СЛОВО –ДЕЛО ВЕЛИКОЕ
статья по русскому языку (5, 6, 7 класс)
... Русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос об осуществлении метапредметных связей особенно важен. Всем нам хорошо известно, что метапредметные связи отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метапредметная роль русского языка в современном школьном образовании в РФ | 17.58 КБ |
мультимедиа | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметная роль русского языка в современном школьном образовании в РФ.
СЛОВО –ДЕЛО ВЕЛИКОЕ
/Л.Н.Толстой/
Ученик - это не сосуд, который нужно
наполнить, а факел, который нужно зажечь»
Плутарх.
«Как название, как указание на предмет,
Слово является вещью культурно-исторической.»
В.В. Виноградов.
Всё, что находится во взаимной связи, должно
преподаваться в такой же связи"
Я. А. Коменский
Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.
Язык связан со многими сферами человеческой жизнедеятельности, что объективно определяет высокую потребность в нем и его высокую ценность.
Русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос об осуществлении метапредметных связей особенно важен. Всем нам хорошо известно, что метапредметные связи отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами.
Можем ли мы поставить знак равенства между «СЕГОДНЯ» и значением
слова «МЕТАПРЕДМЕТ»? Конечно, безусловно. Обратим внимание на один из наших эпиграфов.
Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»,- сказал Плутарх. Я думаю, что вы согласитесь со мной в том, что зажечь этот факел мы сможем, опираясь на метапредметное обучение. Ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. И потому понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» сегодня, в 21 веке, особо популярны.
Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого. Это и осуществляется на уроках русского языка: метапредметный материал применяется в сообщении (слове) учителя, в его беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений.
Обратимся к нескольким урокам русского языка в 6 классе (Это примеры из моей практики, так как работаю я в этом году в 6 классах).
Урок по теме « Начальные и конечные предложения текста».
После обобщения темы «Текст. Начальные и конечные предложения текста»
Идет работа над упражнением №73 (Русский язык 6 класс Ладыженская 1 часть,2017г.). В условии упражнения сказано продолжить текст по данному началу «Есть среди животных удивительные мастера маскировки…» и дан рисунок с изображением хамелеона. Учащиеся вспомнили и других мастеров маскировки, указали их в своих работах, при этом назвали различия между ними. Получилось, что при выполнении этого творческого задания шестиклассники не только совершенствовали свою устную и письменную речь, развивали коммуникативные навыки, но и повторили учебный материал из биологии, окружающего мира.
Нужно отметить, что при выполнении этого упражнения имел место и воспитательный процесс, потому что обсуждалось и то, какой человек сродни хамелеону. Но о связи с литературой нужно ли и говорить? Вспомним произведение А.П.Чехова «Хамелеон».
Здесь уместно привести, например, и упражнение №35 (Русский язык 6 класс Ладыженская 1 часть,2017г.). Работая над морфемами и выделенными словами, то есть выполняя лингвистический анализ слов, упражнения, учащиеся вспоминают о роли дерева в нашей жизни.
Следующий урок русского языка в 6 классе. Тема « Фразеологизмы. Источники фразеологизмов». Работая над составлением сообщений о возникновении таких фразеологизмов, как: «Во всю Ивановскую»,» Сирота Казанская» и «Верста Коломенская», учащиеся соприкоснулись с историей России.
Таких примеров отнюдь не мало. Неконтекстный и контекстный материал других наук используется на уроках русского языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих те или иные изучаемые языковые или речевые явления. Ведь все предметы, признаки предметов, действия – все называется словом. А изучается слово в учебнике, в данном случае, русского языка. Оно и есть эффективное средство общения, хранения, передачи информации, средство выражения чувств, переживаний. Именно об этом сказал и В.В. Виноградов: «Как название, как указание на предмет, слово является вещью культурно-исторической.»
И все-таки что является результатом метапредметного обучения? Несомненно, сформированность целостной личности учащегося, а так же обеспечение преемственности всех ступеней образования.
Какова же классификация метапредметных компетенций? Вот классификация по А.В. Хуторскому: ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования.
Метапредметная роль русского языка в школьном образовании осознавалась давно (достаточно вспомнить слова Ф.И. Буслаева, который называл русский язык предметом предметов в школе), однако сегодня она должна рассматриваться с учетом изменившейся социокультурной ситуации в стране и в мире в целом, а также с учетом достижений современной науки и практики. То есть, как сказал чешский педагог-гуманист Я.А.Коменский: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово-дело великое… Л.Н.Толстой .
«Ученик-это не сосуд,который нужно наполнить, а факел,который нужно зажечь.» Плутарх. «Как название,как указание на предмет, слово является вещью культурно-исторический.» В.В.Виноградов
Русский язык-учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывая личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. Язык связан со многими сферами человеческой жизнедеятельности, что объективно определяет высокую потребность в нем и его высокую ценность. Русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос об осуществлении метапредметных связей особенно важен. Всем нам хорошо известно, что метапредметные связи отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами. Можем ли мы поставить знак равенства между «СЕГОДНЯ» и значением слова «МЕТАПРЕДМЕТ»? Конечно, безусловно. Обратим внимание на один из наших эпиграфов
Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»,- сказал Плутарх.
