Что такое этикет?
план-конспект урока (5 класс) по теме
Данный урок был разработан в качестве учебного занятия с обучающимися 5 - 7 класса в рамках проходившей в образовательном учреждении "Недели вежливости". Он может быть проведен как классный час или внеклассное занятие по обществознанию. Урок был опубликован в статье школьного психолога Умняшовой И.Б. Акция «Самый культурный класс» в журнале «Воспитание школьников», №1, 2006 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_etiket.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 45 г. Москвы
План-конспект урока «Что такое этикет?»
Автор: Львова Д.Л.
Цель урока:
1. Образовательная: на основании имеющихся у детей знаний о правилах поведения сформировать первичное представление об этикете, зависимости правил поведения от уровня развития общества, его моральных норм и традиций.
2. Развивающая: развить умение учащихся анализировать исторический документ, сравнивать разные документы, делать выводы из полученной информации.
3. Воспитывающая: показать, что существуют некие общие принципы поведения людей, считающиеся правильными и необходимыми для культурного человека.
Материалы:
- Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1988.
- Домоводство. – М.: изд-во с/х литературы, 1960.
- Домострой. – СПб.: Наука, 1994.
- Словарь по этике. – М.: Политиздат, 1983.
- Юности честное зерцало….//В кн.: Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М.,2000.
Формируемые понятия: этикет, культура поведения, правила поведения.
Ход урока:
План | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Вводное слово учителя | Сегодня в рамках недели культурного поведения мы познакомимся с вами с понятием «этикет». | |
2. Возникновение этикета. Появление понятия этикет | Вопросы к классу: Как люди общаются друг с другом? (разговаривают, показывают друг другу какие-то жесты и т.п.) Как мы оцениваем человека, с которым общаемся? (воспитанный или нет, из деревни или из города, иностранец или нет и т.п.) Что позволяет нам сделать эти выводы о человеке, с которым мы можем видеться в первый раз? (то, как он себя ведет; соблюдает или нет правила поведения, принятые в нашем обществе) Важно ли знать правила поведения? (Да. Это позволяет избегать неприятных ситуаций). Рассказ учителя о возникновении этикета и самого термина. | Запись определения термина «этикет» - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Развитие этикета: Практика – обычай - традиции – правила поведения – система этикета. |
3. Зависимость правил этикета от исторической эпохи | Вопросы к классу: Всегда ли правила поведения были одинаковы? Предложение – ознакомиться с текстами и подготовить устный ответ на вопросы (по рядам). Обсуждение прочитанного. | Чтение отрывков из источников. Ответ на вопросы учителя. Предполагаемые выводы: Современный этикет сложился не сразу. Долгое время нормы этикета должны были подчеркивать разницу в положении людей в обществе. Тем не менее уважение к старшим по возрасту всегда считалось необходимым условием культурного поведения. Тщательнее всего правила этикета прописываются тогда, когда они изменяются, либо от их выполнения зависят крайне важные для общества вещи. |
5. Современные требования к поведению ученика | Предполагается соревнование между рядами на знание норм правильного поведения в современном обществе. Учитель зачитывает норму, но не до конца, ученики по очереди ее заканчивают. При наличии времени - проведение теста «Воспитанный ли ты сын (дочь)» (без оглашения детьми результата). Домашнее задание: выяснить (с помощью родителей), как нужно себя вести в ряде ситуаций (список ситуаций будет передан старосте класса, возможно их использование на КВН). | Участвуют в обсуждении норм поведения в современном обществе. Главная заповедь этикета: Сообразуй поведение с обстановкой 4 краеугольных камня этикета – доброе отношение человека к человеку, здравый смысл, красота, народные традиции и обычаи. |
Задания для выполнения:
Текст №1.
Домострой (XVI в.)
Любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь.
Когда перед кем-то ставишь ты еду и питье и всякие явства, или же перед тобою поставят их, хулить не следует, говоря: «Это гнилое» или «кислое», …или «протухло», или «сырое»…, но подобает дар божий – любую еду и питье – похвалить и с благодарностью есть…
Поучение юношам: «Следует оберегать душевную чистоту…, имея походку кроткую, голос тихий, слово благочинно, пищу и питье не острые; при старших – молчание, перед мудрейшими – послушание, знатным – повиновение, к равным себе и к младшим – искреннюю любовь; поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не бесчинствовать смехом…».
