Сценарий "Дела великие Петра"
классный час по истории (8 класс) на тему

Анна Степановна Решетникова


Сценарий интерактивного мероприятия "Дела великие Петра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dela_velikie_petra.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

«Дела великие Петра»

                интерактивный сценарий с использованием видео-материалов

для учащихся 7х-8х классов

Действующие лица:

        Студентки: Анна Головина и Наталья Меньшикова

Дух писаря эпохи Петра I

На сцене – кафедра для докладчика, справа небольшой стол для реквизита.

Под соответствующее музыкальное сопровождение на сцену выходит Студентка

А:        Здравствуйте ребята. Сегодня в нашем Университете заумных мыслей, сокращённо УМзаУМ, День открытых дверей. Сегодня наш Университет с радостью встречает всех, кому интересна история России. Я – Студентка исторического факультета. Меня зовут – Анна Головина.

Ребята, пожалуйста, поднимите руке те, кому нравятся уроки истории? А кому история совсем не интересна. Есть такие? Конечно без знания истории человек вполне может прожить жизнь. Но я считаю, что надо избавляться от болезни неуважения к своей истории. Между прочим, чем лучше человек знает историю своей страны, тем сильней у него чувство собственного достоинства. Знаете, что такое чувство собственного достоинства? У кого оно есть? Поднимайте руки. Я за вас очень рада.

И так, сегодня в день открытых дверей мне и моей сокурснице Наташе Меньшиковой поручили подготовить доклад … Так, а где же она?  Неужели опаздывает? Что ж, начну без неё.

ДОКЛАД!!!

И так. Я представлю вам доклад про Его величество Императора Петра Великого, он же последний царь Московский  – Пётр Алексеевич Романов, он же Пётр I. Годы жизни: 1672-1725. Годы правления: 1682-1725. Кстати его портрет вы видите на экране. А вот что говорят о личности Петра историки.

Отрывок из д/ф «Русские цари: ПётрI Великий» (рассказ о личности Петра)

Петровская эпоха известна как эпоха бурной реформаторской деятельности в России. Слайд, пожалуйста!

Слайд – список реформ

На сцену выходит Студентка 2

Н:        Вы что, уже начали? Здравствуйте. Извините за опоздание. Не буду мешать. Аня, продолжай.

А:         Вот реформы проводимые Петром:

  • Военная реформа
  • Реформы в промышленности
  • Реформа высших государственных органов. Абсолютная монархия.(реформа центрального управления)  
  • Реформа местного управления (реформа городского управления и областная реформа)
  • Социальная политика. Табель о рангах

Н:        А-а.  А где в этом списке реформа культуры и быта? Мне кажется это очень интересно.

А:        У меня есть, вот, в конце доклада, чуть-чуть… (трясёт бумагами)

Н:        А давай не чуть-чуть. Давай подробнее.

А:        Я подробно не готовила.

Н:        Ну и ладно. Давай вызовем дух самого Петра I, пусть он сам всё расскажет.

А:        Здорово придумала. Давай.

Н:        Иди сюда!

А:        Ребята, вы тоже помогайте. Возьмитесь за руки и сидите тихо-тихо.

Зажигают свечу на столике. Берутся за руки. Свет гаснет. На фоне напряжённой музыки…

Вместе:        Дух Петра I, пожалуйста, приди к нам! (повторить 3 раза, вместе с ребятами)

Кто-то кашляет. Девчонки задувают свечу, прячутся под стол. Темнота

Потихоньку прибавляется свет. Рядом с кафедрой стоит человек, одетый в костюм эпохи Петра с сумкой, в сумке – свитки с указами.

Писарь:        (детям) День добрый, милостивые государи и государыни.

Н:        Здрасьте. А вы кто?

П:        Писарь Его величества императора Петра Великого к услугам вашим. Прослышал о ваших чаяниях да заботах Пётр Алексеевич. Сам занят, вот велел мне явиться, дабы помочь вам во всём разобраться. С чего начать изволите?

Н:        Нам, уважаемый писарь, очень интересно какие реформы проводил Петр I в культуре и быту русского народа?

А:        А я знаю, что Петровские реформы начались с приказа сбрить бороды всем, за исключением духовенства и крестьян, а также с введения иностранного платья. Но хотелось бы поподробнее.

П:        Извольте. Вот указец «О брадобритии» имеется, повелевающий «…чтоб впредь с сего Великого Государева указа бороды и усы брили».

