Классный час «Разговор о самовоспитании, или Как стать хозяином своих чувств?»
методическая разработка (6 класс) по теме

Богачёва Галина Геннадьевна

Занятие в 6 классе проводится в форме педагогической мастерской. На нём используются технологии интерактивного обучения. Учащиеся работают в группах. Отвечая на вопросы "Возможно ли стать хозяином своих чувств? Если возможно, как это сделать?", шестиклассники убеждаются в двойственной, позитивно-негативной, природе любого чувства,  обучаются приёмам управления своими эмоциями. Занятие способствует формированию коммуникативных навыков учащихся в коллективной деятельности, воспитанию культуры общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_stat_hozyainom_svoih_chuvstv.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Богачёва Галина Геннадьевна, учитель МБОУ г. Владимира «СОШ № 21»  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 21»

Классный час

«Разговор о самовоспитании,

или  Как стать хозяином своих чувств?»

в 6 классе

Разработан учителем

высшей квалификационной категории,

классным руководителем

Богачёвой Галиной Геннадьевной

2011 год

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ

Тема:                       «Разговор о самовоспитании,

                         или Как стать хозяином своих чувств?»

Форма мероприятия:  педагогическая мастерская.

Цель:  показать детям возможность и необходимость целенаправленной работы над своими эмоциями, побудить их к такой работе; создать у учеников мотивацию к самопознанию и рефлексии.

Задачи: 

  1. создать на занятии условия для познания учащимися самих себя;
  2. развивать у 6-классников интерес к себе, к своему внутреннему миру;
  3. содействовать развитию познавательной активности, креативного мышления учащихся, их способности к самокорректировке;
  4. показать двойственную, позитивно-негативную, природу любого чувства;
  5. обучить приёмам управления своими эмоциями;
  6. способствовать формированию нравственных качеств личности, способности к эмпатии;
  7. формировать коммуникативные умения и навыки учащихся в коллективной деятельности;
  8. воспитывать культуру общения;
  9. способствовать сплочению классного коллектива.

Форма деятельности учащихся:  групповая

 В процессе совместной работы обучающихся осуществляются различные интеракции: 

учитель – ученик,

ученик – ученик,

учитель – малая группа,

учитель – класс,

малая группа – класс,

малая группа – малая группа,

ученик – малая группа,

ученик – класс.

Примечание: это занятие проводится после классного часа

                       «Разговор о самовоспитании, или Как стать лучше?»

Ход занятия

Эпиграф (на доске):

Юпитер, ты гневаешься?

Значит, ты не прав!

I. Организационный момент

Задачи этапа – организация эффективного взаимодействия обучающихся,

                                     формирование малых групп, в которых в дальнейшем

                                     пойдет вся основная работа.

Учитель заранее договаривается с ребятами, чтобы они по своему желанию разделились на 5 групп по 5 человек. В начале занятия группы придумывают себе название, выбирают командира и приветствуют друг друга.

II. Этап индукции

В качестве индуктора выступает музыкальный фрагмент.

Задача этапа – пробудить интерес к предстоящей работе.

Слово учителя:

– Мы все очень разные, но всем нам свойственно испытывать эмоции, чувства, особенно под влиянием музыки. Послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент и назовите чувства, которые он рождает у вас.

(Звучит спокойная музыка, вызывающая умиротворение, мечтательность, если дети перевозбуждены;  или энергичная, бодрая, радостная, если дети пассивны и «зажаты».)

–  Сегодня я предлагаю вам поразмыслить над одной из тем большого разговора о самовоспитании: «Как стать хозяином своих чувств?»

     Как вы думаете, вместе нам удастся найти ответы на вопросы (на доске):

     «Возможно ли стать хозяином своих чувств?»

     «Если возможно, как это сделать?»

III. Этап актуализации опыта

Задача этапа – предъявить знания себе и группе:

самоконструкция, социоконструкция и афиширование.

