Колесо истории (историческая викторина)
классный час (6 класс) по теме

Данный материал приобщает детей к историческому прошлому нашей страны, расширение кругозора, развитие патриотических чувств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon novaya_szhataya_zip-papka.zip35.31 КБ

Предварительный просмотр:

«КОЛЕСО ИСТОРИИ».

(ИСТОРИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА.)

Классный час (внеклассное мероприятие)

Провела Мавлетдинова Гелюся Фоатовна,

учитель информатики и воспитатель ГБООУ Новокашировская санаторная школа-интернат Альметьевского муниципального  района РТ

Цели: приобщение к историческому прошлому нашей страны; расширение кругозора; развитие патриотических чувств.

Оборудование: рисунки к курсам; русский алфавит; костюмы; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Звучит оркестровое вступление к опере М.11, Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке», колокольный звон.

Ведущий 1. «За морем теплее, а у нас светлее», «На чужой стороне Родина милей вдвойне». «Где кто родится, там и пригодится»… Вот некоторые из пословиц о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою любовь, преданность и жизнь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего Отечества.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Колесо истории мы повернем.

И рассказывать о ней начнем.

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли!

Ведущий 2. На нашей викторине «Колесо истории» встречаются две дружины. Приветствуем дружину «Русиче» с девизом: РУССКИЙ в словах горд, в делах тверд.
Ведущий  1.Воевода -…(имя, фамилия).

Воевода кланяется зрителям.

Ведущий 2.Приветствуем дружину «Братья славяне»

«Братья славяне» (хором). Доброе братство дороже всякого богатства.

Ведущий 2. Воевода -…(имя, фамилия)

Воевода кланяется зрителям. Звучит музыка.

Ведущий 1. Представляем наших судей, которые будут смотреть, и оценивать знания, смекалку команд. Все ответы оцениваются по пятибалльной системе.

Ведущий 2. Итак, первый конкурс « Выбери жилище».

В игре принимают участие по одному игроку от каждой команды. На доске - рисунки. Надо найти соответствие: изба крестьянин; дворец - царя; терем - боярин.

Ведущий 1.А теперь конкурс « Идет - словно ловушка плывет». Так говорили про русскую красавицу.

Участвуют по одному игроку команды. На доске рисунки, изображающие женщину и девушку, одетых в национальные костюмы.

Ведущий 2. Чем отличался костюм замужней женщины от костюма девушки на Руси? (Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец - расшитый бусами и жемчугом. А замужние женщины   легкую шапочку, под  которую прятали свои волосы.)

Ведущий 1. Молодцы? Переходим к следующему заданию. Конкурс «Заморочки».

На доске изображение зверей: заяц, белка, рысь, соболь, медведь.

 Ведущий 2. Мехом, какого зверька оторочена шапка Мономаха - один из символов самодержавия в России? (Мехом соболя). Какой зверь выступал как артист на русских ярмарках? (Медведь). Какой зверь в русских пословицах стал воплощением трусости? (Заяц)

    На доске русский алфавит.

Ведущий 1. Современный алфавит отличается от алфавита созданного Кириллом и Мефодием. Сколько букв было в первом алфавите? (43.) Сейчас мы называем первые три буквы: А, Б, В. А как они назывались в первом русском алфавите? (Аз, буки, веди) Какой современной букве соответствует ее древнее название-жизнь? (букве Ж) Какая буква появилась в русском алфавит последней?

 Ведущий 2. А теперь, дорогие зрители и участники, нас ждет конкурс «Ты - мне, я - тебе». Воеводы задают друг другу по пять вопросов. Примерные вопросы:

-Какого князя люди прозвали Красное Солнышко? (Киевского князя Владимира)

-Какой город был столицей Древней Руси? (Киев)

-Какие дороги считались главными во времена Древней Руси? (Реки. По ним можно было передвигаться от одного поселения к другому)

-Кого на Руси называли варягами? ( Боннские племена с побережий и остров Балтийского моря.)

-Со времен Древней Руси сохранилось название города Вышний Волочек. Почему город так назвали? (Чтобы попасть из реки Ловати в Днепр, ладьи тащили волоком по суше. Эта дорога проходила через поселение, которое и прозвали Вышний Волочек.)

-Какой материал был в распоряжении славян для строительства? (Дерево, глина, земля.)

-Как назывались жилища древних славян? (Землянки.)

-Чем были покрыты крыши землянок? (Дерном.)

- Кого славяне считали богом грома? (Перуна.)

-Как звали трех русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитин и Алеша Попович.)

-В какой реке совершался первый обряд Крещения на Руси? (В Днепре.)

-От какого народа пришло христианство на Русь? (От греков.)

-Какой русский богатырь сражался с Соловьем-разбойником? (Илья Муромец.)

-Что такое кремль? (Это центр древнерусского города, на территории которого строился княжеский дворец и главная городская церковь.)

-Какой собор был главным в Новгороде? (Софийский.)

-Кто такой посадник? (Знатный боярин, управлявший Новгородом.)

-Как звали князя, при котором Русь приняла христианство? (Владимир.)

-Как звали князя, основавшего Москву? (Юрий Долгорукий.)

-Как  называется березовая кора, на которой писали в ХI в. на Руси! (береста)

-Кто создал азбуку? (Кирилл и Мефодий.)

Ведущий 1. Объявляет конкурс для болельщиков, он же - конкурс «заработай дополнительный балл».

