Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов "Что за прелесть эти сказки..."
методическая разработка на тему
Внеклассное занятие по сказкам Пушкина. Задачи данного мероприятия - пробудить интерес к русской литературе; развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать навыки общения, воображения, любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_za_prelest_eti_skazki....doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что за прелесть эти сказки…
Цель: создание условий для пробуждения интереса к сказкам А.С.Пушкина
Задачи: - дать знания о сказках Пушкина;
- пробудить интерес к русской литературе;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы;
- развивать навыки общения, воображения, любознательность.
Оборудование: сказочные дубы, листья, желуди, карточки с заданием, ножницы, клей, обложки для книг, таблички «верю» и «не верю», предметы из сказок Пушкина (яблоко, сеть, зеркало, петушок, рыбка, бочка), выставка книг Пушкина.
Ход мероприятия.
«Наша память хранит с малолетства весёлое имя Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собой многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийств?.. и рядом с ними - это лёгкое имя Пушкин…», - так писал о Пушкине замечательный поэт Александр Блок. А сам Александр Сергеевич Пушкин писал в письме: «Знаешь мои занятия? До обеда пишу «Записки», обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
Разнообразно творчество Пушкина. Когда вы станете старше, то прочитаете его повести, поэмы. А сегодня мы будем говорить только о сказках.
А вот наши сказочные деревья. Помните строки Александра Сергеевича Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный…»? Но вы обратили внимание, что на наших дубах нет ни одного листочка, ни одного жёлудя? Я надеюсь, что к концу нашей встречи на них появятся и листочки, и жёлуди, как доказательство того, что вы помните и любите сказки Пушкина.
Итак, мы начинаем! В нашем конкурсе участвует две команды. У каждой команды есть свой сказочный дуб. На них будут появляться дубовые листочки и жёлуди. Если команда приняла участие в выполнении конкурсного задания, но не победила, то на её ветке появится листочек, ну, а в случае победы дерево команды украсит жёлудь. Команда, на чьём дереве наберётся больше желудей, победит в нашей игре. Листочки и жёлуди находятся у жюри. Представляю вам главных хранительниц сказок в нашей школе – это Гульсира Нурулловна, Дания Равилевна и Лилия Галимзяновна.
1 конкурс
Хочу начать конкурс с необычной истории. Вчера я пошла в библиотеку, чтобы взять сказки Пушкина. Как сказала библиотекарь, книжки были такие старые и странички такие ветхие, что ветер, ворвавшись в окно библиотеки, перепутал все странички. Что было делать? Библиотекарь напечатала мне отрывки из сказок Пушкина, но есть у меня подозрение, что не все строчки здесь – из его сказок. Помогите мне, пожалуйста, разобраться!
Каждая команда получает по экземпляру текста, ножницы, клей и обложку книги. Вам нужно будет вырезать те строки, которые принадлежат перу Пушкина. А те строчки, которые, как вам кажется, принадлежат другим поэтам, оставьте на столе.
(правила работы с ножницами)
Текст задания: Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир»
Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
А комар-то злится, злится-
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Наступила темнота
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал-
Заблудился и пропал.
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Царедворцев за мужем посылает
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
Воротись, поклонися рыбке.
Но вот перед ними море-
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна.
Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошёл как сон пустой,
Царь женился на другой.
Вправду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла.
Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Игра со зрителями «Заморочки из бочки»
А пока команды выполняют задание, хочу проверить, как хорошо знают сказки наши зрители.
Задание для зрителей: угадать, из каких произведений взяты эти предметы – яблоко, невод, зеркало, петушок, рыбка, бочка.
А сейчас предоставляю слово жюри. ( листочки и жёлуди прикрепляются к деревьям)
2 конкурс
«У лукоморья дуб зелёный…» Я утверждаю, что именно так начинается «Сказка о попе и работнике его Балде» (дети отвечают «нет»)
В этом и заключается наш следующий конкурс. Я буду задавать вопросы, а поверите вы мне или нет – это будет зависеть от знания вами сказок Пушкина. У каждой команды имеются две таблички со словами «верю» и «не верю», одну из которых вы должны поднять в ответ на мой вопрос. За каждый правильный ответ команды получают по дубовому листочку. Победит та команда, которая наберёт большее количество листочков. Она и получит на своё дерево жёлудь.
1 вопрос: верите ли вы, что лукоморье – это место на берегу моря, где в старину выращивали лук?
Ответ: лукоморье – морской залив, бухта.
2 вопрос: верите ли вы, что колымага – это старинная разукрашенная карета, в которой ездили знатные люди?
Ответ: да, в «Сказке о царе Салтане» есть такие строки:
Мать и сын идут по граду
Лишь вступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их.
3 вопрос: верите ли вы, что строки А.С. Пушкина «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя…» были обращены к его жене Наталье Николаевне Пушкиной?
Ответ: нет, стихи посвящены его няне, Арине Родионовне.
4 вопрос: верите ли вы, что Балда – это человек, который на балах на все вопросы отвечал только «да»?
Ответ: нет, в «Сказке о попе и работнике его Балде» имя работника Балда употреблено в первоначальном народном значении: «тяжёлый наконечник, молот, тяжёлый кулак»
5 вопрос: верите ли вы, что все сказки Пушкина заканчиваются словами «Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил»?
Ответ: нет, так заканчиваются только «Сказка о мёртвой царевне» и «Сказка о царе Салтане»
6 вопрос: я утверждаю, что в каждой сказке Пушкина говорится о море.
Ответ: да.