Задание:
1.Прочитайте текст. Как должен вести себя воспитанный молодой человек?
2.Можно ли сказать, к какому слою людей обращены эти требования?
3.Насколько подробно описаны требования к поведению?
Текст №2.
Юности честное зерцало (XVIII в.)
В первых всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать…. У родителей речей перебивать не надлежит, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику…
Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать…
Когда при дворе, или в других делах явитца надлежит, то должно в таких церемониях, в которых наперед того не бывали и не учивались, прилежно присматривать, как в том те поступают, которым оное дело приказано. И примечать, похваляют ли их или хулят…
Задание:
1.Прочитайте текст. Как должен вести себя воспитанный молодой человек?
2.Можно ли сказать, к какому слою людей обращены эти требования?
3.Насколько подробно описаны требования к поведению?
Текст №3.
Домоводство (XX в.)
Культура поведения, принятая в советском обществе, обязательно предполагает уважение к окружающим людям, вежливость и почтительность к старшим. Надо с младых лет учить детей вежливо обращаться с просьбой и благодарить за оказанную помощь, не повышать голоса при разговоре со взрослыми, уметь внимательно выслушивать собеседника, не перебивая его, помогать взрослым в их работе, стараться сделать полезное дело для родных, знакомых, товарищей, для коллектива.
Одним из признаков культурности человека является скромность. Некультурный человек обычно чванлив и высокомерен. Скромный человек относится к другим людям, как к равным, уважает их, ценит их знания и опыт. Надо приучать детей к соблюдению правил поведения в общественных местах: вытирать ноги при входе в помещение и снимать головной убор, не толкаться в дверях и т.д.
Задание:
1.Прочитайте текст. Как должен вести себя воспитанный молодой человек?
2.Можно ли сказать, к какому слою людей обращены эти требования?
3.Насколько подробно описаны требования к поведению?
Нормы поведения:
Тест. Воспитанный ли вы сын (дочь)?
- Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе или на прогулке, сообщаешь ли ты об этом родным?
- Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт, заготовка дров), а тебя отправляют на улицу, чтобы «не крутился под ногами»?
- Отложи дела и посмотри на квартиру мамиными глазами. Нет ли вещей, которые лежат не на месте?
- Можешь ли ты сразу назвать дни рождения своих близких родственников?
- Известно ли тебе, какая вещь срочно необходима твоим родителям или может доставить им радость?
- Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-то работу по дому самостоятельно?
- Мама угощает тебя чем-то вкусным. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
- Родители собираются в театр или гости. Выражаешь ли ты нежелание оставаться дома без них?
- У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что нужно не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
- Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать иные знаки внимания?
Ответы: + - - + + + + - - -.
Творческие задания:
1. Кто здоровается при встрече первым, если встретились младший и старший?
Ответ: первым здоровается младший, но руки не подает.
2. Кто здоровается при встрече первым, если встретились мальчик и девочка?
Ответ: первым здоровается мальчик, но руки не подает.
3. Кто здоровается при встрече первым, если встретились два мальчика?
Ответ: первым здоровается тот, кто лучше воспитан.
4. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?
Ответ: Да.
5. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ученик увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Мария Ивановна». Правильно ли он поступил?
Ответ: Нет. Следовало сказать общее «здравствуйте».
6. Вы с друзьями идете по улице мимо вашего дома. Вдруг ты решаешь пригласить друзей в гости. Придя домой, ты застаешь маму за уборкой. Приходиться извиниться перед друзьями и попрощаться с ними. Кто виноват в сложившейся ситуации?
Ответ: виноват ты. Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у членов семьи, в первую очередь у родителей, будет ли это удобно.
7. Всегда ли нужно пропускать вперед девочек?
Ответ: нет. Например, мальчик выходит из автобуса первым и останавливается рядом, готовый помочь девочке при выходе.
8. В транспорте рядом сидят мальчик и девочка. Он – у окна, она – со стороны прохода. Подошла женщина с ребенком на руках. Кто должен уступить место?
Ответ: место уступает мальчик. А девочка или пересаживается, или встает и пропускает маму с малышом.
9. Следует ли благодарить человека, уступившего вам место в транспорте?
Ответ: Да.
10. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили?
Ответ: обычно телефонный разговор оканчивает тот, кто его начал. Но, если вы звоните старшим, не торопитесь, пусть конец разговору положат они.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...
Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц...
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")
Игра для повторения темы " Африка" 7класс...