летопись) как следствии их языческого обожествления;
  3. в проявлении веры в "волшебную" силу слова.

Уже на начальном этапе обучения необходимо выявление символики образов, в том числе Ивана-дурака как образа "скрытого ума". («Старшие братья называются умными в том значении, которое придается этому слову на базаре житейской суеты, где всякий думает только о своих личных интересах; а младший-глупым, в смысле отсутствия в нем этой практической мудрости: он простодушен, незлоблив, сострадателен чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод… Народная сказка всегда на стороне правды, и по ее твердому убеждению, выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, незлобием и состраданием меньшого брата»            (А. Афанасьев) и мудрости Василисы Премудрой как доброумия), на выявление обрядового характера календарного и семейно-бытового фольклора, на раскрытие различных проявлении магического отношения к слову (в наименованиях, этикетных формулах, словесных ритуалах.).

2. Главное значение педагогического привлечения Библии к нравственному воспитанию детей заключается  в следующем:

  1. в приращении понятия "человек" в детском сознании нравственными смыслами духу, души (на сегодняшний день представления младших школьников о человеке ограничиваются его пониманием как биологического существа: "у человека есть кровь, мышцы") и возвышении нравственных норм до "обожения" человека;
  2. в раскрытии учащимся ветхозаветных "строгих" заповедей, христианских "заповедей блаженства" в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности и вместе с тем духа русского народа (не зря "крестьянин" происходит от "христианин"): благочестия, мирности, совестливости, милосердия;
  3. в формировании у детей образа Иисуса Христа как Учителя, просветившего людей благодатным знанием, и в осознании младшими школьниками значения учения как пути к познанию блага, своему духовному преобразованию с развитием у них на этой основе нравственных мотивов учения;
  4. в истолковании на доступном для младших школьников уровне библейского взгляда на Слово как источник и орудие творения, раскрытие христианской трактовки Слова как посредника между Богом и людьми для развития у детей ценностного отношения к "дару" слова, благоговейного отношения к "высокому" слову, несущему истину и добро ("Живи по Слову").

Возникающие на этом пути методические вопросы касаются того, как повести  школьников (уровень религиозных представлений которых ограничивается Богом-"дедушкой", помогающим, "когда перекрестишься") от конкретных библейских сюжетов, заповедей, притч к извлечению и последовательному обобщению заключенных в них понятий, идей. Не меньшая методическая проблема состоит в нахождении верной интонации чтения Библии как "величавого памятника" (К. Чуковский) культуры, ее ключевого текста.

3. Первоначальное знакомство учащихся с историей православия, его идеями (у большинства  детей отсутствуют об этом всякие представления) направляется нами на то, чтобы:

  1. показать особенности прорастания христианства в национальной почве, породившей такие нравственные содержания православного духа как праведничество, соборность, патриотизм;
  2. проявить "добрые обычаи" (К.Д.Ушинский) в православных традициях и праздниках;
  3. обогатить понятия Отечества, Родины смыслом нравственной общности в вере.

Средством решения указанных задач выступает  чтение произведений духовно-нравственной тематики: фольклора (прежде всего пословиц — таких, как "Бог правду любит", "Кто добро творит, того Бог благословит"), фрагментов древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений, "слов"), несущих, по выражению Д.С. Лихачева, "этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный", и отечественной духовной поэзии, произведений русской классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев), наполненных "светлым" мироотношением.

4.Каждый десятый из опрошенных учеников 5-6 классов отнес к антиценностям любовь (ограничив содержание этого понятия смыслами слова, "которое говорят в барах, в ресторанах и всяких заведениях"), каждый пятый дал отрицательную оценку скромности и кротости ("кого бьют"). В этой связи мы рекомендуем проведение углубленного семантического анализа "лексического собора духовности", содержащегося в святоотеческих "беседах", наставлениях ("О зависти" святого отца Василия Великого. "О трех видах лжи" Аввы Дорофея), обеспечивающего собой "свод" нравственных понятий.

