Социально-педагогический проект "Школьный двор"
материал по теме

 

      Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме этого она должна быть и местом проведения свободного времени.

     Школьный двор – это территория детства, и для ребенка очень важно, в каком окружении пройдут такие важные периоды его жизни, как  детство, отрочество, юность. Задача взрослых - сделать эту территорию безопасной, уютной, красивой. Чтобы вырастить детей хорошими людьми, надо сделать их детство счастливым.    Желание учащихся, родителей, сотрудников школы учиться, работать, отдыхать не только  со вкусом оформленных стенах школы, но и радоваться видом ухоженных цветущих клумб, спортивных и игровых площадок, расположенных на школьном дворе, привело к созданию проекта по его благоустройству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soc_proekt_po_dvoru.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №10»

с. Александровского

Ставропольского края

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ШКОЛЬНЫЙ ДВОР»

Автор: учитель биологии и географии

Батищев Андрей Анатольевич

2010 г.

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, -

значит, пересесть из него просто некуда».

Антуан де Сент-Экзюпери

Школьные годы – это годы бесконечных открытий, удивления, восхищения и, конечно, же труда, труда интеллектуального, духовного, годы формирования жизневосприятия, видения предметов и явлений. И нет, и не может быть ничего благороднее, сложнее и ответственнее, чем обеспечение будущего нашей Родины – воспитание человека, способного изменить мир к лучшему, сделать его чище, добрее, справедливее, научиться  быть по- настоящему счастливым и успешным.  

 Сейчас перед государством, школой, воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только здоровым и крепким, не только полноценным членом общества, но и инициативным, думающим работником в будущем, способным на творческий подход к любому делу, за которое бы он и взялся.

В школе должно быть все пронизано стремлением к красоте, поэтому в настоящее время большое внимание  придается благоустройству городов и сел, территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту.

Поэтому  нужно выбирать такие формы деятельности коллектива учащихся, их родителей и педагогов,  которые явились бы развитием творческой деятельности, оказанием практической помощи в оформлении пришкольного двора и воспитанием у школьников бережного отношения к среде обитания.

Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме этого она должна быть и местом проведения свободного времени.

Школьный двор – это территория детства, и для ребенка очень важно, в каком окружении пройдут такие важные периоды его жизни, как  детство, отрочество, юность. Задача взрослых - сделать эту территорию безопасной, уютной, красивой. Чтобы вырастить детей хорошими людьми, надо сделать их детство счастливым.    Желание учащихся, родителей, сотрудников школы учиться, работать, отдыхать не только  со вкусом оформленных стенах школы, но и радоваться видом ухоженных цветущих клумб, спортивных и игровых площадок, расположенных на школьном дворе, привело к созданию проекта по его благоустройству.

Цель проекта: привлечение  учащимся к проблеме по улучшению экологического состояния школьного двора и пришкольной территории, практической деятельности школьников по созданию зон отдыха, закладке клуб и альпийских горок, что  приведет к развитию бережного отношения к природе, эстетическому восприятию окружающего мира, воспитанию гражданской позиции.

Задачи проекта:

  1. сформировать у подрастающего поколения активной гражданской позиции;
  2.  воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
  3.  содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;
  4.  усилить региональную направленность экологического образования;
  5.  привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;
  6. сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды в микрорайоне школы;
  7.  развить инициативу и творчество школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории;
  8. преобразовать и благоустроить пришкольную территорию;
  9.  провести информационно–просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся;
  10. исследовать различные формы растений, произрастающих на территории Александровского, плодовых деревьев и кустарников, цветочных клумб на территории пришкольного участка
  11. Обеспечить усвоение учащимися приемов и навыков работы с растительным и  природным материалами;
  12. Познакомить учащихся с элементами  ландшафтного дизайна, способами  и методами создания клумб, альпийских горок;
  13. Привлечь общественность и местные власти к проблеме благоустройства школьного двора.

