Семейные ценности как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка
классный час (8 класс) по теме
Современное общество столкнулось с ужасающим кризисом, состоящим в том, что воспитательные задачи и нравственные нормы взаимоотношений между людьми оказались отвергнутыми и забытыми и в семье, и в школе, и в государстве. В связи с этим закономерно, что наши дети, подростки и молодежь вырастают и выходят в самостоятельную жизнь «без царя в голове и без Бога в душе».<?xml:namespace prefix = o /??>
Скачать:
Предварительный просмотр:
АВТОР: Володина Нина Николаевна
учитель русского языка и литературы
бюджетное общеобразовательное учреждение
города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Семейные ценности как фактор
духовно-нравственного воспитания ребенка
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Современное общество столкнулось с ужасающим кризисом, состоящим в том, что воспитательные задачи и нравственные нормы взаимоотношений между людьми оказались отвергнутыми и забытыми и в семье, и в школе, и в государстве. В связи с этим закономерно, что наши дети, подростки и молодежь вырастают и выходят в самостоятельную жизнь «без царя в голове и без Бога в душе».
Отчетливо видно, что в молодежной среде произошла утрата духовно – нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, принятые в христианском обществе.
«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы». (Игумен Евмений, “Духовность как ответственность”)
Патриарх Алексий II отмечает: «Результатом многолетней насильственной политики государственной идеологической машины стало не только разрушение личности, но и разрушение семьи и повреждение понятий о ней, понятий, которые Русская Православная Церковь тысячу лет взращивала в сердцах русских людей». То есть, произошло генетическое вырождение семьи, когда более девяти десятых родителей не являются и не могут быть для детей примером нормальной счастливой семьи.
Многие люди современной России, в том числе и ученые, анализируя происходящее, задают себе вопросы: что произошло и когда это случилось?
В прошлые времена Россия славилась крепкими достойными многодетными православными семьями. До начала 20 века в русских губерниях из ста семей распадались только одна - две. А теперь из ста семей распадаются, правильнее сказать умирают 65-70. Это эпидемия духовной болезни семей.
В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства. Пьянство, наркомания, агрессивность и жестокость все более вторгаются в пространство семьи, разлагают семейную жизнь изнутри, поражая общество социальными недугами. Сотни тысяч беспризорных детей, потерявших родительский кров, обитают на улицах и в подвалах. Миллионы российских младенцев ежегодно убивают в утробе матери. Постоянно растет число разводов и суицидов. Нашему обществу грозит вымирание, если ситуация в семье останется прежней.
В прошлые времена Россия славилась крепкими достойными многодетными православными семьями. До начала 20 века в русских губерниях из ста семей распадались только одна - две. А теперь из ста семей распадаются, правильнее сказать умирают 65-70. Это эпидемия духовной болезни семей. Многие люди современной России, в том числе и ученые, анализируя происходящее, задают себе вопросы: что произошло и когда это случилось?
Поиском выхода из сложившегося кризиса семьи и всего общества в целом занимаются как государственные, так и общественные институты. Предлагаются различные политические, экономические и социальные модели преобразования. Ищется национальная идея, способная выразить тысячелетние традиции России и дать ясные духовно-нравственные ориентиры в общественной жизни.
Сегодня, когда практически разрушены культурно-религиозные традиции в семье и обществе, попирается святость брака, а средства массовой информации стремятся извратить нормы отношений между мужчиной и женщиной, большинство молодых людей лишены представлений о счастливой жизни в семье.
Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, не вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения.
Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он cам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому существу своему возникает из выбора и решения, а ребенку не приходится выбирать и решать: отец и мать как бы образуют ту предустановленную для него судьбу, которая выпадает ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить – ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары, но судьба этих склонностей и талантов – разовьются ли они в дальнейшем или погибнут, и если расцветут, то, как именно, - определяется в раннем детстве.