Самоконструкция

Учитель:

– Ребята, сначала я прошу каждого из вас с помощью нехитрых жестов:

    «да»                                             «нет»

 ответить на вопросы анкеты (написаны на доске):

  1. Хотелось бы вам, чтобы у вас вообще не было никаких эмоций?
  2. Были ли в вашей жизни случаи, когда ваши эмоции вам мешали?
  3. Были ли случаи, когда вам мешали эмоции других людей?
  4. Случалось ли, что другие люди не понимали ваших чувств?
  5. Случалось ли, что вы не понимали чувств других людей?
  6. Считаете ли вы, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?

– Сравним эти ответы с теми, которые появятся у вас в конце урока.

Социоконструкция (работа в группах)

  1. Игра «Рукопожатие по кругу»

Учитель:

– Протяните друг другу руки, сожмите ладони, замкните круг. Решите, кто будет начинающим. Пусть начинающий пошлёт рукопожатие соседу, а тот передаст его следующему, и, когда оно вернётся по кругу к начинавшему, он может сменить направление. Будьте внимательны! Начали!

    (Звучит музыка)

– Достаточно, спасибо. Что вы чувствовали, когда вам передавали рукопожатие? Какие эмоции передаёт этот жест?

(Большинство учащихся называют дружелюбие, расположение, доверие;

 но некоторые чувствую раздражение, им обидно от того, что сосед больно сжал

 руку.)

 

  1. Игра «Пантомима»

Учитель:

– А как ещё, кроме жестов, человек может передать свои чувства?

(Словом, интонацией голоса, мимикой, жестами.)

Учитель:

– Подготовьте в группах задание: изобразите с помощью мимики, жестов чувства, которые названы на ваших карточках. Задание будет успешно выполнено, если все остальные узнают это чувство.

  1. Подозрительность
  2. Самодовольство, гордость
  3. Радость
  4. Растерянность
  5. Бодрость, уверенность

Учитель:

– Запомните мимику бодрости. Вот вам мой рецепт: «надевать и носить» это выражение лица в самые неподходящие моменты: когда неуютно или страшно, когда ты расстроен, обижен, когда что-то не получается. Помните, что существует связь между эмоциями и жестами: мимика поможет обрести соответствующее чувство.

3. Коллективная работа «Оценка и группировка»

Учитель:

–  Мне показалось, что, изображая чувства, вы попутно давали им положительную или отрицательную оценку. Давайте поразмышляем о пользе и вреде эмоций. Заполните, пожалуйста, колонки таблицы перечисленными ниже чувствами:

Полезные чувства

(хотели бы испытывать)

Вредные чувства

(не хотели бы испытывать)

Веселье, страх, обида, лень, гнев, счастье, довольство собой, недовольство собой, беспечность, любопытство, зависть, уверенность в себе, удовольствие, чувство юмора.

Афиширование

Группы представляют классу результаты своей работы. Как правило, ответы бывают очень похожи.

IV этап. Деконструкция (разрыв)

Задача этапа – убедить 6-классников в неполноте имеющихся знаний,

 дать толчок к поиску нового знания.

Учитель:

–  По вашим ответам получается, что есть чувства. Которые хотят испытывать все, а есть такие, чувства, которых лучше бы и не было. Например, страх. Вы все сказали, что не хотите его испытывать. И стало обидно за чувство, которое и людям, и животным сослужило бесценную службу. Так что позвольте мне произнести речь в защиту страха.

Иногда, попадая в незнакомое место, я испытываю мгновенный страх. Он говорит мне: «Соберись! Будь особенно внимательна! Здесь что-то не так. Разберись в обстановке. Где-то притаилась опасность!»

Даже если никакой опасности нет и бояться нечего, нужно время, чтобы в этом убедиться. Чувство же возникает мгновенно, быстрее, чем мысли, быстрее, чем глаза, уши собирают нужную информацию. Чувства, эмоции – самый быстрый источник информации, которым располагает человек.

