Образовательная программа "Природа глазами души"
методическая разработка (5 класс) по теме
Программа по нравственному воспитанию учащихся 5-7 классов с ограниченными возможностями здоровья с элементами экологической грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prog1.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VI вида) специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга
Образовательная программа
«Природа в зеркале души»
(нравственное воспитание, как один из аспектов здоровьесбережения)
Срок реализации: 3 года
Возраст: 12-15 лет (VIII вид)
Автор-составитель:
воспитатель высшей квалификационной категории
Казакевич Светлана Михайловна
Санкт-Петербург
2012
Настоящая программа предназначена для работы с детьми 12-15 лет, обучающихся по программе VIII вида коррекционной школы. В программу включен ряд проблем здоровьесбережения, природоохранной и социальной экологии, способствующие осознанию ребенком своего места в мире и бережного отношения к своему физическому и духовно-нравственному здоровью.
В основе построения программы лежит принцип «позитивного педацентризма», т.е. отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста занятий, максимальный учет его психо-физических доминант – снятие авторитарного и установление демократического диалога между воспитателем и ребенком. Это есть здоровьесберегающий принцип гуманности, который применим к отбору методики экологического образования школьников.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умение видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи, мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей (технология интеграции позитивного влияния).
Принцип научности предполагает знакомство с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развитию познавательного интереса, формированию основ его мировоззрения.
Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности. Материал подается в доступной для ребенка форме, как уже отмечалось выше, это диалог между воспитателем и ребенком. Все занятия связаны друг с другом и систематизированы На каждом занятии проводится физкультминутка и релаксация. Особое внимание уделяется осанке и ортопедическому режиму.
Пояснительная записка
Темой опытно-экспериментальной работы ГБСКОУ школы-интерната №9 Калининского района Санкт-Петербурга является «Использование здоровье сберегающих технологий в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения», способствующих сохранению, укреплению и развитию духовного, нравственного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья воспитанников.
Данная программа имеет социально- педагогическую направленность и реализована для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич). Характерной особенностью данного заболевания является отклонение от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленное физическими и психическими недостатками. Познавательная активность здорового ребенка характеризуется наличием интереса в предстоящей деятельности, способностью принять познавательные задачи. Это обусловливает возможность самостоятельных действий, направленных на поиск адекватных способов решения, подбор необходимого материала и средств для осуществления предстоящей задачи. Важнейшим показателем познавательной активности и самостоятельности является умение переносить усвоенные задания и способы из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач, использовать знания в самостоятельной практической деятельности.
Все эти качества у детей с детским церебральным параличом без специального воздействия, как правило, не формируются в должной степени. Это значительно осложняет весь процесс их воспитания и обучения на всех возрастных этапах.
Недостаточная самостоятельность, снижение познавательной и интеллектуальной активности у детей с ДЦП, отмечающиеся даже в тех случаях, когда интеллект сохранен, приводит к тому, что формирующиеся знания и навыки являются непрочными, поверхностными, фрагментарными, не связанными в единую систему.
Такие знания часто носят только информативный характер, составляют пассивный багаж, не обеспечивая в силу этого основы, на которой можно строить дальнейшее обучение, поэтому при обучении и воспитании детей с ЦП следует использовать разнообразные приемы и методы, повышающие активность и самостоятельность детей.
В Конвенции о правах ребенка отмечено, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе, способствуют достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие.
Актуальность, педагогическая целесообразность. Подлинный рост личности ребенка возможен лишь при его активном отношении к той деятельности, в которую его включают с воспитательными целями. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на формировании личности ребенка, в том числе, и ребенка-инвалида. Физическая и психическая депривация деформирует личность такого ребенка и создает многовариантные препятствия на пути его интеграции в общество. Одним из путей решения проблемы воспитания социально-активной, гуманной, творческой личности является приобщение к миру природы. Еще Ушинский убеждал, что «природа – самый прекрасный, самый нравственный воспитатель». Она будит не только эстетические чувства, но и чувства добра, формирует этические чувства. То есть, речь идет о формировании экологической культуры, как общей культуры личности.
