Образовательная модель "Струны души"
проект по литературе на тему

В данной образовательной модели представлен опыт работы по развивающей прадигмы развивающего личностно-ориентированного подхода в обучении литературе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obrazovatelnaya_model_struny_dushi.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная модель «Струны души» учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №17 г.Якутска Сивцева Саргылана Дмитриевна

Слайд 2

В каждом сердце есть струна, она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного… К.Паустовский

Слайд 3

Актуальность Важнейшей составляющей современного педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводят духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. В основу образовательной системы в качестве генеральной идеи положено гуманистическое мировоззрение, предусматривающее формирование таких качеств личности, как осознание природы и человека в их единстве, отказ от авторитарного, мифологического стиля мышления, терпимость, склонность к компромиссу, уважительное отношение к чужому мнению, иным культурам, ценностям и верованиям. Решение этой задачи тесно связано с проблемой поиска оптимальных путей преподавания всех учебных предметов. Учитель-словесник должен искать и применять воспитательные и образовательные технологии, которые способствуют становлению и формированию человека как социально способной личности, с устойчивыми нравственными ценностями, богатой духовно

Слайд 4

Новизна работы В предложенной образовательной модели «Струны души» соединена теория и практика парадигмы развивающего личностно-ориентированного подхода в обучении литературе Предложенная модель работы имеет практическую значимость для учителей, т.к. содержит определенные разработки

Слайд 5

Цель образовательной модели : формирование на уроках литературы гармоничной, всесторонне развитой творческой личности, способной к самореализации. Гармоничное развитие предполагает сочетание в ребенке общечеловеческих, социальных, национальных и личностных ценностей; Всестороннее развитие предполагает участие школьника в разнообразных видах деятельности: интеллектуально-познавательном,ценностно-ориентированном,трудовом,художественно-эстетическом. Творческое развитие предполагает раскрытие и развитие определенных способностей, талантов, заложенных в каждом ребенке. Самореализация предполагает развитие самостоятельности, способности принимать решения, способности к выбору.

Слайд 6

Научное обоснование: труды С.В.Кульневич, Н.Е.Щурковой, ученых и учителей-практиков, работающих по принципам личностной ориентации в педагогической деятельности Методологическая основа образовательной модели «Струны души»: парадигма развивающего личностно-ориентированного обучения и воспитания

Слайд 7

Принципы, на которых строится образовательная модель: Гуманизация, Гуманитаризация; Индивидуализация; Демократизация; Эстетизация; Принципы развития личности

Слайд 8

Механизм реализации образовательной концепции «Струны души» Социально-психологическая поддержка Профилактика коррекция отклоняющегося от норм поведения развивающая среда Условия для творческого развития

Слайд 9

Содержание образовательной модели «Струны души» Образовательная модель строится с учетом естественно-культурных, социально-психологических задач развития каждого классного коллектива. А также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Первый блок «В мире прекрасного» (предпрофильный) включает с 5 по 8 класс. Цель этого блока раскрыть и начать формировать творческие и индивидуальные качества личности. На этом этапе работы основной упор делается на эстетическое развитие учащихся. Так как эстетическое воспитание—важнейший фактор становления личности. Наряду с односторонне интеллектуальным развитием эстетическое воспитание развивает эмоционально-нравственную культуру личности, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни. Формирует активную жизненную позицию личности. 5-6 классы Проблема «Жизнь-литературное произведение-писатель» 5 кл основным предметом изучения является художественное произведение во взаимосвязи с теми явлениями жизни, которые в нем отражены 6 кл Проблема становится социально более конкретной и из общечеловеческого плана переключается в общественно-исторический. .Круг вопросов´ человек и Родина, героическое и обыденное, человек и его поступок

Слайд 10

7 класс От изучения отдельного произведения к осознанию своеобразия идейно-художественной позиции писателя. Анализ художественного произведения направлен на сопряжение эстетического и этнического, исторической и художественной конкретики литературного произведения, нравственных проблем времени. 8 класс «Герой и время» (социально-нравственное содержание) «Жанры литературных произведений» (теоретико-литературный аспект) Акцент делается на ряде ключевых нравственных проблем, важных как для понимания эволюции литературы, так и для формирования личности учащихся.

