Проект "Годовой круг".
творческая работа учащихся по теме

Максименко Елена Владимировна

Педагогическая ценность проекта заключается в том, что школьники в активной и нешаблонной форме обратились к творчеству русского народа, а это, в свою очередь, стало стимулом к собственному творчеству. В процессе подготовки к представлению работы ребята вместе с учителем работали над музыкально-литературной композицией, выстроенной в форме народных гуляний в разное время года – «Годовой круг». Те моменты, которые не вошли в сценическое представление, были представлены ребятами на классных часах (со второго по 9 классы).

Проведённая работа даёт возможность говорить о глубине понимания рассматриваемого вопроса и, безусловно, о воспитательном эффекте общения с искусством.

Решается одна из главных задач предмета «Музыка», позволяющая восстановить связь времён, сделать художественную культуру прошлого неотъемлемой и личностно значимой частью настоящего.

Искусство самоценно: каждый из его видов своими собственными средствами показывает нам глубинный смысл жизни, её тайну, скрытую за множеством будничных дел. 

Помимо всего вышесказанного, хочется отметить, что подготовка и презентация данного проекта способствовала приобретению коммуникативных навыков и умений, то есть умению работать в разных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника…), а также перевоплощаясь в определённые сценические роли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_krug.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Годовой круг».

ПРОЕКТНАЯ  РАБОТА  ПО  МУЗЫКЕ

КОНСУЛЬТАНТ-РУКОВОДИТЕЛЬ:

Учитель музыки и МХК Максименко Е.В.

ТИП ПРОЕКТА.

Исследовательский.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Потребность в искусстве была органически присуща человеку всегда, с самых древних времён. Стремление выразить себя в слове, рисунке, мелодии, танце вечно. Духовные запросы во все времена проявлялись в человеке с не меньшей силой, чем запросы материальные. Искусство обобщает наблюдения человека над окружающим миром, природой, отношениями с другими людьми.

Искусство – единый этический источник, из которого берут начало все формы художественной деятельности человека.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Знаем ли мы жизнь русского народа, воплощённого в народном творчестве, в прошедшие века и можем ли воплотить некоторые её моменты в сегодняшней жизни?

ИДЕЯ ПРОЕКТА.

  1. Собрать материал о русском народном творчестве, делая акцент на его прямой связи с трудовой деятельностью.
  2. Заглянув во времена дохристианской Руси, разобраться в истоках некоторых русских праздников, являющихся частью нашей сегодняшней жизни.
  3. Творческая реализация полученных сведений.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА.

  1. Создание центра по сбору и обработке информации из истории культуры русского народа.
  2. Выявить общие моменты развития народного творчества во взаимосвязи с повседневной жизнью русского человека.
  3. Создание условий для развития творческих способностей учащихся.
  4. Рассмотреть панораму жизни русского народа.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

  1. Привить любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.
  2. Сбор информации (из различных источников), используемой при создании продукта.
  3. Подготовка иллюстративного материала с точки зрения его необходимого использования в практическом применении.
  4. Создание фонограмм с русской народной музыкой.
  5. Презентация проекта на сцене концертного зала.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

Первый этап.        Обсуждение темы с ребятами. Формирование творческих групп.

Второй этап.            Сбор информации и аккумуляция знаний.

Третий этап.            Структурирование материала.

Четвёртый этап.  Стендовая модель продукта.

Пятый этап.             Составление портфолио (сценарий проекта).

Шестой этап.            Презентация сценария проекта.

Ученики, руководящие работой творческих групп по запланированным темам:

Название страницы проекта

Лидер группы

Актив группы

1. Вводная часть

1. Сидоров Иван

1. Власенков Александр

2. Иващенко Светлана

3. Белеванцева Юлия

2. Прикладное искусство

2. Носкина Людмила

4. Сергутина Валерия

5. Петраченко Ирина

6. Ишутина Галина

3. …Из старины глубокой…

3. Напреева Анастасия

7. Фёдорова Анастасия

8. Король Михаил

4. Народный календарь

4. Самсонов Андрей

9.  Бородулина Наталья

10.Михайленко Андрей

5. Всё это так знакомо…

5. Васькин Александр

11. Кузнецова Татьяна

12. Морозов Денис

6. Кто такие домовые? (народные поверья)

6. Копылов Максим

13. Дудкина Елена

14. Дудкина Оксана

7. Сценарий проекта

7. Фарафонова Ксения

8. Сидоров Андрей

9. Калинина Тамара

10. Третьякова Наталья

15. Васильева Наталья

16. Буякова Ольга

17. Чупилко Екатерина

18. Бобрикова Ольга

19. Макаренкова Ирина

20. Федосова Алина

21. Монахова Надежда

22. Бирюков Алексей

Руководитель каждой из указанных групп и его актив работали по составленному ими плану с остальными ребятами.

ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ.

  1. Организация исследовательско-поисковой работы по отбору и систематизации материала, отвечающего на основной вопрос: почему народное творчество во всех его проявлениях актуально и в наши дни.  
  2. Активизация субъективного опыта ученика, позволяющего ему проявлять личную избирательность к видам и формам планируемых заданий для наиболее полного самовыражения в данной деятельности.
  3. Умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.
  4. Обучение умению публично выступать.

  1.       Данный проект является интегрированным, так как в ходе сбора материала ребята обращаются к музыке, литературе, истории, ИБК (истории Брянского края).

В подготовке проекта приняли участие группы ребят из разных классов – с шестого по девятый. (Всего 52 ученика)

Каждая из групп, в зависимости от возраста, сложности решаемого вопроса, работала по своему направлению:

  1. Русский народный костюм.
  2. Прикладное искусство.
  3. Народная песня (её жанровые особенности).
  4. Фольклор.

  1. Каждая группа оформляла найденный материал в виде страницы журнала (по перечисленным пунктам).
  2. Работа над проектом продолжалась 4 месяца.

Завершающий этап проектной деятельности был проведён в форме творческого отчёта на сцене МБОУ СОШ № 2 для ребят младших и средних классов, а также на сцене Центра детского творчества для ребят из других школ района.

ВЫВОД  ПО  РЕЗУЛЬТАТАМ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Педагогическая ценность проекта заключается в том, что школьники в активной и нешаблонной форме обратились к творчеству русского народа, а это, в свою очередь, стало стимулом к собственному творчеству. В процессе подготовки к представлению работы ребята вместе с учителем работали над музыкально-литературной композицией, выстроенной в форме народных гуляний в разное время года – «Годовой круг». Те моменты, которые не вошли в сценическое представление, были представлены ребятами на классных часах (со второго по 9 классы).

Проведённая работа даёт возможность говорить о глубине понимания рассматриваемого вопроса и, безусловно, о воспитательном эффекте общения с искусством.

Решается одна из главных задач предмета «Музыка», позволяющая восстановить связь времён, сделать художественную культуру прошлого неотъемлемой и личностно значимой частью настоящего.

Искусство самоценно: каждый из его видов своими собственными средствами показывает нам глубинный смысл жизни, её тайну, скрытую за множеством будничных дел.  

Помимо всего вышесказанного, хочется отметить, что подготовка и презентация данного проекта способствовала приобретению коммуникативных навыков и умений, то есть умению работать в разных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника…), а также перевоплощаясь в определённые сценические роли.

Проект сопровождается видеоматериалом (презентация и видеофрагменты).

Ниже предлагается краткое описание главных страниц проекта.  

Краткое описание проекта.

Вводная часть.

В народном сознании сложился устойчивый образ годового круга. Да мы и сегодня говорим: «Круглый год». Начало нового года по народному календарю приходится на время первого движения природы к таянию, пробуждения от зимней спячки к новой жизни, новой радости приближающего цветения. На Руси новолетье отмечали в первый праздничный весенний день, названный Весновкой-свистуньей, который по современному календарю приходится на 14 марта. Завершали эту первую четверть годового круга волшебные дни Радуницы и Русалий, Ярилиных игр, песен и хороводов.

Из глубочайшей древности поднимается к нам народное понимание года как круга жизни реальной и волшебной, отражённой в былинах, сказках, пословицах, загадках. Все события размещались по кругу дней года, они были мудро и поэтически осмысленны и зрительно, наглядно изображены в виде символического знака, колеса, вращающегося по движению Солнца…

СТРАНИЦА  I

Прикладное искусство.

Произведения этого вида искусства осо бые. Их делают не для того, чтобы ими только лишь любоваться. На них сидят, ими работают, из них пьют и едят, их покупают в магазине, чтобы раскроить и сшить. Одним словом, это обычные вещи, окружающие нас, — ткани, по суда, мебель и различные бытовые предметы.

Но тогда при чем же здесь искусство?

Еще первобытные люди научились придавать камню, дереву, кости - материалам, нелегко поддающимся обработке, новую форму, превращать их в орудия, помо гающие бороться с врагами, охотиться, гото вить пищу. А потом человек создает и совсем новые материалы — выплавляет из руды ме талл, превращает речной песок в прозрачное стекло, рыхлую глину в белоснежный топкий фарфор. Открывая полезные свойства этих мате риалов, овладевая способами их обработки, человек учится также понимать их красоту, радуется своей изобретательности и умению, превращающим простые комки земли в краси вые и нужные вещи…

СТРАНИЦА   II

…Из старины  глубокой…

Русский народ — один из самых древних в Европе, прожил удивительную жизнь и создал целый мир искусств.