Цель программы: Определение условий создания здоровье сберегающей среды для наиболее эффективного решения проблемы гармонизации отношений человека и природы через воспитание гуманной, социально- активной, творческой личности подростков с направленностью на социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:
- Коррекционные задачи:
- коррекция аналитико-синтетической деятельности подростков по установлению причинно-следственных связей и отношений;
- коррекция зрительного и слухового восприятия на основе узнавания, запоминания, воспроизведения;
- активизация произвольного внимания;
- развитие связной речи, расширение и уточнение словаря.
- Образовательные задачи:
- формирование и развитие основ для воспитания экологически грамотного человека;
- формирование представлений о взаимосвязях в природе, стихиях, царствах природы, основных законах и закономерностях в природе;
- раскрытие роли человека, его влияния на природу планеты.
- Развивающие задачи:
- развитие естественного интереса, наблюдательности:
- способствование развитию мировоззренческого поля детей на основе межпредметных связей (биология, литература, музыка, ИЗО):
- развитие способности к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающей среды, самого себя.
- Воспитательные задачи:
- воспитание гармонично развитой, социально активной личности, ответственной к окружающей среде и к своему здоровью, то есть, личности с экологическим мировоззрением:
- воспитание детей в духе любви, ненасилия, сострадания:
- воспитание интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать:
- формирование норм поведения в окружающей среде:
- воспитание любви к родному краю:
- воспитание способности к состраданию, проявлению доброты, милосердия, то есть, к эмоциональному восприятию окружающего мира.
Ожидаемый результат:
В результате обучения по программе «Природа в зеркале души» дети приобретут:
- Опыт в творческой коллективной деятельности.
- Опыт общения в коллективе (наставничество при проведении мероприятий с разновозрастными группами, чувство ответственности перед коллективом, проявление нравственных качеств по отношению друг к другу, доброжелательности, заботы, взаимовыручки).
- Опыт эмоционально- ценностных отношений через культуру поведения.
- Опыт освоения способов деятельности (моделирование изготовления поделок на практических занятиях, использование ИКТ на занятиях, умения ухаживать за растениями и животными.
- Сформируется активная жизненная позиция, уверенность в своих силах, потребность в обществе, что в конечном результате приведет к успешной адаптации и интеграции в общество
Условия реализации образовательной программы:
Возраст – 12-15 лет
Срок реализации – 3 года (108 часов в год)
Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу (36 часов в год)
Виды занятий: групповые, фронтальные.
Типы занятий: теоретические, комбинированные, практические, диагностические.
Формы занятий: анкетирование, викторины, конкурсы, презентации, игры, выставки, спектакли, беседы, игровые занятия.
Формы подведения итогов: анкетирование на начало 1-го года обучения, второго года обучения с целью решения коррекционных, образовательных, развивающих и воспитательных задач; открытые тематические мероприятия; изготовление групповых поделок с использованием природного материала; экскурсии; участие в районных и городских экологических конкурсах; викторины; спектакли; познавательные и творческие игры.
- Учебно-тематический план 1-го года обучения.
Раздел/тема | Всего часов | теоретических | практических |
Мир, который тебя окружает | |||
1. Мой дом | 6 | 2 | 4 |
2. Мой класс. | 6 | 3 | 3 |
3. Мой двор. | 6 | 2 | 4 |
4. Мой район | 6 | 2 | 4 |
5. Мой город | 6 | 2 | 4 |
6. Моя планета | 6 | 5 | 1 |
Итого: | 36 | 16 | 20 |
III. Содержание образовательной программы 1-го года обучения
«Мир, который тебя окружает»
Цель: Развитие познавательного интереса к предмету «экология» через знакомство с окружающим миром.
