Математический кружок "Юный Пифагор" для учащихся 5 класса общеобразовательных школ в рамках реализации ФГОС
рабочая программа (5 класс) на тему

Суханова Светлана Николаевна

Программа математического кружка «Юный Пифагор» рассчитана на учащихся 5-х классов общеобразовательных школ.

Содержание программы соответствует возрастным особенностям школьников и способствует развитию их логического мышления  и расширению знаний по темам курса математики 5 класса. Это такие темы как «Задачи на переливания», «Магические квадраты», «Математические фокусы» и др.

Данный курс направлен на  формирование математического мышления,  развитие их математически способностей, подготовку учащихся к решению заданий, которые встречаются в работах олимпиадного характера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_matematiki.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Программа математического кружка «Юный Пифагор»

для учащихся 5 класса общеобразовательных школ

автор: Суханова С.Н., учитель математики МАОУ СОШ №5 г. Курганинска Краснодарского края

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе учебных пособий И.Ф. Шарыгина, Л.Н. Ерганжиевой «Наглядная геометрия 5-6 классы», Москва: Дрофа, 2012год и Е.Л. Мардахаевой «Занятия математического кружка» 5 класс, Москва: «Мнемозина», 2012 год и другой литературы, представленной в программе.

Программа рассчитана для учащихся 5 класса по 2ч. в неделю, всего 68 часа.

Работа с учащимися на кружковых занятиях направлена на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Цель курса

1.Развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков.

2.Научить конструировать, наблюдать.

3. Проводить эксперименты.

Результаты курса

Учащиеся должны:

уметь находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства.

Уметь строить плоские и пространственные фигуры.

Уметь делать оригами, изображать бордюры, орнаменты.

Научиться слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.

Уметь работать в группе.

Уметь оценивать свою работу.

Содержание курса

1.Первые шаги в геометрии. (9 ч).

Пространство и размерность, простейшие геометрические фигуры. Конструирование фигур из бумаги. Куб и его свойства.

2.Геометрические головоломки и опыты. (10 ч).

Геометрические задачи на разрезание. Задачи на складывание фигур. Решение задач на геоплане. Треугольник. Правильные многогранники. Изготовление фигур. Геометрические головоломки. Софизмы. Измерение длины.

3.Параллельность и перпендикулярность. (4 ч).

Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Расположение прямых в плоскости. Построение перпендикуляра.

4.Оригами, геометрия клетчатой бумаги. (5 ч).

Понятие оригами. Виды и формы оригами. Методы построения оригами. Паркеты. Практическая работа «Оригами в нашей жизни».

5.Симметрия. (8 ч).

Симметрия в природе. Виды симметрии. Симметрия относительно точки. Симметрия относительно прямой. Построение произвольных симметрических фигур. Снежинки. Геометрические фигуры, обладающие симметрией.

6. Занимательные задачи (16 ч).

Задачи со спичками. Задачи с шифрами.  Зашифрованная переписка. Разбиение на пары. Решение разных задач на четность. Решение задач на комбинаторику. Задачи на смекалку. Задачи-игры. Решение логических задач. Магические квадраты. Морской бой. Математические фокусы. Решение задач на остатки.

7. Решение задач олимпиадного характера (12 ч.)

Беседа о Л.Ф. Магницком и его арифметике. Решение олимпиадные задач (школьный тур олимпиады). Разбор решения олимпиадных задач школьного тура. Решение задач  районного тура олимпиады. Математические конкурсы и игры. Подготовка к конкурсу-игре «Кенгуру».

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примеч.

1

Первые шаги в геометрии

2

Первые шаги в геометрии

3

Пространство и размерность

4

Простейшие геометрические фигуры

5

Простейшие геометрические фигуры

6

Конструирование фигур из бумаги

7

Конструирование геометрических тел из бумаги

8

Куб и его свойства

9

Куб и его свойства

10

Задачи на разрезание и складывание  фигур

11

Задачи на разрезание и складывание фигур

12

Решение задач на геоплане.

13

Треугольник

14

Правильные многогранники

15

Правильные многогранники Изготовление фигур.

16

Геометрические головоломки

17

Софизмы

18

Измерение длины

19

Измерение длины

20

Параллельные прямые.

21

Перпендикулярные прямые.

22

Расположение прямых на плоскости.

23

Расположение прямых в пространстве.

24

Построение перпендикуляра в на плоскости.

25

Оригами.