Отвечая на вопросы этого конкурса, болельщики зарабатывают дополнительные баллы для команд.

Какой год считается годом основания Москвы? (1147-й); на какой улице в Москве стоит  памятник ее основателю, Юрию Долгорукову? (на тверской.); на скольких холмах построена Москва? (на семи холмах); о каком событии писал летописец «обед был силен» (о пире, который устроил Юрии Долгорукий в честь черниговского Святослава, которого он пригласил словами « приди ко мне, брате, в Москву »). Можно включить в  сценарий конкурс на  лучшие о родине.

Ведущий 2. А теперь конкурс «пиктографическое письмо»!

Звучит народная музыка.  Дружинам предлагаются фразы (в конвертах).

Нужно зашифровать их с помощью рисунков и предложить соперникам прочесть.

   Примерные фразы

Летом я слушаю пение птиц.

Летом мы купаемся в реке.

Ведущий 1. Продолжаем проверять себя на знание старины.  Конкурс «найди лишний предмет».  Перед вами - гость из прошлого.  Нужно найти лишний предмет в его  наряде и обстановке.

Один из участников команды переодет в национальный костюм. Ищет  вся команда.

Купеческая дочка. Ах, как скучно мне, девицы – красавицы, в тереме сидеть! Батюшка не велит одной на улицу выходить, мамки – няньки с  младшими братиками хлопочут. Учиться вам, девицам, не надо. Да и то хорошо, зачем глаза портить? Ручки мои беленькие, работай не испорченные.

Ведущий 1. Итак, посмотрите внимательно на эту красавицу. Что не вяжется с ее образом?

( Лишние предметы: бигуди, фартук, сумочка, автоматическая заколка)

Ведущий 2. Молодцы! А теперь следующий сюжет.

Крестьянка. Сынок, Павлуша, сходи в поле, отнеси обед тятеньке!

Крестьянский сынок. Матушка, я собрался с ребятами рыбу ловить.

Крестьянка. А рубаху праздничную  надел! Ах ты, бездельник! Только бы гулять, да на балалайке играть. «Сымай  рубаху» говорю, иди в поле помогать отцу.

Ведущий 2. Что лишнее? (Лишние предметы: галстук, носки, вилка,  в подсвечнике.)

Ведущий 1. А теперь объявляю конкурс «Домашнее задание».

 Дети заранее рисуют гербы  вымышленных городов, стилизованные под настоящие, и делают небольшие сообщения о самих городах. Примерные тексты сообщений

- Много веков на высоком холме стоит этот красивый» город. Издавна жители его занимались рыбной ловлей. Славится город своим  мастерами по изготовлению оружия - оружейниками.

Среди дремучего леса на берегу живописного озера вырос красавец-город. А леса были богатый зверем, и птицей. К царскому двору поставляли охотники пушнину, за что и жаловал царь этот город. И т. п.

Ведущий 2. Молодцы, ребята! Переходим к конкурсу «Вопрос – ответ». За одну минуту нужно дать как можно больше правильных ответов на вопросы…

Ведущий 1. Вопрос 1-й команде.

-Что такое герб? (Символ государства)

-Какие цвета у российского флага? (Белый, синий, красный)

-От какого слова произошло слово «копейка»? (Копье; от изображения всадника с копьем - святого Георгия)

- Что такое скипер? (Украшенный жезл – символ власти, одна из регалий монарха)

- Что придумали Кирилл и Мефодий? (Славянскую письменность)

-Закончите пословицу: «При солнышке – тепло, при матери - … (добро)

Ведущий 2. А теперь вопросы 2-й команде.

-Что такое флаг? (Символ государства)

- Что изображен на российском гербе? (Двуглавый орел)

- Что такое монета? (Кусочек металла с особым тиснением; служит для расчетов в торговле)

-Как называлась первая печатная книга? («Апостол»)

-Что такое держава? (Золотой шар с короной или крестом наверху -  символ власти, одна из регалий монарха)

- Какими были первые книги? (Рукописными)

- Закончите пословицу: «Человек без Родины, соловей без … (песни)

Ведущий 1. (на фоне марша)

Времена теперь другие, как и мысли, и дела. Далеко ушла Россия от страны, какой была. Умный, сильный наш народ свою землю бережет. А преданья старины забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава нашей стороне!

 Подведение итогов, награждение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.  Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...

Колесо истории (историческая викторина)

Данный материал приобщает детей к исторческому прошлому нашей страны, расширяет кругозор, развивает патриотические чувства. В него включены следующие конкурсы: "Приветствие"," Выбери жилище", "За...

Викторина «КОЛЕСО ИСТОРИИ» на тему: «Государственные символы России»

Цель:Закрепить знания, учащихся о символах Российской Федерации, об их назначении и роли в жизни граждан страны.Способствовать принятию личностью государственной символики как общественной ценности; в...

Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"

Методическая разработка урока внекласснго чтения предназначена для учащихся 5-6 классов, урок проводится в нетрадиционной форме....

Историческая викторина для 8-хклассов «Колесо истории»

Историческая викторина для 8-хклассов «Колесо истории»...

Историческая игра Колесо истории

Историческая игра Колесо истории...

Историческая игра "Колесо истории"

Он может быть проведён как повторительно-обобщающий для повторения и закрепления раннее изученного материала или как внеклассное мероприятие, в рамках недели истории.Его целью является повышение круго...