Слайд 11

9 класс Смена эпох развития литературы. Изучение литературных направлений творческого пути писателя. Система «правил» каждого направления неизбежно видоизменяется и варьируется в индивидуальном творчестве художника. Второй блок «Человек красивый» (профильный) включает с 9 по 11 класс. Цель этого блока формирование нравственно-волевой, творческой личности, сделавшей первый выбор в своей жизни. В этом блоке у учащихся формируется осознание важности профилирующих учебных предметов, формируется способность организации своей жизни. Умение планировать свою деятельность. Применения учащимися навыков взаимоотношений в обществе.

Слайд 12

10 класс Изучение творческого пути писателя как отражения, преломления основных идей эпох 11класс Формирование способности самостоятельно оценивать явления современной художественной культуры. Курс литературы 20 века строится на историко-литературной основе. Формирование системы умений, необходимых для послешкольного самообразования

Слайд 13

Образовательная модель «Струны души» в учебном процессе Художественная литература—искусство слова, является средоточием нравственного и эстетического опыта поколений. Цель литературного образования—интеллектуальное и эмоциональное обогащение личности благодаря гуманистическому потенциалу литературы. Опираясь на общую культуру ученика, мы должны стимулировать его развитие, приобщив к духовному богатству русской и мировой литературы, влиять на ценностные ориентации личности и направлять реальное поведение человека. Литература как предмет искусства является мощным фактором развития личности, она дает возможность самореализации, смыслотворчества каждому, не подчиняя уровень развития личности какому-нибудь стандарту, принимая как результат сам процесс совершенствования, востребованность личности, ее творческий потенциал. На современном этапе изучения литературы направлено на достижение следующих целей: Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста. Понимания авторской позиции. исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Слайд 14

Методы и формы контроля по литературе в системе образовательной модели «Струны души» Проверка знаний учащихся—это один из важнейших этапов процесса обучения. Функции проверок обучающая, развивающая; воспитывающая Виды контроля знаний: текущая; промежуточная; итоговая Методы и формы контроля по литературе зависят от уровня класса : базовый, профильный уровень класса

Слайд 15

Методы контроля в профильном(социально-гуманитарном) 10 «а» классе Сочинения; Реферат; Проект; Контрольные работы; Интерпретация художественного произведения, Устный экзамен; Тест; Устный ответ; Семинар Олимпиада и др. Методы контроля в физмат 10 «в» классе (якутский): Сочинения; Реферат; Устный ответ; Контрольные работы; Устные ответы; Творческие работы; Тест Методы контроля в физмат 10 «г» классе(якутский): Сочинения; Изложения; Контрольные работы; Устные ответы; Презентационные проекты ; Тест

Слайд 16

Способы оценки знаний по образовательной модели Оценивание знаний производится по традиционной пятибалльной системе В методике учета и оценивания знаний присутствуют все психологические аспекты, характерные для игровых ситуаций (побуждение к активному действию, заинтересованность, стремление к результату и личная ответственность за него). Любую нежелательную для себя оценку ученик получает право исправить. Не “закрыть” новой оценкой, полученной за ответ по другому материалу, как это было раньше, а исправить в полном смысле этого слова. Для этого достаточно подойти к учителю и сообщить ему о своей готовности ответить именно по “проваленному” разделу. Нетрудно понять, что ежедневный всеохватывающий контроль в форме письменных работ и резкое увеличение количества устных ответов в разных формах не могут не сказаться положительно на отношении ребят к учебе и на их знаниях. Это мощные психологические факторы направленного действия. Уже после 2–3 уроков приходит абсолютное понимание: лазеек нет, необходимо работать ежедневно. Таким образом, ученик начинает работать, ориентируясь на самоконтроль.

