Час общения "Каждый ,право, имеет ПРАВО..."
классный час по теме
Час общения "Каждый, право, имеет ПРАВО..." Цель:Расширить и обобщить правовые знания обучающихся о своих правах, обязанностях, ответственности; способствовать развитию интереса к правовым знаниям; познакомить с документами, защищающими права детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya_pravo14.doc | 590 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАС ОБЩЕНИЯ «КАЖДЫЙ, ПРАВО, ИМЕЕТ ПРАВО…»
(В рамках празднования 1 сентября Дня правовых знаний)
Котельникова Е.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №100 им. С.Е. Цветкова» г. Новокузнецк
Цель: Расширить и обобщить правовые знания обучающихся о своих правах, обязанностях, ответственности; способствовать развитию интереса к правовым знаниям; познакомить с документами, защищающими права детей.
Ход часа общения:
(Звучит мелодия на школьную тему)
Учитель:
Я рада приветствовать в нашем уютном светлом классе всех своих дорогих ребят, которые вернулись сюда повзрослевшими, отдохнувшими и загоревшими после отлично проведенных каникул!
Звенит звонок, рассыпав смех веселый,
Он стосковался в летний час по нас.
День добрый, школа, дорогая школа!
День добрый, наш уютный, светлый класс!
Опять ребят зовешь ты на рассвете
Счастливых, загорелых, озорных.
И говоришь: "Мы снова вместе, дети!"
И нас встречаешь, как друзей своих.
Под голос твой, то озорной, то тихий
Нас позовут далекие пути.
Прошелестят страницы мудрой книги,
Как паруса далеких бригантин.
Нас радость ждет за горизонтом дальним
И восхожденье к новой высоте.
Плыви же, бригантина, к новым знаньям,
Навстречу вдохновенью и мечте!
Школа… А что такое школа? Сентябрь, белые банты, огромные букеты, парты, еще пахнущие свежей краской, интересные уроки, веселые перемены и … право, самое лучшее, самое удивительное право – право на образование.
Что же такое право, и какие права имеете вы? Именно этому мы посвящаем наш первый час общения в новом учебном году!
(Звучит песня Ю. Чичкова «Детство – это я и ты!», на ее фоне выстраиваются ребята агитбригады)
Право- это система общеобязательных норм, которая регулирует поведение людей и наиболее важные отношения между ними. За их выполнением следит государство.
«Каждый, право, имеет право
На то, что слева, на то, что справа»,
На то, что сверху, на то, что снизу,
Но правда жизни полна сюрпризов!
Тысячи лет люди ждут волшебства:
Не сказкой, а былью станут ПРАВА!
Право на труд и право на отдых…,
Но с отдыхом часто случается промах.
Ведь право на труд – не синоним достатка,
И с отдыхом может случиться накладка.
Право серьёзное очень – лечиться,
Тоже привязано к праву трудиться.
И если за труд получаешь немного,
Гладкой к здоровью не будет дорога.
Право на свежие воздух и воду,
Чистоту улиц в любую погоду,
Право на жизнь в красивых домах.
Когда же всё это исполнится?
Ах! (вместе)
Нельзя позволять и нельзя соглашаться,
Пассивным нельзя никогда оставаться,
Когда превращают в пустые слова
Права ЧЕЛОВЕКА, НАРОДА права!!!
Права человека –
закон и порядок, (вместе)
Счастливая жизнь без вранья и оглядок.
По Миру лучом пронесётся молва:
«В России священны народа права!» (вместе)
Пусть в завтрашнем дне станут былью мечты...
Я верю в их исполненье, а ты?
Отношение к закону, который действует в государстве, может быть различным. Возникает вопрос: обязан ли человек исполнять закон, который кажется ему несправедливым?
Исполнение закона - обязанность граждан. «Закон суров, - но закон». За гражданином остается при этом право через средства массовой информации и иными способами высказать свою точку зрения и привлечь к ней внимание общественности.
Кстати, самые древние законы – это законы Хаммурапи, царя Вавилона, они были выбиты клинописью на каменной плите в18 в. до н.э.
Знание правовых основ – это база, владение которой помогает человеку жить в обществе, работать и общаться.
В особую часть права выделяют права ребенка. Это связано с тем, что детство является самым незащищенным и сложным периодом в жизни каждого человека.
