Классный час "Разговор о самовоспитании, или Как стать лучше?"
методическая разработка (6 класс) по теме

Богачёва Галина Геннадьевна

Форма мероприятия - педагогическая мастерская.

Для организации эффективного взаимодействия обучающихся сформированы   малые группы, в которых происходит вся основная работа на занятии. На классный час приглашены родители. Их задача - участвовать в работе наравне с шестиклассниками и быть положительным ориентиром для них. Другой ориентир, отрицательный, - это группа мультгероев, о которой ребята узнают в середине классного часа.

К концу занятия учащиеся должны осознать следующую взаимосвязь: чем меньше в человеке самодовольства, самолюбования, самоуспокоенности, чем больше он работает над собой, тем он лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razgovor_o_samovospitanii.doc620 КБ

Предварительный просмотр:

Богачёва Галина Геннадьевна, учитель МБОУ г. Владимира «СОШ № 21»  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 21»

Классный час

«Разговор о самовоспитании,

или  Как стать лучше?»

в 6 классе

Разработан учителем

высшей квалификационной категории,

классным руководителем

Богачёвой Галиной Геннадьевной

2011 год

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ

Тема:                       «Разговор о самовоспитании,

                               или Как стать лучше?»

Форма мероприятия:  педагогическая мастерская.

Цель:  показать детям необходимость целенаправленной работы над собой

            и побудить их к такой работе.

Задачи: 

  1. создать на занятии условия для познания учащимися самих себя;
  2. развивать у 6-классников интерес к себе, к своему внутреннему миру;
  3. способствовать формированию нравственных качеств личности, способности к эмпатии;
  4. учить ребят видеть как свои достоинства, так и свои недостатки, относиться к себе критически;
  5. содействовать развитию познавательной активности, креативного мышления учащихся, их способности к самокорректировке;
  6. формировать коммуникативные умения и навыки учащихся в коллективной деятельности;
  7. воспитывать культуру общения;
  8. способствовать сплочению классного коллектива.

Предварительная подготовка: 

  1. Классные часы из цикла «Уроки нравственности» Альберта Лиханова: видеовстречи с Жоресом Алфёровым, Сергеем Безруковым, Ириной Родниной.
  2. Анкетирование «Какой я?»
  3. Деление шестиклассников на группы, исходя из их собственных пожеланий; выбор командира, названия и девиза группы.

Формы деятельности учащихся:

  1. групповая;
  1. индивидуальная;
  1. парная.

Для организации эффективного взаимодействия обучающихся сформированы   малые группы, в которых происходит вся основная работа на занятии.

Принципы формирования групп

Шестиклассники разделены на 4 группы, исходя из их собственных пожеланий. У каждой группы есть своё название и девиз:

I группа – «Венера»

                  Девиз: «Нам трудной задачи бояться не нужно,

                                 Ведь группа «Венера» всё делает дружно!»

II группа – «Радуга»

                    Девиз: «Мы как цвета у радуги: все разные, но вместе – яркие».

III группа – «Шестеро друзей»

                     Девиз: «Один – за всех, и все – за одного!»

IV группа – «Классные ребята»

                      Девиз: «Мы – ребята просто класс!

                                    Всё получится у нас!»

На классный час приглашены родители. Роль родителей – участвовать в работе наравне с шестиклассниками и быть положительным ориентиром для них, ведь ребята знают, что у родителей есть чему поучиться.

V группа – «Старшие»

                    Девиз: «Думать, что ты всё узнал, не годится.

                                  Мы вместе с вами будем учиться».

Другой ориентир, отрицательный, – это группа мультипликационных героев, о которой ребята узнают в середине классного часа.

VI группа – «Мультгерои»

                     Приветствие: «Привет! Вы нас узнали?

                                               А хорошо ли знали?»

 В процессе совместной работы обучающихся осуществляются различные интеракции: 

учитель – ученик,

ученик – ученик,

учитель – малая группа,

учитель – класс,

малая группа – малая группа,

малая группа – класс,

ученик – малая группа,

ученик – класс.

Ход занятия

Эпиграф (на доске):

Борюсь с собой и за себя борюсь.

Модельер Вячеслав Зайцев

I. Вступительное слово учителя

Задачи этапа – рефлексия, настрой на предстоящую коллективную работу.

1. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые родители! На сегодняшнем классном часе нас ждёт совместная интересная и полезная работа, и я рада этому сотрудничеству.