Задачи коррекционные:
- активизация познавательной деятельности детей;
- развитие обращенной речи (дети лучше воспринимают речевую инструкцию);
- развитие внимания, восприятия пространства и пространственно-двигательной коррекции;
- коррекция мелкой моторики на основе упражнений с предметами;
- развитие причинно-следственных связей (комментирование);
- формирование навыков самоорганизации (умения удерживать речевую инструкцию).
Задачи образовательные:
- познание краеведческих принципов;
-обучение составления карты местности, определение положения объектов в пространстве;
- обучение работать с веществами, делать простейшие лабораторные опыты по демонстрации взаимодействия веществ;
- обучение отбирать материал в библиотеке, правильно и аккуратно его оформлять;
- закрепление знаний о живой и неживой природе.
Задачи развивающие:
- развитие и активизация творческих возможностей ребят для закрепления знаний о взаимосвязях и взаимодействиях компонентов живой и неживой природы;
- развитие навыков самостоятельной работы в процессе подготовки и проведения мероприятий;
- развитие коммуникативных способностей детей;
- развитие интереса к исследовательским занятиям.
Задачи воспитательные:
- воспитание диалектико-материалистического мировоззрения, бережного отношения к природным богатствам, умения свои знания испытывать на практике;
- усиление эмоционального восприятия природы через положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду;
- воспитание патриотизма на примере знакомства с историческим прошлым некоторых достопримечательностей района и города;
- воспитание усидчивости, терпеливости при выполнении практических работ;
- создание благоприятного психологического климата в коллективе, формирование нравственных отношений.
- Мой дом.
Теория: дать представления о взаимодействии веществ в природе, о разнообразии веществ в природе: атомы, молекулы, химические реакции, получение кислорода, углерода, твердых тел, жидкостей, газов.
Практика: Занимательные фокусы на кухне – «Извержение вулкана», «Свойства красной капусты», «Получение кислорода», «Сладкая соль», «Твердое тело + жидкость = газ», «Бумажная сковорода».
- Мой класс.
Теория: микроклимат классного помещения (влажность помещения, температурный режим, эстетическое состояние помещения, их влияние на здоровье человека). Образование растениями кислорода на свету. Взаимодействие живой и неживой природы на примере экосистемы «Аквариум». Знакомство с особенностями ухода за обитателями аквариума.
Практика: оформление альбома классных растений (работа в библиотеке, работа с Интернет, рисование). Установка круглого аквариума, его обустройство. Высадка весенней рассады, наблюдение за всходами (лук, настурция, фасоль).
3. Мой двор.
Теория: занятие на пришкольной территории «Расскажи о предмете». Занятие Совет живых существ (дети выступают в роли любых объектов живой или неживой природы, описывают их внешний вид, проблемы, возможную помощь в их сохранении).
Практика: составление плана школьной территории с нанесением экологических знаков (сбор мусора, по газонам не ходить, проезд запрещен, птичья столовая, проход закрыт и т.д.). Определение пород деревьев, кустарников ( с помощью учителя биологии), зарисовки. Сбор природного материала, составление гербария. Изготовление поделок из природного материала.
4. Мой район.
Теория: беседа о зеленых зонах Калининского района, их нахождение на карте, о памятниках, находящихся на территории. Муринский ручей – историческое прошлое, в годы ВОВ, проекты будущего.
Практика: экскурсия на Муринский ручей (экологическое состояние, облагороженная и не облагороженная территория, изменение ширины ручья, скорости течения, забор проб воды). Занятие «Вода» (три состояния воды, очистка воды бытовыми фильтрами, визуальное сравнение взятых проб). Презентация «Сады и парки Калининского района»
- Мой город..
Теория: Исчезающие виды растений и животных. Красная книга. Природные катаклизмы. Наводнения в Санкт-Петербурге (исторические факты и наши дни).
Практика: экскурсия в Токсовский заповедник, оформление рисунков в «Красную книгу». Экскурсия в Кронштадт через дамбу (экологическое состояние Финского залива).