Шаги в сфере защиты прав ребенка были предприняты еще в 1946 году, когда при Организации Объединенных Наций образовался Детский Фонд ЮНИСЕФ.
Декларация о правах ребенка, созданная в 1959 году, то есть 50 лет назад, содержала лишь 10 принципов и скорее определяла действия тех, кто отвечал за обеспечение «счастливого детства».
Именно поэтому польский профессор-правовик Адам Лопатка предложить рассмотреть проект Конвенции о правах ребенка, более полного и основательного документа.
В 1989 году мировые лидеры осознали, что права детей должны быть прописаны в отдельном документе, поскольку дети нуждаются в особой защите.
Конвенция о правах ребенка – первый международный документ, провозгласивший, что все дети имеют равные социальные, экономические и политические права.
Конвенция о правах ребенка – лидер по числу стран-участниц: ее приняли 193 страны. Исключение составляют США и Сомали. Россия приняла Конвенцию в 1990 году.
Конвенция состоит из 54 статей и 2 факультативных протоколов. В ней оговариваются основные права детей на жизнь, развитие, защиту от негативного воздействия, насилия и эксплуатации, право детей участвовать в семейной, культурной и социальной жизни.
Каждые пять лет страны-участницы обязаны отчитываться перед Комитетом по правам ребенка о том, как принципы Конвенции реализуются в стране, какие результаты достигнуты. Россия подготовит очередной доклад в 2010 г.
В России права ребенка защищаются целым рядом законов.
Следует отметить Семейный Кодекс и Закон об Образовании. Они обеспечивают особо важные право ребенка на воспитание в семье и необходимость умственного развития.
Помимо этого, права детей охраняются и многими нормативными актами, регулирующими отношения, которые затрагивают права и интересы детей.
Учитель:
И сегодня у нас есть уникальная возможность здесь и сейчас обратиться с вопросами по правам детства к юным консультантам импровизированного Центра правовых знаний «Для тебя о тебе».
(За столами сидят консультанты. Представлены секторы: «Твой возраст – твои права», «Ты и школа», «Ты и семья», «Ты и милиция».)
Сектор: «Твой возраст – твои права»
Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности - конституционные, семейные, гражданские, трудовые. Однако их реальное осуществление возможно лишь по мере взросления ребенка. С каждым годом объем твоей дееспособности увеличивается. В возрасте: от 6 лет до 14 лет тебя называют ребенок или малолетний. У тебя частичная дееспособность, то есть ты можешь совершать не все сделки, а только те, которые необходимы тебе каждый день. Это означает, что ты можешь покупать в магазине любые продукты, канцелярские товар, иные вещи и предметы. Также, ты можешь совершать сделки, направленные на получение выгоды, не требующие юридического вмешательства. В случае, если ты не можешь заключить сделку, от твоего имени могут выступить родители, усыновители или опекуны. Тебе 14 лет. С этого возраста ты обязан иметь паспорт гражданина Российской Федерации. Можешь выбирать себе место жительства (с согласия родителей). С письменного согласия родителей (усыновителей или опекунов) вправе совершать любые сделки. Имеешь право вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Допускается поступление на работу для выполнения в свободное от учебы время легкого труда (с согласия одного из родителей). Имеешь право управлять велосипедом при движении по дорогам. Но помни, что с этого возраста ты подлежишь уголовной ответственности за некоторые преступления: убийство, похищение человека, насильственные действия сексуального характера, кража, разбой, вымогательство, террористический акт, хулиганство и многое - многое другое.
Сектор: «Ты и семья»
Для тебя, наверное, не секрет, что детей не приносят аисты. Не удивляйся, но их на самом деле, не ищут и в капусте. Каждого из нас носит под сердцем девять месяцев женщина. Рядом с этой женщиной должен быть мужчина, любящий и оберегающий не только ее, но и то крохотное существо, которому только предстоит родиться.Мы рождаемся, и женщина становится для нас мамой, а мужчина - папой. А все вместе мы- семья!
Одним из самых важных прав ребенка в нашей стране признается право жить и воспитываться в семье (статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации)
Это значит, что ты имеешь право жить вместе со своими родителями, и никто не может этому воспрепятствовать.
Твои права в семье:
1. Право знать своих родителей.
2. Право на заботу родителей.
