Колесо истории (историческая викторина)
классный час (6 класс) по теме
Данный материал приобщает детей к историческому прошлому нашей страны, расширение кругозора, развитие патриотических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_szhataya_zip-papka.zip | 35.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«КОЛЕСО ИСТОРИИ».
(ИСТОРИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА.)
Классный час (внеклассное мероприятие)
Провела Мавлетдинова Гелюся Фоатовна,
учитель информатики и воспитатель ГБООУ Новокашировская санаторная школа-интернат Альметьевского муниципального района РТ
Цели: приобщение к историческому прошлому нашей страны; расширение кругозора; развитие патриотических чувств.
Оборудование: рисунки к курсам; русский алфавит; костюмы; музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Звучит оркестровое вступление к опере М.11, Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке», колокольный звон.
Ведущий 1. «За морем теплее, а у нас светлее», «На чужой стороне Родина милей вдвойне». «Где кто родится, там и пригодится»… Вот некоторые из пословиц о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою любовь, преданность и жизнь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего Отечества.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Колесо истории мы повернем.
И рассказывать о ней начнем.
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!
Ведущий 2. На нашей викторине «Колесо истории» встречаются две дружины. Приветствуем дружину «Русиче» с девизом: РУССКИЙ в словах горд, в делах тверд.
Ведущий 1.Воевода -…(имя, фамилия).
Воевода кланяется зрителям.
Ведущий 2.Приветствуем дружину «Братья славяне»
«Братья славяне» (хором). Доброе братство дороже всякого богатства.
Ведущий 2. Воевода -…(имя, фамилия)
Воевода кланяется зрителям. Звучит музыка.
Ведущий 1. Представляем наших судей, которые будут смотреть, и оценивать знания, смекалку команд. Все ответы оцениваются по пятибалльной системе.
Ведущий 2. Итак, первый конкурс « Выбери жилище».
В игре принимают участие по одному игроку от каждой команды. На доске - рисунки. Надо найти соответствие: изба крестьянин; дворец - царя; терем - боярин.
Ведущий 1.А теперь конкурс « Идет - словно ловушка плывет». Так говорили про русскую красавицу.
Участвуют по одному игроку команды. На доске рисунки, изображающие женщину и девушку, одетых в национальные костюмы.
Ведущий 2. Чем отличался костюм замужней женщины от костюма девушки на Руси? (Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец - расшитый бусами и жемчугом. А замужние женщины легкую шапочку, под которую прятали свои волосы.)
Ведущий 1. Молодцы? Переходим к следующему заданию. Конкурс «Заморочки».
На доске изображение зверей: заяц, белка, рысь, соболь, медведь.
Ведущий 2. Мехом, какого зверька оторочена шапка Мономаха - один из символов самодержавия в России? (Мехом соболя). Какой зверь выступал как артист на русских ярмарках? (Медведь). Какой зверь в русских пословицах стал воплощением трусости? (Заяц)
На доске русский алфавит.
Ведущий 1. Современный алфавит отличается от алфавита созданного Кириллом и Мефодием. Сколько букв было в первом алфавите? (43.) Сейчас мы называем первые три буквы: А, Б, В. А как они назывались в первом русском алфавите? (Аз, буки, веди) Какой современной букве соответствует ее древнее название-жизнь? (букве Ж) Какая буква появилась в русском алфавит последней?
Ведущий 2. А теперь, дорогие зрители и участники, нас ждет конкурс «Ты - мне, я - тебе». Воеводы задают друг другу по пять вопросов. Примерные вопросы:
-Какого князя люди прозвали Красное Солнышко? (Киевского князя Владимира)
-Какой город был столицей Древней Руси? (Киев)
-Какие дороги считались главными во времена Древней Руси? (Реки. По ним можно было передвигаться от одного поселения к другому)
-Кого на Руси называли варягами? ( Боннские племена с побережий и остров Балтийского моря.)
-Со времен Древней Руси сохранилось название города Вышний Волочек. Почему город так назвали? (Чтобы попасть из реки Ловати в Днепр, ладьи тащили волоком по суше. Эта дорога проходила через поселение, которое и прозвали Вышний Волочек.)
-Какой материал был в распоряжении славян для строительства? (Дерево, глина, земля.)
-Как назывались жилища древних славян? (Землянки.)
-Чем были покрыты крыши землянок? (Дерном.)
- Кого славяне считали богом грома? (Перуна.)
-Как звали трех русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитин и Алеша Попович.)
-В какой реке совершался первый обряд Крещения на Руси? (В Днепре.)
-От какого народа пришло христианство на Русь? (От греков.)
-Какой русский богатырь сражался с Соловьем-разбойником? (Илья Муромец.)
-Что такое кремль? (Это центр древнерусского города, на территории которого строился княжеский дворец и главная городская церковь.)
-Какой собор был главным в Новгороде? (Софийский.)
-Кто такой посадник? (Знатный боярин, управлявший Новгородом.)
-Как звали князя, при котором Русь приняла христианство? (Владимир.)
-Как звали князя, основавшего Москву? (Юрий Долгорукий.)
-Как называется березовая кора, на которой писали в ХI в. на Руси! (береста)
-Кто создал азбуку? (Кирилл и Мефодий.)
Ведущий 1. Объявляет конкурс для болельщиков, он же - конкурс «заработай дополнительный балл».
