Классный час «От боя к бою дорогами войны», 4-8 класс
классный час по теме

Суханова Анна Ефтифеевна

Классный час посвящён Отечественной войне 1812 года. В методической разработке представлены - рассказ о трудностях солдатской службы, "состязание воинов" в знаниях по военной тематике, интересные факты. Материал классного часа сопровождается презентацией и предназначен для обучающихся 4-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_ot_boya_k_boyu_dorogami_voyny_suhanova_a.e.rar2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Парбигская средняя общеобразовательная школа»,

Томская область, Бакчарский район

Адрес  школы:

Томская область,

 Бакчарский район

с. Парбиг

ул. Кооперативная,13

Всероссийский  конкурс «Недаром помнит вся Россия»

Методическая разработка классного часа

«От боя к бою дорогами войны»

Подготовила

Суханова

Анна Ефтифеевна,

учитель истории и

обществознания.

2012 г.

Классный час

«От боя к бою дорогами войны»

Цель:  расширение  кругозора  обучающихся по теме «Отечественная война 1812 года».

Задачи:

  1. познакомить школьников с особенностями солдатской службы периода Отечественной войны 1812 года;
  2. развивать познавательную активность детей в изучении военной истории Российского государства;
  3. формировать положительную нравственную оценку подвига русского солдата, воспитывать   чувство  патриотизма и гордости за свое Отечество.

Целевой возраст: 4-8 класс.

Подготовка к мероприятию. Индивидуальное дополнительное изучение учителем  особенностей солдатской службы периода Отечественной войны 1812 года; знакомство обучающихся  с подвигами героев войны 1812 года на уроках окружающего мира в 4 классе, на уроках истории в 8 классе, при самостоятельном прочтении литературы по данной теме в школьной библиотеке; подготовка выступлений ведущими (6-7 учеников); подготовка выставки рисунков школьников; проектная работа по изготовлению  «сувениров-закладок» с изображением героев Отечественной войны 1812 г.

Оборудование: иллюстративный материал (портреты участников войны 1812г., эпизоды сражений), презентация «Службу нести - не лапти плести», мультимедийное оборудование, кроссворды «Солдаты 1812г.» для учащихся 4-7 кл., тесты для учащихся 8 кл., «сувениры-закладки» с изображением героев Отечественной войны 1812 г.

Время: 60 минут.

Ход мероприятия:

I. Вступительное слово учителя. Приветствие обучающихся, гостей (родителей, старшеклассников, учителей).

-Ребята, прочитайте, пожалуйста, тему нашего классного часа, записанную на доске («От боя к бою дорогами войны»). С периодизацией Отечественной войны 1812 года и её героями вы уже знакомы. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня?

Ответы обучающихся, которые предполагают, что речь пойдёт о сражениях, о том, как воевали солдаты.

Учитель:

 - Отечественную войну 1812 г. мы достаточно хорошо представляем из исторических романов и кинематографа на «генеральском» и «офицерском» уровнях: дворяне, люди грамотные, писали письма, вели дневники, с годами брались за мемуары. А уровень «солдатский»? Как видели, как воспринимали эту войну те, кто нес основные тяготы, кто обеспечивал победы и проливал кровь, – рядовые с той и другой стороны? Как были одеты, что ели-пили, каков был социальный статус?

Учитель знакомит присутствующих с целями мероприятия, соглашаясь с некоторыми вышеизложенными  мнениями обучающихся.

- Ребята, прочитайте русскую поговорку (Презентация, слайд №1) и попробуйте объяснить её смысл.

Ответы обучающихся сводятся к тому, что, скорее всего лапти было плести легче, чем служить в армии.

Учитель:

-В старину лапти плели в каждой русской деревне. Это была дешевая обувь, не сложная в изготовлении. Бедняки носили лапти даже зимой. Эта обувь служила максимум неделю, поэтому плести их нужно было быстро и много. Вы правы – лапти плести легче, чем воевать.

-Давайте  познакомимся с жизнью солдат во время Отечественной войны 1812 года.