Возрождаемый интерес и понимание необходимости возвращения духовно-нравственного воспитания  происходит не только на уровне Церкви, богословов, отдельных лиц, а на самом высоком уровне. Многим известно, наверно, что наш Президент, когда был в отпуске осенью и посещал северные обители, говорил, что трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни. Очевидно, что это не просто дань моде или очередная кампания. К этой теме нас уже вынуждают обращаться обстоятельства. Хотя сейчас есть целый ряд, несомненно, положительных, тенденций, в среднем положение по России не может не тревожить.

Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно. Очевидно, что состояние души, которое обходится молчанием в наших образовательных учреждениях, — одна из тех фундаментальных задач, которые стоят перед всеми нами. Это не просто задача, например, повышения качества гуманитарного образования, когда нужно ввести какие-то духовно-нравственные дисциплины, а это та задача, которая стоит сейчас в самой основе нашей жизни. Если мы ее не решим, можем просто потерять и детей наших, и Россию. Как это делать?

Несколько слов хочу сказать о том, что же такое духовно-нравственное состояние человека. Есть разные понимания. Атеисты считают духовным человека, если тот начитан, соблюдает внешние рамки приличия, моральные нормы. Христианство дает очень простое определение: есть Дух Божий, благодать Святого Духа, та, которая преображает человека качественно. Он становится способен любить врага, ему дается необычайная радость бытия. Есть вещи, для светского человека совершенно непонятные. Например, старец Никон Беляев, один из последних старцев Оптиной пустыни, пережил расцвет обители, ее разорение, последние дни доживал в лагере среди шпаны уголовной, болея тяжелой формой туберкулеза. Что может человек в таком положении в таком месте писать в своем письме? Он пишет: “Радости моей нет предела. Я понял, что такое: Царствие Божие внутри вас есть”. Это состояние духовного человека, когда душа восходит на высоты Духа, любовь неизреченная и радость неизреченная присутствуют в человеке независимо оттого, где он находится, в каких условиях. Так вот, когда идет речь о духовно-нравственном воспитании детей, мы говорим о том, чтобы у детей была вот такая душа. Не то чтобы они изучили какие-то предметы, получили знания в области, скажем, архитектуры храмов или истории Православия, а чтобы у человека была душа здоровая. В таком состоянии можно обучать и всему остальному.

Работа по формированию духовно-нравственной культуры ребенка неразделимо связана с работой по формированию здоровых семейных традиций. Здесь также необходимо чуткое и внимательное отношение педагога к семье, воспитывающей ребенка, так как этот  институт сейчас претерпевает достаточно сложный период своего существования. Во многих семьях почти полностью отсутствует духовная связь с детьми. В связи с этим кропотливая работа необходима и с родителями учащихся.

Родительские собрания, конференции, круглые столы на темы: 

  1. "Ведем детей по ступенькам нравственности";
  2. "Роль отцов в воспитании детей";
  3. «Нравственность как основа успешности образовательного процесса» (Приложение)
  4. "Семья + школа";
  5. "Все мы родом из детства";
  6. "Нравственность как основа воспитания";
  7. "Роль родителей и семейного воспитания для становления нравственно-полового поведения".

В систему воспитательной работы включены также классные часы, цель которых - развитие у школьников нравственных качеств; познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов; формирование  навыков межличностного общения;  сплочение классного коллектива, вовлечение  в воспитательный процесс родителей. Один из таких классных часов.

 Классные часы на темы: 

  1. "В человеке все должно быть прекрасно";
  2. "Эмоции";
  3. "Узнайте секреты своего настроения";
  4. "Общение в жизни человека. Правила общения»;
  5. "Кто я, какой я";
  6. "Совесть-основа нравственности";
  7. "Обидчивость, несдержанность, раздражительность - как управлять собой" и др.
  8. «Дружба-это…» (Приложение)

Особую роль в формировании духовно-нравственной культуры учащихся необходимо отвести встречам с интересными людьми. Наибольший результат будет достигнут, если эти встречи позволят воспитывать различные нравственные качества. В течение 2 лет в классе состоялись три встречи:

  1. «Как воспитать героя». Встреча с матерью погибшего героя
  2. «Трудное военное детство». Встреча с человеком, пережившем в детские годы фашистскую оккупацию
  3. «Офицер-профессия героическая». Встреча с участником контртеррористической операции на Северном Кавказе, который является отцом ученика класса.

