Формирование основ правового сознания как фактор духовно нравственного воспитания
статья по теме
Социальные, экономические и идеалогические изменения, происходящие в настоящее время в России, оказывает сильное негативное влияние на развивающуюся личность ребенка. Негативный эмоциональный опыт, полученный детьми, приводит к развитию недоверия к миру, отчуждению, провоцирует агрессивные проявления, что обуславливает неадекватное социальное поведение. В связи с этим становится очевидной проблема правовой защиты детей и необходимость систематической работы по формированию у них основ правовых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_pravovogo_soznaniya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Парфенова А.Н., К.У. Омской области
«Социально-реабилитационный
Центр для несовершеннолетних «Гармония»
Формирование основ правового сознания как фактор духовно-нравственного воспитания
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов.
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в настоящее время в России, оказывают сильное негативное влияние на развивающую личность ребенка. Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств. Зачастую права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми.
Социально-реабилитационный центр стал пристанищем для многих ребятишек, чье детство начиналось не с красивых игрушек и счастливых улыбок, а с пьяных скандалов, побоев, голода. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальное домогательство, которыми взрослые калечат тело ребенка, это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке уважения, внимания, ласки, тепла.
Психологические и педагогические исследования свидетельствуют о том , что в дошкольные группы социально- реабилитационного центра поступают дети социально-неуверенные, имеющие низкую самооценку, с задержкой психоречевого и психомоторного развития. Практически каждый ребенок страдает различными видами деприваций. У 90% воспитанников наблюдается проявление поведенческих расстройств. У 80% детей низкий уровень развития нравственной направленности личности. Таким детям трудно понять смысл нравственных оценок, они плохо ориентируются в системе общечеловеческих ценностей, таких как добро, зло, правда, ложь, красота, здоровье, ум. Детям не свойственны ни эмоциональные переживания, ни сочувствие кому- либо. В связи с этим очевидной становится проблема особой правовой защиты данной категории детей, обусловленная прежде всего их физической и умственной незрелостью, и необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию у них основ правовых знаний.
Формирование основ правового сознания у дошкольников проходящих реабилитацию в нашем центре, мы не сводим к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека, а стараемся на уровне понимания донести до детей ту информацию, которая бы помогла уберечь их от насилия и несправедливости.
Цель: способствовать социальной адаптации детей через формирование основ правовых знаний.
Задачи:
*Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме (на основе сказок и произведений детской художественной литературы) с основными документами по защите прав ребенка.
*Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста, личного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика и физических недостатков)
*Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности
Данные задачи реализуются через различные виды деятельности.
Опираясь на ведущий в педагогике дошкольного образования
принцип наглядности, мы подобрали доступный восприятию детей
иллюстрационный материал по сюжетам сказок, с помощью которого
можно было обсудить и закрепить представление о каждом
положении конвенции. Сказки-своего рода нравственный кодекс
народа; их герои-примеры истинного поведения человека.
Первым этапом знакомства детей с правами стало чтение
«старой» сказки на новый «лад». Это продолжение истории о Буратино из сказки А.Толстого , который пришел на помощь детям и куклам в страну Дураков, где никто не имел представления о правах детей. Опора на сказку позволяет подробно обсудить каждое право и
закрепить полученные представления детей. После того, как дети
усвоили основные положения конвенции, мы перешли к циклу занятий, формирующих личное отношение каждого ребенка и предлагающих ему проиграть возможные ситуации нарушения прав и адекватные способы поведения в них. При проведении занятий гармонично сочетаются разнообразные формы: круговые беседы, чтение, рассказ, обсуждение, драматизация.
Нравственно-этические беседы направлены на формирование моральных качеств личности, навыков, привычек, которые позволяют человеку достойно проявлять себя в общественной и личной жизни. В ходе таких бесед проводится анализ конкретных случаев. Детям предлагается самим найти ответы на вопросы, как вести себя в той или иной ситуации, как построить отношения со сверстниками и взрослыми. В ходе беседы подводится итог, дается правильная оценка ситуации.