Забота родителей о ребенке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально- бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т.п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т.д., то есть в обеспечении разнообразных интересов детей.
3. Право на воспитание своими родителями.
4. Право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
5. Право выражать свое мнение.
Это значит, что ребенок имеет прав выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Такое право появляется у ребенка с того момента, когда он способен сформулировать свои собственные взгляды.
6. Право на имя, отчество и фамилию.
Такое право появляется у ребенка с момента рождения. Имя, отчество и фамилия указываются в свидетельстве о рождении.
Имя дается ребенку по соглашению родителей, отчество ребенку присваивается по имени отца (если отцовство не установлено, то отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка). Фамилия определяется фамилией родителей. Если у родителей разные фамилии, то ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей. Если ребенку уже исполнилось 10 лет, то изменить ему имя и фамилию можно только с его согласия. А с 14 лет ребенок вправе самостоятельно подать заявление об изменении имени и фамилии.
7. Имущественные права.
Сектор: «Ты и школа»
Я, представитель секции «Ты и школа», отвечу на интересующие вас вопросы в режиме пресс-конференции.
- Могу ли я учиться в школе по особым программам, составленным именно для меня?
Конечно! Об этом говорит часть 4 статьи 50 Закона «Об образовании». Но закон не прописывает конкретные формы таких планов, пути перевода ученика на индивидуальное обучение, а указывает, что они регламентируются уставом образовательного учреждения. Так что, если ты претендуешь на обучение по индивидуальному плану, найди соответствующий пункт в уставе. Если вдруг его там не окажется, не отчаивайся, потому что закон гарантирует тебе это право. Родители в качестве твоих законных представителей имеют право поставить этот вопрос перед руководством школы.
- Что делать, если между мной и учителем возник конфликт?
Главное действовать цивилизованными методами. Конфликты - это реальность нашей жизни. Все мы, и ты, и твой учитель, - живые люди со своими особенностями и слабостями. Запомни: грубостью и скандалом конфликт разрешить не удастся. Если две стороны конфликтуют, вряд ли одна из них полностью права, а другая полностью виновата. Поэтому, прежде всего, поговори откровенно... с самим собой. Чётко определи: какие именно твои права нарушаются в ходе вашего конфликта? Право на уважение твоего достоинства? Право на объективную оценку? Право на выражение собственного мнения? Не скрывай от самого себя, в чем ты был неправ. Когда ответишь на этот вопрос, тебе будет легче сформулировать, свои претензии к педагогу. Если ты просто злишься, а свои претензии выражаешь в маловразумительных выкриках: «А чего он вообще!», «А чего он опять!» - конфликт только усилится. Но, в любом случае, в уставе школы найди раздел «Порядок управления образовательным учреждением». Там перечислены должностные обязанности директора. Среди них есть положение о том, что директор обязан восста навливать справедливость в отношении ученика в различных конфликтных ситуациях. Не сомневайся, оно там есть обязательно, потому что в соответствии с пунктом 4 раздела 3 статьи 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение несёт ответственность за нарушение твоих прав и свобод.
- Несет ли школа ответственность за мое здоровье?
Еще как! Это постоянная и суровая ответственность каждого учителя и школьной администрации. Но только во время образовательного процесса (пункт 3 части 3 статьи 32 Закона РФ "Об образовании"). Что это значит? Это значит: во время уроков, на перемене, во время занятий в рамках дополнительного образования. А если ты, не зная, куда себя девать, заявился после занятий в школу, начал резвиться, безобразничать и получил при этом травму, то школа не отвечает, потому что вред здоровью был причинен не во время образовательного процесса, а в твое свободное время, хотя и в стенах школы.
- А могу я вообще не ходить в школу?
Можешь. Если по какой-то причине учишься дома. В соответствии с частью 3 статьи 52 Закона РФ «Об образовании» родители (законные представители) могут дать тебе начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование дома, в семье. На любом этапе этого обучения (при положительной аттестации) по решению родителей ты можешь продолжать образование в школе. Так или иначе, об этом должны знать определенные структуры (отдел образования), и не обольщайся, экзамены тебе сдавать все равно придется.
Чтобы вы могли лучше разбираться в своих правах, обязанностях, ответственности (как школьника) предлагаю вам мини версию Кодекса ученика нашей школы.
