Классный час «ПОДВИГ ДОБЛЕСТИ И ЧЕСТИ» (внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов)
классный час (11 класс) по теме
Классный час предназначен для учащихся 10-11 классов. Посвящён 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Способствует развитию познавательного интереса учащихся к культурному и историческому наследию нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vserossiyskiy_konkurs_dlya_pedagogov_i_uchashchihsya.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся
"Недаром помнит вся Россия"
посвященный 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года
Классный час «ПОДВИГ ДОБЛЕСТИ И ЧЕСТИ»
(внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов)
Меркурьева Елена Анатольевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
(ГБОУ СПО МО) Раменский дорожно-строительный техникум
Начинается классный час под вступление (барабанная дробь) песни на стихи Д.Давыдова «Я люблю кровавый бой»
1 чтец. Отечественная война 1812 года была в истории 19 века самой кровопролитной. К сожалению, как и во всех войнах, здесь погибал цвет нации – молодые здоровые юноши и мужчины, полные сил, энергии. Они могли бы принести огромную пользу своему Отечеству на мирном поприще. Но судьба судила иное – они легли на полях сражений.
(Звучит песня В.Берковского «Гусар»)
2 чтец. Война началась для русской армии с трагического отступления. Русские войска вынуждены были отдавать французам свою территорию, и Наполеон считал, что война уже выиграна и Россия побеждена.
(Юноша, загримированный под Наполеона, произносит слова:
Да. Так тому и быть. Мне будет армия нужна:
Французской маловато. Возьму Германию, Италию…
И вот они – солдаты!
Хочу Россию подчинить,
Хочу в Москву войти.
Все я сумею, все смету преграды на пути!
Если я возьму Киев,
Я схвачу Россию за ноги.
Если я овладею Петербургом,
Я возьму ее за голову.
Заняв Москву, я поражу ее в сердце.
3 чтец. Да ведает о том вселенна,
Как бог преступников казнит,
И как он росса, сына верна,
От бед ужаснейших хранит.
Да ведают отныне царства,
Сколь мощь России велика,
Да знают люди, что коварства
Всевышний зрит издалека
И гибель злобным устрояет
Его десная завсегда.
Желая овладеть вселенной,
Он шел Россию покорить.
О враг кичливый, дерзновенный!
Булатный меч тебя смирит.
Пришел, и всюду разоряя,
Опустошения творя
И грады, веси попаляя,
Ты мнил тем устрашить царя:
Подобно бурному потоку,
Страну он нашу наводнил,
Подобно тигру он жестоку,
Невинну кровь России пил.
(отрывок из стихотворения К.Рылеева «На погибель врагов», 1814)
4 чтец. В России ожесточение народа против вторгшегося неприятеля росло с каждым месяцем... Желание отстоять Россию и наказать дерзкого и жестокого завоевателя — эти чувства постепенно охватили весь народ. Никогда прежде не знала Россия такого пробуждения нации, которое произошло в дни нашествия Наполеона. Именно поэтому война получила название Отечественной. Весь народ, а не только армия, поднялся на борьбу с врагом. Возникло партизанское движение.
(Юноши, загримированные под гусар, читают стихотворение)
Гусар 1:Вкушает враг беспечный сон;
Но мы не спим, мы надзираем —
И вдруг на стан со всех сторон,
Как снег внезапный, налетаем.
В одно мгновенье враг разбит,
Врасплох застигнут удальцами,
И вслед за ними страх летит
С неутомимыми донцами.
Свершив набег, мы в лес густой
С добычей вражеской уходим
И там, за чашей круговой,
Минуты отдыха проводим.
1чтец. Партизанские отряды формировались и офицерами Кутузовской армии: прославленным поэтом - гусаром Денисом Давыдовым, А. Н. Сеславиным, А. С. Фигнером и другими. Они совершали дерзкие набеги на французские тылы, нанося им ощутимый урон.
Гусар 2 …И мчится тайною тропой
Воспрянувший с долины битвы
Наездников веселый рой
На отдаленные ловитвы.
Как стая алчущих волков,
Они долинами витают:
То внемлют шороху, то вновь
Безмолвно рыскать продолжают.
Начальник, в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской…
(отрывок из стихотворения Д.В.Давыдова «Партизан», 1826)
(Исполняется песня из к\ф «Эскадрон гусар летучих» «Покуда кровь по жилам, а не квас…»)
2 чтец. Генеральное сражение, определившее исход войны, было дано 7 сентября 1812 года, которое А.С.Пушкин назвал “великим днем Бородина”. Наполеон, даже много лет спустя, считал, что из всех его сражений самое страшное то, которое он дал под Москвой.
3 чтец. Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.
И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали».
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
Марш, марш! пошли вперед, и боле
Уж и не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
4 чтец. Носились знамена, как тени,
Я спорил о могильной сени,
В дыму огонь блестел,
На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Живые с мертвыми сравнялись,
И ночь холодная пришла,
И тех, которые остались,
Густою тьмою развела.