Все ли готовы? Покажите, пожалуйста, с помощью карточек со смайликами, какое у вас сейчас настроение:

   Тревожное, взволнованное, растерянное

 Спокойное, уравновешенное

Радостное, приподнятое

2. Чтобы приободрить тревожащихся, воодушевить спокойных и поддержать радующихся, предлагаю группам произнести свои девизы.

3. Итак, вижу, что все готовы.

Тема нашего классного часа – «Разговор о самовоспитании, или Как стать лучше?»

Перед началом работы оцените, пожалуйста, и покажите с помощью цветных карточек, чего больше у вас по этой теме – вопросов или ответов.

!

?

        

4.  «Борюсь с собой и за себя борюсь», – сказал о самовоспитании известный модельер Вячеслав Зайцев, один из участников знакомых нам «Видеоуроков нравственности» (см. эпиграф).

А что можете сказать вы о самовоспитании? Что это такое? Кто кого воспитывает?

(Человек сам воспитывает себя.)

5. Как вы думаете, что человек должен знать, чтобы себя воспитывать?

    Обратимся за помощью к родителям.

  1. Какой он сейчас.

2. Каким хочет стать, чего достичь.

3. Какие есть методы самовоспитания.)

На доске выстраивается с помощью карточек схема:

ВОПРОСЫ САМОВОСПИТАНИЯ

Каким я хочу стать?

Как работать над собой?

Какой я сейчас?

II. Этап индукции

В качестве индуктора выступают результаты предварительного анкетирования.

Задача этапа – пробудить интерес к предстоящей работе.

Слово учителя:

– Недавно вы, ребята, отвечали в анкете на первый вопрос: «Какой я?»

Прослушайте четыре разных высказывания и подумайте, кто из авторов лучше разбирается в себе и почему.

  1. «У меня плохое поведение, но я думаю, что я хороший».

  1. «Ну, не знаю… Наверное, хороший, смелый и добрый».

  1. «Я неуправляемый. Я взбалмошный и пакостный».

  1. «Я старательная и умная, но лентяйка и нетерпеливая. С переменчивым настроением».

Предполагаемые ответы:

Самооценка первого ученика не соответствует его поступкам. Второй не знает своих недостатков. Третий не видит своих достоинств. Четвёртый лучше других разбирается в себе, так как видит свои достоинства и недостатки, а они есть у каждого человека.

Вывод:

Чтобы правильно себя оценивать, надо знать и свои достоинства, и свои недостатки.

III. Этап актуализации опыта

Задача этапа – предъявить знания себе и группе:

самоконструкция, социоконструкция и афиширование.

Используется АМО (активный метод обучения) «Свиток».

Каждый учащийся делит лист бумаги на две половины: «ДОСТОИНСТВА» и «НЕДОСТАТКИ».

ДОСТОИНСТВА        НЕДОСТАТКИ

+                                                             _

+                                                             _

+                                                             _

+                                                             _

+                                                             _

+                                                             _

+                                                             _

Фамилия, имя

        

1. Индивидуальная работа.

Учитель предлагает ребятам ещё раз задуматься над вопросом «Какой я?» и перечислить как свои достоинства, так и свои недостатки, а потом свернуть в свиток заполненную часть листа, чтобы скрыть записи.

2. Работа в парах.

    Учитель предлагает: «Пусть каждый участник обменяется свитками с тем человеком, чьё мнение важно, интересно, кто знает его лучше других и о ком  он сам хотел бы высказать своё мнение». Ребята меняются свитками с друзьями или  родителями и выполняют то же самое задание: перечисляют достоинства и недостатки и заворачивают свиток дальше.

3. Работа в группе.

     Далее ребята получают задание пустить свои свитки по кругу в своей группе, чтобы товарищи отметили по одному наиболее характерному, на их взгляд, достоинству и недостатку, каждый раз заворачивая свиток и передавая дальше.

4. Самооценка.

    Учитель просит каждого развернуть вернувшийся по кругу собственный свиток, изучить его и поставить себе две оценки по 10-балльной шкале:

  1. оценить свои достоинства;
  2. оценить, насколько доволен собой.

        IV. Эмоциональная разрядка.

Учитель:

– Ребята, вы провели большую и напряжённую работу. Предлагаю немного отдохнуть.