И.А. Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок учится любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец. Не прав ли Макс Мюллер, когда он пишет: «Я думаю, что там, где речь идет о воспитании детей, к жизни надо подходить, как к чему-то в высшей степени серьезному, ответственному и высокому»; и не прав ли немецкий богослов Толук, утверждая: «Мир управляется из детской»… Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели. И если мы подумаем, что « следующее поколение» все время вновь нарождается и воспитывается и что все его будущие подвиги и преступления, его духовная сила и его возможное духовное крушение – уже теперь, все время, слагаются и созревают вокруг нас и при нашем содействии или бездействии, то мы сможем отдать себе отчет в том, какая ответственность лежит на нас…
По мудрому слову И.А. Ильина: «Только добрая семья может воспитать семьянина, может дарить человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:
- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение". Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.
Семья есть для ребенка первое «мы», возникшее из любви и добровольного служения, где один стоит за всех и все за одного.
В здоровой семье ребенок учится пробивать себе в жизни дорогу при помощи собственной инициативы и в то же время высоко ценить и соблюдать принцип социальной взаимопомощи; ибо семья, как целое. Ребенок устраивает свою жизнь именно по частной, собственной инициативе – она есть самостоятельное творческое единство, а в своих собственных пределах семья есть настоящее воплощение взаимопомощи и так называемой «социальности». Ребенок учится постепенно быть «частным» лицом, самостоятельной индивидуальностью и в то же время ценить и беречь лоно семейной любви и семейственной солидарности; он учится самостоятельности и верности – этим двум основным проявлениям духовного характера.
Воспитать ребенка - значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили.
Природа устроила так, что одно из самых ответственных и священных призваний человека – быть отцом и матерью – делается для человека доступным просто при минимальном телесном здоровье и половой зрелости, так что человеку достаточно этих двух условий для того, чтобы не задумываясь наложить на себя это призвание… «Ребенок может приобрести чутье и вкус к духу только у духовно осмысленного семейного очага; он может органически почувствовать всенародное единение и единство, только испытав это единство в своей семье, а не почувствовав этого всенародного единства, он не станет живым органом своего народа и верным сыном своей родины. Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накаленный угль духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни» (В. Зеньковский)
Так, семья имеет призвание дать ребенку самое главное и существенное в его жизни. Она призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно – религиозную, национальную и отечественную традицию. Из этой семейной традиции и благодаря ей возникла вся наша индо – европейская и христианская культура – культура священного очага семьи: с ее благоговейным почитанием предков, с ее идеей священной межи, огораживающей родовые могилы; с ее благоговейным почитанием предков, с ее исторически слагающимися национальными обычаями и нарядами. Это семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности. Семья есть для ребенка первое родное место на земле; сначала – место – жилище, источник тепла и питания, потом – место осознанной любви и духовного понимания. Семья есть для ребенка первое «мы», возникшее из любви и добровольного служения, где один стоит за всех и все за одного.
В здоровой семье ребенок учится верному восприятию авторитета и начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать его, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но что, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе.
В лице естественного авторитета отца и матери он впервые встречается с идеею ранга и научится воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь, и учится мириться с присущим ему самому низшим рангом, не впадая ни в зависть, ни в ненависть, ни в озлобление. Он учится извлекать из начала ранга и из начала авторитета всю их творческую и организационную силу, в то же время освобождая себя духовно от их возможного «гнета» посредством любви и уважения.
В здоровой семье есть один единственный отец и одна - единственная мать, которые совместно представляют авторитет в семейной жизни, и ребенок начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать его, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но что, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе.
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. (Н.И. Пирогов)
Так, семья есть первая, естественная школа свободы: в ней ребенок должен в первый, но не в последний раз в жизни найти верный путь к внутренней свободе; принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты во всей их кажущейся строгости, вменить себе в обязанность их соблюдение, добровольно подчиниться им и предоставить своим собственным воззрениям и убеждения свободно и спокойно созревать в глубине души. Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания.
Чем прочнее, чем сплоченнее семья, тем обоснованнее является ее притязание на то, что творчески создали и приобрели ее родители и родители ее родителей.
