Что такое этикет?
план-конспект урока (5 класс) по теме

Данный урок был разработан в качестве учебного занятия с обучающимися 5 - 7 класса в рамках проходившей в образовательном учреждении "Недели вежливости". Он может быть проведен как классный час или внеклассное занятие по обществознанию. Урок был опубликован в статье школьного психолога Умняшовой И.Б. Акция «Самый культурный класс» в журнале «Воспитание школьников», №1, 2006 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_etiket.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 45 г. Москвы

План-конспект урока «Что такое этикет?»

Автор: Львова Д.Л.

Цель урока:

1. Образовательная: на основании имеющихся у детей знаний о правилах поведения сформировать первичное представление об этикете, зависимости правил поведения от уровня развития общества, его моральных норм и традиций.

2. Развивающая: развить умение учащихся анализировать исторический документ, сравнивать разные документы, делать выводы из полученной информации.

3. Воспитывающая: показать, что существуют некие общие принципы поведения людей, считающиеся правильными и необходимыми для культурного человека.

Материалы:

  1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Домоводство. – М.: изд-во с/х литературы, 1960.
  3. Домострой. – СПб.: Наука, 1994.
  4. Словарь по этике. – М.: Политиздат, 1983.
  5. Юности честное зерцало….//В кн.: Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М.,2000.

Формируемые понятия: этикет, культура поведения, правила поведения.

Ход урока:

План

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Вводное слово учителя

Сегодня в рамках недели культурного поведения мы познакомимся с вами с понятием «этикет».

2. Возникновение этикета. Появление понятия этикет

Вопросы к классу:

Как люди общаются друг с другом? (разговаривают, показывают друг другу какие-то жесты и т.п.)

Как мы оцениваем человека, с которым общаемся? (воспитанный или нет, из деревни или из города, иностранец или нет и т.п.)

Что позволяет нам сделать эти выводы о человеке, с которым мы можем видеться в первый раз? (то, как он себя ведет; соблюдает или нет правила поведения, принятые в нашем обществе)

Важно ли знать правила поведения? (Да. Это позволяет избегать неприятных ситуаций).

Рассказ учителя о возникновении этикета и самого термина.

Запись определения термина «этикет» - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Развитие этикета:

Практика – обычай - традиции – правила поведения – система этикета.

3. Зависимость правил этикета от исторической эпохи

Вопросы к классу:

Всегда ли правила поведения были одинаковы?

Предложение – ознакомиться с текстами и подготовить устный ответ на вопросы (по рядам).

Обсуждение прочитанного.

Чтение отрывков из источников. Ответ на вопросы учителя.

Предполагаемые выводы:

Современный этикет сложился не сразу. Долгое время нормы этикета должны были подчеркивать разницу в положении людей в обществе. Тем не менее уважение к старшим по возрасту всегда считалось необходимым условием культурного поведения. Тщательнее всего правила этикета прописываются тогда, когда они изменяются, либо от их выполнения зависят крайне важные для общества вещи.

5. Современные требования к поведению ученика

Предполагается соревнование между рядами на знание норм правильного поведения в современном обществе. Учитель зачитывает норму, но не до конца, ученики по очереди ее заканчивают.

При наличии времени - проведение теста «Воспитанный ли ты сын (дочь)» (без оглашения детьми результата).

Домашнее задание: выяснить (с помощью родителей), как нужно себя вести в ряде ситуаций (список ситуаций будет передан старосте класса, возможно их использование на КВН).

Участвуют в обсуждении норм поведения в современном обществе.

Главная заповедь этикета:

Сообразуй поведение с обстановкой

4 краеугольных камня этикета – доброе отношение человека к человеку, здравый смысл, красота, народные традиции и обычаи.

Задания для выполнения:

Текст №1.

Домострой (XVI в.)

Любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь.

Когда перед кем-то ставишь ты еду и питье и всякие явства, или же перед тобою поставят их, хулить не следует, говоря: «Это гнилое» или «кислое», …или «протухло», или «сырое»…, но подобает дар божий – любую еду и питье – похвалить и с благодарностью есть…

Поучение юношам: «Следует оберегать душевную чистоту…, имея походку кроткую, голос тихий, слово благочинно, пищу и питье не острые; при старших – молчание, перед мудрейшими – послушание, знатным – повиновение, к равным себе и к младшим – искреннюю любовь; поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не бесчинствовать смехом…».

