Слово - дело великое
методическая разработка по русскому языку по теме

Шевченко Ольга Леонидовна

Разработка внеклассного мероприятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznav._igra_slovo_-_delo_velikoe.pptx562.34 КБ
Microsoft Office document icon slovo-delo_velikoe.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слово – дело великое

Слайд 2

Эзопов язык Что может быть лучше языка? Что может быть хуже языка?

Слайд 3

«Словарь живого великорусского языка» В. И. Даль – 200 тысяч слов. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегов – 57 тысяч слов.

Слайд 4

Эллочка Щукина – словарный запас 30 слов: Хо-хо мрак жуть парниша подумаешь знаменито хамите

Слайд 5

Современный культурный человек о т 3 до 6 тысяч слов

Слайд 6

Вопросительный знак Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу – За то, что много знать хочу.

Слайд 7

Восклицательный знак Когда слова гремели и блистали, Я в моде был, я был на пьедестале! Однако время новое настало – Оно меня и свергло с пьедестала.

Слайд 8

Многоточие Известно миру с давних пор, Что знак и я немаловажный И не окончен разговор… И начинает думать каждый.

Слайд 9

Мягкий знак Он очень вежлив… Не любит споров он и драк. Он всем старается помочь, Он в слове «мать», и в слове «дочь», И в тихом лунном слове «ночь», Чтоб никого не огорчить , Он всё старается смягчить…

Слайд 10

Слово – дело великое

Слайд 11

Например: Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна. Прасковья Петровна пригласила Порфирия Петровича поужинать пирогами.

Слайд 12

Расставьте знаки препинания, объясните их. Отколе умная бредёшь ты голова

Слайд 13

Красный Пустил стрелу старший брат – полетела стрела к богатому купцу на богатый двор и упала у красного крыльца. Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры. Стоит дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнышко закрывает.

Слайд 14

1. Шиворот навыворот. 2. Спустя рукава. 3. Т очить лясы.

Слайд 15

Закончите пословицы и поговорки Весна красна цветами, а … Весною час упустишь, … Осень прикажет, а … Декабрь год завершает, а… В зимний холод …. Ни в марте воды, … Лето припасает, а … Где в апреле река, там…

Слайд 16

Весна красна цветами, а осень снопами. Весною час упустишь, годом не наверстаешь. Осень прикажет, а весна своё скажет. Декабрь год завершает, а зиму начинает. В зимний холод всякий молод. Ни в марте воды, ни в апреле травы. Лето припасает, а зима поедает. Где в апреле река, там в июле лужица.

Слайд 17

Объясните значение словосочетаний: Грамотный инженер. Грамотное сочинение. Грамотный чертёж. Грамотный ученик.

Слайд 18

Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. Позавчера Вчера Сегодня Завтра Послезавтра

Слайд 19

Определите, где предлоги, а где наречия Вокруг стояла тишина. Туристы расположились вокруг костра. Не мешай слушать, после расскажешь. После небольшого отдыха все запели.

Слайд 20

Назовите названия кинокартин, в названии которых встречаются числительные. Побеждает команда, последней назвавшая кинокартину.

Слайд 21

Все молодцы! Победила дружба! Ура-а-а !



Предварительный просмотр:

Слово – дело великое

                                        Цель: обогащение и развитие словарного запаса

                                                    учащихся; привитие уважения и любви к

                                                    слову.

  1. Вступительное слово.

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованно человека.

В истории русского языка есть пословица, известная всем: «Встречают по одёжке – провожают по уму». Она особенно точно указывает на то обстоятельство, что в человеке прежде всего необходимо ценить его интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов.

О вежливости человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит -  злой; говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый. Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать двух слов, нам не интересны.

Слово – важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.

Мир слов интересен, увлекателен , многообразен и ещё до конца не разгадан, а также неисчерпаем, как космос, как Вселенная.

«Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

В подтверждение этому приведу такой исторический пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом философа Канта. Однажды хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос, почему он подаёт только языки, раб ответил: «А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошёл покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны; язык несёт зло, горе, оскорбление.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке их великое множество. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своём толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С. И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А. С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире всё чаще появляются новые слова и выражения (неологизмы).

Но, к большому сожалению, правильная речь стала редкостью. Неужели русский язык – такой великий и могучий – оскудеет, и мы будем довольствоваться жалким набором слов из лексикона Эллочки Щукиной, высмеянной Ильфом и Петровым? Её словарный запас составлял около 30 слов. Вот некоторые слова и выражения, придирчиво выбранных ею из могучего русского языка: « хо-хо, знаменито, хамите, мрак, жуть, подумаешь, парниша, ого»

Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч. А каков ваш словарный запас? Давайте проверим.

Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского слова. Итак, думайте, размышляйте, дерзайте!

Правила игры: в каждом туре игра идёт до трёх очков. Время размышления над вопросом – 1 минута. Команда, не отвечающая на вопросы, выбывает из игры. Победительницей будет признана команда, одержавшая победу в последнем туре.

А теперь жеребьёвка. После жеребьёвки команд начинается игра.

                   

                                Вопросы для игры

  1. О каких знаках препинания идёт речь?

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь мою в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

                  (Вопросительный знак.)

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала.

                  (Восклицательный знак.)

Известно миру с давних пор,

Что знак и я не маловажный

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

(Многоточие.)

Стихи С. Пиварова

Он очень вежлив…

Не любит споров он и драк.