Несомненна высочайшая роль таких встреч для воспитания таких качеств как долг, честь, совесть, достоинство, патриотизм; формирование гражданственности.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И тем не менее это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Для хода воспитания важно знать и его результаты, которые лучше всего подводить за какой-то определенный отрезок жизни.

Поэтому важно с первых дней обучения детей в школе, в ходе постоянного общения с ними на уроках, по внеурочное время, в беседах с родителями определить этот уровень. Но это не должно приводить к перерыву, остановке в нравственном воспитании. Используя новые возможности школьного обучения: изменение характера и организации деятельности, обогащение знаний учащихся, педагоги стремятся к расширению и углублению нравственного опыта детей, их нравственных представлений и понятий. Работая со всем коллективом, педагог не должен упускать из виду отдельных учащихся. Заметив положительные черты и свойства в том или ином ребенке, педагог должен стремиться развивать и совершенствовать их. Свои усилия педагог должен координировать с родителями и таким путем не только решать задачи, стоящие перед обучением, но и подготавливать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей. Существует множество методик, направленных на определение уровня нравственной воспитанности учащихся. Приведем некоторые из них.

Методики:

Методика "Что такое хорошо, что такое плохо"

Учащихся просят привести примеры: принципиального поступка; зла, которое сделали им другие; доброго дела, свидетелем которого они стали; справедливого поступка, который совершил знакомый человек; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-бальной шкале:

  1. 1 балл - у ученика сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
  2. 2. балла - представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
  3. 3 балла - сформировано полное и четкое представление.

Методика "Диагностика нравственной самооценки"

Инструкция:

Вам предлагается десять высказываний. Внимательно прослушайте каждое их них. Подумайте, насколько Вы с ним согласны. Если Вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 2 балла; если совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл.

Список высказываний: 

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
  3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей.
  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться в ответ на несправедливое замечание в мой адрес.
  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
  8. Мне приятно делать людям радость.
  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
  10. Я думаю, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

Обработка результатов:

Номера 3,4,6,7. (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица; в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы; в 1 балл - 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы и т.д.

Интерпретация:

  1. От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
  2. От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
  3. От 16 до 23 единиц - уровень нравственной самооценки ниже среднего.
  4. От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика "Диагностика этики поведения"

Инструкция:

Вам предлагается пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами.

Список предложений: 

  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я :
  2. Если кто-то надо мной смеется, то я:
  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я :
  4. Когда меня постоянно перебивают, то я:
  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я:

Интерпретация: 

  1. вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
  2. вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического давления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации, высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
  3. вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
  4. вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
  5. вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика "Диагностика нравственной мотивации"

Инструкция:

По каждому предложенному вам вопросу есть несколько вариантов ответов. Выберите тот, который в наибольшей степени характерен для вашего поведения.

Суждения:

Если кто-то плачет, то я :.

А. пытаюсь ему помочь;

Б. думаю о том, что могло произойти;

В. не обращаю внимания.

Я с другом играю с теннис, к нам подходит мальчик 6-7 лет и говорит, что у него нет такой игры.

А. я скажу ему, чтобы не приставал;

Б. отвечу, что не могу ему помочь;

В. скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;

Г. пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:

А. я не обращу внимания;

Б. скажу, что он размазня;

В. объясню, что нет ничего страшного;

Г. скажу, что надо лучше научиться этой игре.

Если мой одноклассник на меня обиделся, то я:

А. подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;

Б. обижусь в ответ;

В. докажу, что он не прав.

Интерпретация:

Положительные ответы: 1а, 2г, 3в, 4а.

Подсчитывается сумма положительных ответов:

  1. 4 балла - высокий уровень;
  2. 2-3 балла - средний уровень;
  3. 0-1 балл - низкий уровень.

Методика "Выбор"

Эта методика позволяет выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистской направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости). Учащимся предлагается выполнить следующие задания:

Во время каникул, когда ты собрался поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил тебя помочь привести в порядок учебный кабинет. Как ты поступишь?