(Раздает всем присутствующим)
Сектор: «Ты и милиция»
А я, пожалуй, отвечу на письмо из зала, которое мне только что передали.
«Недавно я стал свидетелем того, как у моего одноклассники отбирали телефон. Приехала милиция, меня как свидетеля забрали в отделение и продержали там 2 часа, даже не разрешили позвонить родителям. Правы ли они были?»
Милиция - правоохранительный орган. Она защищает твои права и права других граждан, посему как законопослушный и сознательный гражданин России ты должен помогать милиции в её работе, не нарушать Закон и права других людей.
Милиция, конечно, друг человека, но нарушать твои права может...
Итак, бывают ситуации, когда ты видел какое-либо происшествия или преступление.
Если ты являешься СВИДЕТЕЛЕМ:
1. ты можешь отказаться свидетельствовать против себя и своих близких
2. ты можешь явиться на допрос с родителем (или другим законным представителем).
3. если тебе нет 14 лет, то при твоем допросе ОБЯЗАТЕЛЬНО должен присутствовать педагог.
Знай, что в случаи твоего задержания и доставления в отделение милиции, возбуждения уголовного дела должны соблюдаться все процессуальные нормы, действующие в отношении взрослых. Однако в связи с тем, что ты несовершеннолетний, у милиции возникают дополнительные обязанности: незамедлительно поставить в известность о твоем задержании родителей (законных представителей), обеспечить с момента ареста (заключения под стражу) правовую помощь со стороны защитника (адвоката).
Если сотрудник милиции в отсутствии родителей пришел к тебе домой и предложил пройти с ним в отдел для выяснения обстоятельств какого-либо происшествия, помни, что
сотрудник милиции обязан предъявить повестку. В ней должно быть указано кого, куда, в каком качестве, с какой целью и на какое время вызывают. Если повестки нет, то попроси её прислать. Не соглашайся пройти с сотрудником милиции в отдел без повестки.
Если сотрудники милиции нарушили твои права, следует писать жалобу в Прокуратуру и прокурор в течение трех дней обязан вынести постановление.
( Представители всех секторов вместе)
Помни свои права!
Однако не забывай(!), что и ты должен соблюдать Закон
а незнание закона
НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ТЕБЯ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ!
Учитель:
Большое спасибо консультантам Центра правовых знаний «Для тебя о тебе» за предоставленную информацию.
Все вы с момента своего рождения являетесь полноправными гражданами своей страны. Как любого человека на Земле вас защищает Закон, который дает вам права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности. Пока вы находитесь в начале жизненного пути, впереди годы становления и роста. На этой дороге могут встретиться преграды и тяжелые испытания. Чтобы достойно справиться с ними, вырасти по-настоящему свободным человеком, стать личностью, необходимо хорошо знать законы, охраняющие детство. Нередко знание прав и обязанностей, своевременная помощь и правильный совет спасают чью-то жизнь. Надеюсь, что сегодняшний разговор, предложенные вам постеры, брошюры и материалы нашего классного уголка правовых знаний помогут в решении многих трудных проблем, защитят от произвола и несправедливости, научат, как правильно вести себя, чтобы заслужить уважение окружающих людей. Счастливого вам будущего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: "Каждый ребенок имеет право ..."
Разработка классного часа по теме: "Каждый ребенок имеет право ...". Классный час проходил в форме детского форума. Детям очень понравилась форма работы, да и я достойно выступила на конкурсе "Самый к...
“Каждый ребёнок имеет право”
разработка классного часа в 6-8 классе по правам ребенка....
Урок по литературе «…Только влюблённый имеет Право на звание человека»
-Каждому из нас предстоит по-своему ответить на вопросы, вечноволнующие умы человечества. Как жить? Каким быть? В чем смысл жизни? Что такое Любовь?Но есть личности, которые ярко сияют во мраке жизнен...
Классный час "Каждый ребёнок имеет право"
Разработка открытого классного часа по теме "каждый ребёнок имеет право" ....
человек имеет право...
презентация к уроку обществознания в 7 классе по теме "Основные права и обязанности человека в государстве"...
Вăррăн та чун пур... И вор имеет право на прщение…
Интегрированнăй урок: чăваш, вырăс тата тĕн литератури, (чувашская, русская религиозная литература)...
"Каждый ребенок имеет право"
Классный час-презентация о правовом воспитании учащихся....