Слайд 17

Технологическая карта динамики развития учащегося по образовательной модели «Струны души» 1 . Базовый стандарт по литературе 1 Знание художественного текста Умения 2 Интерпретация художественного текста Нахождение эмоционального лейтмотива и основной проблемы произведения; развитие сюжета, конфликта, смены чувств; слово-образ, стилистическая окрашенность; сопоставление героев, ситуаций; общие свойства произведений одного жанра и индивидуальная особенность писателя 3 Объем историко-, теоретико-литературных знаний Уметь находить теоретические определения в тексте, объяснять их роль 4 Техника чтения Выразительное чтение, скорость чтения, осознанность чтения 5 Виды пересказа Подробный, краткий, с вопросами , по плану 6 Оценка прочитанного Уровень самостоятельного суждения, оценка по предложенному плану 7 Литературно-творческая деятельность Сочинения, изложения, творческие работы , проекты

Слайд 18

Критерии оценивания по технологической карте динамики развития учащегося в образовательной модели «Струны души» Базовый стандарт по литературе «5» «4» «3» «2» 1.Знание художественного текста знает весь текст знает текст хорошо, но немного поверхностно знает текст не полностью, а фрагментарно не знает текст, но слышал о нем 2.Интерпретация художественного текста может дать свою интерпретацию самостоятельно может дать интерпретацию самостоятельно, но с опорой на схему может дать интерпретацию по схеме шаблонно не может интерпретировать 3.Объем историко-, теоретико-литературных знаний Объем знаний 100% Объем знаний 80-60% Объем знаний 50-30 % объем знаний менее 30% 4.Техника чтения Осознанный быстрый темп чтения Осознанный темп чтения Темп медленный Неосознанное медленное чтение 5.Виды пересказа все виды пересказа Подробный, затрудняется сжатый пересказ Пересказ по вопросами плану Пересказ по вопросам и пла 6.Оценка прочитанного Может самостоятельно оценить Может оценить с помощью вопросов Может оценить по предложенной схеме Не может пересказать 7.Литературно-творческая деятельность Владеет всеми видами литературно-творческой деятельности Владеет всеми видами деятельности, но допускает ошибки Частично владеет видами деятельности Совсем не владеет литературно-творческой деятельностью

Слайд 19

2. Развитие личностных качеств учащегося (развитие компетенций) 1 Креативные (творческие) качества Фантазия, воображение, вдохновенность, раскованность мысли 2 Конгитивные (познавательные) качества Логическое познание, эмоционально-образное познание, смысловое видение, анализ-синтез 3 Оргдеятельные качества Активность, вовлеченность. адаптирование, уверенность, работоспособность, рефлексия, самооценка 4. Воспитанность Доброта Вежливость Тактичность

Слайд 20

Заключение В современный век бурного прогресса науки и техники очень важно сохранить духовные ценности, не потерять их. Духовное развитие учеников в стенах школы в основном становится делом учителей-словесников. Выбор учителем новых концепций, технологий должен быть оптимальным с учетом возможностей школы, государственного заказа, достижения науки в области изучения человека и ориентирована на личность ученика, на его возможности и потребности, склонности. Ведь именно школа—это то место, где ученики проживают жизнь. Задача учителя спроецировать , развить способности личности , предложить ему свободный выбор в построении собственной жизни. В заключение хотелось бы отметить, что по мнению Корякиной Н.А. настоящий учитель это тот человек, который « имеет дар формирования другого человека»