II. Основной этап мероприятия.

1.Призыв. Выступление 1-ого ученика. Презентация, слайд №2-3.
 -В России призыв в армию был рекрутским: помещику приходило требование – выделить, скажем, трех парней от 100 ревизских душ. Служить уходили на 25 лет, по рекруту голосили, как по покойнику, он пил и плакал на проводах, это, конечно, ужасно, но..  Во всех тогдашних странах социальный статус солдата был выше, чем у простого обывателя, – тем более сравнивая с русским крепостным. Солдат рисковал жизнью, однако не думал об одежде, крове, пропитании. При удачном стечении обстоятельств мог выслужиться в офицеры, имел небольшое жалование.  Реально 25 лет никто не служил, в отставку уходили после 15–20 годов службы, оставшееся время числились в запасе. Отставной солдат был уже человеком полностью вольным и, что важно, ценным для государства. Его охотно брали полицейским, будочником, каким- нибудь смотрителем или просто давали возможность тихо дослуживать век в мирном заштатном гарнизоне. Увечному полагалась пенсия.

 У французов система была призывной. 20- летние парни регистрировались на призывном пункте, проходили медосмотр. Дисквалифицирующие факторы: рост – меньше 165 см, отсутствие указательного пальца (как стрелять будет?), передних зубов (чем патрон скусывать?). Далее из, условно говоря, 1000 человек следовало отобрать 100. В торжественной обстановке тянули жребий. Вытянувший, но не рвущийся в армию мог нанять кого- то вместо себя – совершенно законная сделка. Желающих хватало: солдат – это в наполеоновской Франции звучало гордо!

Солдат такой же равноправный подданный императора, как офицер и генерал, – вот что у них подчеркивалось. В русской армии пороли, во французской офицер, поднявший руку на солдата, шел на каторгу (правда, солдат, посягнувший на вышестоящего, – под расстрел). А так как Россию  напала не одна французская армия, шли собранные Наполеоном «двунадесять языков» – поляки, испанцы, вестфальцы… В некоторых из этих «сателлитных армий» применялись телесные наказания,  иначе дисциплину не удержишь.

2.Обмундирование. Выступление 2-ого ученика. Презентация, слайд №4-5.

   -Солдаты русской армии носили сапоги (под длинные брюки со штрипкой по подошве). Французские пехотинцы ходил в башмаках – одна пара на ногах, две в ранце. Башмаки не различались на правый- левый и соответствующим образом разнашивались «в процессе». Не было и индивидуальных размеров: обувь просто делилась на «большую», «среднюю» и «малую». Впрочем, как и все обмундирование: уже на месте полковой порт ной более- менее подгонял по фигуре.

 Под башмаками французы носили чулки, на чулки для защиты от холода и грязи надевали гетры. Длинные летние гетры закрывали голени поверх кюлотов – коротких, застегивающихся под коленкой штанов. Зимой надевались длинные панталоны, гетры – под ними. Штаны, кстати, что у французов, что у русских, были не облегающие – наоборот, с пузырем сзади, чтоб солдат мог без затруднения садиться, наклоняться. Дальше – мундир, под ним жилет и нательная рубаха. Все из натуральных материалов (откуда тогда синтетика?). «ЧУЖИЕ изорвать мундиры о русские штыки». Точная фраза! Тогдашний мундир шился из очень прочной ткани, порвать мог разве что штыковой удар. А вот пачкалось обмундирование постоянно. Щетки для мундиров и обуви в ранце лежали обязательно. Нижнее белье и полотняные штаны стирали сами или отдавали ротным прачкам: их было 2–3, как правило, жены капралов, следовавшие в обозе.

Шинели французские (и русские) солдаты тогда все время носили с собой, подвязав к ранцу (русские – через плечо в скатке). На голове и там и там – кивер, у французских гренадеров из «старой гвардии» – медвежья шапка. Медведей, понятно, на всех не напасешься, так что мех был и козий, и собачий. Что ещё? Погоны – чтоб не соскальзывали плечевые ремни, цвет одинаковый, только у элитных (отборных) рот – шерстяные эполеты с бахромой (у русских на погонах обозначались еще цветом полк и вышивкой дивизия). На перевязях поверх мундира с одного бока – подсумок с патронами, с другого – тесак.

3.Бой. Выступление 3-ого ученика. Презентация, слайд №6-10.
   