И батареи замолчали,
И барабаны застучали,
Противник отступил…
(отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Поле Бородина», 1830-1831 год)
1чтец. Обе стороны понесли в этом сражении огромные потери. На поле боя был смертельно ранен выдающийся русский полководец Багратион.
Солдаты! Мы сражались вместе,
Мы сотни верст прошли в пороховом дыму.
Отдайте все, но Родины и чести
Не отдавайте никому!
2 чтец. После Бородинской битвы, на Военном совете в селе Фили под Москвой, Кутузов принял решение не рисковать армией и оставить Москву: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Приказываю отступать…” Древняя столица России перешла Наполеону. Он надеялся, что взятие Москвы – это окончание войны и Россия попросит мира.
3 чтец. Вступая в Москву, Наполеон ждал от нее покорности, символических ключей от города, как это было в других европейских государствах.
4 чтец. Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
(Звучит аудиозапись исторической казачьей песни «Ты, Россия»)
1 чтец. На самом деле, взятие Москвы, ее пожар и исход жителей из нее были началом конца самого Наполеона, и его непобедимой армии.
2 чтец. Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни;
Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен!
Исчезли здания вельможей и царей,
Все пламень истребил. Венцы затмились башен,
Чертоги пали богачей.
И там, где роскошь обитала
В сенистых рощах и садах,
Где мирт благоухал и липа трепетала,
Там ныне угли, пепел, прах.
В часы безмолвные прекрасной, летней нощи
Веселье шумное туда не полетит,
Не блещут уж в опнях брега и светлы рощи:
Все мертво, все молчит.
(отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Воспоминания в Царском Селе», 1814)
3 чтец. Пребывание Наполеона в Москве, разбой и мародерство его войск вскоре привели к разложению “великой армии”, а пожар в Москве сделал невыносимым положение французов.
4 чтец. Кипел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке.
На высоте стены кремлевской
Стоял Он в сером сюртуке.
Он видел огненное море.
Впервые полный мрачных дум,
Он в первый раз постигнул горе,
И содрогнулся гордый ум!
Зачем я шел к тебе, Россия,
В твои глубокие снега?
Здесь о ступени роковые
Споткнулась дерзкая нога!..
(отрывок из стихотворения Николая Соколова «Он»)
1 чтец. Наполеон вынужден оставить Москву. Он пытается пробиться к Калуге, но, потерпев поражение под Малоярославцем, его армия растянулась, отступая по старой смоленской дороге. У французов начался голод, а с ним пришли и болезни. Наступила зима. Французы пали духом и мысленно проклинали своего императора.
(Чтение стихотворения на фоне мелодии И.Шварца «Мелодии белой ночи» (Концертино)
2 чтец. Ветер гонит от востока
С воем снежные метели...
Дикой песнью злая вьюга
Заливается в пустыне...
По безлюдному простору,
Без ночлега, без привала,
Точно сонм теней, проходят
Славной армии остатки,
Егеря и гренадеры,
Кто окутан дамской шалью,
Кто церковною завесой,—
То в сугробах снежных вязнут,
То скользят, вразброд взбираясь
На подъем оледенелый...
3 чтец. Где пройдут — по всей дороге
Пушки брошены, лафеты;
Снег заносит трупы коней,
И людей, и колымаги,
Нагруженные добычей
Из святых московских храмов...
Посреди разбитой рати
Едет вождь ее, привыкший
К торжествам лишь да победам...
В пошевнях на жалких клячах,
Едет той же он дорогой,
Где прошел еще недавно
Полный гордости и славы,
К той загадочной столице
С золотыми куполами,
Где, казалось, совершится
В полном блеске чудный жребий
Повелителя вселенной,
Сокрушителя империй...
4 чтец. Где ж вы, пышные мечтанья!
Гордый замысел!.. Надежды
И глубокие расчеты
Прахом стали, и упорно
Ищет он всему разгадки,
Где и в чем его ошибка?
Все напрасно!..
А теперь—теперь он вздрогнул...
И глядит: утихла вьюга,
На морозном небе звезды,
А кругом на горизонте
Всюду зарева пожаров...
Вспомнил он дворец Петровский,
Где бояр он ждал с поклоном
И ключами от столицы...
1 чтец. Вспомнил он пустынный город,
Вдруг со всех сторон объятый
Морем пламени... А мира—
Мира нет!.. И днем, и ночью
Неустанная погоня
Вслед за ним врагов незримых...
Справа, слева—их мильоны
Там, в лесах...
«Так вот что значит—
Весь народ!..»
(отрывок из стихотворения А.Майкова «Сказание о 1812 годе»)
(Звучит мелодия E.Morricone "Chi Mai")
Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен сказать: Россия!