Он всем старается  помочь,

Он в слове «мать» и в слове «дочь»

И в тихом лунном слове «дочь».

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить…

(Мягкий знак.)

Стихи Н. Высотской

  1. Какой знак препинания впервые был введён Н. М. Карамзиным? Что означает сейчас этот знак препинания?

(Тире. Слово   «тире» заимствовано из французского языка, tirer – «тянуть», что вполне соответствует форме знака.)

3. Как во времена Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки?

(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, чёрточку – единительным, а скобки – вместительным)

4. Какие знаки препинания ставятся вначале предложения?

(Многоточие, тире, кавычки)

            5. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?

            6. Составьте предложение, каждое слово которого начиналось бы букву к (или п, о, н). Например, Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна. Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.

          7. Расставьте знаки препинания, объясните их.

           Отколе умная бредёшь ты голова

                                                   (И. А. Крылов)

         (Отколе, умная, бредешь ты, голова? Разорванное обращение)

        8. Запишите предложение, расставьте знаки препинания.

           На углу, на террасе, сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Аполлоновича.

      9. Слово красный в древнерусском языке имело значение красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый. Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

А) Пустил стрелу старший брат – полетела стрела к богатому купцу на богатый двор и упала у красного крыльца.

Б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

В) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнышко закрывает.

10. Что означают выражения? Когда мы их употребляем?

А) шиворот на выворот

Б) спустя рукава

В) точить лясы

(совсем наоборот, наизнанку; трудиться неохотно, небрежно; весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу)

  1. Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или

отдельными месяцами, или закончите пословицы и поговорки.

Весна красна цветами,…(а осень снопами)

Весною час упустишь –…(годом не наверстаешь).

Осень прикажет, а …(весна своё скажет).

Декабрь год кончает, а …(зиму начинает).

В зимний холод…(всякий молод).

Ни в марте воды,…(ни в апреле травы).

Лето припасает, а…(зима поедает).

Где в апреле река, …(там июле лужица).

  1. Объясните написанные на доске словосочетания.

Грамотный инженер, грамотное сочинение, грамотный чертеж, грамотный ученик.

(Обладающий знаниями в определенной области, не содержащее ошибок, выполненный со знанием дела, умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить)

  1. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня.

(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

  1. Превратите слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число.
  2. Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастерка? Используйте толкования этих слов в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.

 (Нет)

  1. Определите, где предлоги, а где наречия?

А) Вокруг стояла тишина.

Б) Туристы расположились вокруг костра.

       В) Не мешай слушать, после расскажешь.

       Г) После небольшого отдыха все запели.

17. Укажите существительное женского рода.

Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.

18.Как называются жители городов Псков, Уфа, Томск, Курск, Тула?

       19. Отгадайте загадки.

             Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

                                (Книга)

Стоит дом, кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

                                 (Школа)

Какая водица только для умного годится?

                                                         (Чернила)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься скажу.                (Дневник)

Черные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд – сразу заговорят.

                                            (Буквы)

20. С числительными оба, обе составьте несколько предложений, к которым рядом напишите в любом падеже одно из данных существительных: ясли, клещи, ножницы, щипцы.

(Невозможно)

21. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные. Победителем будет та команда, которая последней назовет кинокартину.

Н         Н

Отколе умная   бредёшь   ты    голова

Отколе   умная    бредёшь    ты    голова     

А) шиворот на выворот

Б) спустя рукава

В) точить лясы

А) шиворот на выворот

Б) спустя рукава

В) точить лясы

Грамотный инженер

Грамотное сочинение

Грамотный чертеж

Грамотный ученик

Грамотный инженер

Грамотное сочинение

Грамотный чертеж

Грамотный ученик

А) Вокруг стояла тишина.

Б) Туристы расположились вокруг костра.

В) Не мешай слушать, после расскажешь.

Г) После небольшого отдыха все запели.

А) Вокруг стояла тишина.

Б) Туристы расположились вокруг костра.

В) Не мешай слушать, после расскажешь.

Г) После небольшого отдыха все запели.

Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.

Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.

                       Оба, обе.

          Ясли, клещи, ножницы, щипцы.

                    Оба, обе.

           

              Ясли, клещи, ножницы, щипцы.

                   

 

           

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный урок-игра "Слово - дело великое"

Методическая разработка включает  вступительное слово библиотекаря о необходимости изучения родного языка, лингвистическую игру, высказывания о русском языке, пословицы и поговорки о слове.  Цель меро...

Слово -дело великое!

Слово -дело великое! (Материал в классный уголок)...

Презентация "Вклад моей семьи в дело Великой Победы"

В презентации  рассказывается о боевом пути ветеранов  ВОВ Мухтырова В.М.,  Романова Н.А . Презентацию приготовили внуки ветеранов, учащиеся 5 класса....

СЛОВО –ДЕЛО ВЕЛИКОЕ

   ...   Русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос об осуществлении метапредметных связей особенно важен. Всем нам хорошо известно, что метапредметн...

Урок культуры речи "Слово - дело великое!"

На данном уроке учащиеся исследуют два вопроса: почему происходит оскудение речи и что надо делать, чтобы обогатить собственную речь....

Презентация к уроку культуры речи "Слово - дело великое!"

Материалы и задания к уроку культуры речи "Слово - дело великое!"...

Внеклассное мероприятие "Слово - дело великое"

Сценарий внеклассного мероприятия с учащимися 7-9 классов. Цель: воспитание культуры речи учащихся, профилактика чрезмерного использования в речи слов-паразитов и сленга....