Солдату – не до стратегий! Бой для рядового пехотинца той поры представлял собой постоянные перебежки, перепо строения, наступления цепью до расстояния ружейного выстрела, выстрел, снова строем вперед, по тебе бьют пушки, тебя пытается смять вражеская кавалерия, тогда опять перепо строение – и так без конца, пока кто-то (противник или ты) не побежит. Учтём, что для выстрела из  ружья того времени солдату требовалось произвести 12 операций (остановиться, засыпать порох на полку, достать патрон, скусить его, заложить – и т.д.). На это уходило до 20 секунд – все под огнем, все на бегу. В среднем бою солдат успевал отстрелять лишь 3–4 патрона, а весь боевой комплект, все 35 штук из своего подсумка только в гигантском и долгом сражении типа Аустерлица или при Бородино. До штыковой или рукопашной доходило изредка.
  Из исследований историков известно, что солдат в походе в 1812 году нес на себе: ружьё (4,5 кг), тесак (2,5 кг), набитые ранец и подсумки, шинель, флягу, рационные продукты, в целом выкладка пехотинца тогда составляла до 45 кг., вес всей этой амуниции и вооружения равномерно распределялся по телу. Иногда кому то из солдат везло и ему что-то удавалось забросить в обозную повозку, при этом средний переход войск в те времена, в боевых условиях составлял до 20, а то и до 50 километров.

4.«Состязание бойцов».

Учитель объявляет о «состязании бойцов», в котором можно одержать личное первенство, выполнив определённое задание за ограниченное время. Первые три бойца получат награду – «сувенир-закладку» с изображением героев Отечественной войны 1812 г. (Обучающиеся могут сделать в результате проектной деятельности).

-Для учащихся 4-7 классов – решить кроссворд (Приложение №1); для учащихся 8 класса – выполнить тестовое задание (Приложение №2). (Могут быть предложены другие задания).

-Ребята, на выполнение задания вам даётся 10 минут. Готовые работы сдайте, пожалуйста, нашим гостям (старшеклассникам), они их проверят и подведут итоги, а мы продолжим наш рассказ..

 
5.После боя. Рассказ учителя. Презентация, слайд №11-13.

   -Хуже всего было получить ранение. Пули калибром с грецкий орех дробили кости, возиться с раной времени не хватало, антисептиков еще не знали – и, чтоб человек не умер от заражения крови, хирург, не мудрствуя, отрезал ему ногу или руку, как это и было показано у Л.Толстого в его знаменитом романе.
Дальше – госпиталь при ближайшем монастыре, риск эпидемии (антисанитария!). После наполеонов ских войн по европейским дорогам еще долго брели домой инвалиды.

    Не раз госпиталь оказывался активным действующим лицом важнейших событий Российского государства. Врачи госпиталя участвовали в многочисленных войнах, в ликвидации эпидемий чумы и холеры, оказывали помощь населению во время катастроф и стихийных бедствий. Ярким примером высокого служения Отчизне стала работа военных врачей в тяжкую годину Отечественной войны 1812 года. 27 января (8 февраля) 1812 г. было объявлено «Учреждение для управления Большой Действующей армией», частью которого являлось «Положение для временных военных госпиталей при Большой Действующей армии». 50 российских военных госпиталей готовились заступить на боевую вахту на полях грядущих сражений.

   На текущем слайде вы видите, как преподаватель Медико-хирургической школы при Московском госпитале известный хирург профессор Ф.А. Гильтебрандт, вместе с хирургом Я.И.Говоровым лечил  раненого во время Бородинской битвы полководца П.И.Багратиона.


6.Солдатский быт. Выступление 4-ого ученика. Презентация, слайд №14.
Чтение учеником отрывка..

«..И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш
бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус..»     (М.Ю. Лермонтов «Бородино», 1837г.)

Рассказ ученика..
 -
Бивак (бивуак) - стоянка войск для ночлега или отдыха под открытым небом.

  Обычно, на бивуаках солдаты спали вокруг костра, завернувшись в плащи, шинели, одеяла, а ранцы и кавалерийские чемоданы, использовали вместо подушек. Но такой способ ночевки был пригоден лишь для хорошей погоды, а во время дождя или снега ночевка превращалась в сущий ад. Особенно мучительным было пробуждение: онемевшие руки и ноги, ломота в суставах, сильно болели почки, стиснутые челюсти нельзя было раскрыть, намокшие усы вздувались. Во время марша, перед остановкой на бивуак, назначались специальные наряды, занимавшиеся обустройством ночлега и несшие, необходимый для этого груз. По прибытии на бивуак, из солдат выделялись несколько человек, которые направлялись в близлежащие селения на поиски еды, выпивки и соломы. Следуя правилам бивуака, укрытия обкапывались и отделывались соломой, костер у укрытия располагался так, чтобы его не задувал ветер, дым от него не попадал во вход укрытия, но и чтобы пламя можно было поддерживать, не стоя на ногах. Пол обычно устилался соломой. Ожидая, пока еда сварится, солдаты делали инспекцию снаряжения, пришивали штрипки к гетрам, проверяли патронные сумки, количество зарядов, чистили ружья, меняли кремни и оборачивали замки тряпками или полотном, натертыми воском для защиты от ночной влаги, сушили одежду. Когда весь лагерь засыпал, повара поддерживали огонь, чтобы он не потух. Когда шел снег, солдаты рубили еловые ветви и укрывались ими, так как те хорошо задерживали холод и снег.