(отрывок из стихотворения А.А.Прокофьева «Мне о России надо говорить»)
Выступление участников творческой группы, подготовившей презентацию по теме классного часа. Слайды сопровождаются текстом:
Отечественная война 1812 года и её герои не забыты. 26 августа 1839 года в присутствии императора Николая I, перед строем 150-тысячного войска и в присутствии 200 участников Бородинского сражения, на Курганной высоте (Батарее Раевского), главном опорном пункте русской армии в день битвы, был торжественно освящен монумент в память доблестных защитников Отечества, сооруженный по проекту архитектора А. Адамини. Незадолго до этого торжества у основания монумента был захоронен прах героя Бородина генерала П.И. Багратиона.
Напротив Батареи Раевского была построена сторожка для воинов-ветеранов, которые, согласно Указу императора, должны были ухаживать за памятником и могилой Багратиона, вести Книгу записей посетителей, показывать приезжающим план сражения, находки с поля битвы. Так родился музей.
В 1902 году по инициативе начальника железнодорожной станции Бородино П.П. Богдановича в одной из комнат вокзала был создан «Музей 1812 года».
В 1912 году к 100-летию Бородинского сражения на поле битвы были воздвигнуты 33 монумента полкам, дивизиям, корпусам, артиллерийским ротам и бригадам русской армии, отличившимся в «Битве гигантов».
В 1912 году, в честь 100-летия Отечественной войны, художник Ф.А.Рубо создал замечательную панораму “Бородинская битва”. А в 1962 году неподалеку от станции метро “Кутузовская” был торжественно открыт музей-панорама “Бородинская битва”. Там и разместилось отреставрированное бессмертное полотно Ф.А.Рубо.
В 1961 году, в канун 150-летия Отечественной войны 1812 года, указом правительства РСФСР поле Бородинского сражения было объявлено музеем-заповедником «с включением в него памятных мест, исторических памятников Бородинского поля и Государственного Бородинского военно-исторического музея».
В 1995 году музей-заповедник «Бородинское поле» был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В 2002 году к 190-летию Бородинского сражения в здании музея была открыта новая основная экспозиция «Бородино – битва гигантов».
В Москве построена Триумфальная арка, в честь победы русских войск в войне 1812 года.
Вечная память и вечная слава героям Отечественной войны 1812 года!
Приложение 1
Автор материала (ФИО) | Меркурьева Елена Анатольевна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Учитель русского языка и литературы |
Образовательное учреждение | ГБОУ СПО Раменский дорожно-строительный техникум Раменского района Московской области |
Название материала | Подвиг доблести и чести |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, коллаж, рисунок и т.д.) | Текстовый документ |
Цели, Задачи материала | Изучение исторического и культурного наследия России. Активизация познавательного интереса учащихся к историческому и культурному наследию нашей страны. Привлечение внимания учащихся к конкретному историческому событию нашей Родины. Повышение творческой активности обучающихся на основе литературно-музыкального творчества и глубокого освоения произведений гражданско-патриотического содержания. Формирование и укрепление у подростков: - чувства патриотизма и гордости за свое Отечество; - воспитание уважения к памяти людей, защищавших свою Родину; - развитие активной гражданской позиции. |
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники | Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка). Д.Давыдов. Стихотворения. Москва, "Советская Россия", 1979. " Город чудный, город древний..." Москва в русской поэзии XVII- начала XX века", М. 1988 http://mp3ostrov.com/ http://www.zaycev.net/pages/8365/836575.shtml http:// ru.wikipedia.org http://www.museum.ru/1812/library/poetry/content.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида "Я выбираю профессию"
Это мероприятие разработано для учащихся 5-9 классов коррекционной школы. Оно направлено на развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету...
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 6 классов «Знай, люби родной край»
мероприятие расчитано на соревнование команд - семейных....
Сценарий Внеклассного мероприятия для учащихся 6-8 классов на тему "Паралимпийская олимпиада"
Целивнеклассного мероприятия:Расширить представления учащихся об Паралимпийских играх.Познакомить с паралимпийскими символами и традициями.Познакомить с паралимпийскими зимними видами спорта: сл...
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов Тема: Государственные символы России
Цель мероприятия:Развитие у учащихся гражданского самосознанияЗадачи:Ознакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;Способствовать разви...
Внеклассное мероприятие с учащимися 5-6 класса "Универсиада 2013""
В нашей Республике Татарстан в 2013 году пройдет "Универсиада2013" (спортивные соревнования по 27 видам спорта), участниками которых будут молодые ребята и девушки.Эта разработка явл...
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов "Что за прелесть эти сказки..."
Внеклассное занятие по сказкам Пушкина. Задачи данного мероприятия - пробудить интерес к русской литературе; развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы; развиват...
Методические разработки уроков литературы, классных часов и внеклассных мероприятий, работ учащихся
Методическая разработка урока литературы «Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. «Нам общая слава России солдатской наградой была…» По произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Вороб...
Комментарии
10
10
10