Что связывает современного человека с прошлым? Каково наше место в мире природы? Издавна представления народов о мироздании, о своём месте в нём, о роли наших деяний в вечном круговороте сменяющихся времён, об отношении к своим предкам, ушедшим и как бы ставшим частью нашей природы - всё это находило наиболее полное отражение в народных обрядах, ритуалах, праздниках.

Мир, окружающий человека древности, был полон жизни и таинственных сил, не всегда доброжелательных. Возникшие на такой почве первые тексты, имели конкретные функции. Приметы содержали свод наблюдений, лёгших затем в основу земледельческого календаря; загадки возникли как тайная речь; обрядовая поэзия - как средство общения с потусторонним миром; даже былины и сказки привлекали духов и рассказывались в особое время. Но древняя основа постепенно забывалась. Яркость фольклорных словесных образов трубно постичь, не обращаясь к их древним истокам. Экскурс в прошлое придаёт особую живость даже, казалось бы, простым образам. Так, загадки о Морозе раскрываются по-особому, если соотнести их с обычаем на Рождество, а иногда и на Пасху, приглашать Мороза в дом к столу: «Эй, Мороз! Иди к нам киселя есть, не тронь наших жита-пшеницы!». Озорной Дед встаёт в один ряд с Купалой, Колядой, Овсенем и т.д., он мыслился в древности как живой персонаж - гость из потустороннего мира…

СТРАНИЦА   III

Народные праздники («Календарь природы»)

  Весна

С радостью и тревогой ждали люди весну. С радостью потому, что кончается зима, а тревожились за урожай. Как же наши деды характеризовали весну? Какие её признаки они считали определяющими?..

                 Лето

День июньского солнцестояния – астрономическое начало лета. По-народному: «С Петра – поворот (25 июня), солнце поворачивается на зиму, а лето на жару»…

                  Осень

Древнерусское название сентября «руен» связывалось с жёлтым цветом осени, «ревун» - с дождями и непогодой, «хмурень» - с угасанием солнечного света, хмурым небом, «рюген» - с гоном, рёвом оленей…

   Зима

Зовут зиму приберихой: она всё вокруг освещает, очищает и припрятывает урожай до весны.

4 декабря – Введение – ворота зимы, через которые проводит декабрь и старого, и малого, и всякую тварь земную. Коли на Введение мороз, то все грядущие праздники будут морозными…

СТРАНИЦА  IV

…Всё это так знакомо …

  1.   Хороводы, пляски, припевки…

 «Водить хоровод» - это не просто «ходить кругами», это ещё и петь, и танцевать, и исполнять интересные роли. И что самое важное - делают это не отдельные «артисты», а каждый из участников хоровода, потому что он принимает в себя всех…

2.     Прибаутки,  небылицы, потешки…

Они могут быть очень разными, непохожими «на лицо». То это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики-разговоры. Но у прибауток и небылиц есть одна общая черта - они всегда весёлые, они и нам дарят улыбку, смех…

3.     Скороговорки.

За что же, собственно мы их так любим? Ведь и запомнить их непросто, и выговорить нелегко, сначала кажется - язык сломаешь! Да за то, наверное, что навсегда поражают они нас своим богатым, замысловатым звуковым нарядом…

4.     Загадки.

Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалкой. Нелегко порой найти отгадку, а потому и радость огромную испытываешь, проявив находчивость…

5.    Пословицы и поговорки.

У пословиц и поговорок нет автора. Мы никогда не узнаем точного времени их появления, места их создания. Но без них не обходится ни профессиональная литература, ни публицистика,  ни  живая  разговорная  речь. Они   вобрали в  себя   народную  мудрость, накопленную веками, опыт десятков поколений…            

6.    Сказка

Народная сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержание и формы которого первоначально были связаны с мифами и, художественно преображенные, стали частью фольклорной прозы…

7.        Былина

Былины - самый древний вид народного исполнительства, в котором неразрывно связаны напев, поэзия и инструментальное сопровождение.

Былинное действо разворачивается постепенно, сказители используют приём повторения — повторяются слова, фразы, целые эпизоды…

СТРАНИЦА  V

Кто такие домовые?

Так называемые русские суеверия до сих пор окружают нас в обыденной жизни. Крестьяне никогда не стремились выделится из природы, бороться с ней. Напротив, вся народная жизнь славянина дышит благоговением к природе. В размеченном праздниками и обрядами кругообороте жизни участвуют не только «живые» стихии, не только силы плодородия, но и разнообразные духи, обитающие в воде, земле, воздухе, а также «хозяева» крестьянского дома и подворья – лешие, водяные, домовые, русалки и т.д..