Организаторы проекта

        В реализации проекта принимают участие:

  1. МОУ ООШ № 10 с. Александровского, директор Кондратова Р.П., заказчик проекта.
  2. Учитель биологии МОУ ООШ № 10 Батищев А.А, автор;
  3. Центр занятости и социального обслуживания населения по Александровскому району.
  4. Администрация Александровского муниципального района.

Участники проекта

Участниками проекта являются учащиеся  классных объединений МОУ ООШ №10 с. Александровского,  проявившие желание и инициативу в практической реализации проекта.

Педагоги МОУ  ООШ  №10 и администрация выступают в роли кураторов, координаторов и  инструкторов в сборе материалов по проекту.

Родители учащихся принимают непосредственное участие в жизни учреждения и воспитания своих детей, помогаю им в реализации творческих заданий.

  Администрация Александровского муниципального района и Центр занятости и социального обслуживания населения по Александровскому району обеспечивают создание рабочей бригады, в рамках антикризисной программы Президента РФ и занимаются ее финансированием на 3 месяца.

В роли компетентных лиц к реализации проекта привлекались специалисты из других учреждений и организаций.

Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон: экологической, биологическом, социальной, медицинской. В с. Александровском экологическая и социальная ситуации являются не самыми благоприятными. В неудовлетворительном состоянии находятся дворы микрорайона  прилегающие к школе, что оказывает негативное влияние на внешний облик школьного двора. Опрос жильцов показал, что 78% недовольны состоянием своих дворов, из них 53% согласны участвовать в благоустройстве прилегающей территории и оказывать посильную помощь школе.

Одним из негативных факторов являются также ухудшение состояния здоровья детей, рост вредных привычек, бесполезное времяпровождение подростков, что может привести к негативным последствиям для будущего всего микрорайона.

Имеют место социально-экологические проблемы: запыленность воздушной среды в микрорайоне из-за близкого расположения федеральной трассы, недостаточное озеленение пришкольного участка и участков около дворов, невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей микрорайона, невысокий культурный уровень общения с природой.

Проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах , благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. Поэтому активная жизненная позиция детей сейчас важна для будущего всего микрорайона.      Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения,  всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

План работы по подготовки проекта

Этап

Сроки исполнения

План реализации

Пути решения

Результаты

Подготовительный

15-20 сентября

  1. Встреча инициативной группы с директором Александровского центра социального обслуживания и занятости населения.
  2. Подготовка план-заказа по  реализации проекта, определения перечня работ на территории школы.

Получение разрешения на привлечение и временное трудоустройство рабочих с целью реализации проекта «Школьный двор»

Заключение трудовых договоров с бригадой рабочих сроком на 3 месяца.

16-18 сентября

  1. Заседание школьного научного общества «Акме» и принятие решения об участии  в социальном проекте.
  2. Заседания совета школьного самоуправления и создание разновозрастных творческих групп.
  3. Заседание членов кружка «Приусадебное хозяйство» и принятие решения об участии в проекте.

Определение участия в проекте учащихся школы, вовлечении их в группы по разным направлениям.

Принятие решения об участии в проекте «Школьный двор»

20 сентября

Заседания общешкольной творческой группы по определению стратегии развития и модернизации школьного двора, по определению доли участия в реализации проекта всех участников проекта.

Создание проектов, планов, схем рисунков, накопление информационных ресурсов для создания комплексного плана модернизации школьного двора.

Проведение встреч с работниками Александровского МКХ, озеленителями, ландшафтными дизайнерами с целью поддержи в реализации социального проекта

21-29 сентября

Поиск проблемы:

  1. Территория школьного двора обустраивалась и благоустраивалась без четкого плана. Поэтому многие деревья и кустарники стали представлять опасность для учащихся и работников школы.
  2. При отсутствии финансов и рабочих рук нет возможности собственными силами благоустроить территорию школьного двора.
  3. Малая сельская школа – это социальный и культурный центр микрорайона, необходимо привлечь в процесс по благоустройству школьного двора местных жителей, родителей учащихся, бывших выпускников школы.

Социальный опрос о путях и перспективах развития школьного двора и его значении в культурной и социальной жизни микрорайона школы

Принятие решения о создании социального проекта «Школьный двор»

30 сентября

Обсуждение творческой группы перечня первоочередных работ по реализации проекта.

