«Формирование межличностных отношений в детском коллективе» (обобщение опыта работы)
статья
Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодёжи наблюдается в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчуждённость), имеет свои истоки в раннем дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhlichnostnye_otnosheniya_itogovyy.docx | 79.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
Сухомлинский Василий Александрович.
Тема моего педагогического исследования:
«Формирование межличностных отношений в детском коллективе»
Актуальность педагогического опыта.
Межличностные отношения – это связи, переживаемые каждым ребенком отдельно, они проявляются в характере и в том взаимном влиянии, которое оказывается детьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий и др., через которые дети воспринимают и оценивают друг друга. От этих отношений зависит социально-психологический климат в коллективе.
Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодёжи наблюдается в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчуждённость), имеет свои истоки в раннем дошкольном детстве.
Особенно актуальна эта проблема для детского дома, в коллективе которого дети разных возрастов, многие из них были лишены возможности нормально общаться со своими сверстниками, многие получили опыт взаимоотношений, основанных на жестокости и насилии.
Цели и задачи педагогического опыта.
Цель: создание условий для формирования навыков общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребенка.
Задачи:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме межличностных отношений детей – сирот.
2. Апробация форм, методов и приемов, положительно влияющих на преобразование межличностных отношений в детском коллективе.
Теоретическая часть.
Обоснование выбранной темы.
Одним из важнейших факторов развития личности является межличностное общение. Общение играет ведущую роль в процессе социализации личности. В процессе общения человек познает мир, других людей, самого себя. Отсутствие общения или его недостаток в детском возрасте приводят к очень тяжелым последствиям.
Общением ребенок начинает овладевать в семье, именно она является первой школой воспитания нравственных чувств, навыков социального поведения. Поскольку детям-сиротам семью заменяет детский дом, поэтому одной из главных задач педагога – уделить особое внимание формированию правильных межличностных отношений в группе.
Порой видишь и слышишь, как дети относятся друг к другу, как ссорятся, грубят, не сдержаны по отношению друг к другу. Необходимо научить детей общаться. Если мы научим общаться, значит, завяжутся отношения, а будут отношения, значит, будет соглашение, а если есть соглашение – гарантирован успех. Эта лесенка – процесс управления коллективом.
Воспитанники детских домов имеют серьезные психологические проблемы. Это, прежде всего проблемы эмоциональной сферы, проявляющиеся в неумении дифференцировать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния окружающих и свои собственные, в неумении любить, в проявлении агрессивности, повышенной тревожности и страхах. Все это ведет к проблемам в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми.
В сфере общения (социализации) ребенок вступает в сложные и взаимосогласованные с другими людьми (взрослыми, сверстниками) формы деятельности. Он способен войти в коллектив, понять цели коллектива и поддержать их, включиться в дифференцированные отношения и отношения власти и переживать их, способен завоевывать власть, соперничать и командовать; он может не понимать, но чувствует и переживает такое сложное явление, как социальный престиж.
Поэтому воспитателю детского дома необходимо уделять особое внимание межличностным отношениям между детьми, так как в группе каждый ребенок занимает свое определенное ролевое и статусное место, чувствует и отстаивает его, препятствует любым попыткам снизить его статус и значимость. Без квалифицированной помощи педагога реализация этих потребностей самими детьми может привести к отрицательным результатам.
Общение ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома очень специфично. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей свойственно общее отставание в психическом развитии, которое охватывает, интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферы.
Воспитанникам детских домов свойственна эмоциональная глухота, по отношению к другим людям, они не умеют видеть эмоциональные состояния других и адекватно на них реагировать. Контакты со сверстниками носят кратковременный, по большей части «деловой» характер. В то же время дети все время требуют внимания к себе со стороны взрослого. Неумение общаться, одна из причин сильно мешающих дальнейшей социализации выпускников детских домов в самостоятельной жизни.
В нашем детском доме воспитанники имеют богатые возможности для общения (прекрасные условия совместное проживание, совместные игрушки, один и тот же режим дня и т.д.). Однако сама по себе среда, обеспечившая богатые возможности для общения со сверстниками не ведет к развитию содержательного эмоционального общения. Поэтому очень важна роль воспитателя в создании специальных условий и организации совместной деятельности детей.
Наиболее эффективной является деятельность, вовлекающая детей во взаимодействие с окружающим миром и формирующая у него систему ценностных и межличностных отношений.
Совместная деятельность определяет межличностные отношения, поскольку она порождает их, влияет на их содержание и содействует вхождению ребенка в общность. Именно в совместной деятельности и в общении межличностные отношения реализуются и преобразуются.
Итак, в основе моей работы – компетентностный подход. Он направлен на развитие и воспитание коммуникативной компетенции, компетенции личностного самосовершенствования, социокультурной, ценностно-смысловой.
Я предполагаю, что его реализация даст возможность моим воспитанникам приобрести такие умения и навыки:
Какие формы, методы, приемы необходимо использовать, чтобы сформировать личность, способную адаптироваться в современном обществе, способную на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества, способную контактировать с людьми разных социальных групп, отвечающую нашим представлениям о выпускнике детского дома?