Ведь я вам ещё не представила шестую группу участников нашего разговора о самовоспитании. Это «Мультгерои». Они включаются в нашу работу сейчас. Итак, включаем… телевизор.

Ребята смотрят фрагменты мультфильмов с монологами главных героев:

  1. «Малыш и Карлсон» (Карлсон),
  2.  «Сказка о рыбаке и рыбке» (Старуха),
  3.  «Приключения Чебурашки и крокодила Гены» (старуха Шапокляк),
  4. «Винни-Пух и все-все-все» (Винни-Пух),
  5. «Новые приключения попугая Кеши» (попугай Кеша).

    

Этап актуализации опыта (продолжение)

Учитель:

– Итак, вы их узнали?

   А хорошо ли знали?

–  Хорошо!  (На доске вывешиваются картинки с изображением мультгероев).

–  Тогда пусть каждая группа выберет себе героя и сообща решит, какие у него есть достоинства и недостатки, предположит, насколько этот герой был бы доволен собой.

Работа в группах и предъявление результатов классу (выступает 1 человек от группы).

I группа «Шестеро друзей»:  

Достоинства Старухи Шапокляк: отзывчивая и добрая после перевоспитания; недостатки: самолюбивая, ищет выгоду для себя, злопамятная, вор.

Её достоинства – 3 балла.

Насколько она довольна собой – 10 баллов.

II группа «Венера»:

Винни-Пух. Его достоинства – хорошо сочиняет песни, весёлый, хороший друг; недостатки – прожорливый.

Его достоинства – 8 баллов.

Насколько он доволен собой – 10 баллов.

 

III группа «Радуга»:

Карлсон.  Его достоинства: радостный, жизнелюбивый, весёлый, с чувством юмора; недостатки: хвастунишка, шалун.

Его достоинства – 8 баллов.

Насколько он доволен собой – 10 баллов.

IV группа «Классные ребята»:

Попугай Кеша. Достоинства: весёлый, смешной, хороший пародист; недостатки: болтливый, обидчивый, завистливый, симулянт.

Его достоинства – 8 баллов.

Насколько он доволен собой – 10 баллов.

V группа «Старшие»:

Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Её достоинства: стремление к лучшему, она лидер, хороший организатор. Недостатки: злая, сварливая, алчная, деспотичная.

Её достоинства – 3 балла.

Насколько она довольна собой – 10 баллов.

V этап. Деконструкция (разрыв).

Задача этапа – убедить 6-классников в неполноте имеющихся знаний,

 дать толчок к поиску нового знания.

Учитель:

– Хочу познакомить вас с формулой Л.Н.Толстого, позволяющей рассчитать нравственную ценность человеческой личности, т.е. внутреннюю суть человека, внутреннее достоинство, ценность для людей. Эту формулу Лев Толстой вывел на основании глубоких размышлений над собой и окружающими, этой формулой руководствовались в жизни многие и многие люди. Вот она:

Достоинства человека

Нравственная  ценность человека

        

Насколько человек доволен собой

Задание группам:

Рассчитайте результат для своего мультгероя.

Старуха Шапокляк и старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»:  0,3.

Карлсон, Винни-Пух, попугай Кеша: 0,8.

Учитель:

– Вы удивлены? Чему?

Ответ шестиклассников:

– Мультгерои были очень довольны собой, но результат у них получился низкий.

Индивидуальное задание:

Рассчитайте результат для себя.

VI. Этап созидания.

Задача – совместный поиск нового знания.

Учитель:

– Задумаемся, почему мы получили такую закономерность: кто-то, как мультгерои, был доволен собой, а результат получил невысокий. Кто-то же, наоборот, был собой недоволен, но получил результат выше ожидаемого. Давайте спросим у родителей, какие они получили результаты.

  (Результаты родителей:

  5 : 2 = 2,5;

  9 : 3 = 3;

  8 : 2 = 4)

– Вспомните свойства дроби, которые вы сейчас изучаете.

   (Чем больше делитель, тем результат меньше. И наоборот.)

– Почему же Лев Толстой именно так считал нужным рассчитывать нравственную ценность человека?

(Согласно этой формуле нужно увеличивать свои достоинства и изживать себялюбивые черты. Перестать заниматься самолюбованием, перестать быть самодовольным, быть более требовательным к себе. Самолюбование и самодовольство делают человека, как мультгероев, смешным.)