Слайд 21

Итоги работы Работа с одаренными учащимися Предметные олимпиады 2006-2007 г. Городская олимпиада по литературе. Слепцова Лина 9 «а» 4 место 2007-2008г .Городская олимпиада по литературе Прокопенко Алена 10 а 1 место(русская шк) Заочный тур республиканской олимпиады по литературе 2 место Участница суперфинала олимпиады по литературе (сертификат) Николаева Катя 10г (НШ) 2 место Харитонова Аня 9 В (НШ) 5 место 2008-09 г. Городская олимпиада по русскому языку Прокопенко Алена 11 «а» 1-2 место Будикина Маша 10в 2 место (НШ) НПК, творческие конкурсы 2006-2007г. Слепцова Лина 9 «а» Якутская экспедиция Е.Евтушенко Республиканская НПК Самсоновские чтения (сертификат) Слепцова Лина 9 «а» 2 место Городской конкурс-викторина «Человек читающий» Илистярова Айта (благодарность) Республиканский конкурс «Письмо другу» Прокопенко Алена 9 «а» 1 место 2007-2008 г. Городское НПК «Языкознание для всех» Прокопенко Алена 3 место Участие в городском туре НПК «Шаг в будущее» (сертификат) 1 всероссийский конкурс «Гайдар. Время. Мы« Илистярова Айта Конкурс «Русским языком вам говорят..» (поощрение) 24.04.08.Конкурс литературного творчества «Проба пера» Центр для детей и юношества Национальной библиотеки РС (я) и журнал «Чолбон» март (всего 7 учащихся: Петрова Н, Терехова А.,Прокопенко А.,Сергеева Т,Малышева М.,Осипова А., Васильева А,), всем участникам сертификаты, Благодарственное письмо учителю от организаторов конкурса 30.04.08.Городской смотр-конкурс агитбригад"Знай, законы - выполняй, безопасность - соблюдай!"8 «в» класс, участие,сертификат, Благодарственные письма от МВД РС(Я) Городская НПК «Языкознание для всех» Прокопенко Алена 3 место Участие в городском туре НПК «Шаг в будущее» (сертификат) Слепцова Лина 10 «а» Эволюция жанра романса в 19 и 20 веках (исследовательская работа) Школьный тур НПК «Шаг в будущее» 1 место Региональная НПК для школьников «Савиновские чтения:экология, физика,лирика»(24.03.08 г.) Слепцова Лина 2 место Прокопенко Алена 3 место 2008-09г. Городская НПК «Языкознание для всех» Ефремова Катя 10 «в» класс 3 местоза исследовательскую работу «Теория и практика перевода с якутского на русский язык» Городская НПК «Шаг в будущее» 2 место, республиканская НПК «Шаг в будущее» 4 место

Слайд 22

Устные экзамены по литературе 2006-2007 9 «а» литература (по билетам) Всего 7 учащихся: успеваемость 100% , качество 100% 9 «г» литература: (реферат)всего 1 учащийся, 100 успеваемости и качества 2007-2008 (1 полугодие) Промежуточная аттестация по литературе 8 «в» (тест) 7 учащихся : 100% успев, качество, 83,5% 10 «в» ( реферат)1 ученик 100% успев и качество 2007-2008 г. Промежуточная аттестация 1 полугодие 2007-2008 г. Литература: 8 «в» (тест) 7 учащихся : 100% успев, качество, 83,5% 10 «в» ( реферат)1 ученик 100% успев и качество Промежуточная аттестация 2 полугодие 2007-2008 г. Литература: 8 «в» класс (тест+устный ответ по темам): 100% 10 «а» класс (билеты, реферат) 23 ученика 100%, кач.74% Литература 9 «в» кл (защита рефератов)—2 учащ-ся, 100% успев., 100% кач.

Слайд 23

Обученность учащихся по литературе за 2006-07 г 2007-08 г.

Слайд 24

Технологическая карта динамики развития ученицы 11 «а» класса МОУ СОШ №17 Осиповой Анны

Слайд 25

Список использованной литературы 1.Кульневич С.В. Не совсем обычный урок, Ростов на Дону, 2001 г. 2.Каджаспирова Г.М. Педагогический словарь, М.,2001 г 3.Маранцман В.Г. Программа по литературе. М.,1992 г 4.Потемкина Т.В. Методы и формы контроля на уроках литературы, М.,2005 г. 5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М.,1998 г. 6.Сборник нормативных документов, Литература,2006 г. 7.Смолина Е.А. Развитие креативной функции личности 8.Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения, М.,2000 9.Щуркова Н.Е. Культура современного урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...

Образовательная программа "Природа глазами души"

Программа по нравственному воспитанию учащихся 5-7 классов с ограниченными возможностями здоровья с элементами экологической грамотности...

Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"

1.      Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по  духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...

Образовательная программа "Русская душа", ансамбля песни и танца "Рябинушка"

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Русская душа".Возраст: от 7-16 лет; Срок реализации:5 лет;Составители:педагоги дополнительного образования Словягина Анна Анатольевн...

Образовательный проект "Подари тепло своей души"

Создание условий для людей с ОВЗ разной возрастной категории в развитии их творческих способностей....

Мастер-класс Душа" В рамках районного конкурса специалистов образовательных организаций " Воспитать человека"

Поговорим?- О чем?- О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Ведь что-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?- Поговорим, вдруг будет интересно....