Познавательный час "Парад профессий"
классный час (9 класс) по теме
Предназначен для классных руководителей старших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parad_professiy.doc | 773 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное специальное учебно – воспитательное учреждение Чувашской Республики для детей и подростков с девиантным поведением «Убеевская специальная общеобразовательная школа» Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики
Познавательный час
«Парад профессий»
Разработала Михайлова Надежда Валерьяновна,
учитель математики,
классный руководитель 8 класса.
Домашний адрес: Чувашская Республика,
Красноармейский район,
429626 деревня Верхние Кожары,
улица Ленина, дом 4
Телефон рабочий: 8 (83530) 33- 2 - 83
домашний: 8 (83530) 33- 2 – 41
Электронный адрес школьный : ubi_soshzt1@mail.ru
личный: nadezhda.mihaylova.1971@mail.ru
Познавательный час «Парад профессий»
Цель – оказание учащимся помощи в выборе будущей профессии.
Задачи:
- формирование положительной профессиональной мотивации;
- расширение у детей знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;
- воспитание чувства ответственности при выборе профессии.
Участники : учащиеся 9 класса, классный руководитель.
Ответственные: классный руководитель.
Оборудование :
- Медиапродукт : Среда - Microsoft Office PowerPoint. (наглядная
презентация материала ).
- карточки с заданиями, тесты (при отсутствии презентации).
Подготовка и оформление: оформление класса плакатами с изображением профессий; оформление листов со словами «хочу, могу, надо»; проведение анкетирования учащихся, подготовка индивидуальных карт для учащихся; подготовка буклетов «Ищу работу» и «Какую профессию выбрать?».
Программа познавательного часа.
- Музыкальное вступление.
- Организационный момент.
- Ознакомление с планом проведения познавательного часа.
- Вступительное слово классного руководителя.
- Проведение познавательного часа:
а) определение профессии;
б) основные факторы, влияющие на выбор профессии;
в) схема личного профессионального плана;
г) игра с учениками «Угадать название профессии»;
д) ознакомление с профессией врача;
е) игра с учениками «Омонимы — профессионалы»;
ж) ознакомление с профессией водителя;
з) игра с учениками «Он - она»
и) ознакомление с профессией строителя;
к) профи — викторина;
л) ознакомление с профессией парикмахера;
м) профи — тест.
- Заключение.
- Рефлексия.
- Итог познавательного часа.
Эпиграф к мероприятию: «Если вы удачно выберете свой путь
и вложите в него всю свою душу,
то счастье вас отыщет»
К.Д. Ушинский.
Ход занятия.
Добрый день ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня здесь, тем более что сегодня я предлагаю вам рассмотреть очень актуальную тему — тему профессионального самоопределения. Тема нашего классного часа: «Парад профессий».
На этой неделе вам предлагалось выполнить тест, целью которой было изучение уровня вашей подготовки к выбору профессии (см. Приложение 1) .
Обсуждение данных тестирования.
Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьезных , от которых зависит будущее, и повседневных , бытовых. Выбор профессии можно отнести, пожалуй к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост.
Не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании. После
окончания школы перед каждым из вас встанет проблема – «Кем быть?». Это выбор профессии. Сегодня мы с вами поговорим о том, как важно сделать правильный выбор профессии, какие профессии може те выбрать вы.
Вопрос : Что такое профессия? Как вы понимаете? (Ответы учащихся)
Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.
Во все времена люди по–разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять.
Послушайте внимательно легенду.
Давным - давно во французском городе Шартре строился большой собор.
Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем
они занимаются.
Первый ответил:
- « Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!
Второй молвил:
- « Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам».
А третий сказал с улыбкой:
- « Я строю прекрасный собор».
Занимаясь одной работой, все трои дали различные ответы на заданный
вопрос.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (ответы учеников)
В ответах каждого прозвучало их собственное отношение к одной и той же работе: строительству собора. И в наше время не все люди относятся к своей работе добросовестно, получая от труда радость.
Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
Раньше было проще. Отец сам пашет землю и учит пахать своих сыновей. У ремесленника и сыновья будут учиться ремесленному делу. Девочки осваивали исконно женские специальности:
- выпечку хлеба
- шитьё
- вязание.