- Кто мне поверил – молодцы! А кто не поверил, пусть прочитает ещё раз все сказки и проверит, права я или нет.
Слово жюри.
4 конкурс
А сейчас поиграем в игру «Море волнуется…» Прошу участников подняться со своих мест и построиться в шахматном порядке. Участники последовательно превращаются :
1) в бесёнка из «Сказки о попе и работнике его Балде»
2) в золотого петушка из «Сказки о золотом петушке»
3) в белочку из «Сказки о царе Салтане»
Молодцы! Уважаемое жюри, оцените, пожалуйста, способности наших ребят перевоплощаться в героев сказок.
Слово жюри
-А сейчас послушайте отрывок из сказки:
Поп не ест, не пьёт, ночи не спит:
Лоб у него заранее трещит.
Вот он попадье признаётся :
«Так и так, что делать остаётся ?»
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Попадья говорит: «Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,
А требуй, чтоб он её исполнил точь-в–точь.
Тем ты и лоб от расправы избавишь,
И Балду-то без расплаты оставишь».
- Вы, конечно же, догадались, из какой сказки этот отрывок? А кто из вас обратил внимание, что в нём очень много глаголов? Кто мне скажет, какие слова мы называем глаголами? ( ответы детей)
- Так вот, А.С.Пушкин в своих произведениях использует очень много глаголов, потому что именно они позволяют нам словно своими глазами увидеть, что делает тот или иной герой.
5 конкурс
Итак, перед вами отрывок из «Сказки о попе и работнике его Балде», в котором пропущены некоторые глаголы, а вам предстоит вписать их в текст.
… Балда в поповом доме,
… себе на соломе,
…за четверых,
… за семерых;
До светла всё у него пляшет,
Лошадь …, полосу …,
Печь …, всё заготовит, закупит,
Яичко …, да сам и облупит.
( живёт, спит, ест, работает, запряжёт, вспашет, затопит, испечёт)
Игра со зрителями
- Пока команды выполняют задание, хочу задать несколько вопросов зрителям:
1. назовите героя сказки, потребовавшего новое корыто (старуха)
2. кто ходил и днём и ночью вокруг дуба у Лукоморья? (кот учёный).
3. кто жил у самого синего моря? (старик со старухой)
4. как звали работника у попа? (Балда)
5. …и очутятся на бреге, в чешуе, как жар огня…(33 богатыря)
6. назовите героя сказки, который поймал золотую рыбку (старик)
7. сколько богатырей было в светлице в «Сказке о мёртвой царевне»? (7)
8. сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
9. кто сидит у Лукоморья на ветвях дуба? (русалка)
Слово жюри
6 конкурс
- Все вы, наверное, смотрели телевизионную игру «Угадай мелодию». В этой игре участники угадывают мелодию с семи нот, а мы с вами будем угадывать сказку с семи слов. Команды могут торговаться : можно попробовать угадать сказку с шести, пяти, четырёх или трёх слов. Право ответа выигрывает та команда, которая назовёт более высокую цену.
1 сказка: сказка о трёх девушках, которые мечтают о своём будущем и воплощают свои мечты при помощи главы государства
(«Сказка о царе Салтане»)
2 сказка: сказка о семейной паре, которая жила на берегу огромного водоёма
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
3 сказка: сказка, которая учит нас тому, что нельзя ничего брать у незнакомых людей, потому что это может привести к беде
(«Сказка о мёртвой царевне»)
4 сказка: сказка о том, до чего может довести жадность и погоня за дешевизной
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
-Вот и закончились конкурсы. Как мы и рассчитывали, на наших сказочных дубах появились и листочки, и жёлуди. Какая же команда знает сказки Пушкина лучше? Мы предоставляем слово жюри.
Слово жюри
- На этом мы с вами прощаемся. Любите сказки Пушкина, и, каждый раз читая их, старайтесь находить в них что-то новое, неизведанное, прекрасное!
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир»
Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
А комар-то злится, злится-
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Наступила темнота
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал-
Заблудился и пропал.
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Царедворцев за мужем посылает
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
Воротись, поклонися рыбке.
Но вот перед ними море-
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна.
Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошёл как сон пустой,
Царь женился на другой.
Вправду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла.
Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
……………………Балда в поповом доме,
…………………...себе на соломе,
……………………за четверых,
……………………за семерых;
До светла всё у него пляшет,
Лошадь……………, полосу………………,
Печь……………….., всё заготовит, закупит,
Яичко ……………..., да сам и облупит.
( затопит, живёт, ест, запряжёт, вспашет, работает, испечёт, спит)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "Конкурс весёлых и смекалистых"
Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "Конкурс весёлых и смекалистых"...
Химический марафон (внеклассное мероприятие для учащихся 8 классов)
Цель: через внеклассную работу по предмету способствовать развитию интереса учащихся к изучению химии....
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида "Я выбираю профессию"
Это мероприятие разработано для учащихся 5-9 классов коррекционной школы. Оно направлено на развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету...
внеклассное мероприятие в 7 классе "А.С.Пушкин и его сказки"
Открытое внеклассное мероприятие в 7 классе на республиканском семинаре учителей дефектологов на тему: "А.С. Пушкин и его сказки"...
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов».
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов», проведённого в рамках праздника Международного дня русского языка....
Внеклассное мероприятие в 5классе по чтению на тему: «Жили-были сказки».
Внеклассное мероприятие в 5классе по чтению на тему:...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»Цель: Систематизировать и расширить знания учащихся по сказкам через игровую и творческую деятельности.Задачи: 1. Обобщи...