А) Скажешь, что согласен помочь и отложишь свой отъезд;

Б) Соберешь ребят и вместе с ними сделаешь работу за один день;

В) Пообещаешь выполнить работу после возвращения;

Г) Посоветуешь привлечь на помощь того, кто останется дома.

2. Тебе поручили дело, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь?

А) Добросовестно выполнишь поручение;

Б) Привлечешь к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому;

В) Попросишь дать тебе другую, более интересную для тебя работу;

Г) Найдешь отговорку для отказа.

3. Ты случайно услышал, что группа твоих одноклассников высказала справедливое, но неприятное замечание в твой адрес. Как ты поступишь?

А) Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в твоем поведении;

Б) Переведешь разговор в шутку, но постараешься поскорее исправить недостатки, о которых шла речь;

В) Сделаешь вид, что ничего не слышал;

Г) Укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно потому, что говорят о тебе в твое отсутствие.

4. Во время летней практики при  прополке овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?

А) Будешь, превозмогая боль, работать, как все;

Б) Обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе;

В) Попросишь освободить тебя от работы и перевести на другую;

Г) Оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать.

5. Ты стал свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь?

А) Потребуешь от обидчика извинения в адрес пострадавшего;

Б) Разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения;

В) Выразишь соболезнование тому, кого обидели;

Г) Сделаешь вид, что тебя это не касается.

6. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человеку. Как ты поступишь?

А) Сделаешь все возможное для устранения зла, ущерба;

Б) Извинишься, объяснишь пострадавшему, что не хотел этого;

В) Постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что ты не виноват;

Г) Свалишь вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.

Обработка полученных данных:

Выбор ответа "а" свидетельствует об активном, устойчивом положительном отношении к соответствующим нравственным нормам и оценивается в 5 баллов. Ответ "б" показывает, что это отношение, хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы) и оценивается в 3 балла. Если учащийся выбрал в данной ситуации ответ "в", то его отношение - пассивное и недостаточно устойчивое и оценивается в 2 балла. Наконец, выбор последнего ответа - свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения ребенка к нравственным нормам, и оценивается в 1 балл.

  1. Высокий уровень - 24-30 баллов;
  2. Достаточно высокий уровень - 18-23;
  3. Средний уровень - 14-17 баллов;
  4. Ниже среднего - 6-13 баллов.

Высокий уровень нравственной воспитанности:

Хорошо усвоены нравственные нормы, и сложилось устойчивое отношение к ним. В поведении достаточно полно проявляются такие ценные качества, как ответственность, совестливость, чуткость, принципиальность, справедливость. В часы досуга осваивается социально ценный опыт, преобладают полезные для духовного развития школьника и нужные окружающим виды деятельности.

Достаточно высокий уровень нравственной воспитанности:

В целом сформировались нравственные нормы и определилось положительное отношение к ним. В поведении ребенка могут проявляться ответственность, чуткость, принципиальность, справедливость. Свободное время проводит разумно, занимаясь трудовой, художественной, спортивной деятельностью, много читает, помогает родителям.

Средний уровень нравственной воспитанности:

Имеются знания о нравственных нормах, но отношение к ним недостаточно устойчивое. Основные нравственные качества: ответственность, чуткость, справедливость, принципиальность, критичность, совместимость и др. - проявляются в зависимости от ситуации. В свободное время, наряду с оптимальными и содержательными занятиями, случаются пассивно-созерцательные и малоценные формы досуга.

Ниже среднего уровень воспитанности:

Знания о нравственных нормах довольно приблизительные, а отношение к ним пассивно-неустойчивое. Не сложились в полной мере основные нравственные качества, в первую очередь-ответственность, критичность, совестливость, справедливость, чуткость, а если и проявляются, то только ситуативно.

Свободное время заполнено стихийно,  малоценными занятиями, в том числе и ничегонеделаньем.

                                        Анализ и обсуждение результатов

 

После целенаправленной проведенной работы по духовно – нравственному воспитанию был проведен такой же опрос шестиклассников.