При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами:
Хочу Могу Надо
Под словом «хочу» мы подразумеваем собственное желание ребенка получить эту профессию, но не как не желание других людей. Когда говорим «могу», мы имеем в виду, во-первых,способности ребенка, необходимые для выполнения данного вида деятельности, а во-вторых, возможность приобрести данную профессию, т. е. поступить в вуз, колледж или какое-либо другое учебное заведение. Ну, а под словом «надо» подразумевается востребованность данной профессии в обществе. Так вот, если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет наилучшим вариантом для ребенка. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения. Я желаю вам, чтобы в дальнейшем профессия приносила вам как можно больше удовлетворения.
Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е. В. Климовым.
- Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях можно получить из художественной литературы, газет журналов, телепередач, кинофильмов. Должен быть интерес к познанию.
- Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься
- Одного интереса, конечно, к будущей профессии мало. Необходимы определенные способности. Для того, играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходимо еще и абсолютный музыкальный слух и т. д.
- Уровень притязания и самооценка – важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и планирования карьеры. Например, девочка хочет быть актрисой , как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т. д.
- Мнение родителей, семьи тоже немаловажно. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Не стоит выбирать учебные заведения по принципу: я хочу и далее учиться с другом и т. д.
- Мнение друзей, одноклассников, товарищей, безусловно важно. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
- Всегда, выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение учителей и классного руководителя о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности.
- Личный профессиональный план – это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще. Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности.
Схема личного профессионального плана
Главная цель | Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться |
Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы | Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста |
Пути и средства достижения цели | Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (колледж, ВУЗ, курсы) |
Внешние сопротивления на пути достижения цели | Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей |
Внутренние условия достижения цели | Свои возможности6 состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию |
Запасные варианты и пути их достижения | Например: «Не пройду по конкурсу в ВУЗ – попробую поступить на ту же специальность в колледж, техникум». |
А сейчас мы познакомимся с некоторыми названиями профессий.
Задание. Переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.
- рвач – в--- (медицинский работник)
- сопло – п---- (дипломатический представитель)
- терка – а---- (театральная и кинематографическая профессия)
- кулон – к---- (веселая цирковая профессия)
- марля - м---- (разноцветный рабочий)
- альков – к----- (мастер ручной ковки)
- авдотка – а------ (юридическая профессия)
- старина – с------- (младший медицинский работник)
- водосток – с------ (животноводческая профессия)
- кредитор – д------- (руководитель предприятия)
- томат + голос – с--------- (зубной врач)
- банщик + раба – б--------- (ударная профессия)
Ответы :Врач, посол, актер, клоун, маляр, коваль, адвокат, санитар, скотовод, директор, стоматолог, барабанщик.
Профессия врач.
Краткое описание:
Ответственная профессия врача в настоящий момент признана одной и наиболее сложных и престижных профессий, так как нет наиболее ценной вещи в мире, чем человеческая жизнь, охранять и поддерживать которую и призваны врачи.
История профессии: Профессия врача имею многолетнюю историю. В далёкой древности существовали различные целители недугов. Их арсенал в основном состоял из лекарственных трав, настоек, вытяжек из плодов и корений растений, которые обладали способностью заживлять раны и излечивать инфекции. Само значение слова «врач» имеет русское происхождение и обозначает «заговаривающий», «волшебник».
Социальная значимость профессии в обществе: Независимо от ментальности или государственного порядка, профессия врача позволяет человеку пользоваться определённым статусом и уважением в обществе. В современное время врач не имеет права на ошибку или халатное отношение к работе. От врача ожидают оперативной помощи, полного отсутствия эмоций и высокой эффективности его работы.
Массовость и уникальность профессии: В профессиональные обязанности врача входит осуществления диагностики, лечения и дальнейшей профилактики заболеваний обратившихся за помощью пациентов. Для эффективного выполнения всех поставленных задач, молодой специалист должен неустанно расширять диапазон своих медицинских познаний, знакомиться с новыми техниками, изучать новейшие исследования в различных областях клинических дисциплин, а также заниматься практикой, накапливая опыт контакта с пациентами.