Оформление альбома «Дамба». Поездка в Агроусадьбу (редкие виды растений и животных, уход за растениями и животными). Участие в городских экологических мероприятиях.
- Моя планета.
Теория: познавательные занятия «Земля в представлении древних, «Мать- Земля, Родина – мать», «Поверхность Земли», «Образ природы в культуре России», «Загрязнение атмосферы».
Практика: изготовление плакатов «Загрязнение окружающей среды.
Ожидаемые результаты.
Должны знать:
- отличия между живой и неживой природой, взаимодействие веществ в природе;
- редкие и исчезающие виды растений и животных;
- природные явления, угрожающие жизни и здоровью человека;
- значение воды для жизни на Земле.
Должны уметь:
- общаться в духе партнерства со сверстниками и взрослыми;
- овладеть трудовыми навыками в процессе практических занятий;
- уметь правильно вести себя в природе, открыто высказывать свою точку зрения на недостойное поведение в природе своих товарищей.
Результативность:
- Приобретут опыт эмоционально-ценностных отношений через культуру поведения.
- Освоят способы деятельности на практических занятиях (оформление альбомов, изготовление поделок из природного материала, навыки ухода за животными и растениями).
- Расширят и углубят знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
- Появится интерес к экологическим проблемам современного мира.
Формы подведения итогов.
- Анкетирование на начальном периоде обучения с целью решения коррекционных, развивающих, воспитательных задач.
- Открытое тематическое мероприятие «Мир аквариума». Презентация.
- Коллективное изготовление поделок из природного материала.
IV. Учебно-тематический план 2-го года обучения.
Раздел/тема | Всего часов | теоретических | практических |
Экология –предмет, интересно или нет? | |||
1.Экология -наука | 9 | 7 | 2 |
2.Солнцеворот в природе | 9 | 3 | 6 |
3.Экологические сказки | 9 | 3 | 6 |
4.Природа в искусстве | 9 | 4 | 5 |
Итого: | 36 | 17 | 19 |
Цель: формирование системы научных экологических знаний через знакомство с произведениями искусства
Задачи коррекционные:
- коррекция зрительного и слухового восприятия на основе узнавания, запоминания, воспроизведения
- активизация произвольного внимания;
- развитие двигательных функций;
- развитие связной речи, уточнение и расширение словарного запаса.
Задачи образовательные:
- обучение умению познания законов, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
- закрепление знаний о сезонных изменениях в природе;
- закрепление знаний о русских художниках, поэтах, композиторах;
- обучение умению распознавать произведения искусства различных жанров.
Задачи воспитательные:
- воспитание понимания современных поблеем экологии и сознания их актуальности, как для каждого человека, так и для всего человечества;
-воспитание творческих способностей и воображения у детей;
-воспитание умения оценивать результаты своей деятельности в соответствии выполненной работе.
V. Содержание 2-го года обучения.
«Экология – предмет, интересно или нет?»
- Экология – наука.
Теория: информация об основных законах экологии с научной точки зрения через занятия комбинированного типа:
- «Экология – наука о доме».
- «География и биология – неразлучны».
- «Экосистема».
- «Сообщества».
- «Популяция».
- «Экология и люди».
- «Профессия – эколог».
Практика: изготовление «экологического светофора», тест «Что я знаю об экологии».
- Солнцеворот в природе.
Теория: занятия комбинированного типа, расширяющие знания детей об изменениях в природе в зависимости от географического положения и сезонности:
1.»Тайны живой природы» ( путешествие по странам и континентам).
2. «Весна стучится в гости к нам».
3. «Поздняя осень – начало зимы».
4. «Летние праздники на Руси».
Практика: подбор материала и оформление выставки «Мой дом – Земля». Экскурсия по выставке. Подбор материала и проведение викторины «Времена года». Игра-телемост «Удивительные факты живой природы»
- Экологические сказки.
Теория: знакомство с видами сказок (схожесть, различие); выразительное чтение экологических сказок с разбором проблемы.