Отвечая на вопросы этого конкурса, болельщики зарабатывают дополнительные баллы для команд.
Какой год считается годом основания Москвы? (1147-й); на какой улице в Москве стоит памятник ее основателю, Юрию Долгорукову? (на тверской.); на скольких холмах построена Москва? (на семи холмах); о каком событии писал летописец «обед был силен» (о пире, который устроил Юрии Долгорукий в честь черниговского Святослава, которого он пригласил словами « приди ко мне, брате, в Москву »). Можно включить в сценарий конкурс на лучшие о родине.
Ведущий 2. А теперь конкурс «пиктографическое письмо»!
Звучит народная музыка. Дружинам предлагаются фразы (в конвертах).
Нужно зашифровать их с помощью рисунков и предложить соперникам прочесть.
Примерные фразы
Летом я слушаю пение птиц.
Летом мы купаемся в реке.
Ведущий 1. Продолжаем проверять себя на знание старины. Конкурс «найди лишний предмет». Перед вами - гость из прошлого. Нужно найти лишний предмет в его наряде и обстановке.
Один из участников команды переодет в национальный костюм. Ищет вся команда.
Купеческая дочка. Ах, как скучно мне, девицы – красавицы, в тереме сидеть! Батюшка не велит одной на улицу выходить, мамки – няньки с младшими братиками хлопочут. Учиться вам, девицам, не надо. Да и то хорошо, зачем глаза портить? Ручки мои беленькие, работай не испорченные.
Ведущий 1. Итак, посмотрите внимательно на эту красавицу. Что не вяжется с ее образом?
( Лишние предметы: бигуди, фартук, сумочка, автоматическая заколка)
Ведущий 2. Молодцы! А теперь следующий сюжет.
Крестьянка. Сынок, Павлуша, сходи в поле, отнеси обед тятеньке!
Крестьянский сынок. Матушка, я собрался с ребятами рыбу ловить.
Крестьянка. А рубаху праздничную надел! Ах ты, бездельник! Только бы гулять, да на балалайке играть. «Сымай рубаху» говорю, иди в поле помогать отцу.
Ведущий 2. Что лишнее? (Лишние предметы: галстук, носки, вилка, в подсвечнике.)
Ведущий 1. А теперь объявляю конкурс «Домашнее задание».
Дети заранее рисуют гербы вымышленных городов, стилизованные под настоящие, и делают небольшие сообщения о самих городах. Примерные тексты сообщений
- Много веков на высоком холме стоит этот красивый» город. Издавна жители его занимались рыбной ловлей. Славится город своим мастерами по изготовлению оружия - оружейниками.
Среди дремучего леса на берегу живописного озера вырос красавец-город. А леса были богатый зверем, и птицей. К царскому двору поставляли охотники пушнину, за что и жаловал царь этот город. И т. п.
Ведущий 2. Молодцы, ребята! Переходим к конкурсу «Вопрос – ответ». За одну минуту нужно дать как можно больше правильных ответов на вопросы…
Ведущий 1. Вопрос 1-й команде.
-Что такое герб? (Символ государства)
-Какие цвета у российского флага? (Белый, синий, красный)
-От какого слова произошло слово «копейка»? (Копье; от изображения всадника с копьем - святого Георгия)
- Что такое скипер? (Украшенный жезл – символ власти, одна из регалий монарха)
- Что придумали Кирилл и Мефодий? (Славянскую письменность)
-Закончите пословицу: «При солнышке – тепло, при матери - … (добро)
Ведущий 2. А теперь вопросы 2-й команде.
-Что такое флаг? (Символ государства)
- Что изображен на российском гербе? (Двуглавый орел)
- Что такое монета? (Кусочек металла с особым тиснением; служит для расчетов в торговле)
-Как называлась первая печатная книга? («Апостол»)
-Что такое держава? (Золотой шар с короной или крестом наверху - символ власти, одна из регалий монарха)
- Какими были первые книги? (Рукописными)
- Закончите пословицу: «Человек без Родины, соловей без … (песни)
Ведущий 1. (на фоне марша)
Времена теперь другие, как и мысли, и дела. Далеко ушла Россия от страны, какой была. Умный, сильный наш народ свою землю бережет. А преданья старины забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава нашей стороне!
Подведение итогов, награждение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»
Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно. Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...
Колесо истории (историческая викторина)
Данный материал приобщает детей к исторческому прошлому нашей страны, расширяет кругозор, развивает патриотические чувства. В него включены следующие конкурсы: "Приветствие"," Выбери жилище", "За...
Викторина «КОЛЕСО ИСТОРИИ» на тему: «Государственные символы России»
Цель:Закрепить знания, учащихся о символах Российской Федерации, об их назначении и роли в жизни граждан страны.Способствовать принятию личностью государственной символики как общественной ценности; в...
Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"
Методическая разработка урока внекласснго чтения предназначена для учащихся 5-6 классов, урок проводится в нетрадиционной форме....
Историческая викторина для 8-хклассов «Колесо истории»
Историческая викторина для 8-хклассов «Колесо истории»...
Историческая игра Колесо истории
Историческая игра Колесо истории...
Историческая игра "Колесо истории"
Он может быть проведён как повторительно-обобщающий для повторения и закрепления раннее изученного материала или как внеклассное мероприятие, в рамках недели истории.Его целью является повышение круго...