Риски профессии: Тот факт, что при наличии высокой квалификации и сверхсовременного оборудования работа врача является настоящим искусством, не вызывает ни малейшего сомнения. Даже при самых удобных условиях работы, негибкий, а порой ненормированный график часто встречается во врачебной практике.
Где получить профессию: Получить профессию врача можно на избранной вами специальности высшего медицинского учебного заведения.
Омонимы – профессионалы.
Задание. Отгадать слова, имеющие два значения, одно из которых – название профессии.
- Не только аварийная машина, но и уборщица в учреждении. (Техничка)
- Не только вещество, хорошо проводящее электрический ток, пропускающее через себя звук и теплоту, но и железнодорожный служащий, сопровождающий вагон. (Проводник)
- Не только справочник о каком либо историческом месте, музее, но и прежнее название гида. (Путеводитель)
- Не только человек, прислуживающий игрокам на бильярде и ведущий счет, но и цветной фломастер для нанесения отметок в тексте. (Маркер)
- Не только один из двух стеклоочистителей автомобиля, но и профессионал, отвечающий за порядок и чистоту во дворе и на улице. (Дворник)
- Не только ученый – физик, но и специалист, занимающийся наблюдением за работой машин. (Механик)
Профессия водитель
Краткое описание: Движение — основное условие современной жизнь, однако не каждый гражданин нашей страны может позволить себе личный транспорт, и именно в таком случае на помощь приходит водитель. Вместе с этим, профессия водителя очень актуальна в сфере доставки грузов на различные дистанции.
История профессии: Исторически водители существовали с момента появления первого транспортного средства. Каждая транспортная новинка вызывала удивление и даже опаску со стороны мирных жителей, предпочитавших отдавать её управление и личную безопасность в руки опытного водителя, прекрасно знающего правила передвижения.…
Социальная значимость профессии в обществе: Социально работник, управляющий легковыми и грузовыми автомобилями, был и до сих пор остаётся востребованным. Согласно опросам, в пределах города большинство людей предпочитают пользоваться автобусом, осуществляя как минимум ежедневный путь из дому на работу.
Массовость и уникальность профессии: В обязанности водителя входит не только непосредственное управление автомобильным транспортом, но и контроль соблюдения пассажирами основных правил проезда, контроль безопасности во время посадки и высадки, комфорт пассажиров во время поездки. Обязательным для водителя также является умение предусмотреть все возможные помехи, просчитать ход развития ситуации заблаговременно и в случае опасности избежать столкновения с другими транспортными средствами.
Риски профессии: При всей простоте и незамысловатости профессии водителя, существуют чёткие требования к такому работнику, особенно с точки зрения его физической подготовке, состояния здоровья и уровня ответственности. Вместе с этим, если предусмотрены дальние перевозки, то такие качества, как бдительность и выносливость становятся первостепенными.
Где получить профессию: Ознакомиться с профессией можно в различных профессиональных техучилищах, автошколах, после чего образование можно продолжить в техникумах, а также обучаясь по специальности автотранспорта в высших учебных заведениях.
Он – она.
Задание. Прочитайте предложенные утверждения и согласитесь или не согласитесь с ними.
- Она – балерина, он – балерун. (Нет. Танцовщик)
- Она – актриса, он – актер. (да)
- Она – стюардесса, он – стюардесс. (нет. стюард)
- Она – учительница, он – учитель. (да)
- Она – проводница, он – проводник. (да)
- Она – швея, он – швец. (да. Швец устаревшее слово, сейчас его называют портным)
- Он – певец, она – певица. (да)
- Он – кузнец, она – кузница. (нет, она тоже кузнец)
- Он – летчик, она – летчица. (да)
10.Он – портной, она – портная. (нет, портниха)
Профессия строитель
Краткое описание: В рейтинге популярности профессия строителя уверенно занимает средние позиции. Обязанности строителя включают выполнение разного рода строительных или ремонтных работ, таких как, например, облицовочные, малярные и штукатурные, а также совмещение спектра обязанностей с такими профессиями как столяр или плотник.
История профессии: Исторически профессия сложилась ещё в античные времена, когда строительными работами занимались многомиллионные «рабочие коллективы», состоящие из рабов. Позднее эта работа перешла в разряд наёмного труда, закрепившись в сознании современных жителей мегаполисов.…
Социальная значимость профессии в обществе: В связи с развитием строительного дела и большими государственными и частными инвестициями в городское строительство, профессия строителя становится более актуальной на настоящий момент.