Значимы для усвоения правовых знаний игровые занятия в форме путешествий. В ходе сюжета дети кого-то спасают, восстанавливают чьи-то права. Данная работа вызывает оценочное отношение к социальным явлениям. Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности: игровой, драматизации, продуктивной, трудовой. Дошкольники осваивают нравственные нормы через экспериментальную, проблемную деятельность.
Научить детей точно ощущать и понимать изменения окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размере до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. А побывав в роли «обиженного кустика» дети тонко воспринимают , что все живое нуждается в защите, а значит и окружающие люди тоже требуют сочувствия, тепла и помощи. Дети чувствуют значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. В совместной и индивидуальной деятельности с детьми используем фольклор, шутки, песни. Это помогает в решении конфликтов, снимает детскую агрессию , воспитывает в детях дружелюбие, умение, прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения. Позитивно действующим фактором является создание коррекционно-развивающей среды. Это оформление зон , учитывающее замыслы и пожелание детей, «Уголок добрых правил», «Уголок информационной службы», в которых освещаются успехи каждого из воспитанников. А еще у нас есть планшет «Наши звездочки». В конце дня дети рассказывают о своих поступках и отмечают добрые дела звездочкой. Воспитанники сами сделали «Копилку добрых дел», в которую помещают свои рассказы или рисунки. Совместно с детьми были сделаны индивидуальные книжки «Права ребенка» и книжка-раскладушка «Ваши права». В группе поддерживается определенная аудиосфера. Мы учим детей разговаривать без напряжения, спокойно, не мешая другим. Уголок «Наше настроение» помогает воспитателю быстро и чутко отреагировать и поддержать ребенка в «разговоре по душам».
Средовое влияние, обеспеченное предметно- пространственным, поведенческим, событийным, становится коррекционным фактором, способствующим воспитанию личности.
Результатом работы по формированию основ правового сознания у воспитанников стали:
*Дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый образ жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия)
*Научились относить свои поступки и поступки других людей
к хорошим и плохим, начали адекватно оценивать их
*Дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или
реальных детей, например, в случаях, когда дети остаются без
родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них,
стремятся сами быть лучше
*У детей появилось желание творить добро
Мы считаем, что данной работой можем помочь детям, попавшим
в трудную жизненную ситуацию, даря им свою любовь и заботу.
Может быть, ощущение того, что они кому-нибудь нужны, ощущение, которого им так не хватает, в будущем принесет свои плоды, даст возможность нашим воспитанникам адаптироваться к условиям современного общества и занять в нем достойное место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные ценности как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка
Современное общество столкнулось с ужасающим кризисом, состоящим в том, что воспитательные задачи и нравственные нормы взаимоотношений между людьми оказались отвергнутыми и забытыми и в семье,...
Программа "Защити себя сам" (предназначена для работы с детьми дошкольного возраста ,воспитывающихся в условиях центра социальной реабилитации по формированию основ правового сознания)
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "гражданско-правовых знаний у детей". Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми. В...
Программа "Защити себя сам" (предназначена для работы с детьми дошкольного возраста ,воспитывающихся в условиях центра социальной реабилитации по формированию основ правового сознания)
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "гражданско-правовых знаний у детей". Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми. В...
Формирование основ правового сознания как фактор духовно нравственного воспитания
,Социальные, экономические и идеалогические изменения происходящие в настоящее время в России, оказывают сильное негативное влияние на развивающуюся личность ребенка. Негативный эмоцианальный опыт, по...
Формирование основ правового сознания у дошкольников.
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в настоящее время в России, оказывают негативное влияние на развивающуюся личность ребенка. Негативный эмоциональный опыт, полученный...
Сердце - духовный аспект сознания или зависимость духовно-нравственного воспитания человека от развития сердечного чувствознания в контексте новых научных достижений
Данная работа предназначена для учащихся старших классов и преподавателей с целью расширения мировоззренческих представлений о внутреннем мире человека. Материалы презентации будут полезны учителям ес...
Мастер-класс по теме «Духовное наследие России в формирование основ исторического сознания и его роль в воспитании будущих граждан Отечества», посвящённый 1000 - летию со дня преставления Святого Князя Владимира.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10053058","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"187","width":"480"}}]]Знакомство учащихся с историей своего Отечества....