Чурова   неделя

Существует поверье, что с 8 по 15 января вся нечистая сила на земле начинает свои бесовские потехи…

Никакой  дом  не  стоит   без   домового

В этом крестьяне были абсолютно уверены. Оттого и имён у невидимого хозяина двора и дома множество…

От  кикиморы  не  дождёшься  рубахи

«В каждой избе хозяйка есть – кикимора», - говорили в старину. Как и многие другие домашние духи, кикимора редко показывается людям…

Воден  -  царь

Образ водяного – один из наиболее распространённых и любимых на Руси. Водяного дедушку иногда представляют как человека, только волосы и борода у него длинные, из тины, а тело в рыбьей чешуе…

Не  всё  то  русалка,  что  в  воду  ныряет

Русалка – дух в облике полуженщины-полурыбы, который может появляться у воды, в лесу, в поле и т.д.; водяниха, шутовка, лобаста…

Горный   батюшка

Горный батюшка (дед, старец) или просто горный – всё это один дух, властитель земли, гор, хозяин приисков…

П о л е в и к  -  м е ж е в и к

Образ полевого – духа поля и подателя урожая – в поверьях размыт. Даже облик его в разных местах представляли по-разному...

Банник  человеку не товарищ

В каждой русской бане живёт свой дух – банник, баенник, банный хозяин. Живёт он под полком или за каменкой – сложенной из больших камней банной печью…

Бука  -  детское  страшилище

Бука – это фантастическое страшилище, которым пугают непослушных детей.

Описания буки расплывчаты. Это страшилище с растрёпанными волосами, с огромным ртом и длинным языком…

Л е с н о й    х о з я и н

Люди называют его лешим, лешаком, лесовиком и т.д. – ещё полсотни названий придумали для обозначения лесного духа, старшего между лесными обитателями…

Не  бойся  смертей,  а  бойся  чертей

Чёрт – один из самых вездесущих и популярных героев крестьянских поверий. Это обобщающее, родовое название для нечистых духов, всей злой силы, нечисти…

Карачун  -  зимний   солнцеворот

Карачун на Руси – это персонификация смерти («карачун пришёл», «задать карачуна» и сегодня означает – умереть, убить). Это также злой дух, славянское божество, связанное с зимой…

Гадания.

Об этой немаловажной части жизни русского народа мы расскажем лишь в общих чертах, т.к. на самом деле эта тема весьма обширна и неисчерпаема.

Гадания исстари были неотъемлемой частью культовых обрядов, носителем древнейшей ритуальной культуры…

Подблюдное   гадание

Для этого таинственного обряда на застеленный белой скатертью стол ставили большое блюдо с водой, рядом клали уголёк из печи, кусок ржаного хлеба, сыпали крупную серую соль…

Рождественское   гадание

Накануне Рождества девушка должна собственноручно испечь пирог, а в ночь на 7 января поставить блюдо с пирогом на стул около кровати, положить сверху нож и сказать: «Дружок-женишок, приходи на пирожок»…

Святочное  гадание  на  еловых  ветках

Для этого гадания нужно запастись еловой веткой, подержать её над пламенем свечи, произнося заклинание:  «Ель-царица, всем деревьям мать, жить мне долго или смерти ждать; богатства или бедности, измены или верности?»…

Гадание  с  вещами

На суженого девушки могут погадать её близкие люди. Девушка, на которую гадают, не должна при этом присутствовать, её отводят ночевать в другой дом…

« Колодец »

Из спичек, укладывая их концами друг на друга, постройте колодец в несколько рядков. В напёрсток налейте воды и поставьте рядом с колодцем…

Как  узнать  вора

Если у вас что-нибудь украли и вы хотите узнать, кто это сделал, проделайте следующее…

СТРАНИЦА   VI

СЦЕНАРИЙ  ПРОЕКТА.

   

Оформление сцены (оборудование).

  1. На стенах зала плакаты с русскими народными пословицами и поговорками.
  2. Декорация русской деревни.
  3. Из обруча сделано солнце с расходящимися лучами из цветных лент.
  4. На столе стоит самовар, блины.
  5. Чучело Масленицы.
  6. Русские народные инструменты.
  7. Кочаны капусты.
  8. Надпись «ярмарка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ круга и его роль в рассказе В.Набокова «Круг»

Анализ художественного текста «вслед за автором», работа в группах. Урок формирует навыки рефлексивного характера, развивает умение видеть особенности хуложественной манеры автора. Рекомендуется...

"9 кругов ада по Данте" Путеводитель по кругам ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери.

«Божественная комедия» (итал. La Commedia, позже La Divina Commedia) — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 годы и дающая наиболее широкий синтез средневековой культ...

Конспект урока по теме"Круг. Площадь круга"

Данный урок является 2 уроком по данной теме и имеет ряд прикладных задач для закрепления материала....

Эйлеровы круги (круги Эйлера).

Презентация к уроку для 8 класса Эйлеровы круги(круги Эйлера)....

Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (математика, 6 класс "Круг. Площадь круга.")

Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (6 класс)...

Урок "Круг, окружность, линии в круге"

урок для 9 класса коррекционной школы...