Сообщение всем группам участником проекта о начале работы творческих групп и бригады рабочих с 1 октября.

Встречи и обсуждения планов творческих групп с компетентными лицами, администрацией школы, кураторами проекта.

Основной

1 -10октября

Знакомство учащихся МОУ ООШ №10 с идеей проекта и формирование творческих групп

Сбор информации о дизайне школьного двора, способах и методах его озеленения и благоустройства, основных видах клумб: альпийских горках, сменных и стационарных.

Информирование учащихся о создании банка идей

11-30 октября

Выполнение заданий в творческих группах, создание мини проектов, обоснование и сбор посадочного материала.

Организация и проведение конкурса на лучший проект «Альпийская горка», «Зона отдыха», «Цветы нашего двора».

Выбор  учащимися, родителями направлений деятельности

1-30 декабря

Закладка альпийской горки, клумб, зон и уголков отдыха по проектам учащихся, модернизация рабочей группой (из числа временно принятых на работу) школьного двора (удаление старых деревьев, очистка пришкольной территории от кустарников и  мусора, приготовление материала для создания альпийской горки). Совместные действия родителей, учащихся и учителей школы по реализации созданных проектов.

Конкурс рисунков «Наш зеленый двор», «Самая красивая клумба»

  1. Создание альпийской горки около центрального входа в здание школы
  2. Модернизация школьного бассейна в стационарную клумбу
  3. Создание зон отдыха для учащихся
  4. Обновление школьного сада и посадка фруктовых деревьев
  5. Удаление опасной для  учащихся аллеи из глядичии трехколючковой
  6. Очистка границ школьного двора от кустарников и мусора
  7. Расширение границ учебно-опытного участка школы
  8. Установка шлагбаума на боковом въезде на территорию школы
  9. Ремонт сооружений спортивной площадки и установка баскетбольного щита.
  10. Создание  места  для  утилизации отходов

25-30 декабря

Сбор  материала

Проведение дня открытых дверей «Новый школьный двор»

Составление сметы расходов по проекту

Заключительный

Апрель-май

Посадка растений на клумбы, закладка опытов на учебно-опытном участке, высадка деревьев и кустарников, благоустройство памятника погибшим в ВОВ в непосредственной близости от школьного двора и посадка луковичных растений на его клумбы.

Конкурс на лучшее озеленение памятника погибшим в ВОВ в рамках 65-летия Великой Победы, реализация проекта «Бассейн-клумба»

Составление фотоотчета  по результатам проекта.  Участие в районном конкурсе «Лучший школьный двор-2010»

                                            Реализация проекта

Действие

Сроки

План действий

Фамилии исполнителей

1.

Сбор информации

Сентябрь - ноябрь

  1. Александровский ЦЗИСОН;
  2. Районная библиотека;
  3. Работники  МКХ;
  4. Учителя  МОУ ООШ №10;
  5. Ландшафтные дизайнеры и компетентные лица.
  6. Сбор материала из сети Интернет.

Учащиеся школы, члены научного школьного общества «Акме».

Кондратова Р.П.

Батищев А.А.

Храмцова В.А.

Куц Н.В.

Зайцева О.Б.

 

2.

Создание творческих групп

ноябрь

Создание рабочей бригады для выполнения работ по благоустройству школьного двора.

Формирование творческих групп по интересам:

1 гр.-5 чел.

2 гр.-5 чел.

3 гр.- 5 чел.

4 гр.- 5 чел.

5 гр.-5 чел.

Автор проекта совместно с родителями, администрацией школы и учащимися работает над проектом.

3.

Проведения опроса и анкетирования среди учащихся и родителей по вопросам модернизаци школьного двора

Октябрь

Проведение анкетирования учащихся, родителей и жителей микрорайона школы

Ткаченко М.А.

Рудова Л.И.

Батищев А.А.

4.

