«Формирование межличностных отношений в детском коллективе» (обобщение опыта работы)
статья

Толкачева Наталия Вячеславовна

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодёжи наблюдается в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчуждённость), имеет свои истоки в раннем дошкольном детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlichnostnye_otnosheniya_itogovyy.docx79.03 КБ

Предварительный просмотр:

 «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

                                                                                                                                      Сухомлинский Василий Александрович.

Тема моего педагогического исследования:

«Формирование межличностных отношений в детском коллективе»

                                         Актуальность педагогического опыта.

Межличностные отношения – это связи, переживаемые каждым ребенком отдельно, они проявляются в характере и в том взаимном влиянии, которое оказывается детьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий и др., через которые дети воспринимают и оценивают друг друга. От этих отношений зависит социально-психологический климат в коллективе.

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодёжи наблюдается в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчуждённость), имеет свои истоки в раннем дошкольном детстве.

Особенно актуальна эта проблема для детского дома, в коллективе которого дети разных возрастов, многие из них были лишены возможности нормально общаться со своими сверстниками, многие получили опыт взаимоотношений, основанных на жестокости и насилии.

Цели и задачи педагогического опыта.

Цель: создание условий для формирования навыков общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребенка.

Задачи:

      1. Провести анализ научной литературы по проблеме межличностных отношений детей – сирот.

2. Апробация форм, методов и приемов, положительно влияющих на преобразование межличностных отношений в детском коллективе.

Теоретическая часть.

Обоснование выбранной темы.

Одним из важнейших факторов развития личности является межличностное общение. Общение играет ведущую роль в процессе социализации личности. В процессе общения человек познает мир, других людей, самого себя. Отсутствие общения или его недостаток в детском возрасте приводят к очень тяжелым последствиям.

 Общением ребенок начинает овладевать в семье, именно она является первой школой воспитания нравственных чувств, навыков социального поведения. Поскольку детям-сиротам семью заменяет детский дом, поэтому одной из главных задач педагога – уделить особое внимание формированию правильных межличностных отношений в группе.

Порой видишь и слышишь, как дети относятся друг к другу, как ссорятся, грубят, не сдержаны по отношению друг к другу. Необходимо научить детей общаться. Если мы научим общаться, значит, завяжутся отношения, а будут отношения, значит, будет соглашение, а если есть соглашение – гарантирован успех. Эта лесенка – процесс управления коллективом.

Воспитанники детских домов имеют серьезные психологические проблемы. Это, прежде всего проблемы эмоциональной сферы, проявляющиеся в неумении дифференцировать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния окружающих и свои собственные, в неумении любить, в проявлении агрессивности, повышенной тревожности и страхах.  Все это ведет к проблемам в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми.

В сфере общения (социализации) ребенок вступает в сложные и взаимосогласованные с другими людьми (взрослыми, сверстниками) формы деятельности. Он способен войти в коллектив, понять цели коллектива и поддержать их, включиться в дифференцированные отношения и отношения власти и переживать их, способен завоевывать власть, соперничать и командовать; он может не понимать, но чувствует и переживает такое сложное явление, как социальный престиж.

 Поэтому воспитателю детского дома необходимо уделять особое внимание межличностным отношениям между детьми, так как в группе каждый ребенок занимает свое определенное ролевое и статусное место, чувствует и отстаивает его, препятствует любым попыткам снизить его статус и значимость. Без квалифицированной помощи педагога реализация этих потребностей самими детьми может привести к отрицательным результатам.

Общение ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома очень специфично. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей свойственно общее отставание в психическом развитии, которое охватывает, интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферы.

Воспитанникам детских домов свойственна эмоциональная глухота, по отношению к другим людям, они не умеют видеть эмоциональные состояния других и адекватно на них реагировать. Контакты со сверстниками носят кратковременный, по большей части «деловой» характер. В то же время дети все время требуют внимания к себе со стороны взрослого. Неумение общаться, одна из причин сильно мешающих дальнейшей социализации выпускников детских домов в самостоятельной жизни.

В нашем детском доме воспитанники имеют богатые возможности для общения (прекрасные условия совместное проживание, совместные игрушки, один и тот же режим дня и т.д.). Однако сама по себе среда, обеспечившая богатые возможности для общения со сверстниками не ведет к развитию содержательного эмоционального общения. Поэтому очень важна роль воспитателя в создании специальных условий и организации совместной деятельности детей.

Наиболее эффективной является деятельность, вовлекающая детей во взаимодействие с окружающим миром и формирующая у него систему ценностных и межличностных отношений.

Совместная деятельность определяет межличностные отношения, поскольку она порождает их, влияет на их содержание и содействует вхождению ребенка в общность. Именно в совместной деятельности и в общении межличностные отношения реализуются и преобразуются.

Итак, в основе моей работы – компетентностный подход. Он направлен на развитие и воспитание коммуникативной компетенции, компетенции личностного самосовершенствования, социокультурной, ценностно-смысловой.