Объяснили все понятия 100% учащихся. Отказавшихся выполнять за дание не было.

Шестиклассники без труда объясняют не только понятия «дружба», «зло», «добро», «свобода», но и «счастье», «мудрость». По-прежнему трудными для истолкования оказались «умерен ность» и «милосердие».

Счастье связывается школьниками с праздником, с радостью, везением: «это когда чело век радуется и ему очень хорошо», «это когда день рождения и много по дарков», «когда кому-то все время ве зет». Нередко по содержанию эта кате гория приближается к такой, как «умеренность»: «это когда человек ду мает, что ему всего хватает», «что у не го есть, то ему больше и не надо». Некоторые дети связали понятие «счастье» с пережитым: «это когда с друзьями играешь», «когда уроков не задали», «когда из школы отпустили». Появляются ответы до статочно высокой для данного возрас та степени абстрагированности: «на душе хорошо, ничего плохого, и так каждый день ».

Мудрость для шестиклассников олицетворяется в человеке, который «все знает, умный», «сильный», «умеющий принять правильное ре шение» и при этом он часто «очень старый». Некоторые отвечающие охарактеризовали «мудрость» как «хвастовство». В отношении дружбы в ответах начинают дифферен цироваться конкретные признаки: «это когда доверяешь другому», «ког да общаешься часто с кем-то и веришь ему», «это союз единомышленников», «это такая связь с человеком, когда хоть иногда ссоришься, но все равно дружишь».

Зло толкуется с точки зрения при чинения вреда: «делают плохое», «обижают маленьких», «отобрали мяч», т.е. сохраняется связь с конк ретным действием. Сохраняется связь и с плохим (злым) человеком, и исчезают ответы, связанные только с эмоциональной оценкой данной кате гории.

В понимании добра существовавшая между девочками и мальчиками раз ница нивелируется. Шестиклассники связывают данную категорию прежде всего с помощью другому человеку.

Появляются ответы типа: «это когда человек умеет воспринимать чу жую боль» и «это богатство». Любо пытно, что Л.С. Выготский в работе «Педология подростка», решая задачу объяснения недиалектичности в мыш лении подростка, просит испытуемых 13-14 лет определить абстрактные по нятия, одно из которых - «добро». Анализ высказываний позволил уче ному сделать вывод о том, что они «ча ще определяют житейское, практиче ское значение данного термина: "Доб ро - это есть нажитое, например хоро шие серьги, часы, брюки и т.д."... или наконец, "Ценные вещи"». В нашем случае тол кование добра как богатства встрети лось в ответах шестиклассников только в единственном случае.

Учащиеся затруднились в объясне нии категорий «умеренность» и «ми лосердие».

Счастье все реже связывается с по дарками и праздниками и чаще - толь ко с радостным, веселым настроением: «это значит веселый от чего-то», «ког да у человека все хорошо», «жизнен ная радость», «когда все удается».

Милосердие большинство ответив ших связали с «добрым сердцем» и «желанием делать добрые дела», с «че ловеком, который всех жалеет».

 

Статистика ответов шестиклассников представлена в табл.2.

п/п

 Понятия

Объяснили

Не объяснили

девочки

мальчики

девочки

мальчики

кол.

%

кол.

%

кол.

%

кол.

%

1.

Счастье

13

100

11

97,95

Нет

0

0

2,05

2.

Свобода

6

88,9

4

89,8

7

11,1

7

10,2

3.

Мудрость

6

95,2

6

93,9

6

4,8

6

6,1

4.

Мужество

9

93,7

9

91,8

2

6,3

2

2

5.

Умеренность

8

12,7

11

83,7

3

87,3

2

16,3

6.

Справедливость

10

76,2

12

73,5

1

23,8

1

26,5

7.

Дружба

13

98,4

11

93,9

0

1,6

0

6,1

8.

Добро

13

98,4

11

89,8

0

1,6

0

10,2

9.

Зло

13

93,7

11

95,9

0

6,3

0

4,1

10.

Милосердие

8

60,3

9

53,1

3

39,7

2

46,9

11.