Короткий факт (читает ученица из аудитории).

-Ребята, а знаете ли вы, когда солдаты по ошибке убивали своих офицеров и за что?

- Во время Отечественной войны 1812 года были нередки случаи убийства и ранения офицеров русской армии от своих же солдат, особенно вечером и ночью, из-за привычки офицеров говорить между собой по-французски.

Выступление 5-ого ученика. Презентация, слайд №15.

   -Полевых кухонь ещё не изобрели. Хлеб и суп составляли основу питания солдат.   Рядовой получал муку или рис, или овощи – что интенданты (ответственные за продовольственное снабжение, финансовое, медицинское, ветеринарное и вещевое обеспечение армии) достали. Однако реально в походе должный паек не обеспечивался, и грабеж был повсеместным явлением во всех армиях той поры. «Нашел», – отвечал солдат на вопрос, откуда курица в супе, а в кармане часы. Вообще огромное значение в солдатской жизни имело то, что в русской армии звали  артель, а у французов – ординер: 8–12 человек во главе с капралом держатся вместе. Артелью добывали  продукты, их готовили в артельном котле (носили с собой), артельщику сдавались полученные или «найденные» день ги и ценности для закупки у маркитантов (мелкие торговцы, сопровождавшие войска в походах в европейских армиях)  дополнительных продуктов. Солдату полагалась водка – около 40 г в день, ее разбавляли сами из выдаваемого спирта: у французов – коньячного, у русских – пшеничного.

    Из дневника русского офицера эпохи 1812г.: «Ночь после Бородинской битвы выдалась сырая и холодная. Помимо смертельной усталости русских офицеров одолевала другая напасть: «Если у нижних чинов были хотя бы сухари в ранцах, то офицеры оказались в гораздо худшем положении. Все частные повозки были отправлены за Можайск еще накануне битвы, там же находились полковые. И все почувствовали голод, все вспомнили, что они не ели с утра, но есть было нечего». Красноречиво поведал о «бивачном застолье» M. М. Петров: «Когда сражение заумолкло, то полковник Карпенков, я и другие офицеры многие, метавшиеся с ним во весь день от одного места к другому для восстановления успешного боя, повалились на землю в изнеможении и отощалости. Чрез пять минут этого полумертвого лежания наш храбрый и расторопнейший капитан Токарев, занявший место раненого батальонного командира майора Сибирцева, встал и попросил у полковника позволения отлучиться на 10 минут к батарее, стоявшей за нами вблизи. Полковник позволил. Токарев сел на верховую лошадь и поскакал быстро. Чрез несколько минут он возвратился в торжественном виде: держа в руках узелок. Соскоча с лошади пред нас, он развернул узелок на земле пред Карпенковым и мною. В нем было по тому случаю неоцененное сокровище: пять или шесть сухарей и две селедки — простые».

Выступление 6-ого ученика. Диалог Кутузова с гвардейцем можно разыграть по ролям, подготовив заранее.

     Контрнаступление русской армии началось в октябре 1812 г. После сражения под Малоярославцем французы начали отступать. В ходе преследования противника, вплоть до Смоленска, русские войска не испытывали особых затруднений в продовольствии. В последующем, в связи с быстрым продвижением на запад, обозы с запасами материальных средств начали отставать. Пришлось перейти к использованию местных средств путем закупок у населения, а по воинским требованиям — у помещиков. От войск высылались вперед и в стороны от основного направления действий нарочные с приказами, чтобы население держало в готовности в каждом доме определенное количество хлеба, сухарей, круп, овса. Однако люди нередко по несколько дней оставались без хлеба.

