Урок ИЗО 5 кл. "Глазам - радость, душе - отрада!"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М.Неменского "Древние образы: единство формы и декора в народных игрушках"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_izo_5_klass.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Глазам - радость, душе - отрада!”
Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.
(Тема урока по ИЗО в 5 классе по программе Б.Неменского)
Самая существенная черта русского народного промысла - праздничное ощущение радости.
Л. Н. Толстой
Цель урока: Знакомство с традиционными элементами росписи в игрушке различных
народных промыслов и выявление единства формы и декора.
Задачи:
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главные
и отличительные черты и особенности изделия различных народных промыслов;
развивать пространственное воображение;
- обучающие: познакомить с традиционными элементами дымковской,
филимоновской, каргопольской росписей, сформировать навыки выполнения
этих элементов;
- воспитывающие: прививать любовь и уважение к мастерам народного
творчества, повышать интерес учащихся к изделиям народного искусства,
воспитывать художественный вкус.
Решаем проблему, используя методы и технологии:
- Метод интеграции искусств.
- Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
- Метод сравнений (ассоциации).
- Компьютерная технология на уроках ИЗО.
Оборудование: магнитофон, компьютер, медиапроектор, экран, презентация, плакаты и иллюстрации с изображением глиняных игрушек, таблицы с образцами росписи орнамента на дымковской, филимоновской и каргопольской игрушках; шаблоны игрушек, гуашь, кисти, баночки для воды, тряпочки для вытирания кисточек
Музыкальный ряд:
Русская народная музыка
Тип урока:
Комбинированный
План урока.
- Организационный момент
- Беседа.
- Закрепление темы.
- Постановка художественной задачи и практическая работа.
- Подведение итогов.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Беседа.
- Ребята! С самого детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие?(Кукла, мячик, кубики и т.д.).
- Из чего они сделаны? (Из пластмассы, ткани, меха, дерева).
- А где изготавливают эти игрушки? (На фабрике). Все фабричные детские игрушки похожи – одну от другой не отличишь.
- А для чего людям игрушки? (ответы детей – для игры)
-Для игры, конечно! А еще? (игрушки помогают быть добрыми и веселыми, помогают придумывать и строить.)
- Кто из вас догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- А вы знаете, что самой старой кукле на свете 2000 лет. Археологи нашли ее в одной из древних римских гробниц. Когда реставрировали эту куклу, выяснили грустную историю владелицы: игрушка принадлежала девочке из знатного рода. По древнему обычаю девочка была помолвлена с неким Филетом. Имя было выгравировано на перстне. Девочка умерла, не дожив до свадьбы, и кукла попала в гробницу.
Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены. Лица и руки часто не делали или намечали условно зарубками. Ведь это был образ собирательный, без индивидуальных черт. Мастер выделял лишь типичное, характерное. Куклой могло стать и березовое полено. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку и игрушка готова.
Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми.
Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если относятся к своим игрушкам плохо - быть беде. А еще была такая кукла «оберег». Ее клали к ребенку в колыбель, считая, что она охраняет его покой и сон.
- В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы…
Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.
- Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, самые известные Дымковские, Филимоновские и Каргопольские.
А теперь мы поближе познакомимся с народной глиняной игрушкой.
- Готовясь к уроку, ребята провели поисковую работу и готовы нам рассказать о Дымковской игрушке. (Слайд № 3-7)
(рассказ ученика __________________________ )
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.
Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась Дымковская игрушка.
Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки. И до сих пор люди не забыли гончарное ремесло.
(рассказ учени___ ________________________)
Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи, потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали таким образом: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие –яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.
(Слайд № 8, 9)
- На доске представлены фрагменты орнамента дымковской игрушки. Зарисуйте их себе в тетрадь.
- А теперь посмотрите вот на эту красоту
Филимоновская игрушка. (Слайд № 10,11 ) Об этой игрушке нам расскажут ___________________________________________________________________________
Рассказ ученика. По местному преданию основателем деревни ( еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново.
Росписью, она очень смелая. У них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.
Рассказ ученика. Каким узором украшены филимоновские игрушки? В основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? В хвосте зверей и птиц.
Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.
- Зарисуйте элементы филимоновского орнамента себе в тетрадь.
- А вот Каргопольская игрушка. Её родина - русский север. Каргопольский район Архангельской области. (Слайд № 12, № 13)
Рассказ ученика Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.
Рассказ ученика Как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.
- Зарисуйте элементы каргопольского орнамента себе в тетрадь.
Физминутка:
Поедем с вами весело! (дети встают)
Поехали – поехали ( маршируют)
В лес за орехами!
Наклонились – собираем! (наклоны вперед)
Потянулись вверх – срывам!
Их в корзиночку кладем (садятся)
и на ярмарку везём! ( маршируют)
- Закрепление темы
- Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки?
(Ответы учащихся)
- Правильно! Все они сделаны из глины.
- А в чем различия? - Кто знает, какая характерная отличительная особенность у Дымковской, у Филимоновской , у Каргопольской игрушки.(узоры, форма, цвет)
- Узоры. ( Дымковские - круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии; филимоновские - сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников; каргопольский орнамент глиняных фигурок - точки, чёрточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре.)
- Форма (Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной; филимоновские игрушки у них удлиненные пропорции у всех животных сильно вытянуты шеи; каргопольские игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми, большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату;)
- Какие цвета брали для росписи игрушек? (Дымковская до 10 цветов; филимоновская – 3 основных: красный, желтый, зеленый (синий); каргопольская - белый, зелёный, голубой, красный, чёрный цвета.)
Надеюсь, вы теперь сможете определить, где игрушка дымковская, а где – филимоновская, где- каргопольская.
IV. Постановка художественной задачи и практическая работа
Сейчас я предлагаю вам стать мастерами игрушечных дел или просто игрушечниками и расписать каждому свою игрушку. Вернее, силуэт игрушки.
Внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для Дымковской, Филимоновской, Каргопольской игрушки. Не забудьте и о цветовой гамме.
Пожалуйста, приступайте.
Практическая работа: ребята расписывают силуэт игрушек.
V. Подведение итогов.
В конце урока выставка детских работ.
Какие замечательные работы получились у всех. Теперь мастерицам будет легче украсить свои игрушки, используя эскизы ваших игрушек. Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными? Не зря говорят в народе: “Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит” Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья. Глядишь, и улыбаться хочется.
VI. Домашнее задание. На следующем уроке мы будем с вами знакомиться с другим народным промыслом – Гжельская керамика. Подготовить краски голубых оттенков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"
Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....
Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.
Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....
Презентация научно-исследовательской работы по биологии "Глаза -зеркало души"
Данную презентацию можно использовать для НОУ и реферата по биологии....
"Глазам радость, душе - отрада!" Глиняная игрушка. Презентация.сост. Раева С.Г., учитель технологии
Очень красивая и яркая презентация учебного мпатериала по изобразительному искусству по теме "Глиняная игрушка" 5 класс.В презентации представлены наиболее известные народные игрушки, особенности их р...
Проект "Для радости души музыкальные инструменты хороши"
Одна из актуальных задач - формирование и развитие более богатого сенсорного опыта старших дошкольников с ТНР в элементарном музицировании....
Презентация к проекту «Для радости души музыкальные инструменты хороши»
История возникновения музыкальных инструментов (ударных, струнных, духовых...)....
Урок ситуационная задача "Глаза -Зеркало души"
Разработка урока, ситуационная задача "Глаза -зеркало души"...