Здоровая семья всегда была и будет органическим единством – по крови, по духу и по имуществу. И это единое имущество является живым знаком кровного и духовного единства, ибо это имущество в том виде, как оно есть, возникло именно из этого кровного и духовного единения и на пути труда, дисциплины и жертв. Вот почему здоровая семья учит ребенка сразу целому ряду драгоценных умений. Ребенок учится пробивать себе в жизни дорогу при помощи собственной инициативы и в то же время высоко ценить и соблюдать принцип социальной взаимопомощи; ибо семья, как целое, устраивает свою жизнь именно по частной, собственной инициативе – она есть самостоятельное творческое единство, а в свои собственных пределах семья есть настоящее воплощение взаимопомощи и так называемой «социальности». Ребенок учится постепенно быть «частным» лицом, самостоятельной индивидуальностью и в то же время ценить и беречь лоно семейной любви и семейственной солидарности; он учится самостоятельности и верности – этим двум основным проявлениям духовного характера.
Само собой разумеется, что только здоровая семья может верно разрешить все эти задачи. Семья, лишенная любви и духовности, где родители не имеют авторитета в глазах детей, где нет единства ни в жизни, ни в труде, где нет наследственной традиции, - может дать ребенку очень мало или же не может дать ему ничего. Конечно, и в здоровой семье могут совершаться ошибки, могут слагаться в том или ином отношении «пробелы», которые способны повести к общей или частичной неудаче. Идеала нет на земле… Однако с уверенностью можно сказать, что родители, которые сумели приобщить своих детей к духовному опыту и вызвать в них процесс внутреннего самоосвобождения, будут всегда благословенны в сердцах детей… Ибо из этих двух основ вырастает и личный характер, и прочное счастье человека, и общественной благополучие.
Понятием “духовность” традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. Напрасно думать, что духовность доступна только людям образованным, людям высокой культуры. История всех времен и народов показывает, что именно образованные слои общества, увлекаясь игрою сознания и отвлеченностями ума, гораздо легче утрачивают ту непосредственную силу доверия к показаниям внутреннего опыта, которая необходима для духовной жизни. Словом духовность и духовная любовь доступна всем людям, независимо от уровня их культурности. И всюду, где она обнаруживается, она является истинным источником прочности и красоты семейной жизни.
Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания.
Существенный вклад в разработку основ семейного воспитания внес И.А. Сикорский. Изучение и анализ его трудов свидетельствует о том, что он был последователем К.Д. Ушинского, так как считал, что: «Детей необходимо знать, и это первый долг родителей; знание укажет путь здорового воспитания». Развивая эту мысль, он отмечал важность для родителей знаний и умений применения их в практике семейного воспитания. Заслугой И.А.Сикорского является то, что он отстаивал идею взаимо связи и гармонии интеллектуального, психического, нравственного и фи зического развития и воспитания детей в семье, подчеркивал ее значение в деле сохранения нервно-психического здоровья ребенка.
Цели и задачи семейного воспитания тесно связывались с развитием и совершенствованием природы ребенка, при этом, ни в коей мере ни умалялось значение самого воспитания, направленного на то, чтобы развивая индивидуальные способности каждого, не забывать и об общечеловеческих свойствах, воспитывать дитя так, чтобы оно «пропиталось нравственностью божественного и человеческого мира, а не противопоставляло ему свое самолюбивое «я».
Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:
- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение". Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.
Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:
- святитель Василий Великий: "Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге";
- святитель Феофан Затворник: "Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти";
- святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь к матери маленькой девочки: "Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери";
- священник Александр Ельчанинов: "Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью".
Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: "Мать праведная - ограда каменная", "Отец сына не на худо учит" и много других примеров...
Какое понимание и понятие семьи мы должны воспитывать?
Семья – это гнездышко и основа достойной счастливой жизни человека.
– Семья – это мой дом и моя крепость, это малая церковь, в которой хранится и укрепляется православный образ жизни.
– Мой дом и моя семья – это частица России, поэтому отношение к своему дому и семье – это отношение к своей Родине.
– Если у тебя дом в беспорядке, а в твоей семье нет дружбы и любви, то ты мало или ничего не делаешь для созидания счастливой семьи и достойной процветающей своей страны.