Я предполагаю, что его реализация даст возможность моим воспитанникам приобрести такие умения и навыки:

             http://gigabaza.ru/images/38/75005/407435aa.gif

Какие формы, методы, приемы необходимо использовать, чтобы сформировать личность, способную адаптироваться в современном обществе, способную на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества, способную контактировать с людьми разных социальных групп, отвечающую нашим представлениям о выпускнике детского дома?

Средства воспитания, применяемые в нашей семье (группе):

  • Труд;
  • Спорт;
  • Общение;
  • Искусство.

Технологии:

  • Инновационные технологии;
  • Методика КТД (коллективного творческого дета)

Методы коммуникативного воздействия:

  • Убеждение;
  • Внушение.

Используемые формы и методы работы:

  • Интеллектуальные игры;
  • Тренинги;
  • Анкеты;
  • Практикум;
  • Психологические игры;
  • Наблюдение;
  • Конкурсы;
  • Беседы;
  • Рисунок;
  • Модельные ситуации

При организации воспитательной работы с детьми использую индивидуальные, групповые, коррекционные и диагностические формы работы.

Занятия, по своей теме самообразования, я разбила на модули

Модуль 1 «Я - ребенок»

  • Кто я? Зачем я?
  • Мои эмоции, чувства, настроение.
  • Мир моих увлечений.
  • Человек среди людей.
  • Я + друзья.
  • Я и взрослые.
  • Что такое личность?

Работа в этом модуле, я в основном опираюсь на индивидуальные занятия. Например, посредством игры «Расскажи мне о себе», стараюсь установить доверительные отношения с ребёнком, понять, что его беспокоит. Провожу анкетирование «Моя самооценка». Использую в работе игры и тренинги по развитию коммуникативных способностей детей, на повышение самооценки. Все изменения в поведении, развитии ребенка отражены в дневнике наблюдений, который содержит информацию с первого дня и до самого выпуска из детского дома.

Дважды в год в семье проводится диагностика воспитанности детей. Показатель уровня воспитанности семьи остался на прежнем, среднем уровне. Благодаря личностно- ориентированному подходу с учётом индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников. Использованию технологии индивидуально- коррекционного подхода в работе с воспитанниками, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии и ОВЗ.

Модуль 2 "Я и мы"

  • Наш коллектив. Какой он?
  • Соперничество и дружба.
  • Конфликт и способы его разрешения.
  • Этикет общения со взрослыми и сверстниками.
  • Дружбой дорожить умейте.
  • Дом, в котором мы живем.
  • Сочувствие, терпение, уважение.

Эти работа, в основном направлена на сплочение коллектива, установление дружеских, товарищеских отношений. Воспитание культуры общения воспитанников, уважительного отношения к окружающим.

Психологический климат в семье – это очень важная и качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

В педагогической теории в качестве метода изучения и преобразования отношений принят метод воспитывающей ситуации. Одной из которых выделим ситуацию конфликта.

Рассмотрим пути решения конфликта:

Основной путь, который я использую – убеждение. Разрешить конфликт легче всего не спором, не обличением виновников, а дружелюбным сочувствием, тактичным отношением к обеим враждующим сторонам.

Второй путь – предупреждение конфликта лучше всего происходит в виде дискуссии, спора, высказывания своего мнения на основе каких-либо позиций. В этом случае я учу детей спорить и доказывать свою правоту.

Третий путь – погашение эмоционального возбуждения. Я поочередно приглашаю всех участников конфликта высказаться и даю им возможность не прерывать и не перебивать говорящего. Выговорившись полностью, обиженный чаще всего вспоминает, что у его "противника" есть и хорошие стороны. Одним словом, рассказ о переживаниях ведет к эмоциональной разрядке.

Четвертый путь – авансирование похвалой. Сочувственно выслушивая конфликтующих, отмечаю какие-либо положительные черты характера, указывая на те, что есть на самом деле.

Разрешение конфликта на основе компромисса. Я спрашиваю детей о том, что они хотят, и предлагаю свой вариант разрешения ситуации.

Переключение внимания конфликтующих на новый объект. В этом случае конфликтующим даю задание, требующее от них немедленных действий.

В конфликтной ситуации могут быть обнаружены все основные показатели воспитанности детей и формирования их межличностных отношений.

Для создания доброжелательного микроклимата в семье (группе), использую индивидуальные беседы, тренинговые упражнения "Мы друзья", игры "Новоселье", "Подари улыбку", «Волшебные очки» и т.д.

Модуль 3. "Мы - вместе"

  • Традиционные дела и праздники детского дома.
  •  Мои права и обязанности.
  • Учимся общаться.
  • Наши отношения, умение управлять ими.
  • Культура ведения разговора.
  • Активный человек, какой он?
  • Общение и межличностные отношения.
  • Мы в ответе за свои дела.

Такая работа осуществляется в коллективно- творческой деятельности воспитанников в семье, при подготовке к различным праздникам, конкурсам, в творческих объединениях детского дома, на совместных тренингах с педагогами, тематических экскурсиях, традиционных праздниках, воспитательских часах "Правила счастливого человека".

В результате совместной творческой, трудовой, спортивной деятельности дети учатся работать в коллективе, строить отношения, проявлять свои способности, положительные качества личности, сочувствовать, помогать друг другу, развивать в себе лидерские качества, управлять своими чувствами и эмоциями и т.д.

