Воспитание личности в коллективе (обобщение опыта)
методическая разработка (7 класс) по теме
В данной работе представлен материал по обобщению опыта работы классного руководителя по программе "Надежда" (5-8 классы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Я являюсь классным руководителем 7б класса, т.е. работаю с коллективом 3-й год. В своей работе я опираюсь на программу «Надежда», одной из задач которой является создание нравственно и эмоционально благоприятной среды для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нём.
Я считаю, что личностный подход станет реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются саморазвитие и самоуправление.
Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах. Способность личности действовать так, чтобы укреплять организованность коллектива, характеризует его оптимальную включенность в организацию.
Включенность как участие в делах коллектива определяет и линию поведения учащегося: он высказывает свое мнение, делает критические замечания товарищам, побуждает сверстников к выполнению обязанностей, участвует в голосовании при выборе актива, выполняет конкретные дела, общественные поручения и т. п.
Не каждому в силу своих природных возможностей удается добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом. Поэтому мы начали с того, что определились с поручениями- в ходе голосования выбрали мэра, помощника мэра, отв. за работу секторов, причем для каждого сектора мы прописали конкретные обязанности.
На этом этапе передо мной как перед педагогом, формирующим коммуникативную культуру, явилось важным установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого более всего подходит организация работы малыми группами. Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Для этого мы организовывали МИГи для организации подготовки и проведения КТД. Важно то, что после проведения любого дела обязательно проводился анализ эффективности его проведения. Это было анкетирование, различные виды диагностики, тренинг-опрос, мини-сочинения, рисунки и т.д.
Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.
В прошлом году мы приняли участие в проекте «Наше здоровье- в наших руках!». В самом начале нам было необходимо принять решение и обязательства по выполнению задач проекта. Перед этим мы провели коллективную диагностику для выявления степени удовлетворенности социальным окружением. Я это сделала целенаправленно, т.к. при делении класса на МИГи необходимо учитывать качественный состав. В них я включала ребят, «игнорирующих» по различным причинам друг друга. Это необходимо для того, чтобы в рамках творческой деятельности участники приобретали ценный опыт, связанный с конструктивным взаимодействием, учились взаимопониманию.
Ребята активно включились в работу: до начала проекта организовали посадку елочек в школьном саду, 2 раза в месяц по субботам мы посещали ЛД «Молния», в рамках проекта провели Весёлый урок Здоровья в 4 а классе, встречались с ветеранами спорта нашего района, по инициативе ребят провели акцию «Помоги птицам зимой», участвовали в конкурсе агитбригад и т.д. Для анализа проведения мероприятий и подведения итогов участия в проекте был проведён «огонёк» совместно с родителями, на котором каждый мог держа свечу в руке высказать свое мнение
В течение 2-х месяцев ребята были полностью погружены в этот проект, но после его окончания и подведения итогов мы не остановились и начали работу по подготовке к фестивалю «Песни, опаленные войной».
Все эти мероприятия сплотили ребят, позволили каждому проявиться, причем, с каждым разом они всё больше старались проявить инициативу, даже очень скромные и поначалу стесняющиеся. Повысилась самооценка каждого, причем, началось формирование адекватности самооценки и уровня притязаний. Это было выявлено при проведении такой же диагностики, что и в начале.
В этом году мы продолжаем работу по программе «Надежда»- включились в проект «Моё место в классном коллективе», своеобразная программа-тренинг. Этот проект позволяет ребятам получить подтверждение личностной состоятельности, направлен на развитие и закрепление позитивного опыта: не замыкаться в себе, действовать обдуманно, верить в лучшее, помогать друг другу, брать на себя ответственность и отвечать за слова и поступки, идти на компромисс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание личности в коллективе
Влияние ребёнка на коллектив, безусловно, связано с его индивидуально-психологическими особенностями, полом, прошлым социальным опытом, но ещё в большей мере — с востребованностью или невостребованн...
«Школа лидера» как одна из основных форм КТД воспитания личности в коллективе
Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых – и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека приобретает особую важность, что обусловлено тем, что че...
Воспитание личности в коллективе
Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых – и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека приобретает особую важность, что обусловлено тем, ...
«Работа классного руководителя по формированию детского коллектива и воспитанию личности в коллективе»
УДК 373.66...
«Формирование межличностных отношений в детском коллективе» (обобщение опыта работы)
Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодёжи наблюдается в последнее время (жестокость, повышенная...
Программа воспитания "Воспитание личности в классном коллективе"
Данна программа составления для организации воспитательной работы в классе по основным направлениям воспитательной деятельности....