Массовость и уникальность профессии: Профессия строителя относится к разряду массовых профессий. Обязанности включают в себя выполнение полного спектра ремонтно-строительных работ с обязательным соблюдением техники безопасности. Личностные качества включают в себя трудолюбие, усидчивость, внимательности, аккуратность, настойчивость и стремление доводить до конца начатое дело.
Риски профессии: Минусы работы представлены опасностью для здоровья при несоблюдении техники безопасности, неудобными условиями работы, неблагоприятными погодными условиями.
Где получить профессию: Для работы по профессии строитель наличие специализированного образования не требуется. Для устройства на работу достаточно будет диплома о полном среднем образовании, однако сертификаты о профильном или высшем образовании значительно повышают шансы в продвижении по карьерной лестнице.
Профи – викторина.
Вопросы.
- Перед кем все люди снимают шапки? Перед парикмахером.
- Как звали первую женщину – летчицу? Баба яга.
- Кто дымом кормится? Трубочист.
- Назовите орудие труда оперного певца? Голос.
- Кем были по профессии герои мультфильма чип и Дейл? Спасателями.
- Какая врачебная специальность была у доктора Айболита? Ветеринар.
- Без чего не могут обойтись охотники, математики, барабанщики? Без дроби.
- Что делает вокалист? Поет.
- Человека какой профессии романтично называют дирижером неба? Авиадиспетчера.
- Не только тайный, но и рекламный. Кто это? Агент.
Профессия парикмахер
Краткое описание: Психологи утверждают, что при встрече люди в первую очередь обращают внимание на состояние обуви и прическу: именно этими двумя критериями мы подсознательно руководствуемся при оценке чьей-либо внешности. С обувью все более-менее понятно: её приобретают готовой и подбирают в соответствии с другими деталями гардероба и ситуацией, а как же обстоит дело с причёской? Здесь на помощь приходят парикмахеры.
Парикмахер — простая, на первый взгляд, профессия. Но так ли она проста на самом деле?
История профессии: Начнём с того, что профессия парикмахера существует довольно давно, только в разные времена и в разных странах она именовалась по-другому: специалистов по причёскам называли брадобреями, цирюльниками, стригунами; помимо стрижек и укладки волос парикмахеры занимались бритьём, маникюром, а нередко и выполняли обязанности врачей, подвергая своих клиентов нехитрым медицинским процедурам. И только в наше время специализация парикмахеров сузилась — теперь они занимаются только причёсками.
Социальная значимость профессии в обществе: Востребована ли в наше время профессия парикмахера? Несомненно, ведь люди все больше заботятся о своей внешности, в том числе и о причёске. Как и у представителей другой профессии, в среде парикмахеров есть определённая конкуренция, которая напрямую зависит от уровня мастерства парикмахера. Хороший парикмахер — это всегда востребованный специалист.
Массовость и уникальность профессии: Стать хорошим парикмахером непросто: для этого нужно чувствовать желания клиентов, уметь найти с ними общий язык, быть в курсе всех модных веяний, обладать специальными знаниями, опытом и навыками. Пожалуй, парикмахер — это одна из немногих профессий, в которых недостаточно одного обучения — необходимо иметь некий талант, позволяющий создать гармонию причёски клиента с его общим обликом, и смелость, которая позволит воплотить авторский замысел. Каждый парикмахер — это немного художник, и этот художник должен иметь смелость «нарисовать» клиенту причёску.
Риски профессии: А что, если причёска не понравится клиенту? В этом и заключается один из минусов профессии парикмахера — риск обмануть ожидания клиента. Поэтому парикмахер всегда должен суметь объяснить клиенту, какой он видит его причёску, или понять, чего от него желает клиент.
Одним словом, это дело личных вкусов и предпочтений: если вы коммуникабельны, если вы получаете удовольствия от общения, работа парикмахера может вам подойти.
Где получить профессию: В наше время стать парикмахером несложно: достаточно поступить на соответствующие курсы или в специализированную школу парикмахеров. Как правило, базовое обучение длится не больше года, а его стоимость невелика. К поступающим не предъявляют каких-либо особых требований, поэтому стать парикмахером можно почти в любом возрасте.