Я думаю, что вы согласитесь со мной в том, что зажечь этот факел мы сможем, опираясь на метапредметное обучение. Ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. И потому, понятия « метапредмет », « метапредметное обучение» сегодня, в 21 веке, особо популярны. Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого. Это и осуществляется на уроках русского языка: метапредметный материал применяется в сообщении (слове) учителя, в его беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений. Обратимся к нескольким урокам русского языка в 6 классе (Это примеры из моей практики, так как работаю я в этом году в 6 классах).
Урок по теме « Начальные и конечные предложения текста». После обобщения темы «Текст. Начальные и конечные предложения текста» идет работа над упражнением № 73( (Русский язык 6 класс Ладыженская 1 часть ,2017г .). В условии упражнения сказано продолжить текст по данному началу «Есть среди животных удивительные мастера маскировки…» и дан рисунок с изображением хамелеона.
Учащиеся вспомнили и других мастеров маскировки, указали их в своих работах, при этом назвали различия между ними. Получилось, что при выполнении этого творческого задания шестиклассники не только совершенствовали свою устную и письменную речь, развивали коммуникативные навыки, но и повторили учебный материал из биологии, окружающего мира. Нужно отметить, что при выполнении этого упражнения имел место и воспитательный процесс, потому что обсуждалось и то, какой человек сродни хамелеону. Но о связи с литературой нужно ли и говорить? Вспомним произведение А.П.Чехова «Хамелеон»
Здесь уместно привести, например, и упражнение № 35( Русский язык 6 класс Ладыженская 1 часть ,2017г.). Работая над морфемами и выделенными словами, то есть выполняя лингвистический анализ слов, упражнения, учащиеся вспоминают о роли дерева в нашей жизни. Следующий урок русского языка в 6 классе. Тема « Фразеологизмы. Источники фразеологизмов». Работая над составлением сообщений о возникновении таких фразеологизмов, как: «Во всю Ивановскую»,» Сирота Казанская» и «Верста Коломенская», учащиеся соприкоснулись с историей России.
Урок по теме «Правописание не с разными частями речи. Разбирая численные коэффициенты «равенство-неравенство», «четное-нечетное», учащиеся не только усваивают математические термины, но и повторяют правило «Правописание НЕ с разными частями речи». Таких примеров отнюдь не мало. Неконтекстный и контекстный материал других наук используется на уроках русского языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих те или иные изучаемые языковые или речевые явления. Ведь все предметы, признаки предметов, действия – все называется словом. А изучается слово в учебнике, в данном случае, русского языка. Оно и есть эффективное средство общения, хранения, передачи информации, средство выражения чувств, переживаний.
Именно об этом сказал и В.В. Виноградов: «Как название, как указание на предмет, слово является вещью культурно-исторической.» И все-таки что является результатом метапредметного обучения?. Сформированность целостной личности учащегося, а так же обеспечение преемственности всех ступеней образования. Какова же классификация метапредметных компетенций? Вот классификация по А.В. Хуторскому: ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования. Метапредметная роль русского языка в школьном образовании осознавалась давно (достаточно вспомнить слова Ф.И. Буслаева, который называл русский язык предметом предметов в школе), однако сегодня она должна рассматриваться с учетом изменившейся социокультурной ситуации в стране и в мире в целом, а также с учетом достижений современной науки и практики.То есть, как сказал чешский педагог-гуманист Я.А.Коменский: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
Социокультурный подход — методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный урок-игра "Слово - дело великое"
Методическая разработка включает вступительное слово библиотекаря о необходимости изучения родного языка, лингвистическую игру, высказывания о русском языке, пословицы и поговорки о слове. Цель меро...
Слово - дело великое
Разработка внеклассного мероприятия...
Слово -дело великое!
Слово -дело великое! (Материал в классный уголок)...
Презентация "Вклад моей семьи в дело Великой Победы"
В презентации рассказывается о боевом пути ветеранов ВОВ Мухтырова В.М., Романова Н.А . Презентацию приготовили внуки ветеранов, учащиеся 5 класса....
Урок культуры речи "Слово - дело великое!"
На данном уроке учащиеся исследуют два вопроса: почему происходит оскудение речи и что надо делать, чтобы обогатить собственную речь....
Презентация к уроку культуры речи "Слово - дело великое!"
Материалы и задания к уроку культуры речи "Слово - дело великое!"...
Внеклассное мероприятие "Слово - дело великое"
Сценарий внеклассного мероприятия с учащимися 7-9 классов. Цель: воспитание культуры речи учащихся, профилактика чрезмерного использования в речи слов-паразитов и сленга....