Долг

7

85,7

6

81,6

4

14,3

7

18,4

12.

Вина

7

85,7

5

91,8

6

14,3

6

8,2

Пользуясь методикой «Выбор» был определен уровень нравственной воспитанности класса  в начале 2010-2011 учебного года и в конце 2011-2012 учебного года.

В связи с этим был отмечен рост устойчивого отношения к нравственным нормам у 3% учащихся. О сформированности в целом нравственных норм и положительного отношения к ним можно судить  у 26% шестиклассников. Средний уровень нравственной воспитанности имеет 53% учащихся. Основные нравственные качества проявляются у них в зависимости от ситуации, случаются пассивно-созерцательные  и малоценные формы досуга. К сожалению, 9% шестиклассников имеют не сложившиеся в полной мере основные нравственные качества, в первую очередь – ответственность, критичность, совестливость, чуткость, которые, если и проявляются, то только ситуативно.

Результаты исследования школьников представлены на диаграммах.

Определение уровня нравственной воспитанности класса

(методика «Выбор»)

Приступая к анализу категориальной структуры этического сознания  школьников,  конечно же, учитывались данные исследований педагогической психологии о закономерностях формирования понятий у детей. По итогам проведенной работы можно сделать ряд выводов.

Первый - в процессе жизнедеятельности ребенка обязательно формируется категориальная структура духовно – нравственного сознания.

Второй - в целом, в процессе систематического школьного обучения и под его влиянием, существует тенденция к «выравниванию» этой структуры.

Третий - существует закономерность в развитии нравственного сознания, которая может быть обозначена как гетерохронность, т.е. разновременность формирования основных понятий.

Четвертый - наличествует противоречие между провозглашением курса на строительство демократического государства и отсутствием реальных действий, способствующих воспитанию и формированию граждан, уважающих ценности такого государства (и имеющих верное представление о них)

Заключение

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

Приложение

Родительское собрание на тему

«Нравственность как основа успешности образовательного

процесса»

Суть культуры «в общественной ценности че ловека».

Э. Кант

Задачи: убедить родителей, что нравственность — это залог успеш ного существования человека в обществе, ученика в образовательном процессе; ориентировать родителей на постоянное совершенствова ние культуры общения в семье с учётом возраста ребёнка, на реаль ную оценку поведения детей и поиск путей его коррекции.

Форма проведения: родительский всеобуч.

Подготовительная'работа: подготовка этического словаря учени ка самими учащимися; анкетирование учителей: этика и учебный про цесс; выдержки из устава образовательного учреждения; сочинение-зарисовка «Я в мире людей» (Как бы я хотел, чтобы относились мне?); наблюдения психолога. Нравственные особенности данного возраста, особенности данного класса, атмосферы в нём; русская ли тература о нравственности; этика произрастает из семьи: анкетиро вание родителей.

Ход  собрания

I. Вступительное слово

В России Государственный образовательный стандарт в настоя щее время выступает в качестве общего научно-методического начала образования, отражает «условия нового прочтения гарантии госу дарства относительно образованности граждан, упорядочения ответ ственности центра, субъектов РФ, образовательного учреждения». Требования к культурному развитию учащихся, отмечается в стан дарте, определяет и содержательный компонент (обязательный ми нимум содержания образования), и требования к уровню подготовки обучающихся на каждой ступени обучения.

Уже содержание начального образования ориентировано на пер воначальное формирование основных сторон личности:

  1. познавательной культуры,
  2. коммуникативной культуры,
  3. нравственной культуры,
  4. эстетической культуры,
  5. трудовой культуры,
  6. физической культуры.

В основной школе стандарт «Нравственность (мораль)» предус матривает:

  1. формирование культуры нравственного поведения школьников;
  2. выработку нравственных основ мировоззрения;
  1. усвоение нравственных норм, правил и требований, лежащих в
    основе общения и деятельности людей;
  2. выработку основных понятий нравственного сознания школь ников и др.

Задачи подготовки человека к жизни и деятельности в обществе, получению специальности, освоению профессиональной этики выд вигают требования к общей культуре личности.

