Духовно-нравственное воспитание школьника
методическая разработка по теме

Цель образовательного процесса - развитие и воспитание функционально граммотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина. В реализации этой цели поможет материал данной работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание школьников

Слайд 2

Анализ ситуации Нормативно – правовой и документальной основой Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон РФ «Об образовании», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серьезная проблема современности состоит, в том числе, в забвении золотого правила нравственности , в утрате взаимной зависимости и ответственности в условиях положительного значения свободы, в подмене ценностей. Причины этого могут быть устранены в процессе образования, способствующего «возращению блага в лоно морали» (А. Разин).

Слайд 3

Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина ЦЕЛЬ образовательного процесса – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности. ЗАДАЧА образовательного процесса – присвоение каждой ценности из общей системы. Таким образом, перечень задач мы соотносим с перечнем основных ценностей : общекультурных , регулирующих поведение людей, и личностных , образующих духовный мир конкретного человека.

Слайд 4

Уровни ценностей Общечеловеческие ценности Ценность семьи . Семья служит моделью этих отношений и сама целенаправленно формирует их, организуя и направляя познавательную творческую активность ребенка в предметных, сюжетных и ролевых играх. Семья создает атмосферу свободного творческого развития ребенка. В семье формируется отношение человека к себе: его самооценка на основе оценки взрослых. Ценность труда и творчества. Одно из основных правил воспитания трудолюбия – стимулирование и поощрение труда ребенка. Овладевая трудовыми действиями сначала в игре, а затем в учебной деятельности, учебном труде, ребенок учится разграничивать цель, средства, результат труда. В процессе учебной деятельности у ребенка развиваются такие качества, как организованность, ответственность, целеустремленность, самостоятельность.

Слайд 5

Ценность свободы и прав человека Основывается на понимании цели воспитания свободы. У человека есть свобода выбора, свобода действия в рамках закона, свобода вероисповедания, свобода определения жизненного пути – свобода быть самим собой. Уважение другого как человека, который свободен быть самим собой, есть уважение самого себя. Прав и свободы человека, зафиксированные в Конституции России, являются предметом целенаправленного правового воспитания в школе. Ценность гражданственности есть осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны и отстаивание прав, предоставляемых Конституцией. Формируемое с ранних лет в семье чувство гражданственности человека целенаправленно развивается образовательной средой, всей системой гуманитарных учебных дисциплин и внешкольной, внеаудиторной работой.

Слайд 6

Ценность патриотизма Патриотизм как любовь к Родине является стержнем гражданского воспитания. Любовь к Родине – это активная гражданская позиция. Любовь к Родине означает неравнодушное отношение к ее истории, готовность защищать Родину от любых посягательств, служить ей. «Чтобы подросток или юноша любил свою Родину, эта любовь должна быть взаимной. Чтобы он активно участвовал в общественной жизни, он должен чувствовать заинтересованность общества и государства в его судьбе, внимание к его мнению, его потребностям и интересам». ( Из Образовательной программы «Школа 2100») Ценность человечества . Патриотизм не противоречит осознанию того, что человек – не только гражданин России, но и часть мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов, уважение к многообразию их культур.

Слайд 7

Личностные ценности Ценности жизни означает отношение человека к мирозданию, Земле, природе, другим людям как носителям бытия, признание человеческой жизни как величайшей ценности. Ценность лежит также в основе подлинного экологического сознания. Ценность добра означает направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Призыв «Спешите делать добро» становится определенным жизненным правилом организации социальных отношений, которое противостоит тенденции насилия, разрушения, зла. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Воспитание любви к окружающей природе начинается в семье, с формирования доброго и бережного отношения к домашним животным, растениям в процессе ухаживания за ними, помощи им. Оно продолжается в школе, в жизни как осознание определяющей роли природы в жизни человека, необходимости ее сохранения.

Слайд 8

Ценность истины - это ценность научного познания, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе природных и социальных явлений. Формирование приоритетности знания, ценности познания, установления истины является одной из важных задач образования. Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, привидения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «Красота спасет мир».

Слайд 9

Существуют две противоположные трактовки воспитания.

Слайд 10

Первая трактовка Согласно первой из них, типичной, например, для отечественной педагогики советского времени, воспитание есть воздействие государства и его образовательных институтов (школы и т.д.) на развитие личности, осуществляемое в интересах государства или общества В этом случае воспитание превращается в своего рода манипулирование психикой учащегося, навязывания ему тех или иных ценностей и направлений развития «сверху» В то же время учащиеся лишены персональной социальной, этической и пр. ответственности за принимаемые ими решения; их мировоззрение, поведение и поступки оцениваются лишь по степени их навязанному обществом эталону.

Слайд 11

Вторая трактовка Вторая трактовка воспитания связана с распространенной в демократических обществах идеей свободы ребенка, его права на самостоятельное принятие решений, касающихся его отношений к миру, обществу, своей дальнейшей судьбе и своему дальнейшему развитию.