Что было бы, если бы не было страха? Во-первых, нас ничто не предупреждало бы об опасности, и мы могли бы стать жертвой собственной неосмотрительности. Во-вторых, не было бы страха – не было бы и подвига. Ведь на подвиг способны лишь те, кто не теряет голову, кто может разумно действовать даже когда очень страшно, когда страх буквально парализует. Герой – это тот, кто умеет преодолевать свой страх.  

А трусливый человек – это тот, кто позволяет страху завладеть собой, не слышит голоса своего разума, боится и не может действовать. Например, на уроке физкультуры боится прыгать в высоту, думает: «А вдруг не перепрыгну! А вдруг упаду!» вместо того, чтобы рассчитать разбег и толчок.  

V. Этап созидания

Задача – совместный поиск нового знания.

Учитель:

– Предлагаю подвергнуть экспериментальной проверке утверждение о том, что всякое чувство, которое испытывает человек, несёт какое-то положительное сообщение, но может иметь и отрицательные последствия.

1. АМО (активный метод обучения) «Обвинители и адвокаты»

Продолжительность проведения 9 минут:

  1. обсуждение в группах – 3 минуты;
  2. выступления представителей 5 групп – по 1 минуте;
  3. подведение итога учителем – 1 минута.

Предварительная подготовка:

  1. карточки с названиями определённых чувств: лень, веселье, любопытство, недовольство собой, гнев.

Таблицы для заполнения с полями:

  1. «Полезные стороны чувства»  
  2. «Вредные стороны чувства».

Технология проведения:

1. Учитель предлагает представителям групп вытянуть наудачу карточку с названием определённого чувства: лень, веселье, любопытство, недовольство собой, гнев.

2. Каждая группа должна совместно найти и полезные, и вредные стороны «своего» чувства и заполнить поля таблицы:

1) аргументы «обвинителя» (отрицательные последствия чувства),

2) аргументы «адвоката» (положительные последствия чувства).

Например, лень: 1) не даёт реализовать свои способности, достичь успеха;

   2) позволяет человеку отдохнуть и восстановить силы.

Веселье: 1) постоянно веселиться нельзя, это эгоистично, у человека есть и обязанности; 2) доставляет удовольствие.

Недовольство собой: 1) может вызвать закомплексованность;

 2) побуждает к работе над своими недостатками.

Гнев: 1) обижает окружающих, заряжает их отрицательными эмоциями;

2) позволяет «разрядиться», избавиться от отрицательных эмоций.

Любопытство: 1) мешает окружающим, может втянуть человека в неприятную историю; 2) заставляет действовать, проявлять инициативу.

3. Группа решает, кто будет выступать в роли обвинителя, кто в роли адвоката.

4. По очереди группы представляют «своё» чувство как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Речь обвинителя: «Страх – вредное чувство. Во-первых, он разрушительно влияет на здоровье человека. Во- вторых…»

Речь адвоката: «Страх – необходимое человеку чувство. Во-первых, если бы не было страха, нас ничто не предупреждало бы об опасности и мы могли бы стать жертвой собственной неосмотрительности. Во- вторых…»

5. Учитель делает вывод: каждое чувство человека может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Вредно и опасно душить свои чувства, но нельзя и давать им слишком разрастаться. Надо учиться управлять своими чувствами, «владеть собой».

2.  Игра «Закончи пословицу» 

Учитель:

– О том, что нужно знать меру в проявлении своих чувств, предупреждают нас пословицы и поговорки. Предлагаю командам поработать с карточками, на которых нужно вставить недостающие слова.

1) «У                    глаза велики» (страха)

2) «Труд человека кормит, а                   портит» (лень)

3) «Делу – время,                        – час» (потехе)

4) «                        Варваре на базаре нос оторвали» (любопытной)

5) «Иной                плачем отзывается» (смех)

6) «Юпитер, ты                 ? Значит, ты не прав!» (гневаешься)

VI. Этап корректировки

Задача – внести исправления в сделанное ранее.          