А:        Говорят, что царь самолично борода резал? И было это примерно так…

Видео-отрывок

П:        Ещё Государь ввел ежегодную пошлину на бороду. «Буде, кто усов и бород брить не похотят, а похотят бродить с бородами и усами, с тех имать, с царедворцев и с дворовых, с городовых и всяких служилых, по 60 рублей с человека. А с гостей и гостиной сотни первый статьи по сто рублей. И давать им приказа земских дел знаки, а те знаки носить при себе".

А:        Знаем, знаем. Купцы  платили по 100 рублей в год, дворяне – по 60 рублей, горожане – по 30 рублей. Тем, кто уплатил этот налог выдавался особый "бородовый знак". Вот такой!

Слайд - бородовые деньги

П:        Точно такой. А вот крестьянам разрешалось носить бороду, но у заставы при въезде и выезде из города, с них взималось по 1 копейке с бороды. И духовенство сохранило за собой право носить бороду, и с них налог не взимался.

Н:        А теперь расскажите нам про одежду? Ведь Петровские реформы кардинально изменили дворянский, да и не только дворянский, быт. В самом начале 18 в. царь был очень озабочен внешним видом подданных и прилагал массу усилий к тому, чтобы русский человек внешностью походил на европейца. Был указ о ношении европейской одежды?

П:        (роется в бумагах) Указ-то написан был ещё в 1699 году, да бояре исполняли его только при царском дворе. Так государь издал его повторно 14 января 1700 года, уже желая его точного соблюдения и стал жестко добиваться всеми его повсеместного выполнения. Всего Пётр Алексевич издал 17 различных указов, касающихся внешнего вида своих подданных и правил ношения ими одежды.

На экране слайды в поддержку: русское платье и европейское

А:        У меня есть, что добавить. Можно я? Только вы отойдите.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА

А:        А вот. Во времена Петра1 появились и первые модники.  Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол  и кафтан. Кафтан носили незастегнутым – нараспашку. Мужские штаны стали короткими, к ним полагались белые шелковые чулки.  Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты.

Н:        Ещё тогда в моду вошёл парик. Между прочим при всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и вообще, придавал своему владельцу представительный вид.

Слайды: портреты вельмож Петровской эпохи

А:        Всё равно, как ни богаты и красивы были мужские наряды, им было далеко до женских. Дама, одетая в нарядное платье, напоминала изящную фарфоровую статуэтку.

        

Слайды

Н:        Милостивый государь. Расскажите нам, пожалуйста, про ассамблеи.

П:        А что рассказывать.? (достаёт указ) Были введены ассамблеи в 1718 году, по указу царя, На ассамблеях обязательно было присутствие женщин, и это было серьезным изменением положения женщин в обществе. На этих вечерах были игры, танцы, чай, лимонад, шоколад и т.д. Вот помнится, на одной из ассамблей…

А:        Давайте посмотрим, как это было.

Видео-отрывок

Н:        А мне музыка понравилась. Ребята! Знаете, а вы знаете танцы той эпохи.

Угадай-ка: менуэт, гавот, полонез, полька…

Выбрать 2-х мальчиков и одну девочку.

Н:        Предлагаю, попробовать станцевать так, как танцевали на ассамблеях.

Па-де-грасс!

Игровой момент –

1-я фигура – падеграс-променад (пары идут по кругу)

2-я – падеграс-поклон

3-я – падеграс-поворот

4-я – падеграс-смена партнёров и снова променад.

А:        Продолжим урок. Каких только указов не издал Петр. Его заботил и внешний вид, и поведение подданных, и политика, и торговля, и ремесла, и строительство и еще бог знает что. Он даже сменил в стране календарь.

Н:        Да ты что?

П:        (роется в бумагах) Точно так. Вот указец имеется. От 1699 году декабря в 20 день. Великий государь, царь и Великий князь Петр Алексеевич указал впредь лета счислять и писать с нынешнего генваря с 1-го числа от Рождества Христова 1700 года, по обычаю других Европейских христианских областей, а не от сотворения мира, как прежде в России употребляемо было и году начало числилось с 1 числа сентября.

Н:        Я не поняла.

А:        Ну что тут непонятного? Раньше Новый год отмечали 1-ого сентября, а по указу стали отмечать 1-ого января.  Мы все празднуем Новый год, как повелел царь Пётр I.

Слайд в поддержку про календарь и Новогодний праздник.