Хотя в последние годы предпринимаются значительные меры по оказанию помощи семье, но это в большей степени связано с решением демографической ситуации, сложившейся в России. На этом фоне не всегда достаточное внимание уделяется сфере первоначального воспитания детей, что ведет к ослаблению воспитательной роли семьи, к серьезным ошибкам в деле воспитания. Как показывает жизнь, процесс воспитания часто ставит перед родителями множество сложных проблем, из которых они не находят самостоятельного выхода. К негативным факторам семейного воспитания относятся: дефицит со стороны родителей внимания и душевного тепла по отношению к ребенку; завышенная требовательность или полное безразличие; неумение разобраться в мотивах поведения ребенка; игнорирование его духовных потребностей; непонимание закономерностей психического развития; незнание методов и средств воспитания детей в семье. Если к этому добавить еще и низкую культуру внутрисемейных отношений, то становится ясным, что формирование личности ребенка в подобных условиях не может протекать успешно.
Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством:
восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства,
возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций,
творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи,
формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.
«Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина - неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь». (Святитель Игнатий Брянчанинов)
Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно, поэтому в настоящее время возникла необходимость составления семейного катехизиса, в котором были бы систематизированы церковные и святоотеческие наставления об устройстве семьи, а также включены знания педагогики и православной психологии о культуре внутрисемейного общения. Понимание основ построения настоящей семьи позволит сократить число разводов и поможет новому поколению будущих родителей правильно воспитывать своих детей, учитывая особенности детско-родительских отношений. Это может произойти, если в семью вновь вернутся христианские добродетели: вера, надежда, любовь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В ДОМЕ ОТЦА МОЕГО: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. - М.: 2001г.
2. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. - М.: 2001г.
3. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.А.\ Путь к очевидности. - М.: 1993г.
4. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: 1994.
5. Куломзина С.С. Семья - малая Церковь: записки православной матери и бабушки. - М.: 1997 г.
6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: 2001 г.
7. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997 г.
8. Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.: 2000 г.
9. Профессор, протоиерей Глеб Каледа Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. - М.: 1998 г.
10. Святитель Феофан Затворник Спасение в семейной жизни. - М.: 1995 г.
11. Священник Александр Ильяшенко Как найти семейное счастье. - М.: 2001г.
13. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I. Остров духовной жизни. - М.: 1997 г. (Библиотека журнала "воспитание школьников").
14. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть II. Семья в русской литературе. - М.: 1999 г. (Библиотека журнала "воспитание школьников").
15. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. - М.: 2001г.
16. Профессор, протоиерей Глеб Каледа Домашняя Церковь. Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. - М.: 1998г.
17.Т.И. Белозерова « В защиту семьи» Учебно-методическое пособие БОУДПО «ИРООО».2010г.
18.Е.М.Колодина « Духовно-нравственная культура» Учебно-методическое пособие БОУДПО «ИРООО».2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Формирование основ правового сознания как фактор духовно нравственного воспитания
,Социальные, экономические и идеалогические изменения происходящие в настоящее время в России, оказывают сильное негативное влияние на развивающуюся личность ребенка. Негативный эмоцианальный опыт, по...
Формирование основ правового сознания как фактор духовно нравственного воспитания
Социальные, экономические и идеалогические изменения, происходящие в настоящее время в России, оказывает сильное негативное влияние на развивающуюся личность ребенка. Негативный эмоциональный опыт, по...
Содержание иноязычного образования-фактор духовно-нравственного воспитания гражданина.
Предлагаю свой проект, разработанный на базе ПК и ПРО в помощь учителям иностранных языков....
Разведчество как фактор духовно-нравственного воспитания молодёжи
Статья раскрывает основные принципы духовно-нравственного воспитания молодёжи в разведческом движении....
История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения
Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...
Психологический климат семьи и семейный досуг как основа духовно-нравственного воспитания ребенка. (2021г.)
Психологический климат семьи и семейный досуг как основадуховно-нравственного воспитания ребенка.Виноградова Татьяна Павловна Семья – это счастье, любовь и удачаСемья &nda...