    Однажды М.И. Кутузов, подъехав к Измайловскому полку, спросил: «Есть ли хлеб?» — «Нет, Ваша Светлость» — «А вино?» — «Нет, Ваша Светлость» — «А говядина?» — «Тоже нет». Приняв грозный вид, князь Кутузов сказал: «Я велю повесить провиантских чиновников. Завтра навезут нам хлеба, вина, мяса, и вы будете «отдыхать». — «Покорнейше благодарим!» — «Да, вот что, братцы: пока вы станете отдыхать, злодей-то, не дожидаясь вас, уйдет». В один голос возопили гвардейцы: «Нам ничего не надо; без сухарей и вина пойдем его догонять».

 Рассказ учителя.

  -При освобождении Вильно войска Платова и Милорадовича захватили продовольственные склады противника и восстановили свои десятидневные запасы. С переходом границы увеличилась норма продовольственного снабжения. Каждому воину дополнительно полагалось: «мясная порция» — 200 г в день и «винная порция» — одна чарка (120 г). Строевым войскам такие порции выдавались три раза, нестроевым — два раза в неделю. И в условиях ведения войны на чужой территории исключительно важное значение придавалось снабжению войск продовольствием. Кутузов считал, что обеспеченность армии во время военных действий продовольствием оказывает большое влияние на ход борьбы. На марше армию предполагалось снабжать из магазинов. Вперед высылали представителей квартирмейстерской части с извещением магазинов о числе войск и времени их прибытия, с тем, чтобы там заранее заготовили необходимое продовольствие и фураж. В период боевых действий войска, как правило, снабжались за счет подвозимых запасов.

    Действительно, в ту пору русскому офицеру требовалось совсем немногое, чтобы ощутить себя на вершине блаженства. Прапорщик Петербургского ополчения Р. М. Зотов вспоминал, как после сражения под Полоцком ему посчастливилось отведать пищи из солдатского котла: «Они варили гречневую кашу и собирались ужинать. Я вспомнил, что более двух суток уже, как был на самой строгой диете, — и голод расписывал моему воображению гусарскую кашу как наивкуснейшее блюдо. "Что это у вас там варится?" — спросил я самым дипломатическим тоном. "Обыкновенно что, ваше благородие, — каша! Не прикажете ли отведать, коли не побрезгуете". — "Что за вздор, братец; дай попробовать". Я дотащился до огня, у которого висел артельный котел, вооружился какой-то деревянной ложкой и подсел к каше. "Да что это, братец, белое-то торчит у вас в котле?" — спросил я. "Это, сударь, сальный огарок; так, для смаку". Огарок расхолодил мое воображение, — и я призадумался: есть ли мне кашу или нет? Наконец голод победил всякое раздумье. Я хлебнул ложку, потом другую, потом третью, — и наконец, не отстал, покуда не был сытёшенек».

 

Короткий факт (читает ученица из аудитории).

-Из заграничного похода в Россию привезли моду на  новые заведения – кафе – и само это слово. Французы же получили в подарок от русских «бистро». Заваливаясь в парижские кафе и таверны, голодные казаки кричали гарсонам: «Быстро, быстро!». Владельцы заведений, желавшие заманить новых клиентов, поторапливались и даже вывешивали над входом  табличку «бистро», рекламируя скорость услуг.

 Рассказ учителя. Презентация, слайд №16.

-Хлеб был главней потребностью, как русских, так  и французов. И, конечно же, вы хорошо знаете бородинский хлеб - один из наиболее популярных сортов российского хлеба.

Что собой представляет Бородинский хлеб? Это хлеб с ржаным солодом, сахаром, патокой, кориандром и тмином. Оказывается, о происхождении Бородинского хлеба ходит много легенд. 
Одна из версий происхождения этого всеми любимого сорта рассказывает о том, как во время Бородинского сражения в обоз с мукой и в ехавший рядом обоз с тмином попало ядро. Крестьяне и солдаты решили: “Что добру пропадать!”,– и испекли хлеб из получившейся смеси. Так по первой версии получился Бородинский хлеб. Этот вариант описывает в стихотворении

«Легенда о Бородинском хлебе»: (возможно чтение стихотворения  обучающимися наизусть).

На Бородинском поле шло сраженье,        
Картечи визг, как по стеклу ножом,
И вот французов лёгкою мишенью
Стал наш обоз с мукой и фуражом.

То ли ядро шальное, то ли мина,
То ли снаряд в фургон с мукой попал,
А следом шёл фургон с корицей, тмином,
И взрыв муку и тмин перемешал.

Ну а солдат кормить-то чем-то надо?
Негоже продовольствие бросать!
Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом…
Так стали «Бородинский» выпекать.