Сложнее другое — стать Мастером. Но пройдя путь от рядового парикмахера до настоящего Мастера, можно добиться стабильной работы, богатства, и даже известности.
Профи – тест.
- Кто на съемках кинофильмах вместо актера прыгает из окна третьего этажа дома?
- гример
- режиссер
- каскадер *
- сценарист
2. Где работает крупье?
- на конюшне
- в банке
- на бирже
- в казино *
3. Где работает брокер?
- в банке
- на бирже*
- на базаре
- на ипподроме
4. За чем мужчина обращается к флористу?
- за грибами
- за букетом *
- за отваром
- за табаком
5. Кто надевает во время работы самый дорогой в мире костюм?
- летчик
- автогонщик
- аквалангист
- космонавт * (9 миллионов долларов)
6. Что делает визажист?
- визы
- макияж*
- пластические операции
- художественные фотографии
7. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
- тамада
- конферансье*
- диктор
- спикер
8. Кто из перечисленных лиц не является юристом?
- прокурор
- защитник
- полузащитник*
- судья
9. Кем начинала свой трудовой путь Валентина Терешкова – первая в мире женщина – космонавт?
- ткачихой*
- поварихой
- маляром
- учительницей
10. К кому из перечисленных лиц не принято обращаться «маэстро»?
- к художнику
- к композитору
- к шахматисту
- к бухгалтеру.*
Заключение.
При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.
Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.
Рефлексия.
Наше занятие подходит к завершению. Я думаю, что сегодня вы получили определенный багаж знаний, некоторые сделали выбор или ещё размышляют по поводу определения профессии.
Поэтому каждый из вас определяет на каком этапе пути к выбору профессии вы находитесь и в зависимости от этого выбираете полоску соответствующего цвета. Покажите их. Я вижу, что кто выбрал:
Зеленый цвет – не определился с выбором профессии.
Желтый – сомневаюсь
Красный – определился с выбором.
Итог занятия.
Мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по – настоящему счастливым.
А я от всей души желаю вам всего доброго!
Всем ученикам вручаются буклеты «Ищу работу» и «Какую профессию выбрать?» . (Приложение 2)
Приложение 1
Тест «Типы профессий»
Инструкция к тесту: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
1а. Ухаживать за животными. | 1б. обслуживать машины, приборы (следить, регулировать). |
2а. Помогать больным. | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин. |
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок. | 3б. Следить за состоянием растений. |
4а. Обрабатывать материал (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п. ) | 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать. |
5а. Обсуждать научно – популярные книги, статьи. | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты). |
6а. Выращивать молодняк (животных какой – либо породы). | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты). | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным ) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов). |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище. | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках. |
10 а. Лечить животных. | 10б. Выполнять вычисления, расчеты. |
11а. Выводить разные сорта растений. | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.). |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок). |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов. |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты. | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п. |
15а. Составлять точные описания – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | 15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице. | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение. |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов. |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и др. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах. |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду) строить здания. | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты. |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.). |
Ключ к тесту.
Типы профессий. | Номера вопросов. |
Человек-природа | 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а |
Человек-техника | 1б, 4а, 7б, 11б, 14а, 17б, 19а |
Человек-человек | 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а |
Человек-знаковая система | 2б, 5а, 9б, 10б, 12б, 15а, 19б, 20б |
Человек-художественный образ | 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА
Если :
Вам нравится лабораторно – практические работы по физике, химии, электротехнике, уроки труда;
Вы занимаетесь в технических кружках, делаете модели, разбираетесь в бытовой технике;
Вы хотите создать и ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, технические системы либо работать на них, то ознакомьтесь с профессиями типа ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА.
БОЛЬШИНСТВО ПРОФЕССИЙ ЭТОГО ТИПА СВЯЗАНО
с созданием, монтажом, сборкой технических устройств. | с эксплуатацией технических изделий. | с ремонтом технических устройств. |
специалисты проектируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных деталей, узлов, блоков собирают машины, механизмы, аппараты, приборы, регулируют и налаживают их. | специалисты работают на станках, управляют транспортом, самоходными машинами и механизмами, различными процессами, поточными линиями, автоматическими системами. | специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, машин, механизмов, аппаратов, приборов. Ремонтируют, регулируют и налаживают их. |
ОДНО И ТО ЖЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДМЕТОМ ТРУДА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ.
