Конкурсно-познавательная программа "Калейдоскоп профессий"
методическая разработка (9 класс) по теме
Данная разработка поможет при проведении внеурочной занятости обучающихся 5-9 классов. А также интересна для предпрофильной подготовке обучающихся, помогает при выборе будущей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursno.docx | 118.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Управление образования
Муниципального образования администрации
г. Усолья – Сибирского
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 8 им. А. А. Разгуляева»
Разработан:
педагогом – организатором
1 кв. категории
МБОУ «ООШ № 8
имени А. А. Разгуляева
г. Усолья - Сибирского
Утратиной О. Г
Конкурсно-познавательная программа
«Калейдоскоп профессий»
(для обучающихся 5-9 классов)
Цель:
Расширить представление обучающихся об огромном и многообразном мире профессий.
Задачи:
- Организация профильной подготовки обучающихся; оказание помощи в выборе профессий.
- Выявить у обучающихся имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
- Формирование познавательного интереса к людям труда и их профессиям.
- Расширить знания, кругозор и словарный запас обучающихся.
- Активизировать творческие способности обучающихся
Ход мероприятия:
Ведущий – Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о различных профессиях. Но для начала мы проведём разминку «Доскажи профессию». Вы, ребята, не зевайте,
Дружно, хором отвечайте.
Трактор водит (тракторист),
Электричку (машинист),
Стены выкрасил (маляр),
Доску выстругал (столяр).
В доме свет провёл (электрик),
В шахте трудится (шахтёр)
В жаркой кузнице (кузнец)
Кто всё знает (МОЛОДЕЦ)
Ведущий – Конечно, вы все молодцы! И с таким прекрасным настроением мы начинаем нашу программу «Калейдоскоп профессий». Не забывайте, что следить за вашими ответами будут совет мудрейших, в который вошли:
- Заместитель директора по УВР – Агафонова Ирина Львовна
- Учитель технологии – Мелентьева Татьяна Викторовна
- Лидер ГПШ – Филашинова Анна
Попрошу совет мудрейших занять свои места. Ваши аплодисменты.
Да, кстати, что же обозначает слово «профессия»?
1 ученик – Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что слово «профессия» - это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.
Ведущий – Очень хорошо. А какие профессии вы знаете? (ответы детей). Умницы, но в ваши ответы закралась одна ошибка. Вы в своих ответах перемешали профессии и должности. Что же такое «должность»?
2 ученик – Должность – служебное положение, место в каком-либо учреждении и связанные с ним служебные обязанности.
Ведущий – Вот теперь, я думаю, что вы сможете отличить эти понятия. Например: в нашей школе работают учителя. Это профессия. Но в школе есть и директор, и завуч – это должности, которые они занимают, оставаясь по профессии так, же учителями.
И поэтому я объявляю 1 конкурс «Профессия или должность?»
Задание: каждому классу выдаётся лист с заданиями. Нужно распределить по двум столбцам «профессии» и «должности». Варианты – врач, педагог, директор, строитель, повар, завуч, воспитатель, заведующая, продавец, бригадир, металлург.
За каждый правильный ответ класс получает 1 балл.
Максимальное количество баллов – 11.
Ведущий – Хорошо! С этим конкурсом вы справились. Я приглашаю по 2 человека от класса (мальчика и девочку). Для вас 2 конкурс «Мастера на все руки»
Задание: девочка должна забить 3 гвоздя на одинаковом расстоянии и на одинаковую глубину. Мальчик должен правильно пришить 2 пуговицы.
За качественное и быстрое выполнение задания – каждому участнику выставляется по 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
Пока наши участники выполняют задание, мы немного отдохнём.
Весёлая компания,
Удвой своё внимание!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Булки нам и калачи
Каждый день пеку…
(пекари, а не врачи)
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый…
(повар, а не почтальон)
Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой…
(учителя, а не пожарные)
Дрессирует львов, собак
В городском саду…
(дрессировщик, а не рыбак)
Кто пасёт коров, овец?
Ну, конечно,…
(пастух, а не продавец)
Складки, карманы и ровненький кант-
Платье красивое сшил…
(портной, а не музыкант)
Высадить новые саженцы в ельник
Снова отправится утром наш …
(лесник, а не мельник)
Посадил уж сотни роз
В городском саду …
(садовник, а не матрос)
Ведущий – А вот и наши участники уже выполнили своё задание, покажите жюри.