Средства воспитания, применяемые в нашей семье (группе):
- Труд;
- Спорт;
- Общение;
- Искусство.
Технологии:
- Инновационные технологии;
- Методика КТД (коллективного творческого дета)
Методы коммуникативного воздействия:
- Убеждение;
- Внушение.
Используемые формы и методы работы:
- Интеллектуальные игры;
- Тренинги;
- Анкеты;
- Практикум;
- Психологические игры;
- Наблюдение;
- Конкурсы;
- Беседы;
- Рисунок;
- Модельные ситуации
При организации воспитательной работы с детьми использую индивидуальные, групповые, коррекционные и диагностические формы работы.
Занятия, по своей теме самообразования, я разбила на модули
Модуль 1 «Я - ребенок»
- Кто я? Зачем я?
- Мои эмоции, чувства, настроение.
- Мир моих увлечений.
- Человек среди людей.
- Я + друзья.
- Я и взрослые.
- Что такое личность?
Работа в этом модуле, я в основном опираюсь на индивидуальные занятия. Например, посредством игры «Расскажи мне о себе», стараюсь установить доверительные отношения с ребёнком, понять, что его беспокоит. Провожу анкетирование «Моя самооценка». Использую в работе игры и тренинги по развитию коммуникативных способностей детей, на повышение самооценки. Все изменения в поведении, развитии ребенка отражены в дневнике наблюдений, который содержит информацию с первого дня и до самого выпуска из детского дома.
Дважды в год в семье проводится диагностика воспитанности детей. Показатель уровня воспитанности семьи остался на прежнем, среднем уровне. Благодаря личностно- ориентированному подходу с учётом индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников. Использованию технологии индивидуально- коррекционного подхода в работе с воспитанниками, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии и ОВЗ.
Модуль 2 "Я и мы"
- Наш коллектив. Какой он?
- Соперничество и дружба.
- Конфликт и способы его разрешения.
- Этикет общения со взрослыми и сверстниками.
- Дружбой дорожить умейте.
- Дом, в котором мы живем.
- Сочувствие, терпение, уважение.
Эти работа, в основном направлена на сплочение коллектива, установление дружеских, товарищеских отношений. Воспитание культуры общения воспитанников, уважительного отношения к окружающим.
Психологический климат в семье – это очень важная и качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
В педагогической теории в качестве метода изучения и преобразования отношений принят метод воспитывающей ситуации. Одной из которых выделим ситуацию конфликта.
Рассмотрим пути решения конфликта:
Основной путь, который я использую – убеждение. Разрешить конфликт легче всего не спором, не обличением виновников, а дружелюбным сочувствием, тактичным отношением к обеим враждующим сторонам.
Второй путь – предупреждение конфликта лучше всего происходит в виде дискуссии, спора, высказывания своего мнения на основе каких-либо позиций. В этом случае я учу детей спорить и доказывать свою правоту.
Третий путь – погашение эмоционального возбуждения. Я поочередно приглашаю всех участников конфликта высказаться и даю им возможность не прерывать и не перебивать говорящего. Выговорившись полностью, обиженный чаще всего вспоминает, что у его "противника" есть и хорошие стороны. Одним словом, рассказ о переживаниях ведет к эмоциональной разрядке.
Четвертый путь – авансирование похвалой. Сочувственно выслушивая конфликтующих, отмечаю какие-либо положительные черты характера, указывая на те, что есть на самом деле.
Разрешение конфликта на основе компромисса. Я спрашиваю детей о том, что они хотят, и предлагаю свой вариант разрешения ситуации.
Переключение внимания конфликтующих на новый объект. В этом случае конфликтующим даю задание, требующее от них немедленных действий.
В конфликтной ситуации могут быть обнаружены все основные показатели воспитанности детей и формирования их межличностных отношений.
Для создания доброжелательного микроклимата в семье (группе), использую индивидуальные беседы, тренинговые упражнения "Мы друзья", игры "Новоселье", "Подари улыбку", «Волшебные очки» и т.д.
Модуль 3. "Мы - вместе"
- Традиционные дела и праздники детского дома.
- Мои права и обязанности.
- Учимся общаться.
- Наши отношения, умение управлять ими.
- Культура ведения разговора.
- Активный человек, какой он?
- Общение и межличностные отношения.
- Мы в ответе за свои дела.
Такая работа осуществляется в коллективно- творческой деятельности воспитанников в семье, при подготовке к различным праздникам, конкурсам, в творческих объединениях детского дома, на совместных тренингах с педагогами, тематических экскурсиях, традиционных праздниках, воспитательских часах "Правила счастливого человека".
В результате совместной творческой, трудовой, спортивной деятельности дети учатся работать в коллективе, строить отношения, проявлять свои способности, положительные качества личности, сочувствовать, помогать друг другу, развивать в себе лидерские качества, управлять своими чувствами и эмоциями и т.д.