Корни же нравственности зарождаются и произрастают из семьи. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение человека (к Миру, себе, к другим, труду, природе), то в семье начинает формироваться культура поведения и культура об щения. От того, как родители сами представляют это (собственный культурный уровень), какие ставят задачи, как отслеживают выпол нение их, сознательно корректируя поведение детей, зависит успех нравственного становления ребёнка. Сначала понимание общего смысла и системы отношений лиц (семья, родственники, воспитате ли, сверстники т.д.), затем знание и умение (нормы и правила быто вого социального взаимодействия), а дальше творение, подражание позитивному поведению значимых взрослых. На базе, созданной ро дителями, в учебном заведении к формированию нравственности подключаются учителя-воспитатели. Успех этого непрерывного про цесса определяется согласованным взаимодействием воспитания и обучения школы и семьи.

II. Выступление психолога

  1. Психологические особенности данного возраста.
  2. Психологические особенности состава класса. Распределение
    ролей.
  3. Атмосфера сосуществования и сотрудничества.
  4. Проблемы, требующие коррекции.
  5. Необходимые индивидуальные консультации для учащихся и родителей.

III. Этика в словах (словарь по этике)

Термины, на которые хотелось нужно обратить внимание учащихся: АКТИВНОСТЬ, БЛАГОДАРНОСТЬ, БЛАГОРОДСТВО, ВЕЖЛИ ВОСТЬ, ВЕЛИКОДУШИЕ ВЕРНОСТЬ, ВЫДЕРЖКА, ВЫСОКОМЕ РИЕ, ГЕРОИЗМ, ГРУБОСТЬ, ГУМАНИЗМ, ДЕЛИКАТНОСТЬ, ДОБ РО, ДОЛГ, ДОСТОИНСТВО, ЗАВИСТЬ, ЗАЗНАЙСТВО, ИНДИВИ ДУАЛИЗМ, ИСКРЕННОСТЬ, КАРЬЕРИЗМ, КОРЫСТОЛЮБИЕ. ЛИЦЕМЕРИЕ, ЛЮБОВЬ, МАЛОДУШИЕ, МЕЩАНСТВО, МУЖЕ СТВО, НЕНАВИСТЬ, ОБЯЗАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПАТ РИОТИЗМ, ПОДВИЖНИЧЕСТВО, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ПРИНЦИ ПИАЛЬНОСТЬ, САМОЛЮБИЕ, САМООБЛАДАНИЕ, СКРОМ НОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, СОВЕСТЬ, СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ, ТРУ ДОЛЮБИЕ, ТЩЕСЛАВИЕ, ТРУСОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, УБЕЖДЁН НОСТЬ, ЦИНИЗМ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ЧЕСТОЛЮБИЕ, ЭТИКЕТ, ЭТИКА.

Учащимся предлагается выбрать по нескольку терминов и дать толкование их. Словарь распечатывается, оформляется, и может быть неоднократно использован для самоанализа учащимися, родителями и учителями.

IV.        Выступления учителей-предметников

  1. Роль предмета для формирования нравственной и познаватель ной культуры.
  2. Особенности методики усвоения предмета.
  3. Проблемы.      

V.        Русская литература о нравственности

(Выступление словесника.)

VI.         Анализ сочинений

VII. Анализ анкетирования родителей

Подведение итогов.

Список использованной литературы

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
  2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
  3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с.
  4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.
  5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
  6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
  7. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
  8. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
  9. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
  10. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе - 1999-№3 - С.23- 26.
  11. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6
  12. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 231c.
  13. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.
  14. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.
  15. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. – С. 56 – 70.
  16. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969-126с.
  17. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 1979- 461с.
  18. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М:Просвещение, 1995.- 478с.
  19. Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977-387с.
  20. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского – М.: Просвещение, 1983 – 384с.
  21. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.
  22. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 1986.- 371с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование содержания комплексного краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников

Краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственно...

Доклад на тему "Нравственное воспитание школьников"

Вашему вниманию представлен доклад, где я делюсь опытом работы по нравственному воспитанию своих учеников на уроках, классных часах и факультативном курсе....

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...

Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

Диагностика уровня воспитанности  по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:...