Практика: конструирование костюмов и декораций; отработка навыков выразительного чтения по ролям, двигательная коррекция; представление сказок для младших школьников «Катя и Божья коровка», «Совет зверей».
- Природа в искусстве.
Теория: комбинированные занятия по знакомству детей с основными видами искусства:
- «Изображение осени в картинах Левитана, Саврасова».
- «русские художники о весне» (Куинджи, Саврасов).
- «Времена года» П.И. Чайковского.
- «Природа в произведениях русских поэтов».
Практика: экскурсия в Русский музей; изготовление аппликации по временам года; игра «Умники и умницы» (закрепление полученных знаний по искусству); заочная экскурсия в Летний сад.
Ожидаемые результаты.
Должны знать:
- называть основные экологические законы природы;
- устанавливать связи в природе ( в сезонной жизни, между условиями обитания и особенностей живого существа);
- называть континенты и основных представителей живой природы этих континентов;
- называть главные сады и парки города;
- русских художников и поэтов, изображающих в своем творчестве красоту русской природы.
Должны уметь:
- готовить информацию по предложенной теме (презентацию):
- соблюдать правила речевого этикета в зависимости от ситуационных отношений и их участников;
- адекватно ориентироваться в характерах представляемых действующих лиц.
Результативность:
Дети приобретут:
- опыт в умении познавания законов развития природы, руководствоваться этими законами в повседневной жизни;
- опыт оценивать результаты своей деятельности в соответствии с выбранной работой;
- опыт в умении распознавать произведения искусства различных жанров;
- опыт понимания современных проблем экологии и осознания их актуальности;
Формы подведения итогов
- Анкетирование на начало 2-го года обучения с целью решения воспитательных, коррекционных, развивающих и образовательных задач.
- Викторина на знание основных законов экологии.
- Игровые занятия «Экологические сказки» (спектакли)
VI. Учебно-тематический план 3-го года обучения
Раздел/тема | Всего часов | теоретических | практических |
Экология и человек | |||
1. Растения в жизни человека | 12 | 7 | 5 |
2. Окружающая среда и самочувствие | 12 | 7 | 5 |
3. В здоровом теле – здоровый дух | 12 | 6 | 6 |
Всего: | 36 | 20 | 16 |
VII. Содержание образовательной программы 3-го года обучения.
«Экология и человек» (социальная экология).
Цель: формирование понятия о здоровом образе жизни.
Задачи коррекционные:
- коррекция аналитико-синтетической деятельности детей на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей и отношений;
- коррекция слухового восприятия на основе упражнений в сравнении, установление логических связей;
- коррекция зрительного восприятия на основе узнавания, запоминания, воспроизведения,
- двигательная коррекция, коррекция мелкой моторики.
Задачи образовательные:
- уточнить знания о значении зеленых растений в природе и жизни человека.
- закрепить знание, что здоровье – главное условие сохранения жизни;
- раскрыть последствия вредных привычек для здоровья человека
- показать значимость лекарственных растений в поддержании здоровья.
Задачи развивающие:
- развивать чувство предвидения возможной опасности и выхода из нее;
- развивать убеждения в необходимости сохранения окружающей среды и бережного отношения к ней.
Задачи воспитательные:
- воспитание потребности предвидеть возможную жизненную ситуацию;
- воспитание навыка правильного анализа экстремальной ситуации;
- воспитание навыков и умений сохранения здоровья в условиях неблагоприятной окружающей среды;
- воспитание навыков соблюдения режимных моментов.
- Растения в жизни человека.
Теория: занятия групповые с использованием разнообразного дидактического материала, ИКТ по знакомству с видами зеленых растений в природе, формированию правильного к ним отношения, пониманию красоты мира флоры:
- «Значение зеленых растений».
- «Чай знакомый и незнакомый».