А я уже спешу объявить 3 конкурс «Познакомь и расскажи» (домашнее задание)
Задание: каждый класс представляет профессию. Оценивается оригинальность представления, ясность, точность и востребованность профессии.
За каждый критерий – максимальное количество баллов – 5.
Наибольшее количество баллов за этот конкурс – 20.
Ведущий – Здоров! Интересные профессии представили классы. А у нас следующий конкурс 4, который называется «Анаграммы – профессионалы»
Задание – каждый класс получает листы с заданиями. Нужно переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.
- РВАЧ
- СОПЛО
- ТЕРКА
- ФИАКР
- КУЛОН
- ТРАВИНКА
- СТАРИНА
- КРЕДИТОР
- ТОМАТ+ГОЛОС
- РИСК+ПАЧКА
За каждый правильный ответ класс получает 1 балл.
Максимальное количество баллов – 10.
Ведущий – Отлично! И это задание вы выполнили. Но я хочу пригласить от каждого класса старосту и помощника старосты. Для вас наш следующий конкурс 5 «Омонимы – профессионалы»
Задание – каждый участник отвечает на 1 вопрос. Для этого необходимо отгадать слова, имеющие два значения, одно из которых – название профессии.
- Не только бытовой прибор для обработки паркетных полов, но и работник, занимающийся натиркой таких полов. (Полотёр)
- Не только аварийная машина, но и уборщица в учреждении. (Техничка)
- Не только литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений, но и специалист по раскрытию уголовных преступлений. (Детектив)
- Не только один из двух стеклоочистителей автомобиля, но и профессионал, отвечающий за порядок и чистоту во дворе и на улице. (Дворник)
- Не только детская игра, включающая в себе набор деталей, но и работник, занимающийся разработкой новых устройств и изделий. (Конструктор)
- Не только плоский чемоданчик для бумаг и книг, но и специалист в области внешних отношений. (Дипломат)
- Не только консервирование в соленом растворе, но и дипломатический представитель высшего ранга. (Посол)
- Не только ученый – физик, но и специалист, занимающийся наблюдением за работой машин. (Механик)
- Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения математической функции, но и художник, рисующий карандашом и тушью. (График)
- Не только передовой работник, добивающийся высоких результатов в труде, но и музыкант, играющий на ударном инструменте. (Ударник)
За правильный ответ каждый участник получает 1 балл.
Наибольшее количество баллов класса – 2.
Ведущий – Как быстро бежит время, и у нас новый конкурс 6 «Он – она».
Задание – я называю профессию в женском роде, например «Она – актриса», а вы должны назвать её в мужском роде: «Он – актёр» и так далее. Когда я называю профессию в мужском роде, вы должны назвать её в женском роде. Итак…
Он – проводник, она… (проводница),
Он - учитель, она … (учительница),
Он - строитель, она … (строитель).
Она - укротительница, он … (укротитель).
Она – поэтесса, он … (поэт),
Она – балерина, он … (танцовщик).
Он – певец, она … (певица),
Он – художник, она … (художница),
Он – электрик, она … (электрик).
Она – швея, он … (портной),
Она – доярка, он… (дояр),
Она – водолаз, он … (водолаз).
Ведущий – молодцы, справились с этим заданием, но расслабляться некогда и опять конкурс 7 «Профессии – синонимы». Но для того, чтобы выполнить его, давайте вспомним, что такое синоним? Синоним – это слово, близкое по значению.
Задание – написать иначе представителей предложенных профессий. Помните, время ограничено.
Сторож - … (охранник)
Воспитатель - … (наставник)
Шофёр - … (водитель)
Кочегар - … (истопник)
Голкипер - … (вратарь)
Парикмахер - … (цирюльник)
Паяц - … (клоун)
Каскадёр - … (трюкач)
Солдат - … (боец)
Архитектор - … (зодчий)
За каждый правильный ответ класс получает 1 балл.
Максимальное количество баллов – 10.