Воспитанники нашей семьи принимают участие не только в мероприятиях детского дома, но и городских. В копилке семьи не мало дипломов и наград наших детей.

Заключение.

Любая осуществленная, завершенная деятельность непременно имеет некоторые видимые и невидимые, заметные и незаметные последствия, которые и есть ее результат. И это уже результат реальный, полученный, достигнутый, вследствие осуществленной деятельности.

Для изучения дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности в своей практике применяю методику "Наши отношения" (Фридман Л.М.). Цель данной методики: выявить степень удовлетворенности детей различными сторонами жизни коллектива.

Наши отношения, в %

 

               

Анализируя степень сплоченности (конфликтности) семьи (группы), получили следующие результаты.

   В 2017 году группу считали дружной 14% детей, в этом году данный показатель увеличился в 2 раза, и составляет 34%.

   В 2018 году недружной считали группу 39% детей, в 2017 году данный показатель сократился до 0%.

   При изучении отношений в группе наблюдается положительная динамика. Семья, постепенно сплачивается, дети становятся дружнее, но конфликтные ситуации все же есть.

Итог

Таким образом, мы можем заключить, что характер общения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет следующие особенности:

•  Дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, проявляют гораздо меньший интерес к сверстникам, чем дети, воспитывающиеся в условиях семьи. Для детдомовских детей характерна «эмоциональная глухота» по отношению к сверстнику. Они как бы не замечают его состояния, не умеют сопереживать, сочувствовать. Им свойственно равнодушное, а иногда пренебрежительное отношение к сверстнику.

• Дети из детского дома слабее и реже выражают в общении свои собственные эмоциональные состояния. Они почти не обращаются к партнеру ради достижения с ним общности мнений, поддержки и обмена впечатлениями, чего не скажешь о детях из семьи.

•  Конфликты свойственны как детям из семьи, так и из детского дома. Однако характер их различен. В детском саду дети ссорятся в основном из-за игры и своего места в ней. Основным поводом для конфликта детей, воспитывающихся в семье, является самоутверждение в игре. В детском доме основным поводом для конфликтов являются бытовые проблемы и борьба за внимание и доброжелательность взрослого. У детей в детском доме конфликты менее эмоционально выражены, они имеют более вязкий, как бы «уплощенный» характер, где трудно выделить временные границы между ссорой и примирением, что не свойственно детям из семьи.

• В детском доме дети имеют богатые возможности для общения (совместное проживание, совместные игрушки, один и тот же режим дня и т.д.). Однако сама по себе среда, обеспечившая богатые возможности для общения со сверстниками не ведет к развитию содержательного эмоционального общения. Поэтому очень важна роль воспитателя в создании специальных условий и организации совместной деятельности детей.

 Проведённая работа позволила выявить, что применяемые методы и формы работы эффективны для моей семьи (группы), помогают в достижении поставленной цели, способствуют эффективному достижению совместной цели, успешному осуществлению совместной деятельности детей и воспитателя. Полученные результаты являются промежуточными, так как работа в данном направлении будет продолжена.

                                                               Литература.

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой преступности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов СП б.: Речь, 2006. -144 с.
  2. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. - М.: В. Секачев, 2005. -32 с.
  3. Волков Б.С. Детская психология. -М: Педагогическое общество России, 2000.-144 с.
  4. Галанина В. организация взаимопомощи в младшем школьном возрасте// Воспитание школьников. 2003, - №7. с. 40-43
  5. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2002. – 160 с.
  6. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. – М.: ВАКО, 2006. – 128 с.
  7. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. – М.: ВАКО, 2006. – 128 с.
  8. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание … Воспитание! М.: Новая школа, 1996. – 160 с.
  9. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
  10. Комаров В.Д. Организация деятельности воспитателя в коллективе// Классный руководитель. - 2004. - №7. – с. 23-37
  11. Кривченко Т.А. Коммуникативная культура человека как объект специального формирования в воспитании// Классный руководитель. – 2002. -№5. - с. 132-142
  12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: "Академия развития", 1997. – 208 с.
  13. Михайлова Л. Работа с трудными детьми// Классный руководитель. – 2006. - №10. – с. 40-42
  14. Сековец Л.С. Проблемы и перспективы изучения, обобщения и распространения передового опыта работы детских домов. // Проблемы школьного воспитания. – 2006. - №3. - с. 3-9
  15. Филлипов В. духовно-нравственное воспитание. // Воспитание школьников. – 2000. - №4. – с. 5-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе"

Основными условиями воспитания в детском доме являются: организация гармоничного образа жизни, налаживаие межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения,обеспечение для ...

Формирование межличностных отношений в классном коллективе как профилактика психологического неблагополучия

Правильно оценить отношения между уче­никами в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более по­пулярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень про...

"Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в детском коллективе"

       На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах.  И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировани...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...

Формирование партнерских отношений в детском коллективе.

Формирование партнерских отношений в детском коллективе.    Думаю, многие согласятся, что самое важное в работе детского       творческого ...