СЛОВО –ДЕЛО ВЕЛИКОЕ
статья по русскому языку (5, 6, 7 класс)

     ...   Русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос об осуществлении метапредметных связей особенно важен. Всем нам хорошо известно, что метапредметные связи отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными  предметами...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метапредметная роль русского языка в современном школьном образовании в РФ.

                                                                    СЛОВО –ДЕЛО ВЕЛИКОЕ  

                                                        /Л.Н.Толстой/

                                                 Ученик - это не сосуд, который нужно    

                                                    наполнить, а факел, который нужно зажечь»

                                                                                              Плутарх.

                                            «Как название, как указание на предмет,

                                       Слово является вещью культурно-исторической.»

В.В. Виноградов.

                               Всё, что находится во взаимной связи, должно  

                   преподаваться в такой же связи"

                                                                  Я. А. Коменский                    

         Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.
       Язык связан со многими сферами человеческой жизнедеятельности, что объективно определяет высокую потребность в нем и его высокую ценность.

        Русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос об осуществлении метапредметных связей особенно важен. Всем нам хорошо известно, что метапредметные связи отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными  предметами.

       Можем ли мы поставить знак равенства между «СЕГОДНЯ» и значением

 слова  «МЕТАПРЕДМЕТ»? Конечно, безусловно. Обратим внимание на один из наших эпиграфов.

       Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»,- сказал Плутарх. Я думаю, что вы согласитесь со мной в том, что зажечь этот факел мы сможем, опираясь на метапредметное обучение. Ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. И потому понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» сегодня, в 21 веке, особо популярны.                                                                               

       Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого. Это и осуществляется на уроках русского языка: метапредметный материал применяется в сообщении (слове) учителя, в его беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений.

Обратимся к нескольким урокам русского языка в 6 классе (Это примеры из моей практики, так как работаю я в этом году в 6 классах).

        Урок по теме « Начальные  и конечные предложения текста».

После обобщения темы «Текст. Начальные и конечные предложения текста»

Идет работа над упражнением №73 (Русский язык 6 класс Ладыженская 1 часть,2017г.). В условии упражнения сказано продолжить текст по данному началу «Есть среди животных удивительные мастера маскировки…» и дан рисунок с изображением хамелеона. Учащиеся вспомнили и других мастеров маскировки, указали их в своих работах, при этом назвали различия между ними. Получилось, что при выполнении этого творческого задания шестиклассники не только совершенствовали свою устную и письменную речь, развивали коммуникативные навыки, но и повторили учебный материал из биологии, окружающего мира.

        Нужно отметить, что при выполнении этого упражнения имел место и воспитательный процесс, потому что обсуждалось и то, какой человек сродни хамелеону. Но о связи с литературой нужно ли и говорить? Вспомним произведение А.П.Чехова «Хамелеон».

             Здесь уместно привести, например, и упражнение №35 (Русский язык 6 класс Ладыженская 1 часть,2017г.). Работая над морфемами и выделенными словами, то есть выполняя лингвистический анализ слов, упражнения, учащиеся вспоминают о роли дерева в нашей жизни.

       Следующий урок русского языка в 6 классе. Тема  « Фразеологизмы. Источники фразеологизмов». Работая над составлением сообщений о возникновении таких фразеологизмов, как: «Во всю Ивановскую»,» Сирота Казанская» и «Верста Коломенская», учащиеся соприкоснулись с историей России.

         Таких примеров отнюдь не мало. Неконтекстный и контекстный материал других наук используется на уроках русского языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих те или иные изучаемые языковые или речевые явления. Ведь все предметы, признаки предметов, действия – все называется словом. А изучается   слово в учебнике, в данном случае, русского языка. Оно и есть эффективное средство общения, хранения, передачи информации, средство выражения чувств, переживаний. Именно об этом сказал и  В.В. Виноградов:  «Как название, как указание на предмет, слово является вещью культурно-исторической.»

        И все-таки что является результатом метапредметного обучения? Несомненно, сформированность целостной личности учащегося, а так же обеспечение преемственности всех ступеней образования.

       Какова же классификация метапредметных компетенций? Вот классификация по А.В. Хуторскому: ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования.        

        Метапредметная роль русского языка в школьном образовании осознавалась давно (достаточно вспомнить слова Ф.И. Буслаева, который называл русский язык предметом предметов в школе), однако сегодня она должна рассматриваться с учетом изменившейся социокультурной ситуации в стране и в мире в целом, а также с учетом достижений современной науки и практики. То есть, как сказал чешский педагог-гуманист Я.А.Коменский:                               «Всё, что находится во взаимной связи, должно  преподаваться в такой же связи».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метапредметная роль в современном школьном образовании в РФ

Слайд 2

Слово-дело великое… Л.Н.Толстой .