Ведущий - Хорошо, задание выполнили, а как выполнили, проверит жюри. И сейчас всем участникам предстоит возможность получить дополнительные баллы для своего класса. Но только условие, ответ не выкрикивать, а поднимать руку. Право первого ответа отдаётся тому, кто вперёд поднял руку. Внимание, конкурс 8 «Догони и обгони»
- Кем были по профессии герои мультфильма Чип и Дейл? (Спасателями)
- Кем по профессии был Стекляшкин в сказке «Незнайка на Луне»? (Астрономом)
- Как иначе называют коллегу по работе? (Сослуживец)
- Человек, профессионально не умеющий говорить «нет», - это… (Дипломат)
- Как называется дрессировщик дельфинов в дельфинарии? (Тренер)
- Как называется учёный, изучающий неопознанные летающие объекты – НЛО? (Уфолог)
- Не только тайный, но и рекламный? (Агент)
- «Многоликий» профессионал – это… (СТО-рож)
- Как звали первую женщину – лётчицу? (Баба- Яга)
- Кому разрешается поворачиваться спиной к королю? (Кучеру)
За каждый правильный ответ участник получает 1 балл.
Максимальное количество баллов – 10.
Ведущий – Здорово! И как всегда самое интересное в конце программы. Я приглашаю подойти ко мне старост и выбрать задание для своего класса. Так как следующий конкурс 9 «Хитрые мастеровые»
«У плотника Стружкина собрались гости. Все свои, мастеровые. Кто на заводе работает, кто в типографии, кто на железной дороге. Посидели, поговорили, а потом вдруг заспорили: чьё ремесло хитрее?
- Самая умная профессия – это наша, деревообрабатывающая, - сказал хозяин. – В другом деле только руки нужны и больше ничего, а плотник без головы всё равно, что пильщик. Плотник не просто отпиливает, а сперва карандашом рассчитывает. Это не то, что коваль, скажем, или машинист.
- Скажите, пожалуйста, - обиделся машинист Тормозов, столяры – маляры неграмотными могут быть. А машинист без грамоты путёвки перепутает.
Кузнец Кувалдин посмотрел сердито и проговорил:
- Вот уж не знаю, что за хитрость такая в плотницкой работе. Всё понятно. То ли дело в кузне: каждый гвоздь узнать надо – английский он или русский.
И тут спор вовсю разгорелся. Хозяину совестно стало, что гости его уже ругаться начали, он и сказал:
- Вот что, товарищи, пусто каждый такую загадку по своему ремеслу выдумает, чтобы другие не отгадали. Чьи задачи труднее, у того и ремесло умнее».
Задание – попробуйте выполнить задачи.
Загадка плотника Стружкина.
«У меня есть доска. В ней выпилены три отверстия: одно круглое, другое крестом, а третье квадратное. Задание: сделайте такую заглушку, чтобы годилась для всех трёх отверстий». (Для изготовления заглушки использовать пластилин)
Загадка слесаря Скважина.
«Жили раз мы трое в одной комнате: я и два моих земляка. Дома сидели редко. Так что квартира на запоре была – тремя замками запиралась. У каждого был свой замок и свой ключ. Возвращались мы в разное время. Задание: каким образом попадал в комнату каждый из нас, не дожидаясь товарищей.»
(Покажите как закрыть дверь, чтобы можно было попасть в комнату отперев лишь один замок)
Загадка маляра Синькина
«Шёл я мимо лавки, ведёрко с краской нёс. Позвали меня из лавки: «Зайди, дело есть!» Зашёл, а хозяин мне два куска листового железа показывает: вот, мол, покрасит надо. Посмотрел я на ведёрко, а там краски только на донышке. Я говорю: «Краски мало, один кусок ещё покрасил бы, а на два не хватает». Хозяин и на то согласен. Стал я тогда смотреть, на какой кусок меньше краски пойдёт. А как узнаешь? Кабы куски четырёхугольные были, тогда ещё один на другой можно было бы наложить. А то они так хитро вырезаны, что никак не понять, какой больше, какой меньше. А толщины одинаковой. Ну, я подумал – подумал и догадался. Задание: узнайте на какой лист меньше краски надо?»
(Ответ – надо оба куска положить на весы: какой легче, на тот и меньше краски пойдёт)
Загадка кузнеца Кувалдина
«Принёс мне директор завода пять цепей по три звена в каждой и говорит: «Соедини их в одну цепь». Ладно, соединить – дело простое. Надо четыре звена расковать и опять заковать. Так бы каждый кузнец сделал. Но я – мастер тонкий. Сразу сообразил, что расковывать все четыре звена, нет надобности, можно и меньше. Задание: покажите, как это сделать?»