И говорят, что даже сам Кутузов,
А может быть, и сам Багратион,
Нахваливали меткость тех французов,
Что так удачно вмазали в фургон.

Вот так из века, ставшего былинным,
Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.
Как хорошо, что был фургон тот с тмином,
А не с фасолью или с чесноком!

Автор стихотворения:  Александр Симонов 

По другой версии рецепт Бородинского хлеба принадлежит знаменитому русскому композитору и ученому-химику Александру Порфирьевичу Бородину, который почерпнул рецепт создания этого сорта хлеба во время путешествия по Италии с группой товарищей-химиков.
По еще одной версии Бородинский хлеб ведет свою историю с 15-16 веков, только назывался он “чёрный поминальный хлеб”. По этой легенде Бородинский хлеб до тридцатых годов XIX века назывался “Нарышкинским”, потому что его появление связано с судьбой Маргариты Михайловны Тучковой (в девичестве Нарышкиной). Маргарита Михайловна была женой Александра Тучкова, генерал-майора русской армии, будущего героя Отечественной войны 1812 года. Это была удивительная женщина, которая во время военных походов сопровождала мужа. Чтобы не привлекать внимания, миниатюрная Маргарита Тучкова носила солдатскую одежду, и ее частенько принимали за неказистого паренька. Она познала все тяготы походной жизни: готовила еду, мыла котлы, стирала белье, чистила одежду мужа и даже обрабатывала скребницей его коня! Именно в походах она научилась лечить заболевших и перевязывать раненых.
Во время Бородинского сражения Александр Тучков погиб, его тело найти не удалось, говорили, что рядом с носилками, в которых лежал раненый генерал, разорвалась бомба. Маргарита долго не теряла надежды и сама разыскивала его на поле битвы. Из письма генерала Коновницына она знала, что ее муж погиб в районе Семёновского редута. Вдова Маргарита Михайловна в память о муже и сражении создает поминальный хлеб – черный, с кориандром (прообраз картечи).

Вот так переплетаются героическое прошлое нашей страны, судьбы ее людей и история хлеба...

   

-Интересен вопрос об обеспечении хлебом большого количества солдат во время войны. 

Как выпекался хлеб, и готовились сухари? Когда армия находилась  в многолюдном городе, то войска могли  перепекать хлеб в городских печах, или отдавать муку для выпечки самим жителям, наблюдая только за успешным ходом этого дела. Но очень часто армия могла находиться в таких местах, в которых печи не приспособлены для хлебопечения, или печей  недостаточно. В таком случае войска устраивали  сами, так называемые, полевые печи и приготовляли хлеб и сухари собственными средствами. (Подробнее о хлебопечении в военное время можно посмотреть на сайте -  http://www.borodinsky.net/zapiski-oprodovolstvii-vojsk/pechenie-hleba/pechenie-hleba.html). Познакомившись с материалом заранее, учитель может рассказать обучающимся о хлебопечении в военное время.

III. Заключительный этап.

1.Слово учителя:

- Служба в те времена в пехотном боевом строю была опасна и тяжела, не многие её выдерживали, гибли, получали увечья, однако было много и тех бойцов кому удалось до конца пройти всеми этими трудными военными дорогами времен наполеоновских войн, правда одни стали победителями, а другие побежденными. 

- За главный подвиг, защиту Родины от врага,  герои удостаиваются особых почестей – медали, ордена, памятники, да и просто – добрые слова благодарности от потомков.

2.Рассказ ученика. Презентация, слайд №17.

-Монумент, посвященный 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года, придумали и сделали в Екатеринбургском художественном фонде. Он является частью всероссийского проекта, в рамках которого памятные знаки «Хлеб нашей памяти» появятся во многих городах России. Проект разработала группа авторов из Екатеринбурга, Калининграда и Москвы. Монумент неспроста сделан в виде буханки бородинского хлеба. Во время торжественного открытия внутрь каждого из монументов поместят капсулу с землей Бородинского поля. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник разрешил авторам проекта взять землю для памятных знаков. Ее подлинность музей подтвердит выдачей соответствующих сертификатов.

4.Рефлексия.

Подводятся итоги мероприятия. Вручаются «сувениры-закладки» с изображением героев  войны 1812 г.  Обучающимися высказываются мнения об их уровне знаний по данной теме. Возможна постановка целей для дальнейшей работы по теме «Отечественная война 1812г.»