Учитель:

– Давайте снова обратимся к анкете, с которой мы начали урок. На какой вопрос вы сейчас дали бы другой ответ?

   (Большинство учащихся называет вопрос № 6: «Считаете ли вы, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?» Теперь на этот вопрос они дают отрицательный ответ.)

Учитель:

– Согласна с вами. Но надо научиться выражать свои эмоции так, чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим.

Анализ ситуации

Друг взял у меня книгу на 3 дня. Она мне нужна, чтобы написать сочинение. Прошло 3 дня, а книги нет.

(Постепенное заполнение таблицы заготовленными карточками)

Факт

Мои чувства

Что делать с чувствами?

Последствия

Невыполненное обещание

досада, обида, растерянность, огорчение, разочарование,

гнев

1) подавить,

    скрыть  →   →   →

2) выразить   агрессивно→  →  →          

3) выразить

    мирно→ → → → →

моя обида растёт (плохо мне)

             ↓(взрыв)

разрушение отношений, здоровья «Чтоб всем стало обидно!» (плохо другим и мне)

«Чтобы никому не было обидно»:

  1. говорю о своём чувстве, но не обвиняю другого;
  2. предлагаю выход из неприятной ситуации, но даю свободу выбора;
  3. говорю дружелюбно

(взаимопонимание, достижение общей цели)

Задание группам:

Напишите своё обращение к необязательному другу, используя мирный способ выражения эмоций.

(«Извини, но мне очень нужна книга, потому что надо писать сочинение. Принеси мне её на два дня. А если ты не дочитал, то сможешь потом снова взять её у меня.»)

VII. Подведение итогов

Учитель:

– Мы все очень разные, но возможно ли стать хозяином своих чувств?

   (Да.)

– Как же это сделать? (По ходу ответов учащихся учитель вывешивает на доске таблички.)

  1. Узнавать свои чувства.
  2. Использовать полезную информацию, которую они несут.
  3. Не давать эмоциям слишком разрастаться.
  4. Выражать чувства, не причиняя вреда ни себе, ни окружающим.

VIII. Этап рефлексии.

Задача этапа – помочь учащимся осознать и выразить свои чувства.

Учитель:

– Заканчивая сегодняшний разговор о самовоспитании, я прошу вас оценить, насколько вам сегодня на занятии было трудно, интересно, комфортно, и сделать отметки на «Шкале оценки»:   

1) ТРУДНО:          | 0         | 1          | 2          | 3           | 4           |5

2) ИНТЕРЕСНО:   | 0         | 1          | 2          | 3           | 4           |5

3) КОМФОРТНО: | 0         | 1          | 2          | 3           | 4           |5

ВСЕМ СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Разговор о самовоспитании, или Как стать лучше?"

Форма мероприятия - педагогическая мастерская.Для организации эффективного взаимодействия обучающихся сформированы   малые группы, в которых происходит вся основная работа на занятии. На классный...

Презентация к классному часу "Разговор о вреде курения"

Презентация к классному часу по профилактике правонарушений и применению ПАВ "Разговор о вреде курения"...

Семинар для классных руководителей "Разговор о девиантности"

Разработка семинара для классных руководителей, с использованием презентации....

Семинар для классных руководителей "Разговор о девиантности"

Разработка семинара для классных руководителей, с использованием презентации....

классный час "Разговор о самовоспитании, или как стать лучше"

Классный час по нравственному воспитанию...

Круглый стол "Каждый сам является хозяином своего жизненного пути"

Но  вот  наступает  минута,  когда  мы  делаем  выбор,  от  которого будет  зависеть  вся  будущая  жизнь -  мы выбираем  про...

Рабочие листы для классного часа разговоры о важном 4 марта 2024 год тема как найти свое место в обществе?

Рабочие листы для классного часа разговоры о важном 4 марта 2024 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Тема внеурочного занятия: как найти свое место в обществе. Серв...