Реализация первого этапа проекта силами бригады рабочих

Октябрь - декабрь

  1. Удаление опасной  для учащихся аллеи из глядичии трехколючковой.
  2. Очистка границ школьного двора от кустарников и мусора.
  3. Расширение границ учебно-опытного участка школы.
  4. Установка шлагбаума на боковом въезде на территорию школы.
  5. Ремонт сооружений спортивной площадки и установка баскетбольного щита.
  6. Создание  места  для  утилизации отходов.
  7. Засыпание бассейна и превращение его в клумбу, установка камня.

Кондратова Р.П.

Войтов А.И.

Бравков В.Ф.

5.

Обработка собранного материала и утверждение проектов учащихся

ноябрь

  1. Создание альпийской горки и стационарных клумб.
  2. Посадка луковичных и многолетников.
  3. Создание зон отдыха по проектам  учащихся.
  4. Посадка плодовых и декоративных деревьев и кустарников.

Батищев А.А.

Кондратова Р.П.

6.

Реализация второго этапа проекта

Апрель-май

    Благоустройство памятника воинам, погибшим в годы Великой  Отечественной войны.

Кондратова Р.П.

Батищев А.А.

Рудова Л.И.

7.

Посадка семенного материала и посадка деревьев, кустарников.

апрель

Посадка растений на клумбу «Бассейн», закладка опытов на УОУ.

Батищев А.А

Храмцова В.А.

8.

Анализ проведенной работы

май

Подведение итого проекта «Школьный двор»

Кондратова Р.П.

Батищев А.А.

Зайцева О.Б.

9.

Срок реализации проекта

6 месяцев

Автор проекта совместно с учащимися, родителями и администрацией школы работает над реализацией проекта.

Кондратова Р.П.

Батищев А.А.

Зайцева О.Б.

Куц Н.В.

Храмцова Р.П.

Шоова З.

                                   

                                            Работа творческих групп

   1 группа.

  1. Отвечает  за сбор информации по возможным способам модернизации школьного двора, занимается анализом различных  планов и готовых проектов школьных дворов по материалам библиотек, интернета.
  2. Систематизирует  собранный материала для выбора наиболее приемлемого и материально обоснованного в условиях  МОУ ООШ № 10.
  3. Составляет фотоотчет по результатам реализации проекта.

        (руководитель группы – Шейкина Марина, 9 класс)

2 группа.

  1.  Отвечает за организацию и проведение анкетирования учащихся, родителей и жителей микрорайона школы.
  2. Производит анализ исследования и составляет оценку предложений.
  3. Работает с группой №1 и составляет общий макет будущего плана школьного двора.

(Староста группы –Нестякова Екатерина).

 3 группа.

  1.  Отвечает за организацию и проведение конкурсов:  «Альпийская горка», «Зона отдыха», «Цветы нашего двора», « Бассейн-клумба» , на лучшее озеленение памятника погибшим в ВОВ в рамках 65-летия Великой Победы, конкурс рисунков «Наш зеленый двор», «Самая красивая клумба», конкурс сочинений;
  2. Выбирает лучшие проекты для реализации социально-педагогического проекта «школьный двор».

(староста Митина Лидия).

 4 группа.

  1. Отвечает за создание и озеленение на территории школьного двора альпийской горки и стационарных клумб, зон отдыха.
  2. Высаживает многолетние растения, луковичные декоративные культуры, подбирает семенной материал для весенней посадки на клумбы школы.

(Староста Денисов Иван)

5группа.

  1. Отвечает  за организацию и благоустройство памятника погибшим в ВОВ и выполняет работы по озеленению клумб.
  2. Производит посадку луковичных растений на территории памятника в апреле месяце текущего года.