Использованные ресурсы:

  1. http://www.argumenti.ru/history/n77/35003
  2. http://www.fusiliers.lv/history/bivuak.php
  3. http://www.oboznik.ru/?p=2439
  4. http://muzey-factov.ru/326
  5. http://www.uprava-lefortovo.ru/item2080/
  6. http://www.gazetavyborg.ru/?q=gazeta&art_id=24124&num_id=&rubrik_id=8
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki
  8. Школьник Ю.К. История России. Полная энциклопедия. – М:ЭКМО, 2010.

Приложение №1

Кроссворд "Солдаты 1812г."

10.

11.

1. 

 

 

 

 

12.

 

13.

 

 

 

 

14.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

 

4.

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1. Военный головной убор, существовавший в русской армии с 1803 по 1846 г.

2. Кем мог служить отставной солдат русской армии.

3.Призывник царских времён.

4.Элемент обмундирования, который русские солдаты носили в хорошую погоду через плечо в скатке.

5.Род войск, в котором для ведения боевых действий и / или передвижения использовалась                 верховая лошадь.

6.Название конницы, способной действовать также и в пешем строю, на знамёнах которой присутствовал дракон.

7.Одинаковая по стилю, покрою, цвету и ткани специальная (служебная) одежда.

8.В старой русской армии при высших командирах состояли специальные гонцы для передачи распоряжений и выполнения прочих обязанностей и поручений.

9.Место, где 26 августа (7 сентября) 1812 года произошло сражение между русской и                  французской армиями.

По вертикали:

10.Ответственный за продовольственное снабжение, финансовое, медицинское, ветеринарное                  и вещевое обеспечение армии.

11.Главный продукт  солдат.

12.Кто в русской армии был облачён в металлический панцирь.

13.Стоянка войск для ночлега или отдыха под открытым небом.

14.Участник негосударственных, то есть не являющихся регулярной армией, военных           объединений.

15.В 1813 году Александр I дозволил жителям Подольской и Волынской губернии вместо            рекрутов направлять в армию именно их. За время войны их сильно поубавилось. Кто же это?

16.Сумка-контейнер небольшого размера, носимая на поясном ремне, служила для патронов.

Ответы:

10.

11.

1. к

и

в

е

р

12.

х

13.

н

к

л

б

14.

т

2.п

о

л

и

ц

е

й

с

к

и

й

п

е

р

б

в

а

3.ш

и

н

е

л

ь

а

а

р

д

15.

с

4.р

е

к

р

у

т

5

а

в

а

л

е

р

и

я

16.

и

н

о

р

п

з

т

ш

ы

о

а

а

6

р

а

г

у

н

ы

7.м

у

н

д

и

р

с

и

8.п

о

р

у

ч

и

к

м

9.Б

о

р

о

д

и

н

о

к

Приложение №2

Тест по истории России «Отечественная война 1812 г.,

внешняя политика России 1813-1815 годах», 8 класс

1. В каком месяце началась Отечественная война, в которой в итоге русская армия одержала победу над войсками Наполеона.

 А.  в июне 1812 г.        Б.  в июле  1812 г.  В. в августе 1812 г.   Г. в сентябре 1812 г.  

                               

2. Укажите дату Бородинского сражения:

А. 26 августа 1812 г.                                  Б.  5 октября  1812 г.

В. 1 сентября 1812 г.                                  Г. 25 декабря 1812 г.

3. Укажите место трёхдневной «Битвы народов» в 1813., в которой были разбиты войска Наполеона:

А. под Берлином     Б. под Аустерлицем       В. под Лейпцигом       Г. при Ватерлоо

4. Выберите название ключевого пункта обороны левого фланга, которым в Бородинской битве командовал Н.И.Багратион:

А. Шевардинский редут                                                         Б. батарея Раевского (18 орудий)

В. земляные укрепления (флеши) у села Семёновское      В. Курганская высота

5. Выберите имена, с которыми связано партизанское движение в России во время Отечественной войны 1812 г. 

А.  П.С.Нахимов, В.А.Корнилов;                      Б.  Д.В.Давыдов, В.Кожина;

В.  М.Д.Скобелев, И.В.Гурко;                           Г. А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков.

6. Укажите командующего 3-й русской армией в начале Отечественной войны 1812 года.

А. П.И.Багратион       Б. М.Б.Барклай де Толи     В. М.И.Кутузов      Г. А.П. Тормасов

________________________________________________________________________

7. Соотнесите между собой даты и события:

А.  июнь  1815 г.                                                    1. образование Священного союза

Б. 14 сентября 1815                                               2. битва при Ватерлоо

В.  18 марта 1814 г.                                               3. Тильзитский мир

Г.  25 июня 1807 г.                                                4. войска 5-ой антифранцузской коалиции    

                                                                                     вступили в г. Париж

А.  в1  г2  б4 а3    Б.  г1  а3 в4 б2      В.  а4 б3 в2 г1                 Г. а2 б1 в4 г3    

8.  Восстановите хронологическую последовательность событий 1812 года.

1. Бородинское сражение;                                        2. соединение  1-й и 2-й русских армий;

3. Тарутинский маневр;                                            4. переправа через Березину            

А.  1, 3, 2, 4                   Б. 2, 1, 3, 4                        В. 3, 2, 4,1                       Г. иной ответ

9. Определите, что представлял собой  «Священный союз», созданный после победы над   Наполеоном:

А. объединение всех  сторонников реформ в Европе;

Б. коалиция  европейских монархов;

В. объединение ветеранов войны 1812-1814 гг.;

Г. объединение сторонников Наполеона.

10.  Назовите государства, подписавшие договор о Священном союзе в 1815 году:

А. Россия, Франция, Испания;                            Б. Россия, Австрия, Пруссия;

В. Россия, Польша, Турция;                                Г. Россия, Англия, Австрия.

_________________________________________________________________________________

11. Прочитайте отрывок из  донесения главнокомандующего русской армией. Укажите название и дату войны, в ходе которой произошло описываемое сражение:

       «Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение при Малоярославце  повлекло за собой пагубнейшие последствия  и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции».

12. Подмосковное село, в котором 1 сентября 1812 года М.И.Кутузов на военном совете принял решение оставить Москву, чтобы сохранить армию.

13. Название марша-маневра русских войск под командованием М.И.Кутузова после оставления Москвы осенью 1812 года.

14. Определите, о каком историческом деятеле идёт речь:

  Военачальник. В Бородинском сражении командовал войсками левого фланга и принял на себя главный удар Наполеона. В разгар битвы был тяжело ранен, увезён с поля боя. Вскоре скончался.

15. Военное формирование, создаваемое на добровольных началах для помощи регулярной армии.

Ответы:

1. А

9. Б

2. А

10. Б

3. В

11. Отечественная война 1812г.

4. В

12. Фили

5. Б

13. Тарутинский

6. Г

14. П.И. Багратион

7. Г

15. Ополчение

8. Б

Источники:

  1. «История России. Конец XIX век. 8 класс», А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Москва «Просвещение», 2006 г.
  2. http://ru.wikipedia.org 

http://napoleon-battles.narod.ru/napoleonic_wars.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС: «ДОРОГАМИ ВОЙНЫ 1812 ГОДА»

Внеклассное мероприятие, посвященное победе в Отечественной войне 1812 года....

Классный час "Дорогами войны", посвященный 70-летию Победы

Классный час "Дорогами войны", посвященный 70-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне. Прилагается презентация....

Классный час «Урок памяти. Дорогами войны»

Классный час «Урок Памяти. Дорогами войны».   Проводится с участием студентов старшекурсников, проходящих психолого- педагическую практику в школе. Эту память у нас не отнять: Никому! Н...

Презентация к классному час Дорогами войны, дорогами памяти...

1. Великая Отечественная война 1941-1945гг. 2. Война в Афганистане 1979 -1989 гг. 3. Горячая точка – Чечня  1994- …...

Развернутый план конспект классного часа "Дорогами войны"

Развернутый план конспект классного часа "Дорогами войны". Рассказ о событиях начального периода ВОВ....

Классный час "Дорогами войны"

Классный час "Дорогами войны", посвященный 75-летию в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Возрастная категория: 7-9 классы....

Тематический классный час: "Дорогами войны"

Тематический классный час: "Дорогами войны"...


 

Комментарии

Зайцева Лариса Владимировна

Анна Ефтифеевна, отличная работа! Жаль только, что моя программа "не читает" Вашу презентацию.
Суханова Анна Ефтифеевна

Лариса Владимировна, спасибо за отзыв. Искренне жаль, что Вы не смогли посмотреть презентацию.

Спасибо за труд.
Суханова Анна Ефтифеевна

Марина Анатольевна, я рада, что Вас заинтересовала моя работа.