Родители предостерегают от другой крайности: нельзя совсем не ценить и не любить себя, надо знать свои достоинства.

Учитель:

– Итак, надо видеть свои сильные стороны. Но нельзя быть во всём довольным собой, нельзя останавливаться на достигнутом, надо постоянно заниматься «улучшением себя». Это хорошее недовольство собой, т.е. знание своих несовершенств, и является главным побуждением к совершенствованию.

«Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собою».

«Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собой». (Л.Н.Толстой)

– С точкой зрения Л.Н.Толстого стоит согласиться, судя по тому, что мы знаем об этом человеке. А что вы знаете о Льве Толстом?

Ответы шестиклассников:

– Он написал великое произведение – роман «Война и мир» об Отечественной войне 1812 года.

– Он написал, кроме того, много повестей и рассказов, например «Кавказский пленник».

– Он ещё многое умел: воевал, пахал землю, косил, шил обувь, до старости ездил верхом, катался на коньках, в старости научился кататься на велосипеде.

– Помещик, он стыдился того, что живёт за счёт труда своих крепостных, и старался всё делать сам.

– Его все знали и любили. Его современники – композиторы Рубинштейн и Чайковский – рады были играть для него одного.

– Толстой устраивал школы для крестьянских детей, сам писал учебники, преподавал.

– Выступал против смертной казни, в защиту несправедливо осуждённых.

Учитель:

– И дальше можно продолжать перечислять достоинства Л.Н.Толстого. Нравственная ценность его личности огромна.  А между тем, этот человек был постоянно в чём-то недоволен собой, постоянно над собой работал, например вёл дневники. Поэтому-то он и стал таким!

Возвращение к эпиграфу: «Борюсь с собой и за себя борюсь» (В.Зайцев)

– Как вы думаете, ребята, простое ли это дело – самовоспитание?

VII. Этап корректировки.

Он не заканчивается на уроке, а продолжается при выполнении домашнего задания.

       Вопросы самовоспитания:

Каким я хочу стать?

Как работать над собой?

Какой я сейчас?

        

Учитель:

– Сегодня вы, надеюсь, более обдуманно ответили на вопрос: «Какой я сейчас?»

   Наш разговор о самовоспитании мы продолжим на следующем классном часе, когда познакомимся с методами и способами самовоспитания, дадим ответы на вопрос: «Как работать над собой?» А на вопрос «Каким быть?» вам во многом помогут найти ответы видеовстречи с замечательными людьми из цикла «Уроки нравственности».  

Домашнее задание:

– Поразмышляйте дома над тем, о чём мы говорили сегодня, и составьте список качеств, от которых вы считаете необходимым избавиться в первую очередь.

VIII. Этап рефлексии.

Задача этапа – помочь учащимся осознать и выразить свои чувства.

Учитель:

– Заканчивая сегодняшний разговор о самовоспитании, я снова прошу вас поднять таблички:

!

?

           

– У кого-то вопросов стало меньше, а у кого-то, наоборот, больше. Последние, видимо, поняли, что тема серьёзнее, глубже, чем предполагали первоначально. Будем искать ответы!

– И последнее – прошу показать смайлики, отражающие ваше настроение на данный момент.

ВСЕМ СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Роль самовоспитания при планировании карьеры"

Материал может быть использован кл. рук. в профориентационной работе для того, чтобы показать роль и место  самовоспитания при планировании карьеры любого человека....

Классный час «Разговор о самовоспитании, или Как стать хозяином своих чувств?»

Занятие в 6 классе проводится в форме педагогической мастерской. На нём используются технологии интерактивного обучения. Учащиеся работают в группах. Отвечая на вопросы "Возможно ли стать хозяином сво...

Классный час для учащихся «Как не стать жертвой преступления».

Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных. Нередки случаи, когда в темном подъезде, на дальней остановке транспорта или в т...

Классный час "Успешный ученик. Как им стать?"

Не  существует   такой   вещи,   как   секрет   достижения успеха. Успех  –  это    результат самосовершенствовани...

классный час "Разговор о самовоспитании, или как стать лучше"

Классный час по нравственному воспитанию...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Классный час на тему: «Как не стать жертвой преступления»

Цели:1.Обучить детей находить выход из экстремальных ситуаций, предвидеть и по возможности избегать их;2. Развить умение видеть опасности и быстро реагировать на них;3. Воспитывать самоконтроль, самоо...