26

Оригами. Окружность

27

Геометрический тренинг «Паркеты»

28

Геометрический тренинг «Паркеты».

29

Топологические опыты

30

Топологические опыты

31

Задачи со спичками

32

Задачи со спичками

33

Зашифрованная переписка

34

Зашифрованная переписка

35

Задачи, головоломки, игры

36

Решение задач первого тура школьных олимпиад

37

Решение задач на смекалку. Задачи нулевого цикла.

38

Решение задач нулевого цикла. Сообщение «Из истории развития математики»

39

Решение олимпиадных задач (школьный тур олимпиады)

40

Разбор решения олимпиадных задач школьного тура. Беседа о Л.Ф. Магницком и его арифметике

41

Разбиение на пары. Решение задач

42

Решение разных задач на четность. Задачи на смекалку

43

Комбинаторика

44

Решение задач на комбинаторику

45

Решение задач на комбинаторику

46

Решение задач на комбинаторику

47

Задачи-игры. Решение разных логических задач

48

Задачи-игры. Решение разных логических задач

49

Задачи-игры. Решение разных логических задач

50

Решение текстовых задач повышенной сложности

51

Решение текстовых задач повышенной сложности

52

Решение текстовых задач повышенной сложности

53

Делимость и остатки. Простые и составные

54

Решение задач на делимость и остатки.

55

Решение задач на делимость и остатки

56

Магические квадраты

57

Магические квадраты

58

Морской бой

59

Морской бой

60

Задачи-шутки. Математические фокусы.

61

Задачи-шутки. Математические фокусы.

62

Решение задач на остатки.

63

Решение задач на остатки.

64

Задачи на переправы

65

Задачи на переправы

66

Решение олимпиадных задач (школьный тур олимпиады)

67

Пробный школьный тур олимпиады

68

Анализ и рефлексия решения задач школьного тура олимпиады

Универсальные учебные действия по каждой теме:

1.Первые шаги в геометрии:

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

Познавательные УУД:

Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

2. Пространство и размерность:

Личностные УУД: нравственно – эстетическое оценивание, самопознание.

Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Простейшие геометрические фигуры:

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов.

Познавательные УУД – логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

4. Конструирование из бумаги:

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД: логические- анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей.

Регулятивные УУД: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

5.Куб и его свойства:

Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные УУД контроль в виде сличения с эталоном

Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.

6. Задачи на разрезание и складывание фигур:

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.

Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

7. Решение задач на геоплане. Треугольник:

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

Познавательные УУД: логические- анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам.

8. Правильные многогранники, изготовление фигур:

Регулятивные УУД: планирование работы, прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.

Познавательные УУД: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.

9. Геометрические головоломки. Софизмы:

Познавательные УУД: логические - установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

10. Измерение длины, площади, объёма:

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и

несущественных признаков.

11. Вычисление длины, площади и объема:

Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепочки рассуждений.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

12. Окружность:

Регулятивные УУД: оценка в виде освоения и осознания учащимися того. Что усвоено и еще подлежит усвоить.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

13. Геометрический тренинг. Топологические опыты:

Познавательные УУД: Логические. Анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.

Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.

14. Задачи со спичками. Зашифрованная переписка. Задачи, головоломки, игры.

Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепи рассуждений.

Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Установление причинно – следственных связей.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Методическая поддержка занятий кружка: сайт «bashmakov.su».

Литература

  1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,2012.
  2. В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике» Глобус, Москва, 2008 .
  3. М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру». Москва, Дрофа.2011.
  4. Е.Л. Мардухаева «Занятия математического кружка, 5 класс».
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"

статья "Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"...

Преемственность математического образования между начальной школой и 5-6 классами основной школы в условиях реализации ФГОС

Данное выступление содержит все моменты отражающие основные проблемы при переходе из начальной школы в основную  и как работать над этими проблемами , чтобы повысить успеваемость учащихся (доклад...

Методическая разработка "Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"

Методическая разработка"Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Проблема и цель. В статье выявляются проблемы физического воспитания учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ. Среди них проблема обновления содержания, методов и форм об...

Статья "Особенности преподавания нового курса «Вероятность и статистика» для учащихся 7-8 классов в общеобразовательной школе в рамках реализации нового ФГОС на предмете «Математика»

В статье отражены особенности преподавания курса «Вероятность и статистика» в образовательной организации, их актуальность для обучения математике школьников.Ключевые слова: ФГОС ООО, осно...