(Ответ – чтобы соединить все цепи в одну, надо в одной цепи расковать все три звена и ими сковать куски)
Загадка пуговичника Застёжкина
«На пуговичную фабрику каждый день старые пуговицы присылают – деревянные и костяные. Посмотришь на пуговицу и сразу не скажешь, деревянная она или костяная. Все они одинаково отполированы, лак тоже одинаковый: что на деревянных, то и на костяных. Вот если только соскоблить краску и лак или разломить пуговицу пополам, тогда, конечно, узнаешь, из чего она сделана. Но портить пуговицу обидно. Да к тому же перебирать все пуговицы по одиночке – долгое дело. Ведь их привозят на фабрику по несколько пудов. А вот у нас на фабрике в два счёта отделяют деревянные пуговицы от костяных – в одну минуту до пяти пудов, да при этом ни одной пуговицы не ломают. Задание: объясните, как это можно сделать?»
(Ответ – все пуговицы надо побросать в бочку с водой: тогда деревянные пуговицы всплывут наверх, а костяные опустятся на дно)
Ведущий – Все молодцы! Слово предоставляется жюри.
Награждение классов.
Примерное представление профессии – повар
1 ученик – Любое искусство без исключенья
Достойно зрительского поклоненья!
Нас восхищают музыки бессмертные творенья.
И всё, что связано с душой, то вызывает вдохновенье.
Мы вам расскажем тоже про искусство
Про обыкновенное чудо, про добрые чувства.
Профессия ПОВАР – всем с детства знакома,
О ней, друзья расскажем снова.
2 ученик – ПОВАР – профессия важная,
ПОВАР – профессия славная
А потому утверждаем сегодня
Профессия эта у нас очень модна
Песня «Королева красоты»
- По переулкам ходят люди,
Солнце льётся прямо с крыш
С прихваткою среди посуды
На кухне у плиты стоишь.
Кипит бульон, шипят котлеты,
На них с восторгом смотришь ты,
В халатик беленький одета
Королева красоты.
3 ученик – Мы умом, и желудком, и сердцем
Толк сознаём кулинарной картины.
А потому утверждаем сегодня –
Нет повара лучше мужчины!
4 ученик – И вам подарок от шеф – повара нашего заведения!
Повар – салаты, закуски, десерты
Торты, с повидлом конверты,
Банкет, юбилей, вечеринку,
Обслужим всех вас, как с картинки
Сделаем всё, что угодно для вас
Профессия эта – ну просто уж КЛАСС!
Песня «Куплеты Курочкина»
- Хвастать мы сейчас не станем,
Скажем честно, без прикрас,
Новые рецепты знаем,
Чтоб порадовать всех вас.
Припев: Повара всегда умеют
Угостить и удивить,
И секретами владеют,
Чтобы вкусно накормить.
5 ученик – Хотите бизнес – ланч или фуршет?
Или шикарный свадебный банкет?
Банкет – коктейль иль шведский стол?
Подать вам русский разносол?
6 ученик – Организуем всё! Да не вопрос!
Лишь бы был на это спрос!
Раздаточный материал для классов
1 конкурс «Профессия или должность?»
Задание: Нужно распределить по двум столбцам «профессии» и «должности». Варианты – врач, педагог, директор, строитель, повар, завуч, воспитатель, заведующая, продавец, бригадир, металлург.
Профессия | Должность |
4 конкурс «Анаграммы – профессионалы»
Задание – Нужно переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.
- РВАЧ - _________________________________________
- СОПЛО - _______________________________________
- ТЕРКА - ________________________________________
- ФИАКР - _______________________________________
- КУЛОН - _______________________________________
- ТРАВИНКА - ___________________________________
- СТАРИНА - _____________________________________
- КРЕДИТОР - ____________________________________
- ТОМАТ+ГОЛОС - _______________________________
- РИСК+ПАЧКА - _________________________________
7 конкурс «Профессии – синонимы»
Задание – написать иначе представителей предложенных профессий. Помните, время ограничено.
Сторож - ______________________________________
Воспитатель - _________________________________
Шофёр - ______________________________________
Кочегар - _____________________________________
Голкипер - ____________________________________
Парикмахер - __________________________________
Паяц - ________________________________________
Каскадёр - ____________________________________
Солдат - ______________________________________
Архитектор - __________________________________
Загадка плотника Стружкина.
