Внеклассное мероприятие "Прошлое, настоящее и будущее Мирового океана"
методическая разработка (7 класс) по теме
Мероприятие для учащихся 7 класса, проводится в форме научно - практической конференции. Выступающие: гидрологи, климатологи, Биологи рассказывают о проблемах Мирового океана и его значении для человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8._proshloe_i_nastoyashchee_mirovogo_okeana..doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Прошлое и настоящее Мирового океана». Данное мероприятие проводится после изучения темы океаны в 7 классе, могут быть приглашены учащиеся 6 класса. Проводится в форме научно – практической конференции.
I - Вступительное слово учителя.
В обычных условиях большинство людей, живущих вдали от моря, забывают о том, что суша нашей планеты занимает всего немногим более ¼ земной поверхности. Все континенты, по существу, являются крупными островами в необозримых просторах Мирового океана, занимающего 71 % поверхности Земли. Установлено, что Мировой океан обладает огромными пищевыми и минеральными ресурсами, которые во много раз превосходят богатства суши. Море не только занимает значительно большее пространство, чем суша, но и более благоприятно для жизни многих обитателей. Не случайно океан является колыбелью жизни на Земле. Океан – главный хранитель одного из самых ценных и удивительных веществ Вселенной – жидкой воды, которая играет исключительную роль в природе.
Тот, кто читал роман Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой», «опускался» вместе с таинственным капитаном Немо на чудесном корабле в глубины морей, которые обеспечивали экипаж подводной лодки всем необходимым для жизни. Сто лет назад это считалось фантазией. В наше время многое, о чем писал Жюль Верн, становится явью. Прогресс в области науки и техники привел не только к открытию на дне океана и в его недрах обширных минеральных ресурсов, но и обеспечивает доступ к этим ресурсам, возможность их эксплуатации.
Сегодня в рамках нашей конференции, вы узнаете много нового и необычного об океанах. Познакомитесь более подробно с историей каждого из океанов. А помогут вам в этом наши ученые: гидрологи, географии, океанологи, климатологи и другие ученые.
1. Гидролог.
Одной из важных особенностей Земли, отличающей её от других планет Солнечной системы, является наличие огромных масс воды в свободном состоянии. Эта вода составляет оболочку нашей планеты – гидросферу. Из всей массы свободной воды 98,3 % сосредоточено в Мировом океане. По образному выражению академика С.В. Калесника, «гидросфера – это преимущественно океаносфера» .Наличие огромных масс воды создает характерный географический облик нашей планеты. Свои наблюдения за океаном из космоса космонавт Г.С. Титов описывает так: «Летая вокруг земного шара, я воочию убедился, что на поверхности нашей планеты воды больше, чем суши. Великолепное зрелище являли собой блинные полосы волн Тихого и Атлантического океанов, одна за другой бегущих к далеким берегам… Океаны и моря, так же как и материки, отличаются друг от друга своим цветом. Богатая палитра, как у русского живописца – мариниста Айвазовского, - от темно- синего индиго Индийского океана до салатной зелени Карибского моря и Мексиканского залива». Убедиться в том, что на нашей планете воды больше, чем суши космонавту потребовалось десять минут. А для изучения очертаний морей и океанов человечеству потребовались многие века. Достоверные данные о размерах Мирового океана и главнейших его частей получены только в конце 19 века.
2. Океанограф.
Мировой океан, будучи единым, тем не менее, делится на более или менее самостоятельные части, что имеет существенное значение для решения научных и практических задач. Однако систематизировать деление водной оболочки земного шара стало возможно только во второй половине ХVII века, в результате обобщения собранного к этому времени материала. В 1650 году голландский географ Бернхард Варениус в своих трудах впервые предложил разделить Мировой океан на пять океанов: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый и Южный Ледовитый. В 1845 году Британское королевское географическое общество приняло то же деление. Указанное деление было чисто формальным. Оно основывалось на внешних географических признаках, по очертаниям материков, нарушающих непрерывность водной оболочки. Впоследствии, по мере развития науки об океане – прежде всего океанографии, а потом и науки о процессах в океане – океанологии, стали выдвигать новые принципы разделения океана. В основу разделения Мирового океана на части были положены основные океанологические характеристики: температура, соленость и плотность воды, течения и.т.д. Наш выдающийся океанограф Ю.М. Шокальский в классическом труде «Океанография», который вышел в 1917 году, предлагал выделить три океана: Тихий Атлантический и Индийский. Северный Ледовитый океан относился к Атлантическому как море. Гидрологическая служба нашей страны выступила с обоснованными предложениями по делению Мирового океана на части с учетом удобства создания морских карт. В 1967 году этот проект был принят за основу и через ЮНЕСКО разослан всем заинтересованным организациям мира. По этому проекту Мировой океан делится на четыре океана: Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый океаны.
3. Океанограф. Для познания подлинного места Мирового океана на нашей планете большое значение имеют глубины.
Изучение глубин Мирового океана – особая, наиболее трудная проблема океанографии. Для их определения самым простейшим устройством является лот – веревка ( лотлинь) с привязанным грузом. Момент достижения грузом дна определяется по уменьшению веса и ослаблению натяжения лотлиня. Чтобы лучше замечать момент прикосновения лота ко дну, его собственный вес должен быть больше веса троса, на котором он опускается. С помощь такого устройства легко измерять небольшие глубины. Для измерения больших глубин использовать ручной лот почти невозможно. Других же приборов для определения глубин долгое время не было. В связи с этим представление о глубинах многие столетия оставалось чисто умозрительным. Нередко высказывалась мысль вообще об отсутствии дна в океанах. Например , мнение Аристотеля, считавшего океан бездонной пропастью, было незыблемым до конца средних веков. Даже в конце ХVIII века итальянский ученый Марсильи в своем труде «История моря» считал Средиземное море бездонной пучиной.