- «Хлеб – всему голова»
- Роль воды для растительных и животных организмов»
- «Наши природные лекари»
- «Цветочная рапсодия»
- Лесные Робинзоны (грибы)»
Практика: просмотр в/фильма «Вода – основа жизни», викторина «Путешествие с культурными растениями (отгадать и показать на карте страну обитания), викторина «Здоровье в саду и на грядке (витамины)», постановка экологической сказки «Две водицы»,
3.Окружающая среда и самочувствие.
Теория: беседы по использованию здоровье сберегающих технологий в укреплении здоровья детей:
- «Валеология – наука о сохранении и укреплении здоровья»
- Польза закаливания»
- Режим дня и здоровье подростка. Роль активного отдыха в сохранении работоспособности»
- «Шум и здоровье»
Занятия, показывающие негативное влияние некоторой деятельности человека на окружающую среду, вред, который несет эта деятельность для живой природа:
- «Загрязнение окружающей среды2
- «Научно-технический прогресс и природа»
- «Экологический бумеранг» (отходы, загрязнение воды)
Практика: викторина «Мой дом – моя крепость», викторина «Экологический светофор», конкурс юмористических поделок из отходных материалов; оформление выставки «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
- В здоровом теле – здоровый дух.
Теория: комбинированные занятия о вредных привычках и их профилактике:
- «Курение – дань моде, привычка или болезнь»
- Добрая жизнь – чистый ручей»
- «Защити себя сам»
- «Токсины. Их последствия для здоровья и жизни человека»
- «Правильное питание – залог здоровья»
Практика: посещение библиотеки для знакомства с литературой о здоровом образе жизни, экскурсия в Центр профилактики здорового образа жизни, викторина «Лекарственные животные» (профилактика и лечение некоторых заболеваний», «Кожа – зеркало здоровья (влияние настроения, погоды, питания, курения, алкоголя на кожу), тест «Стрессовая ситуация», викторина «Здоров будешь все добудешь»
Ожидаемые результаты.
Должны знать:
- значение зеленых растений в природе и жизни человека;
- последствия вредных привычек для здоровья человека;
- значимость лекарственных растений в поддержании здоровья;
- необходимость сохранения окружающей среды;
- значение режима дня и режима питания для сохранения здоровья.
Должны уметь:
- заботиться о зеленых насаждениях и бережно к ним относиться;
- правильно анализировать экстремальные ситуации;
- показывать на карте мира страны обитания некоторых растений;
- соблюдать режим дня;
- приводить примеры факторов риска для здоровья;
- работать с книгой и готовить сообщения по теме (презентацию).
Результативность: в процессе работ по 3-му году обучения дети приобретут:
- знания о значении зеленых растений в природе и жизни человека;
- умения и навыки работы с картой;
- знания об экстремальных ситуациях и путях выхода из них;
- опыт заботиться о своем здоровье;
- умение давать общую положительную или отрицательную оценку поступкам товарищей по отношению к себе, к другим людям, имуществу, природе;
- знания о вредных привычках для здоровья, навыки различать полезные и вредные привычки;
- опыт эмоционально откликаться на события, происходящие в классе, школ, городе, стране.
Форма подведения итогов.
Подбор материала (рисунки, фотографии, сообщения, стихотворения), оформление выставки «В здоровом теле – здоровый дух», обзор выставки (выступления детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современное образовательное учреждение глазами педагога
Современная школа глазами педагога...
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"
Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....
Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.
Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....
Урок ИЗО 5 кл. "Глазам - радость, душе - отрада!"
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М.Неменского "Древние образы: единство формы и декора в народных игрушках"...
Образовательный комплекс - глазами директора школы.
Представления об образовательном комплексе....
Образовательная программа "Русская душа", ансамбля песни и танца "Рябинушка"
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Русская душа".Возраст: от 7-16 лет; Срок реализации:5 лет;Составители:педагоги дополнительного образования Словягина Анна Анатольевн...
Образовательная модель "Струны души"
В данной образовательной модели представлен опыт работы по развивающей прадигмы развивающего личностно-ориентированного подхода в обучении литературе....