техническое устройство | монтаж сборка | эксплуатация | ремонт |
станок с числовым программным управлением, энергетическая установка, прибор, фото-, киноаппаратура. | слесарь механосборочных работ, электромонтажник, радиомонтажник, слесарь- сборщик кино-, фотоаппаратуры. | оператор станков с ЧПУ, наладчик станков с ЧПУ, оператор электропульта, радиотехник, киномеханик, фотограф. | слесарь по ремонту промышленного оборудования, слесарь по ремонту электрооборудования, слесарь по ремонту радиоаппаратуры, слесарь по ремонту кино-, фотоаппаратуры. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИЙ
ЭТОГО ТИПА К ЧЕЛОВЕКУ:
точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинетическое восприятие;
хорошая координация движения;
развитое техническое и творческое мышление и воображение;
умение переключаться и концентрировать внимание;
наблюдательность.
ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА.
Если:
Вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой, геодезией или издательским делом;
Вы любите выполнять вычисления и подсчеты, чертежи и схемы, карты и графики, решать примеры и задачи, вести картотеки и систематизировать различные сведения, вести дневник наблюдения, то ознакомьтесь с профессиями типа ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕНМА.
БОЛЬШИНСТВО ПРОФФЕСИЙ ЭТОГО ТИПА СВЯЗАНО С ПЕРЕРАБОТКОЙ ИНФОРМАЦИИ И РАЗЛИЧАЕТСЯ ПО ОССОБЕННОСТЯМ ПРЕДМЕТА ТРУДА. ЭТО МОГУТ БЫТЬ:
тексты на родном и иностранных языках | цифры, формулы, таблицы | чертежи, карты, схемы | звуковые сигналы |
редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, наборщик, телеграфист | программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик | конструктор, инженер – технолог, чертежник, копировальщик, топограф, штурман, геодезист | радист, стенографист, телефонист, звукооператор |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИЙ ЭТОГО ТИПА К ЧЕЛОВЕКУ:
хорошая оперативная и механическая память;
способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
хорошая переключаемость и распределение внимания;
точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
усидчивость, терпение.
ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА
Если :
♦ Вы любите работать на пришкольном участке, в саду, огороде, ухаживать за животными;
♦ Вы занимаетесь на станции юных натуралистов при зоопарке, в кружках;
♦ Вы не равнодушны к лабораторно – практическим работам по биологии и любите этот предмет, то ознакомьтесь с профессиями типа ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА.
ОБЪЕКТАМИ ТРУДА ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БОЛЬШИНСТВА
ЭТИХ ПРОФФЕСИЙ ЯВЛЯЮТСЯ:
животные | растения |
условия их роста, жизни | условия их произрастания, жизни |
СПЕЦИАЛИСТАМ ЭТОЙ ОБЛАСТИ ПРИХОДИТСЯ:
изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных | выращивать растения, ухаживать за животными | проводить профилактику заболеваний растений и животных, бороться с вредителями растений |
агроном, микробиолог, зоотехник, агрохимик, фитопатолог | лесовод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, полевод, пчеловод | врач карантинной службы, агроном по защите растений, ветеринар |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИЙ
ЭТОГО ТИПА К ЧЕЛОВЕКУ:
♦ развитое воображение;
♦ наглядно – образное мышление;
♦ хорошая зрительная память;
♦ точное восприятие (особенно зрительное);
♦ наблюдательность;
♦ способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
♦ поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист обязан обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым к работе вне больших коллективах, иногда в трудных погодных условиях.
ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК
Если:
● Вы хотите помогать людям, воспитывать и обучать их, лечить или информировать;
● Вам нравится шефская воспитательная работа с младшими школьниками, занятия с малышами дома, во дворе, в детском саду, вы любите анализировать образы литературных героев, исторических личностей, поведение окружающих, то Вам следует ознакомится с профессиями типа ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК.