4. Историк. Я познакомлю вас с материалами далекого прошлого, в которых говорится о том, как измерялись глубины в разное время.
Попытки измерить большие глубины начались с первых плаваний в открытом море. Об этом свидетельствуют документы далекого прошлого. Так, римский ученый и мореплаватель Плиний Старший писал: «Наибольшая глубина Черного моря, по словам Фабиана, достигает 15 стадий ( около 2700 метров), другие считают, что в 300 стадиях от берега земли племени кораксов Черное море неизмеримо, и там еще никто не достигал его дна. Эти места называют бездны Понта». Мореплаватели эпохи Великих географических открытий даже не имели представлений об океанских глубинах. Их знания ограничивались лишь прибрежными водами. Впервые измерить глуби ну Тихого океана попытался Магеллан в 1521 году. Вытравив около 800 метров лотлиня, для которого были использованы все свободные тросы корабля, и не достав дна, он решил, что попал на самое глубокое место в океане. Теперь известно, что глубина в том месте, где примерно её измерял Магеллан далеко не самая большая в Мировом океане. Исторические факты говорят о том, что лот был несколько усовершенствован. К основному лоту в виде трубки для взятия пробы грунта стали прикреплять добавочный грунт, который автоматически отделялся при соприкосновении с дном. Длительное время честь этого изобретения приписывалась американцу Дж. Бруку. Однако непосредственный начальник Брука известный американский исследователь М.Ф. Мори пишет, что честь первой попытки достать образцы морского дна с больших глубин принадлежит Петру I. Именно Петр I придумал особое устройство для промеров глубин Каспийского моря. Оно состояло из пары крючков с грузилом, что при первом ударе о морское дно грузило соскакивало, а крючья поднимались с кусками захваченной земли. Позже появился механический лот, но и он не давал точных результатов. Изучение глубин океана ускорилось, начиная с двадцатых годов прошлого века, с появлением «звукового глаза» - эхолота. Наибольшие глубины Мирового океана находятся в Тихом океане. Еще в 1951 году английское исследовательское судно «Челленджер - II» обнаружило к югу от острова Гуам в Марианской впадине глубину 10863.
5. Географы – исследователи океанов. Мы предлагает кратко остановиться на основных данных каждого из океанов и совершить малое кругосветное путешествие. А начнем путешествие с места, где мы живем, т.е. с реки Дон. Посмотрите внимательно на карту, по реке Дон мы попадаем в Азовское море, Далее каждый из вас должен проложить морской путь к Атлантическому океану, через проливы и моря.
Мы попадает в Атлантический океан.
1. Атлантический океан – второй по величине водный бассейн нашей планеты. Назван океан древними греками по горной стране Атлас, которую в то время считали краем Земли, где стоял мифический титан Атлант, поддерживающий на плечах небесный свод. Средневековые географы называли известную им часть Атлантического океана Северным морем. В ХVI веке голландский ученый, создатель морской карты Меркатор предложил название Атлантический океан для его северной части и Эфиопское море – для южной. Для всего океана ввел название географ Б. Варениус. Из Атлантического океана попадаем в Индийский океан. Индийский океан занимает третье место среди водоемов нашей планеты. Береговая линия изрезана слабо. Еще недавно об Индийском океане говорили, что его дно известно людям хуже, чем поверхность Луны. В последние годы установлено, что рельеф Индийского океана тоже очень сложен, но изучение его продолжаются и в настоящее время. И, вот перед нами Тихий океан. Тихий океан – уникальный геофизический объект нашей планеты. Это самый большой океан по площади и самый глубокий. Рельеф дна очень сложен. Ложе океана пересекается системой нескольких высоких подводных хребтов. Подводными хребтами дно Тихого океана разделено на несколько котловин. В южной части Тихого океана дно его еще плохо изучено.
Северный Ледовитый океан – наименьший из всех океанов. Длительное время о рельефе дна океана господствовала точка зрения Нансена, согласно которой бассейн представлялся глубоководной впадиной, напоминающей обширную чашу с крутыми склонами и плоским дном. Однако последующие измерения глубин опровергли эту точку зрения. Малые глубины океана свидетельствовали о наличии хребтов на дне Северного ледовитого океана.
Наша конференция подходит к концу. Вы многое узнали из истории исследования каждого из океанов, думаем, что эти знания вам пригодятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Части Мирового океана. Свойства вод океана.
Урок по теме Части Мирового океана. Свойства вод океана. ...
«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».
Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...
Анализ урока по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».
Самоанализ урока с подробным разбором каждого этапа....
Гидросфера. Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана
6 класс. Урок №16. к учебнику Т.П. Герасимовой Вода на Земле. Части Мирового океана...
презентация к уроку "Части Мирового океана. Некоторые свойства океана"
к уроку географии...
Вода на земле.Части мирового океана.Свойства вод мирового океана. 6 класс.
презентация к уроку...
Разработка урока географии 6 класс "Части Мирового океана. Свойства вод океана."
Открытый урок по географии в 6 классе по теме "Части Мирового океана. Свойства вод океана".Урок провоится с использованием ИКТ....