Воспитанники нашей семьи принимают участие не только в мероприятиях детского дома, но и городских. В копилке семьи не мало дипломов и наград наших детей.
Заключение.
Любая осуществленная, завершенная деятельность непременно имеет некоторые видимые и невидимые, заметные и незаметные последствия, которые и есть ее результат. И это уже результат реальный, полученный, достигнутый, вследствие осуществленной деятельности.
Для изучения дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности в своей практике применяю методику "Наши отношения" (Фридман Л.М.). Цель данной методики: выявить степень удовлетворенности детей различными сторонами жизни коллектива.
Наши отношения, в %
Анализируя степень сплоченности (конфликтности) семьи (группы), получили следующие результаты.
В 2017 году группу считали дружной 14% детей, в этом году данный показатель увеличился в 2 раза, и составляет 34%.
В 2018 году недружной считали группу 39% детей, в 2017 году данный показатель сократился до 0%.
При изучении отношений в группе наблюдается положительная динамика. Семья, постепенно сплачивается, дети становятся дружнее, но конфликтные ситуации все же есть.
Итог
Таким образом, мы можем заключить, что характер общения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет следующие особенности:
• Дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, проявляют гораздо меньший интерес к сверстникам, чем дети, воспитывающиеся в условиях семьи. Для детдомовских детей характерна «эмоциональная глухота» по отношению к сверстнику. Они как бы не замечают его состояния, не умеют сопереживать, сочувствовать. Им свойственно равнодушное, а иногда пренебрежительное отношение к сверстнику.
• Дети из детского дома слабее и реже выражают в общении свои собственные эмоциональные состояния. Они почти не обращаются к партнеру ради достижения с ним общности мнений, поддержки и обмена впечатлениями, чего не скажешь о детях из семьи.
• Конфликты свойственны как детям из семьи, так и из детского дома. Однако характер их различен. В детском саду дети ссорятся в основном из-за игры и своего места в ней. Основным поводом для конфликта детей, воспитывающихся в семье, является самоутверждение в игре. В детском доме основным поводом для конфликтов являются бытовые проблемы и борьба за внимание и доброжелательность взрослого. У детей в детском доме конфликты менее эмоционально выражены, они имеют более вязкий, как бы «уплощенный» характер, где трудно выделить временные границы между ссорой и примирением, что не свойственно детям из семьи.
• В детском доме дети имеют богатые возможности для общения (совместное проживание, совместные игрушки, один и тот же режим дня и т.д.). Однако сама по себе среда, обеспечившая богатые возможности для общения со сверстниками не ведет к развитию содержательного эмоционального общения. Поэтому очень важна роль воспитателя в создании специальных условий и организации совместной деятельности детей.
Проведённая работа позволила выявить, что применяемые методы и формы работы эффективны для моей семьи (группы), помогают в достижении поставленной цели, способствуют эффективному достижению совместной цели, успешному осуществлению совместной деятельности детей и воспитателя. Полученные результаты являются промежуточными, так как работа в данном направлении будет продолжена.
Литература.
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой преступности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов СП б.: Речь, 2006. -144 с.
- Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. - М.: В. Секачев, 2005. -32 с.
- Волков Б.С. Детская психология. -М: Педагогическое общество России, 2000.-144 с.
- Галанина В. организация взаимопомощи в младшем школьном возрасте// Воспитание школьников. 2003, - №7. с. 40-43
- Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2002. – 160 с.
- Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. – М.: ВАКО, 2006. – 128 с.
- Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. – М.: ВАКО, 2006. – 128 с.
- Караковский В.А. Воспитание? Воспитание … Воспитание! М.: Новая школа, 1996. – 160 с.
- Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
- Комаров В.Д. Организация деятельности воспитателя в коллективе// Классный руководитель. - 2004. - №7. – с. 23-37
- Кривченко Т.А. Коммуникативная культура человека как объект специального формирования в воспитании// Классный руководитель. – 2002. -№5. - с. 132-142
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: "Академия развития", 1997. – 208 с.
- Михайлова Л. Работа с трудными детьми// Классный руководитель. – 2006. - №10. – с. 40-42
- Сековец Л.С. Проблемы и перспективы изучения, обобщения и распространения передового опыта работы детских домов. // Проблемы школьного воспитания. – 2006. - №3. - с. 3-9
- Филлипов В. духовно-нравственное воспитание. // Воспитание школьников. – 2000. - №4. – с. 5-8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе"
Основными условиями воспитания в детском доме являются: организация гармоничного образа жизни, налаживаие межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения,обеспечение для ...
Формирование межличностных отношений в классном коллективе как профилактика психологического неблагополучия
Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень про...
Межличностные отношения в детском коллективе.
Советы родителям....
"Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в детском коллективе"
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировани...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...
Формирование партнерских отношений в детском коллективе.
Формирование партнерских отношений в детском коллективе. Думаю, многие согласятся, что самое важное в работе детского творческого ...