БОЛЬШИНСТВО ПРОФЕССИЙ ЭТОГО ТИПА СВЯЗАНО:
с воспитанием, обучением | с медицинским обслуживанием | с бытовым обслуживанием | с информационным обслуживанием | с защитой общества государства |
воспитатель, учитель, мастер профтехучилищ, спортивный тренер | врач, няня, фельдшер, медсестра | продавец, парикмахер, официант, вахтер, работник столовой | библиотекарь, экскурсовод, лектор | юрист, полицейский, инспектор, военнослужащий |
Многие должности: директор школы, предприятия, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор и другие – связаны с руководством людьми, поэтому и их можно отнести к специалистам профессий типа ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИЙ
ЭТОГО ТИПА К ЧЕЛОВЕКУ:
● стремление к общению, умению легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
● устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
● доброжелательность, отзывчивость;
● выдержка, умение сдерживать эмоции;
● способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения, помыслы и настроения других людей;
● способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
● способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, слышать, учитывать мнение другого человека;
● способность владеть мимикой и жестами;
● развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
● умение убеждать людей;
● способность помнить, держать в уме информацию о многих людях;
● аккуратность, пунктуальность, собранность.
ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Если:
♦ Вы любите уроки рисования, музыки, занимаетесь в театральном кружке или изостудии, художественной или музыкальной школе;
♦ У Вас есть практический интерес к изобразительной или музыкальной, литературно- художественной или театрально- сценической деятельности;
♦ Вы хотите украшать быт людей, воздействовать на них, создавая произведения искусства, то ознакомьтесь с профессиями типа ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ.
БОЛЬШИНСТВО ПРОФЕССИЙ ЭТОГО ТИПА СВЯЗАНО:
с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений | с воспроизведением, изготовлением различных по эскизу, образцу (в единичных экземплярах) изделий | с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений в массовом производстве |
специалист создает проект, эскиз, замысел художественного произведения, воплощает его в сочетаниях линий, форм, красок звуков, движений | специалист воссоздает замысел художника, внося в него элементы собственного творчества | специалист изготовляет художественные произведения по заданному образцу |
писатель, художник, композитор, архитектор, журналист, хореограф | ювелир, реставратор, гравер, маляр альфрейных работ, столяр – краснодеревщик, актер, музыкант | мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИЙ
ЭТОГО ТИПА К ЧЕЛОВЕКУ:
♦ художественные способности;
♦ развитые эстетические чувства;
♦ развитое зрительное восприятие;
♦ наблюдательность, зрительная память;
♦ наглядно – образное мышление;
♦ творческое и воссоздающее воображение;
♦ знание законов эмоционального воздействия на людей;
♦ аналитическое, нестандартное мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсно-познавательная программа "Калейдоскоп профессий"
Данная разработка поможет при проведении внеурочной занятости обучающихся 5-9 классов. А также интересна для предпрофильной подготовке обучающихся, помогает при выборе будущей профессии....
Воспитательное мероприятие Познавательная игра «Путешествие в страну профессий»
Воспитательное мероприятие для детей младшего и среднего школьного возраста. Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальной шк...
Познавательная игра "Путешествие в страну профессий"
Представлена методическая разработко по внеклассной работе. Мероприятие предназначено для детей младшего и среднего школьного возраста. Перед началом игры-путешествия ребята делятся на три коман...
Тема:"Развитие познавательного интереса к профессии и система контроля за качеством знаний"
В работе раскрываются понятие "познавательного интереса", проблеммы с которыми сталкнулась во время работы с обучающимися не имеющими 9 классов, методы их преодаления.Используемые формы и методы контр...
Развитие познавательного интереса и повышение мотивации к выбранной профессии
Материал представляет опыт работы преподавателей географии и медико-биологических дисциплин педагогического колледжа по развитию познавательного интереса. Предложены разнообразные варианты для р...
познавательно-развлекательная программа "Все профессии важны, все профессии нужны"
познавательно-развлекательная программа "Все профессии важны, все профессии нужны" в рамках профориентационной программы с обучающимися с ОВЗ.Цель: Расширять представление детей о мире...
Познавательный час "Все профессии важны, все профессии нужны"
Целью данного мероприятия являются формирование интереса к профессиям, выявление уровня знаний ребят о профессиях; С помощью мероприятия ребятам объяснить, какие фак...