(Староста Рудова Виктория)

Ожидаемый результат:

  1. Повышение уровня заинтересованности  учащихся в защите и сохранении природной среды.
  2.  Развитие организаторских способностей учащихся.
  3. Привлечение внимания населения микрорайона к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.
  4. Пропаганда экологической культуры учащихся.
  5. Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды.
  6. Использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, физики, изо, трудового обучения.
  7. Создание альпийской горки около центрального входа в здание школы.
  8. Модернизация школьного бассейна в стационарную клумбу.
  9. Создание зон отдыха для учащихся.
  10. Обновление школьного сада и посадка фруктовых деревьев.
  11. Удаление опасной для  учащихся аллеи из гледичии трехколючковой
  12. Очистка границ школьного двора от кустарников и мусора.
  13. Установка шлагбаума на боковом въезде на территорию школы.
  14. Ремонт сооружений спортивной площадки и установка баскетбольного щита.
  15. Создание  места  для  утилизации отходов.
  16. Посадка семенного материала, многолетних растений на созданные клумбы.

Эффективности реализации проекта:

1.  Клумбы и зелёные насаждения облагородят территорию, которая будет приятна для глаз учащихся, учителей, родителей и гостей школы.

2. Удаление старых деревьев и кустарников позволит омолодить школьный сад.

3. Создание зон отдыха позволит учащимся  проводить время на переменах, организовывать праздники и соревнования,   а окружающие  цветники  будут своей красотой и гармонией положительно влиять на настроение учащихся и эффективность учебного процесса.

4. Расширение учебно-опытного участка позволит решить целый ряд проблем: создание питомника для выращивания рассады декоративных растений, расширение списка опытов, проводимых в рамках предмета биологии, будет стимулировать учащихся к научно-практической деятельности.

5. Школьный двор и прилегающая к нему территория станет по-настоящему общественным и культурным центром микрорайона и позволит стать площадкой для проведения  торжеств в честь 65 годовщины Победы в Великой отечественной войне 1941-1942 гг.

Результативность проекта

      В ходе реализации проекта «Школьный двор» были выполнены следующие работы:

  1. сформированы творческие группы по разным направления деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения,  проведен сбор информации и опрос школьников, жильцов микрорайона для оценки экологической обстановки и др;
  2. выкорчеваны погибшие деревья и кустарники;
  3. проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);
  4. составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка;
  5. на территории пришкольного участка разбито две клумбы с цветами;
  6. проведено озеленение территории (высажено 17 деревьев, 650 цветов (луковиц тюльпанов, нарциссов, гиацинтов) и 10 кустарников);
  7. проводилась разъяснительная работа среди учащихся и сельчан;
  8. проведен конкурс на лучший эскиз цветочных клумб;
  9. собрана рассада для посадки многолетних цветов совместно с родителями и жильцами микрорайона, местными энтузиастами.
  10. опубликованы рассказы, сочинения, рассказы, рисунки экологической направленности в школьной газете «Школьный меридиан», изготовлены рекламные открытки;
  11.  составлены посадочные планы;
  12.  завезена земля для посадки деревьев, кустарников, цветов, альпийской горки;
  13.  окрашены спортивные объекты на территории школы;
  14.  побелены стволы деревьев;
  15. составлен экологический паспорт школьного двора и карта видового состава деревьев и трав на территории пришкольного участка;
  16.  проведены  уроки экологической направленности (по региональному компоненту);
  17.  вырыта яма для экологической утилизации отходов.

Срок реализации проекта

I этап – подготовительный (сентябрь 2009 года)

II этап – основной (октябрь-декабрь 2009 год (реализован)

III этап заключительный (апрель-май 2010 года)

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

1. Уход за школьным садом и прилегающей территорией  во все сезоны (расчистка снега, посадка цветов, обновление деревьев и кустарников, покраска сооружений на спортивной площадке, уборка листвы).

2.  Благоустройство футбольной площадки.

3. Озеленение  газона около центрального входа в школу со стороны федеральной трассы, закладка фигурных клумб.

        Дальнейшее продолжение проекта планируем осуществлять за счёт собственных средств, пожертвований родителей по предложению родительского комитета школы и спонсорской помощи.

Заключение

Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков был замысел авторов данного проекта. Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.

          Таким образом, наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

           Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.

         Становясь участниками проекта, школьники попробовали  себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Школьный двор» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ШКОЛЬНЫЙ ДВОР»

               В школе должно быть все пронизано стремлением к красоте, поэтому в настоящее время большое внимание  придается благоустройству городо...

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...

Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....

Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019.

Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019....