П:        И ещё в знак доброго начинания Нового века приказано было «в царствующем граде Москве учинить украшения из ветвей еловых, сосновых и можжевеловых на всех больших и проезжих улицах, отправлена ж и пушечная стрельба довольная и фейерверк на Красной площади, а по дворам ворота украшены зелеными ветвми и древами с разными светы, емблемами и симболами». Стоять тому украшению положено с 1 по 7 января. А по вечерам повелели на улицах, где позволяла ширина, зажигать «иллуминацию» — то есть огни или попросту костры. Так у нас появились новогодние елки.

А:        Ну, за это, Петру Алексеевичу, спасибо. Я новый год люблю.

Бой часов. В записи - Ваше время истекло…

Вместе:        Как?

А:        Подождите, у меня ещё про образование, про армию… Вот, (тараторит) чтобы научить солдат различать лево и право, Петр Первый приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую — солому. Фельдфебелю оставалось только командовать: «сено — солома, сено – солома», и вся рота печатала шаг. (марширует)

В записи: Ваше время истекло…

Вместе:        Ну, почему?

П:        Милостивые государи и государыни – это мне пора. Весьма польщён был приёмом. Позвольте откланяться… Удаляюсь…

Под музыкальное сопровождение Писарь исчезает.

Н:        Прикольный дядька. Что, Аня, будешь дальше рассказывать?

А:        Конечно! Что я зря материал собирала?

Н:        Давай. Я тоже послушаю.

А:        Дворянский быт изменялся и в следствие того, что царь заставлял дворян учиться, служить в армии и флоте, в учреждениях гражданского управления. Еще со времен первой поездки за границу, Петр вынашивал план создания морской школы в России. В 1701 г. его указом открывается в Москве Навигацкая школа. В составлении программы принимал участие сам царь, упор делался на математические и морские науки – арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация.

Возможно вот так проходили самые первые уроки навигации.

Видео-отрывок

А:        Подведём итог. Внимание на экран.

Видео-отрывок

Н:        Я хочу тоже добавить! Ребята, сегодня мы с вами можем наблюдать культурное наследие, которое осталось после Петра I. Сохранились многие учреждения культуры, памятники искусства и архитектуры, которыми наша страна гордится и сегодня. Все мы знаем, что город Санкт-Петербург был построен Петром I.Внимание на экран.

Мультфильм «Гора самоцветов: Пётр и Петруша.»

А:        Я хочу с вопросом обратиться к вам, ребята, надежда и будущая опора нашей Родины, любите ли вы историю, так как любим её мы с Наташей? Вот, я подготовила для вас анкеты, будет здорово, если вы ответите на вопросы анкеты. Это можно будет сделать на классном часе ил уроке истории в школе….

Н:        А у меня есть для вас творческая работа – Синквейн. Это слово иностранное, в переводе с  французского означает «пять».

В синквейне пять строк и пишется он по определённым правилам:

На первой строке– существительное в тему. Какая у нас была сегодня тема урока?

На второй строке – два прилагательных, раскрывающих тему.

Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме урока.

На четвёртой строке целая фраза – афоризм, цитата, при помощи которой нужно выразить своё отношение к теме.

Пятая строка – существительное, ассоциация с первым.

На первых порах легче составлять синквейны в парах. Надеюсь ваши учителя истории вам в этом помогу. Я прошу преподавателей получить раздаточный материал  

А:        Ребята, большое спасибо  вам за внимание и искрений интерес к Истории России. Желаем вам только отличных оценок по истории. Если вам понравился наш урок, напишите отзыв в книгу отзывов на вахте Центра досуга.

Н:        Всем до свидания. Спасибо за внимание!

Вместе:        До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия в XVIII столетии: от Петра Великого до Екатерины Великой

методическая разработка открытого урока...

Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " «345 лет Петру Великому»

Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, "-посвящено 345 летию Петра Великого. "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " Цели внеклассного мероприятия • расширять кругозор учащихся...

Беседа "Великий Петр"

Беседа направлена на развитие кругозора....

Положение о конкурсе рисунков «Эпоха Петра Великого», посвящённому 350-летию со дня рождения Петра I

Общие положения.1. 1. Настоящее Положение о школьном конкурсе рисунков (далее – Положение, Конкурс) определяет цели, задачи, условия и порядок проведения Конкурса рисунков, посвящённому 350...

Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.

Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством  работы с информацией ( раздаточный материал...

Онлайн-квест "Великие деяния Петра Великого"

Представляем квест по теме "Великие деяния Петра Великого".  Все задания спрятаны, их нужно найти, выполнив действия. Для того,чтобы открыть дверь необходимо ввести цифры ответов задани...

Участники олимпиады "Виват, Великий Петр!" 2022г.

Олимпиада по дисциплине История 2022г....