Слайд 3

«Ученик-это не сосуд,который нужно наполнить, а факел,который нужно зажечь.» Плутарх. «Как название,как указание на предмет, слово является вещью культурно-исторический.» В.В.Виноградов

Слайд 4

Русский язык-учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывая личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. Язык связан со многими сферами человеческой жизнедеятельности, что объективно определяет высокую потребность в нем и его высокую ценность. Русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос об осуществлении метапредметных связей особенно важен. Всем нам хорошо известно, что метапредметные связи отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами. Можем ли мы поставить знак равенства между «СЕГОДНЯ» и значением слова «МЕТАПРЕДМЕТ»? Конечно, безусловно. Обратим внимание на один из наших эпиграфов

Слайд 5

Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»,- сказал Плутарх.

Слайд 6

Я думаю, что вы согласитесь со мной в том, что зажечь этот факел мы сможем, опираясь на метапредметное обучение. Ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. И потому, понятия « метапредмет », « метапредметное обучение» сегодня, в 21 веке, особо популярны. Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого. Это и осуществляется на уроках русского языка: метапредметный материал применяется в сообщении (слове) учителя, в его беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений. Обратимся к нескольким урокам русского языка в 6 классе (Это примеры из моей практики, так как работаю я в этом году в 6 классах).

Слайд 7

Урок по теме « Начальные и конечные предложения текста». После обобщения темы «Текст. Начальные и конечные предложения текста» идет работа над упражнением № 73( (Русский язык 6 класс Ладыженская 1 часть ,2017г .). В условии упражнения сказано продолжить текст по данному началу «Есть среди животных удивительные мастера маскировки…» и дан рисунок с изображением хамелеона.

Слайд 8

Учащиеся вспомнили и других мастеров маскировки, указали их в своих работах, при этом назвали различия между ними. Получилось, что при выполнении этого творческого задания шестиклассники не только совершенствовали свою устную и письменную речь, развивали коммуникативные навыки, но и повторили учебный материал из биологии, окружающего мира. Нужно отметить, что при выполнении этого упражнения имел место и воспитательный процесс, потому что обсуждалось и то, какой человек сродни хамелеону. Но о связи с литературой нужно ли и говорить? Вспомним произведение А.П.Чехова «Хамелеон»

Слайд 9

Здесь уместно привести, например, и упражнение № 35( Русский язык 6 класс Ладыженская 1 часть ,2017г.). Работая над морфемами и выделенными словами, то есть выполняя лингвистический анализ слов, упражнения, учащиеся вспоминают о роли дерева в нашей жизни. Следующий урок русского языка в 6 классе. Тема « Фразеологизмы. Источники фразеологизмов». Работая над составлением сообщений о возникновении таких фразеологизмов, как: «Во всю Ивановскую»,» Сирота Казанская» и «Верста Коломенская», учащиеся соприкоснулись с историей России.

Слайд 11

Урок по теме «Правописание не с разными частями речи. Разбирая численные коэффициенты «равенство-неравенство», «четное-нечетное», учащиеся не только усваивают математические термины, но и повторяют правило «Правописание НЕ с разными частями речи». Таких примеров отнюдь не мало. Неконтекстный и контекстный материал других наук используется на уроках русского языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих те или иные изучаемые языковые или речевые явления. Ведь все предметы, признаки предметов, действия – все называется словом. А изучается слово в учебнике, в данном случае, русского языка. Оно и есть эффективное средство общения, хранения, передачи информации, средство выражения чувств, переживаний.

Слайд 12

Именно об этом сказал и В.В. Виноградов: «Как название, как указание на предмет, слово является вещью культурно-исторической.» И все-таки что является результатом метапредметного обучения?. Сформированность целостной личности учащегося, а так же обеспечение преемственности всех ступеней образования. Какова же классификация метапредметных компетенций? Вот классификация по А.В. Хуторскому: ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования. Метапредметная роль русского языка в школьном образовании осознавалась давно (достаточно вспомнить слова Ф.И. Буслаева, который называл русский язык предметом предметов в школе), однако сегодня она должна рассматриваться с учетом изменившейся социокультурной ситуации в стране и в мире в целом, а также с учетом достижений современной науки и практики.То есть, как сказал чешский педагог-гуманист Я.А.Коменский: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

Слайд 13

Социокультурный подход — методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный урок-игра "Слово - дело великое"

Методическая разработка включает  вступительное слово библиотекаря о необходимости изучения родного языка, лингвистическую игру, высказывания о русском языке, пословицы и поговорки о слове.  Цель меро...

Слово - дело великое

Разработка внеклассного мероприятия...

Слово -дело великое!

Слово -дело великое! (Материал в классный уголок)...

Презентация "Вклад моей семьи в дело Великой Победы"

В презентации  рассказывается о боевом пути ветеранов  ВОВ Мухтырова В.М.,  Романова Н.А . Презентацию приготовили внуки ветеранов, учащиеся 5 класса....

Урок культуры речи "Слово - дело великое!"

На данном уроке учащиеся исследуют два вопроса: почему происходит оскудение речи и что надо делать, чтобы обогатить собственную речь....

Презентация к уроку культуры речи "Слово - дело великое!"

Материалы и задания к уроку культуры речи "Слово - дело великое!"...

Внеклассное мероприятие "Слово - дело великое"

Сценарий внеклассного мероприятия с учащимися 7-9 классов. Цель: воспитание культуры речи учащихся, профилактика чрезмерного использования в речи слов-паразитов и сленга....