«У меня есть доска. В ней выпилены три отверстия: одно круглое, другое крестом, а третье квадратное. Задание: сделайте такую заглушку, чтобы годилась для всех трёх отверстий». (Для изготовления заглушки использовать пластилин)
Загадка слесаря Скважина.
«Жили раз мы трое в одной комнате: я и два моих земляка. Дома сидели редко. Так что квартира на запоре была – тремя замками запиралась. У каждого был свой замок и свой ключ. Возвращались мы в разное время. Задание: каким образом попадал в комнату каждый из нас, не дожидаясь товарищей.»
(Покажите, как закрыть дверь, чтобы можно было попасть в комнату, отперев лишь один замок)
Загадка маляра Синькина
«Шёл я мимо лавки, ведёрко с краской нёс. Позвали меня из лавки: «Зайди, дело есть!» Зашёл, а хозяин мне два куска листового железа показывает: вот, мол, покрасит надо. Посмотрел я на ведёрко, а там краски только на донышке. Я говорю: «Краски мало, один кусок ещё покрасил бы, а на два не хватает». Хозяин и на то согласен. Стал я тогда смотреть, на какой кусок меньше краски пойдёт. А как узнаешь? Кабы куски четырёхугольные были, тогда ещё один на другой можно было бы наложить. А то они так хитро вырезаны, что никак не понять, какой больше, какой меньше. А толщины одинаковой. Ну, я подумал – подумал и догадался. Задание: узнайте на какой лист меньше краски надо?»
Загадка кузнеца Кувалдина
«Принёс мне директор завода пять цепей по три звена в каждой и говорит: «Соедини их в одну цепь». Ладно, соединить – дело простое. Надо четыре звена расковать и опять заковать. Так бы каждый кузнец сделал. Но я – мастер тонкий. Сразу сообразил, что расковывать все четыре звена, нет надобности, можно и меньше. Задание: покажите, как это сделать?»
Загадка пуговичника Застёжкина
«На пуговичную фабрику каждый день старые пуговицы присылают – деревянные и костяные. Посмотришь на пуговицу и сразу не скажешь, деревянная она или костяная. Все они одинаково отполированы, лак тоже одинаковый: что на деревянных, то и на костяных. Вот если только соскоблить краску и лак или разломить пуговицу пополам, тогда, конечно, узнаешь, из чего она сделана. Но портить пуговицу обидно. Да к тому же перебирать все пуговицы по одиночке – долгое дело. Ведь их привозят на фабрику по несколько пудов. А вот у нас на фабрике в два счёта отделяют деревянные пуговицы от костяных – в одну минуту до пяти пудов, да при этом ни одной пуговицы не ломают. Задание: объясните, как это можно сделать?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсно-познавательная игра "Птицы - наши друзья!"
Мероприятие можно провести в рамках недели биологии. Участники - учащиеся 7-8 классов....
Конкурсно-познавательная программа «Путешествие на поезде здоровья»
Сценарий позволяет изучить с детьми в игровой форме правила личной гигиены, познакомиться с понятием здорового образа жизни, с правилами составления режима дня....
Конкурсно-познавательная программа "Сильные, смелые, умелые"
Сначала уч-ся знакомятся с Защитниками Земли русской, потом идет конкурсная программа. Вся программа сопровождается презентацией, музыкально оформлена....
Конкурсно-познавательная программа "Страницы истории родного края"
Конкурсно-познавательная программа представляет несколько этапов истории родного края. Теоретические знания закрепляется с помощью иллюстративного, словарного, художественного материала, "живых"...
Сценарий праздничной конкурсно-познавательной программы «Рыцари. Богатыри. Защитники.»
В данной разработке представлен сценарий прадничной конкурсно-познавательной программы "Рыцари. Богатыри. Защитники.", посвящённой Дню Защитника Отечества....
Сценарий конкурсно-познавательной игры "Вредные привычки"
Объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах сохранения, укрепления здоровья учащихся; формировании здорового образа жизни семьи. В доступной форме раскрыть перед родителями ...
Методическая разработка «Конкурсно-познавательная программа «Берегись автомобиля»
Конкурсно-познавательная программа "берегись автомобиля" проводится с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучащихся...