Развитие личности и творческих способностей обучающихся
статья по теме
Развитие личности и творческих способностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_lichnosti_i_tvorcheskih_sposobnostey.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13г. Йошкар - Олы»
Развитие личности и творческих способностей обучающихся в процессе обучения и воспитания
Выступление на республиканском семинаре
«Развитие личности и творческих способностей обучающихся в процессе обучения и воспитания»
Подготовила и выступила
Шишкова Л.В., заместитель директора
по воспитательной работе,
учитель музыки
18 ноября
2010г.
Развитие личности и творческих способностей
обучающихся в процессе обучении и воспитания
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано. И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.
Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.
Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.
Наконец, третья группа – это зависимость развития от характера и структуры деятельности.
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей наиболее полно реализуется через воспитательную систему. Педагогическая деятельность исключительно многовариантный и динамический процесс, она основывается на системе психолого-педагогической закономерности. Воспитательная система школы включает в себя воспитание учащихся на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях. Педагогический коллектив решает следующие задачи:
- организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся, формирование эмоционально-положительного отношения к учебе, знаниям, науке;
- воспитание гражданско-патриотических качеств через продолжение краеведческой и военно-патриотической работы;
- создание условий для развития творческих способностей учащихся;
-приобщать учащихся к национальным традициям, обычаям, культуре;
- формировать человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью;
- пропагандировать здоровый образ жизни. Включать семью и общественность в воспитательный процесс;
- оказывать психологическую помощь и поддержку учащимся и родителям.
Решение всех перечисленных задач способствует развитию воспитательной системы школы. Воспитательный процесс организуемый школой направлен на организацию многообразной и разносторонней деятельности обучающихся; формирование общественно необходимых и личностно-значимых качеств личности; формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях отношения к окружающему миру, природе, науке, культуре.
Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных и взаимозависимых блока:
- воспитание в процессе обучения;
- внеурочная деятельность;
- внешкольная деятельность.
Большие потенциальные возможности в воспитании личности ребенка заложены в добрых традициях нашей школы. Традиции создаются в процессе активной деятельности и общения, они несут в себе духовные ценности, идеи, взгляды, образ действий, обычаи, поведение, конкретные дела.
Большинство внеклассных мероприятий сопровождаются компьютерными презентациями, которые позволяют использовать большое количество качественного иллюстративного материала. Повысился и интерес учеников к тем внеклассным мероприятиям, на которых учитель использует компьютер. С большим интересом ребята стали выполнять различные творческие задания. Повысилась общая учебная мотивация, улучшились взаимоотношения с учителем, «говорящим» с подростками на одном языке.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. Да и учитель не связан рамками программы и учебника.
В школе работает 18 кружков – это предметные кружки, кружки художественно – эстетического цикла, познавательного цикла, спортивные секции. Режим работы кружков определяется в соответствии с расписанием занятий учащихся, основная нагрузка во второй половине дня. Вся деятельность в школе направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа, главная цель которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка к самореализации в жизни.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, творчество постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
А творческий учитель тот, кто:
- участвует в экспериментальной работе школы;
- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу.
- уважает личность ученика;
- дифференцирует объем и сложность заданий;
- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
- развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
Какие бы испытания ни готовила учителю беспокойная жизнь, ничто не сможет омрачить чувство радости и гордость за успехи своих учеников. Учитель продолжает жить в своих учениках. В этом его великое счастье и предназначение.
Наши преподаватели не только прекрасные педагоги, но и очень интересные люди и всех их объединяет любовь и преданность к своей профессии, своему любимому делу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок музыки-развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся
Данная творческая работа имеет исследовательский характер. В работе даётся сравнение традиционного урока музыки и урока. отвечающего требованиям ФГОСов второго поколения; приводятся примеры комбиниров...
Практическая направленность через развитие познавательных и творческих способностей обучающихся
Методы и приемы, способствующие творческому развитию обучающихся...
Из опыта работы "Развитие коммуникативных и творческих способностей обучающихся на уроках английского языка"
Презентация на тему: "Развитие коммуникативных и творческих способностей обучающихся на уроках английского языка"...
Программа "Активизация развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"
Программа раситана на 3 учебных года для учащихся 9-11 классов...
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...
Выступление «Развитие личности и творческих способностей на уроках столярного дела».
Выступление «Развитие личности и творческих способностей на уроках столярного дела»....