Слайд 12

Принципы и подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания 1. Принцип социальной активности . Целью воспитания, и критерием воспитания является не пассивное усвоение тех или иных норм ценностей, которые могут быть совершенно «правильными», социально значимыми, но которые для ребенка пустой звук, голая абстракция, а способность к социальному действию, социальному поступку (А.С.Макаренко, «коммунарская педагогика» И.П.Иванова). Уровни социальной активности Уровень социальной установки Уровень убеждения Уровень социально значимого поступка Литература наряду с историей и обществоведением наиболее значима в этом плане.

Слайд 13

2. Принцип социального творчества. Действие , которое совершает ребенок, поступок, который он совершает, может быть вынужденным, не осознанным и не «прожитым» школьником, а может и должен быть актом его свободного выбора, свободного творческого волеизъявления. Этот поступок он должен совершить сам, не под давлением, в том числе не под давлением коллектива. 3. Принцип взаимодействия личности и коллектива. Начнем с того, что под коллективом мы понимаем совсем не то, что было принято понимать в педагогике советского времени. Коллектив и его школа, есть определенная ступень развития социальной группы, а именно «группа, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности». (А.В.Петровский) Именно по этому наша система воспитания так быстро отмерла, как только резко изменилась социальная и социально-психологическая атмосфера в обществе. Надо добиваться того, чтобы социальные действия школьников входили в социальную жизнь общества как ее составная органическая часть. Мы все время сбиваем их на игры.

Слайд 14

4. Принцип развивающего воспитания. «Зона ближайшего развития» (Л.С.Выготский) есть не только в обучении, но и в воспитании. Сегодня школьник сформирует и выскажет какое-то мнение, примет решение, совершит социально значимое действие при помощи, совете, поддержке, пусть даже подсказке товарищей, учителя, родителей – естественно, если он осознает эту позицию и примет ее как свою, иначе это будет простейшим конформизм. Но завтра он будет уже способен сформировать мнение самостоятельно, принять собственное решение, ответственно совершить поступок – а в этом и состоит наша цель. Личностное развитие школьника предполагает опережающее его участие в деятельности коллектива. Но именно участие, а не следование чужим требованиям, не бездумное подражание поступкам других. Иначе никакого развивающего воспитания не получится. 5. Принцип мотивированности. Надо готовить почву для того, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобрели для него субъективный, личностный смысл. А для этого следует прежде всего отдать себе отчет в том, что «воспитание личности без понимания ведущих ее мотивов будет неполным…». Пока же воспитание начинается с готовых ответов на незаданные и вообще не существующие для ребенка вопросы.

Слайд 15

6. Принцип индивидуализации . Нельзя воспитывать всех одинаково. Ребенок должен «вписываться» не в наше обобщенное и усредненное, а следовательно, «эталонное» представление о том, каким он должен быть, а в наше представление о том, каким этот конкретный ребенок как личность мог бы стать. 7. Принцип целостности воспитательного процесса. Удобные педагогические абстракции («трудовое воспитание», «патриотическое воспитание» и т.п.) нельзя переносить в реальный воспитательный процесс. Как образование – не сумма предметов, а формирование единого и целостного образа мира ребенка, так и воспитание не может быть разложено по отдельным полочкам: на одной – трудовое воспитание, на другой – этическое, на третьей – эстетическое… У ребенка не только голова одна, у него и сердце одно!

Слайд 16

8. Принцип единства образовательной системы. Процесс воспитания – не дело одной только школы, и одна она обеспечить полноценное развитие личности ребенка просто не в состоянии. Особая и очень важная воспитательная проблема, связанная с единством образовательной среды – это создание единой системы внутришкольного и внешкольного воспитания и образования вообще, т.е. системы, включающей общее среднее и дополнительное образование в качестве равноправных компонентов. 9. Принцип опоры на ведущую деятельность. Такой деятельностью для подростков, например, является деятельность общения. У них постоянный дефицит этого общения, и воспитание в этом возрасте должно входить в первую очередь именно в эту нишу. Воспитание на различных возрастных этапах должно соответствовать ведущей деятельности, характерной для данного этапа, и психологическим возможностям и ограничениям, связанным с возрастными особенностями «самодеятельности» и рефлексии над собой и своим поведением и деятельностью. Нравственное в психологическом смысле всегда свободно. Воспитание – это не внушение учащимся каких-то принципов жизни и деятельности, не навязывание им системы отношений, но поддержка и выращивание естественной человечности в детях.

Слайд 17

10. Принцип опоры на традиции. Многонациональный характер нашей страны предполагает, что при наличии общих для всех россиян ценностей имеет место разница менталитетов, обычаев и традиций. Поэтому построение системы воспитания невозможно без учета национальных традиций народа, к которому принадлежит ученик.

Слайд 18

Педагогическая поддержка Задача «педагогической поддержки» заключается в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей решения проблем, помощь ему в сохранении человеческого достоинства и в достижении позитивных результатов в образовании, саморазвитии, общении, образе жизни, вообще в самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходи...

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.

Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....