Задание:

1.Прочитайте текст. Как должен вести себя воспитанный молодой человек?

2.Можно ли сказать, к какому слою людей обращены эти требования?

3.Насколько подробно описаны требования к поведению?

Текст №2.

Юности честное зерцало (XVIII в.)

В первых всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать…. У родителей речей перебивать не надлежит, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику…

Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать…

Когда при дворе, или в других делах явитца надлежит, то должно в таких церемониях, в которых наперед того не бывали и не учивались, прилежно присматривать, как в том те поступают, которым оное дело приказано. И примечать, похваляют ли их или хулят…

Задание:

1.Прочитайте текст. Как должен вести себя воспитанный молодой человек?

2.Можно ли сказать, к какому слою людей обращены эти требования?

3.Насколько подробно описаны требования к поведению?

Текст №3.

Домоводство (XX в.)

Культура поведения, принятая в советском обществе, обязательно предполагает уважение к окружающим людям, вежливость и почтительность к старшим. Надо с младых лет учить детей вежливо обращаться с просьбой и благодарить за оказанную помощь, не повышать голоса при разговоре со взрослыми, уметь внимательно выслушивать собеседника, не перебивая его, помогать взрослым в их работе, стараться сделать полезное дело для родных, знакомых, товарищей, для коллектива.

Одним из признаков культурности человека является скромность. Некультурный человек обычно чванлив и высокомерен. Скромный человек относится к другим людям, как к равным, уважает их, ценит их знания и опыт. Надо приучать детей к соблюдению правил поведения в общественных местах: вытирать ноги при входе в помещение и снимать головной убор, не толкаться в дверях и т.д.

Задание:

1.Прочитайте текст. Как должен вести себя воспитанный молодой человек?

2.Можно ли сказать, к какому слою людей обращены эти требования?

3.Насколько подробно описаны требования к поведению?

Нормы поведения:

Тест. Воспитанный ли вы сын (дочь)?

  1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе или на прогулке, сообщаешь ли ты об этом родным?
  2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт, заготовка дров), а тебя отправляют на улицу, чтобы «не крутился под ногами»?
  3. Отложи дела и посмотри на квартиру мамиными глазами. Нет ли вещей, которые лежат не на месте?
  4. Можешь ли ты сразу назвать дни рождения своих близких родственников?
  5. Известно ли тебе, какая вещь срочно необходима твоим родителям или может доставить им радость?
  6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-то работу по дому самостоятельно?
  7. Мама угощает тебя чем-то вкусным. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
  8. Родители собираются в театр или гости. Выражаешь ли ты нежелание оставаться дома без них?
  9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что нужно не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
  10.  Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать иные знаки внимания?

Ответы: + - - + + + + - - -.

Творческие задания:

1. Кто здоровается при встрече первым, если встретились младший и старший?

Ответ: первым здоровается младший, но руки не подает.

2. Кто здоровается при встрече первым, если встретились мальчик и девочка?

Ответ: первым здоровается мальчик, но руки не подает.

3. Кто здоровается при встрече первым, если встретились два мальчика?

Ответ: первым здоровается тот, кто лучше воспитан.

4. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

Ответ: Да.

5. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ученик увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Мария Ивановна». Правильно ли он поступил?

Ответ: Нет. Следовало сказать общее «здравствуйте».

6. Вы с друзьями идете по улице мимо вашего дома. Вдруг ты решаешь пригласить друзей в гости. Придя домой, ты застаешь маму за уборкой. Приходиться извиниться перед друзьями и попрощаться с ними. Кто виноват в сложившейся ситуации?

Ответ: виноват ты. Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у членов семьи, в первую очередь у родителей, будет ли это удобно.

7. Всегда ли нужно пропускать вперед девочек?

Ответ: нет. Например, мальчик выходит из автобуса первым и останавливается рядом, готовый помочь девочке при выходе.

8. В транспорте рядом сидят мальчик и девочка. Он – у окна, она – со стороны прохода. Подошла женщина с ребенком на руках. Кто должен уступить место?

Ответ: место уступает мальчик. А девочка или пересаживается, или встает и пропускает маму с малышом.

9. Следует ли благодарить человека, уступившего вам место в транспорте?

Ответ: Да.

10. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили?

Ответ: обычно телефонный разговор оканчивает тот, кто его начал. Но, если вы звоните старшим, не торопитесь, пусть конец разговору положат они.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...